Попробуйте доказать что вы прочитали именно былину аргументируйте свой ответ
4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».
4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Былина «Волх Всеславович».
Введение
—Как вы думаете, что такое былина?
Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
-Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
Ребята, а кто является главным героем былины?
-Главными героями былин являются народные герои-Богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу и спасают его.
Каких богатырей вы знаете? Кого они символизируют? Как характеризуют русского человека?
Посмотрите на картину, кто здесь изображён? Что необычного в изображении богатырей? Опишите словами.
Обратите внимание на снаряжение героев, лошадей – о чём оно свидетельствует?
Дайте словесную характеристику каждому богатырю, используя слова, словосочетания на :
Сильный; Мужественный; Благородный; Целеустремлённый; Красивый; Бесстрашный; Решительный;Ответственный; надежный,добропорядочный, героический, смелый, храбрый, доблестный, доблестный и т.д.
Под стать богатырям их лошади: ухоженные, сильные, красивые, породистые, натренированные, вороной, гордый стройный,опытный, обученный, преданные, …..и т.д.
Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, которого не страшат несметные силы врага, не пугает даже сама смерть…..
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Волх Всеславович-вызывают у нас восхищение, радость, веру в силу русского человека.
-Ребята, а встречали ли вы богатырей где-нибудь? (например в мультфильмах)
-Самыми известными былинами стали «Добрыня и Змея», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и многие другие.
И сегодня мы познакомимся с одной из былины: «Волх Всеславович»
В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII—XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.
По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скопила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну, ( хвостом бьет по бедру)
А втапоры княгиня понос понесла, ( зачала ребенка )
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц, —
А в Киеве родился могуч богатырь.
Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, — об этом сразу же узнала природа:
Подрожала сыра земля.
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского.
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.
Богатырь Волъга с дружиною. Художник И. Билибин, 1902 г.
Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству.
В былинах, записанных в XVIII—XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это — враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
Самое интересное — в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные;
Работа с текстом
1. Каким необычным даром был наделён Волх? Прочитайте, что означает слово «волховать». Подберите синонимы.
Волх мог принимать облик птицы, зверя, рыбы. Мог стать даже маленьким муравьём.
Волховать — колдовать, ворбжить, применить чары.
2. Как сумел отвести от Русской земли беду Волх? Найдите ответ в тексте.
с. 18: «Около города Волх велел своим товарищам подождать, а сам оборотился зверьком горностаем. — Она разумнее тебя, царь Салтык, ей править государством».
3. Прочитайте, как в былине описано появление богатыря.
с. 16: « Однажды над Русской землей появилось белое облако. Оно шло по небу. Родился богатырь Волх Все- славович».
4. Каким представляете Волха? Расскажите.
Волх представляется огромным по росту и крепким по телосложению человеком. Светлые, слегка кудрявые волосы, умный взгляд. Одет в народную рубаху, поверх которой надета кольчуга; на голове — шлем, а в руках палица.
5. Прочитайте последний абзац былины. Почему служба богатыря на Руси считалась славным, почётным делом?
6. Попробуйте доказать, что вы прочитали былину. Аргументируйте свой ответ, используя рассуждение.
«Волх Всеслацвович» — былина, потому что рассказывает о богатыре. Было ли это на самом деле, проверить нельзя, былину сочинил русский народ в стародавние времена.
7. Что такое былина? Объясните. Если затрудняетесь, то обратитесь к словарю.
Былина — русская народная повествовательная песня о богатырях.
Примечательной чертой Волха было умение быть оборотнем, превращаться то в «серового волка», то в «ясного сокола», то в «гнедого тура», что высоко ценилось в дохристианские времена. Этого былинного героя еще в ХIХ веке профессор Ф.И.Буслаев сопоставлял с историческим Волховом, записи о котором сделаны в ХVI-ХVII веках, а действовал он в середине первого тысячелетия. Если верить преданию, он был сыном Словена, первого славянского поселенца в Новгородских землях, и по его имени река Мутная стала называться Волхов. Он облюбовал место вблизи Волховских или Ладожских порогов, где проходил древний торговый путь. Принимая образ змея-крокодила, он преграждал путь по реке купцам и пропускал лишь после выплаты дани.
-Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные» (Доспехи из твердой стали)
-А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)
-Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)
-Всем ли помогают и в сказках волшебники? – тому, кто делает добро.
-Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)
— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)
-Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)
-Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)
-Какую мысль пытается передать нам былинный сказитель?
-Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвращается добром, а зло – злом. Нужно почаще задумываться о смысле жизни, о её истинных ценностях
-А что самым ценным и главным было для русских Богатырей? – Правильно, защита отечества.
Итоги
Познакомились с былиной как с жанром устного народного творчества и ее особенностями, познакомились с былиной « Волх Всеславович»
Учились сравнивать и анализировать; бережному отношению к устному народному творчеству, к русской словесности.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Былины (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 15, 17, 23-24)
Проверьте себя
В чем «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.
Тайна кроется в тесной связи с жизнью человека. Ведь именно быт и образ жизни людей стал основой былин.
Как говорил Максим Горький, подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. И это действительно так, ведь именно через сюжеты былин до нас дошли обычаи наших предков. Былины сказывали от поколения к поколению, передавая быт своих предков. Былины повествуют не только о богатырях, но и о народных героях, и их подвигах. Также были стали настоящим историческим документом, который рассказал всему миру об устройстве городов, как строили дома, чем занимались жители. Из былин мы и узнали о труде крестьянском.
В лаборатории народного творчества
Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин?
Самым удачным музыкальным сопровождением являлись гусли. Они располагали к прослушиванию былин и не заглушали текст.
В каком веке появились ранние записи былин? Кому принадлежат эти записи?
Ранние былины датируются XVII веком. Их авторы: М. Чулков, Н. Новиков, И. Дмитриев.
Назовите наиболее известных исполнителей былин? Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?
Известными исполнителями былин были В. Щеголенок, Т. Рябинин и его потомки, которые передали свое искусство следующему поколению.
П. Киреевский обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На его призыв откликнулись А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, В.И. Даль.
Кто из художников иллюстрировал былины, сказки? Подготовьте устное сообщение об одном из художников-иллюстраторов.
Репин и Васнецов, вдохновившись сюжетами русских былин с удовольствием создавали иллюстрации к ним.
Размышляем о прочитанном
Каком теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?
Они его хвалят и величают так после того, как он собрал урожай и пригласил на пир.
Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?
Отношение Вольга Святославовича поменялось, когда Микула Селянинович проявил свою силу перед целой дружиной, выдернув из земли соху.
Такое подробное описание в зачине дано для того, чтобы подготовить читателя и к другому образу. Ведь потом они будут сравниваться. Только вот не внешность и одежда важны для крестьян, а умение работать.
Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).
Я хочу рассказать о Микуле. Он показан нам настоящим работягой. В описании его внешнего вида использована гипербола, но здесь она передает хорошее к нему отношение.
С учетом того, что Вольга три дня к нему едет, становится понятно, какой путь преодолел пахарь.
Несмотря на отношение Вольги к Микуле, он не дает свою честь в обиду, но при этом проявляет благородство.
Совершенствуем свою речь
Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы «Так говорили былинные герои» или «Незаслуженно забытые слова» — на выбор). Объясните слова нарекать, пож аловать, раздольице, крёстный батюшка и др.
Так говорили былинные герои:
Слушаем актерское чтение
Былины — древние русские эпические песни о богатырях и героях.
Стих былины торжественный, напевный, с множеством повторов отдельных слов, строк, целых эпизодов. Повторы создают неторопливое, плавное движение сюжета.
Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?
Актер читает нараспев, протягивает гласные в окончании слов. Где-то интонационно выделяет слова, а где-то говорит полушепотом.
Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича?
Чтение наполнено восхищением, интонация торжественная. Актер восхваляет Микулу.
Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр?
Актер выражает доброе отношение к герою, народ любит Микулу.
Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени-отечеству). Почему это происходит?
В рассказе о мужиках-разбойниках актер говорит строгим голосом, чтобы передать всю серьезность ситуации. После этого диалога Вольга позвал Микулу с собой. В эпизоде спора актер своей интонацией показал решительность Микулы. Такие интонационные изменения происходят для того, чтобы как можно достовернее передать образ Микулы.
Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается?
В разговоре с князей Вольгой Микула предстает перед читателями смелым, решительным, справедливым, честным и трудолюбивым. Чтение актера как можно точнее помогло представить Микулу. Это получилось благодаря интонациям героя, постоянным эпитетам, сравнениям.
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 4-27
1. Какие основные мысли о книге и чтении заключены в статье Д.С. Лихачёва? Сформулируйте их или оформите в виде развёрнутого плана.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей статье «Любите читать!» акцентирует внимание на необходимость всякого индивидуума развивать свой интеллект при помощи прочтения книг. Это является главной обязанностью любого человека перед обществом. Необходимо заниматься самовоспитанием и вырабатывать в себе любовь к прочтению книг. При чтении следует руководствоваться ранее подготовленной программе, и не злоупотреблять «скорочтением», поскольку оно создает лишь видимость знаний.
2. Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение?
«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека
Смысл сказанного, что читать нужно с удовольствием, только чтение с интересом приносит пользу и развивает познание. Если читать по принуждению, то это может вызвать отвращение к книгам и к литературе вообще. Но если читать то, что вам интересно и хочется прочесть, то чтение доставляет удовольствие, люди начинают любить литературу, читать постоянно, развивая личность.
«Незаинтересованное» чтение-это учебная литература, рабочая документация, вынужденно чтение по необходимости, неинтересное и скучное, но мы насильно «заинтересованы» в этом чтении из-за учёбы, работы, оформления документов, мы обязаны прочесть и пытаемся понять смысл. А когда нам нет необходимости читать, мы не обязаны этого делать, но есть желание, хочется это прочесть и очень интересно, то оторвать от чтения бывает трудно, а смысл понятен даже без осмысления, анализа прочитанного.
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
4. Просмотрите внимательно учебник. Произведения каких любимых вами писателей вы здесь нашли?
Из моих любимых писателей в 6 классе мы будем изучать Пушкина и Гоголя.
5. «Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени». Какие произведения классической литературы, прочитанные вами ранее, не оставили вас равнодушными?
Мне по душе пришелся роман «Отцы и дети» Тургенева. Также неравнодушна к произведению Грибоедова «Горе от ума». Произведение Саши Белый » Кавказский пленник» тоже очень понравилось. Все эти произведения своеобразны и интересны по-своему, у каждого произведения свой неповторимый сюжет. Читаешь их на одном дыхании, и трудно сказать, какое произведение более дорого. В них есть и романтика, и споры, и дуэли, и многое другое. Очень впечатляет герой Чацкий из «Горе от ума» его взгляды, которые мне близки.
6. Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.
С утверждением академика Д.С. Лихачева нельзя не согласиться. Классика является самой ценной частью мирового наследия художественной литературы. Но человек не может быть оторван от своей современности. Классика знакомит читателя с вечными вопросами, но надо читать и современную литературу. Современная литература поднимает вопросы, которые актуальны и волнуют нас и окружающих.
7. Изучение творческого процесса писателя, истории создания текста — увлекательнейшее научное занятие. Этим проблемам посвящена особая филологическая дисциплина — текстология. Разработкой её принципов занимались многие учёные, в том числе Д.С. Лихачёв. Познакомьтесь с выдержками из его статьи «Задачи текстологии». После прочтения сформулируйте, как вы понимаете, что такое текстология.
Текстология — филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.
1. Составьте тезисный план статьи В.П. Аникина по образцу плана статьи Б.Н. Путилова.
1. Общие сведенья статьи
2. Народная пословица
3. Влияние на народную пословицу творчества Сосницкого
4. Культурные отличия французского Пьера Д`ачелло от культуры Сосницкого
5. Пословица в истории и живописи
2. Попытайтесь дать определение былины, введя в него слово героический.
Былина – фольклорный жанр эпического характера, повествующий о жизни и героических подвигах русских богатырей.
3. Черты каких былинных персонажей угадываются на картине В.М. Васнецова «Богатыри»
С большой долей вероятности могу утверждать, что в известной и знаменитой картине под названием «Богатыри», которую написал Великий русский художник В.М.Васнецов, угадываются черты таких известных былинных героев как Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
Стоит отметить, что эту замечательную картину Виктор Васнецов писал примерно 20 лет и окончательно её написание было завершено в конце 19 века, а если быть более точным, то художник окончательно завершил работу над этой картиной в 1898 году. Через некоторое время картина была куплена российским предпринимателем и коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, создателем Третьяковской галереи.
С левого края находится Добрыня Никитич, с правого края находится Алёша Попович, а по центру Илья Муромец.
1. Прочитайте былину «Святогор и тяга земная».
2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?
3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?
Главная мысль первой части былины «Святогор и тяга земная» говорит о родной земле, русский богатырь хотел бы уехать в другие страны да не может, и чувство долга не пускает и любовь к родной земле держит.
Во второй части былины главная мысль заключается в описании судьбы. Каждому человеку на земле суждено прожить свою жизнь, можно пробовать и бороться, но от судьбы не уйдешь и принять ее надо не склонив понуро головушку, а с достоинством.
4. В чём глубокий иносказательный смысл былины?
5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении?
1. Выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее…
2. По колена в землю угряз.
3. Реки, моря перескакивать, Широкия раздолья промеж ног пущать
4. Тридцать лет лежит во гноище
6*. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией?
Тесная связь проявлялась в том, что древние славяне верили в то, что существует место которое соединяет небо и землю(небесная тяга и земная). А Святогор (по славянской мифологии) был проводником между небом и землёй.
7. Выпишите непонятные слова и попробуйте самостоятельно объяснить их значение. Проверьте себя, обратившись к словарям.
1. Устно нарисуйте портрет одного из богатырей, знакомых вам по прочитанным произведениям.
Внешне Илья Муромец выглядел, как настоящий богатырь. Лицо его было довольно красивое, черты лица средние, глаза светлые, волосы темные с сединой и немного длинные, прикрывающие уши. На лице его можно было заметить небольшие морщины, поскольку богатырём он стал в 33 года, после того, как вылечился от паралича. Взгляд у Ильи Муромца был могущественным, величавым, решительным, глубоко думающим. В целом, Илья Муромец всегда выглядел серьезным, сосредоточенным, думающим о том, как защитить свою Родину и народ.
2. Картины каких художников, посвящённые русским богатырям, вы знаете? Расскажите об одной из них. Вы можете подготовить к своему выступлению компьютерную презентацию с репродукциями и необходимыми комментариями.
В первую очередь, вспоминается художник Васнецов и его картины. Достаточно иметь в виду его полотно «Богатыри» или картину «Витязь на распутье». Есть у него и картина, посвящённая бою славянских богатырей со скифами. Известна и высоко ценится его же полотно «Богатырский скок».
Шитиков написал картину «Илья Муромец».
Илье посвятили свои произведения также Константин Васильев и Рерих. Художник Клименко написал Муромца, находящегося в немощи. Удивительное полотно, на котором мы видим Муромца не на коне, а в постели, а над ним склонились в печали его родители.
Слободчиков написал Святогора.
«Богатырская живопись» на этом не заканчивается. Так художник Авилов мастерски, эффектно изобразил фрагмент боя Пересвета и Челубея. Полное название картины такое:
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Илья Муромец и Соловей-разбойник
1. К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?
Очень положительные эпитеты которые могут относиться только к Илье Муромцу, он и дородный и славный и несомненно добрый.
2. Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют?
Гипербола или преувеличение является постоянным спутником любой былины, ее отличительным знаком. Имеются гиперболы и в этой былине, вот, например, пример гиперболы в описании злодейств Соловья Разбойника:
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
3. Объясните значения слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки. Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах.
Сейчас кроме как в былине не встретишь слов заколодела, в особину или величать. Да и стольный слово очень редкое.
4. Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план.
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
2. А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
3. А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
4. Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного.
5. Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
7 Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
9. А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
5. Какие приёмы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? В тетради слева запишите название приёма, справа —
Приемы народной речи в этой былине можно отыскать следующие:
Эпитеты: Дородный, Удаленький.
С горы на гору стал перескакивать
С холмы на холмы перемахивать
Сравнения: волчья сыть, травяной мешок.
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
6*. Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определённый размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Особенности былинного стиха:
1) Былины читаются речитативом, полупением.
2) Тоническое стихосложение-12-14 слогов и три ударения, ударные первый и третий с конца слоги, количество безударных свободное.
3) Обязательное повторение междометий, предлогов.