Попробуйте ответить на вопрос в чем тайна поэзии
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Фотоальбом
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
ТАЙНА ПОЭЗИИ
Не все любят поэзию. Не все её читают и почитают. Но те, кому она интересна, не всегда могут ответить на простой вроде бы вопрос: почему? Почему их притягивают именно поэтические строки? Ведь в отличие от технического текста они далеко не всегда несут какую-то прикладную, полезную информацию. А в отличие от художественной прозы они далеко не всегда несут информацию социологического, исторического или хотя бы сюжетного характера. Зачастую они ведь вроде бы вообще ни о чём! И тем не менее существует некая тайна, притягивающая людей именно к поэтическим произведениям.
Почему строки великих поэтов полны поэзии, а бедный графоман как бы ни убивался, хоть он тысячу библиотек перечитай и закончи десять литературных институтов…не сможет написать так же, с той же силой воздействия на людей. Чего ему не хватает?
Хорошо. Но если предположить, что всё обстоит именно так элементарно, тогда почему и чем так взволнован сам Лорка, когда пишет о дуэнде? Отчего его самого это так волнует, если любой технарь и даже не человек, а компьютер, может подучиться и написать гениальные стихи?? И что вообще означает это странное слово из лексикона танцоров фламенко?
Вот что пишет Академический Словарь испанского языка о слове «дуэнде» в одном из его значений – «волшебство, очарование таинственного, загадочного и истинного пения. Дуэнде – не абстракция, не иллюзия и не вымысел романтиков и поэтов. Его существование для многих исполнителей фламенко – это реальность, в которую они искренне верят».
Может быть, в образности стихов сокрыта вся тайна поэзии? Нет, не вся… Можно напичкать стихи образами и редкостными рифмами (есть по этой части превеликие умельцы), но «Я вас любил, любовь ещё, быть может…» всё равно будет несоизмеримо большей поэзией, хотя там нет ни единого образа и метафоры. Так где же сокрыто то, что так нас притягивает?
В правде. Являющееся поэзией не изображает чувства, а является ими.Этого не придумаешь и не выдавишь из себя на лист бумаги, если этого нет в жизни.
В паузах. Да, да! В истинных стихах есть воздух, есть чем дышать, есть нечто помимо слов и запятых! И выше слов! Тишина тоже умеет быть красноречивой. Не зря в решающие мгновения своей судьбы такой удивительный персонаж истории России, как Василий Блаженный, Юродивый во Христе… молчал. Его молчание было настолько красноречиво, что даже сам Иван Грозный был бессилен перед ним и боялся его! Тот – который считал себя выше Бога на земле!
И не только этим ограничивается то, что делает стихи подлинной Поэзией в отличие от всего остального рифмованного (а иной раз и не очень) тщащегося чем-то казаться словесного мусора. А в чём ещё? Надо подумать…
Февраль 2015 года
К поэзии относятся по-особенному — с уважением и даже трепетом. Ее называют высокой, а некоторые — святой! В ней ищут и совета, и красоты, и возвышенного настроения.
Но чтобы лучше понять и полюбить стихи, можно сначала попробовать открыть их тайны. Кто-то скажет: «Какие же могут быть тайны, если всё русским языком написано?» Конечно, это так. Слова понятны. И написано (то есть напечатано) черным по белому. Но, поверьте, у стихов все-таки есть свои секреты! Пусть читатели спросят о них саму Поэзию…
Представим себе такой диалог…
— Можно ли пересказать стихи?
— Пересказать красиво вряд ли получится, наверное, вообще невозможно. Во-первых, у стихов, как у музыки, есть собственный ритм! Это первый секрет. Если пересказывать, ритм исчезнет. Стихи звучат то напевно, то бодро, то задумчиво. А иногда и не очень благозвучно…
— Мы думали, стихи всегда ласкают слух. Почему же они бывают неблагозвучны?
— Потому что они говорят иногда о вещах грустных, трудных. Тут и звуки нужны соответствующие. И это второй секрет — «Звукопись». Вот, например, в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» поэт Сергей Есенин пишет: «Дремлет взрытая дорога…» Вслушайся! Как звучит. Конечно! Эта строчка немного «рычит» («ДРемлет взРытая доРога…»). Почему? Да потому, что дороге тяжело — она взрыхленная, изъезженная телегами, ее развезло осенней слякотью. И она ждет не дождется зимы. Зачем? Потому что зима принакроет ее снежком, и ей будет легко, когда по ней сани поедут, лошади копытами будут снежок топтать.
— А почему о неживом — например, дороге, — в стихах говорится как о живом? Как будто дорога чувствует!
— То, что для обычного взгляда мертво (или не совсем одушевлено), стихи оживляют!
В них воды — «гласят» (говорят, кричат), гром — «резвится, играет» (так написал Тютчев в стихотворениях «Весенние воды» и «Весенняя гроза»). Парус — «просит бури»; утес «тихонько плачет», попрощавшись с тучкой (так у Лермонтова в стихах «Парус» и «Утес»). Кот поет (у Фета, «Кот поет, глаза прищуря…»). Зима тоже поет, да еще и аукает (у Есенина, «Поет зима — аукает…»)! У Тютчева зима «еще хлопочет и на весну ворчит» («Зима недаром злится…»), а земля «принахмурилась» перед грозой («Неохотно и несмело…»). В ясный день облака ласкаются к солнцу (у Баратынского в стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!»)… Этот секрет называется «Олицетворение». А в стихотворении Есенина, о котором мы говорили, — «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» — холодный и далекий месяц стал живым, маленьким, теплым жеребенком!
— Ох! Не слишком ли странная фантазия?! Месяц — жеребенок!
— А это еще один секрет! Его мы назовем «Всё на всё похоже!». Но об этом — в следующий раз.
Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель
литературы школы-лицея «Венда»
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Всегда под рукой
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
ТАЙНА ПОЭЗИИ МИФА
В эти дни мой город стал «столицей мира». В Санкт-Петербурге проходит Международный юридический форум и 13-й раз Международный Книжный салон. Не хватает только своего парка «Зарядье» и колеса обозрения, чтобы увидеть сверху самый красивый в мире город.
У нас в Санкт-Петербурге постоянно проводятся чемпионаты поэзии, фестивали и конкурсы поэтов. В России только 3% россиян предпочитают поэзию прозе. Сегодня поэзией считается то, что вчера ею не считалось. Поэты экспериментируют на грани прозы и стиха, и уже трудно понять, это традиционные стихотворения или поэтические тексты. На смену высокой поэзии пришли рэп-баттлы как торжество рифмоплётства, почти невозможное без мата.
17 мая 2018 года «король поэтов» Дмитрий Воденников выступил в рамках Санкт-Петербургского Книжного салона. Я поинтересовался у Дмитрия и участников: в чём загадка поэзии, стихи пишутся или слышатся?
Известно, что первые поэтические произведения – это мифологические гимны. Древние религиозные тексты существовали в форме поэтических гимнов. Первые литературные произведения это поэзия (Гомер «Илиада» и «Одиссея»). Проза литературой не считалась.
Почему древние мифологические гимны написаны стихами?
Йохан Хейдинга писал: «Миф, в какой бы форме он не передавался, всегда есть поэзия».
Поэт Велимир Хлебников признавал, что поэзия и миф – две части одного целого.
Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён и народная мудрость. Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).
Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, в обрядах.
Мифы – самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.
Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.
Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.
В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен. Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
Известный знаток античной мифологии академик А.Ф.Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.
В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.
Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть. Миф – это «убеждающее слово»!
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.
Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины». Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса.
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.
Мифы не создаются, они считываются!
Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
Есть мнение, что после отмены ритуального жертвоприношения, контакт с потусторонним миром был утрачен. За отсутствием сверхъестественного возникла необходимость производства сверхъискусственного. Этим сверхъискусственным, на мой взгляд, стала поэзия – наша «остаточная духовность».
Поэзия была формой откровения и общения с богами. Все первичные священные тексты это поэтические гимны. В древности поэт и жрец были в одном лице. Считалось, что поэзия это и дар и проклятие, а устами поэта пророчествуют боги.
В состоянии вдохновенного экстаза и одержимости поэты обладали свойством иновидимости и прорицания, они чувствовали себя во власти потусторонних сил. Поэт становился проницаем для узкого входа в праисточник знания, где перед ним открывалась сфера постижимости сущего.
Но чтобы проникнуть в умопостигаемость мира необходимо полное отцепление от своего естества. Поэты должны жить в состоянии отрешённости и непривязанности к миру. Чтобы войти в контакт с потусторонним, требуется изменённое состояние сознания. Для этого нужно обратиться своей частичкой потустороннего, которая есть в каждом человеке.
Мне кажется, что вход в умопостигаемость мира даёт только поэзия. Именно поэзия как часть искусства синтезирует в человеке его экзистенцию.
Поэзия – это одновременно и абсолютно нереальное, и абсолютно реальное, что можно обсудить с другими.
Поэзия – это приобщение к праисточнику знания, где порядок безумия предшествует порядку разума.
Настоящая Поэзия – это духовное жертвоприношение, своеобразная форма бытия для другого.
Большой вклад в понимание поэзии внесла Московско-Тартуская семиотическая школа. Она сформулировала понимание поэзии как особого вида культуры, уходящего в самую глубокую древность первоначально вышедшего из сфера религиозной в качестве попытки воздействовать на мир.
Какова же связь мифа и поэзии?
15 марта 2018 года в музее Анны Ахматовой в Петербурге профессор Михаил Борисович Мейлах представил свою новую книгу «Поэзия и миф». Я поинтересовался у Михаила Борисовича, почему он рассматривает поэзию и миф в единстве.
М.Б.Мейлах считает, что поэзия возникла из области сакрального. Она смыкается с мифом и мифотворчеством, сохраняя свои архаические корни. С высшими (божественными) сферами нельзя говорить на обычном языке. Потому что, во-первых, они его не поймут, во-вторых, он их не достигнет. Поэтому этот язык нужно особым образом формировать: с помощью музыки, с помощью каких-то фонетических манёвров. Поэтический текст не является чем-то раз и навсегда сказанным, устойчивым, он изменяется в зависимости от его понимания и переосмысления. Это присуще языку в целом. Язык и сознание устроены так, что почти невозможно сказать что-либо бессмысленное с точки зрения божественной бессмыслицы. Истолкование поэзии вещь очень трудная, многоступенчатая и многообразная, стихотворение интерпретируется в контексте.
«То, что не названо, судьбой не отмечено, оно и не существует». «Стихи не пишутся, они слышатся!»
Насколько поэт равен человеку, а человек поэту?
Поэт значительно больше создаваемого им текста.
Поэзия – это обращение к Высшему, к трансцендентному, к собственной экзистенции, к коллективному бессознательному.
Настоящие стихи, как и мифы, создаются на границе бессознательного, в изменённом состоянии сознания. Гениальные стихи это экстаз, духовный и эмоциональный «оргазм»!
«Всё, что поэт пишет с божественным вдохновением и святым духом, то весьма прекрасно», – полагал Демокрит.
Платон говорил: «Поэт, если хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения».
Платон предлагал изгонять поэтов из «идеального государства», поскольку они вносят сумятицу в общественные нравы, сочиняют небылицы, далёкие от истины, нарушают установленный философами порядок.
«Кто идёт к вратам поэзии, не вдохновлённый музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его — ничто в сравнении с поэзией вдохновлённого».
Известный поэт и писатель Дмитрий Быков 17 мая 2018 года выступил в Книжной лавке писателей Санкт-Петербурга. На мой вопрос, в чём тайна поэзии, Дмитрий Львович дал характеристику основным типам поэтов.
Аристотель отмечал, что в поэзии главным является содержание, а не форма. «Поэту следует скорее быть творцом фабул, а не метров, поскольку поэт является таковым по подражанию, а подражает он посредством действия».
«Поэзия есть нечто более философское и серьёзное, чем история: поэзия выражает более общее, а история — частное».
«Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться».
«Слова истины просты», – утверждал Эврипид.
Вся трудность – в простоте: она, по словам Леонардо да Винчи, «труднейшая на белом свете, крайний предел опытности и последнее усилие гения».
«Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают», — считал Анатоль Франс.
«О поэзии могу теперь сказать так: это жертвоприношение, в котором мы приносим в жертву слова», – полагал Жорж Батай.
Почему же самые гениальные произведения написаны стихами?
Невозможно представить «Божественную комедию» Данте, написанную прозой.
Некоторые вещи просто невозможно выразить прозой, стихи приходят словно сами собой. Например, поэма «Савитри», написанная на английском языке, по признанию самого Шри Аурбиндо, невозможно было выразить прозой.
Я и сам замечал, что не получается выразить простым словом некоторые образы, и невольно возникает рифмованный текст, когда не сочиняешь, не выдумываешь, рифмы не подбираются, а просто слагаются сами собой. Это ощущение изложения, как будто тебе кто-то диктует, а ты лишь водишь ручкой или набиваешь на клавиатуре. Все попытки что-то исправить, улучшить, только ухудшали текст. Смысл этого «записанного» текста был для меня откровением и открывался не сразу. Я вначале машинально записывал, а только потом начинал понимать, что же такое записал. Это удивительное состояние трансляции, приёма-передачи. Я даже не считаю, что это я написал, хотя это написано мною!
. повсюду мир тебе открыт и ключ в замке всегда лежит войти не бойся в мир внутри ведь это все есть только ты глубины космоса в тебе весь звездный небосвод в тебе ты глубже солнца и светил как если дверь в себя открыл и вышел в свет и внял любви поверь все это можешь ты ты бог и царь в себе самом так будь достоин пред отцом все есть в тебе чтоб силой стать и никогда не умирать пойми раскрой отдай себя избавься от ненужных я любовью стань стань весь любовь чтобы рождаться вновь и вновь и этот чуждый мир спасать и умирать и воскресать.
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература).
Я не считаю себя поэтом, хотя мною написано 1147 вирш.
Мне близка формула: «стихи не пишутся, а слышатся». Настоящее творчество это не сочинение, а изложение!
Для меня Поэзия – это форма Откровения!
Поэзия – это открытие и постижение себя как субъекта. Хотя субъект и объект – умозрительное разделение. Надо преодолеть это логическое разделение, чтобы понять, что объект тоже субъект, а субъект в свою очередь объект, – и мы всеединство!
По моему мнению, Поэт не тот, кто пишет стихи. Поэт – это тот, кто думает стихами! Кто может уловить и поэтически выразить настроения, мысли и чувства рифмованным образом, а иногда верлибром.
Граница, разделяющая текст и поэзию, весьма условна. Подразумевается, что текст – не рифмованный, а стихи – рифмованные. Но всегда ли так?
В чём сущностное отличие стихов от прозы?
Разумеется, отличие стихов от текстов не формальное: не потому, что стихи пишут столбиком, а тексты в строчку. Античные поэты записывали стихи в строчку без знаков препинания. Маяковский выдумал писать «лесенкой», чтобы ему платили за каждую строчку.
09 мая 2017 года в библиотеке Маяковского в Петербурге состоялся Круглый стол «Расширение границ поэзии».
Недавно в передаче «Тем временем» обсуждался вопрос стихов и поэтических текстов. Сергей Чупринин полагает, что поэзия это по определению что-то сакральное, неподвластное разуму, пониманию, а подвластно какой-то стихии. Поэт делает что-то необыкновенное, чего не могут делать другие.
Литературный критик Александр Гаврилов считает, что поэт рождает стихотворение, как женщина рождает ребёнка.
Прозванный «королём поэтов» Дмитрий Воденников убеждён, что стихотворение не может быть инерцией. Стих это вещь абсолютно живая, как цветок, прорастающий через тебя. Когда ты начинаешь писать, ты понимаешь, что пишешь какое-то живое существо, что-то рожаешь. Разделять стих и текст неправомочно. Настоящий текст – это «Протей».
Я лично не называю свои тексты стихами. Это всё условность названия. Главное для меня в стихах не рифмы, а мысли. Но важнее всего – смысл!
«Поэтический образ — это всегда трансляция смысла», — утверждал поэт Федерико Гарсиа Лорка.
Поэт Дмитрий Александрович Пригов называл свои сочинения текстами, не претендуя, чтобы они назывались стихами.
«Стихи это или не стихи, разберётся следующее поколение», – говорил поэт-концептуалист Лев Рубинштейн. Помню, как он выступал в нашем дискуссионном клубе «Время через призму литературы» на филфаке Санкт-Петербургского госуниверситета.
Философ Александр Куприянович Секацкий в цикле лекций «Поэтические аспекты мироздания» очень интересно высказался о загадке поэзии.
Поэзия, как искусство вообще, конвенционально: что признают, то и назовут поэзией, а что не признают, то, возможно, когда-то станет поэзией.
Вот как писали современники о пушкинском «Евгении Онегине»:
Явно, что Пушкин с благородным самоотвержением сознал наконец тщету и ничтожность поэтического суесловия, коим, увлекая других, не мог, конечно, и сам не увлекаться. Его созревший ум проник глубже и постиг вернее тайну поэзии: он увидел, что для гения — повторим давно сказанную остроту — недовольно создать Евгения…».
Пушкин признавал: «Поэзия, прости господи, должна быть глуповата».
По мнению М.Б.Мейлаха, Пушкин погиб оттого, что хотел, чтобы его нерукотворный памятник был выше «александрийского столпа». Поэт и царь – это древний конфликт царя и пророка, а по сути конкуренция. Царь должен поддерживать порядок на земле, тогда как поэт питается подозрительными выдумками.
Почему поэтов считали пророками?
Хороший ответ дал А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк»
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Художник есть пророк, поэт — пророк вдвойне,
Он возвещает то, что хочется Судьбе.
Он жертвует собой, чтоб им Господь вершил,
Поэт живёт затем, чтоб Бог им мир творил.
Не смеет он просить, ведь он имеет дар,
Творит душою он, и тела нужд не раб.
Он просит тишины, чтоб слышать Бога глас,
И он творит мечты, что так нужны для нас.
Не нужен и комфорт — талант погубит он! —
Нужна лишь тишина, и только хлеб, да сон.
Удобства ведь не цель, а чтоб он мог творить,
Здесь деньги не важны, ведь Музы не купить,
Не вымолить стихов, не выпросить любви,
Ведь вдохновенье — Дар, упорный труд души.
Художник мир творит, он — демиург, он — бог,
Он слышит зов Небес, он ловит Музы слог.
Он тонкий инструмент божественных начал,
И требует Глагол, чтобы поэт молчал.
Художник — Музы раб, ревнует Дух его,
Кто служит — даёт всё, а прочим — ничего.
Не сотворит поэт того, что Бог ему не даст,
И должен помнить он про свой последний час.
Не выдумать того, что нет в Мире Идей,
И чтобы сотворить, любить нужно людей,
И верить в то, что Бог поэту говорит,
Ведь истинный поэт не от себя творит.
Художник видит то, что многим не дано,
В грядущее он зрит сквозь мутное стекло,
Пытаясь Божий Смысл в твореньи разгадать,
И миру возвестить о том, что должно стать.
Не ценится поэт, пока средь нас живёт,
Но станет знаменит, как только он умрёт.
Укором служит он для тех, кто спит душой.
Он странник на Земле, он странный, он чужой.
Поэт — слуга Небес, орудие Творца,
Бог в лицах всех творцов, и Он же без лица.
Невзгоды — хлеб души, и стимул нам расти,
И чтоб поэтом стать, ты их благодари.
Поэт — всегда борец, художник и герой.
И Бог им говорит. Он только Богу свой!»
(из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература
В чём же отличие поэта от человека, пишущего стихи, и для чего вообще нужны поэты? С этим вопросом я пришёл на «Чемпионат поэзии», который проводился в библиотеке Маяковского в Санкт-Петербурге – в бывшем доме голландского посланника во времена Пушкина. На мой вопрос «зачем нужны поэты» я получил весьма интересные ответы.
В эссе «Для чего поэты» Мартин Хайдеггер писал:
«Поэты — те из смертных, что, торжественно воспевая Винобога, чуют след ушедших богов, идут по их следу и так прокладывают остальным смертным путь к обращению».
«Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, настолько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя её в языке».
Философы Александр Куприянович Секацкий и Николай Борисович Иванов поделились своими интересными размышлениями о сущности поэзии. О Николае Борисовиче Иванове хорошо сказал Жак Деррида: «Профессор Николай Иванов – миф. Поэтому все его воспринимают как реальность».
Говорят, что «философы читают послание Бога в подлиннике».
По моему мнению, философ лишь рефлексирует над тем, что создано вдохновением поэта, находит и расшифровывает смыслы в интуитивном поэтическом образе. Разум философа постигает то, что знает душа поэта.
Поэты адекватнее могут описать сумерки, нежели философы. Только поэты могут уличить время в его онтологической иллюзорности – неповторимое повторение в смене времён года.
Поэт не рационален, он интуитивен, и силён не своим сознанием, а своим подсознанием.
Поэт говорит так, как слышит сердцем!
Цель поэзии – возвращение в сердце. Поэзия, применяемая в качестве инструмента познания мира, не претендует на объективность. Познание бытия не цель поэзии.
Поэзия не самоцель. Хотя она и самодостаточна. Я считаю, что поэзия существует не ради поэзии, а для выражения тех высших идей и смыслов, которые недоступны рациональному логическому познанию, которые идут к нам из иного мира и связывают наши миры.
Поэт должен в своём творчестве не столько воплощать уже известные идеи, сколько постигать новые смыслы.
Только поэзии доступны некоторые идеи и смыслы, которые недоступны философии и науке. И в этом огромная ответственность поэзии.
Весь вопрос в масштабах идей и смыслов, постигаемых поэтом. Если они глубинны и жизнеспособны, то им не нужна поддержка, они прорастут сами.
29 декабря 2017 в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге философы и поэты обсуждали вопрос об ответственности философов и поэтов.
На мой взгляд, Поэзия – это один из способов связи с трансцендентным. Ещё древние полагали, что поэты разговаривают с богами, а поэзия есть глас богов.
Если Вечность – это всё, что уже было и непременно будет, можно предположить, что поэт лишь записывает то, что черпает из «информационного поля Земли» («Ноосферы», или как говорил Платон «мира эйдосов», – «божественного вселенского Интернета»).
Настоящие стихи не сочиняются, а записываются!
Настоящая Поэзия – это ретрансляция Откровения!
Дело не в литературных изысках, а в постижении Сокровенного.
Слова не подбираются. Каждое слово, если оно то самое, оно неизбежно, оно и только оно, и никакое другое.
Хорошо сказал один поэт: поэзия – это то, что невозможно высказать простым словом, это больше, чем язык, это «невысказываемое».
Каждое стихотворение это космогония, — а потому неповторима и непереводима!
Стихи непереводимы, потому что это попытка выразить чувство, образ, который существует неповторимо только в данной культуре, в языке данного народа.
Настоящие стихи – это мыслеформы. Слова лишь формы образов, и потому они не подыскиваются, а приходят вместе с образами, являясь лишь средством их выражения.
Вдохновением невозможно управлять, можно лишь ему подчиняться. Когда сам хочу что-то сочинить, ничего не получается, когда же пытаюсь настроиться и почувствовать, то строфы рождаются сами собой. Причём иногда в такой законченной форме, что я просто поражаюсь. Отчего и почему это происходит, не понимаю. Для меня это такое же откровение, как и для других.
Знаете ли вы, как строчку диктует чувство? Я ощущаю её как некое волнение, как музыку, которую пытаюсь выразить с помощью слов. Если удаётся первыми строками сформулировать вопрос, то потом лишь записываю ответ, который рифмуется сам собой.
Как-то я побывал на поэтических чтениях на острове Новая Голландия в Петербурге, а также на конкурсе «Поэзия улиц». У гостей и участников я поинтересовался, в чём же загадка поэзии, стихи пишутся или слышатся?
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А по Вашему мнению, в чём ТАЙНА ПОЭЗИИ МИФА?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям