Помосский идол что символизирует
Символы плодородия доисторического Кипра
На Кипре, как и на многих других землях, с давних времен существовало поклонение плодородным силам природы.
Археологические раскопки позволяют нам увидеть то, как предки киприотов изображали силы плодородия во времена энеолита или медного века – это 6-5 тысяч лет назад, бронзового и железного веков – 3,6-2,6 тысячи лет назад.
Более ранних находок времен палеолита, как на территории Евразии, на Кипре не обнаружено. А вот находок времен энеолита и более поздних предостаточно. Эти находки очень интересные и совершенно уникальные по своей форме.
Оглавление
Энеолитические «про-афродиты» острова Кипр
Согласно древнегреческой мифологии на территории Кипра, в 25 км к югу от города Пафос родилась из пены богиня красоты, любви и плодородия Афродита.
Женские фигурки времен энеолита доказывают, что древнегреческий культ богини Афродиты лег на уже существовавший в этом регионе тысячи лет могущественный культ плодородия.
Древнегреческий культ почитания женственности в лице богини Афродиты заслуживает отдельного внимания и отдельной статьи. А здесь пойдет речь о «про-афродитах» острова Кипр.
Леди из Лемпы
Женские фигурки времен энеолита, найденные на Кипре довольно многообразны.
Очень примечательным экземпляром является женская статуэтка «Леди из Лемпы», название которой было дано в соответствии с деревней, в которой она была найдена в 1976 году.
«Леди из Лемпы», сделана из известняка, высота 36 см, возраст около 5000 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Это уникальная статуэтка из известняка 36 см в высоту представляет из себя обнаженную беременную женщину с короткими расставленными в стороны руками и длинной фаллической шеей.
Женственность этой статуэтки подчеркивается схематичным изображением ее грудей, больших бедер и выпуклого живота. Эти схематичные линии напоминают 2 «женских» треугольника, направленных вершиной вниз.
Нижняя часть фигурки явно указывает на женское начало, а шея и голова четко изображают мужское. Такое единение мужского и женского является очень точным отображением плодородия природы, ведь именно в соединении мужского и женского зарождается жизнь.
Также образ «Леди из Лемпы» можно рассматривать как указание на понимание человеческой природы в целом: голова в виде твёрдого фаллического символа, отвечающая за ум и мышление, таким образом соотносится с мужской природой, а мягкий низ тела с лобковым треугольником, отвечающим за чувственность – с женской природой.
Статуэтка «Леди из Лемпы» была найдена при археологических раскопках поселения времен энеолита в районе деревни Лемпа, что в 4 км к северу от города Пафос.
«Леди из Лемпы» датируют возрастом около 5000 лет. Она была найдена внутри здания, которое специалисты истолковали как культовое сооружение.
Статуэтка довольно крупная, по сравнению с другим находками, поэтому предполагается, что она располагалась в культовом месте. Меньшие по размеру статуэтки, найденные в обычных домах или могилах, рассматриваются как реплики больших статуэток.
Сегодня в Лемпе можно увидеть не только фундаменты древних жилищ, но и посмотреть на результаты археологического эксперимента, проведенного Эдинбургским университетом.
В конце 80-х годов XX века в Лемпе шотландские археологи построили экспериментальную деревню, используя при строительстве только те материалы и орудия, которые были известны и доступны человеку энеолита.
Поселение состоит из нескольких круглых жилищ с глинобитными стенами. В настоящее время некоторые строения уже начали разрушаться.
Восстановленные жилища на раскопках древнего поселения, Лемпа, 4 км от Пафоса, Кипр
Рожающая женщина из Киссонерги
Еще одним интересным экземпляром богини плодородия кипрского энеолита является фигурка рожающей женщины из Киссонерги.
При археологических раскопках в 8 километрах к северу от Пафоса в районе небольшой деревушки Киссонерги была найдена совершенно уникальная статуэтка из глины, представляющая из себя фигурку женщины, сидящей на табурете в акте родов.
Ее также датируют возрастом около 5000 лет. У нее такая же удлиненная фаллическая шея, как и у фигурки из Лемпы.
Глиняная фигурка рожающей женщины из Киссонерги, высота около 20 см, возраст 5000 тысяч лет, археологический музей Кипра в Никосии
Фрагменты статуэток
При археологических раскопках на Кипре находили не только целые фигурки, но и фрагменты статуэток.
Вот к примеру нижняя часть сломанной женской фигурки с характерными надрезами, представляющими женские гениталии.
Фигурки поздней бронзы — «птицеподобные» и с руками на животе
Во времена позднего бронзового века, 3650-3050 лет назад на Кипре появились 2 новых вида женских фигурок.
Первый вид этих фигурок назван «птицеподобные», так как их округлые глаза, смоделированные глиной очень похожи на птиц.
С ушей «женщин-птиц» зачастую свисают круговые серьги, иногда они держат младенца в левой руке. Их груди и бедра хорошо акцентированы, и также подчеркнут лобковый треугольник.
Считается, что этот тип фигурок имеет связь с Сирией.
«Птицеподобные» женские статуэтки, возраст 3650-3050 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Фигурки, принадлежащие ко второму типу, имеют более натуралистичные черты лица, треугольную голову плоскую сверху и более выразительные лица.
Они обычно изображаются с руками, приложенными на живот, лобковый треугольник у этого типа фигурок также подчеркнут.
Вероятнее всего этот тип фигурок тоже был завезен на Кипр со стороны.
Женские статуэтки с руками на животе, возраст 3650-3050 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Кипрские богини с поднятыми руками времен железного века
3100 лет назад в начале геометрического периода железного века на Кипре появился другой тип женских статуэток — это богиня с поднятыми руками.
Этот тип фигурок возник в Эгейском регионе и был чрезвычайно популярен на Кипре в течение 500 лет.
Эти фигурки достаточно схематичны, часто с подчеркнутой грудью, украшениями и высоким головным убором.
Женские статуэтки с поднятыми руками, возраст 3100-2600 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Дощечко-образные женские фигурки ранней и средней бронзы
Еще одним интересным видом женских статуэток доисторического Кипра являются дощечко-образные женские фигурки.
Их датируют ранним и средним бронзовым веком 4100-3600 лет назад.
Эти фигурки чрезвычайно схематичны по форме и обычно сделаны из камня. Наиболее характерной чертой этих фигурок является их плоское прямоугольное тело с более узким прямоугольником, представляющим шею и голову.
Черты лица, волосы, различные детали тела, одежды и ювелирных изделий либо вырезаны, либо раскрашены на обеих поверхностях фигурок.
У многих из этих фигурок проколоты уши, указывающие на то, что из них могут быть подвешены серьги. Некоторые из этих фигурок представляют собой женщин, которые держат младенцев.
Дощечко-образные женские статуэтки, возраст 4100-3600 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Самые знаменитые символы плодородия на Кипре — крестообразные статуэтки
Самые знаменитые символы плодородия доисторического Кипра — крестообразные статуэтки, которых на Кипре было найдено достаточно много.
Они различны по высоте, некоторые из них совсем небольших размеров, их носили на шее в качестве амулета.
Крестообразные символы плодородия, сделаны из пикролита, археологический музей Кипра в Никосии
Помосский идол
Самую известную из крестообразных кипрских фигурок называют «Помосский идол».
Эта статуэтка найдена в районе деревни Помос, около 60 километров севернее Пафоса. Эта крестообразная фигурка из минерала пикролит, то есть видоизмененного серпентина.
Помосский идол датируют возрастом в 5400-4500 лет, размером он около 17 см в высоту.
Особенностью данной статуэтки является то, что на шее у нее изображен кулон точно такой же формы, как и сама статуэтка. Что говорит о прочно укоренившемся в культуре символизме. А также является интересным образцом рекурсии 5000-летней давности.
Помосский идол по центру, высота около 17 см, сделан из пикролита, возраст 5400-4500 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Помосский идол считается женской фигуркой, символизирующей плодородие. Но в этой статуэтке значительно сильнее сделан упор на форму креста.
Фигурки из перекрещенных тел
Среди крестообразных фигурок на Кипре найдены и такие, где наглядно показано, что крест получается соединением 2-х тел, положенных перпендикулярно одно на другое в области сердца.
В некоторых фигурках подчеркнуто, что тела — разнополые, в других тела не имеют явно выраженных половых признаков.
Статуэтка слева, в которой перекрещены 2 тела, сделана из пикролита, высота около 13 см, возраст около 5000 лет, археологический музей Кипра в Никосии
Расположение разнополых тел перпендикулярно друг к другу говорит о понимании древними мастерами разницы между женским и мужским началом, и о способе балансирования одного другим с точкой равновесия в центре сердца.
Фигурку на фото выше можно поставить так, что вертикальное тело станет горизонтальным – что подчеркивает их равнозначность.
Соединение 2-х тел в области сердца явно несет в себе символику любви. Мы сегодня так же, как и люди 5000 лет назад, чувствуем любовь в сердце и говорим о сердечной близости.
Символ креста
Символ креста показывает различие и единство мужского и женского начал, как между отдельными разнополыми людьми, так и в одном человеке.
Также во многих крестообразных фигурках вертикальное более крупное тело имеет женские половые признаки, а горизонтальное тело – мужское, что позволяет рассматривать эти фигурки и как один из первых прообразов Богоматери держащей младенца на руках.
Выглядит так, что со временем в фигурках остался лишь символ креста без детализации той истории, каким образом он выкристаллизовался.
Крестианство — вера в любовь и единство в сердце
Помосский идол является предметом древнего культа, который по праву можно назвать Крестианством.
Похоже, что древнее Крестианство символизировало единение мужского и женского, в противовес жестких представлений и предписаний.
Это даже не баланс между реальными или внутренними мужчиной и женщиной — это свобода любви между ними, как между высотой и шириной.
Их сердечное единство включает в себя оба этих пола и в то же время существует вне половой принадлежности и влечения, и когда это происходит, можно уже говорить не о мужской или женской природе человека, но о божественной.
Смотря на помосского идола, возникает необыкновенное чувство близости, даже родства и изумления, так как видишь на шее висящий крестик, так же, как на шеях миллионов современных людей. И это при том, что этот крестик на шее у помосской статуэтки появился более чем за 3 тысячи лет до рождения Иисуса Христа.
Помосский идол рождает чувство потерянности во времени или ощущение какого-то пробела в истории.
Этот крестик на шее навевает мысль о том, что Крестианство – как вера в любовь и единство в сердце существовало задолго до рождения Иисуса, а с ним обрело новую историю.
Помосский идол сегодня стал символом Кипра, с ним продаются различные сувениры и украшения. Помосского идола можно увидеть и на монетах достоинством в 1 и 2 евро, выпущенных после перехода Кипра на евро в 2008 году.
Помосский идол – магнит, монеты в 1 и 2 евро, серебряная подвеска
На въезде в поселок Помос, где была найдена фигурка, стоит памятник помосскому идолу:
Памятник помосскому идолу на въезде в поселок Помос
Доисторические наперсные крестики.
Самую известную из крестообразных кипрских фигурок называют «Помосский идол». Эта статуэтка найдена в районе деревни Помос, около 60 километров севернее Пафоса. Помосский идол датируют возрастом в 5400-4500 лет, размером он около 17 см в высоту. Особенностью данной статуэтки является то, что на шее у неё изображён кулон точно такой же формы, как и сама статуэтка. Что говорит о прочно укоренившемся в культуре символизме. А также является интересным образцом рекурсии 5000-летней давности.
Помосский идол по центру, высота около 17 см, сделан из пикролита, возраст 5400-4500 лет, археологический музей Кипра в Никосии.
Помосский идол считается женской фигуркой, символизирующей плодородие. Но в этой статуэтке значительно сильнее сделан упор на форму креста.
Среди крестообразных фигурок на Кипре найдены и такие, где наглядно показано, что крест получается соединением 2-х тел, положенных перпендикулярно одно на другое в области сердца. В некоторых фигурках подчёркнуто, что тела — разнополые, в других тела не имеют явно выраженных половых признаков.
Статуэтка слева, в которой перекрещены 2 тела, сделана из пикролита, высота около 13 см, возраст около 5000 лет, археологический музей Кипра в Никосии.
Расположение разнополых тел перпендикулярно друг к другу говорит о понимании древними мастерами разницы между женским и мужским началом, и о способе балансирования одного другим с точкой равновесия в центре сердца. Фигурку на фото выше можно поставить так, что вертикальное тело станет горизонтальным – что подчёркивает их равнозначность.
Также во многих крестообразных фигурках вертикальное более крупное тело имеет женские половые признаки, а горизонтальное тело – мужское, что позволяет рассматривать эти фигурки и как один из первых прообразов Богоматери, держащей младенца на руках.
Помосский идол сегодня стал символом Кипра, с ним продаются различные сувениры и украшения. Помосского идола можно увидеть и на монетах достоинством в 1 и 2 евро, выпущенных после перехода Кипра на евро в 2008 году.
Помосский идол – магнит, монеты в 1 и 2 евро, серебряная подвеска.
На въезде в поселок Помос, где была найдена фигурка, стоит памятник помосскому идолу:
Источник фото.
Вот, оказывается, в какую древность уходит традиция ношения крестиков на шее! 3500 лет до Рождества Христова! Это как минимум. А может быть и ещё древнее.
В данной связи надо отметить, что женщины Древнего Рима носили на шее миниатюрные изображения фаллосов в качестве амулетов.
Интересно было бы выяснить, как соотносятся эти фаллические амулеты с крестообразными фигурками Кипра, которые тоже носили на шее.
Помосский идол что символизирует
Помос, эта крохотная рыбацкая деревушка на Кипре, известна на весь мир. А все благодаря древней скульптуре, найденной здесь, – Помосскому идолу, которого изображают на реверсе кипрских монет номиналом в один и два евро. Эта необычного вида скульптура – символ плодородия и процветания.
Богиня плодородия являлась центральным женским божеством у всех народов древнего мира. Армяне в древности молились богине-матери Анаит; у древних германцев богиней плодородия была Нерта; древнеегипетская царица неба Мут представляла богиню-мать, будучи покровительницей материнства; в ведийской религии Адити олицетворяла собой женское начало и высшее воплощение материнства. Была еще и балтийская Сауле – мощное божество, богиня плодородия, тепла и здоровья, покровительница сирот; греки почитали заимствованную из шумеро-аккадского пантеона богиню плодородия, любви и власти Астарту…
Невзирая на различие имен у разных народов – Мут, Пахт, Бхуми, Иштар, Астарта, Афродита – богиня эта представляла собой идентичные символы: плодородие, плотская любовь, войны и распри, материнство, покровительство детям…
Важно отметить, что у многих народов богиня плодородия представлена одновременно в двух началах – мужском и женском. Но разве плодородие возможно без того или другого? К примеру, планета Венера, символизирующая богиню плодородия, всегда является в двух ее аспектах: «Астар» – утренняя звезда, мужской персонаж, и «Астарт» – вечерняя звезда, женский персонаж. Оба этих противоположных аспекта сливаются в едином божестве и сохраняют свойства обоих полов: богиня плодородия – это и божество войны, и одновременно божество плотской любви и деторождения.
Культ военной ипостаси божества, дарящего плодородие, имел в те далекие времена важное значение, и потому к богине-матери обращались местные цари. В многочисленных древних источниках богиню плодородия с благоговением называют «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «воительница».
У многих народов мира богиня плодородия как равная восседала на одном троне с богом неба и даже являлась его супругой. Например, бог неба Ану решения принимал вместе со своей мудрой, рассудительной и проницательной женой – богиней плодородия Иштар, а остальные боги склонялись перед ней, с почтением и страхом внимая ее словам.
Именно в руках богини материнства находились судьбы всего сущего, а утрата «глаза богини-матери» (ее внимания) обрекала на неминуемую гибель. Поэтому строительство святилищ в честь дающей плодородие и жизнь богини считалось не обязанностью, но великой честью.
Одновременно с этим образ дарящей процветание богини был невероятно притягателен: на ее губах мед, глаза переливаются радужным светом, уста – сама жизнь, она – неисчерпаемый источник жизненной силы, здоровья и удачи, она очаровывает и влечет. По сути, это образ идеальной женщины – богиня плодородия в одном лице представляет Царицу, Деву и Великую Мать.
Среди многочисленных любовников таких богинь не только великие и знатные мужчины того времени – цари и боги, но и пастух, садовник, охотник и даже животные (лев, конь). На самом деле все взаимоотношения и связи богини являли собой символ плодородия, символ самой жизни.
В некоторых традициях культа божества плодородия существовал обряд «священного брака» – иерогамии, сексусального ритуала, символизирующего брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. В особенные дни лунного календаря культ плодородия приобретал оргиастические черты, когда в интимную связь вступали совершенно незнакомые люди. То, что в современном мире считается аморальным, в те далекие времена было лишь способом «обновления крови» малочисленных народов, спасением от почти неизбежного инцеста, ведь во время оргий женщины могли забеременеть от мужчин, приехавших в святилище богини плодородия из далеких земель.
В те времена акт физической любви трактовался как обряд плодородия, символ мистического слияния с божеством, наивысшего блаженства такого единения. Жрицы и жрецы культа богини плодородия и сами становились культовыми фигурами, а их особый статус был закреплен законом.
На всех землях, где когда-либо жил человек, археологи находят иногда простые, а иногда и роскошные святилища, построенные в честь богинь плодородия, материнства, процветания – Аштар, Анаит, Бхуми, Дементры, Исиды, Туран, Живы, Афродиты…
Здесь, на Кипре, до прихода греческой культуры было свое собственное божество, олицетворявшее плодородие.
ИДОЛ ИЗ ПОМОСА
Деревни Кипра – это гармоничное сочетание древних традиций и современных веяний туристической индустрии. В этих деревнях по-настоящему, а не напоказ, сохраняются самобытная культура и древние ремесла. Здесь время течет по-другому – люди никуда не торопятся, поражая своей умиротворенностью, жизнелюбием и гостеприимством. Одна из таких деревень – Помос. Это тихая рыбацкая гавань, откуда открываются великолепные виды на море и горы.
Трудно поверить, но эта маленькая деревня известна на весь мир. А все благодаря древней скульптуре богини плодородия, найденной здесь. Сегодня ее называют «Помосский идол». Примечательно, что и кипрская богиня плодородия предстает одновременно в двух ипостасях – мужской и женской. Фигурка выполнена в форме человечка с разведенными в сторону руками, ноги которого согнуты в коленях – раньше женщины рожали сидя, и кипрская богиня плодородия изображена в позе роженицы. У человечка длинная шея и широкое лицо – в древние времена это считалось эталоном женской красоты.
Примерная дата появления фигурки Помосского бога в качестве символа плодородия и процветания – IV–III тыс. до н. э., то есть эпоха энеолита.
Сегодня сотни фигурок, обнаруженных кипрскими археологами при раскопках древних языческих святилищ, хранятся в археологических музеях острова.
Любопытно, что даже после прихода на Кипр греческой культуры на протяжении нескольких тысячелетий фигурки Помосского бога плодородия паломники оставляли в качестве своего амулета и дара у алтаря святилища богини любви, красоты и плодородия Афродиты. Ведь какие бы имена и образы человек не давал новым богам, молимся мы всегда об одном – о продолжении жизни, о плодородии во всех своих начинаниях, о процветании, любви и здоровье, этом неизбежном условии красоты.
НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
В рамках празднований, проходящих по случаю избрания древнего города Пафос культурной столицей Европы – 2017, на набережной организована замечательная выставка расписанных фигурок Помосского бога. Живописные символизирующие плодородие фигурки длинной вереницей расставлены на открытом пространстве вдоль побережья возле археологического парка Пафоса. Любопытно, что на некоторых изображена богиня Афродита и другие символы плодородия – золотой гранат, Богородица…
Помосский идол что символизирует
Помосский идол ― один из главных символов Кипра, который можно увидеть, например, на монетах в один и два евро или на входе в аэропорт Пафоса. Это очень древнее изображение человека с разведенными руками, которое датируется примерно 3000 годом до н.э., то есть эпохой медного века.
Подобных идолов на Кипре находили и находят в больших количествах, в чем можно убедиться, посетив Кипрский музей в Никосии. Известно, что их клали в могилы женщин и детей. Таких же идолов находят и на развалинах храмов. Это заставляет предположить, что они символизируют плодородие и изображают сидящую женскую фигуру (именно в таком положении в те времена проходили роды), хотя установить пол со стропроцентной точностью невозможно. В высоту найденные идолы могут достигать от 5 до 15 см. Вероятно, их носили на шее в качестве амулета, что подтверждает наличие крепления на некоторых экземплярах.
Фото pixabay.com, bigcyprus.com.cy
В медном веке на Кипре, особенно в Пафосе, было широко распространено почитание богини плодородия. Первые такие фигурки были найдены в деревне Помос, откуда и пошло название «помосский идол», но теперь известно, что таких же идолов делали в районе современных деревень Лемба, Эрими, Киссонерга. В Сускью археологи даже обнаружили доисторическую мастерскую по изготовлению таких фигурок с остатками рабочих материалов и бракованными идолами. Спустя много лет место этой богини плодородия заняла Афродита.
В начале статьи использовано стоковое изображение от Depositphotos