Понимая что нет в оправданиях смысла
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Грачев Алексей
Книга «Путь песенной поэзии. Авторская песня и песенная поэзия восхождения»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Конечно, эта великая сила гармонии слова должна быть познана новыми поэтами и направлена не к злу, а ко благу людей, своего народа, всего человечества.[17]
Итак, из всего вышесказанного: поэт-бард — человек, познающий высшую правду, красоту, любовь и выражающий, несущий их в слове другим.
Основные авторы начала авторской песни
Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор являются основными авторами начала авторской песни по наибольшему количеству песен, написанных на высоком уровне идеи, ее раскрытия в песне, высоком уровне выражения идеи в слове. Своими песнями эти авторы оказали наибольшее влияние на формирование авторской песни, определив ее внутренний настрой, основные духовно-нравственные ценности. Они создали все основные разделы и направления авторской песни с такой полнотой, что другим осталось только разрабатывать уже открытые возможности.
Я не хочу сказать, что другие авторы не совершали свой личный путь осознания и творчества. Но по достигнутым результатам и, соответственно, по влиянию на развитие авторской песни некого поставить рядом с Александром Галичем, Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким, Юрием Визбором. Было немало авторов, творивших на среднем уровне, но однажды сумевших подняться выше и написать одну-две выдающиеся песни. Но если у других авторов таких песен одна-две, то у авторов, названных основными — десятки.
Что же касается более поздних авторов, многие из них в результате кризиса авторской песни оторвались от ее духовно-нравственных основ, ушли в проблемы личной жизни и не достигли такой идейной высоты, какая была у основателей авторской песни.[18]
В творчестве основателей авторской песни можно выделить два уровня: уровень, выражающий предстояние перед большим, чем личная жизнь, и через него перед вечными ценностями, и уровень, выражающий обычную личную жизнь, не связанную с предстоянием перед вечным. Через первый уровень выражается суть авторской песни. Через второй уровень — часть внешнего окружения человека, не связанная с предстоянием перед вечным. Не вся жизнь основателей авторской песни проходила в предстоянии перед вечными ценностями. Кроме того, к этому предстоянию основатели авторской песни пришли не сознательным трудом совершенствования, а через тяжелые испытания, пройденные не по своей воле. Не зная самостоятельных путей к предстоянию перед вечным, они не всегда умели сохранять его. Именно в периоды утраты предстояния перед вечными ценностями основатели авторской песни писали песни второго уровня. Особенно это усилилось с появлением в авторской песне кризиса и упадка.
Естественно, самые яркие и значительные песни принадлежат первому уровню, где даже в личных отношениях между людьми авторы авторской песни видели проявление большего, чем личная жизнь, проявление вечных духовно-нравственных ценностей. Сравнение этих уровней можно представить таблицей.
Перейдем к ознакомлению с творчеством основных авторов начала авторской песни. Исключая все второстепенное, будем рассматривать главные, значительные достижения, заложившие основы и определившие внутренний настрой авторской песни.
Так «Баллада о сознательности» заканчивается призывом к человечности: «Я люблю вас, люди, будьте ж доверчивы». Гимном человечности, проявляемой вопреки внешней обстановке, является поэма «Кадиш» о польском педагоге и писателе Януше Корчаке, до самого конца защищавшем детей еврейского дома сирот от смятения и ужаса, жестокостей гитлеровцев — и погибшем вместе с детьми в фашистском концлагере «Треблинка».
Отвержение лжи, лицемерия и насилия, калечащего людей, содержится и в поэме «Кадиш», и во многих песнях, и в поэме «Размышления о бегунах на длинную дистанцию», посвященной обличению тоталитарного сталинского режима. Отвержение это выражено в обращении к своей совести и совести людей. Так в песне «Засыпая и просыпаясь»:
«Понимая, что нет в оправданиях смысла…»
Они спросили: «Ты поляк?»
И он сказал: «Поляк».
Они спросили: «Как же так?»
И он ответил: «Так…»
«Но ты ж, культяпый, хочешь жить,
Зачем же, черт возьми,
Ты в гетто нянчишься, как жид,
С жидовскими детьми?!
Зачем, — сказали, — Трам-там-там,
Зачем такая спесь?!
Пойми, — сказали, — Польша – там!»
А он ответил: «Здесь.
И здесь она, и там она,
Она везде одна –
Моя несчастная страна.
Прекрасная страна!»
Это и был «Кадиш», «еврейская поминальная молитва, которую сын произносит в память о покойном отце», поэма русского поэта Александра Галича, посвященная памяти польского писателя, врача и педагога Януша Корчака, погибшего вместе со своими воспитанниками, детьми из интерната «Дом сирот» в августе 1942 года в лагере уничтожения, в Треблинке. Только когда пластинка закончилась, я осознал, что плачу.
Эшелон уходит ровно в полночь,
Эшелон уходит прямо в рай…
Шевелит губами переводчик,
Робко прикасается к плечу:
«Вам разрешено остаться, Корчак!»
Если верить сказке, — я молчу.
К поезду, к чугунному парому
Я веду детей, как на урок.
Пусть мы дымом растаем над адовым пеклом,
Пусть тела превратятся в горячую лаву,
Но дождем, но травою, но ветром, но пеплом
Мы вернемся, вернемся, вернемся в Варшаву.
Как я устал повторять бесконечно все то же и то же,
Падать и вновь на своя возвращаться круги.
Я не умею молиться, — прости меня, Господи Боже,
Я не умею молиться, прости меня и помоги.
А тогда я просто влюбился в эти стихи. И переслушал и перечитал все, что мог найти – Галича и о Галиче. И, между прочим, усвоил важный урок: любого художника следует судить по законам, им самим над собой признаваемым. «Черный квадрат» Малевича – не оттого, что живописец «рисовать не умел». «Free Jazz» Колмэна – закономерная веха в истории музыки, логичное развитие бибопа, а не «наркоманская какофония». Срывающийся то в крик, то в шепот речитатив Галича – не «от отсутствия слуха и голоса». Голос-то как раз был, — роскошный, бархатный, поставленный лучшими педагогами еще в школе-студии Станиславского. Значит, не вредит бунтарю и новатору хорошая школа? В 17 лет это тоже стало для меня откровением. У нас-то во дворе считалось, что главное для уважающего себя музыканта – немытый хайр, заклепки на ширинке и зубы в три ряда, как у акулы. Во многом благодаря влиянию Галича я пришел однажды в хор Петрозаводского университета и теперь с глубочайшей благодарностью вспоминаю уроки Георгия Терацуянца и Виктора Каликина.
По-осеннему деревья налегке,
Фиолетовые пятна на реке.
Керосиновые пятна на воде.
Ты сказала мне тихонько: «Быть беде».
И женщина остановилась в дверях. А потом вернулась. Навсегда.
Быть бы мне поспокойней,
Не казаться, а быть!
Здесь мосты, словно кони, —
По ночам на дыбы!
Здесь всегда по квадрату
На рассвете полки –
От Синода к Сенату,
Как четыре строки!
Знал, конечно, что этот «Петербургский романс» посвящен некой Н. Рязанцевой, но сознание не зацепилось за распространенную фамилию. И вот судьба мне была учиться именно у той самой Натальи Рязанцевой, сценариста «Крыльев», «Долгих проводов», «Чужих писем», «Голоса», которой Галич посвятил одну из лучших своих песен.
Я открою окно, я высунусь,
Дрожь пронзит, будто сто по Цельсию!
Вижу: бронзовый генералиссимус
Шутовскую ведет процессию.
Он выходит на место лобное,
«Гений всех времен и народов!»
И как в старое время доброе
Принимает парад уродов!
Жуткая фантасмагория, в которой вдруг оживают, «пляшут гипсовые обрубки», разрушенные памятники Сталину. А вот фрагмент стихотворения другого автора, написано на полтора века раньше:
В двенадцать часов по ночам
Из гроба встает полководец;
На нем сверх мундира сюртук;
Он с маленькой шляпой и шпагой;
На старом коне боевом
Он медленно едет по фрунту;
И маршалы едут за ним,
И едут за ним адъютанты;
И армия честь отдает.
Становится он перед нею;
И с музыкой мимо его
Проходят полки за полками.
Здесь речь, разумеется, о Наполеоне. Но нужно ли доказывать очевидное родство этих текстов? Второй, кстати, называется «Ночной смотр». Автор – Василий Андреевич Жуковский. В автобиографической «Генеральной репетиции» Галич, между делом, признается, что в детстве предпочитал его всем прочим поэтам.
Как будто дело все в убитых,
В безвестно канувших на Север –
А разве веку не в убыток
То зло, что он в сердцах посеял?
Пока есть бедность и богатство,
Пока мы лгать не перестанем
И не отучимся бояться, —
Не умер Сталин.
Пока во лжи неукротимы
Сидят холеные, как ханы,
Антисемитские кретины
И государственные хамы,
Покуда взяточник заносчив
И волокитчик беспечален,
Пока добычи ждет доносчик, —
Не умер Сталин.
Я на неправду чертом ринусь,
Не уступлю в борьбе со старым,
Но как тут быть, когда внутри нас
Не умер Сталин?!
Об этом же – покаянные воспоминания Теннеси Уильямса. Помните, как он, кажется, после триумфальной постановки «Стеклянного зверинца» на Бродвее, вдруг – нищий — получил много денег и снял «люкс» в самой дорогой гостинице. И с перепугу – о, как я его понимаю! – впервые в жизни заказав обед в номер, жутко напился. А потом этот номер нещадно облевал. А с утра пришла седая негритянка и, не говоря ни слова, убрала.
Дмитрий Борисович Тихонов
Демократия с элементами диктатуры – всё равно что запор с элементами поноса.
Никому не поставить нас на колени! Мы лежали и будем лежать!
Думаю, не ошибусь, если промолчу.
Любить водку, халяву, революции и быть мудаком – этого ещё не достаточно, чтобы называться русским.
Скупой платит дважды, тупой платит трижды. Лох платит всю жизнь.
В какой еще стране спирт хранится в бронированных сейфах, а “ядерная кнопка” – в пластмассовом чемоданчике?
Жизнь, конечно, не удалась, а в остальном всё нормально.
Если сложить тёмное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее.
Мы медленно запрягаем, быстро ездим, и сильно тормозим
Одна из бед новой России, что понятия ум, честь и совесть стали взаимоисключающими.
Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну.
Тут вновь сойдет цитата
Давно минувших лет:
«Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет.»
(Ю. Нестеренко «История государства Российского от Аракчеева до Путина»)
«Попытка посмотреть на вещи шире
Лишь углубляет пропасть, господа:
Все в этом прОклятом проклЯтом мире
Не так, не там, не тем и не тогда.
(Юрий Нестеренко «Констатация»)
Но солнце, цветы, но олень у дороги,
Но заяц пасущийся или сурок
Конечно, ничто не изменят в итоге,
Но дарят возможность забыть про итог.
(Юрий Нестеренко, «Летнее»)
Ты выучил строй и вокабулы мертвых наречий,
Все то, что писали мыслители тысячи лет,
Знакомо тебе, и на каждый вопрос человечий
Уже у тебя наготове цитата в ответ.
(Юрий Нестеренко «Ответ оракула»)
(Век нынешний и век минувший
Александр Галич)
В агонии бьется эпоха,
Грохочет о скалы вода,
И все это кончится плохо.
Как, впрочем, везде и всегда.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Сын Люцифера. Книга 1. Начало
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
СЫН ЛЮЦИФЕРА. День 1-й
СЫН ЛЮЦИФЕРА. День 2-й.
СЫН ЛЮЦИФЕРА. День 3-й.
Ангел светлый прилетел.
За плечом моим стоит —
Ну, скажи хоть что-нибудь!
Как устал я, ангел мой,
От дороги от земной.
От трудов и от забот,
Грешен я… А впрочем, что ж!
Ничего уж не вернешь.
Возвращайся лучше в рай —
Ангел темный прилетел.
За другим плечом стоит
Ангел грешный, ангел мой!
Захвати меня с собой.
Ты мне песенку пропой,
Что, мол, горе не беда,
Что надежда есть всегда,
И от кривды нет вреда
Что, мол, скоро, скоро, брат!
Мы прибудем в дивный град,
Где нам всякий будет рад —
Расскажи мне, ангел тьмы,
Про разбитые мечты
И про белый след судьбы
Расскажи, как предают,
Как в глаза любимым лгут.
И какого цвета кровь
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
В чём разница между оправданием и объяснением ситуации
Ситуации, когда необходимо попросить прощения, случаются с каждым. И после слов извинения следует то, что показывает настоящее отношение человека к этой проблеме: он либо объясняет проблему в деталях, либо пытается оправдаться.
Как же различить, что есть что? Как самой не стать жертвой и научиться объяснять свое поведение, а не оправдываться за промахи? Мы задали этот вопрос психологам 🙌
Для начала давай разберем оба слова по по составу.
Оправдание — от слова «правда». А правда, знаешь ли, у каждого своя. Каждый человек воспринимает любое событие, пропуская его через призму своего личного опыта. А опыт у каждого свой. Нет на свете двух людей, родившихся в один миг у одних родителей, видящих один предмет из одной точки. Даже близнецы видят мир по-разному.
Поэтому нет никакого смысла доказывать другому свою правоту, а тем более оправдываться. Мало того, что правды не существует, так ты еще и попадаешь в позицию жертвы. Это слабая позиция. Ты как бы говоришь нападающему: «Я хорошая, но слабая, пожалей меня». Так ведет себя ребенок.
В каких ситуациях тебе приходится так оправдываться и за что? Перед родителями, учителями, друзьями? Виновата ты или нет, лучше не оправдываться, а объяснить, почему эта ситуация стала возможной, привести аргументы — объективные факты, а не фантазии.
Объяснить — от слова «ясность». Если ты считаешь, что нападают на тебя незаслуженно, аргументируй свою позицию, внеси ясность, а не оправдывайся: «Да, я опоздала, у меня на это были объективные причины — автобус сломался». Если же ты действительно опоздала на урок по своей вине, то не надо ни оправдываться, ни объясняться, а лучше признай это: «Да я опоздала, я проспала».
Вот это уже взрослая позиция, которая показывает, что ты готова взять на себя ответственность. И кроме того, повинную голову не рубят 🙂
Объяснение — самый здоровый и экологичный вариант в общении. Объяснить — значит, высказать свое мнение, аргументировать его, но и быть готовой услышать мнение другого, оставаясь при этом спокойной. Оправдание отличается тем, что оно очень сильно эмоционально заряжено, ведь доказать свою правоту хочется любым способом. Но чем больше ты оправдываешься, тем больше сомнений возникает. В результате это приводит к обиде и разочарованию.
Если ты ловишь себя на том, что хочется оправдаться, скорее всего, тобой манипулируют, используя твое чувство вины.
Если ты действительно считаешь, что виновата, ты всегда можешь извиниться и дальше объяснить, в чем дело: это и будет взрослая позиция, когда ты можешь взять на себя ответственность.
Даже если тебя пытаются обвинить в чем-то, и человек настроен решительно, не пугайся, и не пытайся сразу оправдаться. Ты всегда можешь спокойно сказать: «Я понимаю, вам кажется, что я виновата, но я хотела бы объяснить свою позицию». Обычно это сразу снижает градус агрессии.
Помни: оправдание — это позиция ребенка, объяснение — это позиция взрослого.
Оправдываться приходится, если в разговоре ты чувствуешь себя виноватым, приниженным, неуверенным, изначально находишься в позиции «жертвы» и «слабой стороны». Тебе стыдно, тебе кажется, что тебе не верят, а значит, нужно привести более весомый аргумент, оправдывающий твое поведение или поступок. Чаще всего мы оправдываемся из страха вызвать недовольство человека или пытаемся таким образом избежать наказания за свой проступок.
Объяснение — это желание расставить все на свои места, привести факты, а не аргументы, объясняющие твой поступок. По внутренним ощущениям оно противоположно оправданию: здесь ты чувствуешь свою правоту, свою значимость, в разговоре ощущаешь себя на равных. Тебе не стыдно за свой поступок и ты боишься из-за него испортить отношения. Ты уверен в том, что сделал все правильно. А значит, наказания за провинность быть не может.