Понятийный аппарат что это такое
Что подразумевается под термином «понятийный аппарат» в науке
Понятийный аппарат науки можно смело назвать динамическим явлением, которое способно изменяться в зависимости от области применения. Любое открытие специалистов в определенной сфере исследований необходимо обозначить и подробно разъяснить основные процессы для интересующихся важными нюансами людей. Причем для донесения специфики в массы, находку профессионалов зачастую сравнивают с уже существующими и доказанными фактами, на что похоже, и в чем отличия. Полученные данные и показатели сопоставляются на базе сходств и различий, приведенных учеными.
Определение
Под понятийным аппаратом подразумевается целая система логично выстроенных терминов, которые призваны помочь истолковать образующееся новое открытие на примере взаимосвязей и процессов. Если брать на рассмотрение любую отрасль, то без специфической и своеобразной терминологии невозможно четко выстроить цепочку объяснения той или иной информации. Максимально обогащенными собственными понятиями являются такие гуманитарные науки, как философия, психология и языковедение.
Описание понятийно-категориального аппарата
Ни для кого не секрет, что научными исследованиями могут заниматься как школьники, так и академики, разница лишь в масштабах проведения манипуляций, а также серьезности планов. В начале пути к поставленной цели специалист определенной области столкнется с вопросами, которые и формируют понятийный аппарат, выглядят они так:
Насколько успешно пройдет весь процесс, будет зависеть от компетентности персонала или группы людей, которые взялись за реализацию идеи, а также от того, как хорошо эти личности владеют понятийным аппаратом.
Актуальность и практическая ценность работы
Масштабы могут быть самыми различными, начиная с лабораторной задачи и заканчивая решением мировых проблем, тема для примера: «Влияние промышленности на экологию». В любом случае все произведенные манипуляции профессионала в определенной области должны быть актуальными на сегодняшний день и нести пользу для человечества, тогда интерес к открытию не угаснет с годами. Обращают внимание не только на теоретические исследования, все размышления специалиста должны быть доказаны на практике и проверками подлинности данных в лаборатории. Практическая ценность определяется в ходе рассмотрения достижений профессионала, все результаты исследований должны быть полезны в случае их внедрения в производство, медицину, образование и так далее.
Основные цели и задачи
Четко выстроить план последующих действий получится после формулировки теории и практики, после чего специалист начинает реализовывать задуманное. Конечный результат порой достигается годами, для завершения работы над определенным вопросом, человеку нужно доказать что-либо, разработать новинку или уточнить существующие предположения.
Для достижения цели применяется пошаговый алгоритм действий, который предполагает последовательность решения задач, их выбор обосновывается логическим мышлением личности. Чтобы дойти до запланированного результата, отлично помогает целенаправленность и правильно расставленные приоритеты, которые точно очеркивают круг для исследований, выделяя рамки сбора важных данных.
Методика и методы
Все приложенные усилия и действия специалистов называют методами, если профессионалы пойдут неправильным путем, то это приведет к получению ошибочных данных и некорректных выводов. В каждой отдельной науке есть общепринятые методы, понятийный аппарат в педагогике предполагает подход к исследованиям с таким набором приемов как:
Подобным же списком пользуются физики, химики, биологи и несколько других направлений, это говорит о том, что в сфере исследований есть общенаучные методы.
Язык каждой научной отрасли
Без описания процесса произведенных исследований невозможно доказать свою правоту независимо от области, которой коснулась работа специалиста. Причем некоторые термины могут быть непонятны широкому кругу людей, об их трактовке необходимо задуматься еще до презентации проекта в массы. В конечном результате описание должно соответствовать определенным правилам, которые выглядят так:
Большую роль играют публичные выступления или лекция, к таким мероприятиям следует готовиться заранее и очень тщательно прорабатывать добытую в ходе исследований информацию. Чтобы привлечь внимание слушателей, специалисту необходимо соблюсти умеренное проявление эмоциональности и правильно оценивать происходящее в зале. Стиль и грамотность повлияет на восприятие информации обществом, а также помогут сделать правильный вывод относительно научной компетентности автора.
Понятийный аппарат: что это такое и его значимость в науке
Все научные открытия и следования должны быть как-то обозначены для того, чтобы другие могли понимать все эти процессы и явления. Сегодня мы разберем подробно что такое понятийный аппарат, рассмотрим методику, его актуальность и важность в науке.
Определение
Каждое научное открытие вызывает необходимость в его определении, назывании «Что это?» — так появляется термин. Затем происходит сравнение открытых научных явлений и процессов с уже существующими: «На что похоже, чем отличается?» Полученные данные о сходстве и различии обобщаются, систематизируются.
Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.
Наличие специфической терминологии обязательно для любой дисциплины. Особенно богаты своими собственными терминами и определениями гуманитарные науки: философия, психология, языкознание.
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Успешность решения научной задачи зависит от того, насколько хорошо исследователь владеет как понятийным аппаратом, так и практическими навыками научной работы.
Актуальность и практическая ценность исследования
Масштаб научного исследования может быть разным, от небольшой лабораторной работы до решения мировой проблемы (например, исследования влияния промышленного производства на экологию). Однако в любом случае эта научная работа должна быть актуальной и практически полезной.
Актуальность определяется насущностью, важностью решения существующих практических или теоретических задач. Актуальной может быть тема изучения в целом или один из ее аспектов, отдельный вопрос, который станет существенным шагом в ее раскрытии.
Практическая ценность исследования характеризуется степенью той пользы, которую оно может принести в ходе применения его результатов в каком-либо виде деятельности человека (на производстве, в медицине, в образовании и пр.).
Цель и задачи научной работы
Осмысление «пробелов» в науке, понимание необходимости решения отдельных теоретических и практических задач приводит исследователя к формулировке цели его исследований.
Цель — это тот конечный результат, которого он хочет достичь в своей научной работе по конкретной проблеме: доказать что-то, разработать, обосновать, выявить, проверить, уточнить.
Цель достигается пошагово в процессе последовательного решения отдельных задач. Их выбор должен быть обоснован логикой исследования и практической необходимостью на пути к поставленной цели. Задачи очерчивают тот круг теоретических изысканий и практических действий исследователя, которые помогут получить запланированный результат (цель).
Методы и методика исследования
Специальные действия, направленные на достижение поставленной цели, называются методами. Неверно выбранные методы исследования могут привести к ошибочным результатам и выводам.
Каждая наука имеет свои методы, но существуют и общенаучные. Например, понятийный аппарат педагогики включает в себя такие методы как наблюдение за объектом, описание и анализ действий изучаемого объекта или процесса, анализ и систематизацию результатов, их описание, эксперимент. Но эти же методы используются в процессе изучения физических, химических, биологических и любых других явлений.
Методика применения представляет собой ряд последовательных действий, направленных на его эффективное осуществление, которая требует тщательной подготовки и продуманности всех его деталей. Готовясь к наблюдению за объектом, экспериментатор должен решить: когда, где, как долго будет использовать этот метод, будет ли наблюдение открытым или негласным, как будет производиться фиксация процесса наблюдения и т.д.
Особенности научной дисциплины диктуют необходимость разработки специфических методов и методики научной работы. В социологии и психологии, где объектом изучения являются человек и человеческое сообщество, это, например, интервьюирование, анкетирование, опрос.
Язык научного исследования
Публичное выступление (лекция) не должно быть сухим изложением материала. Оно может для привлечения внимания слушателей включать в себя умеренно эмоциональные выражения и оценки.
Стиль и грамотность изложения научного материала дает представление как об общей, так и о научной культуре автора.
Как устроен понятийный аппарат?
Чтобы не вводить читателя в заблуждение, в самом начале этого произведения сделаю оговорку по поводу того, что на сегодняшний день никто не знает достаточно хорошо, как устроен механизм, формирующий сознание и понятие. Много существует умозрительных предположений и исследований самых разных научных направлений, но обобщающей теории нет. Умозрение – умение видеть умом – доступно не каждому человеку, поскольку уже предполагает способность к глубокому мышлению. Мышление же – ассоциативный процесс, где сцепленные между собой понятия овладевают вниманием не единовременно – все сразу, а последовательно, следуя одно за другим.
Я хочу поделиться с читателем простой умозрительной схемой возникновения понятийного аппарата в мозге человека, которая кое-что объясняет, но далеко не всё. Классиками марксизма-ленинизма давно обозначен путь познания. Оно осуществляется отражением действительности в сознании, обобщением этого отражения и переходом к практической деятельности. С такой научной логикой не поспоришь. Однако же в жизни конкретного человека все эти движения происходят одновременно. Только что родившийся малыш осваивает окружающий его мир сразу и действием, и формированием ассоциативных связей (понятий), и непосредственным восприятием (ощущением) его.
Понятно, что сознание и мышление, образуются на материальной основе – безусловных и условных рефлексах. Об этом говорил академик И.П. Павлов. Следовательно, и сознание, и мышление – материальные феномены. Но не надо передёргивать, полагая, что сама мысль материальна. Будучи материальным феноменом, сознание нематериально. Мозг не выделяет мысль как поджелудочная железа пищеварительные ферменты. С таким архаичным представлением о мышлении человечество разделалось раз и навсегда, хотя некоторые чудаковатые люди продолжают в это верить.
Мною предлагается простая умозрительная (но не спекулятивная) схема механизма образования понятий. С момента начала новой жизни, благодаря очень сильному эмоциональному, иному контакту матери и её ребёнка, сразу формируется абстрактный (отвлечённый) уровень восприятия (понимания) окружающего мира. Это по аналогии можно сравнить с форматированием жёсткого диска компьютера и выстраиванием файловой системы, где каждое понятие подвергается первичному кодированию, то есть обозначению. Можно представить себе и другую аналогию на примере строительства сот пчёлами для предстоящего мёдосбора. Пусть читатель сохранит в себе некоторый уровень критичности по отношению к тому, о чём я говорю. Всякая аналогия хороша тем, что проста и понятна, но и опасна, поскольку рискованна.
Так вот, каждая первичная ячейка, сформированная в раннем периоде жизни, далее, в течение всей жизни человека, продолжает наполняться конкретным содержанием (мёдом или пергой). Понятия не даются человеку раз и навсегда, они развиваются, как живые сущности. Происходит «восхождение абстрактного в конкретное». Понятия уточняются, усложняются и упрощаются одновременно. С развитием каждого понятия отшлифовывается одна из граней драгоценного камня – алмаза, с последующим превращением его в бриллиант. Это трудоёмкая и длительная работа самосовершенствования в течение всей нашей жизни. Формирование понятийного аппарата – это анализ и синтез сложных понятий, то есть диалектический метод мышления. Понять, значит, уметь выразить в понятиях (проф. Попов М.В.).
Понятийный аппарат научно-исследовательской работы
Каждая научно-исследовательская работа предполагает обзор современной и «живой» темы, притом траекторию изучения автор строит самостоятельно, но она не обходится без ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших компонентов НИР выступает понятийный аппарат.
Каждая научно-исследовательская работа предполагает обзор современной и «живой» темы, притом траекторию изучения автор строит самостоятельно, но она не обходится без ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших компонентов НИР выступает понятийный аппарат.
Что это такое?
Научная работа посвящается конкретной теме и проблеме, в которую автор погружается с головой, стараясь всесторонне ее изучить, а затем решить инновационным методом, показав его эффективность и реалистичность. Облегчает данную миссию понятийный аппарат, представляющий собой систему общих терминов, отражающих взаимосвязи в проекте и получаемые результаты.
Что такое понятийный аппарат?
Понятийный аппарат позволяет конкретизировать «миссию» НИР:
Фактически понятийный аппарат научной работы позволяет исследователю понять ее предназначение и построить эффективный и точный план действий, установить последовательность событий и фактов, логику НИР. Качество научной работы на 90% зависит от правильного понимания понятийного аппарата.
Состав понятийного аппарата научно-исследовательского проекта
Понятийный аппарат студенческой или научной работы стандартен. Он включает в себя основные категории, описывающие ключевые моменты изыскания:
Каждый из элементов понятийного аппарата НИР выполняет конкретную миссию, о чем мы расскажем подробнее ниже.
Порядок оформления понятийного аппарата в НИР: от А до Я
Понятийный аппарат раскрывается на протяжении всего научного изыскания, но в общем виде (кратко и емко) он предстает во введении.
Все мы помним структуру введения студенческого или научного проекта. Именно его основные элементы фактически лежат в основе понятийного аппарата. Здесь они предстают в максимально сжатом виде: каждый из критериев оформляется в виде нескольких предложений, подчеркивающих суть каждого постулата.
Актуальность темы исследования
Что такое актуальность? Данный термин подчеркивает существование проблемы в настоящее время и необходимость ее решения. Это значит, что вопрос (тема) остается открытым и требует вмешательств, подчеркивая тем самым слабые места, несовершенство существующих правил и методов.
Что такое актуальность исследования?
Согласитесь, изучать неактуальные вопросы бессмысленно и неинтересно, ведь все уже описано, «разжевано» и решено за Вас. В этом случае получится не НИР, а банальный реферат – пересказ чужих мыслей. В чем же заслуга автора? Поэтому актуальность темы и НИР подчеркивает инициативу и храбрость исследователя, его желание привнести нечто новое и полезное в науку/отрасль, роль проекта и предложений.
Пример отображения актуальности исследования
Данная единица понятийного аппарата кратко отражается во введении НИР (отмечают именно в чем она проявляется, какая часть вопросы или проблема не решена), а затем детальнее расписывается на протяжении всей основной части, основываясь на фактах, результатах анализа, теоретических и практических данных и пр.
Цель и задачи НИР
Чтобы раскрыть тему и решить проблему, автору важно правильно и точно наметить ориентир, к чему стремиться – цель, а затем определить «ступени» (задачи), этапы исследования, которые приведут его к ней. Решать сложные проблемы мелкими шагами, поэтапно, легче, чем «сворачивать горы» с огромными затратами времени, сил, финансов и пр.
Цель и задачи формулируются также емко и кратко, призывая аудиторию и автора к действиям: решить, определить, установить, исследовать, изучить, проанализировать и пр. Каждый из этих постулатов отражается точно: что решить, что изучить. Притом важно понять, в какой последовательности это делать и правильно расставить задачи изыскания.
Объект и предмет
Эти компоненты понятийного аппарата научно-исследовательской работы призваны установить ограничения, масштабы практической или аналитической части:
Формулировка данных категорий подчеркивает сущность проблемы и должна быть конкретизирована. Объект – группа лиц с описанием основных характеристик (возраст, пол и пр.), компания, отрасль, регион и пр. Предмет – определенная научная область с описанием захваченных единиц.
Проблема и гипотеза.
Это, пожалуй, самая важная часть НИР, которая подлежит тотальному обоснованию и проверке. На основе выделенной проблемы автор должен «предположить» решение и выдвинуть его в виде гипотезы (то есть это и будет потенциальное решение, требующее проверки).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Гипотеза подчеркивает инновации, мышление автора, а также призвана решить именно ту «узкую часть» проблемы, которая ранее не была затронута исследователями, не решена полностью существующими концепциями и правилами и пр.
Проблема порождает гипотезу, а гипотеза призвана решить проблему. Притом последний элемент должен сочетаться с темой, целью и задачами.
Методология НИР
Методы любого исследования должны учитывать целый ряд факторов: от узости темы до возможностей автора (его подготовки и навыков), от доступа к источникам информации до организаторских способностей (планирование и проведение эксперимента), от гипотезы и цели проекта.
Методы исследования при написании НИР
Каждый автор должен не просто выбирать легкие для него пути изучения темы и проблемы. Важно определить максимально эффективные, интересные приемы, которые помогут рассмотреть проблему в нового ракурса, с новой позиции, определить механизм ее действия и воздействия и увидеть инновационный путь к решению.
Чаще всего в основе студенческих и научных работ лежат общенаучные приемы (очерчивающие моменты в общей позиции, на общих началах). В практической части проявляются «индивидуальные нотки» изысканий: комбинирование разных приемов и инструментов, методов исследования, подбор алгоритма, который приведет к результату с наименьшими затратами и пр.
Универсальные методы позволяют очертить очевидное, а узкоспециализированные – конкретизировать глубину проблемы, детализировать гипотезу, проверить ее на «прочность» и эффективность, посильность и обоснованность. Методика НИР зависит от принадлежности к конкретной научной среде (отрасли) и посильности для автора, его предпочтений и знаний.
Научная новизна
Данный элемент отражает именно те новшества, которые предлагает автор НИР и которые отличают проект от себе подобных. Помните игру «найдите 10 отличий»? По сути, это ключ к ней.
Казалось бы, тема популярна, известна, но имеет «недоработки», изъяны. Научная новизна в этом случае будет проявляться именно в проработке этих замечаний и изъянов, решении проблемы «новыми путями», нестандартными вариациями и траекториями.
Подчеркнуть научную новизну придется как во введении, так и в заключении, а доказательная база будет представлена в полном объеме в основной части научной работы. Определение критерия должно быть четким и понятным, отражать проявление новшеств – что было разработано автором и для чего. Для этого достаточно уточнить разработку и конкретизировать для решения какой проблемы.
Значимость исследования
Значимость может быть теоретической и практической, притом она отражается преимущественно в заключении проекта. В любом случае в конце любого вида НИР следует подчеркнуть практическую ценность изыскания: привести конкретные примеры и цифры, факты, отмечающие роль предлагаемых мероприятий, их воздействие на объект, проблему, определение тенденций и изменений и пр.
Теоретическая и практическая значимость исследования
В начале исследования подчеркивается теоретическая значимость НИР. Это делается путем анализа ситуации, определении и сравнении существующих методов решения проблемы и оценки их эффективности, выявлении пробелов и изъянов. Практическая значимость НИР проявляется путем проверки предложения автора на основе апробации результатов или прогноза данных. Фактически исследователь «оценивает эффективность» предложенного механизма в рамках конкретного объекта.
Таким образом, понятийный аппарат исследования позволяет грамотно спланировать и структурировать научное изыскание, определить перспективы развития в рамках выбранной темы с учетом возможностей автора, грамотно оформить полученные результаты и обосновать их эффективность.
На основе понятийного аппарата НИР автор может построить защитную речь, построить сопутствующие документы (презентация, раздаточный материал и пр.) проекта и добиться успеха в финальном рубеже.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Понятийный аппарат что это такое
Внизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть По материалам моих лекций. |
В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, которые одинаково определяются в любой её отрасли, без которых невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям. Они называются категориями и составляют категориально-понятийный аппарат данной науки.
Категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой.
Эти категории очень сложны, а потому и само их толкование в педагогической науке неоднозначно.
Перечень категорий педагогики также не является общепринятым, поскольку…
— все научно-педагогические понятия, так или иначе, связаны между собой, вследствие чего не общепринята та граница, которая отделила бы категориальные понятия от всех прочих;
— многие базовые педагогические понятия активно используются и другими науками о человеке и обществе, вопрос отнесения их к «чисто педагогическим» не имеет однозначного ответа.
Среди учёных не вызывает сомнения необходимость отнесение к категориям педагогики следующих понятий: обучение, воспитание, образование.
Часто к ним добавляют формирование личности.
Наряду с формированием, многие относят к категориям педагогики развитие и социализацию личности. Наконец, среди категорий педагогики можно встретить базовые понятия, присущие только педагогической науке: педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность.
Определим сущность этих понятий.
Воспитание – 1) воздействие общества на личность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой ученики приобретают научные знания и практический опыт их применения.
Образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.
Формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека.
Развитие в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:
1) всестороннее развитие человека как индивида;
2) физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.;
3) развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
4) развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.
Социализация личности – процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит. Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения личности в общество, «встраивания» человека в систему общественных отношений. И здесь тоже есть несколько вариантов трактовки понятия, ведь в обществе человеку надо уметь адаптироваться к социальным условиям, но важно и уметь использовать ресурсы социальных отношений для реализации своих потребностей, своей уникальности.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развития личности воспитанников.
Педагогическая система – социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, взаимодействующих друг с другом, с окружающей средой и её духовными и материальными ценностями, направленная на формирование и развитие личности.
Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.
Определить категории педагогики – это лишь часть их понимания их сущности. В категориально-понятийном аппарате все они взаимосвязаны, образуя целостную систему (именно «аппарат», а не разрозненные детали).
Характер связей между категориями разнообразен. При рассмотрении разных вопросов педагогики они могут быть связаны вертикально (иерархически) – например, одна категория является более общей по отношению к другой, представляющей частный случай первой – или горизонтально (когда категории равны по своей значимости). Например, в педагогической науке широко распространено и обстоятельно обосновано мнение, что образование как процесс служит формированию личности. Таким образом, формирование личности является более широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека.
Вот еще несколько примеров связей в структуре категориально-понятийного аппарата педагогики.
Развитие личности тесно связано с её социализацией, поскольку социально значимые качества личность приобретает и совершенствует по мере своего развития. В то же время успешная социализация личности является одной из важнейших задач педагогического процесса. В свою очередь, педагогический процесс может быть учебным, воспитательным или объединять в себе обучение и воспитание, приобретая сущностные характеристики образования как процесса. В учебном процессе реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции, тем самым связывая между собой образование, воспитание и развитие и иерархически подчиняя их обучению.
Приведённые примеры – лишь часть разнообразных связей, формирующих структуру категориально-понятийного аппарата. Можно проследить связи между любыми категориями и убедиться в том, что категориально-понятийный аппарат педагогики – это не просто совокупность категорий, а их целостное единство, система взаимодействующих между собой компонентов.
Один из подходов к определению структуры категориально-понятийного аппарата педагогики (Л.М. Кадцын) показан на рисунке.