Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.

Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца.

На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?

Главная мысль первой части былины «Святогор и тяга земная» говорит о родной земле, русский богатырь хотел бы уехать в другие страны да не может, и чувство долга не пускает и любовь к родной земле держит.

Во второй части былины главная мысль заключается в описании судьбы. Каждому человеку на земле суждено прожить свою жизнь, можно пробовать и бороться, но от судьбы не уйдешь и принять ее надо не склонив понуро головушку, а с достоинством.

В чём глубокий иносказательный смысл былины?

Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.

Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.

Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении?

Мысль про сумочку Микулы Селяниновича, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко. Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией?

В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.

Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.

Выпишите непонятные слова и попробуйте самостоятельно объяснить их значение. Проверьте себя, обратившись к словарям.

Источник

4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».

4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Былина «Волх Всеславович».

Введение

Как вы думаете, что такое былина?

Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

-Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Ребята, а кто является главным героем былины?

-Главными героями былин являются народные герои-Богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу и спасают его.

Каких богатырей вы знаете? Кого они символизируют? Как характеризуют русского человека?

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Посмотрите на картину, кто здесь изображён? Что необычного в изображении богатырей? Опишите словами.

Обратите внимание на снаряжение героев, лошадей – о чём оно свидетельствует?

Дайте словесную характеристику каждому богатырю, используя слова, словосочетания на :

Сильный; Мужественный; Благородный; Целеустремлённый; Красивый; Бесстрашный; Решительный;Ответственный; надежный,добропорядочный, героический, смелый, храбрый, доблестный, доблестный и т.д.

Под стать богатырям их лошади: ухоженные, сильные, красивые, породистые, натренированные, вороной, гордый стройный,опытный, обученный, преданные, …..и т.д.

Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, которого не страшат несметные силы врага, не пугает даже сама смерть…..

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Волх Всеславович-вызывают у нас восхищение, радость, веру в силу русского человека.

-Ребята, а встречали ли вы богатырей где-нибудь? (например в мультфильмах)

-Самыми известными былинами стали «Добрыня и Змея», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и многие другие.

И сегодня мы познакомимся с одной из былины: «Волх Всеславович»

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII—XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.
По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скопила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну, (
хвостом бьет по бедру)
А втапоры княгиня понос понесла, ( зачала ребенка )
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц, —
А в Киеве родился могуч богатырь.

Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, — об этом сразу же узнала природа:

Подрожала сыра земля.
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского.
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Богатырь Волъга с дружиною. Художник И. Билибин, 1902 г.

Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству.

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

В былинах, записанных в XVIII—XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это — враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
Самое интересное — в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные;

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Работа с текстом

1. Каким необычным даром был наделён Волх? Прочитайте, что означает слово «волховать». Подберите синонимы.

Волх мог принимать облик птицы, зверя, рыбы. Мог стать даже маленьким муравьём.

Волховать — колдовать, ворбжить, применить чары.

2. Как сумел отвести от Русской земли беду Волх? Найдите ответ в тексте.

с. 18: «Около города Волх велел своим товарищам подо­ждать, а сам оборотился зверьком горностаем. — Она разумнее тебя, царь Салтык, ей править государством».

3. Прочитайте, как в былине описано появление богатыря.

с. 16: « Однажды над Русской землей появилось белое облако. Оно шло по небу. Родился богатырь Волх Все- славович».

4. Каким представляете Волха? Расскажите.

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Волх представляется огромным по росту и крепким по телосложению человеком. Светлые, слегка кудрявые во­лосы, умный взгляд. Одет в народную рубаху, поверх ко­торой надета кольчуга; на голове — шлем, а в руках па­лица.

5. Прочитайте последний абзац былины. Почему служба богатыря на Руси считалась славным, почётным делом?

6. Попробуйте доказать, что вы прочитали былину. Аргументируйте свой ответ, используя рассуждение.

«Волх Всеслацвович» — былина, потому что рассказыва­ет о богатыре. Было ли это на самом деле, проверить нельзя, былину сочинил русский народ в стародавние времена.

7. Что такое былина? Объясните. Если затрудняетесь, то обратитесь к словарю.

Былина — русская народная повествовательная песня о богатырях.

Примечательной чертой Волха было умение быть оборотнем, превращаться то в «серового волка», то в «ясного сокола», то в «гнедого тура», что высоко ценилось в дохристианские времена. Этого былинного героя еще в ХIХ веке профессор Ф.И.Буслаев сопоставлял с историческим Волховом, записи о котором сделаны в ХVI-ХVII веках, а действовал он в середине первого тысячелетия. Если верить преданию, он был сыном Словена, первого славянского поселенца в Новгородских землях, и по его имени река Мутная стала называться Волхов. Он облюбовал место вблизи Волховских или Ладожских порогов, где проходил древний торговый путь. Принимая образ змея-крокодила, он преграждал путь по реке купцам и пропускал лишь после выплаты дани.

-Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные» (Доспехи из твердой стали)

-А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)

-Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)

-Всем ли помогают и в сказках волшебники? – тому, кто делает добро.

-Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)

— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)

-Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)

-Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы? (нет)

-Какую мысль пытается передать нам былинный сказитель?

-Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвращается добром, а зло – злом. Нужно почаще задумываться о смысле жизни, о её истинных ценностях

-А что самым ценным и главным было для русских Богатырей? – Правильно, защита отечества.

Итоги

Познакомились с былиной как с жанром устного народного творчества и ее особенностями, познакомились с былиной « Волх Всеславович»

Учились сравнивать и анализировать; бережному отношению к устному народному творчеству, к русской словесности.

Источник

Урок литературного чтения по теме: Былина «Волх Всеславович» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Былина о герое Волхе, дошла до нас в текстах XVIII—XIX веков.
Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны.
Второе после рождения чудо с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении.

Описание слайда:

Ему еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его «в крепки латы булатные», надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд».

Описание слайда:

СЛОВАРЬ
ЛАТЫ БУЛАТНЫЕ- доспехи из твёрдой
стали.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, — это быстрота, с какой Волх овладел науками — грамотой и волшебными премудростями:

Описание слайда:
Описание слайда:

И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, — это быстрота, с какой Волх овладел науками — грамотой и волшебными премудростями:
А и первой мудрости учился —
обвертываться ясным соколом,

Описание слайда:
Описание слайда:

Ко другой-то мудрости учился он, Волх,—
обвертываться серым волком,

Описание слайда:

Ко третьей-то мудрости учился Волх —
обвертываться гнедым туром — золотые рога.

Описание слайда:

Так оправдалось имя, которое ему дали: Волх, то есть волхв — волшебник, кудесник, колдун.

Описание слайда:
Описание слайда:

Самое интересное — в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные;

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

А ради перемен оборачивается «ясным соколом» и бьет на синем море гусей, лебедей, уток. Когда нужно разведать вражеские силы, он же оборачивается сначала гнедым туром и в несколько скачков достигает чужеземного царства,.

Описание слайда:
Описание слайда:

ПОДПРУГИ- ремень у седла,
затягиваемый под брюхом лошади.

Описание слайда:

1. Каким необычным даром был наделён Волх? Прочитайте, что означает слово «волховать». Подберите синонимы.
Волх мог принимать облик птицы, зверя, рыбы. Мог стать даже маленьким муравьём.
Волховать — колдовать, ворбжить, применить чары.

Описание слайда:
Описание слайда:

2. Прочитайте, как в былине описано появление богатыря.
« Однажды над Русской землей появилось белое облако. Оно шло по небу.
Родился богатырь Волх Всеславович».

Описание слайда:

3. Как сумел отвести от Русской земли беду Волх?
Найдите ответ в тексте.

Описание слайда:

4. Каким представляете Волха? Расскажите.

Описание слайда:

Волх представляется огромным по росту и крепким по телосложению человеком. Светлые, слегка кудрявые во­лосы, умный взгляд. Одет в народную рубаху, поверх ко­торой надета кольчуга; на голове — шлем, а в руках па­лица.

Описание слайда:
Описание слайда:

5. Попробуйте доказать, что вы прочитали былину.
Аргументируйте свой ответ.
«Волх Всеслацвович» — былина, потому что рассказыва­ет о богатыре. Было ли это на самом деле, проверить нельзя, былину сочинил русский народ в стародавние времена.

Описание слайда:

Что такое былина? Объясните.
Былина — русская народная эпическая песня о богатырях.

Описание слайда:
Описание слайда:

— Как вы считаете, что означает слово «Туром»?
дикий бык с большими рогами)
— В облике кого Волх оказался в третьем царстве царя Салтыка?
(сокола)
— Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями?
(царица)
— Послушал ли царь Салтык обращение к нему царицы?
— Какую мысль пытается передать нам былинный сказитель?
Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвращается добром, а зло – злом.
(нет)
— Что самым ценным и главным было для русских Богатырей?
защита Отечества.

Описание слайда:

Составьте план былины «Волх Всеславович»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Учебник Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение » 4 классПрезентация к уроку по теме: Былина «Волх Всеславович»В презентации представлено знакомство с былинами.С учащимися класса проводится словарная работа по новым терминами в содержании былины, представлен полный анализ произведения, используется выборочное чтение при работе с текстом. На основе анализа произведения учащимися самостоятельно составляется план былины.

Общая информация

Похожие материалы

Тест по русскому языку на тему «Орфограмма, как основа безошибочного письма» ( 3 класс)

Комплексная работа с текстом «Карась» (2 класс)

Конспект урока: «СЛЕДУЮЩИЙ И ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ» (1 класс)

Урок математики в 4классе + презентация

Презентация по литературному чтению по теме «Они защищали Родину» (4 класс)

Сложение вида 42+8 карточки

Вычитание вида 37-7 карточки

Исследовательская работа на «Сколько весит здоровье ученика?»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5394455 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Попробуйте доказать что вы прочитали былину аргументируйте

1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?

Я очень люблю природу и стараюсь больше узнавать о ней из книг.

2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении. Вам поможет в этом следующий план:

• Название произведения.
• Автор.
• Главные герои (их описание, характер, поступки, речь).
• Тема и основная мысль произведения.
• Ваше впечатление от прочитанного произведения.

Очень важно научится читать текст внимательно, вчитываясь в его содержание, т.е. понимать смысл происходящих в рассказе событий.

Я читал рассказы: Про обезьянку, Карасик, Серая Шейка, Приключения муравьишки, Муравьиное царство.

3. Вчитайтесь в содержание рассказа Н. Носова «Карасик» и поразмышляйте над ним.

1-я часть
Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?

«Первое время он очень интересовался рыбкой — кормил её, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал её вовремя покормить.»
Мама предупредила, что Мурзик может съесть карасика.

2-я часть
Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?

Сережа радовался обмену, а Виталику с одной стороны было жалко карасика, с другой он понимал, что мам осудит такой обмен. Виталик просто мог бы попросить у мамы купить такой же свисток или хотя бы попросить разрешения обменяться с Сережей.

3-я часть
Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.

Виталик жалеет кота, ласково называет его Мурзинька, просит не ходить домой, потому что там ему попадет из-за Виталика. Этим он показал свою доброту и привязанность к коту. Но из-за Виталика кот упал в аквариум, и ему чуть не попало от мамы.

4-я часть
Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему? Найдите и перечитайте эти строки.

Мальчик осознал свою ошибку и все-таки признался маме, чтобы она не наказала кота, который был ни в чем не виноват. Виталик не мог признаться сразу, потому что мама не позволяла ему меняться, и он думал, что мама будет недовольна и боялся ей признаться.
«Серёжа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.»

Источник

ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 4-27

1. Какие основные мысли о книге и чтении заключены в статье Д.С. Лихачёва? Сформулируйте их или оформите в виде развёрнутого плана.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей статье «Любите читать!» акцентирует внимание на необходимость всякого индивидуума развивать свой интеллект при помощи прочтения книг. Это является главной обязанностью любого человека перед обществом. Необходимо заниматься самовоспитанием и вырабатывать в себе любовь к прочтению книг. При чтении следует руководствоваться ранее подготовленной программе, и не злоупотреблять «скорочтением», поскольку оно создает лишь видимость знаний.

2. Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение?

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека

Смысл сказанного, что читать нужно с удовольствием, только чтение с интересом приносит пользу и развивает познание. Если читать по принуждению, то это может вызвать отвращение к книгам и к литературе вообще. Но если читать то, что вам интересно и хочется прочесть, то чтение доставляет удовольствие, люди начинают любить литературу, читать постоянно, развивая личность.

«Незаинтересованное» чтение-это учебная литература, рабочая документация, вынужденно чтение по необходимости, неинтересное и скучное, но мы насильно «заинтересованы» в этом чтении из-за учёбы, работы, оформления документов, мы обязаны прочесть и пытаемся понять смысл. А когда нам нет необходимости читать, мы не обязаны этого делать, но есть желание, хочется это прочесть и очень интересно, то оторвать от чтения бывает трудно, а смысл понятен даже без осмысления, анализа прочитанного.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

4. Просмотрите внимательно учебник. Произведения каких любимых вами писателей вы здесь нашли?

Из моих любимых писателей в 6 классе мы будем изучать Пушкина и Гоголя.

5. «Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени». Какие произведения классической литературы, прочитанные вами ранее, не оставили вас равнодушными?

Мне по душе пришелся роман «Отцы и дети» Тургенева. Также неравнодушна к произведению Грибоедова «Горе от ума». Произведение Саши Белый » Кавказский пленник» тоже очень понравилось. Все эти произведения своеобразны и интересны по-своему, у каждого произведения свой неповторимый сюжет. Читаешь их на одном дыхании, и трудно сказать, какое произведение более дорого. В них есть и романтика, и споры, и дуэли, и многое другое. Очень впечатляет герой Чацкий из «Горе от ума» его взгляды, которые мне близки.

6. Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.

С утверждением академика Д.С. Лихачева нельзя не согласиться. Классика является самой ценной частью мирового наследия художественной литературы. Но человек не может быть оторван от своей современности. Классика знакомит читателя с вечными вопросами, но надо читать и современную литературу. Современная литература поднимает вопросы, которые актуальны и волнуют нас и окружающих.

7. Изучение творческого процесса писателя, истории создания текста — увлекательнейшее научное занятие. Этим проблемам посвящена особая филологическая дисциплина — текстология. Разработкой её принципов занимались многие учёные, в том числе Д.С. Лихачёв. Познакомьтесь с выдержками из его статьи «Задачи текстологии». После прочтения сформулируйте, как вы понимаете, что такое текстология.

Текстология — филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.

1. Составьте тезисный план статьи В.П. Аникина по образцу плана статьи Б.Н. Путилова.

1. Общие сведенья статьи

2. Народная пословица

3. Влияние на народную пословицу творчества Сосницкого

4. Культурные отличия французского Пьера Д`ачелло от культуры Сосницкого

5. Пословица в истории и живописи

2. Попытайтесь дать определение былины, введя в него слово героический.

Былина – фольклорный жанр эпического характера, повествующий о жизни и героических подвигах русских богатырей.

3. Черты каких былинных персонажей угадываются на картине В.М. Васнецова «Богатыри»

С большой долей вероятности могу утверждать, что в известной и знаменитой картине под названием «Богатыри», которую написал Великий русский художник В.М.Васнецов, угадываются черты таких известных былинных героев как Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.

Стоит отметить, что эту замечательную картину Виктор Васнецов писал примерно 20 лет и окончательно её написание было завершено в конце 19 века, а если быть более точным, то художник окончательно завершил работу над этой картиной в 1898 году. Через некоторое время картина была куплена российским предпринимателем и коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, создателем Третьяковской галереи.

С левого края находится Добрыня Никитич, с правого края находится Алёша Попович, а по центру Илья Муромец.

1. Прочитайте былину «Святогор и тяга земная».

2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?

Главная мысль первой части былины «Святогор и тяга земная» говорит о родной земле, русский богатырь хотел бы уехать в другие страны да не может, и чувство долга не пускает и любовь к родной земле держит.

Во второй части былины главная мысль заключается в описании судьбы. Каждому человеку на земле суждено прожить свою жизнь, можно пробовать и бороться, но от судьбы не уйдешь и принять ее надо не склонив понуро головушку, а с достоинством.

4. В чём глубокий иносказательный смысл былины?

5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении?

1. Выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее…

2. По колена в землю угряз.

3. Реки, моря перескакивать, Широкия раздолья промеж ног пущать

4. Тридцать лет лежит во гноище

6*. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией?

Тесная связь проявлялась в том, что древние славяне верили в то, что существует место которое соединяет небо и землю(небесная тяга и земная). А Святогор (по славянской мифологии) был проводником между небом и землёй.

7. Выпишите непонятные слова и попробуйте самостоятельно объяснить их значение. Проверьте себя, обратившись к словарям.

1. Устно нарисуйте портрет одного из богатырей, знакомых вам по прочитанным произведениям.

Внешне Илья Муромец выглядел, как настоящий богатырь. Лицо его было довольно красивое, черты лица средние, глаза светлые, волосы темные с сединой и немного длинные, прикрывающие уши. На лице его можно было заметить небольшие морщины, поскольку богатырём он стал в 33 года, после того, как вылечился от паралича. Взгляд у Ильи Муромца был могущественным, величавым, решительным, глубоко думающим. В целом, Илья Муромец всегда выглядел серьезным, сосредоточенным, думающим о том, как защитить свою Родину и народ.

2. Картины каких художников, посвящённые русским богатырям, вы знаете? Расскажите об одной из них. Вы можете подготовить к своему выступлению компьютерную презентацию с репродукциями и необходимыми комментариями.

В первую очередь, вспоминается художник Васнецов и его картины. Достаточно иметь в виду его полотно «Богатыри» или картину «Витязь на распутье». Есть у него и картина, посвящённая бою славянских богатырей со скифами. Известна и высоко ценится его же полотно «Богатырский скок».

Шитиков написал картину «Илья Муромец».

Илье посвятили свои произведения также Константин Васильев и Рерих. Художник Клименко написал Муромца, находящегося в немощи. Удивительное полотно, на котором мы видим Муромца не на коне, а в постели, а над ним склонились в печали его родители.

Слободчиков написал Святогора.

«Богатырская живопись» на этом не заканчивается. Так художник Авилов мастерски, эффектно изобразил фрагмент боя Пересвета и Челубея. Полное название картины такое:

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Илья Муромец и Соловей-разбойник

1. К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?

Очень положительные эпитеты которые могут относиться только к Илье Муромцу, он и дородный и славный и несомненно добрый.

2. Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют?

Гипербола или преувеличение является постоянным спутником любой былины, ее отличительным знаком. Имеются гиперболы и в этой былине, вот, например, пример гиперболы в описании злодейств Соловья Разбойника:

И от его ли то от покрика звериного

Те все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

3. Объясните значения слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки. Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах.

Сейчас кроме как в былине не встретишь слов заколодела, в особину или величать. Да и стольный слово очень редкое.

4. Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план.

1. Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

2. А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А й побил он эту силу всю великую.

3. А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,

И от его ли то от посвиста соловьего,

И от его ли то от покрика звериного

Те все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

4. Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

Ему выбил право око со косицею,

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

5. Крест-от клал он по-писаному,

Вел поклоны по-ученому,

На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину,

Еще всем его князьям он подколенныим.

Я стоял заутреню христосскую во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,

То моя дорожка призамешкалась.

А я ехал-то дорожкой прямоезжею,

Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,

Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу ту покляпую,

Мимо славный ехал Леванидов крест.

7 Ай же мужичища-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Закричи-тко ты, собака, по-звериному.

9. А й тут старый-от казак да Илья Муромец,

Он скорешенько садился на добра коня,

А й он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.

5. Какие приёмы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? В тетради слева запишите название приёма, справа —

Приемы народной речи в этой былине можно отыскать следующие:

Эпитеты: Дородный, Удаленький.

С горы на гору стал перескакивать

С холмы на холмы перемахивать

Сравнения: волчья сыть, травяной мешок.

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу ту покляпую,

Мимо славный ехал Леванидов крест.

6*. Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определённый размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?

Особенности былинного стиха:

1) Былины читаются речитативом, полупением.

2) Тоническое стихосложение-12-14 слогов и три ударения, ударные первый и третий с конца слоги, количество безударных свободное.

3) Обязательное повторение междометий, предлогов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *