Понимающая психотерапия что это
Понимающая психотерапия что это
Что такое психотехническая система?
«Психотехническая система» – это особый «организм», включающий в себя психологическую теорию и практический метод. Организм, где практический опыт составляет основу всякой научной операции (Выготский, 1982), где теория своим предметом делает не некий «объект», а «практику-работы-с-объектом», где адресатом теории является психолог-практик, и где сама практика включается в создание этой теории в качестве основного исследовательского
Также полноценная психотехническая система кроме «психотехнической теории» и «психологической практики» включает в себя как жизненно важный внутренний орган «психотехническое образование». Сам образовательный процесс является и главным стимулом теоретической рефлексии практики в психотехнической системе, и опытно-экспериментальным полигоном, и незаменимым исследовательским методом.
Таким образом, Понимающая Психотерапия является синтезом психологической теории, практики и образования, в котором только взаимодействие этих трех главных органов способно решать задачи познания, действия и трансляции опыта.
Центральная научная категория Понимающей психотерапии, одновременно и описывающая основной предмет научного интереса, и объясняющая основной механизм эффективности данного вида психотерапии – это категория переживания. Переживание понимается как внутренняя деятельность, направленная на преодоление критических жизненных ситуаций (Василюк, 1984). В теоретико-методологическом контексте предмет исследования в Понимающей психотерапии определяется как «психотехническая теория переживания-сопереживания».
Важнейший признак психотехнического подхода – это интерактивная позиция исследователя, его деятельная включенность в сам исследуемый предмет. Если активность клиента в психотерапевтическом процессе рассматривается как деятельность переживания, то встречная активность психолога-консультанта называется «психотерапевтическим сопереживанием». Психотерапевтическое сопереживание как бы включается в диалог с переживанием-деятельностью клиента, тем самым давая возможность раскрыться и прорасти продуктивным, творческим линиям переживания.
О понимающей психотерапии
Одним из направлений психологической помощи является понимающая психотерапия. Эта школа создана на базе отечественной традиции Л.С.Выготского и личностно-центрированной терапии К.Роджерса. Основатель понимающей психотерапии, проф. Ф.Е.Василюк, разработал психотехническую систему, имеющую свою философию, методологию и инструментарий. В современной практике почти не существует психотерапевтических школ, где многогранные теоретические схемы и модели были бы настолько согласованы с конкретными действиями терапевта. Сочетание нескольких типологий задает строгую систему координат, позволяющую продумывать стратегию психотерапевтической работы и с точностью до каждой реплики клиента отслеживать, насколько успешно проходит консультация. Вместе с тем, в понимающей психотерапии очень важную роль играют взаимоотношения клиента и психолога. Известное выражение: «Психолог работает своей личностью» — здесь имеет особенный смысл.
Помощь психолога в рамках понимающей психотерапии можно описать следующей метафорой. У человека проблема, сложная жизненная ситуация. Выхода он не видит, и долго ходит по лабиринту, постоянно натыкаясь на преграды и развилки и попадая в тупики. Такой лабиринт может относиться как к внешнему миру, так и к внутреннему – иногда бывает сложно с собой договориться, примирить конфликтующие внутренние ценности. Человек приходит на психологическую консультацию и рассказывает о своих мучительных затруднениях: и забыть о лабиринте невозможно, и выход найти не получается. Тогда психолог спускается в этот лабиринт, берет своего клиента за руку и они вместе идут по тем же маршрутам, наталкиваются на те же преграды. И в процессе этого совместного путешествия становятся видны новые закоулки, натаптывается и становится выше пол лабиринта, сам человек вырастает и уже многие стены не кажутся ему такими высокими.
Иначе говоря, если рассказать другому человеку о своих тяжелых переживаниях, о том, как не замолкает внутренний диалог, настойчиво требуя невозможного решения, а этот другой проникнется рассказом и откликнется на самое горячее и болезненное, наделив его собственным пониманием, то дело с мертвой точки обязательно сдвинется. Столкновение с жизненными трудностями и потрясениями, их глубокое переживание дает возможность человеку стать мудрее, обогатить свой внутренний мир новыми смыслами. Но не всегда переживание разворачивается продуктивно. Бывает так, что человек зацикливается на некоем противоречии, ходит по кругу, не замечая шор у себя на глазах, доводит себя до невроза. Помощь психолога в этом случае будет состоять в том, чтобы подвести клиента к осмыслению своего переживания, поочередно высвечивая своим вниманием чувства, образ ситуации, неосознаваемые убеждения и взаимосвязи. Так у человека появляется новое, им же открытое понимание и новые ресурсы для совладания с ситуацией.
В арсенале понимающей психотерапии имеются оригинальные техники и методики психологической помощи: психотехника выбора, психотерапевтическое облегчение боли, режиссура симптома и другие. Некоторые из них базируются на эриксоновском гипнозе.
Идя путем открытия новых для себя смыслов, человек на психологической консультации получает возможность не только ответить себе на вопросы: «почему я так реагирую на ситуацию?», «как быть?», «что лучше предпринять?», но и заново открыть себя, творчески подойти к воплощению своего жизненного замысла. Переживание внутренней опустошенности сменяется у человека вдохновением и приливом сил, появляется чувство оправданности существования, становится понятно, что нужно сделать.
Понимающая психотерапия что это
Интересно, что в 1994 существовали только две программы такого фундаментального практикоориентированного послевузовского психотерапевтического трехлетнего образования для психологов: у Василюка Ф.Е и у Криндача В.П. (Я имею в виду программы, в которых есть разные психотерапевтические школы, не одна как гештальт-терапия, например). Двое моих однокурсников сдали вступительные в обе школы и даже какое-то время совмещали обучение.
Вячеслав Николаевич Цапкин дал мне экзаменационное задание, я его сдала на проверку и уж не знаю почему, но его несколько дней проверяли и все никак не могли проверить. Все это время я ходила в колледж как Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра» и ждала результатов. Федор Ефимович сказал мне: «ну вы ходите пока на занятия, пока мы проверяем, как только проверим, сообщим». Вот я и ходила. Каждый раз Вячеслав Николаевич скорбно смотрел на меня перед занятиями и говорил: «Еще нет». Наконец, прозвучало «Ээ, да» и я начала учиться уже на законных основаниях. Таких опоздавших как я было еще, кажется, четверо, нас в итоге присоединили к группе из 30 человек.
Для чего я, собственно, так подробно описывала как я училась до этого: с первого же занятия мастерской я поняла, что это то, что мне нужно, то, что я так долго не могла найти. Несколько важных точек было в моем выборе.
Во-первых, я увидела, наконец, как выглядит обучение на основе психотехнического подхода. Я определенно видела, как связана теория и практика. Я могла проверить свои экзерсисы с помощью ясных критериев и не просто получить обратную связь (хорошо-плохо), а понимать: почему так и что не так. Я видела, как важна для преподавателей рефлексия нашего опыта, что он ценен, и как происходит это пресловутое восхождение от практики к теории. Несмотря на некоторую внешнюю схематичность объяснения, это было не просто «натаскивание», формирование навыков, а осознанное произвольное овладение умениями психолога-консультанта.
Во-вторых, я удивилась количеству преподавателей. Такой роскоши я еще не видела. Нашу группу разделили пополам (по 17 человек) и в подгруппе работало два ассистента, в то время как Федор Ефимович периодически перемещался из одной подгруппы в другую. У нас вели практические занятия Анна Фенько и Ефим Гроссман, а в другой группе Мария Радионова и Слава Златопольский.
В-третьих, я видела, как Федору Ефимовичу самому интересно. Это звучит забавно, но я до этого не видела, как самого преподавателя заводит процесс обучения. Он явно получал от этого удовольствие. И еще такая небольшая деталь: когда мы работали в «двойках», то Федор Ефимович слушал наши мини-консультации, присев на корточки рядом с нашими стульями. Было даже как-то неловко. Он как будто старался занять такое место в пространстве, чтобы не помешать нам. Для меня это осталось навсегда как образец, то, как он это делал.
Откровенно говоря, я вцепилась в это обучение мертвой хваткой и поняла, что я не могу от этого отказаться ни при каких обстоятельствах. Обстоятельства у меня были неважные (финансовые) поэтому очень скоро моя жизнь превратилась практически в ад. Скажу прямо, это обучение далось мне очень дорогой ценой. И да, не все у нас дошли до конца, это оказалось тяжелым испытанием.
Концепция обучения (комплексная программа послевузовской подготовки) разрабатывалась группой преподавателей и была затем апробирована на отдельных курсах в ЦПП (Центр Психологии и Психотерапии), потом в колледже и после на факультете психологического консультирования МГППУ. Об этом сложном пути можно подробнее почитать в статье: Зарецкий В.К., Карягина Т.Д., Холмогорова А.Б. Творческий путь Ф.Е. Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 4. С. 94–105. http://psyjournals.ru/files/95986/chp_2018_n4_Zaretsky_Karyagina_Kholmogorova.pdf
Поэтому когда Ф.Е. задумал создать факультет в МГППУ, то у меня это вызвало горячее желание сделать так, чтобы это было доступно всем, кто хочет получить такое образование. На это я и потратила двадцать лет своей жизни. Скажем прямо, получилось не совсем то, что планировалось, но тем не менее. Особенно было удачно первые несколько лет, но затем переигрывать государственную систему образования стало невозможно, это печальный факт.
И для меня было очень важно сделать все что в моих силах для того, чтобы способствовать развитию понимающей психотерапии именно как школы. Поэтому я занималась на факультете не только преподаванием, развитием этой школы, но и организацией учебного процесса, в котором много рутинной, тяжелой и неблагодарной работы, но это было необходимо, потому что иначе не было бы условий для развития школы.
Что такое понимающая психотерапия?
Что такое понимающая психотерапия?
Понимающая психотерапия – это психотерапевтический подход, созданный Ф.Е. Василюком на базе идей культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) и личностно-центрированной психотерапии К. Роджерса.
Федор Ефимович Василюк
Метод понимающей психотерапии получил свое признание как в России, так и в международной психологической среде.
В англоязычной литературе понимающая психотерапия переводится как co-experiencing psychotherapy, т.е. психотерапия сопереживанием. Ассоциация понимающей психотерапии входит в основные международные профессиональные сообщества (WAPCEP, PCE Europe).
Как стать понимающим психотерапевтом?
Обучение понимающей психотерапии проводится на базе основного психологического или медицинского образования, и длится около 4-5 лет.
Таким образом, получается, что это как еще одно дополнительное высшее образование. Сертификация понимающего психотерапевта происходит по всем базовым стандартам международной системы сертификации психотерапевтов.
Для получения сертификата психотерапевт должен не только иметь достаточную квалификацию, но также регулярно проходить супервизии, пройти определенное количество часов личной терапии. Все это делается для оказания максимально квалифицированной помощи. Личная психотерапия обязательна для того, чтобы специалист мог быть максимально нейтрален, не решал свои проблемы за счет клиента. А регулярные супервизии нужны для получения объективного взгляда на случай клиента. Только при соблюдении всех этих требований психотерапевт проходит сертификацию.
Основные идеи подхода
В основе понимающей психотерапии лежит идея переживания и сопереживания. Основоположник понимающей психотерапии, Федор Ефимович Василюк, предполагал, что сопереживание – это «ключик» к переживанию клиента.
Понимающая психотерапия
Именно в диалогичности между клиентом и терапевтом рождается та особая атмосфера, где клиенту возможно преодолеть кризисную ситуацию, в которой он находится.
Это происходит с помощью сопереживания, особого присутствия другого человека. Таким образом, происходит продуктивный процесс переживания, поиск и рождение смысла критической ситуации.
С помощью особого построения психотерапевтической беседы, а также с помощью различных психотехник создаются условия, в которых клиент находит в себе силы, инструменты и смысл преодолеть кризис.
Позиции клиента и терапевта в методе понимающей психотерапии
Понимающая психотерапия относится к клиент-центрированным, недирективным методам психотерапии. Это говорит об особой позиции клиента и терапевта.
Терапевт не позиционируется как гуру, знающий, как жить. Открывающий какие-то тайные способы разрешить все возникающие проблемы.
Психотерапевт выступает как некий устойчивый Другой перед лицом трудностей. Который старается понять и максимально поддержать клиента, создать условия, в которых клиент лучше услышит и поймет себя. Найдет в себе силы для того, чтобы решить проблему, увидит и породит новые жизненные смыслы.
Почитать подробнее о том, как строится работа с психологом, можно в данной статье.
Понимающая психотерапия
Доброго всем дня. Рада представить вам понимающую психотерапию.
Это направление психотерапии выросло из экзистенциально-гуманистического подхода, опираясь прежде всего на личностно-центрированную терапию К. Роджерса и логотерапию В. Франкла.
Понимающая психотерапия в первую очередь нацелена на помощь людям, переживающим кризис. Это и кризис середины жизни, и тяжелая болезнь, и горе, потеря близких, и просто ощущение бессмысленности жизни, не связанное с какими-то жизненными потрясениями. Ведь в критической ситуации человек теряет и представление о будущем, и смысл происходящего, и сама жизнь как будто распадается на куски.
Оказавшись в критической ситуации, человек обычно пытается помочь себе сам: кто-то общается с друзьями, кто-то с головой уходит в работу, кто-то пьет водку. Иногда человек начинает решать проблему «в лоб»: потеряв любимого человека, старается его вернуть, заболев серьезной болезнью – ищет чудодейственное средство. Если же своими силами выйти из кризиса не удается, человек может прийти к психотерапевту.
Психотерапевт прежде всего выстраивает с клиентом особые терапевтические отношения, чтобы создать условия для личностного изменения клиента. Он старается быть подлииным, открытым, осознает и принимает свои чувства, возникающие в процессе, и при необходимости говорит о них клиенту, принимает и отражает его непосредственные чувства. Психотерапевт относится к клиенту с теплотой, заботой и уважением. Психотерапевт стремится эмпатически понимать внутренний мир клиента, то есть так, как будто это его собственные мысли и чувства, но при этом всегда сохраняет это «как будто», не сливается с клиентом в единое целое. Он показывает клиенту свое видение его внутреннего мира и его, клиента, смыслов. Терапевт занимает позицию сопереживающего слушателя, а клиента назначает автором повествования, и в конце концов клиент и сам начинает ощущать себя творцом своей жизни, а не одним из действующих лиц в потоке событий.
Исцеление клиента происходит в процессе переживания. В отличие от обычного, житейского значения этого слова, в понимающей психотерапии под переживанием понимают особую деятельность человека, целью которой является придание смысла происходящему. Человек не находит готовый смысл, заданный кем-то или чем-то – такого, разумеется, нет – а сам порождает его, можно сказать, становится творцом своей жизни. Это в конце концов помогает найти возможности для выхода из кризиса, разрешить проблему или примириться с обстоятельствами, которые изменить нельзя.