Понимание и усвоение материала требует времени и чего

Понимание и усвоение материала требует времени и чего

Понимание и усвоение материала требует времени и чего

Принципы дидактики.
Иногда принципы рассматриваются не как основополагающие положения процесса обучения, а как некие «рабочие инструменты в руках обучающего», с помощью которых можно лишь «натаскать» учащегося, не дав ему возможности сознательно овладеть определенной суммой знаний. В других случаях принципы рассматриваются с житейских, упрощенных позиций. Так, например, выдвигается принцип «практичности» вместо «связи теории с практикой».

В обыденной жизни мы очень часто говорим о принципе интереса. Интерес, действительно, играет большую роль в процессе обучения, но возводить его в дидактический принцип нельзя, потому что недопустимо, чтобы один изучал только математику (она ему интересна), а другой только литературу в процессе общеобразовательной подготовки учащихся в школе. Интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.

Таким образом нельзя подменять дидактические принципы житейскими понятиями интереса, практичности, легкости и т. д. При таком подходе принципы как бы подменяются системой методических правил, которые позволяют лишь выработать у учащихся определенных, механически выполняемых умений и навыков.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового. Специфические связи и взаимообусловленность отдельных элементов процесса обучения осуществляются при соблюдении: сознательности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обучения; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.

Понимание и усвоение материала требует времени и чего

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения. Прежде чем рассмотреть сущность закономерностей, рассмотрим более подробно особенности и правила конкретных дидактических принципов.

1. Принцип наглядности

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.
5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Понимание и усвоение материала требует времени и чего

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности:

* при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
* при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

Понимание и усвоение материала требует времени и чего

2. Принцип сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждении. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.
2. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике.
Примером реализации этого правила может служить деятельность В.Ф.Шаталова, который давал материал по каждой изучаемой теме в полном объеме, чтобы учащиеся увидели внутренние закономерности изучаемого явления. А потом, в процессе неоднократного повторения, добивался усвоения отдельных фактов и деталей и их систематизации.
3. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и
навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий.
4. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

Понимание и усвоение материала требует времени и чего

3. Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.

Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:

1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т. п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т. п.).

Правила принципа доступности в обучении

1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т. п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.

Источник

Пора начать учиться правильно

Статья посвящается всем тем, кто:

Понимание и усвоение материала требует времени и чего

Что значит «научиться»?

Прежде, чем говорить о том, как эффективно учиться, не помешает дать определение слову «научиться».

Научиться — значит быть способным извлечь знание из головы тогда, когда это нужно.
Значит, неважно как много вы тратите время на обучение, если оно не позволяет вам пользоваться знаниями — оно бесполезно.

Вот основное, о чём мы поговорим ниже:

Главные принципы обучения

Что стоит в основе эффективного обучения? Как бы парадоксально это не звучало, но основным двигателем в обучении является забывание. Именно забывание изучаемого материала способствует его освоению и запоминанию.

Давайте обсудим, как вообще происходит освоение нового материала.

Схема — «Этапы усвоения информации»
Понимание и усвоение материала требует времени и чего

1 этап — кодирование

Это ваше ознакомление с материалом. Вы воспринимаете какую-то информацию через органы чувств, она интерпретируется в понятный для мозга вид. Теперь полученная информация хранится в вашей краткосрочной памяти и чтобы её закрепить, придется приложить усилия.

2 этап — консолидация

На этом этапе краткосрочные воспоминания закрепляются в долгосрочной памяти. Именно на текущем этапе мозг структурирует информацию, соотносит со старой, создаёт логические связи.

3 этап — припоминание

Припоминание — это усилие, которое вы делаете, когда пытаетесь вспомнить пройденный материал и именно при помощи припоминания мы лучше осваиваем и запоминаем информацию. Если же вы позволите себе немного забыть, что изучили, а потом постараетесь вспомнить — это даст большие результаты. Чем труднее нам даётся припоминание, тем сильнее эффект. Многократные припоминания способствуют лучшему усвоению материала — особенно, если это проходит через временные интервалы. Важно припоминать и то, что вы уже хорошо знаете. Ученые также выяснили, что чем проще вы что-то вспоминаете, тем хуже это откладывается в памяти. Если припоминание далось с трудом, то в памяти многое отложится. Именно поэтому стоит сначала попытаться вспомнить изученное, чем сразу получить готовый ответ.

Это наталкивает на мысль, что мозг ленив. Если мы никуда не подглядываем, когда пытаемся что-то вспомнить, мозг поймет, что информация важная и её следует закрепить. А если же вы сразу заглядываете в ответы… Тогда смысл её запоминать, если всегда можно подсмотреть?
Этот этап не является обязательным — можно обойтись и двумя. И в большинстве случаев мы так и поступаем — ознакомились с темой, что-то в нашу голову попало (это если тема нас реально интересовала и эмоционально затрагивала!), но большая часть бесследно забывается. То есть, время потрачено, тема «просмотрена», а знаний не остается.

Но перед тем как продолжить, нужно обсудить некоторые мифы, связанные с обучением.

Разрушаем мифы об «эффективном» обучении

Чтобы разобраться, как правильно учиться, нужно разобраться, как неправильно.

Итак, основой обучения, которое сейчас наиболее популярно являются следующие вещи:

Команду по бейсболу тренируют отбивать мячи. Один игрок бросает мяч, другой его отбивает при помощи биты. Мячи бросают разными способами, и задача того парня с битой — понять, какой же мяч к нему летит и отбить его. Группу спортсменов разделили на две части — одних тренировали так: сначала отрабатывается отбивания мяча одного типа броска, затем переходим к следующему типу броска. У спортсменов всё получается. Они легко приспосабливаются к каждому типу броска и довольны результатами.

Вторую группу тренируют иначе: типы бросков определяются случайно. Отбивающий не знает, какой тип броска будет следующим. Обучение сложнее и результаты во второй группе хуже, чем в первой. Вторая группа тренировками не довольна.

Проходит неделя. Всем спортсменам дают одно и то же задание — отбивать мячи определенного типа (раньше этим занималась только первая группа). Но происходит удивительное: справляются лучше те, кто тренировался во второй группе.

Делаем выводы.
Перемежающееся обучение казалось бы тормозило процесс научения. Но по итогам, процент усвоенных знаний по сравнению с обычным обучением был огромным. Знание, полученное разными способами, усваивается лучше и может применяться в разнообразных ситуациях, чего не скажешь об одностороннем знании.

Зубрёжка
Этот способ усвоения знаний знаком всем. Также всем известно, что после того, как мы что-то вызубрили, то с таким же успехом всё забудется спустя небольшой промежуток времени.

Метод зазубривания имеет следующие проблемы:

Перечитывание/Пересматривание
Что мы делаем, когда что-то подзабыли? Если нам неизвестны методы эффективного обучения, то скорее всего, мы не станем лишнего напрягаться и, вместо того, чтобы вспомнить, полезем в записи/конспекты, но в этом и заключается проблема. Если вы хотите запомнить материал, то нужно стараться припомнить всё самому.

Когда мы возвращаемся к пройденному материалу в виде конспекта, мы его быстро просматриваем. Создается ощущение, что всё элементарно и просто, что предмет нам понятен, ведь всё так легко вспоминается. К сожалению, это самообман.

Процесс припоминания — это тренировка перед реальной жизненной ситуацией, когда знание понадобиться здесь и сейчас. Если сейчас не будет попыток вспомнить информацию, то шанс, что вы когда-то воспользуетесь изученным материалом крайне мал. «Тренируйтесь, как будете играть, — и тогда сыграете, как тренировались».

Метод 1. «Зарубки»

Вы читаете текст и встречаете фрагмент, который нужно запомнить. Что вы делаете? Сейчас вы должны оставить «зарубку». Зарубка — это составленный вами вопрос. Например, если мы читаем книгу про ООП и встречаем определение понятия «абстракция», мы ставим зарубку — заносим в отдельный документ вопрос «Что такое абстракция?» и записываем определение. Не обязательно записывать только одни лишь определения, вопросы можно задавать какие угодно — чем сложнее, тем лучше. Вообще практика составления вопросов очень важна. Поставьте себе вопрос: «какая главная мысль этой главы?» и после прочтения попробуйте дать ответ.

Дидактические карточки

Наверное уже многие слышали, что с помощью карточек удобно изучать английские слова. С одной стороны мы пишем слово, с другой — перевод слова на наш язык. Этот метод также эффективен и в нашем случае. Тем более, что оставляя «зарубки», о которых шла речь выше, у нас уже готовы вопросы и ответы (вот как удобно!). Конечно, все мы очень ленивые, поэтому привожу название замечательного приложения для этих целей — Anki, к тому же оно бесплатное. Кроме очевидного преимущества тестирования, Anki работает по принципу «интервального повторения». Если хотите узнать подробнее об этом способе обучения, то в интернете полно информации, я лишь кратко его опишу.

Интервальные повторения — это припоминание информации через некоторые промежутки времени, которые со временем необходимо увеличивать. Таким образом, в Anki у вас есть свой набор карточек с вопросами. После удачного ответа вы можете выбрать, что вспомнить это было легко и Anki не будет показывать эту карточку некоторое время. Если вы не можете вспомнить ответа как бы не старались, то укажите об этом Anki и теперь карточка станет появляться чаще.

Всё очень просто и эффективно — то, что хорошо известно будет появляться реже, а что известно плохо — чаще. Дидактические карточки — является одним из эффективных способов тестирования, так как не требует много времени на их составление. Но если у вас есть желание, то можете воспользоваться другими способами самопроверки.

Мнемотехника

Мнемотехника — это набор приемов, позволяющие вам вспомнить информацию. При помощи мнемотехники вы создаете своего рода зацепки, которые позволят вам добраться до какого-то знания. Наиболее известными мнемоническим правилом является стишок для запоминания последовательности цветов радуги. В интернете можно найти массу примеров, как применять мнемотехнику, но больше всего меня впечатлил особый метод — «дворец памяти», поэтому именно о нём я и расскажу.

Подбор ассоциаций — очень эффективный метод запоминания. Если мы потрудимся подобрать какую-то яркую ассоциацию к понятию, которое хотим запомнить, то после этого забыть его будет не просто. Но если мы хотим запомнить много связанных понятий, то их нужно где-то хранить. Дворец памяти — именно то место, где будут «жить» ваши ассоциации. Дворцом может быть всё что угодно: ваша квартира, подъезд, магазин, фильм(!) и так далее. Главное, чтобы «дворец» был вам знакомым. После того, как вы определитесь с дворцом, определите маршрут, по которому вы будете проходить дворец каждый раз. Это позволит вам разместить ассоциации так, чтобы всё не перепуталось. Таким образом, вы можете воспроизвести сложные понятие просто прогулявшись по своему дворцу.

Не сомневайтесь, что изложенный выше метод работает. Вся суть заключается в том, чтобы создать ту зацепку, которая вытащит из нашей головы необходимые знания и вышеизложенный метод — один из эффективных. Стоит добавить, что когда знания будут извлекаться из головы легко, надобность в зацепках пропадает.

Генерация

Идея данного метода заключается в том, что вы пытаетесь дать ответ ещё перед тем, как изучили тему. Это очень странно, но даже если вы совсем не знаете что вас ждёт, а всё же что-то попытались решить, то восприимчивость информации сильно возрастёт.

Разностороннее изучение

Если заметили, что с головой ушли в бесконечное повторение одной и той же темы — прервите эту тенденцию. Чередуйте изучение разных предметов, наработку разных навыков. Перемеживание однотипных задач развивает у вас способность различать их и выделять то общее, что есть между ними.

Вот и всё. Необязательно применять всё подряд — выберите хоть что-то, главное, чтобы вы перестали бесконечно подглядывать в ответы — вспоминайте!

Источник

Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет ).

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *