Попью воды у журавля что значит
AРТ-Цигун
Цигун и Арт-терапия в Одессе и ОНЛАЙН
Упражнение цигун “Священный Журавль пьет воду”
В переводе с китайского – это птица очень похожая на журавля и живущая на небесах. Поэтому и называют ее не просто журавлем, а священным журавлем.
В нашем мире не только лекарства, растения, пища и различные вещества (микроэлементы, витамины, пр.) могут отрегулировать наше здоровье, но и информация. Она играет очень большую роль и оказывает сильное влияние на наш организм, на наше здоровье. Физическое тело реагирует на разные виды информации по-разному. Различные формы жизни влияют друг на друга даже в том случае, если мы этого не ощущаем. Представьте, что летом в сильную жару, когда вас мучает жажда, вам кто-то покажет на дерево с лимонами и предложит посмотреть как много на нем плодов. Как отреагирует ваше тело? Большинство людей при этом почувствует во рту кислоту и в качестве ответной реакции тут же начнет выделяться слюна. В результате вы перестанете ощущать жажду. Только один взгляд на лимоны или только слова о них – и такая мощная реакция.
А если мы представляем, что стали птицей с длинной гибкой шеей и пьем воду из озера, что будет происходить с нашим организмом? Как отреагирует наше тело на такое воображение?
Последовательность выполнения упражнения
Представьте, что вы журавль на берегу озера или какого-нибудь большого водоема среди таких же журавлей. Вы знаете, что у этих птиц – длинная гибкая шея. Для того, чтобы укрепить свою шею, позвоночник, плечи нужно использовать энергию журавля. Представьте, что ваша шея такая же длинная, гибкая и так же легко поворачивается в любую сторону. В этом упражнении очень большую роль играет воображение – вы должны представить себя журавлем.
Значение и смысл этого упражнения
Первый смысловой уровень. У большинства людей из-за сидячего образа жизни и сидячей работы шея и голова постоянно немного наклонены вниз, а это провоцирует проблемы с позвоночником, в частности с шейным отделом. Это упражнение предназначено специально для урегулирования проблем с функциями позвоночника и шеи. Прежде всего, оно тренирует шейный отдел позвоночника, увеличивая его подвижность.
Особенно полезно тем, кому за 40, и тем, у кого шейный остеохондроз. При поворотах головы наша шея приходит в состояние расслабления, что способствует улучшению кровообращения и питания мозга, нормализация состояния вестибулярного аппарата.
Очень важно представить и почувствовать, что вы набираете клювом воду и проглатываете ее, и эта вода опускается вниз, в желудок. Ваше туловище начинает изгибаться подобно латинской букве S. Кажется, будто вы находитесь в воде и колебания вашего тела происходят автоматически, без всяких усилий, будто колебания идут в воде. Тогда энергия волнами начинает проходить вверх по вашему позвоночнику вдоль спины. При этом вы можете чувствовать как межпозвоночные диски занимают правильное положение.
С точки зрения работы с физическим телом это упражнение позволяет отрегулировать работу всего позвоночника в целом и шеи в частности. Практика данного упражнения дает лучшие результаты, чем массаж. Когда позвоночник совершает волнообразные движения, он раскрепощается, и таким образом можно скорректировать весь позвоночный столб. Это является профилактикой многих заболеваний. Упражнение способствует улучшению циркуляции крови, лечению головных болей, вегето-сосудистой дистонии, сколиоза и пр.
Второй смысловой уровень. Мы регулируем позвоночник с помощью энергии, без приложения силы. Вы будете чувствовать проходящие волны энергии, и эти волны улучшают циркуляцию крови, что, в свою очередь, укрепляет мышечные ткани и приводит их в равновесие. И тогда уже эти мышцы вызывают необходимые движения позвоночника. энергия нашего позвоночника связана с энергией наших почек, а почки принадлежат стихии Воды. Энергия почек и энергия воды одинаковы, поэтому мы представляем, что пьем воду. Мы как бы пьем энергию воды. Через некоторое время практики, у человека возникает повышенное слюноотделение. Современными биохимическими исследованиями было установлено, что в такой слюне находится большое количество различных микроэлементов, которые оказывают лечебное действие на пищевод и желудочно-кишечный тракт.
Третий смысловой уровень. вы начинаете практику отождествления себя с другим видом жизни, в данном случае, с птицей. Надо вжиться в образ журавля, пьющего воду. Эти мысли, эти представления тренируют наш ум, наше сознание, и позже мы начинаем понимать, что такое журавль.
Смотреть другие упражнения Цигун – ЗДЕСЬ
(Статья написана по материалам книги “Чжун Юань Цигун. Первый этап восхождения”, Сюй Минтан, Тамара Мартынова).
Патриот-2 (2021)
НАВИГАЦИЯ
Патриот-2
2021
Рейтинг:
7.612 / 67 голосов
Регистрация
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
отредактировано в 20:54
Что вы ерунду пишете? Там поют следующее:
«На дальней станции сойду, запахнет мёдом..
Живой воды попью у журавля,
Тут всё–моё, И мы, и мы отсюда родом –
И васильки, и я, и тополя.»
Что вы ерунду пишете? Там поют следующее:
«На дальней станции сойду, запахнет мёдом..
Живой воды попью у журавля,
Тут всё–моё, И мы, и мы отсюда родом –
И васильки, и я, и тополя.»
На дальней стации сойду
Запахнет йодом
живой воды попью у Журавля
Причины
Загрязнение питьевых источников. Выброс I в источники воды приводит к острым отравлениям. Максимально допустимая концентрация рассматриваемого элемента составляет 0,125 мг/дм3. Превышение этих цифр представляет опасность для человека. Случаи химического поражения с помощью йодосодержащих жидкостей были описаны во время локальных военных конфликтов XX века.
И после этого живой воды у Журавля наводит на нехорошие мысли поп поводу что такое предлагает Журавль(он же Журавлев). Самогон на йоде?
Попью воды у журавля что значит
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Цигун. Часть I
В человеческом теле существуют 12 основных энергетических каналов, соединяющих внутренние органы с поверхностью тела. Начальные и конечные участки этих каналов проходят по боковым поверхностям пальцев рук и ног, а начальные и конечные точки этих каналов расположены в уголках ногтей.
Последовательность выполнения упражнения
Значение и смысл упражнения
При выполнении этого упражнения надо обязательно представлять себе, что вы открываете эти каналы, очищая загрязненные участки, как бы выдавливая наружу из гибких шлангов застоявшееся и сгустившееся «нечто».
Если вы находитесь на семинаре или прогуливаетесь на природе, то для открытия каналов на пальцах ног можно просто пошевелить пальцами, сгибая их и разгибая в обуви. Еще можно стать на цыпочки и поворачиваться на них попеременно то влево, то вправо, а можно делать такое вращение каждой ногой попеременно.
Если ваша энергия хорошего качества, то лунки чисто белого цвета. Если они серые или темные, то качество вашей ци низкое.
Мы открываем точки на кончиках пальцев для того, чтобы убрать плохую ци из нашего тела. Как правило, после прохождения семинара и некоторого времени практики цвет лунки ногтей улучшается, а их размер увеличивается.
Буддой в Китае называют не только известного всему миру Гаутаму, но и любого человека, достигшего просветления и поднявшегося на высокий духовный уровень. Именно такой смысл нужно вкладывать в понятие «Будда» при практике этого упражнения.
Последовательность выполнения упражнения
1. Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельны, тело расслаблено.
2. Сложить ладони на уровне груди. Руки должны быть отставлены от туловища. На Востоке это общепринятая форма приветствия, проявления уважения к стоящему перед вами человеку. Так молятся Будде.
3. Открыть ладони к себе, вращательным движением на себя опустить кисти рук пальцами вниз таким образом, чтобы кисти сомкнулись тыльной стороной.
4. Продолжить вращение, открыв ладони от себя, затем, сомкнув их, вернуть в исходное положение. Выполнить 8 раз.
5. Повторить вращение рук в противоположном направлении, от себя, еще 8 раз.Обратите внимание на то, что при вращении рук перекатывание кистей должно происходить одновременно на уровне ладоней и пальцев.
Значение и смысл упражнения
Первый смысловой уровень: обычное физическое упражнение, разрабатывающее суставы: кистей рук, локтевой и плечевой.
Третий смысловой уровень. Это упражнение позволяет развить свою интуицию, или способности к общению. Если вы хотите действительно усилить свою интуицию, представьте себе, что вы ребенок и стоите перед Духовным учителем или перед кем-то, от кого вы хотите почерпнуть мудрость. На Востоке считают, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности стать просветленным, поэтому ребенок может рассматриваться как будущий Будда. Но можно мысленно обратиться к любому человеку, достигшему просветления, к кому-нибудь из Духовных учителей, к любому богу, в которого вы верите.
В дословном переводе с китайского это означает «смотреть энергию». Сначала вы не можете ее видеть, но можете чувствовать. Мы будем ощупывать и осматривать Землю, Небо, всю Вселенную своими ладонями, подобно Будде.
Как мы уже отмечали. Буддой называют человека, достигшего высокого уровня духовного развития. Поэтому уровень Будды приравнивают к божественному, а божество все может.
Последовательность выполнения упражнения
Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельны, тело расслаблено.
1. Медленно поднять руки в стороны до уровня плеч, ладонями вниз. Руки и кисти рук должны быть расслаблены, для этого руки нужно чуть-чуть согнуть в локтях. Можете закрыть глаза и представить себе, что ваши руки становятся очень длинными, а ладони огромными, как у Будды, и что вы своими ладонями можете видеть и ощущать всю землю и все небо и исходящую от них энергию.
2. Плавно переместить руки вперед до легкого соприкосновения больших пальцев, концентрируя внимание на ладонях. Тело при этом немного подается за руками, что приводит к легкому сжатию области грудной клетки и растяжению области лопаток.
3. Затем снова плавно развести руки в стороны, продолжая концентрироваться на ладонях. При этом раскрывается грудная клетка и слегка сжимается область лопаток. Повторить 8 раз.
4. Плавно переместить руки вперед до легкого соприкосновения мизинцев, концентрируя внимание на ладонях. Тело при этим немного подается за руками, как и в предыдущем случае, что снова приводит к легкому растяжению области спины и сжатию грудной клетки.
5. Снова плавно развести руки в стороны, продолжая концентрироваться на ладонях. Повторить те же движения 8 раз.
Разведя руки в стороны последний раз, повернуть кисти ладонями вниз и медленно опустить руки вдоль туловища.
Значение и смысл упражнения
Первый смысловой уровень. Прежде всего, это физическое упражнение, способствующее раскрытию каналов средних отделов позвоночника, в частности области между лопатками и грудного отдела. Существуют зоны, где точки открываются особенно трудно, поэтому иногда в переводе их называют «заставами», или «калитками». Мы можем сказать, что при движении рук вперед открывается грудной отдел канала Ду-май, а при движении рук в стороны открывается грудной отдел канала Жень-май.
Кроме того, труднопроходимыми считаются точки Минмэнь и Дачжуй. Если верхние точки не открыты, появляются головные боли и высокое кровяное давление. Если не открыта средняя зона, то бывает тяжело дышать, как будто что-то мешает сделать глубокий вдох. Возникает ощущение, что внутри, в области сердца и желудка, что-то «стоит». Обычные обследования не позволяют в этом случае выявить причину такого дискомфортного состояния.
Второй смысловой уровень. С точки зрения энергии это упражнение позволяет нам развить чувствительность своих рук, научиться различать иньскую и янскую энергии. При выполнение упражнения вы должны использовать свое сознание, свой ум, свое воображение, чтобы почувствовать прохладную ци Земли и теплую ци Неба.
Третий смысловой уровень. Вы должны представить себя огромным по величине духовным Учителем, Буддой или Богом. Вы должны представить себе, что стали так огромны, что своими ладонями можете ощупать весь Земной шар, а когда ладони обращены кверху, то все небо одновременно. Ваши руки лоцируют Землю и Космос и видят на любом расстоянии.
Последовательность выполнения упражнения
1. Исходное положение, как и в предыдущих упражнениях.
2. Слегка наклонить голову вперед, подбородок должен быть немного опущен вниз. Затем максимально повернуть ее влево, до плеча, как это делают птицы.
3. Если вам не трудно, то подбородок должен почти двигаться по груди, но, конечно, это зависит от длины и гибкости шеи.
4. Затем в дальней точке вы поднимаете голову вверх и возвращаете ее по верхней дуге, не запрокидывая назад. Подбородок при этом описывает вытянутый овал. Повторить восемь раз. Подбородок каждый раз описывает овал, но не от плеча до плеча, а чуть больше половины этого расстояния.
5. Выполнить те же повороты вправо и также восемь раз.
6. Вытянув шею как можно дальше вперед, опустите голову, как бы набирая клювом воду из озера. При этом колени слегка сгибаются.
7. Затем, прижав подбородок к грудной клетке, тянуть его вверх так, чтобы он скользил по грудине. Колени при этом выпрямляются.
8. Когда голова снова приподнимается перед очередным вытягиванием шеи, подбородок отрывается от груди и поднимается вверх, как будто птица проглатывает набранную клювом воду. При этом весь позвоночник совершает волнообразные движения от стоп ног вверх.
Повторить восемь раз.
Значение и смысл упражнения
Упражнение особенно полезно тем, кому за 40, и тем, у кого шейный остеохондроз. Оно способствует улучшению кровообращения и питания мозга, нормализации состояния вестибулярного аппарата, лечению головных болей, вегетососудистой дистонии, пр.
Здесь очень важно представить и почувствовать, что вы набираете клювом воду и проглатываете её, и эта вода опускается вниз в желудок. Ваше туловище начинает изгибаться подобно латинской букве «S». Кажется, будто вы находитесь в воде, и колебания вашей спины, всего вашего тела происходят автоматически, без всяких усилий, будто идут колебания в воде. И тогда энергия волнами начинает проходить от пяток кверху, а вода, которую вы как бы проглатываете, опускается вниз.
Второй смысловой уровень. Это упражнение улучшает циркуляцию ци по энергетическим каналам, помогает ей подниматься от ступней ног вверх, открывая на теле по ходу ее продвижения биологически активные точки.
Через некоторое время практики у человека возникает повышенное слюноотделение. В такой слюне находится большое количество различных микроэлементов. Проглатывайте эту слюну по мере ее образования на протяжении всей практики. Она оказывают лечебное действие на пищевод и желудочно-кишечный тракт.
Последовательность выполнения упражнений
1. Поставить ноги на ширине плеч или немного шире.
2. Руки положить на область почек большими пальцами вперед.
3. Вращать тело сначала влево, против часовой стрелки, 8 раз.
4. Затем вращать тело 8 раз вправо, по часовой стрелке.
Вы должны вращаться так, чтобы обязательно двигались тазобедренные суставы, поясница и крестец.
5. Закончив вращение, резко встряхнуть все туловище (от ступней ног до макушки), как будто дракон, отталкиваясь хвостом, выпрыгивает из глубины моря и взлетает вверх в воздушную стихию. Для этого следует приподнять тело, став на носки, потом резко бросить его на пятки. При ударе пятками вы еще как бы отталкиваетесь руками-лапами. Тело при этом совершает такое движение, как если бы вас кто-то внезапно обхватил со спины, а вы резко встряхиваетесь, чтобы освободиться.
Когда вы так встряхиваете тело, вы расслабляете свои внутренние органы, снимаете напряжение внутри тела и спазмы мышц и каналов, а это укрепляет ноги и спину.
Значение и смысл упражнения
Второй смысловой уровень. Когда мы представляем себя драконом и представляем, что находимся внутри моря, то снова работаем с энергией воды, как и в предыдущем упражнении. В этой области находятся почки. С точки зрения концепции У-син, почки принадлежат стихии Воды. Это значит, что ци воды и ци почек одинаковы. Если вы сможете не только представить, но и почувствовать себя в воде, то при вашем вращении ци такой воды будет проходить сквозь ваши почки, промывая их и удаляя плохую, застоявшуюся ци. Упражнение способствует укреплению почек и нашей костной системы, а также мочеполовой сферы.
Третий смысловой уровень. Вы должны представить и почувствовать себя драконом в море. Отождествите себя с ним. Если при выполнении этого упражнения вы войдете в состояние цигун, то поймете, что драконы существуют, что они реальны, но обитают в иных мирах, а вы закладываете основу своего будущего общения с иными мирами, иными цивилизациями, иными видами и формами жизни.
Попью воды у журавля что значит
8 сентября (дата для 2013 года) Первый месяц осени богат на экологические праздники. Так, во второе воскресенье сентября наша планета отмечает Всемирный день журавля. Первые предки этих красивых птиц появились еще во времена динозавров, около 40–60 миллионов лет назад. Исторической родиной журавлей считается Северная Америка, откуда они мигрировали сначала в Азию, а оттуда в Африку и Австралию. В настоящий момент популяция журавлей широко распространена во всем мире, исключение составляют лишь Антарктида и Южная Америка. Главные места зимовок журавлей – Иран и запад Индии. Всего насчитывают около 15 видов журавлей, в России гнездятся семь из них. Некоторые виды журавлей занесены в Красную книгу. Когда-то журавль был промысловой птицей, но сейчас он находится под охраной закона. Однако, несмотря на протесты международной природоохранной и орнитологической общественности, в некоторых странах (например, в Афганистане и Пакистане) до сих пор сохранились традиции охоты на пролетных журавлей. Впервые День журавля отметили в 2002 году в США. Ратуя за спасение исчезающего вида американского журавля, ученые-экологи подкладывали его яйца в гнезда журавлей других видов, которые отправлялись на гнездование в безопасные места. День, когда на гнездование отправился целый выводок спасенных птиц, был объявлен новым экологическим праздником, а журавль стал символом организаций, охраняющих природу. В качестве организатора Дня журавля выступает рабочая группа по журавлям Евразии при поддержке секретариата Боннской конвенции (конвенция по охране мигрирующих видов диких животных), Глобального экологического фонда по охране стерха (сибирского белого журавля) и его местообитаний и Международного фонда охраны журавлей с участием Союза охраны птиц России и Московского зоопарка. Празднование Всемирного дня журавля совпадает по времени с ежегодными учетами журавлей, которые проводятся в предотлетный период. Сам праздник в разных странах сопровождается фестивалями, акциями, конкурсами и фотовыставками, посвященными журавлям, а также экскурсиями на места осенних скоплений птиц, где принять участие в их подсчете могут все желающие.
Литературный праздник «Белые журавли»
Праздник Белых Журавлей. Наверное, нет более солидарного и грустного праздника, чем этот. Так почему же именно белые журавли стали символом этого праздника и откуда он появился?
Праздник Белых Журавлей отмечается в России 22 октября. Инициатором этого праздника стал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Именно он написал знаменитое стихотворение «Журавли».
Почему именно белые журавли стали символом этого праздника? На Кавказе есть легенда, что воины, павшие на поле битвы, превращаются в журавлей. Журавль – это символ положительных и светлых чувств, хорошего начала. Во всём мире журавль – это бессмертие, светлая сила, сила, которая связывает человека и Бога.
Именно поэтому Праздник Белых Журавлей – это праздник духовности и поэзии. А ещё Праздник Белых Журавлей был создан как день памяти всех погибших солдат во всех войнах мира. Также этот праздник способствует укреплению дружбы народов нашей необъятной России.
Сначала этот праздник праздновался только в Дагестане. Да и стихотворение «Журавли» начиналось немного по-другому: «Мне кажется порою, что джигиты…». Когда это стихотворение попалось на глаза Марку Бернесу, а именно он является исполнителем песни «Журавли», певец сразу почувствовал глубокий смысл этого простого и такого понятного всем стихотворения. Он предложил слово «джигиты» заменить на слово «солдаты». В 1968 году в свет вышла песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева и музыку Яна Френкеля. Песня посвящена погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей. Так и появилась эта знаменитая и такая душевная песня, которая никого не оставляет равнодушным. А потом из песни получился праздник.
Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Не случайно в разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника белым журавлям. Это говорит о том, что всех нас объединяет общая история, общее родство и общая память. И, конечно же, Праздник Белых Журавлей.
Автор статьи: Анастасия Самохина, Россия, Барнаул
Отсюда: Я не хочу войны
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме
И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.
А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось.
Для больной нелёгок труд,
Всё ей, бедненькой, казалось –
Журавли её спасут.
Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.
Журавль в культурах многих народов мира олицетворяет светлое и положительное начало. В Японии образ журавля символизирует процветание и долголетие. В Китае журавль символизирует бессмертие. У многих африканских народов журавль считается символом общения с богами и их посланником, а журавлиный полет воплощает возрождение, духовное и телесное. В христианской культуре с журавлем связывают терпение, послушание, добрый порядок и лояльность.
«Я плыл по лодке вниз и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли».
Так выразительно описывает клин журавлей К. Паустовский в рассказе «Наедине с осенью». С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения. Удивителен факт, что у представителей разных культур и народов журавль всегда занимал почетное место священной птицы, приближенной к Богу и духовному миру.
Символ счастья, любви и здоровья
Еще в Древнем Египте журавля называли птицей солнца. У римлян журавли ассоциировались с лучшими человеческими качествами: верностью, рассудительностью, добротой, отзывчивостью, дружелюбием. Если верить старинным восточным представлениям, души людей после смерти превращаются в птиц. По кавказской легенде, души поверженных храбрых воинов перевоплощаются в журавлей. Отсюда – бережное и уважительное отношение к ним.
В странах Востока журавлей наделяли весьма незаурядными способностями. В китайских мифологических сюжетах они выступали как посредники между земным и потусторонним мирами. Раньше верили, что они сопутствуют ангелам и душам умерших. Китайцы считали, что боги посылают журавлей на землю с определенными поручениями. Существовало поверье, по которому журавли способны принимать человеческий облик, превращаясь в бедных странников и служителей церкви.
Говорили, что журавлей, принявших вид человека, отличает проницательный и понимающий взгляд. Поэтому к нуждающимся незнакомцам должно было относиться с почтением и заботой. Безусловно, за необычайную верность, журавлиную пару всегда считали символом верной любви. Часто двух журавлей вышивали в надежде обрести собственное счастье в любви. Журавлиную пару изображали на сувенирах, предметах интерьера, картинах, посуде.
В Японии журавль – священная птица, символ здоровья, долголетия и счастья. На весь мир известна японская примета, по которой нужно сделать тысячу бумажных журавликов для исполнения мечты. В печально известной Хиросиме возведен Детский мемориал Мира в честь девочки Садако Сасаки, погибшей от лучевой болезни в результате последствий атомной бомбардировки города. История Садако, которая до последнего момента верила в исцеление и все-таки сделала тысячу журавликов, потрясла весь мир. Со временем и в других странах воздвигли памятники этой японской девочке, держащей бумажного журавлика. Они как невинная детская мольба о мире и грозное напоминание о людской жестокости.
«И журавли, печально пролетая. »
По славянским поверьям, журавли тоже являлись посланниками божьими. Верили, что по осени журавли уносят в нездешний мир души усопших. А весной сопровождают души младенцев, которым вскоре суждено родиться. Конечно же, по отлету и прилету журавлей судили о приближении зимы и весны.
Русский народ всегда почитал прилетающего весной журавля как птицу всеобщего счастья и радости. На раздолья пробуждающейся природы нередко выходила вся деревня, едва заслышав долгожданное курлыканье. К птицам обращались с просьбами о плодородии, здоровье, благополучии в семье. В старину говорили: «Ежели кто весной в первый раз увидит пару журавлей – скоро гулять ему на свадьбе». Наблюдение целой стаи птиц иногда считали знаком грядущего пополнения семейства или встречи с родственниками.
Способность птиц преодолевать огромные расстояния с недоступной человеку скоростью издревле привлекала человека. В древности птицам приписывались магические свойства. Считалось, что птицы могут принести счастье и что после смерти души усопшего переселяется в птицу. Картина дружного журавлиного отлета ассоциировалась в народе с обильным урожаем, поэтому крестьяне так внимательно относились к этому явлению и выходили прощаться с птицами.
Улетающий осенью клин журавлей, напротив, символизировал невероятную тоску по родному краю. И вправду, прощальное курлыканье журавлей никого не оставляет равнодушным, настолько явно звучат в голосах птиц нотки отчаяния и скорби. Жители деревень порой долго бежали вослед журавлиному клину и кричали: «Колесом дорога», чтобы птицы вернулись весной домой. Иногда говорили, что этими словами якобы можно задержать улетающих журавлей, а вместе с ними – и наступление заморозков.
На Руси всегда считалось хорошей приметой неожиданно увидеть в небе летящего журавля. Славяне верили, что если журавли присядут отдохнуть на поле, то смело можно ожидать от него богатого урожая.
Неповторимое курлыканье журавлиного клина, разрезающего небесную синь, всегда приковывает к себе внимание людей. Необъяснимым образом журавли пробуждают в душах чуткость и искренность, вынуждая поднять взор к небесам и задуматься о чем-то важном, неуловимом, вечном.
Всюду в Японии известна легенда о раненом журавле, который обернулся красивой девушкой, вышедшей замуж за спасшего ее юношу. Девушка оказалась прекрасной ткачихой. В образе журавля она ткала удивительные ткани их своих перьев, закрывшись от всех в комнате. Когда муж подсмотрел за ней, она снова стала птицей и улетела.
Считается, что если журавли превращаются в людей, то часто они принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи.
Алтайская легенда про журавля:
Услышав критику собрата, птицы подняли сильный гвалт и объявили перерыв. Птицы, уйдя на перерыв, галдели о случившемся, о правильности своего решения и выбора! Мнения, конечно, разделились после критики. А тем временем, рассердившийся Журавль выискивал критикана. Он налетел на Коростеля и давай его топтать и сломал обидчику спину.
В культуре многих народов журавль считается счастливым символом, олицетворяя свободолюбие, верность, бдительность. И действительно, проплывающий в небесной синеве журавлиный клин, наверное, никого не оставит равнодушным. Весной он символизирует возвращение тепла, осенью — предупреждает, что зима не за горами. Встреча журавлей — всегда радостное событие, провожают же их с грустью. Соответственно различному настроению человека считалось, что весной и осенью птицы и курлычут по-разному — весело или грустно
Изображения журавлей, за их величественную красоту, очень часто используются как украшения на предметах быта, в памятных знаках и эмблемах. На почтовых марках, выпускаемых к торжественным событиям, одним из элементов композиций часто является журавль..
Всюду в Японии известна легенда о раненом журавле, который обернулся красивой девушкой, вышедшей замуж за спасшего ее юношу. Девушка оказалась прекрасной ткачихой. В образе журавля она ткала удивительные ткани их своих перьев, закрывшись от всех в комнате. Когда муж подсмотрел за ней, она снова стала птицей и улетела.
Если человек тяжело болеет, то близкие и друзья делают тысячу бумажных журавликов и преподносят ему. Часто подобная демонстрация любви действительно придает больному силы и помогает побороть недуг.
Эдо, бывший в то время столицей Японии, нельзя считать городом в современном понимании этого слова. Районы плотной застройки чердовались с обширными рисовыми полями, парками и фруктовыми садами. Ландшафт был разнообразен и живописен.Особое предназначение территории Микавасима, изображенной на втором плане гравюры, заключалось в том, что это было место соколиной охоты сегуна на журавлей.
Охотились на красноголовых журавлей только зимой, когда тантё прилетали в Японию с континента. Вообще же их охраняли и подкармливали, что собственно и изображено у Хиросигэ. В Микавасима в зимние месяцы устраивались площадки, обнесенные соломенной изгородью, часть которой видна у правой кромки листа, рядом с деревом. Здесь рассыпался корм для журавлей: по всей вероятности, его и несет на коромысле человек, изображенный в глубине гравюры. Жители Микавасима по очереди сторожили журавлиную кормушку с тем, чтобы птицам не мешали ни люди, ни собаки. Это дежурство называлось «собачья стража» (инубан). Забота о журавлях простиралась вплоть до того, что специальными указами запрещалось в тех местах, где они зимой гнездились, шуметь или запускать воздушных змеев.
— Теперь очередь журавлей! Теперь очередь журавлей! — пронеслось над Кулабергом.
И вот на площадке появились журавли — большие серые птицы на длинных стройных ногах, с гибкой шеей, с красным хохолком на маленькой точеной головке. Широко раскрыв крылья, журавли то взлетали, то, едва коснувшись земли, быстро кружились на одной ноге. Казалось, на площадке мелькают не птицы, а серые тени. Кто научил журавлей скользить так легко и бесшумно? Может быть, туман, стелющийся над болотами? Может быть, вольный ветер, проносящийся над землей? Или облака, проплывающие в небе?
Все на Кулаберге, словно завороженные, следили за журавлями. Птицы тихонько поднимали и опускали крылья, звери покачивались из стороны в сторону: одни — похлопывали хвостами в лад журавлиному танцу, другие — наклоняли рога.
Журавли кружились до тех пор, пока солнце не скрылось за горными уступами. И когда их серые крылья слились с серыми сумерками, они взмыли в небо и пропали вдали.
Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Журавли были «значимыми» птицами практически повсеместно. Их знали, уважали, многие народы поклонялись. Правда, служили они нередко и охотничьей добычей. В том числе и в Киевской Руси (Шарлемань, 1997). Это, между прочим, отражают некоторые наши пословицы: лучше синица в руках, чем журавль в небе; журавль в небе — не добыча и т.п. К пословице «журавль не каша, еда не наша» В.И. Даль (1978) дает примечание: «Журавль встарь почитался лакомством». Кости журавлей во множестве находят в «кухонных отбросах» первобытных охотников еще со времен раннего палеолита. Охотились на них римляне, Гораций называл журавля «приятной добычей». В средневековой Западной Европе серый журавль был обычным охотничьим видом. В наши дни этим занимаются многие африканские племена (Mewes et al., 1999). Напряженные отношения могли возникать и с земледельцами, поскольку журавли поедают зерно и всходы. Останавливавшиеся на отдых пролетные стаи прогоняли с полей. В Пруссии в XVIII в. даже законодательно предписывалось охотиться на журавлей из-за их «большой вредности» (Mewes et al., 1999).
Вспомните, хотя бы, Библию. В мифах и сказках многих народов встречаются сюжеты о превращении журавлей в людей и наоборот. Так, по одной австралийской легенде колдун превратил девушку в журавля за то, что она не захотела стать его женой.
У многих народов журавли были священными птицами, посланцами богов и т. п.
В Древней Греции журавль был священной птицей Аполлона, Деметры, Гермеса, в Египте — Тота, наряду с ибисом, его считали птицей солнца (Федосеенко, 1998; Mewes et al., 1999). Почитали журавлей и кельты. Ирландцы, например, не употребляли их мясо в пищу (Александровский, 1998). У кельтов Галлии был бог Езус, которого изображали стоящим возле дерева. Рядом с ним был бык, на котором сидели три журавля. У ирландцев богиня Бри-гита, дочь Дагды, являлась либо в виде птицы с человеческой головой, либо в виде трех птиц (журавли или петухи) (Мифы народов мира, 1980-1982). В знаменитой легенде об Ивиковых журавлях эти птицы выступают провозвестниками божественной воли.
В Китае журавль считался патриархом мира пернатых, посланцем богов. Особенно почитали белых журавлей. Журавль был атрибутом одного из древнекитайских богов счастья Ву-фу, воплощавшего долгую жизнь*****. В китайской мифологии журавль — хэ — считался связанным со светлым началом ян. Часто встречаются такие названия как сянь хэ — «журавль бессмертных», «бессмертный журавль», лип хэ — «чудесный журавль». Хэ питается субстанцией огня и металла, и к 160-летнему возрасту тело его становится белым и чистым, а крик может быть услышан небом. Ему приписывается исключительное долголетие. Белый хэ в возрасте тысячи лет становится синим (зеленым), а еще через тысячу лет — черным. Считалось, что белый журавль искусен в танцах, а черный тонко чувствует музыку. Упоминаются в легендах также желтые и красные журавли. Как символ долголетия журавлей часто изображали в китайской живописи. На белых журавлях ездят бессмертные — сянь (Мифы народов мира, 1980—1982).
Американских и канадских журавлей очень почитали индейцы. У пуэбло (юго-запад США) еще с X в н. э. появляются многочисленные петроглифы, рисунки на керамических сосудах, изображающие журавлей. Эти птицы вообще играли исключительную роль в верованиях пуэбло. Поскольку журавль держится у водоемов, поедает рыбу и лягушек, он ассоциируется со стихией воды, как и белый аист в Европе. Также он страж и защитник, связан с урожаем. Журавль ест семена, особенно зерно, поэтому является их своеобразным «вместилищем» и может рассеивать семена. В мифологии пуэбло есть персонаж, называющийся Дедушка Журавль. Он руководит шаманами и качинами — духами-покровителями. По легенде одного из племен, журавль защищает вход в жилище мифического монстра. Солнце посылает своего сына, Огненного Юношу, покорить его и освободить людей. Благодаря своей яркости юноша ослепил журавля и смог выполнить миссию. Журавлиные перья используются во время религиозных церемоний. У хопи следы журавлей изображают на маске страшилища, которое появляется в обряде инициации детей, когда они посвящаются в секреты качины. Во время этой церемонии также прогнозируются виды на урожай и протекание грядущей зимы. Миграции этих птиц также нашли отражение в верованиях. По представлениям пуэбло, канадские журавли улетают весной на север в поисках дождя, а затем возвращаются, принося с осадками семена (Tyler, 1979; Frisbie, 1986). По одной из индейских легенд, Дедушка Журавль спас детей от преследовавшей их медведицы. Он перебросил свои длинные ноги через реку, и дети перебрались по ним на другой берег. Медведицу же журавль сбросил и воду (Oesting, 1984).
Египтяне не просто любили журавлей, они даже смогли их частично одомашнить (серого и красавку). На многочисленных фресках и рельефах времен фараонов можно увидеть и журавлиные стада, которые пасут люди. Римляне также свидетельствовали, что в Египте можно было увидеть табуны не только гусей или кур, но и журавлей. Подобно гусям их содержали в качестве сторожей, своими трубными криками птицы давали знать о приближении к домашним животным четвероногих или пернатых хищников. Журавлей также часто использовали в качестве жертвенных животных. Для разведения этих птиц ловили большими сетями в местах их остановки во время миграций (Schuz, 1966; Mewes et al., 1999).
Улетающих журавлей провожали и даже пытались задержать, связывая их отлет с приближением холодов. Тоже своего рода магический обряд, в надежде продлить лето. В России деревенские мальчишки, увидев журавлиную стаю, бежали за ней, крича: «колесом дорога», чем будто бы можно поворотить журавлей назад, во всяком случае, они при этом собьются с пути и будут целый день без толку кружиться на одном месте.
Многообразно значение журавлей в символике. В европейской геральдике журавль был символом бдительности. Изначально происхождение таких воззрений связано, по всей видимости, с обликом самой птицы — длинные ноги и длинная шея, внимательный взгляд, что само по себе наводит на мысль о бдительном страже. К тому же журавли — очень чуткие и осторожные птицы, к ним трудно подобраться человеку. В пользу этого говорит и то, что такое же значение в символике имели и другие похожие птицы — цапли, ибисы, аисты (Уваров, 1998). На гербах журавля (а также аиста или цаплю) часто изображали с камнем в лапе. Восходит этот образ к известной еще с античных времен легенде, что в отдыхающей во время перелета стае одна из птиц сторожит покой остальных, держа в приподнятой лапе камень. Когда птица засыпает, камень падает и будит ее (Уваров, 1998; Mewes et al., 1999). Другая легенда, связанная с «журавлиным камнем»: когда стая перелетает горы Тавр в Малой Азии, птицы держат в клювах камешки, чтобы случайно не крикнуть и не разбудить обитающих в горах орлов (Mewes et al., 1999). Благодаря этому журавль стал также символом предусмотрительности и сдержанности*. Восхищало людей и построение птиц при перелетах. Стая журавлей с вожаком во главе символизировала хорошо организованное государство и его правителя.
Журавли были популярной темой изображений на самурайских мечах. Птица, летящая на фоне солнца или луны, символизировала долговечность, длинную и преуспевающую жизнь***.
По поведению цапель и журавлей рыбаки и моряки с древности предсказывали погоду. Если рулевой в море видел как журавлиный ключ разворачивался и летел обратно, значит причиной этого послужил сильный ветер. Корабль торопился к берегу. Летящие же высоко и спокойно журавли предвещали хорошую погоду. Еще Теофраст писал, что можно ожидать бурю с дождем, если журавли возвращаются па берег (Gattikcr, Gattiker, 1989). Следует заметить, что в основе этих поверий лежат реальные наблюдения за птицами. Они действительно предпочитают не лететь против сильного ветра, а в бурю отсиживаются на берегу. В Италии крестьяне верили, что появление журавлей или аистов предвещает дождь. По народной примете, если журавли полетят к третьему спасу, на покров будет мороз, если пет — зима наступит позже (Даль, 1978). По народным русским приметам, чем позднее улетает журавль, тем позже наступит зима. Если журавли вечером раскричатся в местах гнездования, на другой день будет хорошая погода (Борейко, Грищенко, 1999). Если журавли весной летят на север — будет тепло, обратно — к холоду. Летят стаи низко и молча — к ненастью.
Интересно, что название поднимающего механизма — «кран» — происходит от журавля. Это сокращенный вариант от немецкого «Kranich». В английском же и некоторых других языках журавля и машину называют одним и тем же словом. Кран имеет длинную «шею», как и птица. Колодезный журавль получил свое название из тех же соображений. Немало названий, связанных с журавлем, находим в словаре В.И. Даля (1978): журавчики — долгоносые щипчики; журавль, журав, или журавец — рычаг для подъема тяжестей; жура, журка — женская одежда вроде куртки. В украинском языке «журавлина» — клюква. В некоторых русских диалектах ее называют журавиной, журавикой, журавицей (Даль, 1978). (Пернатые обитатели мифов и легенд)
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+