Понятийный аппарат что это аппарат

Что подразумевается под термином «понятийный аппарат» в науке

Понятийный аппарат науки можно смело назвать динамическим явлением, которое способно изменяться в зависимости от области применения. Любое открытие специалистов в определенной сфере исследований необходимо обозначить и подробно разъяснить основные процессы для интересующихся важными нюансами людей. Причем для донесения специфики в массы, находку профессионалов зачастую сравнивают с уже существующими и доказанными фактами, на что похоже, и в чем отличия. Полученные данные и показатели сопоставляются на базе сходств и различий, приведенных учеными.

Понятийный аппарат что это аппарат

Определение

Под понятийным аппаратом подразумевается целая система логично выстроенных терминов, которые призваны помочь истолковать образующееся новое открытие на примере взаимосвязей и процессов. Если брать на рассмотрение любую отрасль, то без специфической и своеобразной терминологии невозможно четко выстроить цепочку объяснения той или иной информации. Максимально обогащенными собственными понятиями являются такие гуманитарные науки, как философия, психология и языковедение.

Описание понятийно-категориального аппарата

Ни для кого не секрет, что научными исследованиями могут заниматься как школьники, так и академики, разница лишь в масштабах проведения манипуляций, а также серьезности планов. В начале пути к поставленной цели специалист определенной области столкнется с вопросами, которые и формируют понятийный аппарат, выглядят они так:

Насколько успешно пройдет весь процесс, будет зависеть от компетентности персонала или группы людей, которые взялись за реализацию идеи, а также от того, как хорошо эти личности владеют понятийным аппаратом.

Понятийный аппарат что это аппарат

Актуальность и практическая ценность работы

Масштабы могут быть самыми различными, начиная с лабораторной задачи и заканчивая решением мировых проблем, тема для примера: «Влияние промышленности на экологию». В любом случае все произведенные манипуляции профессионала в определенной области должны быть актуальными на сегодняшний день и нести пользу для человечества, тогда интерес к открытию не угаснет с годами. Обращают внимание не только на теоретические исследования, все размышления специалиста должны быть доказаны на практике и проверками подлинности данных в лаборатории. Практическая ценность определяется в ходе рассмотрения достижений профессионала, все результаты исследований должны быть полезны в случае их внедрения в производство, медицину, образование и так далее.

Основные цели и задачи

Четко выстроить план последующих действий получится после формулировки теории и практики, после чего специалист начинает реализовывать задуманное. Конечный результат порой достигается годами, для завершения работы над определенным вопросом, человеку нужно доказать что-либо, разработать новинку или уточнить существующие предположения.

Понятийный аппарат что это аппарат

Для достижения цели применяется пошаговый алгоритм действий, который предполагает последовательность решения задач, их выбор обосновывается логическим мышлением личности. Чтобы дойти до запланированного результата, отлично помогает целенаправленность и правильно расставленные приоритеты, которые точно очеркивают круг для исследований, выделяя рамки сбора важных данных.

Методика и методы

Все приложенные усилия и действия специалистов называют методами, если профессионалы пойдут неправильным путем, то это приведет к получению ошибочных данных и некорректных выводов. В каждой отдельной науке есть общепринятые методы, понятийный аппарат в педагогике предполагает подход к исследованиям с таким набором приемов как:

Подобным же списком пользуются физики, химики, биологи и несколько других направлений, это говорит о том, что в сфере исследований есть общенаучные методы.

Понятийный аппарат что это аппарат

Язык каждой научной отрасли

Без описания процесса произведенных исследований невозможно доказать свою правоту независимо от области, которой коснулась работа специалиста. Причем некоторые термины могут быть непонятны широкому кругу людей, об их трактовке необходимо задуматься еще до презентации проекта в массы. В конечном результате описание должно соответствовать определенным правилам, которые выглядят так:

Большую роль играют публичные выступления или лекция, к таким мероприятиям следует готовиться заранее и очень тщательно прорабатывать добытую в ходе исследований информацию. Чтобы привлечь внимание слушателей, специалисту необходимо соблюсти умеренное проявление эмоциональности и правильно оценивать происходящее в зале. Стиль и грамотность повлияет на восприятие информации обществом, а также помогут сделать правильный вывод относительно научной компетентности автора.

Источник

Понятийный аппарат: что это такое и его значимость в науке

Все научные открытия и следования должны быть как-то обозначены для того, чтобы другие могли понимать все эти процессы и явления. Сегодня мы разберем подробно что такое понятийный аппарат, рассмотрим методику, его актуальность и важность в науке.

Определение

Каждое научное открытие вызывает необходимость в его определении, назывании «Что это?» — так появляется термин. Затем происходит сравнение открытых научных явлений и процессов с уже существующими: «На что похоже, чем отличается?» Полученные данные о сходстве и различии обобщаются, систематизируются.

Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.

Наличие специфической терминологии обязательно для любой дисциплины. Особенно богаты своими собственными терминами и определениями гуманитарные науки: философия, психология, языкознание.

Понятийно-категориальный аппарат исследования

Успешность решения научной задачи зависит от того, насколько хорошо исследователь владеет как понятийным аппаратом, так и практическими навыками научной работы.

Актуальность и практическая ценность исследования

Масштаб научного исследования может быть разным, от небольшой лабораторной работы до решения мировой проблемы (например, исследования влияния промышленного производства на экологию). Однако в любом случае эта научная работа должна быть актуальной и практически полезной.

Понятийный аппарат что это аппарат

Актуальность определяется насущностью, важностью решения существующих практических или теоретических задач. Актуальной может быть тема изучения в целом или один из ее аспектов, отдельный вопрос, который станет существенным шагом в ее раскрытии.

Практическая ценность исследования характеризуется степенью той пользы, которую оно может принести в ходе применения его результатов в каком-либо виде деятельности человека (на производстве, в медицине, в образовании и пр.).

Цель и задачи научной работы

Осмысление «пробелов» в науке, понимание необходимости решения отдельных теоретических и практических задач приводит исследователя к формулировке цели его исследований.

Понятийный аппарат что это аппарат

Цель — это тот конечный результат, которого он хочет достичь в своей научной работе по конкретной проблеме: доказать что-то, разработать, обосновать, выявить, проверить, уточнить.

Цель достигается пошагово в процессе последовательного решения отдельных задач. Их выбор должен быть обоснован логикой исследования и практической необходимостью на пути к поставленной цели. Задачи очерчивают тот круг теоретических изысканий и практических действий исследователя, которые помогут получить запланированный результат (цель).

Методы и методика исследования

Специальные действия, направленные на достижение поставленной цели, называются методами. Неверно выбранные методы исследования могут привести к ошибочным результатам и выводам.

Каждая наука имеет свои методы, но существуют и общенаучные. Например, понятийный аппарат педагогики включает в себя такие методы как наблюдение за объектом, описание и анализ действий изучаемого объекта или процесса, анализ и систематизацию результатов, их описание, эксперимент. Но эти же методы используются в процессе изучения физических, химических, биологических и любых других явлений.

Понятийный аппарат что это аппарат

Методика применения представляет собой ряд последовательных действий, направленных на его эффективное осуществление, которая требует тщательной подготовки и продуманности всех его деталей. Готовясь к наблюдению за объектом, экспериментатор должен решить: когда, где, как долго будет использовать этот метод, будет ли наблюдение открытым или негласным, как будет производиться фиксация процесса наблюдения и т.д.

Особенности научной дисциплины диктуют необходимость разработки специфических методов и методики научной работы. В социологии и психологии, где объектом изучения являются человек и человеческое сообщество, это, например, интервьюирование, анкетирование, опрос.

Язык научного исследования

Публичное выступление (лекция) не должно быть сухим изложением материала. Оно может для привлечения внимания слушателей включать в себя умеренно эмоциональные выражения и оценки.

Стиль и грамотность изложения научного материала дает представление как об общей, так и о научной культуре автора.

Источник

понятийный аппарат

Смотреть что такое «понятийный аппарат» в других словарях:

понятийный и категориальный аппарат этнопсихологии — совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации (см … Этнопсихологический словарь

ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ — совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации (см … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

О ПРИНЦИПАХ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ — Уровень развития той или иной отрасли науки определяется состоянием ее основ теории, понятийного аппарата и методов. Применительно к социолингвистике это означает, что, пополняя ее конкретными социолингвистическими исследованиями, необходимо… … Словарь социолингвистических терминов

этнопсихология — (от греч. ethnos племя, народ) междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Создание… … Большая психологическая энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

Словообразование немецкого языка — Словообразование немецкого языка это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих… … Википедия

ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ — понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к рым оцениваются действия человека… … Энциклопедия культурологии

АЙДУКЁВИЧ — (Ajdukiewicz) Казимеж (1890 1963) пол. философ, один из наиболее выдающихся представителей львовско варшавской школы в логике. Изучал философию во Львове (1908 1912) под руководством К. Твардовского, затем в Геттингене, где слушал лекции Д.… … Философская энциклопедия

АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия

Семёнов, Юрий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ) — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнич. особенности психики людей, нац. характер, закономерности формирования и функции нац. самосознания этнич. стереотипов и т. д. Создание особой дисциплины психологии народов было провозглашено уже в … Российская социологическая энциклопедия

Источник

Понятийный аппарат что это аппарат

Этот сайт для тех студентов, учащихся, кто решил создать стоящую студенческую работу своими руками. Ведь ни для кого не секрет, что не вся информация с бесплатных источников достоверна и подходит конкретно для Вашей темы. Подводных камней при скачивании такой информации достаточно много и стоит ли тратить свой трафик, время и деньги на то, что Вы с легкостью сможете сделать своими руками и еще очень долго будете гордиться своим детищем!

Оформление, правила выполнения рефератов, курсовых, дипломных работ

2 часть работы. Что такое понятийный аппарат? И для чего он нужен?

Итак, мы подошли к самому сердцу студенческой работы – понятийному аппарату. Для того, чтобы перейти к этой части работы, необходимо задать себе самый главный вопрос: Что Вы хотите сказать курсовой, дипломной и другой работой? О чем должна быть ваша работа, какие важные акценты у Вашей темы по сравнению с похожими тематиками сокурсников, в чем должно быть отличие, в чем схожесть, чем ценна тема проекта, а в чем актуальность это очень ВАЖНО. Подумав немного определитесь с чего начать,

Если Вы наметили хоть какой-нибудь примерный план, схему предстоящих умственных трудов, тогда начинаем! Если есть трудности подсмотрите план схему в «Костяке работы», а именно где приведен образец построения «оглавления».

Итак с чего же нам надо начать? Конечно с формирования цели студенческой работы. Здесь надо так – снова задать себе вопрос – в чем цель моей работы, или что мы выявляем исследуя нашу тему? Вообще сразу скажу, что дипломная, курсовая, реферат – это исследовательские работы, где Вы с помощью ограниченного набора средств и методов Вы выявляете сущность и исключительность непосредственно вашей темы.

Таким образом, сразу определимся с целью. Запомните! Цель призвана выявить значимость явления в общедисциплинарной среде.

Например, если у Вас дисциплина или предмет – социология, а социология – наука об обществе, значит и среда будет общественная, ну и так далее.

А далее у нас по общепринятому образцу Вашей кафедры обычно идет актуальность. Вот здесь придется попотеть. Вывить актуальность – значит уловить саму суть проводимого исследования.

Обычно – это проведение проблемных мест темы через призму способов решения и добавления способов решения также через сферу дисциплины.

Актуальность исследования заключается в большой степени значимости данного явления, в потребности решения проблемы, внесения уточнений в полную реализацию явления темы.

Например: актуальность исследования заключается в большой степени значимости такого природного явления, как пресная вода, и в расширении призмы общественного отношения к данному явлению, как к необходимому элементу жизнеобеспечения.

Под примерную формулировку можно отнести все что угодно, лишь бы подчеркнуть уникальность явления или предмета изучения.

Дальше формулируем объект исследования. Что такое объект? Это такая штука на которую направлено ваше пытливое внимание, то есть если это водный баланс и вам надо исследовать общественное отношение, к примеру в стране ЮАР, то Вы так пишите, объектом исследования являются общественные отношения в ЮАР по отношению опресненного водного баланса страны, ну так далее.

Итак объектом исследования должна стать конкретная сущность исследуемого явления. Он скорее всего носит характер отношений по поводу вашего явления!

Далее предмет, но не обязательно, каждое образовательное заведение скорее всего предложит Вам требуемые характеристики, параметры работы, вот там и посмотрите, нужен ли Вам тот или иной пункт в понятийном аппарате.

Предмет всегда выражает функциональную взаимосвязь схожих явлений, или вернее сказать зависимость от тех или иных обстоятельств.

Для наглядности приведу пример: Предметом исследования данной курсовой работы является проявление такого правового явления, как преступность в контексте общей судебно-правовой практики.

Далее задачи. Здесь все просто: Вы просто переписываете все названия глав с одной особенностью, вернее с двумя.

1. Всегда и при всех обстоятельствах первой задачей ставьте изучение источников, литературы, материала по теме в общем блоке дисциплины.

1. Изучение и рассмотрение литературы в контексте общеправовых дисциплин.

Далее вторая особенность: всегда при написании очередной задачи первое слово должно быть в двух формах то есть: выявление, изучение, рассмотрение, либо выявить, изучить, рассмотреть и так далее. Да и еще задач должно быть не менее 3 и не более 6.

Следующим элементом понятийного аппарата выступает гипотеза:

Не пугайтесь, она не так уж и сложна, хотя и занимает много времени и заставляет порой напрячься умственно.

Так что же такое гипотеза? Все очень просто.

Гипотеза – это предположение результата исследования. То есть, когда мы говорим об объекте исследования, мы всегда представляем, чем завершится его исследования при воздействии на него той или иной среды.

Например: Если мы говорим о воде, то при определенных условиях она превратится либо в пар, либо в лед.

Так и с гипотезой научной – все также просто и закономерно.

Например: Гипотеза: предполагается, что в настоящее время, социально-культурные отношения сотрудников на предприятии приобретут позитивный характер под воздействием программы снижения конфликтности в организации, так как под ее воздействием заметно улучшается микроклимат на предприятиях.

Вот в принципе так, только можно еще привести по больше доводов, доказательств.

Запомним, гипотеза – это предположение проявления явления при наличии таких и таких фактов, ситуаций, обстоятельств и так далее.

Так что еще: да остается новизна темы, практическая пригодность, методы.

С новизной проще – в принципе ее можно сформулировать также как и актуальность, но перефразировать и сделать короче.

Практическая пригодность – это тоже просто, это всего лишь перечисление мест применения вашего проекта после его завершения, например в качестве метод. материала, практического пособия и так далее, и еще можно сюда записать, что ее применение может заключаться в вспомогательном материале при разрешении данной проблематики, например: системно-функциональное выявление особенностей исследования, сравнительно- правовая детализация материала по теме, изучение нормативно-правового материала, исследование научной литературы, и иные специальные методы научного исследования.

Ух, ух, да неужели мы смогли, мы сумели правильно составить весь понятийный аппарат Вашей работы. Устройте себе небольшой отдых и за работу.

Источник

Понятийный аппарат что это аппарат

Понятийный аппарат что это аппаратРобот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Посмотреть По материалам моих лекций.

В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, которые одинаково определяются в любой её отрасли, без которых невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям. Они называются категориями и составляют категориально-понятийный аппарат данной науки.

Категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой.

Эти категории очень сложны, а потому и само их толкование в педагогической науке неоднозначно.

Перечень категорий педагогики также не является общепринятым, поскольку…

— все научно-педагогические понятия, так или иначе, связаны между собой, вследствие чего не общепринята та граница, которая отделила бы категориальные понятия от всех прочих;

— многие базовые педагогические понятия активно используются и другими науками о человеке и обществе, вопрос отнесения их к «чисто педагогическим» не имеет однозначного ответа.

Среди учёных не вызывает сомнения необходимость отнесение к категориям педагогики следующих понятий: обучение, воспитание, образование.

Часто к ним добавляют формирование личности.

Наряду с формированием, многие относят к категориям педагогики развитие и социализацию личности. Наконец, среди категорий педагогики можно встретить базовые понятия, присущие только педагогической науке: педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность.

Определим сущность этих понятий.

Воспитание – 1) воздействие общества на личность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой ученики приобретают научные знания и практический опыт их применения.

Образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

Формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека.

Развитие в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

1) всестороннее развитие человека как индивида;

2) физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.;

3) развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);

4) развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.

Социализация личности – процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит. Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения личности в общество, «встраивания» человека в систему общественных отношений. И здесь тоже есть несколько вариантов трактовки понятия, ведь в обществе человеку надо уметь адаптироваться к социальным условиям, но важно и уметь использовать ресурсы социальных отношений для реализации своих потребностей, своей уникальности.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развития личности воспитанников.

Педагогическая система – социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, взаимодействующих друг с другом, с окружающей средой и её духовными и материальными ценностями, направленная на формирование и развитие личности.

Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Определить категории педагогики – это лишь часть их понимания их сущности. В категориально-понятийном аппарате все они взаимосвязаны, образуя целостную систему (именно «аппарат», а не разрозненные детали).

Характер связей между категориями разнообразен. При рассмотрении разных вопросов педагогики они могут быть связаны вертикально (иерархически) – например, одна категория является более общей по отношению к другой, представляющей частный случай первой – или горизонтально (когда категории равны по своей значимости). Например, в педагогической науке широко распространено и обстоятельно обосновано мнение, что образование как процесс служит формированию личности. Таким образом, формирование личности является более широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека.

Вот еще несколько примеров связей в структуре категориально-понятийного аппарата педагогики.

Развитие личности тесно связано с её социализацией, поскольку социально значимые качества личность приобретает и совершенствует по мере своего развития. В то же время успешная социализация личности является одной из важнейших задач педагогического процесса. В свою очередь, педагогический процесс может быть учебным, воспитательным или объединять в себе обучение и воспитание, приобретая сущностные характеристики образования как процесса. В учебном процессе реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции, тем самым связывая между собой образование, воспитание и развитие и иерархически подчиняя их обучению.

Приведённые примеры – лишь часть разнообразных связей, формирующих структуру категориально-понятийного аппарата. Можно проследить связи между любыми категориями и убедиться в том, что категориально-понятийный аппарат педагогики – это не просто совокупность категорий, а их целостное единство, система взаимодействующих между собой компонентов.

Один из подходов к определению структуры категориально-понятийного аппарата педагогики (Л.М. Кадцын) показан на рисунке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *