Понятие независимости банка россии подразумевает что

Правовой статус и функции

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

Источник

Удастся ли ЦБ сохранить независимость в борьбе с кризисом

Цена вопроса

Технически Федеральная резервная система (ФРС) покупает госдолг не напрямую у казначейства США, а у участников вторичного рынка, т. е. у банков, пенсионных фондов и других инвесторов. Но в этой схеме можно усмотреть своего рода двухходовое финансирование госрасходов за счет печатания денег ФРС.

ФРС США радикально расширила программу поддержки долговых рынков

Что еще необычно в количественном смягчении-2020 – это готовность ФРС покупать корпоративный долг крупных фирм как на вторичном, так и на первичном рынке. Чем-то это напоминает российский подход – кредитование под низкие или нулевые ставки для выплаты зарплат. Об этом прямым текстом заявила сама ФРС: компании получат деньги в долг в том числе для поддержки фонда оплаты труда.

Эмиссионное или неэмиссионное финансирование

Издалека это выглядит как монетизация госдолга; я считаю, что де-факто так оно и есть. Мы живем в мире, в котором ФРС приносит на рынок очень большие деньги и держит активы до погашения, таким образом частично решая проблемы государства и компаний, но не теряя деньги. В основе решения разумное ожидание, что правительство США сможет расплатиться по долгам, тем более при нынешних ставках – крайне низких в номинальном выражении, около 0,7% по 10-летним бумагам; такого не было даже в кризис 2008–2009 гг.

Пока инфляция не растет, рисков в подобных действиях немного. Инфляционные ожидания в США не просто стабильны – по индикатору из антиинфляционных облигаций (TIPS) они упали из-за грядущей рецессии до менее 1% в среднем за следующие 10 лет.

Такой сценарий не исключен и в России. Банк России, после того как решил не менять ставку 20 марта, отвечал на вопросы о возможном выкупе облигаций федерального займа (ОФЗ). Пока это не представляется необходимым, но председатель ЦБ Эльвира Набиуллина напомнила, что такой инструмент есть. Банк России уже работает над расширением ломбардных списков – залогов коммерческих банков, под которые он предоставляет ликвидность на время, не покупая облигации с рынка на свой баланс. Так что в России технически госдолг не монетизируют, и вообще выпуск ОФЗ Минфином временно приостановлен – до стабилизации рынка.

Что это означает для независимости ЦБ

Центробанк дал сигнал к снижению ключевой ставки в 2020 году

Критики ФРС считают безответственной политику покупки госдолга, а критики Банка России, не готового пока выкупать ОФЗ, обвиняют его в нежелании спасать российскую экономику. Но нужно помнить, что если ставка ФРС уже на нуле, то у Банка России есть пространство для ее снижения с нынешних 6%, если это потребуется. Сейчас Банк России действует максимально оперативно, в том числе закрепляет на полгода неизменность рисков выданных кредитов и ограничивает банкротства. С учетом относительно высоких инфляционных ожиданий (около 7,9% в начале марта) российская денежно-кредитная политика выглядит ответственной.

А вот что будет с независимостью центробанков после выхода из пандемии, непонятно. Президент США Дональд Трамп давил на ФРС почти весь свой срок – и наконец-то (с марта 2020 г.) доволен ее действиями; давили на ФРС и многие политики до него. Если цели ФРС (обычно – низкая инфляция, низкая равновесная безработица и финансовая стабильность) определяет конгресс, то методы их достижения были прерогативой самой ФРС. Легко ли будет ФРС сохранить независимость, когда ее баланс все растет, или правительство будет добиваться большего контроля за ее решениями?

Об этом идет очень бурная дискуссия, и рецепт сохранения независимости – быть более открытым и подотчетным гражданам.

Автор — директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, профессор финансов Российской экономической школы

Источник

Банк России

Это независимый банк, который стоит над другими банками и регулирует финансовый рынок России.

Центральный банк, или ЦБ, — это высшее звено банковской системы России и главная финансовая структура страны, от которой зависит стабильность и устойчивость рубля. У него есть исключительное право выпускать деньги и ценные бумаги: акции, облигации.

Центрального банка нет формы правовой организации, как у коммерческих банков — ООО или АО. По Конституции Российской Федерации у него особый статус: независимое юридическое лицо, которое действует в интересах государства. Центральный банк сам обеспечивает свою работу, а 75% всех его доходов уходят в федеральный бюджет.

Рассказываем, чем он занимается, как зарабатывает деньги и кто может взять в нем кредит.

Зачем нужен Центральный банк

Главная цель Банка России — защитить рубль и обеспечить его устойчивость. Например, чтобы цена рубля оставалась стабильной, Центробанк продает и покупает валюту.

Центральный банк развивает и укрепляет банковскую систему: например, проводит проверки банков, контролирует микрофинансовые организации, вместе с правительством проводит мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и предпринимателей.

При этом Центробанк не может вмешиваться в операции кредитных организаций, а только контролирует соблюдение закона.

Что делает Центральный банк

Центробанк — главный регулятор финансового рынка России. Он занимается эмиссией рубля — выпуском наличных денег.

Банк России подчиняется правилам Международного валютного фонда, поэтому может выдавать кредиты другим странам, а России — нет: давать кредит своему государству запрещено. Еще Центробанк кредитует банки в кризисных ситуациях и при стабилизации курсов.

Контролирует банки. Банк России регулирует работу кредитных организаций, например банков, брокеров и страховых компаний: проводит проверки, налагает санкции за нарушения закона. Только он имеет право:

Регулирует денежно-кредитную политику. Вместе с правительством Центробанк разрабатывает и регламентирует денежно-кредитную политику — это действия, которые помогают контролировать темпы инфляции. Например, изменение ключевой ставки или поддержание стабильного курса рубля.

Определяет курс валют. Каждый день Центробанк устанавливает официальный курс валюты. На него ориентируются в национальных сделках и при управлении бюджетом страны.

Официальный курс не используют для продажи валюты населению. Он нужен в бухгалтерском учете, при расчетах таможенных платежей и налогов.

Курс бывает фиксированным и плавающим. В России применяется плавающий курс: это значит, что он меняется. На него влияют торги на биржах, операции межбанковского валютного рынка, политические и экономические явления. Такой курс нужен, чтобы сдерживать инфляцию.

Официальный курс валют ежедневно публикуют на сайте Центробанка. Он напрямую влияет на рост цен и уровень благосостояния населения.

Устанавливает ключевую ставку. Ключевая ставка — это минимальный процент, под который коммерческие банки могут взять деньги в долг или сдать на хранение в Центробанк. Это основной инструмент денежно-кредитной политики, с ее помощью Банк России поддерживает оптимальный уровень инфляции. Банки опираются на ключевую ставку, когда устанавливают проценты по кредитам и депозитам: если растет ставка, проценты повышают. И наоборот.

На чем зарабатывает ЦБ

Центробанк не выдает кредиты и не открывает депозитные счета физлицам. Вот благодаря чему он зарабатывает:

Большую часть денег Центральный банк получает от деятельности с ценными бумагами. Например, в 2020 году Банк России получил больше 98% прибыли на продаже акций ПАО «Сбербанк».

C кем сотрудничает Центральный банк

Центральный банк сотрудничает с Международным валютным фондом, правительством своего государства и коммерческими банками внутри страны.

С Международным валютным фондом. Центробанк — это хранилище части ресурсов Международного валютного фонда на территории России. В валютно-финансовой сфере эта организация — ведущая на международном уровне. Управляющий в Международном валютном фонде от России — министр финансов, а его заместитель — председатель Банка России. Мировое сотрудничество нужно, чтобы стабилизировать валютные курсы, увеличить количество международных партнеров и развивать системы расчетов.

С органами власти. Центральный банк — независимая организация. Он сдает отчеты в Госдуму, но не выполняет ее указания. Центробанк помогает власти: вместе с правительством разрабатывает кредитно-денежную политику.

В Центральном банке хранятся золотовалютные резервы и средства бюджетов всех уровней: местного, муниципального, регионального и федерального. При этом он не дает кредиты на пополнение бюджетов в случае дефолта, не несет ответственность за долги государства и не обслуживает частные структуры. Это координатор и консультант власти.

С коммерческими банками. Центральный банк обеспечивает стабильную работу и развитие банковского сектора, поддерживает устойчивость системы без вмешательства в оперативную деятельность банков.

Центральный банк устанавливает ключевую ставку и курс валют, а это влияет на работу всех банков. Он выдает и отзывает лицензии, консультирует по вопросам порядка создания новых банков и контролирует соблюдение законов.

Структура Банка России

У Банка России есть центральный аппарат в Москве, территориальные и вспомогательные учреждения. Их много, в 2020 году штат Центробанка России составил 45 746 сотрудников. Чтобы было проще представить масштабы, это чуть меньше населения Фарерских островов.

Банком России управляют:

В Банке России есть еще одна важная должность, она приравнивается к заместителю председателя, — главный аудитор. Это человек, который контролирует, соответствует ли работа Центробанка законодательству.

Источник

Цели, задачи, функции и операции центрального банка

Независимость как неотъемлемый признак деятельности центрального банка

Терминологическая сторона и сущность независимости

Анализ целей, задач и функций центрального банка был бы неполным без осмысления независимости его деятельности. Здесь есть несколько вопросов. Начнем с терминологической стороны, позволяющей нам определить, о чем в дальнейшем пойдет речь.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании терминов, заметим, что независимость выражает важнейший признак деятельности центрального банка.

Исторический аспект вопроса о независимости

Исторический аспект вопроса о независимостирального банка чаще всего возникал на фоне драматических ситуаций в области денежного обращения.

Как было показано ранее, эмиссионные банки, получившие привилегии на выпуск наличных денег, так или иначе в своей деятельности были зависимы от государственной власти. Отдавая эмиссионные привилегии банкам, государство надеялось поправить свои финансы. Так было везде, где интересы казны ставились на первый план. Оказывая давление на банки, получая огромные кредиты на осуществление своих расходов, чаще по причине истощения казны из-за войн, и зачастую не возвращая долги, государство не только подрывало экономику денежно-кредитных институтов, но и страны в целом. Сильнейшая инфляция, дезорганизуя денежный оборот, неизбежно усугубляла экономические кризисы, приводила в конечном счете к денежным реформам, к перестройке банковской деятельности.

Подобного рода события имели место и во Франции. Создавая Банк Франции, Наполеон в 1800 г. провозгласил принцип его независимости.

В прошедшем столетии факты огромного ущерба, наносимого экономике стран вследствие безудержной инфляции, можно было наблюдать в Германии. Правительство, обладая широким доступом к кредитам Рейхсбанка, вконец обесценило немецкую марку (ее курс к концу 1923 г. составил 42 x 10 11 марок за 1 дол. США). Под давлением стран-победителей в Первой мировой войне Рейхсбанк был выведен из-под подчинения правительству, а его руководство получило право принимать самостоятельно окончательные решения в своей денежно-кредитной политике. К сожалению, и в последующем банку приходилось отражать давление со стороны правительства, которое за счет дополнительного эмитирования денежных средств пыталось разрешить свои проблемы. Вместе с тем уже в законе, принятом в 1957 г., принцип независимости был окончательно закреплен.

В современной истории принцип независимости деятельности центрального банка становился все более доминирующим и в теории, и в законодательной практике. Поводом стали идеи государственного регулирования экономики. К пагубности давления фискальных интересов казны добавились конъюнктурные политические интересы, в том числе идеи предвыборных кампаний.

В Японии каналом поступления денег в хозяйственный оборот было кредитование, дававшее широкую возможность повышения ликвидности предприятий частного сектора. Банк Японии при этом продолжал находиться под чрезмерным контролем правительства. Идея «корректирующей инфляции», предложенная в начале 70-х годов правящей либерально-демократической партией, тем не менее на практике вследствие кредитной экспансии и увеличения денежной массы привела к заметному росту цен. Годовая инфляция в эти годы достигла 20%. С 1975 г. Банк Японии провозгласил борьбу с инфляцией главной целью своей деятельности.

Идея обеспечения независимости центрального банка в последние 20-30 лет стала доминирующей. Она закреплена в законодательстве ряда стран. Прежде всего речь идет о проведении центральным банком денежной политики. Считается, что наибольшая независимость здесь сложилась в Германии и в Швейцарии, где правительства не имеют право, по законодательству, вмешиваться в денежную политику своих центральных банков. К примеру, Бундесбанк, поддерживая общую политику правительства, при осуществлении своих установленных законом полномочий не зависит от инструкций федерального правительства.

Государственный комиссар, Министерство финансов Австрии по закону также не имеют право вмешиваться в деятельность центрального банка, установленную законом.

Федеральную резервную систему США называют «независимым агентством внутри правительства», так как ее решения в области денежно-кредитной политики не подлежат ратификации ни правительством, ни президентом.

Правовая сторона вопроса

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» декларируется, что «функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (ст. 1).

В Законе «Об автономии Банка Испании» (1994 г.) отмечается, что данная автономия «означает, что в области денежной политики банк не должен получать указания от правительства или министра экономики и финансов». В «Законе о Банке Финляндии» (1998 г.) фиксируется, что данный центральный банк является «независимым учреждением, созданным в соответствии с публичным правом».

Следует заметить, что прямое обозначение независимости как неотъемлемого фундаментального признака деятельности центрального банка в законодательстве может отсутствовать; более того, допускается (в рамках установленных законом прав инструктирования) возможность государственных органов страны вмешиваться в денежную политику центрального банка. Такая возможность, в частности, прослеживается в законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции, Японии. К тому же в таких странах, как Италия и Франция, право решать вопросы денежной политики передано правительству, и центральные банки этих стран руководствуются его решениями. Британское правительство может давать Банку Англии обязывающие его указания, но на деле, в соответствии с национальными традициями, оно в течение последних десятилетий не воспользовалось этим правом.

Исторический опыт борьбы за независимость эмиссионной политики показывает, что многое зависит не только от формального статуса центрального банка, но и традиционного понимания того, что можно или нельзя навязывать центральному банку, к каким последствиям это вмешательство может привести. Другими словами, немало здесь зависит от субъективного фактора, а также от других факторов, определяющих реальную независимость эмиссионных институтов.

Функциональная независимость

Среди факторов, влияющих на независимость центрального банка, обычно выделяется не только независимость в области осуществления денежной политики, но и другие параметры, относящиеся в целом к функциональной автономии.

Как отмечалось, к функциональной автономии, помимо независимости в области ведения денежной политики, относятся также законодательные нормы, дающие возможность центральным банкам не кредитовать правительство и не покупать его ценные бумаги.

Ограничение кредитования правительства в этом случае проявятся посредством:

Единого правила для всех стран здесь не существует. Полярный подход можно наблюдать в Австрии и Швейцарии, где запрещены денежные ссуды правительству; считается, что по этому признаку в обеих странах наиболее высока степень независимости, а также в Японии, где прямые ограничения кредитования правительства не установлены. Для мировой практики наиболее типичен не запрет на кредитование правительства, а ограничение такого кредитования; Российская Федерация относится к числу именно таких стран (см. об этом в других главах настоящего издания).

Картина покупки центральными банками ценных бумаг правительства примерно такая же: отсутствуют ограничения в Италии, Норвегии и Швеции; установлены ограничения в большинстве других стран. Способы ограничений практически такие же, как при кредитовании правительства (например, только при согласии законодательной власти, в абсолютном выражении к национальной валюте, в процентах к активам центрального банка, в пропорции к правительственным доходам или расходам).

Разновидностью функциональной независимости центрального банка является его операционная независимость. Как и всякий банк, он выполняет определенный круг операций, предусмотренных банковским законодательством. Эти операции осуществляются им по специально разработанным нормам. Нормы, фиксируемые центральными банками в положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях, можно отменить только в судебном порядке, устанавливаемом для федеральных органов в случае их оспаривания. Сами нормативные документы, где прописываются функции центрального банка, предварительно требуют его заключения.

Исследователи мировой банковской практики отмечают, что, например, в Австрии для принятия законодательных актов, относящихся к денежно-кредитной сфере, требуется одобрение центрального банка, который рассматривает поступающие к нему законопроекты в определенные сроки.

Изъятие и обременение обязательствами имущества банка, находящегося в его владении, пользовании, распоряжении, включая и золотовалютные резервы, не допускаются в России без согласия Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Функциональная независимость оказывает также сильное влияние на эффективность банковской деятельности. Конечно же, оно складывается не только из того, как определены статус центрального банка, его цели и задачи, насколько подробно прописаны функции центрального банка или пределы кредитования правительства. Роль центрального банка зависит и от других факторов, в том числе от других разновидностей независимости.

Кадровая независимость

Исследователи отмечают, что наиболее сильное влияние здесь оказывает кадровая независимость.

По группе развивающихся стран установлена такая корреляционная зависимость: чем выше стабильность руководства центральным банком, тем ниже уровень инфляции. Разумеется, это проявляется не всегда. Например, по группе промышленно развитых стран подобная корреляционная зависимость отсутствует. Конечно же, и здесь кадровая составляющая имеет большое значение, однако в комплексе с другими проявлениями независимости.

Кадровая независимость определяется процедурой назначения (выбора) руководства центрального банка, в которой имеют значение по крайней мере четыре аспекта:

Во всех перечисленных случаях единого подхода нет. Так, кандидатуры на руководящие посты центрального банка (Президент, Члены Правления, Совета, Директората) могут вносится как Президентом страны, ее правительством, так и Советом (Правлением, Директоратом) банка. В практике развитых стран руководители банка чаще всего назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур (такова, например, практика в Австрии, Великобритании, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии). В США, Франции и ФРГ президенты центрального банка назначаются президентами стран. В Италии и Нидерландах руководство центрального банка выбирается из числа кандидатур, предлагаемых данным банком, с последующим их утверждением в структурах государственной власти.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой, его кандидатуру представляет Президент Российской Федерации.

Сроки, на которые назначаются (выбираются) руководители банка, различны. В США все семь членов Совета управляющих ФРС, в том числе председатель и вице-председатель, назначаются сроком на 14 лет. Директор Бундесбанка назначается сроком на 8 лет. Управляющий Банка Канады и его старший заместитель избираются сроком на 7 лет. Управляющий Банка Франции и оба его заместителя назначаются на должность сроком на 6 лет. Срок мандата председателя Банка России составляет 4 года.

В большинстве развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее срока, установленного законодательством.

Финансовая независимость

Финансовая автономия как разновидность независимости центрального банка проявляется по двум направлениям:

Ранее мы уже приводили данные о размере участия государства в капиталах центральных банков. В Европе государственная форма собственности на государственный банк преобладает. Вместе с тем в таких странах, как Бельгия (доля государства в капитале составляет 50%), Италия (51%), Турция (25%), принята смешанная собственность на капитал главного банка страны. Она же [помимо упомянутых ранее Австрии (50%), Японии (55%)] установлена в Мексике (51%) и Чили (50%). Частная форма собственности принята в ограниченных случаях, однако и тогда это практически не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на степень независимости центрального банка.

Распределение прибыли центрального банка также не является главным показателем степени независимости банка. Получателем остаточной прибыли чаще всего выступает правительство. Банк России в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) уплачивает налоги и сборы, перечисляет в федеральный бюджет 50% прибыли, фактически полученной им по итогам года; общий объем капитальных вложений, прочих административно-хозяйственных расходов утверждается Национальным банковским советом. Разумеется, в рамках имеющихся финансовых ресурсов Банк России в полной мере независим, и, как всякое юридическое лицо, имеет полное право распоряжаться денежными, материальными и финансовыми средствами.

В экономической литературе рассматриваются и другие критерии независимости центрального банка. В частности, к ним относят степень регламентации деятельности центрального банка, его подотчетность исполнительной и законодательной власти, о которой мы говорили ранее, а также характер надзора за деятельностью кредитных учреждений.

В последние 15-20 лет предпринимались некоторые попытки ранжировать центральные банки по степени их независимости. Отдельные исследователи брали при этом за основу такие критерии, как:

По данным конца 90-х годов, развитые страны по степени независимости их центральных банков располагались в таком порядке: ФРГ, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, США, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Швеция, Австралия, Канада.

Итак, подведем некоторые итоги проведенного нами анализа. Прежде всего нельзя не заметить, что независимость центрального банка является важнейшим фундаментальным признаком его деятельности, оказывающим большое влияние на эмиссионный результат.

Важна не только декларация независимости в законодательстве, но и ее реальное достижение. Исторические примеры свидетельствуют о том, что, к сожалению, по разным обстоятельствам, связанным с острыми финансовыми проблемами, правительства оказывали существенное давление на центральный банк, добиваясь огромных кредитов на непроизводительные цели и не создавая товарного покрытия эмитируемых в оборот дополнительных денежных знаков.

Независимость центрального банка можно выразить через:

Многое в конечном итоге зависит от того, как на практике реализуется данная автономность признаков независимости, насколько центральный банк может отстоять свои интересы как эмиссионного института, ответственного за состояние денежного обращения в стране, каковы границы возможного вмешательства исполнительной и законодательной власти в деятельность центрального банка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *