Попробуйте доказать что вы прочитали именно былину аргументируйте свой
4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».
4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Былина «Волх Всеславович».
Введение
—Как вы думаете, что такое былина?
Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
-Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
Ребята, а кто является главным героем былины?
-Главными героями былин являются народные герои-Богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу и спасают его.
Каких богатырей вы знаете? Кого они символизируют? Как характеризуют русского человека?
Посмотрите на картину, кто здесь изображён? Что необычного в изображении богатырей? Опишите словами.
Обратите внимание на снаряжение героев, лошадей – о чём оно свидетельствует?
Дайте словесную характеристику каждому богатырю, используя слова, словосочетания на :
Сильный; Мужественный; Благородный; Целеустремлённый; Красивый; Бесстрашный; Решительный;Ответственный; надежный,добропорядочный, героический, смелый, храбрый, доблестный, доблестный и т.д.
Под стать богатырям их лошади: ухоженные, сильные, красивые, породистые, натренированные, вороной, гордый стройный,опытный, обученный, преданные, …..и т.д.
Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, которого не страшат несметные силы врага, не пугает даже сама смерть…..
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Волх Всеславович-вызывают у нас восхищение, радость, веру в силу русского человека.
-Ребята, а встречали ли вы богатырей где-нибудь? (например в мультфильмах)
-Самыми известными былинами стали «Добрыня и Змея», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и многие другие.
И сегодня мы познакомимся с одной из былины: «Волх Всеславович»
В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII—XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.
По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скопила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну, ( хвостом бьет по бедру)
А втапоры княгиня понос понесла, ( зачала ребенка )
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц, —
А в Киеве родился могуч богатырь.
Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, — об этом сразу же узнала природа:
Подрожала сыра земля.
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского.
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.
Богатырь Волъга с дружиною. Художник И. Билибин, 1902 г.
Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству.
В былинах, записанных в XVIII—XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это — враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
Самое интересное — в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные;
Работа с текстом
1. Каким необычным даром был наделён Волх? Прочитайте, что означает слово «волховать». Подберите синонимы.
Волх мог принимать облик птицы, зверя, рыбы. Мог стать даже маленьким муравьём.
Волховать — колдовать, ворбжить, применить чары.
2. Как сумел отвести от Русской земли беду Волх? Найдите ответ в тексте.
с. 18: «Около города Волх велел своим товарищам подождать, а сам оборотился зверьком горностаем. — Она разумнее тебя, царь Салтык, ей править государством».
3. Прочитайте, как в былине описано появление богатыря.
с. 16: « Однажды над Русской землей появилось белое облако. Оно шло по небу. Родился богатырь Волх Все- славович».
4. Каким представляете Волха? Расскажите.
Волх представляется огромным по росту и крепким по телосложению человеком. Светлые, слегка кудрявые волосы, умный взгляд. Одет в народную рубаху, поверх которой надета кольчуга; на голове — шлем, а в руках палица.
5. Прочитайте последний абзац былины. Почему служба богатыря на Руси считалась славным, почётным делом?
6. Попробуйте доказать, что вы прочитали былину. Аргументируйте свой ответ, используя рассуждение.
«Волх Всеслацвович» — былина, потому что рассказывает о богатыре. Было ли это на самом деле, проверить нельзя, былину сочинил русский народ в стародавние времена.
7. Что такое былина? Объясните. Если затрудняетесь, то обратитесь к словарю.
Былина — русская народная повествовательная песня о богатырях.
Примечательной чертой Волха было умение быть оборотнем, превращаться то в «серового волка», то в «ясного сокола», то в «гнедого тура», что высоко ценилось в дохристианские времена. Этого былинного героя еще в ХIХ веке профессор Ф.И.Буслаев сопоставлял с историческим Волховом, записи о котором сделаны в ХVI-ХVII веках, а действовал он в середине первого тысячелетия. Если верить преданию, он был сыном Словена, первого славянского поселенца в Новгородских землях, и по его имени река Мутная стала называться Волхов. Он облюбовал место вблизи Волховских или Ладожских порогов, где проходил древний торговый путь. Принимая образ змея-крокодила, он преграждал путь по реке купцам и пропускал лишь после выплаты дани.
-Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные» (Доспехи из твердой стали)
-А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)
-Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)
-Всем ли помогают и в сказках волшебники? – тому, кто делает добро.
-Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)
— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)
-Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)
-Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)
-Какую мысль пытается передать нам былинный сказитель?
-Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвращается добром, а зло – злом. Нужно почаще задумываться о смысле жизни, о её истинных ценностях
-А что самым ценным и главным было для русских Богатырей? – Правильно, защита отечества.
Итоги
Познакомились с былиной как с жанром устного народного творчества и ее особенностями, познакомились с былиной « Волх Всеславович»
Учились сравнивать и анализировать; бережному отношению к устному народному творчеству, к русской словесности.
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 4-27
1. Какие основные мысли о книге и чтении заключены в статье Д.С. Лихачёва? Сформулируйте их или оформите в виде развёрнутого плана.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей статье «Любите читать!» акцентирует внимание на необходимость всякого индивидуума развивать свой интеллект при помощи прочтения книг. Это является главной обязанностью любого человека перед обществом. Необходимо заниматься самовоспитанием и вырабатывать в себе любовь к прочтению книг. При чтении следует руководствоваться ранее подготовленной программе, и не злоупотреблять «скорочтением», поскольку оно создает лишь видимость знаний.
2. Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение?
«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека
Смысл сказанного, что читать нужно с удовольствием, только чтение с интересом приносит пользу и развивает познание. Если читать по принуждению, то это может вызвать отвращение к книгам и к литературе вообще. Но если читать то, что вам интересно и хочется прочесть, то чтение доставляет удовольствие, люди начинают любить литературу, читать постоянно, развивая личность.
«Незаинтересованное» чтение-это учебная литература, рабочая документация, вынужденно чтение по необходимости, неинтересное и скучное, но мы насильно «заинтересованы» в этом чтении из-за учёбы, работы, оформления документов, мы обязаны прочесть и пытаемся понять смысл. А когда нам нет необходимости читать, мы не обязаны этого делать, но есть желание, хочется это прочесть и очень интересно, то оторвать от чтения бывает трудно, а смысл понятен даже без осмысления, анализа прочитанного.
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
4. Просмотрите внимательно учебник. Произведения каких любимых вами писателей вы здесь нашли?
Из моих любимых писателей в 6 классе мы будем изучать Пушкина и Гоголя.
5. «Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени». Какие произведения классической литературы, прочитанные вами ранее, не оставили вас равнодушными?
Мне по душе пришелся роман «Отцы и дети» Тургенева. Также неравнодушна к произведению Грибоедова «Горе от ума». Произведение Саши Белый » Кавказский пленник» тоже очень понравилось. Все эти произведения своеобразны и интересны по-своему, у каждого произведения свой неповторимый сюжет. Читаешь их на одном дыхании, и трудно сказать, какое произведение более дорого. В них есть и романтика, и споры, и дуэли, и многое другое. Очень впечатляет герой Чацкий из «Горе от ума» его взгляды, которые мне близки.
6. Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.
С утверждением академика Д.С. Лихачева нельзя не согласиться. Классика является самой ценной частью мирового наследия художественной литературы. Но человек не может быть оторван от своей современности. Классика знакомит читателя с вечными вопросами, но надо читать и современную литературу. Современная литература поднимает вопросы, которые актуальны и волнуют нас и окружающих.
7. Изучение творческого процесса писателя, истории создания текста — увлекательнейшее научное занятие. Этим проблемам посвящена особая филологическая дисциплина — текстология. Разработкой её принципов занимались многие учёные, в том числе Д.С. Лихачёв. Познакомьтесь с выдержками из его статьи «Задачи текстологии». После прочтения сформулируйте, как вы понимаете, что такое текстология.
Текстология — филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.
1. Составьте тезисный план статьи В.П. Аникина по образцу плана статьи Б.Н. Путилова.
1. Общие сведенья статьи
2. Народная пословица
3. Влияние на народную пословицу творчества Сосницкого
4. Культурные отличия французского Пьера Д`ачелло от культуры Сосницкого
5. Пословица в истории и живописи
2. Попытайтесь дать определение былины, введя в него слово героический.
Былина – фольклорный жанр эпического характера, повествующий о жизни и героических подвигах русских богатырей.
3. Черты каких былинных персонажей угадываются на картине В.М. Васнецова «Богатыри»
С большой долей вероятности могу утверждать, что в известной и знаменитой картине под названием «Богатыри», которую написал Великий русский художник В.М.Васнецов, угадываются черты таких известных былинных героев как Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
Стоит отметить, что эту замечательную картину Виктор Васнецов писал примерно 20 лет и окончательно её написание было завершено в конце 19 века, а если быть более точным, то художник окончательно завершил работу над этой картиной в 1898 году. Через некоторое время картина была куплена российским предпринимателем и коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, создателем Третьяковской галереи.
С левого края находится Добрыня Никитич, с правого края находится Алёша Попович, а по центру Илья Муромец.
1. Прочитайте былину «Святогор и тяга земная».
2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?
3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?
Главная мысль первой части былины «Святогор и тяга земная» говорит о родной земле, русский богатырь хотел бы уехать в другие страны да не может, и чувство долга не пускает и любовь к родной земле держит.
Во второй части былины главная мысль заключается в описании судьбы. Каждому человеку на земле суждено прожить свою жизнь, можно пробовать и бороться, но от судьбы не уйдешь и принять ее надо не склонив понуро головушку, а с достоинством.
4. В чём глубокий иносказательный смысл былины?
5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении?
1. Выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее…
2. По колена в землю угряз.
3. Реки, моря перескакивать, Широкия раздолья промеж ног пущать
4. Тридцать лет лежит во гноище
6*. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией?
Тесная связь проявлялась в том, что древние славяне верили в то, что существует место которое соединяет небо и землю(небесная тяга и земная). А Святогор (по славянской мифологии) был проводником между небом и землёй.
7. Выпишите непонятные слова и попробуйте самостоятельно объяснить их значение. Проверьте себя, обратившись к словарям.
1. Устно нарисуйте портрет одного из богатырей, знакомых вам по прочитанным произведениям.
Внешне Илья Муромец выглядел, как настоящий богатырь. Лицо его было довольно красивое, черты лица средние, глаза светлые, волосы темные с сединой и немного длинные, прикрывающие уши. На лице его можно было заметить небольшие морщины, поскольку богатырём он стал в 33 года, после того, как вылечился от паралича. Взгляд у Ильи Муромца был могущественным, величавым, решительным, глубоко думающим. В целом, Илья Муромец всегда выглядел серьезным, сосредоточенным, думающим о том, как защитить свою Родину и народ.
2. Картины каких художников, посвящённые русским богатырям, вы знаете? Расскажите об одной из них. Вы можете подготовить к своему выступлению компьютерную презентацию с репродукциями и необходимыми комментариями.
В первую очередь, вспоминается художник Васнецов и его картины. Достаточно иметь в виду его полотно «Богатыри» или картину «Витязь на распутье». Есть у него и картина, посвящённая бою славянских богатырей со скифами. Известна и высоко ценится его же полотно «Богатырский скок».
Шитиков написал картину «Илья Муромец».
Илье посвятили свои произведения также Константин Васильев и Рерих. Художник Клименко написал Муромца, находящегося в немощи. Удивительное полотно, на котором мы видим Муромца не на коне, а в постели, а над ним склонились в печали его родители.
Слободчиков написал Святогора.
«Богатырская живопись» на этом не заканчивается. Так художник Авилов мастерски, эффектно изобразил фрагмент боя Пересвета и Челубея. Полное название картины такое:
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Илья Муромец и Соловей-разбойник
1. К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?
Очень положительные эпитеты которые могут относиться только к Илье Муромцу, он и дородный и славный и несомненно добрый.
2. Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют?
Гипербола или преувеличение является постоянным спутником любой былины, ее отличительным знаком. Имеются гиперболы и в этой былине, вот, например, пример гиперболы в описании злодейств Соловья Разбойника:
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
3. Объясните значения слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки. Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах.
Сейчас кроме как в былине не встретишь слов заколодела, в особину или величать. Да и стольный слово очень редкое.
4. Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план.
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
2. А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
3. А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
4. Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного.
5. Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
7 Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
9. А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
5. Какие приёмы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? В тетради слева запишите название приёма, справа —
Приемы народной речи в этой былине можно отыскать следующие:
Эпитеты: Дородный, Удаленький.
С горы на гору стал перескакивать
С холмы на холмы перемахивать
Сравнения: волчья сыть, травяной мешок.
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
6*. Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определённый размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Особенности былинного стиха:
1) Былины читаются речитативом, полупением.
2) Тоническое стихосложение-12-14 слогов и три ударения, ударные первый и третий с конца слоги, количество безударных свободное.
3) Обязательное повторение междометий, предлогов.
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 40
1. Прочитайте балладу А.К. Толстого «Илья Муромец».
2. Объясните значения слов и словосочетаний: бряцает, булава; богатые сени; нутро.
3. На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт?
В произведении «Илья Муромец» автор притягивает внимание читателя к главному герою, описывая его характер через поступки и мысли. По первым строкам можно увидеть ворчливость Ильи:
«И ворчит Илья сердито:
Сам Илья Муромец называется себя неприхотливым, нетребовательным. Он может довольствоваться малым, проявляя самоуважение и гордость:
«Я мужик неприхотливый,
4. Почему «ворчит Илья сердито», думая о князе Владимире? Из-за чего поселилась в сердце обида?
Илья произносит эту фразу, когда уходит с княжеского двора. Ему чужды пиры, гулянья и роскошь. Все, что ему нужно – кус хлеба. Князья только и делают, что гуляют, а Илья это презирает. Заменить его за столом есть кому, а вот только сила его единственна.
5. Почему Илье Муромцу «душно в Киеве», отчего там у него «киснет кровь»?
6. Что и почему заставило «старика» «просветлеть»?
Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у князя — в этом заключена жизненная позиция героя. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев лицом, с наслаждением вдыхает запахи природы, воздух свободы, дикой воли и продолжает свой путь.
7*. Как вы думаете, с какой целью А.К. Толстой обращается к былине и чем его баллада отличается от первоисточника?
Отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича. »), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).
8. Послушайте выразительное чтение баллады. Как вы думаете, удалось ли чтецу верно передать характер героя?
1. Характерным признаком народных песен является наличие постоянных эпитетов. Они прочно прикрепляются к определённым словам и повторяются в различных песнях. Выпишите из приведённых песен словосочетания с постоянными эпитетами.
Масленница дорогая, высок терем, молодочка молодая, сизая голубка, во сыром бору, сизовым крылом, ситцевым платком, дорожка наторенная, красной девки, сударушка любезная, девчонка зарученная, молодой солдат
2. Одной из примет народной песни являются повторы. Внимательно рассмотрите образцы приведённых песен. Выпишите повторы. Какую роль они играют?
3. Какую из приведённых лирических песен исполнял юноша, а какую пела девушка? Аргументируйте свой ответ.
4. Чем лиро-эпическая песня отличается от лирической?
Лиро-эпическая народная поэзия совмещает в себе особенности лирических и эпических произведений. В ней присутствуют переживания лирического персонажа и одновременно развивается сюжет. Всегда в отличии от лирической песни видны основные элементы фабулы: завязка, кульминация, развязка.
5*. Познакомьтесь с текстами других народных песен. К какому виду народных песен они относятся?
Возвращаясь к теме
Какие фрагменты из «Повести временных лет» вы уже читали? Какие события в них отражены?
«Повесть о Никите Кожемяке»
«Повесть о Константине (Кирилле) и Мефодии»
«Наставления Ярослава Мудрого»
«Поучение Владимира Мономаха»
«Повесть о Вещем Олеге»
1. Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?
-Так как она развивалась и расширялась. Поэтому и стала называться повестью временных лет, тем самым как устоявшиеся название
-Уникальность написания, объединение в себе нескольких жанров (как повесть, быль, сказ, легенда и т.п), красочное представление древнерусского фольклора и по праву ценное достояние русской литературы и по сей день
-О передаче исторических событий, что бы об этом узнали и другие. Демонстрация литературного мастерства и как материал для современного изучения
2. В чём состоит художественное своеобразие «Повести временных лет»?
В чем состоит художественное своеобразие «Повести временных лет»:
«Повесть временных лет» создана в возвышенном стиле. Так, в стиле монументального историзма рассказывается о периоде правления Ярослава Мудрого и его потомка Всеволода. Автор подчеркивает важность всех битв, вспоминает о былой славе. Удивительным кажется то, что в летописи присутствуют тексты народных преданий, которые служат своеобразной «разбавкой» сюжета.
3. О чём заботились летописцы при создании своего труда?
Летописцы, создавая свои писания, выполняли колоссальный труд. Их работой было описывать все события современности, для того чтобы донести информацию до будущих поколений, бытует мнение, что частично информация искажалась, поскольку живописцы служили у князей и вынуждены были немного приукрашивать деяния своего князя. Она старались, чтобы в их руки попали труды предшественников, исторические документы, включая завещания князей, жития святых и другое, чтобы наиболее точно описать исторические события. Именно об наиболее достоверном воспроизведении событий заботились летописцы.
1. Запишите ключевые слова, которые понадобятся вам для близкого к тексту пересказа этого фрагмента из «Повести временных лет».
2. Как вы думаете, зачем Олег поехал смотреть на кости своего коня?
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
3. Как в этом летописном отрывке раскрыта тема судьбы? Можно ли основной идеей считать мысль о неизбежности того, что предначертано человеку? Аргументируйте свой ответ.
4. «“Повесть временных лет” сдержанна и немногословна», — пишет Т.Н. Михельсон. Подтвердите этот тезис характеристикой языка летописной записи «. И вспомнил Олег коня своего. ».
1. Подготовьте развёрнутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». Для своего рассказа заранее подберите и запишите ключевые слова и словосочетания.
В «Повести. » меня более всего тронула судьба Февронии, о ней я хочу написать свой рассказ.
Но, даже став княгиней, Феврония ведет себя скромно и благочестиво. Она уважительно относится к своему мужу, к окружавшим ее боярам. Даже, когда те жестоко выдворяют ее из Мурома, она смиренно уходит, согласившись оставить город, если ее драгоценный супруг последует вместе с ней.
Такая преданность супругу без желания раствориться в нем, кажется мне единственно верным, православным подходом к браку. Может быть, поэтому история о Петре и Февронии смогла пережить века и до сих пор привлекает христиан всего мира своей поразительной чистотой и святостью.
2. Разделите «Повесть. » на части. Найдите в каждой части элементы фабулы.
1. Рассказывается о том, как к невестке П. стал ходить змей в образе её мужа. Пётр убивает его, достав Агриков меч, но заболевает из-за крови змея, попавшей на него.
2. Князь Пётр во время поиска лекаря встречается с Февронией, которая соглашается ему помочь, если тот на ней женится. Лечение проходит успешно. Однако Пётр солгал и отказался женится на Февронии, после чего его кожа вновь покрывается струпьями. Феврония вновь вылечивает его, ставя то же условие. Герои женятся.
3. Муромские бояре выгоняет Февронию из города, которая забирает с собой мужа. Бояре не могут сами справится с управлением, зовут Февронию обратно.
3*. Подумайте, почему Феврония ставит условие: для окончательного излечения Петра ей необходимо стать его женой? Размышление над этим вопросом поможет вам глубже понять образ мудрой святой святой.
Феврония должна была стать женой для полного излечения князя Петра,
потому что брак освящался церковью и жена являлась как бы единым целым со своим мужем, единой плотью, самым близким ему человеком. А с чужим мужчиной она не могла бы стать единым целым.
4. Объясните значения данных слов: чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.
Лукавый- хитрый, ловкий.
Обманщик- человек говорящий неправду.
Пронырство- ловкий обман, удачный обман.
Наветы- ложные обвинения.
5. В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Какие чудеса совершались неоднократно при жизни и после смерти Петра и Февронии? В чём смысл этих чудес? Какие эпизоды можно считать символическими?
1. Святые хотели быть похороненными вместе. Но люди ослушались их завещания и похоронили отдельно. Спустя ночь, когда открыли оба гроба, оказалось, что они пусты. А тела святых лежали в ином месте в общем гробе.
2. Это символ достоинства брака, любви и верности. Так же это событие может еще раз доказывать святость Петра и Февронии.
3. Символическим является и то, что они дожидались смерти друг друга, желая умереть в один миг. Так, Феврония доделала свое дело до конца (вышивку лика святых) и отправила своему супругу весть о том, что она уже готова преставиться вместе.
Так же святые создали себе общий гроб самостоятельно, возжелав быть похороненными рядом.
6. Можно ли сказать, что Пётр и Феврония защищали своё чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте своё суждение.
Я считаю, что Петр и Феврония действительно защищали свои чувства во время жизни и после смерти. Они искренне любили и были верны друг другу до самой смерти.. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнани. Их никак не получилось разлучить. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление стал самодержцем в городе. Их отношения стали примером для многих людей.
7. В чём духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии»? Определите идею произведения.
В повесте о Петре И Февронии главная мысль в супружеской верности. В голове у каждого из супругов не должно возникать даже мысли о том, что где-то есть лучший человек, нежели жена или муж. Каждый должен быть верен друг другу и доверять, несмотря ни на что.
8. Вы уже наверняка обратили внимание на некоторое сходство произведений древнерусской литературы и фольклора. Как это сходство отразилось в тексте «Повести о Петре и Февронии»?
Послушайте фрагмент произведения и подготовьте развёрнутый ответ.
Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.
Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:
В сюжете «Повести» отчетливо прослеживается сказочное начало – мотивы сказки о мудрой деве и герое-змееборце.
В начале произведения присутствует сказочный персонаж – змей. Он волшебным образом предстает всем в образе князя Павла. Как в сказке, жена князя узнает о смерти змея от него самого: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча». Тут же присутствует следующий сказочный элемент – волшебный меч, который способен погубить неприязненного змея, причем Петр получает его чудесным образом – местонахождение меча ему указывает отрок, явившийся герою в церкви Воздвиженья честного и животворящего креста.
Добро в сказке всегда побеждает зло, Петр также побеждает змея.
Следующим сказочным элементом является награда за исцеление – Феврония в награду за исцеление хочет стать женой князя.
Далее в «Повести» присутствует еще один сказочный сюжетный эпизод – загадки-испытания. Князь хочет, чтоб из пучка льна девушка сделала ему за короткий срок рубашку, штаны и полотенце. Феврония доказывает свою мудрость: просит князя из обрубка полена сделать за короткое время ткацкий станок для работы.
Слова уже княгини Февронии на требование муромских бояр покинуть город: «Я же вам говорю, дайте и мне то, что я попрошу у вас» вполне подходит для сказки.
Чудесным является и то, что в руках княгини крошки хлеба становятся ладаном, а палки на берегу реки, благословленные Февронией, превращаются в большие деревья.
Не менее волшебным является воссоединение умерших супругов в одном гробу после того, как слуги кладут их в отдельные гробы вопреки их завещанию.
Само построение сюжета «Повести» напоминает сказки: князь женится на простой девушке (правда, в русских сказках чаще царевна выходит замуж за простого крестьянина в награду за его подвиги), его княгиню бояре невзлюбили именно за это, супруги живут «долго и счастливо» и умирают в один день.
Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.
9*. В чём основные различия произведений устного народного творчества и древнерусских текстов?
Устное народное творчество отличается от древнерусских текстов:
— у древнерусских тестов в отличие от устного народного творчества письменная форма существования;
— произведения устного народного творчества живут во множестве вариантов в отличие от древнерусских текстов;
— произведения устного народного творчества можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова. Древнерусские тексты читают.
10. «Повесть о Петре и Февронии» написана русским писателем XVI века Ермолаем (Еразмом). Чем отличается это произведение от летописной записи из «Повести временных лет»?
Между памятниками нет ничего общего, не считая их древнего происхождения. Произведения создавались и были написаны с разной целью. Всем известна повесть о Петре и Февронии. Если не вдаваться в детали, то это картина идеальных семейных отношений, изображенная с целью воспитания. Известно, что это произведения любили и читали, так как жизнеописание святых находило у людей живой отклик.
Летописание «Временных лет» фиксировало по годам исторические события. Что, где, когда? Это древний учебник истории.
11*. В 5 классе вы познакомились с определением древнерусской повести и знаете, что так иногда называли жития — письменные рассказы о жизни святых. Подумайте, можно ли назвать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» житием.
В повести прослеживаются черты святости у обоих героев. Но все-таки это не каноническое житие. Дело все в том, что нет рассказа в сюжете повести об их благочестивых родителях, о том, как зародилась в Петре и Февронии вера в Бога; нет рассказа о том, какие страдания им пришлось претерпевать во имя Бога. Повесть пронизана лиризмом, авторским сочувствием героя, восхищением их красотой и душевной силой.
Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).
— Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.
— Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.
— Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).