Поняла что медицина не мое
26 лет назад я впервые захотела стать врачом. А теперь понимаю, что больше не хочу
Мне 4 года.
Папа болеет пневмонией и получает внутримышечные инъекции. А я бегаю вокруг и жду, пока мама закончит и отдаст мне шприц.
И вот я забираю его и бегу к своим “пациентам” – плюшевому зайцу Масе и медведю Кире. Они тоже болеют, как папа, и им, как папе, надо делать уколы…
Мне 5
Ко мне пришёл соседский мальчик и мы ушли в комнату играть. Я только-только научилась читать и стала хвастаться. Вытащила любимую книгу – 2-й том атласа Синельникова, открыла на самом интересном месте и давай вдохновенно читать:”по-лО-вы-е органы”.
Мне 10
Мои настольные книги – “Справочник педиатра” Усова и пособие по внутренним болезням для фельдшеров.
Мне 12
Наш класс снимают на видео и на вопрос “Кем ты хочешь стать?” я уверенно отвечаю: “Врачом”.
Я ничуть не сомневаюсь в том, что именно этого хочу. И никто не сомневается.
Мне 14
Я занимаю третье место на городской олимпиаде по биологии. Потом то же повторяется в 15 и в 16.
Мне 17
Я учу всего 3 предмета – химию, биологию, русский. У меня не было вопроса, куда поступать. У моей семьи тоже. И у учителей в школе.
Меня не трогали по другим предметам. Все знали: Марго собирается в медицинский.
Все ещё 17
Я плачу от счастья, узнав, что зачислена на бюджетное отделение педиатрического факультета нашего медицинского универа.
Мне 18
Зимняя сессия на “отлично”. Как, впрочем, и летняя.
Мне 19
Мне 21
Я все ещё полна энтузиазма. Из детской реанимации уволилась: стыдно признаться, но тот накал драмы и боли был для меня запредельным. Устраиваюсь фельдшером на скорую.
Сутки на выходных. Два ночи среди недели. Посреди всего этого – учёба.
Руками в трикотажных перчатках откапываю пьяниц из-под снега. Попадаю в любую вену с закрытыми глазами. Алгоритм действий при фебрильных судорогах, кардиогенном шоке, астматическом и эпи-статусах помню даже во сне и пьяном угаре. Дозы преднизолона, адреналина, наркотиков считаю в уме за секунды.
Мне 22
Поступаю в субординатуру (6-й курс) по детской хирургии. Всё так же работаю на «скорой». В процессе учёбы хожу на операции. Свободного времени нет, но я все равно его нахожу.
Мне 23
Я стою в мантии и смешной шапке, ректор вручает мне мой красный диплом. Снова, как в 17, плачу от счастья. Я так мечтала стать Доктором – и вот я доктор.
Мне 24
Я (с энтузиазмом): “Здравствуйте, я врач-интерн по оториноларингологии!”
Заведующая детским ЛОР-отделением, глядя на меня поверх очков: “И что?”
Со «скорой» уволилась. Но три раза в неделю все равно дома не ночую – дежурю в больнице, так хочу всему научиться.
И вот он – долгожданный сертификат.
Мне 25
Я работаю детским ЛОР-врачом в трех местах.
“Доктор, жалобы только у одного, но этих троих тоже посмотрите, вам же несложно”
“Примите без очереди, мы многодетные, и плевать, что тут кровотечение”
“Не работает рентген-кабинет? Мы пишем жалобу на вас”
“Нет отита? Мы едем в частную клинику и молитесь, чтобы там сказали то же самое”
“Посмотрите ребёнку аденоиды. Ну и что, что 5 утра”
120 человек за сутки на 2 кабинета. Это сентябрь.
В ноябре – 180. Ближе к марту – 200.
Есть тяжёлые – инородные тела, мастоидиты, гнойные отиты, менингиты. Но большинство – только спросить. В поликлинике нет врача или врача г-но. Мы были в частном центре и у профессора, а вы что думаете?
Мне 27
Ухожу во взрослую больницу. Патология разнообразнее, хирургия интереснее. Людей в разы меньше.
“Я плюнул кровью вам в глаз. У меня ВИЧ, кстати. Надо было раньше сказать?”
“Мне кореш нос сломал, щя и тебе сломаю – и не посмотрю, что баба”
Флегмона шеи – остановка на столе. Вытянули. Выдохнули.
Декомпенсированный стеноз гортани на фоне онкозаболевания. ДН 2-3.
Письменный отказ от трахеотомии. Жалоба за сделанную коникотомию.
Жалоба, что передняя тампонада – больно.
Жалоба, что нет мест в отделении и 72 человека на 60 койках.
Жалоба, что не госпитализируем на плановую операцию без обследования.
Жалоба, что не берём на стол на плановую операцию с внезапно случившейся ОРВИ.
Сколько раз я написала слово “жалоба”? Так вот. Депремирование на 100% – столько же раз + депремирование на 50-75% за бумажки.
Мне 29
Я не помню, когда последний раз высыпалась.
Мне стыдно называть сумму, приходящую мне на карту дважды в месяц, при своих ровесниках. Это притом, что они работают 160 часов в месяц и ночуют дома, а я – больше 300.
Я выслушиваю очередные жалобы очередного хроника и с досадой осознаю, что ничем ему не помогу. И мне плевать.
“Принимайте быстрее, у вас тут очередь”
Мне 30
Я в декретном отпуске, из которого я не вернусь.
Я гуляю по улице, смотрю на небо и радуюсь весне. Я смотрю, как растёт мой ребёнок. Я мало сплю, но я безумно счастлива, что меня будит плач моего ребёнка, а не матерная брань очередного пьяного дегенерата со сломанным носом.
Мне 30
26 лет назад я впервые захотела стать врачом.
Поняла что медицина не мое
Всегда была неудачницей. С детства больная- плохо лечили с самого начала и теперь у меня сколиоз 4 стадии, искореженное тело и нет шансов это исправить, для врачей я » тяжелый случай». В школе меня травили, общалась только с сестрой. В институте не замечали, всегда ходила одна. Отучилась в вузе 2 года и поняла, что медицина это не мое- слишком сложно, слишком страшно. В конце сессии думала наложить на себя руки. Потом хотела забрать документы и перейти в колледж на совсем другую специальность( туризм). Документы мне не отдают из-за задолженности по 1 предмету- не сдала химию. Теперь возможность забрать только в сентябре. Я пропущу приемную комиссию. Мама говорит- туризм нет гарантии стабильной зп.Тогда иди работай если ничего не можешь!
Не хочу учиться дальше в меде. Для меня этот вуз хуже ада.Но и поступить в колледж не получится. Выхода нет.Так я теряю уже 3 года, пока все остальные учаться и у них все получается. А мне хочется умереть, уже нашла способ гарантированно уйти, чтобы не спасли. Не хочу больше так жить, у меня пожизненно ничего не выходит. видимо пора готовить маму к моей смерти, не могу так больше, я в тупике
Шансы на излечение всегда есть, а если их нет сейчас, то обязательно будут позже. Погугли побольше про свою болезнь. И 4-ю стадию успешно лечат. Надо жить, бороться и стремиться победить свой недуг.
Ты замечательный, умный человек, ведь очень-очень не многим удается поступить учиться в мед, для многих это абсолютно недоступно.
Думаю, что сейчас у тебя, как и у многих-многих других студентов, наступили обычные временные трудности, усталость. Так часто бывает, даже с абсолютно здоровыми людьми Не надо рубить сплеча. Возьми академический отпуск, отвлекись, найди работу по душе и отдохни. Ничего ты не теряешь, и тебя никто никуда не гонит. Пауза это очень хорошее решение. Успокоится и обдумать свою жизнь. Тебе всего 20 лет. Люди начинают учиться и в гораздо более старшем возврате.
Расскажу тебе историю моей жены. Она получила образование по специальности системный программист в те времена когда еще была эпоха старых больших компьютеров. Персональные компьютеры еще не появились. А когда они начали появляться, она воспитывала наших двоих детей, и переучиваться не могла. А когда пошла искать работу оказалось, что то, чему она училась уже абсолютно никому не нужно. Пришлось всё начинать с нуля. Случайно она начала работать курьером в юридической фирме. Самым обычным курьером, в 27 лет! Потом, уже спустя много лет успешного роста в юридической профессии(без юр.образования!), пошла учиться заочно в университет, получать юридическое образование, уже в возрасте за 30. И таких историй великое множество!
Так что у тебя еще есть много времени и возможностей выбрать свой путь.
Медицина слишком сложно? Но медицина очень-очень разная. Любой человек может найти в ней свое место.
Не торопись с принятием решения. А вдруг именно ты, получив профессию, спасёшь жизнь хотя-бы одному человеку?! А если не одному? А если именно ты придумаешь новую методику лечения какого-то неизлечимого сейчас заболевания? Такое возможно. А ты хочешь сейчас это в миг оборвать.
Знаешь, природа так непредсказуема, что когда она что-то забирает, она часто дает что-то мощное взамен.
Почитай биографию Стивена Хокинга.
Желаю тебе успехов, больше сил, терпения и надежды, и любви!
А нет возможности пойти не в колледж, а в другой ВУЗ? Сдать там какие надо экзамены, и вас примут. За год есть время подготовиться. Примите этот год не как потерю, а как возможность тщательней определиться с выбором. Не думайте, что что-то теряете, вы учитесь на своих ошибках, а это совсем не плохо. Вы приобретаете бесценный опыт, с которым станете мудрее и сильнее.
Школьные обиды забудьте, отпустите. Меня тоже травили, травят многих, это тоже своего рода испытание. И если вы сейчас не можете уже ничего исправить, как и я, вернуться в прошлое, надо просто отпустить. Больше вас никто обижать не будет.
Счастья вам! И здоровья крепкого!
Привет Аста, не отпускай руки, если было бы суженного умереть умерла бы. Сейчас жива значит у тебя на земле есть дела закончил учебу. Всегда ходи с улыбкой на лице и ввыше голову не падай. Прошу тебя я уже мама мне 21 год но не смогу пережить то что ты можешь сделать с собой не делай больно.
Доброго дня, дорогая девочка. Прежде чем что-то объяснять тебе просто расскажу про себя. Мне 26 лет и сейчас я получаю среднее образование. В 19 я училась на журналиста на бюджете, далее воспитатель. Везде не могла себя найти, но теперь всё наладилось. Пошла по стезе соц.работы. Год как вышла замуж. До того не встречалась ни с кем, думала не кому не могу понравиться. Но нужно двигаться в перед, не здаваться. Ты сможешь всё преодолеть, твои трудности пройдут. Уверяю тебя по своему опыту!
Привет, дорогая Аста! Прочитала твои записи и поняла, что когда-то испытывала те же трудности, что и ты. Только я училась не в меде, а на механико-математическом факультете. Весь 1 год обучения я была как в аду, а поскольку до этого я была круглой отличницей в школе, неприятности в учебе особенно меня задевали. Плюс к этому я далеко жила от учебы, добиралась по полтора-два часа, очень уставала и дома уже ничего не хотелось делать! Но даже это не все: тогда в нашей квартире жила еще моя сестра с мужем и двумя детьями, постоянно было шумно,ругань, а мне чтобы что-то понять и сделать нужна была тишина, которой постоянно не хватало. В общем, мне казалось, что учиться мне вообще нигде не суждено, что время уже потеряно. Я даже не знала куда можно перевестись: хотела на экономический, но потом поняла, что там учится много мажоров и там я себя буду чувствовать еще ничтожнее. Когда началась первая сессия я изо всех сил готовилась, учила, и в итоге сдала экзамен на три. Многие тогда были рады таким оценкам, но у меня были большие требования к себе и я не могла смириться с таким результатом. Прорыдав несколько дней, я в итоге взяла себя в руки и сдала оставшиеся экзамены на пять. Конечно, впереди было еще много трудностей, но меня тогда спасло общение с моими одногруппниками и родителями. Трудности в учебе всех объединяли. У нас училось много толковых ребят, я на них равнялась и в итоге закончила университет с красным дипломом, пересдав ту злополучную тройку в самом конце. За шесть лет учебы много было трудностей, но сейчас я вспоминаю студенческие годы с теплом в душе и по возможности захожу в гости. Не говоря уж о том, что диплом дал возможность найти достойную работу, которую я, не испытав всех трудностей во время учебы и не пройдя их с гордо поднятой вверх головой, никогда бы не получила. Учиться в меде нелегко и ты большая умница, что поступила и учишься! Не отчаивайся, ни в коем случае не забирай документы, через пару лет учиться станет легче! Пойми, все достойные профессии требуют сил и упорства. Кто знает, может твоя миссия состоит в том, чтобы выучиться несмотря ни на что и вылечить себя и других? Не отчаивайся, милая Аста!
Поняла что медицина не мое
Я учусь по договору о целевом обучении, и я поняла, что медицина не моё, сейчас я 2 курс, хочу узнать какие расходы я должна буду возмещать. Написано в договоре «возместить расходы, связанные с предоставлением мер поддержки гражданину в двухмесячном сроке», что это означает? Какие расходы? Что входит в меры поддержки гражданину?
Ответы на вопрос:
Похожие вопросы
Меня могут отчислить из ВУЗа. Я учусь по целевому направлению. Обязан ли я буду возмещать деньги непосредственно за обучение, если никаких соц. выплат я не получал и в договоре они не прописаны?
В договоре в пункте «Ответственность сторон» прописано «за неисполнение обязательств по договору стороны несут ответственность согласно законодательству РФ»
Договор заключался в 2016 году.
Имеется договор о целевом обучении, в котором имеется следующий пункт: заказчик обязан организовать предоставление Гражданину мер поддержки в период освоения образовательной программы Работодателем в в виде оплаты дополнительных образовательных услуг (при необходимости). Тоже самое по договору обязан работодатель. Вопрос: что подразумевается под этими самыми дополнительными образовательными услугами по необходимости? В случае отчисления что я обязан возместить работодателю? Сумму, равную оплате собственно за обучение, как если бы я учился на платной основе, или что то другое, например сумму выплаченных стипендий?
Поступала в 2018 году, когда еще действовало Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 N 1076.
Насколько я помню, если бы эти целевые места не были никем заняты, то другие (не целевики) могли бы их занять при поступлении.
Тратит ли на меня компания какие-либо деньги, если я не получаю от них выплат?
Я хотела бы узнать если отчисляют из медицинского университета, сколько нужно выплачивать за целевой договор?
Я поступила в вуз по целевому направлению в 2014 г от бюджетной организации. В договоре не прописаны меры социальной поддержки. Хочу расторгнуть этот договор, должна ли я буду выплачивать что либо организации (деньги на моё обучение выделены из госбюджета), при этом пойду работать по специальности в другую бюджетную организацию.
Поступал по целевому из-за стипендии, баллов хватало и на бюджет. Стипендию мне не платили. Сейчас учусь на 5 курсе уже. В договоре есть пункт, что я его могу расторгнуть, если организация не оказывала меры соц поддержки в течение 6 мес. Могу ли я расторгнуть договор?
Я заключила целевой договор об обучении в интернатуре. Там сказано что организация с которой я заключила договор, обязуется предоставить в период моего обучения меры социальной поддержки: ежемесячная стипендия в размере 2000 рублей в течении всего срока обучения. Так же есть пункт в котором описывается следующее: возместить организации в течении двух месяцев расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором. Я правильно понимаю, что за обучение в интернатуре я ничего не должна платить, ни слова об этом в договоре не сказано, поступаю я на бюджет и университет еще мне будет платить стипендию. Получается я должна вернуть только те деньги которые на меня потратит организация в качестве мер социальной поддержки и штраф?
Я сирота. Учусь на 3 курсе в институте по целевому. Хочу отчислиться, т.к. поняла, что не моя профессия. Нужно ли мне будет заплатить за учебу?
«Просто как овощ». Почему люди продолжают болеть и через год после ковида
МОСКВА, 29 сен — РИА Новости, Альфия Еникеева. По разным данным, от 20 до 75 процентов переболевших COVID-19 и полгода спустя страдают от его последствий. Среди основных симптомов — хроническая усталость, одышка, выпадение волос, панические атаки, проблемы со сном. Медики называют это постковидным синдромом. В России его диагностируют каждому пятому пациенту. Как эти люди живут и борются с осложнениями — в материале РИА Новости.
«Ничего делать не могла»
Плюс появились проблемы с сосудами на ногах и в глазах. Я даже думала, что у меня разрыв сетчатки на фоне кислородного голодания и повреждения сосудов. Но офтальмолог ничего не нашел, слава богу. Назначил капли, не помогли — глазные яблоки будто болели изнутри. Я консультировалась с разными врачами, никто ничего не мог толком сказать. Прописывали лекарства. От одних становилось только хуже, другие совсем не действовали.
Так как я индивидуальный предприниматель, смогла себе организовать очень лайтовый режим труда. Первые три месяца, до января, не работала вообще. Бизнес просто встал. Никаких доходов — проедала подушку безопасности.
«Пришлось уволиться с работы»
Александр Корчевный, 39 лет, Экибастуз, Казахстан. Сейчас лечится в Новосибирском центре профилактики тромбозов
Я заболел в начале июня 2020 года, заразился, предположительно, на работе. Сдал ПЦР-тест — положительный. Меня отправили на добровольную изоляцию в инфекционную больницу на 18 дней. Как оказалось, зря: родные один за другим заболели ковидом.
В стационаре особо ничем не лечили, только наблюдали, поскольку болезнь протекала не тяжело. Было легкое недомогание около трех дней, потом два дня плохо сбиваемая температура до 38. Пропали запахи, снизился аппетит, появились проблемы со сном. Первый «звонок» был дней через десять после постановки диагноза. Началась неожиданная тахикардия, паническая атака и подскочило давление. Сделали укол эуфиллина. Вроде немного полегчало.
Из больницы выписался не больной и не здоровый. Очень хотелось домой после изоляции. Но дальше было только хуже. Постепенно добавлялись новые симптомы, связанные с нервами и сосудами. Начались бесконечные походы по врачам. Никто из них до конца не понимал, в чем дело и как меня лечить. Все анализы более-менее спокойные. В течение года проходил курсы у пяти невропатологов в разных городах. Все ставили два диагноза: вегето-сосудистая дистония и синдром хронической усталости. Все намекали на психолога. У него я тоже побывал, он нарушений не выявил.
«Волосы лезли клочьями»
Наиля Вагизова, 38 лет, Казань
Когда я выписывалась из больницы, меня никто не предупреждал, что это может затянуться так надолго и восстановление будет столь тяжелым. От государственной медицины сейчас никакой помощи. Врачи в поликлинике ничего не говорят. Я сама сдаю все анализы платно, пью витамины, собираю информацию в интернете, от людей, которые тоже переболели. Я по профессии врач-лаборант, поэтому начала самостоятельно в теме разбираться и контролировать свое состояние.
«Мне легче думать, что это не ковид»
Заболела коронавирусом я в конце прошлой осени, но в декабре был уже хороший анализ. Про постковид меня врач сразу предупредила. Она сама перенесла COVID-19 и знает, что это такое. Сейчас время от времени у меня проявляются какие-то типичные симптомы, но я осознанно списываю их на основное заболевание. Мне так легче.
Я постоянно под медицинским наблюдением. Меня регулярно навещает врач. Мне бесплатно выдают антиагреганты, получаю в аптеке довольно дорогой антикоагулянт. На дом приезжают осматривать узкие специалисты и берут анализы. Но я редко беспокою поликлинику просьбами. Научилась с приступами справляться сама. В целом просто надеюсь, что рано или поздно тело приспособится к чужому вирусу. Если до сих пор выжила с таким списком болезней и даже перенесла ковид, значит, надо благодарить гены и ангела-хранителя.
«Главное — довериться врачам»
Валентина Нелюбова, 59 лет, Москва
Сейчас, слава богу, все позади. Восстанавливалась после ковида несколько месяцев, долго рассказывать. Но все закончилось хорошо. Я очень благодарна врачам филиала дневной больницы Алексеева при поликлинике 121-й, что в Южном Бутово. Они реально помогают справиться с постковидным синдромом, с депрессивным состоянием. Многие боятся психбольниц. Это какое-то неправильное толкование, непонимание. А ведь только квалифицированные психологи могут добраться до проблем постковида и помочь. По крайней мере, мне помогли.
«Это уже самостоятельное заболевание»
По данным исследователей Сеченовского университета, в России от постковидного синдрома страдают больше 20 процентов пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Среди самых частых жалоб — слабость (точнее, быстрая утомляемость), одышка, тревога, депрессия, проблемы со сном и выпадение волос.
«Постковидный синдром (ПКС) — это симптомокомплекс, который возникает вследствие перенесенной коронавирусной инфекции. Это очень широкое понятие, которое может включать поражение нервной, сердечно-сосудистой систем, органов желудочно-кишечного тракта, мышечную атрофию. Могут быть даже какие-то психические проявления. Его продолжительность — дело сугубо индивидуальное. У кого-то основные симптомы в легкой форме разрешаются в течение двух-трех месяцев. У других сохраняются до года и даже больше. О максимальных сроках говорить рано. Мы пока только наблюдаем это заболевание, изучаем его. По моему опыту — дольше всего у пациентов держатся различные нарушения неврологического характера, поражения периферической нервной системы», — рассказал РИА Новости заведующий кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета, эксперт Лиги здоровья нации профессор Евгений Ачкасов.
По его словам, симптомы ПКС, их выраженность и продолжительность часто зависят от тяжести течения COVID-19, но не всегда. Так, среди пациентов немало людей, которые относительно легко перенесли сам ковид, а от его осложнений мучаются уже более года.
«Основа реабилитационных программ при постковидном синдроме — дыхательная гимнастика, циклические физические упражнения, кардиопротекция. Мы стремимся защитить сердечную мышцу как медикаментозно, так и различными физиотерапевтическими вариантами. Используем массажи, барокамеры. Достаточно широкий спектр. Но надо понимать, что зачастую дома реабилитировать таких пациентов очень сложно. Лучше госпитализировать. Постковидный синдром — это уже самостоятельное заболевание, и к нему надо относиться очень серьезно», — подчеркнул профессор.
Однако если симптомы ПКС ярко выражены, а возможности обратиться к врачу нет, то специалисты советуют заниматься скандинавской ходьбой. Этот вид физической активности хорошо влияет на сердечно-сосудистую и дыхательные системы. А вот надувать шарики для восстановления объема легких ни в коем случае нельзя, чтобы не получить дополнительную легочную травму.
Как прокачать знания и навыки для медфака
Что сделать сегодня, чтобы поступить в медвуз и облегчить себе студенческую жизнь
Врач — одна из немногих профессий, где от работы специалиста зависит жизнь человека. Именно поэтому на медицинских факультетах так долго учатся и к студентам предъявляют высокие требования. Часто у доктора нет времени загуглить нужные показатели, необходимо знать строение органов и нормы содержания веществ наизусть, чтобы мгновенно принимать решения. Студентам приходится изучать большое количество дисциплин одинаково глубоко, параллельно приобретая практические навыки.
Почему в медвузе сложно учиться
Даже если вы прекрасно подготовились к ЕГЭ по биологии и химии, этих знаний недостаточно для учёбы на первых курсах. Разница между уровнем подготовки школьников и сложностью материала на первых двух курсах превращает жизнь студентов в страдание. Микробиология, с которой в школе знакомятся весьма поверхностно, теперь изучается подробно. Химия подразделяется на физическую и биохимию, где на каждой лекции дают огромный объём материала. Домашние задания задают регулярно: выучить тему, решить задачи, подготовиться к тестам.
Как готовят будущих врачей
Студенты-медики постоянно, особенно на последних трёх курсах, изучают одно и то же, углубляясь в разные темы. Таким образом даже самый ленивый студент к шестому курсу запоминает основную часть материала. Возможно поэтому среди выпускников хорошего меда вряд ли встретишь совсем уж безграмотного доктора. После окончания университета можно пойти работать врачом в поликлинику. Чтобы стать кардиологом или, например, гастроэнтерологом, придётся окончить ординатуру.
В ординатуре будущие врачи специализируются в выбранной области и проходят практику в больницах. Они носят белые халаты и бейджи с надписью «врач-ординатор», а пациенты относятся к ним как к обычным докторам. Сложных пациентов ведут опытные специалисты, а в типичных ситуациях за ординатором закрепляют палату больных. Молодые врачи собирают анамнез и назначают лечение, а наставник контролирует их работу.
Чтобы стать квалифицированным практикующим врачом в России, придётся учиться минимум восемь лет: сначала шесть лет на медицинском факультете, затем два года в ординатуре. Можно было бы сократить период обучения за счёт непрофильных предметов, например правоведения или экономики, но в целом всё оправданно. Для сравнения: в США будущий доктор сначала оканчивает четырёхлетний бакалавриат, потом ещё четыре года учится в медицинской школе и только после этого приступает к специализации и практике под руководством опытных коллег. В зависимости от выбранной специальности американские врачи учатся от десяти до четырнадцати лет.
Пример расписания занятий студентов 2-го курса медуниверситета
Как избежать разочарования на первых курсах
Мои родители — медики, так что я выросла в этой среде и довольно хорошо представляла учёбу в медуниверситете. Многие термины мне были знакомы, и я всегда могла задать вопросы родителям. Для других студентов выбор специальности не всегда бывает осознанным, ведь разница между терапией и педиатрией для выпускника школы не очевидна.
Часто ребята, которым легко даются биология и химия, сдают ОГЭ, а затем и ЕГЭ по этим предметам. Без глубоких знаний математики остаётся поступать только в медицинский. С высокими баллами по профильной математике вариантов больше: например, можно поступить на биологический, химический факультет, а в МФТИ — на «Молекулярные технологии» или «Биомедицинскую инженерию».
Не каждый абитуриент медвуза понимает, на каком факультете он хотел бы учиться. Довольно трудно выбрать между стоматологией, педиатрией и лечебным делом. А ведь ещё существуют факультеты клинической психологии и фармакологии — чтобы сориентироваться и принять оптимальное решение, нужно собрать информацию о каждой специальности.
Чтобы познакомить школьников с медициной и дать представление о врачебных профессиях, я придумала курс «Хочу быть врачом». За 15 занятий ученики 7–9-х классов узнают об основных органах и системах человека с точки зрения медицины. Мы разбираем распространённые заболевания, способы их диагностики и лечения.
Например, я рассказываю, как распознать инфаркт — это важно, потому что помогает спасти жизнь. В результате школьники будут понимать, на чём специализируется хирург, чем интересна стоматология, как работают кардиолог, педиатр и гастроэнтеролог.
Всем, кто хочет самостоятельно разобраться в специфике медицинских профессий, я советую читать статьи о болезнях и врачах в «Википедии». Ещё полезно расспрашивать знакомых медиков об их работе, а студентов медвузов — об учёбе и практике.
Что изучать в средней и старшей школе, чтобы легче пройти первые курсы в меде
Биологию и химию
Я училась в сильной школе, в биолого-химическом классе. Занятия по химии вёл прекрасный учитель, и мне это очень помогло на первом курсе. Многое я знала и понимала, мне не приходилось штудировать учебник. Если бы я глубже знала анатомию, учиться было бы ещё легче, я бы более успешно сдала экзамены. Полезно углубиться в микробиологию, которую очень подробно изучают в университете. Важно узнавать как можно больше материала, который встретится на лекциях.
Современные иностранные языки
Как и большинство взрослых людей, я поздно поняла, как много свободного времени у меня было в 8–10-м классах. Его следовало тратить не на сериалы, а на занятия английским и другими языками. Я владею английским и испанским, но мой уровень мог быть выше. От знания языка зависит участие студента в зарубежных стажировках.
Латынь
Отличный способ помочь себе будущему — заранее освоить латинский язык. Именно поэтому мы придумали курс медицинской латыни. Всего за 13 занятий старшеклассники усвоят необходимый минимум: запомнят основные термины, разберутся с грамматикой, образованием слов и окончаниями.
На первом курсе приходится учить наизусть огромные списки слов к диктантам по латыни. Тот, кто заранее познакомился с этим языком, сэкономит кучу времени и сил.
Мнемонические техники и приёмы конспектирования
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки.
В старших классах я очень любила стихи, и это здорово развило мою память. Способность запоминать большие объёмы информации пригодилась в университете: я учила материал в два раза быстрее одногруппников.
Легче всего запоминаются яркие образы, поэтому для записи важной и новой информации стоит использовать ментальные карты или рисунки. Если у вас сильная моторная и зрительная память, пишите себе шпаргалки по разным предметам. На экзамене вы вспомните, как выглядит термин, записанный вашей рукой. Используйте для запоминания перечней не только известные фразы вроде «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для цветов радуги, но и собственные.
Кислоты в цикле Кребса можно запомнить так: «Целый Ананас И Кусочек Суфле — Сегодня Фактически Мой Обед»: цитрат, цис-аконитат, изоцитрат, альфа-кетоглутарат, сукцинил-CoA, сукцинат, фумарат, малат, оксалоацетат. Придумайте своё мнемоническое правило, возможно, оно получится более удачным. А навык создания подобных правил пригодится, когда готовых решений не будет.
Советы старшеклассникам
Не смотреть сериалы
Смотреть сериалы про врачей — совет неоднозначный. Порой они подогревают интерес и мотивируют узнавать новое. В то же время содержание этих сериалов далеко от реальности. Зарубежные сериалы вообще не соответствуют происходящему в российской медицине. Пожалуй, стоит посмотреть «Доктор Хаус»: там рассказывают о необычных заболеваниях, а главный герой демонстрирует потрясающее клиническое мышление.
Читать книги врачей, о врачах и не только
Когда я была в школьном возрасте, мне было интересно, как развиваются смертельные болезни. Я штудировала «Википедию»: читала про аутоиммунные и хромосомные заболевания. Позднее я прочитала несколько книг, которые меня впечатлили, например, «Когда дыхание растворяется в воздухе» Пола Каланити. Это автобиография нейрохирурга, который умер от рака, но до последнего работал и писал книгу.
Коллега П. Каланити нейрохирург Генри Марш тоже рассуждает о жизни и профессии врача в своей книге «Не навреди». Автор посчитал важным поделиться историей своих сомнений, успехов и ошибок, чтобы молодые специалисты могли их избежать.
Серия книг «Сенсация в медицине» без заумных терминов рассказывает о работе отдельных органов, тканей и систем. Мне особенно понравились «Тук-тук, сердце! Как подружиться с самым неутомимым органом и что будет, если этого не сделать» и «Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами».
Если говорить о художественной литературе, то стоит обратить внимание на канадского автора Артура Хейли и его «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз». А ещё я рекомендую прочитать «Расширенный фенотип» Ричарда Докинза. Эта книга продолжает логику книги «Эгоистичный ген», где автор излагает остроумный взгляд на эволюцию.
Учиться онлайн
Я бы с удовольствием посоветовала разные очные и онлайн-курсы, а также погружения и образовательные лагеря о медицине для школьников, но их, к сожалению, нет. При этом с приходом пандемии основным образовательным каналом для будущих медиков становится онлайн-обучение.
Подписывайтесь на околомедицинских и медицинских блогеров, смотрите интересное на ютьюбе, например про эпидемии чумы или холеры. Это не поможет успешно сдать ЕГЭ, но даст понимание, ради чего врачи проходят свой долгий образовательный путь.