Поприще что это в библии
поприще
Смотреть что такое «поприще» в других словарях:
ПОПРИЩЕ — Слово поприще проникло в русский литературный язык из языка старославянского. В современном русском языке оно обозначает сферу, род деятельности, жизненную арену, жизненный путь. В нем очень ощутителен стилистический оттенок книжной риторичности … История слов
ПОПРИЩЕ — ср. (попирать) вообще место, простор, пространство, на коем подвизаются или действуют; арена, сцена, ипподром, приспособленное место для бега, скачек, для ристалищ, игр, борьбы и пр. Выдти на поприще. Устроить поприще для садки, травли, боя… … Толковый словарь Даля
Поприще — Поприще старорусская путевая мера для измерения больших расстояний; с XI по XVII век заменяется верстой. Этими словами первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Известны упоминания в… … Википедия
поприще — См. арена, карьера, место кончить земное поприще, подвизаться на поприще. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. поприще арена, карьера, место; область деятельности, круг,… … Словарь синонимов
ПОПРИЩЕ — ПОПРИЩЕ, поприща, ср. (книжн. ритор.). Сфера деятельности. Военное поприще. Научное поприще. «Какое мне поприще откроется, когда он сломит рог боярству родовому.» Пушкин. «Там уж поприще широко: знай работай да не трусь.» Некрасов. «Подвизается… … Толковый словарь Ушакова
Поприще — (иноск.) родъ жизни, занятіе, которому мы себя посвящаемъ (намекъ на поприще мѣсто, которое попираютъ, на которомъ попираются, на которомъ дѣйствуютъ, арена для скачекъ, борьбы). Ср. Поприще самое выгодное и легкое жить на чужой счетъ. ***… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
поприще — ПОПРИЩЕ, арх. – 20 вёрст (прим. авт.). – От Унукова стойбища до Кетского острогу не меньше десяти поприщ (2. 17). См. Даль 3. 306: поприще «путевая мера и, вероятно, суточный переход, около 20 вёрст» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
ПОПРИЩЕ — ПОПРИЩЕ, а, ср. (высок.). Область деятельности. На п. науки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
поприще — поприще, род. мн. поприщ (неправильно поприщей) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
поприще — ас., высок. 1) Область применения чьих л. сил, способностей, сфера деятельности. Литературное поприще. Научное поприще. Я сел в раздумье около реки, тихо влекущейся вдаль, и поглядел в звездное скопление на небе, на это будущее поприще… … Популярный словарь русского языка
поприще — (иноск.) род жизни, занятие, которому мы себя посвящаем (намек на поприще место, которое попирают, на котором попираются, на котором действуют, арена для скачек, борьбы) Ср. Поприще самое выгодное и легкое жить на чужой счет. *** Афоризмы … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 5:41
Свт. Иоанн Златоуст
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Спаситель не останавливается еще здесь, предписывая тебе правила терпения обид, но простирается далее, говоря: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”. Видишь ли, на какую высоту любомудрия возводит тебя Спаситель? Он говорит, что и тогда, когда отдашь своему врагу и верхнюю и нижнюю одежду, ты не должен противиться ему, если бы он и обнаженное тело твое захотел подвергнуть страданиям и трудам. Он хочет, чтобы все было общим – и тела, и имущество, и чтобы мы служили ими как бедным, так и тем, кто обижает нас. Последнее – долг мужества, а первое – человеколюбия. Поэтому-то Он и сказал: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”, возводя тебя еще выше, и повелевая оказывать новые опыты равного прежним великодушия. Если прежние Его предписания, которые требуют гораздо меньшего, доставляют исполняющим их столь великое блаженство, то подумай, какой жребий ожидает тех, кто исполняет эти последние, и каковыми еще прежде наград являются те, которые в человеческом и страстном теле показывают совершенное бесстрастие. Если они не только не оскорбляются обидами, ударами, отнятием имущества, не только не побеждаются ничем другим тому подобным, но еще жаждут больших страданий, то представь, какова у них делается душа. Потому-то Христос, как повелел поступать при нанесении ударов и при лишении имущества, так точно повелевает поступать и в этом случае. Что я говорю, – как бы так говорит он, – об обидах и отнятии имущества? Если бы кто захотел и само тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам, и притом несправедливо, то и тогда ты должен победить его несправедливое желание, и стать выше его. “Принудить силой” – значит влечь кого неправедно, без всякой причины и с обидою. Но ты и на это будь готов; будь готов потерпеть даже больше, нежели, сколько тот хочет причинить тебе.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 18-я.
Свт. Хроматий Аквилейский
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Трактат на Евангелие от Матфея.
Прп. Максим Исповедник
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Что согласно анагогическому толкованию означает наставление Господа: Если кто-то принудит тебя идти одну милю, иди с ним две
Принуждающий нас – это Господь, посредством Его учения — идти одну милю Своей заповеди. Нам подобает слушать Его предписания и идти две мили, то есть внимать заповеди и прибавлять еще одну милю посредством дел.
Или иначе: [Господь] принуждает нас пройти милю веры, но требует от нас и дел, [подтверждающих] веру.
Вопросы и затруднения.
См. также Толкование на Мф. 5:39
Блаж. Иероним Стридонский
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Блаж. Феофилакт Болгарский
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? – говорит Господь. – И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Толковое Евангелие.
Прот. Иоанн Бухарев
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Эти слова Спасителя значат следующее: если потребуется твоя услуга, даже несправедливо и с принуждением, окажи и такую услугу, и сделай при этом еще больше, чем требуют от тебя. «Если бы, – говорит Златоуст, – кто захотел и самое тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам и притом несправедливо, и на это будь готов».
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Смысл стиха понятен и не требует объяснения. Нужно объяснить только слово άγγαρεύσει (принудит тебя идти). Слово это происходит от персидского, которое греки выразили через άγγαρος, понимается άγγαρήιος, курьер. Оно перешло в еврейский, греческий и латинский языки (Вульг. angariaverit). Эти курьеры были заведены Киром и несли род почтовой и транспортной службы, принудительно требуя на станциях преимущественно людей и вьючных животных (Герод. Ист. 8:98). Глагол άγγαρεύω встречается у Иосифа Флавия (Древн. 13:2-3 – άγγαρεύεσθαι τα Ίουδαίων υποζύγια); у Епиктета Dissert. 4:1, 79 – αν δε αγγαρεία ή και στρατιώτης έπιλάβηται, άφες, μη αντιτείνε μηδέ γόγγυζε. Отсюда делается понятным выражение: “кто принудит тебя идти с ним одно поприще.” Числа “одно”: и дальнейшее “два” не следует считать точно определенными. Смысл: делай больше, чем сколько тебя принуждают. “Поприще” в точном значении – римской миле (греч. μίλιον), которая, по Гольцману, равняется 1000 шагов = 8 стадий = 1472 метра.
Троицкие листки
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Но Спаситель хочет, чтобы мы не только терпели случайные обиды и лишение имущества, но и самих себя не жалели, когда нужно любовью победить вражду. Он говорит: и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два, если заставит тебя насильно идти вместо провожатого, одну версту, иди с ним две. «Если бы, – поясняет святитель Златоуст, – кто захотел и самое тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам, и притом несправедливо, и на это будь готов». Не жалей себя, когда видишь, что, работая на другого по принуждению, ты можешь своей безответной кротостью спасти его душу. Святые угодники Божии старались усвоить самый дух животворящих заповедей Христовых, а этот дух есть любовь. Любовью они погашали зло в самом начале, а причиняемые им обиды обращали во славу Божию. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступать, – говорит блаженный Августин, – много добра можно сделать и тому, кто сам не желает себе добра, если только будешь заботиться о его пользе». Если ты поставлен судьей и будешь оправдывать воров и грабителей, то ты согрешишь против заповеди о любви к врагам, хотя бы тебе и казалось, что ты поступаешь так именно из любви к ним. Защищай и свою собственность для своей же семьи, чтобы ради безсовестного грабителя не пустить семью по миру. Отдавай хищника в руки правосудия, чтобы он и других не обокрал и для его же пользы – чтобы исправить его наказанием. Но делай все это подобно тому, как врач дает больному горькое лекарство или отсекает больной член, чтобы спасти жизнь больного. Все у вас да будет с любовью, – поучает святой апостол Христов (1 Кор. 16:14). Нельзя и перечислить все те злострадания, какие претерпел апостол Павел и от Иудеев, и от язычников, но когда считал что-либо нужным для славы Божией то не молчал, а обращался к суду начальства и отвечал с укоризной на приказание бить его по устам. Когда Сарацины попрекнули просветителя Славян святого Кирилла тем, что христиане забыли заповедь Христову о любви к врагам и выходят воевать против них, то мудрый философ отвечал им: «Христос велел нам любить врагов, но Он же заповедал нам: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братии наших, дабы вы, увлекая их в плен, не склонили благочестивых к своим богомерзким делам». Да и Сам Божественный Законодавец, когда дерзкий слуга первосвященника ударил Его в ланиту, не промолчал, не подставил ему другую ланиту, а кротко сказал: если Я сказал… хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18:23). Это было для злодея вразумительнее безмолвного терпения. Но Он же потом в молчании переносил все ругательства воинов на дворе Пилата…
Троицкие листки. №801-1050.
Митр. Иларион (Алфеев)
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
«И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»
В данном примере сказано, что кто-то принуждает человека идти с ним одно поприще. Под поприщем может подразумеваться область какой-либо деятельности, например занятие спортом, наукой или искусством. Анализируя данный случай, можно предположить такую ситуацию, в которой человек от природы наделен определенным талантом в сфере спорта, науки или искусства. Но этот человек не хочет развивать свой талант по какой-либо причине, например из-за лени. Кто-то, также наделенный талантом, заставляет этого человека идти с собой одно поприще. То есть заставляет заниматься определенной деятельностью.
Иисус Христос советует принуждаемому человеку разобраться в ситуации, и если поприще, по которому принуждают идти, не вредно человеку, идти не только одно поприще, но и два. То есть выполнить требуемое не в одинарном, а в двойном размере. Иными словами, применительно к сфере спорта, науки и искусства человек должен проявить свои способности в два раза больше требуемого. Такой поступок приведет к тому, что принуждаемый человек проявлением согласия, покорности, не противодействия не допустит ссоры, обострения отношений и зла. И разрешит данную конфликтную ситуацию, в которой его принуждали идти одно поприще, тем, что пойдет даже два поприща, и таким образом мирным путем достигает согласия, взаимопонимания и добрых отношений, при этом не допустив возникновения вражды, неприязни и зла.
На описанную ситуацию скептик может ответить ниже следующим возражением. А если у человека огромный талант к воровству и его принуждают заниматься воровской деятельностью, то ради того, чтобы не допускать ссор и обострения отношений, человек разве должен согласиться с теми, кто его принуждает и проявить себя на поприще бандитской деятельности? На это замечание можно дать такой ответ. Слово «деятельность» может применяться к роду занятий, для которых требуется наличие творческих способностей, без чего не возможна работа в области науки, искусства, культуры. Словом «деятельность» также обозначают обычную работу, труд. Очень редко слово «деятельность» употребляют для обозначения рода занятий, причиняющих вред обществу, например для обозначения бандитизма, воровства, разбоя. Но в словах Иисуса Христа ясно сказано, о какой деятельности идет речь. Если бы Спаситель имел ввиду принуждение к роду занятий, приносящих вред, Он сказал бы о преступном поприще. Поскольку в словах Иисуса Христа упоминание о преступном поприще отсутствуют, значит Спаситель имеет ввиду не вредоносную, а полезную сферу деятельности, в которой и может в полной мере раскрыться талант одаренного в этой области человека.
Как и в случае со щекой и рубашкой, Спаситель указывает на ситуацию, связанную с виновностью человека. Но в этом случае вина человека состоит в том, что он не желает идти свое поприще, то есть не желает развивать свой талант в той сфере (не преступной, а полезной) деятельности, в которой у него проявляются ярко выраженные способности. И такого человека нужно, полезно и необходимо заставлять, принуждать идти этим поприщем, потому что он не хочет делать этого самостоятельно. А не развитие своего таланта, полученного от Бога, порицается Богом. В этом состоит вина одаренного, но не развивающего свой талант человека. Об этом так сказано Иисусом Христом в притче о таланте. Раб, «получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов» ( Матф.25:16 ). А раб «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» ( Матф.25:18 ). Господин возблагодарил раба, приумножившего таланты, а нерадивому рабу сказал: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Матф.25:28–30 ).
Как видим, из этой притчи, раб, не захотевший приумножить данный ему талант, порицается и наказывается. Словосочетание «зарыть талант в землю», взятое из Библии, стало широко употребляемым, крылатым выражением, применяемым «в значении не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть» (Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, «Крылатые слова», Москва, издательство «Художественная литература», 1988, страница 127).
Первоначально талантом в древнееврейском государстве называлась еврейская монета, равнявшаяся 60 минам или 6000 драхмам или 3000 сикелям. При земной жизни Спасителя ценность одного таланта равнялась 1290 рублям, имевшим хождение в дореволюционной России. У древних евреев слово «талант» использовалось также для обозначения веса металлов: золота, серебра, свинца, железа. В наше время слово «талант» используется для обозначения: 1 выдающихся врожденных качеств, особых природных способностей; 2 человека, обладающего этими способностями.
Как в притче о талантах, так и в ситуации с поприщем Иисус Христос порицает лень, бездействие и инертность, связанные с отсутствием развития таланта. В случае с поприщем Иисус Христос указывает на единственно правильное разрешение данной ситуации в виде признания своей вины в том, что человек не хочет развивать данные ему Богом способности – таланты. И в виде исправления своей ошибки тем, что человек выполняет требуемое от него в двойном размере, то есть занимается в два раза усердней развитием своих способностей. А на языке Евангелия идет не одно поприще, а два. Этим поступком человек, которого принуждают идти одно поприще, проявляет покорность, кротость, согласие и не противодействие тому человеку, который его принуждал. И таким образом не противится злу в виде принуждения, но ликвидирует конфликтную ситуацию с принуждением покорностью, согласием и миром. То есть добром. При этом такой человек приносит пользу не только себе самому тем, что достигает развитие своих способностей и находит свое место в жизни, но ещё приносит пользу и обществу тем, что этот человек свои развитые способности использует на благо людей, хорошо выполняя свое дело, и таким образом совершая общественно полезную деятельность.
Именно таким способом человек решает данную конфликтную ситуацию без вражды и противодействий, мирным путем, не допуская появления зла. А достигая торжества добра и строя свою жизнь по заветам Божьим.
Толкование на От Матфея 5:41
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 5:41 / Мф 5:41
Иоанн Златоуст (
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Спаситель не останавливается еще здесь, предписывая тебе правила терпения обид, но простирается далее, говоря: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”. Видишь ли, на какую высоту любомудрия возводит тебя Спаситель? Он говорит, что и тогда, когда отдашь своему врагу и верхнюю и нижнюю одежду, ты не должен противиться ему, если бы он и обнаженное тело твое захотел подвергнуть страданиям и трудам. Он хочет, чтобы все было общим — и тела, и имущество, и чтобы мы служили ими как бедным, так и тем, кто обижает нас. Последнее — долг мужества, а первое — человеколюбия. Поэтому-то Он и сказал: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”, возводя тебя еще выше, и повелевая оказывать новые опыты равного прежним великодушия. Если прежние Его предписания, которые требуют гораздо меньшего, доставляют исполняющим их столь великое блаженство, то подумай, какой жребий ожидает тех, кто исполняет эти последние, и каковыми еще прежде наград являются те, которые в человеческом и страстном теле показывают совершенное бесстрастие. Если они не только не оскорбляются обидами, ударами, отнятием имущества, не только не побеждаются ничем другим тому подобным, но еще жаждут больших страданий, то представь, какова у них делается душа. Потому-то Христос, как повелел поступать при нанесении ударов и при лишении имущества, так точно повелевает поступать и в этом случае. Что я говорю, — как бы так говорит он, — об обидах и отнятии имущества? Если бы кто захотел и само тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам, и притом несправедливо, то и тогда ты должен победить его несправедливое желание, и стать выше его. “Принудить силой” — значит влечь кого неправедно, без всякой причины и с обидою. Но ты и на это будь готов; будь готов потерпеть даже больше, нежели, сколько тот хочет причинить тебе.
Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.
Хроматий Аквилейский (†
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Некоторые полагали, что смысл слов: «кто прошел одно поприще, пусть идет с ним еще два» — следует понимать духовно: если неверующий или еще не исповедующий истину упомянул об одном Отце, Создателе всего, будто вступив на путь закона, пройди с ним еще два. То есть после указания на Бога Отца проведи его путем истины до познания Сына и Святого Духа, показывая ему, что верить следует не только в Отца, но и в Сына и Святого Духа.
Источник: Трактат на Евангелие от Матфея.
Максим Исповедник (580−662)
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Что согласно анагогическому толкованию означает наставление Господа: Если кто-то принудит тебя идти одну милю, иди с ним две
Принуждающий нас — это Господь, посредством Его учения — идти одну милю Своей заповеди. Нам подобает слушать Его предписания и идти две мили, то есть внимать заповеди и прибавлять еще одну милю посредством дел.
Или иначе: [Господь] принуждает нас пройти милю веры, но требует от нас и дел, [подтверждающих] веру.
Источник: Вопросы и затруднения.
См. также Толкование на Мф. 5:39
Феофилакт Болгарский (
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? — говорит Господь. — И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Михаил (Лузин) (1830−1887)
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Источник: Толковое Евангелие.
Лопухин А.П. (1852−1904)
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Смысл стиха понятен и не требует объяснения. Нужно объяснить только слово άγγαρεύσει (принудит тебя идти). Слово это происходит от персидского, которое греки выразили через άγγαρος, понимается άγγαρήιος, курьер. Оно перешло в еврейский, греческий и латинский языки (Вульг. angariaverit). Эти курьеры были заведены Киром и несли род почтовой и транспортной службы, принудительно требуя на станциях преимущественно людей и вьючных животных (Герод. Ист. 8:98). Глагол άγγαρεύω встречается у Иосифа Флавия (Древн. 13:2−3 — άγγαρεύεσθαι τα Ίουδαίων υποζύγια); у Епиктета Dissert. 4:1, 79 — αν δε αγγαρεία ή και στρατιώτης έπιλάβηται, άφες, μη αντιτείνε μηδέ γόγγυζε. Отсюда делается понятным выражение: “кто принудит тебя идти с ним одно поприще.” Числа “одно”: и дальнейшее “два” не следует считать точно определенными. Смысл: делай больше, чем сколько тебя принуждают. “Поприще” в точном значении — римской миле (греч. μίλιον), которая, по Гольцману, равняется 1000 шагов = 8 стадий = 1472 метра.
Троицкие листки
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два
Но Спаситель хочет, чтобы мы не только терпели случайные обиды и лишение имущества, но и самих себя не жалели, когда нужно любовью победить вражду. Он говорит: и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два, если заставит тебя насильно идти вместо провожатого, одну версту, иди с ним две. «Если бы, — поясняет святитель Златоуст, — кто захотел и самое тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам, и притом несправедливо, и на это будь готов». Не жалей себя, когда видишь, что, работая на другого по принуждению, ты можешь своей безответной кротостью спасти его душу. Святые угодники Божии старались усвоить самый дух животворящих заповедей Христовых, а этот дух есть любовь. Любовью они погашали зло в самом начале, а причиняемые им обиды обращали во славу Божию. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступать, — говорит блаженный Августин, — много добра можно сделать и тому, кто сам не желает себе добра, если только будешь заботиться о его пользе». Если ты поставлен судьей и будешь оправдывать воров и грабителей, то ты согрешишь против заповеди о любви к врагам, хотя бы тебе и казалось, что ты поступаешь так именно из любви к ним. Защищай и свою собственность для своей же семьи, чтобы ради безсовестного грабителя не пустить семью по миру. Отдавай хищника в руки правосудия, чтобы он и других не обокрал и для его же пользы — чтобы исправить его наказанием. Но делай все это подобно тому, как врач дает больному горькое лекарство или отсекает больной член, чтобы спасти жизнь больного. Все у вас да будет с любовью, — поучает святой апостол Христов (1 Кор. 16:14). Нельзя и перечислить все те злострадания, какие претерпел апостол Павел и от Иудеев, и от язычников, но когда считал что-либо нужным для славы Божией то не молчал, а обращался к суду начальства и отвечал с укоризной на приказание бить его по устам. Когда Сарацины попрекнули просветителя Славян святого Кирилла тем, что христиане забыли заповедь Христову о любви к врагам и выходят воевать против них, то мудрый философ отвечал им: «Христос велел нам любить врагов, но Он же заповедал нам: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Поэтому мы терпим обиды, причиняемые каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братии наших, дабы вы, увлекая их в плен, не склонили благочестивых к своим богомерзким делам». Да и Сам Божественный Законодавец, когда дерзкий слуга первосвященника ударил Его в ланиту, не промолчал, не подставил ему другую ланиту, а кротко сказал: если Я сказал… хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18:23). Это было для злодея вразумительнее безмолвного терпения. Но Он же потом в молчании переносил все ругательства воинов на дворе Пилата…