Пооп что это такое в образовании

Теперь можно использовать примерные образовательные программы: что это значит?

Ура, бумажной работы станет меньше! Стоп. Или это не очень хорошая новость? Разбираемся.

Пооп что это такое в образовании

Пооп что это такое в образовании

: iakov filimonov / shutterstock

С чего всё началось

Первоначально законопроект предполагал только внесение изменений в закон «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Этим вузам предоставили возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом и имуществом юридических лиц, которые входят в их научно-образовательные комплексы.

Однако ко второму чтению документ неожиданно дополнили поправками к закону «Об образовании». Теперь образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи и вузы) смогут пользоваться типовыми учебными планами и примерными программами обучения по предметам, дисциплинам, курсам и воспитательной работе. Эту поправку Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях 15 июня. Совет Федерации одобрил документ 23 июня, а 2 июля закон подписал президент.

Как это скажется на учебных заведениях

Когда нижняя палата парламента окончательно приняла законопроект, глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов пояснил, что образовательные организации по-прежнему смогут разрабатывать собственные программы, продвинутые или многопрофильные, если посчитают этот вариант более оптимальным. Проще говоря, никто не станет заставлять их применять стандартные решения.

Напомним, что, согласно предыдущей редакции закона «Об образовании», школы, колледжи и вузы должны были сами разрабатывать и утверждать свои планы и программы обучения в соответствии с ФГОС, ориентируясь на уже существующие шаблоны.

То есть примерные программы и планы и раньше существовали. Их положения носили рекомендательный характер и не предполагали обязательного применения. Это разъясняется, в частности, в письме Рособрнадзора от 21.09.2020 № 01-272/07-01.

Как отметил первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, их представляли для ознакомления на сайтах Минпросвещения и Минобрнауки. На практике педагоги разрабатывали образовательные программы в своих учреждениях самостоятельно. Для ряда вузовских направлений примерных программ и вовсе не было. Теперь можно просто использовать типовые документы и не разрабатывать учебно-методическую документацию самостоятельно.

Новые примерные программы (пока лишь по некоторым общеобразовательным предметам) можно найти на сайте Института стратегии развития образования РАО.

У нововведения есть как сторонники, так и противники. Правда, споры сейчас идут не столько о том, нужны ли примерные программы, сколько об их содержании.

Какие плюсы и минусы есть у примерных программ

Зампред экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания ФГОС и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы, бывший ректор МПГУ Алексей Семёнов положительно оценил нововведение. Он заявил, что использование стандартизированных программ более эффективно.

А заслуженный учитель России, доктор педагогических наук и член-корреспондент РАО Евгений Ямбург отметил, что принципиальных нововведений здесь вообще нет, — действующие правила просто решили формализовать. Но использование типовых программ вряд ли понравится сильным и творческим педагогам, привыкшим искать нестандартные подходы и методы, поскольку в предлагаемых стандартных вариантах жёстко расписано время для изучения той или иной темы.

А группа именитых педагогов и деятелей в сфере образования, которая в том числе участвует в разработке новых ФГОС, раскритиковала представленные типовые программы. Заявление опубликовали «Вести образования». Под ним подписались более 30 человек — в их числе такие известные педагоги, как Александр Адамский, Александр Асмолов, Исак Фрумин и Даниил Эльконин.

По их мнению, предлагаемые программы архаичны и потому создают «риски для обеспечения качественного и доступного образования граждан, конкурентоспособности и вхождения России в число ведущих 10 стран по общему образованию». Педагоги считают, что представленные типовые решения противоречат современным подходам к организации учебного материала.

Кроме того, предполагается, что использование примерных программ создаст преграды для развития новых методических подходов. К тому же есть риск, что новые образовательные практики запустят без проведения апробации и должной подготовки.

Что думают обычные педагоги

Учитель информатики и автор Telegram-канала «Богданов. О школе и не только» обращение не поддержал. По его словам, единственное отличие типовых программ от тех, что применялись до этого, состоит в ограничениях по времени, отведённом на изучение разных тем.

При этом Михаил Богданов подчеркнул, что вполне нормально и логично заранее планировать работу. Более того, если все станут пользоваться готовыми программами, то не будет такого, что учебный процесс в разных школах движется с разной скоростью.

Кроме того, Богданов порекомендовал авторам обращения вспомнить, как внедрялись их собственные инициативы. По его словам, их апробировали лишь формально.

В целом не секрет, что отношение учителей и преподавателей к разработке образовательных программ всегда было неоднозначным, так как это дополнительная нагрузка. И если какая-то конкретная школа решит применять примерные программы по предметам, для которых они приняты, это облегчит жизнь учителям — особенно молодым и неопытным. Но что в этом случае делать творческим педагогам, желающим использовать собственные разработки, — большой вопрос.

Пооп что это такое в образовании

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Источник

Пооп что это такое в образовании

Пооп что это такое в образовании

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Пооп что это такое в образовании

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Пооп что это такое в образованииОбзор документа

Приказ Министерства просвещения РФ от 12 мая 2021 г. № 241 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ” (документ не вступил в силу)

В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о признании утратившими силу приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2014 г., регистрационный N 33335), от 7 октября 2014 г. N 1307 «О внесении изменений в Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2014 г., регистрационный N 34342) и от 9 апреля 2015 г. N 387 «О внесении изменений в Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37221).

МинистрC.C. Кравцов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июня 2021 г.

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 мая 2021 г. № 241

Порядок
разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ

I. Общие положения

по рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

4. Примерные программы разрабатываются на русском языке.

II. Проведение экспертизы проектов примерных программ

В случае если УМО в системе общего образования является разработчиком проекта примерной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной программы.

8. Проекты примерных программ проходят экспертизу на соответствие положениям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

10. УМО в системе общего образования в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта примерной программы:

направляет комплект документов в централизованную религиозную организацию (при необходимости);

11. Образовательные или научные организации в месячный срок со дня получения проекта примерной программы проводят его экспертизу и направляют экспертное заключение в УМО в системе общего образования.

12. Централизованная религиозная организация в месячный срок со дня получения проекта примерной программы проводит его экспертизу и направляет экспертное заключение в УМО в системе общего образования (при необходимости).

13. К экспертизе проектов примерных программ могут привлекаться общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования, соответствующей направленности примерной программы.

14. В случае непредставления экспертного заключения в сроки для проведения экспертизы, установленные пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, проект примерной программы считается прошедшим экспертизу.

15. Проект примерной программы с прилагаемыми экспертными заключениями и поступившими предложениями по проекту примерной программы, указанными в абзаце четвертом пункта 10 настоящего Порядка (при наличии), рассматривается на заседании УМО в системе общего образования в течение 30 рабочих дней со дня их получения.

16. По результатам рассмотрения проекта примерной программы УМО в системе общего образования принимает одно из следующих решений:

а) одобрить примерную программу;

в) отклонить проект примерной программы;

г) направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании УМО в системе общего образования.

17. Решение УМО в системе общего образования, в том числе содержащее информацию об учете результатов экспертных заключений и предложений по проекту примерной программы, указанных в абзаце четвертом пункта 10 настоящего Порядка, оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения направляется разработчикам.

18. При поступлении в УМО в системе общего образования доработанного проекта примерной программы, по которому было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение в соответствии с настоящим Порядком.

III. Ведение реестра

22. Ведение реестра осуществляется оператором путем:

внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения об исключении предыдущей примерной программы из реестра;

технического обеспечения функционирования реестра;

автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

предоставление доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

23. Ведение реестра осуществляется с применением технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию.

24. Примерная программа после одобрения направляется УМО в системе общего образования в течение 10 рабочих дней оператору.

25. Оператор размещает примерную программу в реестре в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления.

1 Часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

2 Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).

3 Пункт 19.5 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714), от 31 декабря 2015 г. N 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828); пункт 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915), от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828); пункт 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749) и от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828).

4 Часть 10 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

5 Часть 3 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

6 Часть 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

7 Пункты 11 и 12 Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2018 г. N 247 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2019 г., регистрационный N 53575).

8 Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

9 Часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).

Обзор документа

Минпросвещения утвердило новый порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра.

В частности, программы разрабатываются на русском языке с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом также учитываются приоритеты научно-технологического развития России.

Действие порядка не распространяется на примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин, обеспечивающих религиозное образование, а также на программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала.

Порядок применяется с даты признания утратившим силу аналогичного порядка, утвержденного Минобрнауки.

Источник

Примерная основная образовательная программа: вопросы и ответы

Боякова Е.В.,
канд. пед. наук, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, Москва

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее — Примерная программа) одобрена решением федерального учебно-методического объединения 20 мая 2015 г. и размещена в Реестре примерных основных образовательных программ. ФГОС ДО, следуя Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», предписывал создание нескольких примерных программ. Это повлекло за собой переработку существующих комплексных программ, созданных разными авторскими коллективами. И практики, и разработчики ФГОС ДО, и авторы программ осознавали важность сохранения ценного и уникального опыта вариативности организации и содержания дошкольного образования, накопленного за предыдущие 20 лет.

В общеобразовательной школе складывалась несколько иная ситуация. В ней на основе одной примерной программы существовали программы разных авторов по всем учебным предметам. Основным их воплощением стали учебники. Приведем пример с начальной школой: в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к применению при обучении по образовательным программам начального общего образования в 2014/15 уч. г., к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы по математике допускались 11 завершенных предметных линий (11 авторских учебников для 1—4-х классов). По русскому языку — 13, по музыке — 8. Именно за счет учебников поддерживается вариативность образования.

Основной посыл к регламентации содержания образования появился с первыми государственными программами [1]. До 1990-х гг. роль стандартов выполняла программа воспитания и обучения, в которой прописывалось всё: цели, задачи, образовательная нагрузка на неделю, задачи по кварталам, репертуар и перечень литературы.

В 1990-е гг. предпринималась попытка создания стандартов. Их назвали Временные требования. Их разработка была связана, в первую очередь, с появлением нескольких вариативных программ вместо одной единственной. И, во-вторых, с намерениями вступления в Болонский процесс. За 20 лет детские сады приобрели бесценный опыт свободного педагогического творчества и работы в полипрограммной среде. Развивались новые формы дошкольного образования. Например, разработан и внедрен опыт вариативной организации дошкольных групп: группы кратковременного пребывания, центр игровой поддержки, консультационный пункт, семейный детский сад, группы ранней помощи и др.

В 2013 г. принят стандарт дошкольного образования, который теперь определяет требования к организации, содержанию и качеству работы детского сада.

Примерная программа как документ вызывает многочисленные вопросы у педагогов. Попробуем ответить на некоторые их них.

Что такое примерная программа?

В пункте 10, ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3] указано, что примерная основная образовательная программа — это учебно-методическая документация, определяющая «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат ока­зания государственных услуг по реализации образовательной программы».

На основании каких документов разрабатывается примерная программа дошкольного образования?

Примерная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Где найти утвержденную примерную программу?

Одобренные примерные программы обнародуются Минобрнауки России на сайте «Реестр примерных основных образовательный программ» (http://fgosreestr.ru). Реестр примерных программ является общедоступной государственной информационной системой.

Из каких частей (компонентов) состоит примерная основная образовательная программа дошкольного образования?

Примерная основная образовательная программа имеет сложную структуру, описывающую все составляющие образовательного процесса.

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка. Разъясняет цели, задачи примерной программы, принципы и подходы к ее формированию.
1.2. Планируемые результаты в виде целевых ориентиров (младенческий, ранний и дошкольный возраст).
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения.
2.2. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников (в виде целей и задач сотрудничества с родителями или законными представителями).
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с деть­ми с ОВЗ (основные задачи и установки составления адаптированной образовательной программы).
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.3. Кадровые условия.
3.4. Материально-техническое обеспечение.
3.5. Финансовые условия.
3.6. Планирование образовательной деятельности.
3.7. Режим и распорядок дня.
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания примерной программы.
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
3.10. Литература [4].

Следуя специфике дошкольного образования, в примерной программе отсутствуют примерный учебный план, примерный календарный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Структура Примерной программы отличается от требований к структуре основной образовательной программы, декларируемых стандартом. ДОО должны принимать во внимание ее рекомендации. Основным же документом, регламентирующим структуру основной образовательной программы, служит образовательный стандарт.

Что такое развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Примерной программе?

«Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы* в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т.д.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» [4, с. 18].

В Примерной программе, вслед за стандартом, подчеркивается, что достижение целевых ориентиров не может оцениваться, не служит критерием уровня развития детей, не может являться основанием оценки качества образования в конкретной ДОО.

Как же отслеживать качество?

Примерной программой пре­дусмотрена система мониторинга динамики развития детей, их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и педагогической диагностики. Оцениваются не дети, а действия педагога. Эффективность педагогической деятельности устанавливается для ее корректировки с целью создания оптимальных условий для развития всех воспитанников.

Приводятся примеры возможного способа регистрации наблюдений и педагогической диагностики: фиксация достижений детей в портфолио, карте развития ребенка, шкалах индивидуального развития.

Дошкольной организации предоставляется право «самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики» [4, с. 19].

В Примерной программе заложены три уровня оценки качества образовательной деятельности: диагностика ребенка (для корректировки педагогических воздействий и планирования индивидуальной работы), внутренняя (в том числе самооценка ДОО), внешняя (в том числе профессиональная и общественная независимая экспертиза).

В Примерной программе подробно прописаны задачи оценки качества, решаемые в ДОО, критерии (психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы, уровень образовательного процесса и др.) и участники реализации системы оценки качества (педагоги, администрация ДОО, родители и др.) [4, с. 20].

На что ориентирована система оценивания качества образования на уровне дошкольной организации?

В первую очередь, на оценку условий реализации основной образовательной программы по пяти образовательным областям. Система оценки качества должна обеспечивать открытость, учитывать предпочтения семей воспитанников и их удовлетворенность дошкольным образованием, иметь единые критерии и условия для самоанализа и внешней экспертной оценки. Деятельность организации не может оцениваться на основе данных об индивидуальном развитии ее воспитанников. В Примерной программе подчеркивается, что исключается унификация. Система оценки качества дошкольного образования должна поддерживать «вариативность программ, форм и методов дошкольного образования» [4, с. 21].

Что такое рамочный характер Примерной программы?

Примерная программа представляет модули, из которых каж­дая дошкольная образовательная организация составляет свою основную образовательную программу. Основная программа разрабатывается самостоятельно с учетом специфики каждого детского сада.

Может ли организация составить основную программу без использования комплексной программы?

В пункте 6 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» записано: «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» [3, с. 29]. Такое же требование прописано в п. 2.5 ФГОС ДО [6, с. 9]. В комментариях к стандарту (письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249) уточнено, что термин «с учетом» означает право, а не обязанность [4].

Таким образом, обязательным является следование образовательному стандарту. Примерная программа выступает моделью разработки и применения целей, содержания, условий и результатов, указанных в стандарте. Образовательная организация может составить свою программу на основе ФГОС ДО и с учетом примерной программы. Однако этот процесс очень трудоемкий и предполагает наличие не только практических педагогических умений, но и владение навыками ведения научной работы, написания документов. Для ДОО удобнее и привычнее использовать комплексные программы. Они, как правило, составляются авторскими коллективами, где каждый разрабатывает ту образовательную область (или ее часть), которой он посвятил многие годы своей педагогической и научной деятельности. Они создаются в помощь педагогам. В качественных современных программах всегда заложена возможность педагогического творчества.

Реализовать свои творческие возможности в полной мере педагоги могут в части основной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Здесь можно использовать как уже существующие парциальные программы по всем линиям развития, так и разработанные в образовательной организации.

Что необходимо учитывать при составлении основной образовательной программы?

В первую очередь — особенности конкретного детского сада. Ведь каждая образовательная программа уникальна, как уникален каждый детский сад. Программа должна учитывать условия, уже созданные в ДОО, тот опыт, который хорошо себя зарекомендовал и принес положительные результаты работы. Важно осознать и сформулировать цели, которых хочет достичь педагогический коллектив в будущем с опорой на имеющийся опыт, сложившиеся традиции, кадровый потенциал и возможности педагогов.

При составлении раздела, описывающего материальные условия, необходимо проанализировать те, что есть на сегодняшний день, и возможности развития материальной базы, которые реально реализовать при кратко- и долгосрочном планировании.

Для повышения качества образования учитываются условия социального окружения. Безу­словно, возможности больших городов и поселков различаются. В городе значительно лучше развита инфраструктура, но мобильность детей во время нахождения в детском саду ниже. Существуют ограничения на вывоз организованных групп. Поэтому выездная часть культурно-досуговой деятельности переносится в семью. В небольших городах инфраструктура скромнее, но есть возможности выходить за пределы ДОО организованной детской группой.

Образовательная программа составляется с учетом мнения родителей. И их контингент, готовность участвовать в работе детского сада, потребности должны учитываться. Кому-то важно, чтобы ДОО была рядом с домом и ребенка научили читать. Другому хочется, чтобы ребенок занимался в детском саду искусством, музыкой, театром, получал как можно больше разнообразных впечатлений. Такой детский сад должен развивать спектр дополнительных образовательных услуг, комплектовать парциальные программы в части, реализуемой организацией, с учетом пожеланий родителей. При составлении образовательной программы рекомендуется учитывать региональную и национальную специфику, имеющийся опыт инновационной работы организации.

Разработчики примерной программы предлагают учитывать размер образовательной организации. Хотя этот параметр в большей степени скажется на размерах государственного задания и материальном обеспечении образовательного процесса.

При содержательном наполнении программы, выборе направлений, предоставляемых в рамках 40%, формируемых ДОО по своему усмотрению, надо учитывать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей; не забывать интересов педагогов. Если воспитатель увлекается экологией, не стоит навязывать ему углубленную работу по развитию математических способностей. Пусть он занимается математическим развитием детей на достаточном, но не повышенном уровне. Если музыкальный руководитель не работает углубленно с фольклором или не является последователем системы К. Орфа, а руководителю организации хочется, чтобы все обязательно играли на блок-флейте, получить высокие результаты педагогической работы по навязанной программе будет невозможно. Менять педагога под программу — не лучший выход. Нельзя забывать, что его личность имеет огромное значение. Передачу знаний и опыта от мастера к ученику «глаза в глаза» нельзя снимать со счетов.

Можно ли использовать в работе авторские «комплексные» программы?

Как выбрать комплексную и парциальные программы?

Нужно руководствоваться теми же принципами, что и при составлении основной образовательной программы. Все авторы комплексных программ понимают, что если их творческий продукт не будет соответствовать ФГОС ДО и Примерной программе, по ней никто работать не будет. Поэтому можно выбирать любую. Если она еще и прошла независимую профессиональную экспертизу, такой программе можно доверять. Важно, чтобы выбранная программа соответствовала возможностям дошкольной организации, поставленным целям и задачам.

К сожалению, еще сохранилась традиция навязывания программ вышестоящими органами образования. Детским садам говорят, что они должны работать по «такой-то» программе, поскольку она лучшая. Эти действия не соответствует ни требованиям времени, ни законодательству. От того, насколько педагогический коллектив готов реализовывать ту или иную комплексную программу, зависят качество педагогического труда и достижения образовательной организации. Унификация содержания образования облегчает образовательный аудит, но не улучшает качество.

В методических рекомендациях к Примерной программе приводится иной алгоритм ее применения и выбора комплексных и парциальных программ. Предлагается исходить из принципа, по которому обычно формулируются задачи годового плана. В конце учебного года анализируются результаты, находятся уязвимости и формулируются задачи будущего учебного года, которые помогут улучшить результаты.

Методические рекомендации — документ разъяснительный, уточняет позицию разработчиков, но не навязывает ее.

Основная образовательная программа — документ, который не составляется заново ежегодно, а только корректируется. Поэтому она не должна ставить мелких задач, которые формулируются и решаются с помощью годового плана. Если есть недостатки в работе по каким-то направлениям, нужно направить педагогов на курсы повышения квалификации, пригласить в детский сад специалистов, которые помогут качественно преодолеть пробелы, организовать обмен опытом педагогов-наставников с испытывающими трудности коллегами, провести семинары-практикумы и др.

Могут ли разные группы детского сада работать по разным комплексным программам?

Согласно п. 2.2 ФГОС ДО, «структурные подразделения одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные Программы» [6, с. 8]. (В данном случае имеются в виду основные программы.)

Если организация имеет кадровый и материальный потенциал для работы по разным комплексным программам, нормативные документы это позволяют. Сложность заключается в том, что придется составлять несколько основных образовательных программ или разрабатывать разделы основной программы с учетом каждой комплексной программы. Такой подход усложняет организацию воспитательно-образовательного процесса, методическую работу и увеличивает количество оформляемых документов.

Если в детском саду есть коррекционные группы, группы кратковременного пребывания и др., для них в обязательном порядке пишется своя основная образовательная программа.

Как планировать образовательную работу ДОО?

Примерная программа оставляет за педагогами и образовательной организацией право гибкого планирования. Каждый детский сад составляет план работы на базе основной образовательной программы и в соответствии с наличными материально-техническими условиями, возможностями и потребностями детей, педагогов и родителей.

Планирование должно опираться на результаты экспертизы качества (внутренней и внешней). Важно создать условия для развития каждого ребенка.

Составители примерной программы в п. 3.6 подчеркивают: «Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы» [4, с. 68].

Где найти рекомендации по составлению основной образовательной программы и содержанию образовательных областей?

Такие рекомендации можно найти, например, в журнале «Управление ДОУ» (№ 3, 4, 5 за 2015 г.). Несколько номеров посвящено содержанию работы по образовательным областям: социально-коммуникативное (№ 1/2015), речевое (№ 7/2015), художественно-эстетическое (№ 8/2014), физическое развитие (№ 1/2016). Глубокая проработка разных аспектов воспитательно-образовательной работы детского сада в соответствии со ФГОС ДО и современными тенденциями развития отрасли присутствует в тематических номерах журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ», в приложениях к журналу. Интересные материалы с опытом работы приходят из регионов. Региональные номера — уникальное явление, воплощение вариативности, учета региональных и национальных особенностей, копилка, которая открыта для всех.

Какой распорядок и режим дня устанавливает Примерная программа?

В Примерной программе рекомендуется составлять распорядок и режим дня исходя из санитарно-гигиенических требований, потребностей участников образовательных отношений, используемых авторских программ, основной образовательной программы организации.

Каждая организация устанавливает режим дня и распорядок работы самостоятельно. Еще раз обратим внимание на то, что в первую очередь необходимо учитывать санитарные нормы, так как сохранение здоровья детей — задача первостепенной важности. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей от 1 года до 7 лет указан в п. 11.9—11.13 ­СанПин 2.4.1.3049-13 [5, с. 33—34] (см. таблицу).

Должна ли ДОО включать в основную образовательную программу литературу, которая дается в Примерной программе?

Разработчики Примерной про­граммы привели список той литературы, на основе идей которой разрабатывалась программа. В основной образовательной программе каждый детский сад указывает свой список в соответствии с выбранной комплексной программой и программами, используемыми в части, формируемой им самостоятельно. Этот список должен быть предельно конкретным. Он составляется не для проверяющих, а для повседневной работы педагогов ДОО. В соответствии с лицензионными требованиями «возраст» основной литературы в гуманитарных отраслях, к которым относится дошкольное образование, — не старше 5 лет с даты последнего издания. Дополнительной любой год выпуска. В перечень дополнительной литературы целесообразно включать статьи из журналов. Например, из журнала «Методист ДОУ», пользующегося популярностью у педагогов за его практическую направленность и жизненность публикуемых материалов.

В советское время все педагоги подписывались на газеты и единственный профессиональный журнал. Сегодня подписка на журналы — уникальная возможность постоянного повышения квалификации. Профессия педагога обязывает учиться всю жизнь. Нужно всегда быть в курсе новых технологий, держать руку на пульсе.

Ежемесячно читать профессиональный журнал, знакомиться с чем-то новым — это характеристика профессионального и культурного уровня. Сведения из Интернета еще очень долго не заменят печатные издания. Как написал Умберто Эко: «Не надейтесь избавиться от книг». Во-первых, электронные научно-практические журналы по педагогике и психологии у нас не очень широко распространены. Наиболее доступна электронная версия печатного издания. Во-вторых, печатный вариант журнала или книги удобнее использовать в работе. Хотя бы потому, что далеко не все рабочие места педагогов и руководителей ДОО укомплектованы компьютером (тем более планшетом) с бесплатным подсоединением к «всемирной паутине». В-третьих, «конспектики» и другие разработки, почерпнутые с общедоступных интернет-сайтов, не проходят экспертной оценки, а значит, не могут гарантировать качество.

Соответствуют ли статьи журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ» ФГОС ДО?

Введению ФГОС ДО в практику работы дошкольных организаций журналы посвятили несколько специальных выпусков. В каждом номере «Управления ДОУ» публикуются статьи, относящиеся непосредственно к работе по ФГОС ДО. Каждая поступающая на рассмотрение статья анализируется с точки зрения актуальности, научной обоснованности, соответствия ее содержания требованиям нормативных правовых документов. Только после этого принимается решение о допуске материала к печати. Поэтому на поставленный вопрос о соответствии статей в указанных журналах ФГОС ДО можно дать утвердительный ответ.

Задаваясь вопросом о соответствии статей ФГОС ДО, необходимо понимать специфику научно-практического журнала вообще и этапы прохождения научного знания в целом. Самое новое научное знание, как правило, докладывается на научно-практических конференциях и публикуется в их тезисах. После научной проверки всех полученных результатов и формулировки выводов материал исследования публикуется в научных статьях. При накоплении значительного научного опыта, его обобщении и методологическом осмыслении он попадает в научную монографию. Проверенное научное знание составляет основу учебников для вузов. И только те сведения, которые прошли многолетние испытания и не вызывают дискуссий, попадают в школьные учебники. Пошаговые методические разработки публикуются в методических рекомендациях и пособиях.

Из этой цепочки видно, что содержание журнала прежде всего направлено на трансляцию нового знания. Хороший журнал обеспечивает зону ближайшего развития педагога или даже горизонты профессионального развития. Читать то, о чем всем известно, не интересно. Педагогический журнал должен распространять передовой опыт. На этот принцип ориентируется редакция журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ».

Какими нормативными правовыми и нормативно-методическими документами регулируется работа ДОО по Примерной программе?

Перечень документов приведен в п. 3.9 Примерной программы [4]. Список можно дополнить следующими источниками:

— Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена 20.05.2015);
— Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации [4], можно использовать иные сборники документов [6].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *