Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. [1] Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
Содержание
Содержание понятия
Под развитием обычно понимают:
Варианты
Характеристики
Закономерности
Составляющие развития человека
Развитие человека можно условно разделить на три составных части:
История понятия
Современному понятию развития предшествуют:
Историческое развитие
Историческое развитие является одной из основных проблем философии и методологии истории. Понятие исторического развития следует отличать как от телеологической идеи прогресса, так и от естественнонаучного понятия эволюции.
Примечания
См. также
Библиография
Полезное
Смотреть что такое «Развитие» в других словарях:
РАЗВИТИЕ — поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение … Философская энциклопедия
РАЗВИТИЕ — РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ Глаголы развивать развить и возвратный развиваться развиться в русском литературном языке до самого конца XVIII в. выражали лишь конкретные значения (иногда с профессиональным оттенком), прямо вытекающие из их морфологического … История слов
РАЗВИТИЕ — (development) Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения. Некоторые считают, что… … Политология. Словарь.
РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, развития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. развить развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по гл. развиться развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более… … Толковый словарь Ушакова
РАЗВИТИЕ — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на … Большой Энциклопедический словарь
Развитие — международных кредитных операций способствовало формированиюмирового ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, в качестве важнейших секторов которого выступают американский денежный рынок и еврорынок, контролируемые транснацио нальными банками и международными… … Финансовый словарь
развитие — РАЗВИТИЕ необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в Новое время, когда утвердилась… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
развитие — РАЗВИТИЕ, перспектива, становление, формирование, эволюция … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
РАЗВИТИЕ — РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными… … Современная энциклопедия
РАЗВИТИЕ — направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см.… … Большой Энциклопедический словарь
Что такое развитие: определение, характеристика и виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Абсолютно все в нашем мире подвержено изменению. Если оно происходит в положительном направлении, то принято говорить о прогрессе. Негативное изменение предполагает регресс (это как?).
В первом случае речь идет о развитии – совершенствовании какого-либо явления или состояния. В чем суть развития, каковы его признаки и роль в природе, читайте ниже.
Определение — что это такое
Существует много трактовок слова «развитие». Перечислять их все не имеет смысла, так как они схожи по своему смысловому наполнению, поэтому попробую резюмировать.
Развитие – это необратимый, закономерный процесс изменения системы или ее элементов. Источник изменения всегда лежит внутри объекта, а его результатом является качественно новое состояние меняющегося объекта: возникновение новых внутренних связей или трансформация старых.
В любом случае то, что изменилось, никогда не будет соответствовать прежней форме.
Развитие – это всегда переход от одного состояния к другому, от простого к более сложному, от старого к новизне.
В философской концепции развитие представляет собой явление в виде бесконечного движения по спирали, каждый виток которой есть более совершенный уровень существования материи и сознания.
Также говоря о скорости развития, философы выделяли эволюцию (что это?) и революцию (что это?). Первое понятие предполагает медленное, количественное изменение. Второе, наоборот – резкое, кардинальное, качественное. Пример для первого случая – превращение обезьяны в человека или младенца в старика, для второго – ураган или шторм.
Коротко о том, что такое развитие и каковы его этапы покажем на простых примерах:
Характеристика процесса развития
Процесс имеет свои характеристики. Рассмотрим их на примере взрослеющего индивида (кто это такой?):
Как развивается человек
Человеческое развитие в широком смысле происходит (или не происходит) с трех сторон:
Качество процесса развития зависит от особенностей самого индивида (его физиологических и психических характеристик), а также от среды, в которой он развивается.
Согласитесь, что в доме, где занимаются спортом, чтят морально-нравственные ценности, ведут здоровый образ жизни и хорошо питаются, любой человек сможет максимально развить свои природные задатки и станет в будущем полноценным, эффективным членом общества. Так случится при условии, что сам ребенок «нормальный» и не имеет физиологических и психических отклонений.
А как будет развиваться среднестатистический малыш, которого воспитывают асоциальные родители (нарушающие закон, пьющие и т.д.)? Будь он хоть трижды прирожденным гением, не суть, что он им станет по причине отсутствия условий, которые способствовали бы его полноценному развитию.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
К сожалению, развитие это как раз обратимый процесс. Жизнь циклична и за подъемом всегда следует падение, то есть регресс.
1.Действие по глаг. развить—развивать (во 2, 3, 4, 5 и 6 знач.); действие и состояние по глаг. развиться—развиваться (во 2, 3, 4 и 5 знач.). Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие промышленности. Развитие жилищного строительства.
2. Ход, протекание. Развитие действия пьесы. Неожиданное развитие событий.
3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Все оппортунистические предсказания опрокинуты ходом исторического развития. Киров, Ленинградские большевики между ХVI и ХVII съездами ВКП(б).
4. Степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора. При подборе людей я обращал большое внимание не только на их общее и политическое развитие, на дисциплинированность, но и на физическую подготовку. Г. Линьков, Война в тылу врага.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Развитие как необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов в результате чего возникает их новое качественное состояние, основанное на возникновении, трансформации или исчезновении элементов и связей объектов; процесс, идущий на основе объективных закономерностей. Развитие представляет собой самодвижение объекта — имманентный процесс, источник которого заключён в самом развивающемся объекте.
Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Если необходимо подчеркнуть скорость и характер изменений, то говорят об
эволюции (от лат. evolutio — развёртывание) — относительно постепенных большей частью количественных изменениях;
революции (от поздн. лат. revolutio — поворот, переворот, превращение) — относительно быстрых в основном качественных и кардинальных изменениях.
РАЗВИ’ТИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). 1.Действие по глаг. развить-развивать. Р. мускулов гимнастикой.2.Состояние по глаг. развиться-развиваться. Р. промышленности.3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Развитие есть «борьба» противоположностей. Ленин. Изучение героической истории большевистской партии вооружает знанием законов общественного развития и политической борьбы, знанием движущих сил революции. История ВКП(б). Диалектическое р.4. Состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности. Политическое р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
разви́тие
1. действие по значению гл. развивать; изменение, как правило, приводящее к росту объекта, его усилению или усложнению его устройства, а иногда и к полному перерождению
2. результат такого изменения у человека, выражающийся в его физическом состоянии, степени его умственной, духовной или моральной зрелости ◆ Умственное развитие. ◆ Духовное развитие.
3. продолжение чего-либо ◆ Наш разговор получил неожиданное развитие.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: правоверность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить, как изменение во времени.
Карандашев Ю.П. выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:
Развитие как рост– процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.д. (физическое обоснование).
Развитие как созревание– морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата.
Развитие как совершенствование – определение часто используется в педагогике, в нем предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», идеальная форма развития.
Развитие как универсальное изменение– в качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т.е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития.
Мухина В.С. отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:
Развитие рассматривается как:
Филогенез – развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е.часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Хомо-сапиенс и завершающаяся сегодняшним днем.
Онтогенез – индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
Микрогенез – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий (например, поведение при решении задач).
Основными свойствами развития
Основные области психического развития
В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:
Динамический – характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.).
Структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления.
Каузальный – определение детерминант, движущих причин развития.
Онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.
Виды развития
Преформированное развитие – тип развития, когда в самом начале заданы стадии, которые организм пройдет, и конечный результат, который будет получен.
Непреформированное развитие – тип развития, который не предопределен заранее.
Психическое развитие – развитие познавательных психических процессов.
Личностное развитие – развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.
Факторы психического развития
К факторам психического развития относят:
Принципы психического развития
Основные подходы, объясняющие развитие
Основные категории психологии развития
Созревание
Созревание – протекает под действием:
а) эндогенных факторов, к которым относятся внутренние физические изменения, созревание мозга, нервной, мышечной систем, эндокринных желез, без которых невозможно нормальное развитие психики человека;
б) экзогенных факторов, к которым относят воздействие внешней среды на развитие психики человека.
Существуют определенные закономерности процесса созревания, к ним относят:
Рост – понятие роста рассматривается с точки зрения:
а) физических изменений приращение размера, веса, физических возможностей и т.д.);
б) психических изменений (приращение запаса слов, увеличение достижений в памяти, восприятии, способность решать более сложные задачи и т.д.).
Раскрывая понятие роста, также необходимо выделить количественные и качественные изменения. Главной особенностью является то, что качественные преобразования выступают как результат количественных изменений, другими словами, например, в подростковом возрасте, гормональный всплеск способствует образованию более высокого уровня развития психики.
Дифференциация
Дифференциация – означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого. С одной стороны, дифференциация ведет к росту и развитию, вариативности и гибкости развития, а с другой, если признак развивается усиленно, подавляя другие признаки, то целостное развитие останавливается: например, один ребенок в 1 год ходит, другой – только стоит, а третий – бегает и прыгает. Приведенные примеры указывают на то, что эти дети (условно) плавать не умеют, хотя обладали этим навыком в период новорожденности, они утратили его, так как процесс обучения ходьбе подавил рефлекторное умение плавать.
Научение
Научение – обобщенное понятие, которое обозначает множество процессов, которые способствуют изменению поведения, происходящее на основе опыта, упражнения или наблюдения. Научение включает в себя: освоение новых форм поведения, изменение репертуара уже имевшихся форм. Процесс научения невозможно наблюдать напрямую, поскольку он всегда протекает внутренне. Можно наблюдать результат.
Виды научения
Выделяют следующие виды научения:
Запечатление
Запечатление – используется для обозначения процессов непосредственного, неконтролируемого сознанием, усвоения какихлибо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца. Именно таким образом объясняются родительские модели поведения, «унаследованные» в детстве.
Социализация
Социализация – процесс целенаправленной адаптации человека к существующим ценностям, нормам, идеалам.
Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей дочери.
Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:
— Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через наследственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая.
— Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития, но при этом невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные.
— Развитие как качественное, структурное изменение. Определение развития через качественные изменения связано с пониманием объекта как системы. В данном случае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенствования и сохраняется только качественная.
— Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».
— Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. Неудовлетворенность существующими определениями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает наличие тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом определении проводится идея эволюционной преемственности изменений.
Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:
— непрерывными (дискретными), скачкообразными;
— прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).
Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:
Основными свойствами развития являются:
— необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими;
— направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
— закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
В современной психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.
Основные области психического развития:
1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
2) психосоциальная область развития, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;
3) когнитивная область развития, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных — субъект деятельности.
В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:
— динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);
— структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления;
— каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;
— онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.
Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.
Выделяют следующие виды развития:
— преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен;
— непреформированное развитие — тип развития, который не предопределен заранее;
— психическое развитие — развитие познавательных психических процессов;
— личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.
Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.
М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают, что генотип (генетическая конституция организма) содержит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивидуального развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников).