Поправка о защите русского языка что значит
Поправка о защите русского языка что значит
Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации
В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают функционирование государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;
2) разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации соответствующие федеральные целевые программы;
3) принимают меры, направленные на обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации;
4) принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, а также осуществляют подготовку научно-педагогических кадров для образовательных организаций с обучением на русском языке за пределами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) содействуют изучению русского языка за пределами Российской Федерации;
6) осуществляют государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка;
7) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы;
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) принимают иные меры по защите и поддержке государственного языка Российской Федерации.
Одна из самых важных поправок в Конституцию – о русском языке
Зачем нужна в Основном законе поправка о статусе русского языка, как она звучит и что даст государствообразующему русскому народу и представителям других народов нашей большой страны.
В новой редакции будет закреплён статус русского языка в 68-й статье Конституции. Звучит она так: «Государственным языком РФ на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов».
Одновременно с этим была поддержана и президентская поправка, согласно которой «культура в Российской Федерации является уникальным наследием её многонационального народа», она «поддерживается и охраняется государством». Кроме того, статья 69 Конституции дополняется нормой о том, что «государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».
Эта поправка, по мнению экспертов, подчеркнёт значимость русского языка и его объединяющую роль, а также позволит сохранить и развивать языки коренных народов нашей страны.
Представители национальных и культурных организаций считают, что никаких опасений в ущемлении прав других народов страны нет и быть не может.
Так, Светлана Смирнова, председатель Ассамблеи народов России, член рабочей группы по подготовке предложений поправок в Конституцию, говорит: «Русские составляют 82 процента населения страны. Они по факту объединяющий народ. Оглянитесь на историю: русские всегда были системо-
образующим народом государства. Благодаря его объединяющей роли мы имеем этнокультурное и языковое многообразие. У нас 193 народа говорят на 277 языках и диалектах, а 100 языков изучаются в системе образования».
Она отметила, что в нашей стране «не было и нет ассимиляции разных народов, как, например, во Франции и других странах Европы. Теперь же ассимиляционные и дискриминационные меры по отношению к родным языкам просто невозможны: поправки в Конституцию гарантируют право на сохранение родного языка, его изучение и развитие».
Спрашивается, откуда появились опасения, что «большой» русский язык «задавит» все другие, языки малых народов, если и без закрепления в Основном законе они столетиями существуют параллельно и не утратили своей актуальности.
Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Маргарита Лянге считает, что поправка в Конституцию «отражает реальность: русский язык в мировой иерархии – один из пяти мировых языков, а в России – государственный язык и язык межнационального общения. Но чтобы мы и дальше были единым целым и могли друг друга понимать, нужен один язык. Исторически так сложилось, что таким языком является русский». Она отметила, что всегда это казалось само собой разумеющимся, но нынче в нашем меняющемся мире многое подвергается сомнению. Поэтому, считает она, русский необходимо охранять, то есть закрепить в Конституции его статус как языка, связующего народы нашей страны. По словам Лянге, уроки русского как родного языка связаны с изучением глубинных культурных ценностей.
Также она отметила, что сейчас в стране создаётся письменность и система обучения на основе кириллицы для языков, на которых говорят даже 500-600 человек: «То есть в культурном пространстве мира прибавляются языки благодаря русскому».
По мнению президента Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Мехрибан Садыговой, поправка во многом фиксирует право проживающих в России народов на изучение родных языков, которыми они и без того пользовались всегда. «При этом, несмотря на наше разнообразие, многообразие, многоцветие, есть у нас родной язык, государственный – русский. Русский язык для нас для всех родной», – сказала она.
Садыгова подчёркивает: «Понравилось в этой поправке то, что в республиках Российской Федерации есть возможность наряду с государственным русским языком ещё свой родной язык сделать вторым государственным. Это прекрасно, потому что объединяющий наш язык – это русский, и при этом у всех есть возможность сохранить свои языки, и это ещё и закрепляется в Конституции».
Разбираемся в конституционных поправках
22 апреля на голосование по поправкам в Конституцию пришли бы больше половины имеющих право голоса, а за их принятие высказались бы 67–68% участников – таковы прогнозы экспертов ВЦИОМ. А вы поддерживаете предложенные конституционные изменения?
22 апреля ВЦИОМ опубликовал данные исследования о намерении россиян принять участие в голосовании по поправкам в Конституцию. Эксперты центра предполагают, что если бы голосование состоялось в ближайшие дни, то в нем приняли бы участие 52–54% имеющих право голоса. За принятие поправок высказались бы 67–68% участников, против – 27–30%.
Как пройдет голосование?
Процедура внесения поправок в Основной закон урегулирована в гл. 9 Конституции и специальном федеральном законе 1998 г. 1 Если строго следовать ей, участие граждан предполагается лишь в одном случае – когда меняются основополагающие положения Конституции: о конституционном строе (демократия, правовое государство, федерализм, разделение властей, светское государство и др.), о правах граждан (личных, политических, экономических, социальных, культурных) и о способах изменения Конституции. В этом случае нужно принимать Основной закон заново. Один из возможных способов принятия – референдум.
Как сильно изменится Конституция?
Голосование будет «пакетным». Это значит, что сказать свое «да» или «нет» можно будет только всем поправкам сразу, а не отдельным из них.
В чем суть изменений? Закон о поправке затрагивает множество тем. Рассмотрим их последовательно.
Президент
Первое и, пожалуй, главное: одно и то же лицо не сможет занимать президентскую должность более двух сроков (сейчас пост президента нельзя занимать два срока подряд), но данное правило не будет распространяться на действующего президента и того, кто находился в президентском кресле до него. Это так называемое обнуление. То есть для двух конкретных людей снимаются барьеры в доступе к должности президента. Считается, что такие барьеры оправданны и необходимы в демократическом государстве как гарантия сменяемости власти и предотвращение ее узурпации. В мировой политической практике обнуление, однако, не новость. В ряде авторитарных государств нечто подобное уже происходило (Боливия, Буркина-Фасо, Таджикистан, Узбекистан и некоторые другие).
Обнуление сроков – не единственная поправка, касающаяся должности президента. Этот властный субъект приобретет новые функции и полномочия. Он будет, например, обеспечивать согласованную деятельность в системе не только государственных, но и муниципальных органов. Станет руководить Правительством РФ, при том что должность председателя правительства сохранится. Сможет предлагать Совету Федерации уволить любого судью, кроме самых низших в иерархии – районных и мировых судей. Получит право назначать и снимать с должностей всех прокуроров. Сформирует Госсовет – структуру, о которой пока ничего не известно, потому что ее статус будет определен отдельным законом. И это неполный перечень. В итоге объем компетенции и возможности президента влиять на другие органы, которые и без того велики, возрастут еще больше. А президент, чьи полномочия прекратились, будет обладать неприкосновенностью, на него не смогут наложить юридическую ответственность без снятия неприкосновенности в особой, сложной процедуре.
Парламент
Изменения, касающиеся палат Федерального Собрания, не столь существенны, как поправки о президенте, и практически не скажутся на политическом весе парламента. Госдума будет утверждать предложенную президентом кандидатуру председателя правительства, а не давать согласие на назначение, как сейчас (в чем разница, пока непонятно). Если нижняя палата трижды отклонит кандидатуру премьера, президент будет вправе распустить ее и назначить выборы депутатов. Сегодня при таком же раскладе роспуск Госдумы президентом неизбежен. Члены верхней палаты, Совета Федерации, отныне будут именоваться сенаторами. В их ведение попадет консультирование президента по кандидатурам на должности руководителей силовых структур (Минобороны, МВД, Минюста, прокуратуры и т.д.) и некоторые другие вопросы.
Третий блок поправок имеет отношение к судебной власти. Помимо усиления воздействия президента на кадры судебных органов предусмотрены и другие нововведения.
Серьезно поменяется организация конституционного контроля, гарантирующего правовую охрану Конституции и незыблемость конституционного порядка. Состав Конституционного Суда сократится до 11 человек. Этот Суд будет осуществлять проверку проектов законов по запросам президента, а также признавать неисполнимыми решения международных, иностранных и третейских судов. Будет усложнен доступ к Суду для граждан: прежде чем подать туда жалобу на закон, человеку надо будет пройти все инстанции в судах общей юрисдикции или арбитражных судах – в зависимости от спора.
Кроме того, поправки дают основание для ликвидации региональных конституционных (уставных) судов. Таких судов немного – всего 15. И тем не менее у них есть правовая ценность. Данный институт призван защищать в правовом смысле конституции и уставы субъектов Федерации и является одним из немногих признаков настоящего федерализма в России. Грядущая же ликвидация – это следствие того, что в Конституции появится исчерпывающий перечень судов, не включающий конституционные (уставные) суды.
Местное самоуправление
Следующий «куст» поправок – про местное самоуправление. Ключевых нововведений два.
Во-первых, предлагается объединить органы местного самоуправления и органы государственной власти общим понятием «единая система публичной власти в Российской Федерации» – хотя основы конституционного строя требуют их разделения.
Во-вторых, после вступления поправок в силу эта глава Конституции почти не будет содержать норм прямого действия, потому что в нее включается сразу семь отсылок к федеральному законодательству. В текущей редакции Конституции отсылок всего две. Именно закон, а не Конституция будет определять общие принципы организации местного самоуправления, виды муниципальных образований, порядок и случаи формирования муниципальных властей государственными органами и т.п. Рамки будущих изменений в области устройства муниципальной власти, таким образом, беспредельно расширяются.
Правовой статус граждан
В числе поправок есть и те, которые касаются граждан напрямую. При этом одни вводят дополнительные ограничения в правах, а другие включают в Конституцию гарантии, предусмотренные в настоящее время обычными законами.
О каких ограничениях идет речь? Это затрагивающий свободу слова запрет призывать к действиям, «направленным на отчуждение части территории Российской Федерации» и умалять «значение подвига народа при защите Отечества», что бы последнее ни значило. Далее, вводятся ограничения права избираться и находиться на госслужбе – по основаниям, связанным с иностранным гражданством и проживанием лица за рубежом. Баллотироваться в президенты сможет только тот, кто прожил в России не менее 25 лет.
Теперь о гарантиях. Поправки предполагают, что Конституция прямо будет упоминать о гарантировании государством минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума по России, индексации пенсий не реже одного раза в год, а также социальных пособий и выплат. Сказано о том, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Правительство обязано будет обеспечивать функционирование системы социальной защиты инвалидов, их социальную интеграцию без дискриминации, создание доступной среды и улучшение качества их жизни.
Идеология
Наконец, часть поправок имеет идеологическое значение, закрепляя в Конституции такие ценности, как «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога»; «историческая правда»; «патриотизм, гражданственность и уважение к старшим», что надлежит воспитывать в детях; русский язык как язык «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; «общероссийская культурная идентичность»; институт брака «как союза мужчины и женщины».
Значение поправок
Несмотря на заключение Конституционного Суда, признавшего поправки правомерными, в юридической среде они считаются спорными – с точки зрения как содержания, так и процедуры введения их в действие. Сомнения, главным образом, вызывает их противоречивость с принципами сменяемости власти, разделения властей, независимости судов, самостоятельности местного самоуправления. Еще один немаловажный момент заключается в том, что Конституция в новом изложении теряет свое предназначение быть средством ограничения власти ради прав граждан.
Поправки будут считаться одобренными, если их поддержит более половины участников общероссийского голосования. В таком случае россияне станут жить по новой Конституции. Вслед за нею изменится масса законов и подзаконных актов, но непосредственной возможности повлиять на их содержание у людей уже не будет.
(Подробнее о предложенных изменениях – в статьях адвокатов, юристов и ученых, которые включены в дискуссию «Поправки в Конституцию РФ».)
1 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
2 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
3 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Маргарита Лянге, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ:
Уточнение поправки «как язык государствообразующего народа» не может понизить статус и права других народов?
Светлана Смирнова, председатель Ассамблеи народов России, член рабочей группы по подготовке предложений поправок в Конституцию:
Кстати, у нас не было и нет ассимиляции разных народов, как, например, во Франции и других странах Европы. Теперь же ассимиляционные и дискриминационные меры по отношению к родным языкам просто невозможны: поправки в Конституцию гарантируют право на сохранение родного языка, его изучение и развитие.
Хаути Сохроков, президент Международной Черкесской Ассоциации:
Тогда откуда берутся разговоры о том, что поправка о статусе русского языка «ущемит родные языки» народов страны?
Петр Тултаев, мэр Саранска, председатель Ассоциации финно-угорских народов России:
Еще есть опасения, что большой русский язык «задавит» все другие.
Маргарита Лянге, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ:
— Речь не идет о доминировании. Да, русский язык является родным для этнического большинства граждан России и единым языком для всех народов страны. Но это его разные функции.
Суть путаницы начинается тогда, когда говорят, что родной язык одного из народов становится доминирующим. Однако две разные функции русского языка разведены и в системе образования. Уроки русского как родного связаны с изучением глубинных культурных ценностей.
А русский государственный, как язык межнационального общения, должен и изучается всеми гражданами. Его нужно охранять, но это не означает ущемления чьих бы то ни было прав и вымывания других языков из нашей общей культурной палитры. Наоборот, в стране сейчас создается письменность и система обучения на основе кириллицы для языков, на которых говорят даже 500-600 человек. То есть в культурном пространстве мира прибавляются языки благодаря русскому языку.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
«Нас в мире узнают по Толстому, Достоевскому, Чайковскому, Щедрину, Солженицыну, Станиславскому, Гамзатову, Искандеру, Темирканову, Гергиев, Лихачёву, Гранину. Поэтому мы предложили поправку к Конституции, о том, что культура является уникальным наследием многонационального народа РФ, поддерживается и охраняется государством».
Как понять написанное в Конституции о русском языке
Досрочное голосование по поправкам к Конституции России начнется уже через неделю, а день «всенародного голосования» (объявленный к тому же выходным) – 1 июля. Настоящее Время изучило две сотни поправок, уточнений и изменений, которые предлагается внести, и на странице проекта «Один день – одна поправка» рассказывает о 15 самых заметных и обсуждаемых.
Сегодняшняя поправка – о русском языке как языке «государствообразующего народа» и ее месте в Конституции «многонационального народа» Российской Федерации.
Что изменится
«Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации», – таким станет содержание исправленной части 1 статьи 68 Конституции.
Эта же статья сохранит положение о том, что «республики вправе устанавливать свои государственные языки», а всем народам России гарантировано «право на сохранение родного языка».
Кроме того, в статью 68 предлагается добавить часть 4, культурную: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».
Что уже сказано в Конституции о русском языке и государствообразующем народе
Сейчас первая часть упомянутой статьи звучит просто: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык». О «русском народе» в Основном законе государства не говорится – только о «многонациональном народе», который живет в «равноправных субъектах Российской Федерации».
«Государствообразующий народ» – новая для Конституции формулировка. Как ее понимать, в статье 68 и других поправках не сообщается.
На каком языке говорится о русском языке – толкования поправки
«Требование внести русский народ как государствообразующий в Конституцию было требованием русских националистов еще с начала 1990-х годов. Постоянно говорилось, что государство у нас, конечно, называется Россией, но давайте, наконец, выделим русский народ», – рассказал Настоящему Времени директор информационно-аналитического центра «Сова» (исследует проблемы национализма и ксенофобии – НВ) Александр Верховский.
Но вряд ли националистов удовлетворит то, что в итоге получилось у законодателей, добавляет эксперт: «русского народа» в Конституции снова нет. «Здесь не сказано, что русский народ является государствообразующим. А сказано, что русский язык является языком государствообразующего народа. Эта нетривиально сказанная фраза, видимо, означает, что государствообразующей является та совокупность граждан, для которых этот язык родной. А, может, основной. Непонятно. Это буквально нельзя понять», – заключает Верховский.
Непостижимость формулировки заставляет всех толковать ее по-своему. Правозащитники-националисты на телеканале «Царьград» радуются, что Конституционный суд признал поправку «неполитической» – то есть не ущемляющей права других народов. Общественные организации национальных республик (Татарстана, Якутии и других) с этим не согласны и говорят о дискриминации 25 миллионов российских граждан – представителей «негосударствообразующих народов». А ученые из РАН и МГИМО сокрушаются, что законодатели вносят путаницу в понятия этничности и гражданства.
Впрочем, уже не в первый раз, отмечает Александр Верховский: то, как о народе и нации говорится в Конституции России сейчас, тоже небезупречно с точки зрения терминологии. «Само выражение «многонациональный народ» – мы к нему привыкли, конечно, но оно противоречит тому политическому языку, на котором разговаривают в мире. Народами обычно называют этнические сообщества, а нацией – нацию граждан. У нас, получается, наоборот. Это кривовато, но мы привыкли, и менять, наверное, никто не станет в ближайшее время», – полагает эксперт центра «Сова».
Почему в Конституцию решили внести поправку о «защите суверенитета», читайте в нашем предыдущем материале.