Понимание и осознание в чем разница

Понимание и осознание

На примере долга и зрелости

В фильме «Бойцовский клуб» есть одна чудесная сцена — та, что с химическим ожогом. В тот момент, когда герой Эдварда Нортона начинает понимать, зачем Тайлер с ним это делает, он говорит: «Я все понял, отпусти», но тот отвечает: «Нет, у тебя преждевременное просветление!» и продолжает экзекуцию, пока до мистера Умника не дойдет по-настоящему. Одного только понимания мало. Самоуговоры, медитации и заклинания не помогут, умных мыслей и красивых теорий никогда не будет достаточно. Чтобы действительно что-то изменить требуется нечто гораздо большее — инсайт, озарение, осознание.

Это то, с чем постоянно приходится иметь дело психологам — терапевтического эффекта невозможно достичь одними только объяснениями. Можно выстроить замечательную всеобъясняющую теорию, но это не будет иметь никакого значения, пока человек сам не выведет ее из своего непосредственного опыта. Смысл здесь не в том, чтобы воспроизвести цепочку размышлений терапевта, а в том, чтобы внимательно исследуя свой внутренний мир обнаружить ту же самую истину у себя внутри.

Инсайт — это не результат интеллектуальных вычислений, это спонтанное интуитивное усвоение имеющегося опыта, которое лишь задним числом оформляется в слова и может быть выражено как некое «понимание». Чтобы по-настоящему что-то осознать, нужно увидеть это собственными глазами. А когда мы говорим об осознаниях психологических, то это что-то должно предстать перед внутренним взором. Предстать с такой очевидностью и неопровержимостью, что отвертеться от этого больше не будет никакой возможности. Вот, за что идет сражение в терапевтической работе — за то, чтобы человек своими глазами увидел то, чего не видел и не хотел видеть раньше. Не понял, не догадался, не предположил, не вычислил, а увидел, усвоил, впитал и интегрировал.

Во времена Фрейда психологам было намного проще — люди попадали к ним в руки тепленькими, не перегруженными всякими психологическими теориями, без самопальных диагнозов и без готового плана лечения, которому терапевт должен следовать, чтобы понравиться своему пациенту. Но с широким распространением психологических знаний все стало намного хуже и сложнее: теперь у каждого человека в голове уйма теорий о том, что именно с ним происходит, и, как это лечится. И даже если теория более-менее верна, это совсем не помогает реальной работе: знание ответа в конце учебника лишь саботирует учебный процесс и приводит к подмене реального осознания поверхностным и не имеющем терапевтической силы пониманием.

То же самое происходит в медицине и то же самое происходит в сфере духовных поисков. Проблема отнюдь не нова: в полную до краев чашку свежего чаю не нальешь. И такое же затруднение происходит в теме зрелости, когда красивые философские или духовные идеи, понятые лишь интеллектуально, подменяют собой реальное осознание, которое может вызреть лишь в процессе достижения этой самой зрелости. Книги и проповеди здесь не помогут.

Проще всего проиллюстрировать это на другой психологической истине, которая получила широкое распространение и отлично иллюстрирует разницу между пониманием и осознанием, между верой и знанием. «Никто никому ничего не должен» — все знают эту формулу и все так или иначе пробовали ее к себе примерить, но не так уж много на свете людей, которые действительно воплотили эту идею в себе и своей жизни. Об этом довольно легко рассуждать, но, когда дело доходит до дела, все почему-то оказывается гораздо сложнее.

Должны ли родители заботиться о своих детях? Должны ли дети заботиться о родителях? Традиция, общественные интересы и закон говорят: «Да, несомненно!» Но строгая логика здесь заходит в тупик: нет никакой возможности однозначно доказать правильность и обоснованность этих сложившихся устоев.

С точки зрения выживания человеческого общества, в этой взаимной заботе действительно есть смысл. Но есть ли смысл в выживании этого самого общества, определить уже невозможно — это просто логическое допущение, принятие желаемого за действительное. В доказательство мы можем привести только какое-нибудь следующее недоказуемое допущение: например, что Бог создал человека не просто так, а чтобы он плодился и размножался, или что всякий биологический вид должен стремится к выживанию. И из-за того, что подобные допущения не подвергаются проверке, на поверхностном уровне сознания возникает иллюзия очевидной убедительности и обоснованности той или иной идеи.

Проследить подобным образом логику любого «должен» не составляет никакого труда: везде мы обнаружим отсутствие сколько-нибудь прочного фундамента в основании, одни только допущения и пожелания. Нам хочется верить, что человек существует не зря, что он является важным звеном бытия и вершиной эволюции, и мало кто решится поставить под сомнение это желание. Но даже очень сильное желание не является основанием для того, чтобы вывести из этого какой-то долг.

Нам очень хочется иметь возможность безопасно прогуляться по улице без страха быть убитым или ограбленным, и мы создали уголовный кодекс, запрещающий убивать и грабить. Ни один человек не имеет права нападать на другого человека. Запрещено. Не должен. Так написано в кодексе. Но этот долг тоже имеет условный договорной характер — не должен, если хочешь жить в этом обществе и не хочешь загреметь в тюрьму. Не должен с одной точки зрения, но вполне можешь — с какой-то другой. Боишься Бога и ада — тогда не должен, не боишься — тогда почему бы и нет?

И так оно везде и с любым долгом: всегда есть некое основание, но оно всегда шаткое, условное и, по своей природе, очень часто эгоистичное. И вот здесь, когда после разбора нескольких очевидных примеров человек говорит — «Да, я все понял, никто никому ничего не должен!» — приходит время вспомнить про эффект «преждевременного просветления», когда поверхностное интеллектуальное понимание ошибочно принимается за полноценное осознание. В действительности человек ничего еще не понял: на этом этапе у него возникла лишь призрачная догадка, а до настоящего инсайта ему предстоит пройти еще очень долгий путь.

Но если человек поверил, что уже все понял и дальнейшая работа здесь не требуется, он оказывается в ловушке — на словах он говорит одно, а чувства его кричат о другом. И вместо облегчения, которое должно бы здесь наступить, он получает обратный эффект: его внутренний конфликт только усиливается. Ведь теперь, если быть последовательным, у него не должно быть претензий к другим людям, что бы они не делали. Но стоит кому-то нарушить его границы, и тут же вспыхивают старые эмоции — праведный гнев и горькая обида на человека, который вроде бы ничего и не должен, но все-таки, зараза такая, очень даже должен!

По сути, от того, что человек поверил в этот красивый психологический принцип, ему стало только хуже — в его багаже появился еще один долг, исполнить который он заведомо не в силах. Раньше он свободно и без зазрения совести злился и обижался на всех подряд, а теперь должен перестать это делать. Должен, но не может. Интеллектуальное понимание есть, но без настоящего осознания и соответствующей внутренней трансформации оно приносит только вред.

Понять идею условности любого долга и осознать ее всей своей шкурой — это две точки, между которыми пропасть. И сколько здесь мозги ни напрягай, сколько ни оттачивай понимание, оно никогда не совершит качественный скачок и не превратится в осознание. Понимание и осознание сотканы из разной материи, и трансформация одного в другое невозможна. Даже самый точный и подробный рецепт не может утолить голод — слова в кастрюлю не положишь. Чтобы реально поесть, нужно собрать все необходимые ингредиенты и воплотить рецепт на практике.

И в случае с «должен» самая эффективная практика состоит не в том, чтобы бороться с каждым отдельным долгом, уговаривая себя, что его нет, а в том, чтобы изо всех сил каждому своему долгу следовать! Клин здесь проще всего вышибается именно клином. Должен заботиться — заботься! Должен быть честным — будь честным! Должен стремиться к успеху — стремись к успеху! Делай, что должен, со всей серьезностью и ответственностью, как если бы от этого зависела твоя жизнь, и очень скоро обнаружишь то, чего совсем не ожидал — словесная формула «никто никому ничего не должен» будет забыта, но ты сам станешь ее живым воплощением.

Со зрелостью все то же самое…

Путь к зрелости — это преодоление себя. Результат зрелости — это осознание, что преодолевать было нечего. Попытка стать собой неизбежно приводит к осознанию бессмысленности этого предприятия: разве можно стать собой еще больше, чем ты уже есть? Борьба с собой, если сражаться последовательно и ответственно, ведет не к победе, а к поражению, к осознанию того, что борьба не имела смысла. Потратив долгие годы на войну с самим собой, человек осознает, что проиграл и победил одновременно — проиграл в войне и выиграл в жизни. Война была не нужна — вот суть его озарения… но, чтобы прийти к нему, война была необходима.

Идея о том, что человек хорош таким, каков он есть, и что не нужно никем становиться, безусловно верна. Как верна и идея о том, что в жизни все всегда происходит правильно и ошибиться невозможно. Но попытка искусственно нацепить на себя подобные идеи не ведет к росту, она ведет к отказу от развития, что в своей сути равносильно деградации — нарастающему отставанию от собственного физиологического возраста.

Имитация зрелости и свойственного ей мировоззрения не работает! Повзрослеть нужно на практике, тогда новое мировоззрение зародится и зазвучит в человеке само собой, естественно, органично и без противоречий. Усилия гусеницы должны быть направлены не на имитацию бабочки, а на максимально полное и качественное проживание своего собственного жизненного цикла, тогда и трансформация в бабочку тоже произойдет естественно, органично и без противоречий. Чтобы хорошо взлететь, нужно хорошо поползать, иначе можно так и остаться гусеницей, поверившей, что она уже бабочка.

Зрелость и мудрость человека определяются не тем, какие у него красивые и правильные представления о жизни, а тем, кто он есть в своей сути. Мотивы, приоритеты, желания, устремления, установки… если они остаются детскими, то никакая даже самая зрелая и мудрая философия, не сделает человека взрослым. Более того, чем больше человек склонен бравировать глубиной своих взглядов на жизнь, тем вероятнее, что в душе он остается незрелым ребенком, который перепутал причины и следствия. Красивые идеи не ведут человека к зрелости и мудрости, это зрелость и мудрость являются источником красивых идей.

p. s.
Послушайте на досуге подробный рассказ о том, как устроены претензии к другим людям — Как перестать обижаться.

Источник

Понимание и осознание. Психология без соплей

Понимание и осознание в чем разница

набрел тут на интересную статью.

Начиная разбираться в причинах и природе своих психологических проблем, человек обязательно сталкивается с отрезвляющим открытием — понимание проблемы не является решением проблемы.

На интеллектуальном уровне довольно легко разобраться, как возникает, например, обида или раздражение, но сами чувства от этого никуда не исчезают — недостает какого-то важного элемента, который действительно бы привел к трансформации переживаний.

В психологии по этому поводу принято отличать понимание от осознания. Понимание всегда абстрактно, осознание — конкретно. Разница между одним и другим примерно такая же, как если бы мы сравнивали веру в то, что Земля круглая, с непосредственным восприятием круглой Земли на своем личном опыте. И здесь нужно понимать, что очень немногие люди действительно знают, что Земля круглая, все остальные в это только верят.

То есть, буквально — лишь единицы людей имеют свое собственное непосредственное переживание круглой Земли, но даже и это переживание можно поставить под сомнение, если учесть особенности функционирования нашего восприятия. Что тогда говорить о тех, кто не летал в космос и не ходил в кругосветное путешествие? Однако же всякий образованный человек искренне убежден в твердости своих знаний по этому вопросу, поскольку давно уже привык абстрактное знание уравнивать с непосредственным переживанием.

Неудивительно, что у такого человека возникают психологические проблемы, а затем и проблемы в решении психологических проблем. Именно здесь — в сфере психологии — разница между пониманием и осознанием становится очевидной, отделяя настоящее исцеление от бесконечного и бессмысленного интеллектуального ковыряния в своих мозгах.

Представьте себе, что в детстве вы читали много книг о пиратах и морских путешествиях. Ваше воображение было поглощено красотой огромных парусников и их отважных капитанов. А еще однажды вы видели трехмачтовый фрегат во время своего отдыха на море с родителями — далеко, в дымке у горизонта. И еще много раз видели большие корабли в кино, в экранизациях ваших любимых книг. Короче говоря, вы очень любите большие парусники, но представления о них у вас исключительно «художественные». И вот, не имея никаких фактических знаний и тем более умений, вы внезапно решили построить корабль своими руками и уплыть на нем за горизонт в поисках приключений…

Окей, мы, конечно же, понимаем, что такого рода нереалистичные «решения» свойственны только детскому сознанию, не обремененному пониманием устройства и тягот настоящей жизни. Наличие подобных фантазий и рвения у ребенка похвально, но для взрослого человека очевидно, что постройка корабля — это задача такой сложности, что придется потратить годы на изучение проблемы, на приобретение необходимых навыков, на проектирование и, в конце концов, постройку корабля. Ребенок же берет в руки молоток и уже готов начать строить корабль прямо здесь и сейчас, чтобы уже завтра отправится в путешествие.

Очевидно, что у ребенка в этой ситуации никаких шансов на успех. У взрослого же они есть — как раз таки в силу более реалистичного восприятия имеющейся задачи, осознания ее масштабов и честного признания своей изначальной некомпетентности в данном вопросе.

Но даже если говорить не про корабли, а про приготовление обыкновенного борща, — и тут тоже необходимо иметь определенные знания и навыки, чтобы в результате получился именно борщ, а не овощное варево неопределенной консистенции. Разумный человек это понимает и потому смиренно учится варить борщ. Он не питает иллюзий на свой счет и прекрасно понимает, что нельзя приготовить борщ, зная о нем лишь из художественных произведений, где его с большим аппетитом поедали главные герои. Чтобы приготовить борщ, надо научиться готовить борщ — элементарно, Ватсон.

Абсурдность любых попыток решить задачу со многими неизвестными безо всякой предварительной подготовки очевидна. Поэтому мы много учимся и в результате со своими практическими задачами в этой жизни вполне справляемся. Однако в сфере задач психологических все обстоит так, как если бы десятилетний ребенок возомнил себя отважным капитаном, стоя на кухонной табуретке, размахивая над головой поварешкой вместо шпаги и требуя от родителей немедленно палить из всех орудий.

Но даже этот ребенок отдает себе отчет, что табуретка — это не капитанский мостик, а кухня — не рубка фрегата. В какой-то момент игра заканчивается, и он смирно идет в свою комнату делать уроки или читать очередную главу про приключения капитана Блада. Взрослые же отличаются особым упорством в своих иллюзиях. Размахивая поварешкой с табуретки, они настолько вживаются в роль, что на полном серьезе начинают требовать капитанской зарплаты.

Возьмем пример любовных отношений. Что мы о них знаем и, откуда мы это знаем? Обрывочные сведения, красивые слова и громкие лозунги, которые мы почерпнули из дворовых сплетен, отношений своих родителей, художественных книг и фильмов… а еще мы однажды вроде бы видели настоящую любовь где-то в призрачной дымке на самом горизонте… Проще говоря, в том возрасте, когда у нас, в основном, и формируются новые ячейки общества, об отношениях мы не знаем ровным счетом НИЧЕГО.

И, однако же, мы смело приступаем к строительству корабля, потому что считаем свои фантазии и зыбкие представления об отношениях достаточным основанием для того, чтобы сегодня же отправиться в кругосветное путешествие. Не отдавая себе отчета в собственной полнейшей некомпетентности, мы создаем семьи, рожаем детей, а потом наивно удивляемся, почему наша любовная лодка не выдержала первого же волнения и «разбилась о быт».

Имея массу красивых, но при этом совершенно нереалистичных, представлений о том, какими должны быть отношения, мы слепо верим, что нам удастся сказку сделать былью. А когда у нас это раз за разом не получается, мы виним в этом, кого угодно и что угодно, но ни за что не поставим под сомнения свои ложные, но такие красивые и горячо любимые представления.

Абсурд? Но именно так дело и обстоит. Половина всех проблем в отношениях происходят как раз из такого вот абсурда. Два человека, имея два разных набора ложных представлений об отношениях, пытаются друг от друга добиться исполнения отведенной партнеру роли. А когда этого достичь не удается, главным упреком становится то, что другой человек отказывается жить и дышать в соответствии с «правилами отношений». Причем каждый считает свои правила наиболее правильными и на этом основании требует подчинения.

И даже когда у обоих партнеров представления об отношениях очень схожие, проблем избежать не удается, потому что прочитать художественную книжку про корабли недостаточно, для того, чтобы научиться их готовить строить и ими управлять. И когда оказывается, что человек в своей сути устроен не совсем так, как об этом было написано в романах, отношения рушатся, потому что мы не готовы иметь дело с реальностью — мы хотим только сказки.

Например, есть такое популярное представление, что ради любви человек способен и должен измениться. Если любишь, изменишься. Не можешь измениться, значит, не любишь — иди нафиг. И ведь многие свято верят в обоснованность этой идеи, хотя на практике она никогда не срабатывает. Человек способен поменять свое поведение волевым усилием, но ведь в своей сущности он при этом не меняется, а, значит, ему придется все время держать себя в узде, чтобы не дай Бог не выдать неправильную реакцию. А кому потом будет выставлен счет за это постоянное напряжение?

Именно поэтому мужья часто сбегают от своих жен — сначала они соглашаются измениться ради любимой в некоторых незначительных мелочах, а когда внутреннее напряжение, возникшее в результате постоянной необходимости себя контролировать, доходит до точки кипения, все заканчивается изменами и разводами. Поменять свое поведение можно, но только ценой соответственного натяжения душевных струн, которое в итоге приводит к тому, что казавшиеся раем отношения превращаются в ад, из которого очень хочется сбежать.

Но отношения — это простой пример… как готовка борща в сравнении с проблемами кораблестроения. Есть задача гораздо более сложная, к выполнению которой мы подходим с той же детской непосредственностью и некомпетентностью, а в итоге имеем куда более печальные последствия.

Что мы вообще знаем об этой Жизни? Зачем? Для чего? Куда?

В конце концов, мы все просто хотим быть счастливыми — это очевидно, но каковы наши представления на этот счет? Что мы знаем о счастье и о том, где именно следует его искать? Как ни прискорбно, ответ среднего человека на этот вопрос уподобляет его корове, смирно и умиротворенно идущей, куда все… даже, если все идут прямехонько на скотобойню.

Ничего не зная о жизни, мы просто идем, куда все, и верим, что счастье именно там — в этом темном здании впереди, куда все заходят и никто не выходит. Мы так привыкли верить в свои привычные представления и общепринятые стереотипы, что совершенно уже утратили вкус настоящей жизни. Мы живем, опираясь на веру, и очень разочаровываемся в жизни, когда она отказывается соответствовать нашим ожиданиям. Мы даже готовы умереть за свои верования, потому что нам важнее быть правыми, чем сытыми.

И все-таки мы не прекращаем попыток прогнуть жизнь в направлении своих представлений, а когда у нас это не выходит, чувствуем себя слабыми и неполноценными или считаем жизнь злой и несправедливой. И все эти страдания только потому, что, будучи несмышлеными наивными детьми, мы имели глупость поверить, что мы что-то знаем об этой жизни и что нам остается лишь проявить должное упорство в достижении поставленной цели. Деньги, слава, семья — шагайте, куда все, не задавайте глупых вопросов, и счастье у вас в кармане…

Но ведь на самом деле никто не знает, куда идти…

Тогда, куда же мы все так бодро направляемся?

Источник

Понимание и осознание

Земля круглая? Вы уверены?

Начиная разбираться в причинах и природе своих психологических проблем, человек обязательно сталкивается с отрезвляющим открытием: понимание проблемы не является решением проблемы.

На интеллектуальном уровне довольно легко разобраться, как возникает, например, обида или раздражение, но сами чувства от этого никуда не исчезают — недостает какого-то важного элемента, который действительно бы привел к трансформации переживаний.

В психологии по этому поводу принято отличать понимание от осознания. Понимание всегда абстрактно, осознание — конкретно. Разница между одним и другим примерно такая же, как если бы мы сравнивали веру в то, что Земля круглая, с непосредственным восприятием круглой Земли на своем личном опыте. И здесь нужно понимать, что очень немногие люди действительно знают, что Земля круглая, все остальные в это только верят.

То есть, буквально: лишь единицы людей имеют свое собственное непосредственное переживание круглой Земли, но даже и это переживание можно поставить под сомнение, если учесть особенности функционирования нашего восприятия. Что тогда говорить о тех, кто не летал в космос и не ходил в кругосветное путешествие? Однако же всякий образованный человек искренне убежден в твердости своих знаний по этому вопросу, поскольку давно уже привык абстрактное знание уравнивать с непосредственным переживанием.

Неудивительно, что у такого человека возникают психологические проблемы, а затем и проблемы в решении психологических проблем. Именно здесь — в сфере психологии — разница между пониманием и осознанием становится очевидной, отделяя настоящее исцеление от бесконечного и бессмысленного интеллектуального ковыряния в своих мозгах.

Представьте себе, что в детстве вы читали много книг о пиратах и морских путешествиях. Ваше воображение было поглощено красотой огромных парусников и их отважных капитанов. А еще однажды вы видели трехмачтовый фрегат во время своего отдыха на море с родителями — далеко, в дымке у горизонта. И еще много раз видели большие корабли в кино, в экранизациях ваших любимых книг. Короче говоря, вы очень любите большие парусники, но представления о них у вас исключительно «художественные». И вот, не имея никаких фактических знаний и тем более умений, вы внезапно решили построить корабль своими руками и уплыть на нем за горизонт в поисках приключений…

Окей, мы, конечно же, понимаем, что такого рода нереалистичные «решения» свойственны только детскому сознанию, не обремененному пониманием устройства и тягот настоящей жизни. Наличие подобных фантазий и рвения у ребенка похвально, но для взрослого человека очевидно, что постройка корабля — это задача такой сложности, что придется потратить годы на изучение проблемы, на приобретение необходимых навыков, на проектирование и, в конце концов, постройку корабля. Ребенок же берет в руки молоток и уже готов начать строить корабль прямо здесь и сейчас, чтобы уже завтра отправиться в путешествие.

Очевидно, что у ребенка в этой ситуации никаких шансов на успех. У взрослого же они есть: как раз-таки в силу более реалистичного восприятия имеющейся задачи, осознания ее масштабов и честного признания своей изначальной некомпетентности в данном вопросе.

Но даже если говорить не о кораблях, а о приготовлении обыкновенного борща, — и тут тоже необходимо иметь определенные знания и навыки, чтобы в результате получился именно борщ, а не овощное варево неопределенной консистенции. Разумный человек это понимает и потому смиренно учится варить борщ. Он не питает иллюзий на свой счет и прекрасно понимает, что нельзя приготовить борщ, зная о нем лишь из художественных произведений, где его с большим аппетитом поедали главные герои. Чтобы приготовить борщ, надо научиться готовить борщ — элементарно, Ватсон.

Абсурдность любых попыток решить задачу со многими неизвестными безо всякой предварительной подготовки очевидна. Поэтому мы много учимся и в результате со своими практическими задачами в этой жизни вполне справляемся. Однако в сфере задач психологических все обстоит так, как если бы десятилетний ребенок возомнил себя отважным капитаном, стоя на кухонной табуретке, размахивая над головой поварешкой вместо шпаги и требуя от родителей немедленно палить из всех орудий.

Но даже этот ребенок отдает себе отчет, что табуретка — это не капитанский мостик, а кухня — не рубка фрегата. В какой-то момент игра заканчивается, и он смирно идет в свою комнату делать уроки или читать очередную главу про приключения капитана Блада. Взрослые же отличаются особым упорством в своих иллюзиях. Размахивая поварешкой с табуретки, они настолько вживаются в роль, что на полном серьезе начинают требовать капитанской зарплаты.

Возьмем пример любовных отношений. Что мы о них знаем и, откуда мы это знаем? Обрывочные сведения, красивые слова и громкие лозунги, которые мы почерпнули из дворовых сплетен, отношений своих родителей, художественных книг и фильмов… а еще мы однажды вроде бы видели настоящую любовь где-то в призрачной дымке на самом горизонте… Проще говоря, в том возрасте, когда у нас, в основном, и формируются новые ячейки общества, об отношениях мы не знаем ровным счетом НИЧЕГО.

И, однако же, мы смело приступаем к строительству корабля, потому что считаем свои фантазии и зыбкие представления об отношениях достаточным основанием для того, чтобы сегодня же отправиться в кругосветное путешествие. Не отдавая себе отчета в собственной полнейшей некомпетентности, мы создаем семьи, рожаем детей, а потом наивно удивляемся, почему наша любовная лодка не выдержала первого же волнения и «разбилась о быт».

Имея массу красивых, но при этом совершенно нереалистичных, представлений о том, какими должны быть отношения, мы слепо верим, что нам удастся сказку сделать былью. А когда у нас это раз за разом не получается, мы виним в этом кого угодно и что угодно, но ни за что не поставим под сомнения свои ложные, но такие красивые и горячо любимые представления.

Абсурд? Но именно так дело и обстоит. Половина всех проблем в отношениях происходят как раз из такого вот абсурда. Два человека, имея два разных набора ложных представлений об отношениях, пытаются друг от друга добиться исполнения отведенной партнеру роли. А когда этого достичь не удается, главным упреком становится то, что другой человек отказывается жить и дышать в соответствии с «правилами отношений». Причем каждый считает свои правила наиболее правильными и на этом основании требует подчинения.

И даже когда у обоих партнеров представления об отношениях очень схожие, проблем избежать не удается, потому что прочитать художественную книжку про корабли недостаточно, для того, чтобы научиться их готовить строить и ими управлять. И когда оказывается, что человек в своей сути устроен не совсем так, как об этом было написано в романах, отношения рушатся, потому что мы не готовы иметь дело с реальностью — мы хотим только сказки.

Например, есть такое популярное представление, что ради любви человек способен и должен измениться. Если любишь, изменишься. Не можешь измениться, значит, не любишь — иди нафиг. И ведь многие свято верят в обоснованность этой идеи, хотя на практике она никогда не срабатывает. Человек способен поменять свое поведение волевым усилием, но ведь в своей сущности он при этом не меняется, а, значит, ему придется все время держать себя в узде, чтобы не дай Бог не выдать неправильную реакцию. А кому потом будет выставлен счет за это постоянное напряжение?

Именно поэтому мужья часто сбегают от своих жен — сначала они соглашаются измениться ради любимой в некоторых незначительных мелочах, а когда внутреннее напряжение, возникшее в результате постоянной необходимости себя контролировать, доходит до точки кипения, все заканчивается изменами и разводами. Поменять свое поведение можно, но только ценой соответственного натяжения душевных струн, которое в итоге приводит к тому, что казавшиеся раем отношения превращаются в ад, из которого очень хочется сбежать.

Но отношения — это простой пример… как готовка борща в сравнении с проблемами кораблестроения. Есть задача гораздо более сложная, к выполнению которой мы подходим с той же детской непосредственностью и некомпетентностью, а в итоге имеем куда более печальные последствия.

Что мы вообще знаем об этой Жизни? Зачем? Для чего? Куда?

В конце концов, мы все просто хотим быть счастливыми — это очевидно, но каковы наши представления на этот счет? Что мы знаем о счастье и о том, где именно следует его искать? Как ни прискорбно, ответ среднего человека на этот вопрос уподобляет его корове, смирно и умиротворенно идущей, куда все… даже, если все идут прямехонько на скотобойню.

Ничего не зная о жизни, мы просто идем, куда и все, и верим, что счастье именно там — в этом темном здании впереди, куда все заходят и никто не выходит. Мы так привыкли верить в свои привычные представления и общепринятые стереотипы, что совершенно уже утратили вкус настоящей жизни. Мы живем, опираясь на веру, и очень разочаровываемся в жизни, когда она отказывается соответствовать нашим ожиданиям. Мы даже готовы умереть за свои верования, потому что нам важнее быть правыми, чем сытыми.

И все-таки мы не прекращаем попыток прогнуть жизнь в направлении своих представлений, а когда у нас это не выходит, чувствуем себя слабыми и неполноценными или считаем жизнь злой и несправедливой. И все эти страдания только потому, что, будучи несмышлеными наивными детьми, мы имели глупость поверить, что мы что-то знаем об этой жизни, и что нам остается лишь проявить должное упорство в достижении поставленной цели. Деньги, слава, семья — шагайте, куда все, не задавайте глупых вопросов, и счастье у вас в кармане…

Но ведь на самом деле никто не знает, куда идти…

Тогда, куда же мы все так бодро направляемся?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *