Понятие в философии обозначающее отсутствие несуществование чего либо

Бытие, материя, сознание как категории философии

1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.

1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).

Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.

3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Источник

Представители античной философии

156) Тип мировоззрения, характерный для античной философии

157) Представители элейской школы античной философии

158) Соответствие между философом и школой, к которой он принадлежит

159) Установите соответствие между философским направлением и философом

R1: Диоген Синопский

160)Время, когда в Китае, Индии, Древней Греции формируются центры культуры, в концепции К. Ясперса

161) Соответствие между автором и произведением

162) Период философии, когда был сформулирован тезис «Познай самого себя»

163) Соответствие между типом мировоззрения и исторической эпохой

164) Представитель схоластики, предложивший пять доказательств бытия Бога

165) Представитель патристики, создавший учение о Граде Божьем

166) Представителей патристики по-другому называли

167)Направление средневековой философии, в котором предпринималась попытка связать античную мудрость с вероучением христианства

168) Направление средневековой философии, в котором разрабатывались основные догматы христианской церкви

169) Предмет Средневековой философии

170) Одна из основных проблем философии Средневековья

171) Отец церкви», который заложил основы средневековой философии

172) Период средневековой философии, когда разрабатывались основные догматы христианской церкви

173) Период средневековой философии, когда предпринималась попытка связать античную мудрость с вероучением христианства

174) Характеристики западноевропейской Средневековой философии

175) Тип мировоззрения философии Средневековья

176) Отличительная черта средневековой западноевропейской философии

177) Философ, который создает учение о «Граде земном» и «Граде божьем»

178) Философское учение, оказавшее влияние на становление христианской теологии, став одним из ее источников

179) Автор онтологического доказательства бытия Бога

180) Философское учение, отождествляющее бога с природой

181) Античность была источником творческого вдохновения философов эпохи

182) Представители философии эпохи Возрождения

183) Специфические черты философии Возрождения

184) Период философии, для которого характерна идея слияния Бога с природой

185) Соответствие между периодом философии и проблемой

L1: Античная философия

L2: философия Нового времени

L3: философия Просвещения

L4: философия Возрождения

R2: как возможно познание

R3: социальной справедливости

R4: проблема человека

R5: пространства и времени

186) Соответствие между философом и эпохой

187) Философское направление, представителем которого является И.Кант

188) Философское направление, представителем которого является Г.В.Ф. Гегель

189) Эпоха, философия которой рассматривала невежество и заблуждение как главные препятствия социального прогресса

190) Философ, определяющий предмет философии вопросами: Что я могу знать? Что такое человек?

191) Основоположник философии субъективного духа

192)Основоположник философии объективного духа

193) Исторический тип философии, представителем которого был Р.Декарт

+: рационализм Нового Времени

194) Тип философии, для которого характерно рассмотрения познания как проявление возможностей субъекта

195) Философские учения Нового времени

+: рационализм и эмпиризм

196) Автор понятия «вещь-в-себе» (ноумен)

197) Представитель философии антропотеизма

198) Характерные черты философии Нового времени

199) Науки, оказавшие наибольшее влияние на формирование философии Нового времени

200) Представители немецкой классической философии

201) Сущность философии антропотеизма

+: человек человеку бог

202) Автор философии объективного духа

203) Французские философы эпохи Просвещения

204) Немецкие философы эпохи Просвещения

205) Философское направление, утверждающее, что достоверно лишь существование моего собственного Я и моих ощущений

206) Представители утопического социализма

207) Автор «Монадологии»

208) Автор произведения «Новый Органон»

209) Соответствие между философом и философским направлением

R1: объективный идеализм

R2: субъективный идеализм

210)Соответствие между философом и философским направлением

R1: философия объективного духа

R2: философия субъективного духа

211) Философская категория, выражающая проблему существования в ее общем виде

212) Категория, означающая существование

213) Философ – автор тезиса «есть бытие, а небытия вовсе нет»

214) Свойства бытия с точки зрения Пармеида

215) Способность человека, с которой Парменид связывает познание бытия

216) Античный философ, утверждавший изменчивость бытия

217) Условие движения и существования многого с точки зрения античных философов – атомистов

218) Философское понятие, обозначающее неизменную основу сменяющихся явлений

219) Исходной посылкой любых дальнейших рассуждений о мире является констатация его

220) Категория философии, которую Г. Гегель определял как основную характеристику изменяющегося бытия

221) Соответствие между понятием и его определением

R1: потенциальное бытие

R2: актуальное бытие

R3: переход от одной определенности к другой

R4: виртуальное бытие

222) Предмет, с которым ассоциировал свое представление о бытии античный философ Парменид

223) Статус категории небытия в философии Парменида

224) Характерная черта бытия, выделяемая представителями элейской школы философии

225) Автор апорий, созданных с целью подтвердить правильность позиции Парменида в истолковании бытия

226) Философское учение, признающее основой всего сущего одно начало

227) Философское учение признающее основой всего сущего множество первоначал

228) Способность существовать, которой обладает любая реальность

229) Категория, обозначающая первооснову, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя

230) Категория, обозначающая первооснову, которая для своего существования не нуждается ни в чем кроме самой себя

231) Философ, давший наиболее точное определение субстанции

232) Философ, который в качестве первоосновы рассматривал огонь

233) Первооснова всего сущего у Гераклита

234) Соответствие между философом и его вариантом первоосновы

235) Философ, который предложил дуалистическое понимание мира

236) Раздел философии, предметом изучения которого является бытие

237) Центральное понятие в философии, исходный пункт философского осмысления мира

238) Понятие в философии, обозначающее отсутствие, несуществование чего-либо

239) Концепция бытия, связывающая его происхождением с единым началом

240) Философское направление, понимающее бытие как природу

241) Соответствие между философом и его концепцией первоначала

242) Характеристики бытия в средневековой философии

243) Философ ХХ века, предложивший вопрос о возобновлении темы бытия в философии

244) Субстанция у Лейбница

245) Философ, выделявший материальную и духовную субстанции

246) Философское направление, особенностью которого является вещественное первоначало бытия

247) Атрибут материи, характеризующий ее изменчивость

248) Основной атрибут материи, характеризующий ее изменчивость

249) Основной вопрос философии – это соотношение

+: материи и сознания

250) Философская категория, обозначающая объективную реальность, которая дана человеку в ощущениях, но существующая независимо от них

251) Философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, но существующей независимо от них

252) Философское учение, признающее материальное начало первичным и определяющим

253) Мыслитель, предложивший наиболее полное определение материи

254) Три уровня строения материи

255) Общая характеристика философских категорий «материя», «пространство», «время»

256) Понятие, которое обозначает все то, что существует вне сознания человека и независимо от него

257) Уровни материальных систем

258) Первоначальное значение термина «материя»

259) Мыслитель, давший наиболее полное определение материи

260) Концепция, признающая равенства материи и сознания

261) Суть концепции дуализма состоит в признании

+: Равноправия материального и идеального

262) Объекты, размеры которых, соотносятся с масштабами человеческого опыта

263) Предельно малые непосредственно не наблюдаемые объекты

264) Философская категория, обозначающая мир огромных космических масштабов и скоростей

265) Установите в правильной последовательности по мере увеличения

266) Свойства, которые характеризуют материю

267) Материалистическое учение, которое видит исходным началом мельчайшую, неделимую субстанцию

268) Открытие современной физики в отношении устройства микромира

269) Два мира в философии Платона

270) Субстанция, которая с точки зрения Платона обладает истинно сущим бытием

271) Позиция в философии, утверждающая, что в основе мироздания лежат две субстанции: материальная и духовная

272) Философское учение, признающее идеальное начало первичным и определяющим

273) Философское учение, признающее идеальное начало первичным и определяющим

274) Физик, в основе теории которого лежит реляционная концепция пространства и времени

275) Физик, в основе теории которого лежит субстанциональная концепция пространства и времени

276) Концепция, в которой пространство и время самостоятельные, независимые от материи сущности

277) Сущность субстанциального направления

+:Пространство и время самостоятельные, независимые от материи сущности

278) Сущность реляционного направления

+: Пространство, время и материя находятся в особых отношениях и вне этих отношений не существуют

279) Автор абстракций «абсолютное время», «абсолютное пространство»

280) Вместилище вещей, существующее само по себе, в которое можно уложить планеты, звезды, в концепции И.Ньютона

281) Концепция, рассматривающая время и пространство как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами

282) Форма бытия, характеризуемая наличием таких свойств, как одномерность, необратимость, однородность

283) Форма бытия, характеризуемая наличием таких свойств, как однородность, изотропность, многомерность

284) Характеристика материи, выражающая последовательность и продолжительность событий

285) Философ, которому принадлежат слова «Все течет, все изменяется»

286) Понятие, выражающее динамику, изменчивость мира

287) Основоположник философии становления в Античности

288) Категория, используемая для обозначения количественных и качественных изменений объективной реальности

289) Формы движения материи

290) Форма движения материи, которая охватывает изменения в живой природе

291) Установите в правильной последовательности по мере усложнения

292) Высшая форма движения материи по Ф. Энгельсу

293)Количество форм движения материи по Ф.Энгельсу

294) Формы движения материи, выделенные Ф.Энгельсом

295) Марксистское учение о развитии

296) Установите соответствие между элементами групп

L1: источник развития

L2: механизм развития

L3: направленность развития

R1: закон единства и борьбы противоположностей

R2: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

R3: закон отрицания отрицания

R4: закон всемирного тяготения

297) Учение, которое видит источник развития в наличии исходных противоположных начал и их единстве

298) Количество законов диалектики

299) Понятие, которым Сократ обозначил искусство вести эффективный спор, направленный на достижение истины

300) Искусство вести эффективный спор, направленный на достижение истины через противоборство мнений в Античности

301) Искусство выяснения истины в условиях столкновения противоположных мнений в Античности

302) Философ, который сформулировал законы диалектики

303) Учение о всеобщей связи и развитии

304) Закон диалектики, согласно которому во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности

+: закон единства и борьбы противоположностей

305) Закон диалектики, согласно которому каждое новое возникает на основе прежнего

+: закон отрицания отрицания

306) Соответствие между определением и законом диалектики

L1: Друг другу противостоят противоположности

L2: Количественные изменения приводят к качественным преобразованиям

L3:Каждое новое возникает на основе предыдущего

R1: Единство и борьба противоположностей

R2: Переход количественных изменений в качественные

R3: Отрицание отрицания

R4: Всемирного тяготения

307) Установите в хронологической последовательности философов, работавших над проблемами диалектики

308) Установите последовательность философских эпох, в которых разрабатывалась проблема диалектики

309) Учение о причинной связи вещей, процессов и явлений реального мира

310) Учение, отрицающее причинную связь вещей, процессов и явлений реального мира

311) Учение об объективной закономерной связи вещей, процессов и явлений реального мира

312) Учение, отрицающее объективную закономерность связи вещей, процессов и явлений реального мира

313) Характер закономерностей, которые устанавливаются в науках об обществе

314) Категория, отображающая существенные, необходимые, повторяющиеся связи

315) Закономерность, для которой характерны однозначные связи

316) Закономерность, для которой характерны многозначные связи

317) Однозначные связи характерны для закономерности

318) Вероятностные связи характерны для закономерности

319) Официальный цвет ислама

320) Одно из основных направлений ислама

321) Священная книга ислам

322) Комментарии к Ведам

323) Одна из мировых религий

324) Соответствие между религией и ее представителем

325) Первая мировая религия по времени возникновения

326) Учение о сотворении мира Богом из ничего

327) Основатель ислама

328) Традиционные мировые религии

329) Религия для которой характерен догмат триединства

330) Источник всякого бытия, блага и красоты в соответствии с принципом теоцентризма

331) Учение о сотворении мира Богом

332) Круг перерождений в буддизме

333)Свод законов в исламе

334) Соответствие между понятием и религией

335) Соответствие между периодом возникновения и религией

336) Соответствие между понятием и его определением

R1: учение о конце света

R2: учение о сотворении мира Богом

R3: учение о божественной предопределенности

R4: учение о трансмиграции

337) Соответствие между направлением и религией, к которой оно принадлежит

338) Соответствие между понятием и его значением

R1: пятикратная ежедневная молитва в исламе

R2: свод законов в исламе

R3: паломничество в Мекку

339) Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Античности

340) Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Средневековья

341) Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Нового времени

342) Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Возрождения

343) Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Античности

344) Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Средневековья

345) Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Возрождения

346) Принцип, определяющий философскую картину мира эпохи Нового времени

347) Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип рационализма

348) Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип теоцентризма

349) Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип космоцентризма

350) Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип космоцентризма

351) Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип теоцентризма

352) Эпоха, философскую картину мира которой определяет принцип рационализма

353) Соответствие между мировоззренческим принципом и эпохой

354)Cоответствие между картиной мира и наукой, которая ее обосновывает

R2: теория относительности

355)Соответствие между картиной мира и ее представителем

356) Установите картины мира в правильной временной последоватльности

1: классическая картина мира

2: неклассическая картина мира

3: постнеклассическая картина мира

357) Установите ученых в правильной хронологической последовательности

358) Наука, которая обосновывает классическую картину мира

360) Наука, которая обосновывает неклассическую картину мира

361) Наука, которая обосновывает постнеклассическую картину мира

362) Научная картина мира, которую обосновывает синергетика

363) Научная картина мира, которую обосновывает механика

364) Научная картина мира, которую обосновывает теория относительности

365) Ученый, который обосновал классическую картину мира

366) Ученый, который обосновал неклассическую картину мира

367) Ученый, который обосновал постнеклассическую картину мира

368) Наука, которая обосновывает классическую картину мира

369) Теория, которая обосновывает неклассическую картину мира

370) Наука, которая обосновывает постнеклассическую картину мира

371) Научная картина мира, которую обосновывает механика

372) Научная картина мира, которую обосновывает теория относительности

373) Научная картина мира, которую обосновывает синергетика

374) Ученый, который обосновал классическую картину мира

375) Ученый, который обосновал неклассическую картину мира

376) Ученый, который обосновал постнеклассическую картину мира

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *