Пороша о чем стих

Краткий анализ стихотворения Есенина «Пороша» по плану

1. История создания

Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.

Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.

Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».

2. Литературное направление

Литературное направление – романтизм, но в нем уже очень явно ощущаются черты имажинизма.

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр

Жанр рассматриваемого стихотворения – пейзажная лирика.

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не затрагивает. Он просто рисует картину умиротворенного зимнего леса, передавая всю свою любовь и тоску по малой родине.

6. Тематика

В произведении поднимается тема родины. Автор с любовью рисует прекрасный пейзаж, характерный его любимой деревне, а точнее, лесу за домами.

Бережное отношение, любование природой составляют основную тему стихотворения.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы излить собственную тоску по малой родине, рассказать, как она прекрасна и неповторима.

8. Пафос

Есенин любуется лесными просторами, в каждой строчке чувствуется восхищение и особенно трепетное отношение к родине.

9. Система образов

Стихотворение – удивительный пример олицетворения пейзажа. Тут не просто образы деревьев или природы в целом, а настоящая волшебная сцена.

Перед нами предстают сказочные герои, оживленные воображением автора: заколдованный невидимкой лес, сосна-старушка, опирающаяся на клюку. Благодаря таким сравнениям стихотворение становится похоже на фольклорное произведение.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится сама русская природа, заснувшая зимой. Автор олицетворяет все вокруг, и обычные деревья оживают перед восхищенным взором читателя.

Нельзя забывать и о лирическом герое, который тоже предстает как персонаж произведения. Ведь мы видим все происходящее именно его глазами.

11. Лирический герой

От лица лирического героя ведется повествование. Это он едет на лошади и видит разворачивающуюся вокруг чудесную картину.

Лирический герой здесь – художественная проекция самого Есенина, так как нам сообщаются именно его чувства и особенное восприятие окружающего мира.

12. Сюжет

Автор просто описывает картину зимней природы, хоть и олицетворяет ее при этом. Как такового, сюжета нет.

13. Композиция

Формально стихотворение состоит из четырех частей. В каждом катрене рисуется своя маленькая картинка или деталь общего пейзажа.

Повествование развивается спокойно, линейно, без каких-либо явных композиционных точек.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень живым и невероятно образным, богатым языком. Причем, автор практически не использует высокой лексики. Вся ткань произведения состоит их простых слов, понятных любому человеку.

В этом заключается необыкновенный талант Есенина: суметь обычными выражениями нарисовать поистине волшебную картину.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Рифмовка перекрестная (АБАБ).

Стихотворение состоит их четырех строф, написанных катренами.

16. Средства художественной выразительности

Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».

Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».

Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».

Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».

Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, насколько тонко и необычно Есенин воспринимал мир и как глубоко, искренне любил свою родину. Оно является ярким образцом таланта автора – уметь в простом видеть волшебное и очаровывать читателя рисуемыми образами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою родину, и у каждого из нас есть места, особенно дорогие сердцу. Именно поэтому стихотворение актуально и в наше время.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение своей красотой и невероятными, даже волшебными образами заснеженного леса.

20. Чему учит

Оно учит любить родные края и уметь видеть сказочное в, казалось бы, простых, обыденных пейзажах.

Источник

Анализ стихотворения «Пороша» (С. Есенин)

Стихотворения Есенина о природе всегда насыщены уникальными художественными образами и народным колоритом. Автор выражает свою любовь к Родине, ее неброской, но такой родной красоте. Анализ стихотворения «Пороша» по плану поможет и нам проникнуться мастерством поэта и лучше понять каждую строчку.

История создания

Стихотворение С. Есенина «Пороша» написано в 1914 году. В этот год поэт переехал из села Константиново в Москву, его жизнь кардинально изменилась, ведь тогда его творчество начали публиковать, и он становился известным. Однако поэт скучал по родному селу – его покою, тишине, близости к природе. Эти чувства отражаются в стихотворении «Пороша».

Городская суета и «кислая» зима со слякотью вместо снега не могли удовлетворить жажду автора в деревенском просторе и царственной зимней красоте. Она называл себя «последним поэтом деревни», поэтому визитной карточкой его творчества стали поистине народные пейзажи из глубинки, где человек близок к природе и живет в гармонии с нею. Городской публике эта ностальгия по уюту небольших селений очень нравилась, что и определило успех поэта.

Жанр, композиция, размер

Произведение «Пороша» можно определить как лирическое стихотворение, это один из лучших образцов пейзажной лирики поэта.

Стихотворение разделено на четверостишия, в каждом раскрывается своя микротема. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой.

Образы и символы

Лирический герой – это образ самого автора, он созерцает природу, восхищается ее красотой. Герой наблюдателен, замечает маленькие детали, передает их и для читателя, который, возможно, и не обратил бы внимание на всю эту красоту. Можно сказать, что лирический герой – человек из народа, из деревни – таким и считал себя сам поэт. По этой причине употребляются просторечные выражения («понагнулась», «подвязалася»).

Образы зимнего леса подчеркивают его особенную прелесть. Сосна сравнивается со старушкой, ведь зима всегда уподобляется смерти: все живое застывает в неподвижности, жизнь прекращается. Дорога тоже лишена живых черт: она бесконечна, ведь все засыпано снегом, все находится в сонном небытие.

Основная тема стихотворения «Пороша» – это любовь к природе, восхищение ее красотой. Лирический герой, едущий через зимний лес, замечает, как прекрасен мир вокруг, какой красотой и гармонией наполнена природа. В этом и состоит главная идея: природа вызывает радость, завораживает и успокаивает.

Тема зимы раскрывается через образы сосны, заснеженной дороги и через передачу звуков: звона саней, стука дятла, гомон ворон. На фоне слепящего снега они не черные, а серые.

Тема леса выражается в описании его живых обитателей и их зимнего быта. Несмотря на белую неподвижность зимы, птицы проявляют активность, борются с холодом и голодом. Жизнь не замирает, а продолжается, как бесконечная дорога.

Основная идея

Смысл стихотворения «Пороша» заключается в восхищении зимой, ее звуками и пейзажами, ее завораживающей атмосферой. Автор не зря упоминает колдовство, ведь зима производит поистине мистическое впечатление на наблюдателя.

Главная мысль стихотворения «Пороша» и всей пейзажной лирики поэта состоит в том, что человек должен уметь наслаждаться каждым мгновением своей жизни и каждым даром природы, ведь даже холодная и невзрачная зимняя дорога может подарить незабываемые впечатления тому, кто умеет видеть и слышать.

Средства выразительности

Просторечие – одно из средств выразительности, придающее своеобразие и самобытность. Никто не сомневается во владении С. Есениным русским литературным языком, вот почему точечное употребление просторечий только украшает речь. Также в стихотворении «Пороша» есть…

Образный язык стихотворений С. Есенина поражает воображение читателя, позволяет живо представить картину зимнего леса.

Мне нравится это стихотворение, потому что оно описывает красоту простых, обыденных вещей. Мы видим все эти деревья в снегу с детства, но именно С. Есенин смог придать образности, найти необычное. Красота в простых вещах – вот что я люблю в творчестве поэта. Да и сам он ценил русскую природу, скучал по ней в Москве. Туда он переехал ради возможностей, но сердцем остался в родных краях. Для него это стихотворение – выражение любви к Родине.

Источник

Стихотворение и анализ «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Понагнулась, как старушка,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Убегает лентой вдаль.

Краткое содержание

Стихотворение «Пороша» представляет собой сочетание краткости и необыкновенной художественной выразительности, его можно назвать образцом пейзажной лирики С.А. Есенина. Герой едет по запорошенному лесу и любуется картиной сказочного зимнего пейзажа. Он находится наедине с природой, и ничто не нарушает этого тихого созерцания.

Постепенно стихотворение наполняется сказочной атмосферой. Уже во второй строфе появляются волшебные образы: заколдованный невидимкой лес, старая сосна, которая «оперлася на клюку», словно Бабя яга из народной сказки… Далее автор возвращается к реальности, описывая сидящего на вершине сосны дятла. Такой переход стирает границу между сказкой и действительностью и помогает лучшему восприятию текста.

В последней строфе перед читателем предстает картина снежного раздолья, скачущего по бесконечной дороге коня, земли, покрытой шалью из снега. Все эти образы автор соотносит с русской душой, ее широтой и открытостью. Описывая заснеженные просторы, Есенин, как тонкий ценитель этой красоты, показывает читателю свое неравнодушное отношение к родному краю, к природе и к родине в целом.

Пороша о чем стих

И. Шишкин. Первый снег. 1875

Анализ

История создания

Когда Есенину исполнилось семнадцать лет, он покинул Константиново и переехал в Москву. Этот город привлекал его, прежде всего, большими возможностями, хотя и тяготил чрезмерной шумностью, суетливостью и неухоженностью. Привыкание к новому месту жительства давалось Есенину нелегко. Юноша очень тосковал по родной рязанщине, ее просторам, березовым рощам, заснеженным полям и очень переживал, если долго не мог навестить дорогие сердцу места. Чтобы дать выход своим чувствам, он, на основе воспоминаний, часто описывал картины деревенской жизни в своих произведениях.

Стихотворение было написано в 1914 году, знаменательном для молодого поэта тем, что его произведения впервые стали публиковаться в печатных изданиях. Оно получилось очень мелодичным, необычайно красивым и нежным и заняло достойное место среди лучших образцов пейзажной лирики двадцатого столетия.

Персонажи и образы

Главным персонажем в стихотворении выступает русская природа. Повествование ведется от лица лирического героя, на которого спроецирован образ самого Есенина. Именно он сообщает читателю о своих чувствах от созерцания картины запорошенной снегом местности. Поэт настолько красиво олицетворяет зимнюю природу, что перед глазами разворачиваются волшебные полотна, а стихотворение начинает напоминать произведение народного фольклора.

Композиция

Композиционно произведение делится на четыре строфы. Оно не имеет выраженных композиционных точек и представляет собой неспешное, плавное повествование. В каждой строфе показана небольшая миниатюра на тему природы. Первое четверостишие представляет читателю лирического героя, который решил прокатиться верхом по первому снегу.

Вторая строфа посвящена описанию зимнего, словно уснувшего леса. В третьей – перед глазами предстает старая сосна в виде старушки с клюкой. Кругом стоит тишина, которая нарушается лишь стуком дятла. Последняя строфа описывает внутреннее состояние героя. Бесконечная дорога служит олицетворением жизненного пути и личной свободы.

По принадлежности к литературному роду стихотворение относится к лирике. Литературное направление – романтизм, хотя, уже явно проступают некоторые черты имажинизма. Жанр данного произведения – пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ).

Для придания художественной огранки автор пользуется различными средствами выразительности. В стихотворении присутствуют образные олицетворения: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой повязалася сосна», «дремлет лес», снег «стелет шаль». Для придания фольклорной напевности автор использует инверсию: «скачет конь», «валит снег».

При упоминании бесконечной дороги применяется метафора «убегает лентой вдаль» наряду с эпитетом «бесконечная дорога» и олицетворением «убегает». Несмотря на то, что в стихотворении описывается природа, эпитетов в нем совсем немного: «серые вороны», «белая косынка» и уже упомянутая «бесконечная дорога».

Проблематика и основная идея произведения

В произведении не затрагиваются никакие проблемы. Оно представляет собой авторское видение зимней природы и служит выражением любви поэта к своей малой родине, по которой он бесконечно скучал. Влившись в городскую жизнь, Есенин понял, как безнадежно утрачена людьми связь со своими корнями. В качестве примера можно привести то недоумение и, даже презрение, когда «деревенский поэт» предстал перед звездной поэтической элитой в простых валенках.

Целью поэта было пробуждение пусть не любви, но, хотя бы, интереса к своей родине. Его первые шаги в этом направлении заключались в сочинении произведений, которые знакомили бы читателя с восхитительными русскими пейзажами.

Идея произведения состоит в том, чтобы показать природу во всем ее многообразии, разноплановости – это и заснеженные поля, и цветущие луга, и дороги, и леса, и животный мир, и многое другое. Все это несет в себе своеобразную красоту, стоит лишь посмотреть на это другими глазами и научиться получать радость от простых повседневных вещей и явлений.

Источник

«Пороша» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – эпитеты, метафоры, рифма, лирический герой

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Пороша о чем стих

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.

История создания – Стих написан в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль».

Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».

Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».

Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес».

Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

История создания

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Данное произведение является ярким образцом пейзажной лирики. Написано четырехстопным хореем, что придает стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счет гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

22.04.2020

Есенин С. «Пороша»

Главные герои стихотворения «Пороша» и их характеристика

Чему учит стихотворение «Пороша»
Стихотворение учит любить природу, уметь увидеть ее красоту. Учит любить родную землю. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение «Пороша»
Мне очень нравится это стихотворение, потому что оно очень спокойное и дарит умиротворение. Поэт использует красивые метафоры и сравнения, и природа в его описании оживает. Словно наяву читатель видит образы, которые полюбились поэту.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Пороша»
Эпитеты: серые вороны, белою косынкой, бесконечная дорога.
Метафоры: звоны под копытом, вороны расшумелись, заколдован лес, дремлет под сказку, валит снег, стелет шаль, убегает лентой.
Сравнения: словно косынкой, понагнулась как старушка.
Олицетворения: дремлет лес, повязалася сосна, принагнулась, оперлася, снег стелет, дорога убегает.

Пословицы к стихотворению «Пороша»
Зима не лето, в шубу одета.
В зимний холод всякий молод.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Нет в мире краше Родины нашей.
Своя земля и в горсти мила.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Пороша»
Герой едет по снегу. Вокруг тишина и только вороны шумят на лугу.
Лес дремлет под снегом. Словно косынкой повязалась похожая на старушку сосна. На ней долбит дятел.
Вокруг простор, сыплет снег, а дорога убегает вдаль.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Пороша»

Пороша о чем стих

Читать стихотворение «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *