Поняв что кисть послужила дьявольским орудием художник
Портрет (13 стр.)
Этот рассказ произвел сильное впечатленье на моего отца. Он задумался не в шутку, впал в ипохондрию и наконец совершенно уверился в том, что кисть его послужила дьявольским орудием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художника с пути, порождая страшные терзанья зависти и проч. и проч. Три случившиеся вслед затем несчастия, три внезапные смерти жены, дочери и малолетного сына почел он небесною казнью себе и решился непременно оставить свет. Как только минуло мне девять лет, он поместил меня в академию художеств и, расплатясь с своими должниками, удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи. Там, строгостью жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил, он изумил всю братью. Настоятель монастыря, узнавши об искусстве его кисти, требовал от него написать главный образ в церковь. Но смиренный брат сказал на-отрез, что он недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтобы удостоиться приступить к такому делу. Его не хотели принуждать. Он сам увеличивал для себя, сколько было возможно, строгость монастырской жизни. Наконец уже и она становилась ему недостаточною и не довольно строгою. Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь, чтоб быть совершенно одному. Там из древесных ветвей выстроил он себе келью, питался одними сырыми кореньями, таскал на себе камни с места на место, стоял от восхода до заката солнечного на одном и том же месте с поднятыми к небу руками, читая беспрерывно молитвы. Словом, изыскивал, казалось, все возможные степени терпенья и того непостижимого самоотверженья, которому примеры можно разве найти в одних житиях святых. Таким образом долго, в продолжение нескольких лет, изнурял он свое тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы. Наконец в один день пришел он в обитель и сказал твердо настоятелю: «теперь я готов. Если богу угодно, я совершу свой труд.» Предмет, взятый им, было рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из своей кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было точно чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину – всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое. Вся братья поверглась на колена пред новым образом, и умиленный настоятель произнес: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоею кистью и благословенье небес почило на труде твоем.»
В это время окончил я свое ученье в академии, получил золотую медаль и вместе с нею радостную надежду на путешествие в Италию – лучшую мечту двадцатилетнего художника. Мне оставалось только проститься с моим отцом, с которым уже 12 лет я расстался. Признаюсь, даже самый образ его давно исчезнул из моей памяти. Я уже несколько наслышался о суровой святости его жизни и заранее воображал встретить черствую наружность отшельника, чуждого всему в мире, кроме своей кельи и молитвы, изнуренного, высохшего от вечного поста и бденья. Но как же я изумился, когда предстал предо мною прекрасный, почти божественный старец! И следов измождения не было заметно на его лице: оно сияло светлостью небесного веселия. Белая как снег борода и тонкие, почти воздушные волосы такого же серебристого цвета рассыпались картинно по груди и по складкам его черной рясы и падали до самого вервия, которым опоясывалась его убогая монашеская одежда; но более всего изумительно было для меня услышать из уст его такие слова и мысли об искусстве, которые, признаюсь, я долго буду хранить в душе и желал бы искренно, чтобы всякой мой собрат сделал то же.
«Я ждал тебя, сын мой», сказал он, когда я подошел к его благословенью. «Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори всё кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского, во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны, во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышущей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу. Но есть минуты, темные минуты… » Он остановился, и я заметил, что вдруг омрачился светлый лик его, как будто бы на него набежало какое-то мгновенное облако. «Есть одно происшествие в моей жизни», сказал он. «Доныне я не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было точно какое-то дьявольское явление. Я знаю, свет отвергает существованье дьявола, и потому не буду говорить о нем. Но скажу только, что я с отвращением писал его, я не чувствовал в то время никакой любви к своей работе. Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив всё, быть верным природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, не чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем. Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам и рассевает томительные впечатленья, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья. Да хранит тебя всевышний от сих страстей! Нет их страшнее. Лучше вынести всю горечь возможных гонений, нежели нанести кому-либо одну тень гоненья. Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его и указывает на него пальцем и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в буднешние одежды. Ибо на буднешних одеждах не замечаются пятна.» Он благословил меня и обнял. Никогда в жизни не был я так возвышенно подвигнут. Благоговейно, более нежели с чувством сына, прильнул я к груди его и поцеловал в рассыпавшиеся его серебряные волосы. Слеза блеснула в его глазах. «Исполни, сын мой, одну мою просьбу,» сказал он мне уже при самом расставаньи. «Может быть, тебе случится увидеть где-нибудь тот портрет, о котором я говорил тебе. Ты его узнаешь вдруг по необыкновенным глазам и неестественному их выражению, – во что бы то ни было, истреби его… » Вы можете судить сами, мог ли я не обещать клятвенно исполнить такую просьбу. В продолжение целых пятнадцати лет не случалось мне встретить ничего такого, что бы хотя сколько-нибудь походило на описание, сделанное моим отцом, как вдруг теперь на аукционе… «
Здесь художник, не договорив еще своей речи, обратил глаза на стену с тем, чтобы взглянуть еще раз на портрет. То же самое движение сделала в один миг вся толпа слушавших, ища глазами необыкновенного портрета. Но, к величайшему изумлению, его уже не было на стене. Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «украден». Кто-то успел уже стащить его, воспользовавшись вниманьем слушателей, увлеченных рассказом. И долго все присутствовавшие оставались в недоумении, не зная, действительно ли они видели эти необыкновенные глаза, или это была просто мечта, представшая только на миг глазам их, утружденным долгим рассматриванием старинных картин.
Тест по творчеству Н.В. Гоголя (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по творчеству Н.В. Гоголя I вариант
1. Гоголя звали а) Василий Николаевич б) Алексей Николаевич в) Николай Васильевич
2. Гоголь родился а) в Петербурге б) в Москве в) в Орловской губернии г) на Украине
3. Какое произведение принесло Н.В. Гоголю известность?
а) «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832)
б) «Идиллия в картинках», «Ганц Кюхельгартен» (1829)
в) стихотворение «Италия» (1829)
4. Какое произведение не принадлежит Гоголю:
а) «Тарас Бульба» б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
в) «Муму» г) «Майская ночь или утопленница»
а) была ссылка на Кавказ в действующую армию
б) было путешествие на остров Сахалин
в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики
6.Сколько повестей входит в цикл «Петербургские повести»?
7. Действие повести «Портрет» происходит:
а) в Петербурге б) в Москве в) в деревне
8. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков б) Алексей Иванович Чиртков
в) Никита Иванович Чертков
9. Где герой впервые увидел портрет?
а) на выставке б) в монастыре в) в картинной лавке
10. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
11. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник, создавший портрет:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха в) продолжал писать картины.
12. Чартков окончил жизнь бесславно из–за: а) зависти б) пьянства в) скандальной истории
13. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег б) незаконченные великие произведения искусства
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
14. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист б) аристократ, любитель живописи в) молодой художник
15. Портрет в конце концов: а) был продан на аукционе б) уничтожен в) украден
16. Повесть «Шинель»: а) фантастическая б) жизнеподобная в) романтическая.
17. Акакий Акакиевич – это:
а) типичный национальный характер б) лишний человек
в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).
Тест по творчеству Н.В. Гоголя II вариант
1.Гоголь Н.В. родился в а) 1852 году б) 1809 году в) 1952 году
2.Детские годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села…
а) Тарханы б) Михайловское в) Диканька
3.Николай Васильевич Гоголь родился …
А) в семье богатого дворянина Б) в семье небогатого помещика В) в царской семье
4.Кто сыграл большую роль в воспитании будущего писателя?
а) отец б) мать в) нанятые воспитатели(гувернёры)
5.В каких учебных заведениях обучался будущий писатель?
а) Полтавском училище б) Нежинской гимназии в) церковноприходской школе
6.Какие произведения написал Гоголь Н.В.?
а) «Сорочинская ярмарка» б) «Вечер на кануне Ивана Купала»
в) «Майская ночь, или Утопленница» г) «Барышня-крестьянка»
7.Повесть Портрет». Чартков впервые увидел портрет:
а) на выставке б) в монастыре в) в картинной лавке
8. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский б) пейзажный фон – пламенный полдень в) глаза старика
9. Чартков:
а) купил портрет на аукционе б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом в) сторговался в лавочке за двугривенный
10. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет б) дама – заказчица
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку
11. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам в) благодаря таинственной силе портрета.
12. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком б) купцом в) актером
13. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство б) несчастье в) широкую известность
14. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха в) продолжал писать картины.
15. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе б) уничтожен в) украден
16. Повесть «Шинель»: а) фантастическая б) жизнеподобная в) романтическая.
17. Акакий Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку» б) это другой вид
в) его нельзя отнести к маленьким людям.
18. В какой сборник была включена «Шинель»:
а) «Арабески» б) «Миргород» в) «Петербургские повести»
Гоголь «Портрет» тест, ответы на вопросы какие?
Гоголь «Портрет» тест?
Гоголь «Портрет» с ответами?
Гоголь «Портрет» тест по произведению?
Гоголь «Портрет» тест 10 класс?
Гоголь «Портрет» тест онлайн?
Гоголь «Портрет» тест по содержанию?
Гоголь «Портрет» тест по произведению с ответами?
Гоголь «Портрет» тест егэ?
Гоголь «Портрет» тест на знание текста?
Гоголь «Портрет» тест на содержание?
1) Действие повести «Портрет» происходит:
2) Имя главного героя повести «Портрет»?
а) Андрей Петрович Чартков
б) Алексей Иванович Чиртков
в) Никита Иванович Чертков
3) «Портрет» в лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом
4) «Портрет» Гоголь Покупателей было?
5) «Портрет» Чартков впервые увидел портрет:
в) в картинной лавке
6) Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский
б) пейзажный фон – пламенный полдень
7) Где бедный художник Чартков купил портрет?
а) купил портрет на аукционе
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом
в) сторговался в лавочке за двугривенный
8) Сколько раз Чарткову казалось что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне?
9) На что были потрачены внезапно появившиеся деньги у героя повести «Портрет» Чарткова? На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства
в) на новую квартиру, одежду, развлечения
10) Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи
б) аристократической дамы
в) портрете дочери аристократической дамы
11) Кто прославил Чарткова в повести «Портрет»?
а) таинственный портрет
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку
12) Чартков стал знаменитым благодаря:
а) благодаря высокому таланту
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам
в) благодаря таинственной силе портрета
13) Из за чего Чартков закончил жизнь бесславно? Чартков окончил жизнь бесславно:
в) скандальной истории
14) После смерти Чарткова в его квартире обнаружили?
б) незаконченные великие произведения искусства
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15) Историю таинственного портрета рассказал:
б) аристократ, любитель живописи
в) молодой художник
16) Изображенный на портрете старик был:
17) Что приносило людям общение с человеком изображенным на портрете? Общение с человеком изображенным на портрете приносило людям:
а) удачу и богатство
в) широкую известность
18) Портрет был заказан художнику кем:
а) церковью, для которой он писал святых
б) родными ростовщика
в) самим ростовщиком
19) Поняв что его кисть послужила дьявольским орудием художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха
в) продолжал писать картины
20) Портрет в конце концов был:
а) был продан на аукционе
21) Композиция всего произведения «Портрет»? Композиция «Портрет» Гоголь:
Поняв что кисть послужила дьявольским орудием художник
«Что ты делаешь, что собираешься жечь?» сказал он и подошел к портрету. «Помилуй, это одно из самых лучших твоих произведений. Это ростовщик, который недавно умер; да, это совершеннейшая вещь. Ты ему просто попал не в бровь, а в самые глаза залез. Так в жизнь никогда не глядели глаза, как они глядят у тебя.»
«А вот я посмотрю, как они будут глядеть в огне,» сказал отец, сделавши движенье швырнуть его в камин.
«Остановись, ради бога!» сказал приятель, удержав его: «отдай его уж лучше мне, если он тебе до такой степени колет глаз.» Отец сначала упорствовал, наконец согласился, и весельчак, чрезвычайно довольный своим приобретением, утащил портрет с собою.
По уходе его отец мой вдруг почувствовал себя спокойнее. Точно как будто бы вместе с портретом свалилась тяжесть с его души. Он сам изумился своему злобному чувству, своей зависти и явной перемене своего характера. Рассмотревши поступок свой, он опечалился душою и не без внутренней скорби произнес: «Нет, это бог наказал меня; картина моя по-делом понесла посрамленье. Она была замышлена с тем, чтобы погубить брата. Демонское чувство зависти водило моею кистью, демонское чувство должно было и отразиться в ней.» Он немедленно отправился искать бывшего ученика своего, обнял его крепко, просил у него прощенья и старался, сколько мог, загладить пред ним вину свою. Работы его вновь потекли попрежнему безмятежно; но задумчивость стала показываться чаще на его лице. Он больше молился, чаще бывал молчалив и не выражался так резко о людях; самая грубая наружность его характера как-то умягчилась. Скоро одно обстоятельство еще более потрясло его. Он уже давно не видался с товарищем своим, выпросившим у него портрет. Уже собирался было итти его проведать, как вдруг он сам вошел неожиданно в его комнату. После нескольких слов и вопросов с обеих сторон, он сказал: «Ну, брат, не даром ты хотел сжечь портрет. Чорт его побери, в нем есть что-то странное… Я ведьмам не верю, но воля твоя: в нем сидит нечистая сила… »
«Как?» сказал отец мой.
«А так, что с тех пор, как повесил я к себе его в комнату, почувствовал тоску такую… точно как будто бы хотел кого-то зарезать. В жизнь мою я не знал, что такое бессонница, а теперь испытал не только бессонницу, но сны такие… я и сам не умею сказать, сны ли это или что другое: точно домовой тебя душит и всё мерещится проклятой старик. Одним словом, не могу рассказать тебе моего состояния. Подобного со мной никогда не бывало. Я бродил как шальной все эти дни: чувствовал какую-то боязнь, неприятное ожиданье чего-то. Чувствую, что не могу сказать никому веселого и искреннего слова; точно как будто возле меня сидит шпион какой-нибудь. И только с тех пор как отдал портрет племяннику, который напросился на него, почувствовал, что с меня вдруг будто какой-то камень свалился с плеч: вдруг почувствовал себя веселым, как видишь. Ну, брат, состряпал ты чорта».
Во время этого рассказа отец мой слушал его с неразвлекаемым вниманием и, наконец, спросил: «И портрет теперь у твоего племянника?»
«Куды у племянника! не выдержал», сказал весельчак: «знать, душа самого ростовщика переселилась в него: он выскакивает из рам, расхаживает по комнате, и то, что рассказывает племянник, просто уму непонятно. Я бы принял его за сумасшедшего, если бы отчасти не испытал сам. Он его продал какому-то собирателю картин, да и тот не вынес его и тоже кому-то сбыл с рук.»
Этот рассказ произвел сильное впечатленье на моего отца. Он задумался не в шутку, впал в ипохондрию и наконец совершенно уверился в том, что кисть его послужила дьявольским орудием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художника с пути, порождая страшные терзанья зависти и проч. и проч. Три случившиеся вслед затем несчастия, три внезапные смерти жены, дочери и малолетного сына почел он небесною казнью себе и решился непременно оставить свет. Как только минуло мне девять лет, он поместил меня в академию художеств и, расплатясь с своими должниками, удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи. Там, строгостью жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил, он изумил всю братью. Настоятель монастыря, узнавши об искусстве его кисти, требовал от него написать главный образ в церковь. Но смиренный брат сказал на-отрез, что он недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтобы удостоиться приступить к такому делу. Его не хотели принуждать. Он сам увеличивал для себя, сколько было возможно, строгость монастырской жизни. Наконец уже и она становилась ему недостаточною и не довольно строгою. Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь, чтоб быть совершенно одному. Там из древесных ветвей выстроил он себе келью, питался одними сырыми кореньями, таскал на себе камни с места на место, стоял от восхода до заката солнечного на одном и том же месте с поднятыми к небу руками, читая беспрерывно молитвы. Словом, изыскивал, казалось, все возможные степени терпенья и того непостижимого самоотверженья, которому примеры можно разве найти в одних житиях святых. Таким образом долго, в продолжение нескольких лет, изнурял он свое тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы. Наконец в один день пришел он в обитель и сказал твердо настоятелю: «теперь я готов. Если богу угодно, я совершу свой труд.» Предмет, взятый им, было рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из своей кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было точно чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину – всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое. Вся братья поверглась на колена пред новым образом, и умиленный настоятель произнес: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоею кистью и благословенье небес почило на труде твоем.»
Тест на знание произведения Н. В. Гоголя «Портрет».
Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать. Тест поможет проверить знание учащимися произведения Н. В. Гоголя «Портрет».
Просмотр содержимого документа
«Тест на знание произведения Н. В. Гоголя «Портрет».»
Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать.
Тест на знание содержания повести Н.В. Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Проверочная работа тест по литературе Н.В. Гоголь «Портрет»
Назовите фамилию художника
Что было изображено на картине, которую он купил?
Что художник обнаружил в портрете?
Что было самым страшным в картине?
Чем закончилось произведение?
1. Проблема, постановления в повести «Портрет»:
а) место искусства в жизни людей б) назначение искусства
в) трудная судьба художника
2. Рассказ о двух художниках построен по принципу:
а) антитезы б) гиперболы в) типизации
3. Портрет ростовщика является олицетворением:
а) любви б) добра в)зла
4. Художник, написавший портрет ростовщика:
а) получил признание б) раскаялся в содеянном, стал монахом
в) став богатым, утратил талант
5. Повествование во второй части повести:
а) последовательно б) ретроспективное в рамочное
Часть.1 1.Чартков 2.портрет старика 3.деньги 4.глаза 5.Чартков умер