Понедельник начинается в субботу что значит

Смысл произведения «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких

«Понедельник начинается в субботу» — самое оптимистичное произведение братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Эту повесть они написали в 1965 году, когда эра «шестидесятников» еще не закончилась. История об ученых написана с неподражаемым юмором. В принципе подобная литература считается развлекательной. Однако в повести есть и определенный смысл.

Повесть состоит из трех глав. Каждая из них имеет свой сюжет, но они связаны между собой одними и теми же персонажами и местом действия.

Главный герой повести – программист Александр Привалов. Волею случая он оказывается в музее под названием ИЗНАКУРНОЖ (нетрудно догадаться, что это значит), в котором хранятся загадочные артефакты. В том числе и сказочные. Александру хочется выяснить природу феноменов щуки, которая умеет исполнять желания, толстого говорящего кота, волшебного зеркала. Однажды ему в руки попадает неразменный рубль, который после того как им расплатились за покупки, возвращается к владельцу. Возникает неприятная ситуация и Привалов оказывается в милиции. Вернувшись в музей, герой обнаруживает исчезновение дивана, на котором он спал. Данный предмет мебели на самом деле был транслятором реальности и являлся научно-исследовательским реквизитом. В конце главы Привалова приглашают на постоянную работу. Эта глава называется «Суета вокруг дивана».

Во второй главе Александр уже работает в некой организации НИИЧАВО — институте магии и чародейства в должности заведующего вычислительным центром. Однажды его дежурство выпадает на Новый Год. К своему удивлению он обнаруживает, что, несмотря на праздник, много сотрудников продолжает работать. Тут-то и выясняется, почему повесть называется «Понедельник начинается в субботу». Оказывается, сотрудники института не любят выходные и праздничные дни, поскольку их все время тянет на работу.

Вторая глава носит название «Суета сует». Плавное течение работы нарушается внезапным событием. В повествовании появляется новый персонаж – профессор Выбегалло. Этот «ученый» занимается созданием «человека совершенного». Но пока профессору удалось создать лишь кадавра, который ест все подряд и в любых количествах. Выбегалло руководствуется идеей, что сначала его детище должно удовлетворить свои материальные запросы, после чего оно начнет духовно развиваться. Но, вместо этого, кадавр лопается от переедания.

Но профессор не оставляет своей идеи и пытается создать полностью удовлетворенного человека. Ему это даже удается. Но созданный им гомункул, вместо того чтобы духовно совершенствоваться, начинает присваивать все ценности, до которых может дотянуться. В результате общими усилиями Потребителя удается закрыть в бутылке с джинном. Последний уничтожает творение профессора до того, как оно становится всемогущим.

В третьей главе, которая называется «Всяческая суета» речь идет о машине времени, хотя этот термин в тексте не упоминается. Привалов знакомится с директором НИИЧАВО Янусом Полуэктовым. Александр становится свидетелем того, как в кабинете начальника умирает говорящий попугай. На следующий же день птица жива и здорова. Выясняется, что основной задачей института является обоснование теории существования материальных объектов и событий в обратном временном порядке. На этом повесть заканчивается.

В свое время «Понедельник начинается в субботу» пользовался огромной популярностью, особенно в среде молодых ученых. С удовольствием повесть читают и сейчас. При сочинении «Понедельника…» Стругацкие писали некоторых своих персонажей с реальных людей. В основном их знакомых научных работников. А вот профессор Выбегалло является карикатурой на две весьма зловещие фигуры: академика Лысенко и писателя-фантаста Александра Казанцева. Все знают, какой огромный ущерб нанес Лысенко отечественной генетике. Казанцев же существенно навредил советской фантастике.

Особого смысла в свою повесть Стругацкие не вкладывали. Основная мысль, которая лежит на поверхности – это энтузиазм ученых, которые стремятся совершить прорыв в науке, открыть что-то новое. Немного затронута тема бюрократии в науке. А вот продолжение «Понедельника…» — «Сказка о тройке» уже является злободневной и весьма ядовитой сатирой. Поэтому прочитать ее во времена СССР было довольно сложно.

Источник

Понедельник начинается в субботу

«— Вам известно постановление Учёного совета? — осведомился тощий.
— Мне, товарищ Дёмин, известно, что понедельник начинается в субботу, — угрюмо сказал Корнеев.
»
— Диалог бюрократа и учёного

Понедельник начинается в субботу что значит

«Понедельник начинается в субботу» — одно из самых известных и весёлых произведений Стругацких. Определить жанр повести не так-то просто (в статье «Научная фантастика» жанр обозначили как «Научное фэнтези»). Сами авторы назвали его «сказка для научных сотрудников младшего возраста». И действительно, для привычной научной фантастики (которую писали в т. ч. и АБС) Сказочный мир и Легендарная реальность — абсолютно чуждые сеттинги, а в мире сказок и мифов неуместны реалии советского НИИ. Но в ПНвС Странная альтернативная реальность — советская действительность перемешана с волшебными, мифическими и сказочными элементами. Сейчас уже понятно, что братья написали своё произведение в направлении Магический реализм, в котором эти миры органично совмещаются. Магический НИИЧАВО (НИИ чародейства и волшебства) и творящиеся вокруг него чудеса поначалу удивляют протагониста, однако позже он привыкает к ним, как и все жители городка. Сотрудники института, которые пытаются найти практическое применение всевозможным магическим и паранормальным явлениям, не скрываются, к ним приезжают журналисты, их изобретения внедряются в быт. Просто о сотрудниках мало кто знает, так как магия как отрасль науки (в сеттинге она ближе к высшей математике, чем к маханию палочкой) мало кому из неспециалистов интересна (да и маги не слишком «рисуются» на публику — разве что Выбегаллы какие-нибудь…). И вообще это вполне обычные учёные, со всеми положительными и отрицательными вытекающими. Только волшебники.

Содержание

Сюжет [ править ]

Повесть состоит из 3 историй и послесловия.

Герои [ править ]

Тропы и штампы [ править ]

— Good God! — сказал Ойра-Ойра, протирая запорошённые глаза. — Canst thou not come in by usual way as decent people do. Sir, — добавил он.
— Beg thy pardon. [1] [2]

— …Замерцали экраны, загремели планетарные двигатели, в которых взрывался ка-гаммаплазмоин… — Как-как? — спросил Витька. — Ка-гамма-плазмоин. Или, скажем, мю-дельта-ионопласт.

Я дошел до стенда «Развитие идеи философского камня». Модест Матвеевич остановился, прочитал надпись на табличке: «Гомункулус лабораторный, общий вид». … Модест остановил меня. — А вы куда? На место, на место идите. Вы, извиняюсь, хамункулус? Ну и стойте, где положено…

Реалии НИИЧАВО [ править ]

Адаптации и фанфики [ править ]

Несмотря на популярность книги, с экранизацией ей не повезло.

Собственно приближался к станции назначения не я, а мой дубль. Дело в том, что накануне я был на праздновании тысячелетнего юбилея отдела Магнитного Запоминания Блаженства в кафе «Лель». Не будучи дураками, ребята прихватили с собой несколько бутылок сублимированного экстракта гореутолителя, которыми они склеивают часто рвущиеся магнитные ленты блаженства. Я хватил через край, впал в пароксизм довольства, начал цыкать зубом, воспарять, делать стойку на потолке, разбил люстру и с большим трудом трансгрессировался домой. Дома я перевязал разбитую о люстру голову полотенцем, смоченным оптимизированным раствором живой воды, и погрузился в освежающую нирвану. Нетрезвая моя фантазия рождала забавные образы, и один из них я материализовал, используя для заклинания сложение векторов Лагранжа и Елизаветы Ауэбах. Ко всему прочему я ошибся в 36-м знаке при извлечении корня из минус единицы! В результате получился велотавр, т.е. велосипед с головой Пегаса вместо руля. На велотавре сидел толстяк и управлял им за уши Пегаса. Сооружение дискретно носилось по комнате, а лошадиная голова блаженно плакала и пьяно вопила:

Тетя Поля, родная, Давай посидим на скамейке, Которую я смастерею Через несколько лет!

Потом наступило утро, и стало ясно, что о работе не может быть и речи. Тогда-то я и запустил в Фили своего дубля, запрограммировав ему умное выражение лица и способность важно подписывать согласованные документы. Итак, мой дубль приближался к станции назначения. Прибыв на нее, он вышел, повернулся налево, сделал 55 шагов и оказался. у наглухо закрытых ворот НИИЧАВО. В связи с переходом на пятидневную неделю понедельник в институте стал начинаться в пятницу. Суббота выпала из натурального ряда рабочих дней, и ее пришлось сделать выходным. Но это уже совсем другая история.

Источник

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

По мотивам этой книги сняли новогодний фильм «Чародеи». Но в кино показали самые крохи, по сути, была взята идея НИИЧАВО и музей Бабы-Яги. Слышала, что книжку рекомендуют читать детям, что лично меня приводит в большое недоумение.

Зачем, только потому, что в первой части фигурируют сказочные персонажи типа говорящего кота и Бабы Яги? Книга исключительно для взрослых уже по той причине, что даже взрослые не всегда способны понять, что сказки и фантастика это самое настоящая реальность. И да, Стругацкие подняли магию на ее место, на уровень науки. За это им, как говорится, респект и уважение. Итак поехали.

«В один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов, возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников, где правит энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью.»

Случайная встреча и необычный ночлег

Собственно, главный герой и вправду ехал в город Соловец и на дроге подобрал двух странных мужчин. Те, когда узнали где и кем он работает, предложили Александру новое место работы. По их словам, как и вся наука, они занимаются человеческим счастьем. Саша не согласился с ходу, на что мужики сказали, что у него есть время для подумать.

На ночь они его обязательно устроят, чтобы спал не в машине, а на чистых простынях. Такова их плата за проезд. Они приехали на улицу Лукоморье. Так вот на улице Лукоморье стоит гостиница избушка на курьих ножках. Здесь проживает Кот ученый и Змей Горыныч, а заправляла всем старушка Наина свет Киевна.

«Хозяйке было, наверное, за сто. Она шла к нам медленно, опираясь на суковатую палку, волоча ноги в валенках с галошами. Лицо у неё было тёмно-коричневое; из сплошной массы морщин выдавался вперёд и вниз нос, кривой и острый, как ятаган, а глаза были бледные, тусклые, словно бы закрытые бельмами.»

Ночные и дневные приключения Александра

Вот только ночь в гостиничном номере была чудной какой-то. Александр провел ее то ли во сне, то ли в бреду, то ли наяву. Видел немало интересного и чудесного в прямом смысле этого слова. И кота видел, что сказки говорит, и с щукой пообщался, что желания исполняет.

«Я размышлял. Тощие брошюрки общества «Знание» приучили меня к мысли, что разговаривать животные не способны. Сказки с детства убеждали в обратном. Согласен я был, конечно, с брошюрками, потому что никогда в жизни не видел говорящих животных. Даже попугаев. Я знавал одного попугая, который мог рычать, как тигр, но по-человечески он не умел. И вот теперь — щука, кот Василий и даже зеркало.»

Половину следующего дня Александр гулял по городу, зашел пообедать в чайную и там случайно подслушал разговор двух мужчин. Ну как разговор, отрывки предложений. Но по всему видимо, что разговор был о том самом диване, на котором он сегодня ночью спал и видел странные сны.

Домой ему отчаянно не хотелось, потому Саша пошел по городу и набрел на странный дом без дверей. Вывеска гласила, что это НИИЧАВО. По поводу произошедшего Александр очень здраво рассуждал:

«Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным.»

То есть, у нас банально нет информации, чтобы объяснить то или иное так сказать паранормальное событие. Оттого, чтобы не признавать свое невежество, мы говорим, что быть такого не может. Вот и все.

Неразменный пятак и исчезнувший диван

А волшебный пятак мне понравился. Вот бы такой иметь, всегда при деньгах будешь. Хотя пятака сегодня мало, даже стакан воды не купишь. Видимо, неразменный пятак заколдован бабулей Наиной Киевной. Не зря щука говорила о ее жадности. Но Александр-то ученый, он нашел этому куда более логичное объяснение:

«Итак, мы имели дело с так называемым неразменным пятаком в процессе его функционирования. Сам по себе факт неразменности не очень заинтересовал меня. Воображение моё было потрясено прежде всего возможностью внепространственного перемещения материального тела. Мне было совершенно ясно, что таинственный переход пятака от продавца к покупателю представляет собой не что иное, как частный случай пресловутой нуль-транспортировки, хорошо известной любителям научной фантастики также под псевдонимами: гиперпереход, репагулярный скачок, феномен Тарантоги… Открывающиеся перспективы были ослепительны.»

Александра поймала милиция при совершении им эксперимента. Пришлось оправдываться и писать объяснительную. Он вернулся домой, а чуть позже, когда Саша только на минуту вышел из комнаты, пропал диван. После этого в избу на курногах стали приходить странные посетители. А вот рассказ о том, что нужно, чтобы использовать волшебную палочку:

«— Искусство управлять умклайдетом, — сказал незнакомец, — это сложное и тонкое искусство. Вы ни в коем случае не должны огорчаться или упрекать себя. Курс управления умклайдетом занимает восемь семестров и требует основательного знания квантовой алхимии. Как программист вы, вероятно, без особого труда освоили бы умклайдет электронного уровня, так называемый УЭУ-17… Но квантовый умклайдет… гиперполя… трансгрессивные воплощения… обобщённый закон Ломоносова — Лавуазье… — Он виновато развёл руками»

На следующий день после истории с диваном Саша впервые увидел директора НИИЧАВО (Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства) Януса Полуэктовича в двух лицах и познакомился экспонатами музея, а там была и вода живая, и ступа, и скелет дракона и много чего еще. Собственно, после всего этого Александр с радостью пошел на работу в НИИЧАВО программистом. Вот здесь-то и начинается само интересное.

Институт Чародейства и Волшебства и его сотрудники

По всей видимости, Саша проработал в институте Чародейства и Волшебства уже несколько месяцев. Как раз наступают новогодние праздники, и он должен заступить на дежурство. Модест Матвеевич нудный и невежественный завхоз дает ему последние распоряжения. Больше всего мне понравилось следующее:

«…никого не пускать. Вот это список лиц, которым разрешено пользование лабораториями в ночной период, но всё равно тоже не пускать, потому что праздник. Во всём институте чтобы ни одной живой души. Всякие там другие души — пусть, но живой души чтобы ни одной. Демонов на входе и выходе заговорить. Понимаете обстановку? Живые души не должны входить, а все прочие не должны выходить. Потому что уже был прен-цендент: сбежал чёрт и украл луну. Широко известный прен-цендент, даже в кино отражён.»

Все работники НИИЧАВО потрясающие и незаурядные люди. У каждого своя история, свой характер. Кстати, многие живут уже несколько веков. Сам институт вполне себе научный и магию здесь изучают как вполне состоятельную и очень перспективную науку. В НИИ много очень интересных отделов, например, Отдел по изучению счастья или смысла жизни.

Амвросий Амбруазович Выбегалло напомнил мне Хагрида. Хотя хранитель ключей Хогвартса в отличие от него был добрый и душевный. Выбегалло выводил нового совершенного человека и искренне считал, что самое главное это его плотская удовлетворенность.

Да, в свободное время Роман Ойра-Ойра, тот самый что пригласил Сашу на работу, учил его колдовать: творить заклинания, материализовывать вещи и продукты. А еще с институте работает сам Мерлин и заведует он отделом предсказаний и пророчеств, хотя предсказывает исключительно погоду.

Особенности пространства в НИИЧАВО

Здание НИИ довольно старое и изрядно заплесневевшее. Под потолком кружат летучие мыши, в углах стоят латы, везде бродят демоны, призраки и прочая нечисть. Снаружи здание выглядело как двухэтажное, внутри было не меньше 12 этажей. Интересно, а не были ли 10 из них закопанными? Вправо и влево от вестибюля институт имел продолжительность не менее километра, но все окна по странной особенности выходили на небольшую улицу перед ним. Вот такие странности пространства.

На первом этаже размещался Отдел Линейного счастья. На втором был отдел Оборонной магии. Его сотрудниками были умершие. Да, в подвале содержалась разная нечисть — вурдалаки, ископаемые существа и даже сам Кощей Бессмертный. Тут же было огромнейшее книгохранилище. На третьем этаже был отдел Предсказаний и Пророчеств.

Четвертый этаж содержал отдел Вечной молодости и электронный отдел с компьютерным агрегатом Алдан — гордостью Александра. Интересно, у компьютера есть ИИ и душа? На пятом располагался хозяйственно-административный блок, отдел Абсолютного знания и лаборатория, где Вибегалло выводил идеального человека. На шестом этаже располагался отдел Универсальных превращений. Увы, дальше Саша не пошел…

Кто такие дубли и встреча Нового года – глупое занятие

Видимо, документы это некое ограничение. И действительно, разве должен человек удостоверять себя какой-то бумажкой, которая при отсутствии вообще лишает человека личности? Кстати, волшебников приходится разгонять с работы в новый год:

«— Опомнись! Двенадцатый же час! Тебя же ждут! Верочка ждёт!

— Не, — отвечал он. — Я им туда дубля послал. Хороший дубль, развесистый… Дурак дураком. Анекдоты, стойку делает, танцует, как вол…»

Более того, после двенадцати ночи институт снова наполнился сотрудниками. Все считают, что новогоднее веселье это глупое занятие и пустая трата времени. И действительно, от чего им отдыхать, если они буквально живут своей работой, которая будет поинтереснее любого хобби. Смысл названия «Понедельник начинается в субботу» говорит как раз об этом. У магов нет выходных и отдых им заменяет работа.

«Трудовое законодательство нарушалось злостно и повсеместно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней лёгкости.

Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди.»

Происшествие в новогоднюю ночь

Именно сегодня в лаборатории Выбегалло произошло знатное событие. Когда вылупился его экземпляр неудовлетворенного желудочно человека, можно описать в двух словах: чем больше жрешь, тем больше хочется. И это применимо не только к еде, но и к любым материальным потребностям или удовольствиям.

Вот только Выбегалло ошибается. У потребителя нет ни желания, ни потребности развиваться духовно. Я не говорю о просмотре кино или других пустых развлечениях только ради развлечений. Это не духовный рост, это такое же потребительство. Но Выбегалло обещает, что в ближайшие часы вылупится его второй экземпляр идеального человека — абсолютный потребитель. Кстати, первую модель разорвало от неумерного жратья. Теперь все переживают, что появление второй модели может угрожать не только институту, но и всему городу.

Так что там с исполином-потребителем? Он не только наделен огромными желаниями, но еще и силой магически все это получать. То есть, только народившись, он так много всего хотел, что моментально забрал у окружающих магов все, что ему захотелось. И это благо, что Ойра-Ойра остановил его, уничтожив в самом зародыше.

«Я говорил ему тысячу раз: «Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребёт все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернёт пространство, закуклится и остановит время». А Выбегалло никак не может взять в толк, что истинный исполин духа не столько потребляет, сколько думает и чувствует.»

Путешествие в литературное будущее

Следующее происшествие случилось только весной. Саша Привалов в большой печали. Его верный вычислительный аппарат Алдан прошлым вечером загорелся и надолго вышел из строя. Так что теперь программисту приходится бездельничать, и он ищет любые способы занять себя чем-то полезным. Так Александр попал на интересную лекцию. Очень мне понравилось предположение или утверждение, что мир, выдуманный писателями, существует:

«По его словам, реально существует мир, в котором живут и действуют Анна Каренина, Дон-Кихот, Шерлок Холмс, Григорий Мелехов и даже капитан Немо. Этот мир обладает своими весьма любопытными свойствами и закономерностями, и люди, населяющие его, тем более ярки, реальны и индивидуальны, чем более талантливо, страстно и правдиво описали их авторы соответствующих произведений.»

И конечно же, Саша вызвался, чтобы отправиться в машине времени в этот выдуманный, но реально существующий мир. Причем отправиться он решил в будущее, на что лектор заметил, что тогда в некоторых местах будут пустоты, еще не заполненные разными авторами. Путешествие оказалось прелюбопытнейшим.

Некоторые люди были странно или точнее не полностью одеты, но все объяснилось манерой писателей описывать своих персонажей, ведь некоторые авторы имеют обыкновение писать что-нибудь вроде «дверь отворилась, и на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и тёмных очках».

Город будущего был разделен на две половины. На одной стороне все были счастливы, отправляли в полеты звездолеты, читали стихи и радовались. На второй половине всегда шла война, случались нашествия каких-то монстров. Это происходило из-за того, что все писатели в целом делились на две группы: одни писали утопии, вторые антиутопии.

«После двухтысячного года начались провалы во времени. Я летел через время, лишённое материи. В таких местах было темно, и только изредка за серой стеной вспыхивали взрывы и разгорались зарева. Время от времени город вновь обступал меня, и с каждым разом здания его становились выше, сферические купола становились всё прозрачнее, а звездолётов на площади становилось всё меньше. Из-за стены непрерывно поднимался дым.»

«— Это так называемая Железная Стена, — ответил он. — К сожалению, мне неизвестна этимология обоих этих слов, но я знаю, что она разделяет два мира — Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим.»

«Я приоткрыл дверцу. Тррах! Бах! Уау! Аи-и-и-и! Ду-ду-ду-ду-ду! Все пять моих чувств были травмированы одновременно. Я увидел красивую блондинку с неприличной татуировкой меж лопаток, голую и длинноногую, палившую из двух автоматических пистолетов в некрасивого брюнета, из которого при каждом попадании летели красные брызги. Я услыхал грохот разрывов и душераздирающий рёв чудовищ. Я обонял неописуемый смрад гнилого горелого небелкового мяса. Раскалённый ветер недалёкого ядерного взрыва опалил моё лицо, а на языке я ощутил отвратительный вкус рассеянной в воздухе протоплазмы. Я шарахнулся и судорожно захлопнул дверцу, едва не прищемив себе голову. Воздух показался мне сладким, а мир — прекрасным.»

Попугайчик Фотон и движение из будущего в прошлое

А потом работники института там и тут начали находить живых и мертвых зеленых попугайчиков. Точнее, им почему-то кажется, что попугайчик всегда был один. О как, только вчера посмотрела фильм «Довод», где было примерно следующее:

«Контрамоция — это, по определению, движение по времени в обратную сторону. Как нейтрино. Но вся беда в том, что если бы попугай был контрамотом, он летал бы задом наперёд и не умирал бы на наших глазах, а оживал бы… А вообще-то идея хорошая. Попугай-контрамот действительно мог бы знать кое-что о космосе. Он же живёт из будущего в прошлое. А контрамот-Янус действительно не мог бы знать, что происходило в нашем «вчера». Потому что наше «вчера» было бы для него «завтра».»

Нолан знаком с произведениями Стругацких? Или просто совпадение? Так что же там с Янусами? Маги додумались до того, что в полночь каждого дня один Янус перемещается как положено в завтрашний день, а другой во вчерашний. То есть, они словно бы расходятся друг от друга. И в какой-то день рядом с одним из Янусов оказался и попугайчик Фотон.

Судьба прописана, но выбор есть всегда…

Таким образом, для Януса, который двигается назад, будущим является его же прошлое. И похоже, он не всегда в курсе того, что будет дальше. Зато он хорошо знает, что было в будущем:

«— Можно, я зайду к вам завтра с утра?

Он покачал головой и, как мне показалось, с некоторым злорадством ответил:

— Нет. Это никак не возможно. Завтра с утра вас, Александр Иванович, вызовет Китежградский завод, и мне придётся дать вам командировку.

Я почувствовал себя глупо. Было что-то унизительное в этом детерминизме, обрекавшем меня, самостоятельного человека со свободой воли, на совершенно определённые, не зависящие теперь от меня дела и поступки. И речь шла совсем не о том, хотелось мне ехать в Китежград или не хотелось. Теперь я не мог ни умереть, ни заболеть, ни закапризничать («вплоть до увольнения!»), я был обречён, и впервые я понял ужасный смысл этого слова. Я всегда знал, что плохо быть обречённым, например, на казнь или слепоту. Но быть обречённым даже на любовь самой славной девушки в мире, на интереснейшее кругосветное путешествие и на поездку в Китежград (куда я, кстати, рвался уже три месяца) тоже, оказывается, может быть крайне неприятно. Знание будущего представилось мне совсем в новом свете…»

Говорит ли это о том, что наше будущее прописано от и до? Вполне. А как же свобода выбора? Получается, ее нет? Ничего подобного. Просто существует еще сотня и даже тысяча реальностей со своим прописанным будущим. И мы, похоже, скачем в этих реальностях, как в компьютерной игре, выбирая свое будущее своими же поступками. Так что, изменить свою жизнь можно в любой момент. Ну и как подтверждение моих слов:

«— Плохо читать хорошую книгу с конца, не правда ли? — сказал Янус Полуэктович, откровенно за мной наблюдавший. — А что касается ваших вопросов, Александр Иванович, то… Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них… Вы это поймёте, — сказал он убедительно. — Вы это обязательно поймёте.

Позже я действительно это понял. Но это уже совсем-совсем другая история.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *