Помните что ваша интонация это зеркало вашей эмоциональной жизни движение вашей
Сочинение 9.1 «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души…»
Задание 9.1:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г. Короленко.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для сочинения:
(1) Наша школа находится в переулке. (2) А сам я живу на московском Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.
(3) Раньше я, пробегая мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз, никогда не замечал этой знаменитой надписи. (4) А в прошлом году к нам пришел новый учитель литературы и спросил меня как-то, где я живу. (5) Я ответил. (6) А он говорит: «Знаю, это рядом с домом Пушкина». (7) Я как дурачок переспросил: «Какого Пушкина?» (8) Вроде бы у нас с ним общих знакомых с такой фамилией нет. «(9) Александра Сергеевича, — говорит он. — (10) Того самого, главного… (11)Ты, когда сегодня пойдешь домой, сделай одолжение, подыми голову и прочитай на доме пятьдесят три надпись на мемориальной доске».
(12) Я потом около этой доски, висящей на доме, час простоял, глазам своим не верил. (13) И представьте, ее повесили еще до моего рождения. (14) Полное отсутствие наблюдательности.
(15) А учитель таким хорошим оказался, Федор Федорович, мы его зовем сокращенно Эфэф, и фамилия у него смешная: Долгоносик… (16) Сам литератор, а фамилия зоологическая. (17) Но сначала он мне совсем не показался, потому что у него на каждый случай жизни припасена цитата из классической литературы, и мне это не понравилось. (18) Неужели у него своих слов нет? (19) Но потом я разобрался, и это мне стало нравиться. (20) Он как скажет какую-нибудь цитату, так и поставит точку. (21) Коротко, и объяснять ничего не надо. (22)И еще: когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть. (23) В общем, он необычный человек.
(24) Он редко смеется, хотя еще довольно молодой и не усталый. (25) Но он слова особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется. (26) И взгляд у него пристальный: разговаривая, он никогда не смотрит в сторону. (27) Эфэф всегда входит стремительно, точно боится опоздать. (28) Оглядит класс и скажет: «Не будем терять даром времени». (29) Но на классном часе он разрешает говорить, что только захочешь. (30) Можно даже шутить и нести всякую чепуховину, можно задавать любые вопросы.
(31) Он мне как-то сознался, что любит думать больше про незнакомых, чем про знакомых. (32) Про знакомых все знаешь, а про незнакомых можешь придумать то, что тебе хочется. (33) Я теперь тоже часто, как он, думаю про незнакомых. (34) Раньше я всегда думал про родных да про свой класс, и всё. (35) А теперь я увижу какого-нибудь человека на улице и целый день про него думаю, представляю, чем он занимается и кто его друзья.
(36) Однажды Рябов опоздал и сказал, что он задумался и проехал свою остановку. (37) Он притворялся, что говорит чистую правду, а на самом деле это была ложь, он противно врал и кривлялся.
— (38) Что это ты, Рябов, стал привирать, — сказал Эфэф. — (39) Раньше я за тобой этого не замечал.
(40) Он намеренно сделал ударение на слове «этого». (41) Значит, кое-что другое, что ему не очень нравилось, он за ним замечал.
(42) Эфэф склонился к своей старой солдатской полевой сумке, которая ему досталась в наследство от отца, и все примолкли и вытянули шеи. (43) И я вытянул шею: раз Эфэф полез в сумку, значит, будет дело. (44) У него там такие необыкновенные вещички лежат — закачаешься.(45) Он, например, однажды на уроке русского языка неожиданно вытащил из сумки какую-то тоненькую потрепанную книжонку и без всяких слов предупреждения стал ее читать.
(46) Я до сих пор помню, как Эфэф ее читал: без выражения, тихо, однообразно, точно не читал, а рассказывал то, что видел сам. (47) А потом, когда закончил, сказал: «Солдата, который написал эту книжку, уже нет в живых. — (48) И в сердцах, с обидой добавил: — Рановато он умер».
(49) Книжка пошла по рядам, и каждый ее рассматривал, а когда она дошла до меня, я открыл ее и прочел: «Эм. Казакевич. (50) Звезда». (51)А ниже от руки было написано: «Товарищу по землянке». (52) И стояла подпись автора. (53) Это отец Эфэф был товарищем по землянке. (54) Да, настоящая это была книжка, вся правда про то, как воевали, и про то, как погибали.
(55) Наконец Эфэф перестал копаться в своей исторической сумке и, к общему разочарованию, вытащил оттуда обыкновенную ученическую тетрадку в двенадцать листков.
— (56) Вот тебе тетрадь, Рябов, — сказал он. — (57) Будешь в нее записывать, сколько раз соврал.
(58) Это точно, он не любил вралей. (59)Он и другим уже давал такие тетради, но никогда потом про них не спрашивал. (60)Дал тетрадь, и все, а дальше поступай как хочешь.
(61) С Эфэф мы здорово подружились. (62) А в одной сложной истории, когда меня просто поедом ели и проходу не давали, он мне здорово помог, как настоящий друг. (63) Эфэф меня поддержал. (64) Учитель как-то толково объяснил, чего надо стесняться в жизни, а чего — нет. (65) И я ему поверил, и это меня, можно сказать, спасло.
Владимир Карпович Железников (1925-2015) — русский советский детский писатель, кинодраматург.
Пример сочинения 9.1:
Лингвист Борис Николаевич Головин утверждал: «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания». Действительно, интонация — это манера произношения, отражающая чувства говорящего к предмету, о котором он говорит, или к собеседнику, с которым он говорит. В общении людей интонация играет немаловажную роль, так как с какой интонацией вы будете обращаться к человеку, сразу будет понятно ваше отношение к нему и уровень вашей культуры. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. К. Железникова.
В предложениях 38-41 Фёдор Фёдорович, учитель литературы, при разговоре с опоздавшим на урок Рябовым намеренно сделал ударение на слове «этого» в предложении «Раньше я за тобой этого не замечал». Это говорит о том, что учитель знал, что ученик его обманывает, а вралей он не любил, поэтому своей интонацией хотел донести ему это.
В предложениях 46-48 мы видим, как рассказчик помнит до сих пор, с какой интонацией читал им книжку учитель, которая досталась ему от отца. Фёдор Фёдорович читал без выражения, тихо, будто не читал, а рассказывал то, что видел сам. Это еще раз доказывает, что интонационное «оформление» речи играет огромную роль.
Таким образом, мы доказали справедливость слов лингвиста Б. Н. Головина.
Портфель для словесника
Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников
Вариант 10 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык
Вариант 10 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых
Часть 1
1. Изложение
2. Синтаксический анализ.
(1) В женских портретах, написанных Фёдором Рокотовым, одним из ярчайших живописцев XVIII столетия, всегда присутствовала таинственность, которая проявлялась во всём: в полуулыбке, в удивлённом взгляде или в слегка прищуренных глазах.
(2) Женские образы, трепетные и пленительные, отражают изумительное мастерство художника.
(3) С «Портрета Струйской» на зрителя смотрит изящная женщина, облачённая в лёгкое серо-серебристое платье. (4)Волосы женщины высоко взбиты, их контур словно теряется на дымчатом фоне, чудесный длинный локон ниспадает на грудь; на утончённом овале лица ярко выделяются тёмные миндалевидные глаза.
(5)Художник создал поэтичный и чуть загадочный образ молодой женщины.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) таинственность проявлялась (предложение 1)
2) отражают мастерство (предложение 2)
3) смотрит женщина (предложение 3)
4) волосы взбиты (предложение 4)
5) создал образ (предложение 5)
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В устной речи иногда появляются слова-сорняки «это вот» (1) «так вот» и другие (2) однако (3) употребление «сорняков» неоправданно (4) ведь они засоряют речь (5) как и другие нелитературные элементы (6) а некоторые из «сорняков» относятся к вводным словам (7) но (8) не к месту употреблённые (9) они лишаются смысловой нагрузки (10) и эту особенность нелитературной речи удачно используют писатели для речевой характеристики персонажей своих произведений.
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЯЧУЩИЙСЯ — написание суффикса действительного причастия настоящего времени определяется спряжением глагола, от которого это причастие образовано.
2) ДОРОЖКА — написание согласной Ж в корне слова проверяется формой дорожек.
3) ХОРОШО (разобраться) — в окончании краткого имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.
4) НЕКОШЕНЫЙ (луг) — одиночное полное страдательное причастие прошедшего времени с НЕ- пишется слитно.
5) НЕФТЕПРОВОД — в сложном слове после твёрдого согласного пишется соединительная гласная Е.
Прочитайте текст и выполните задания 6-9.
(1)Бывают состояния, когда человеку не хватает духа, сил, воли, смелости сделать то, что он должен. (2)И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля. (З)Ему не хватает сил на поступок, иногда самый малый: не участвовать в дурном, возразить, помешать кому-то сделать плохое. (4)И если человек уступит своей слабости, не преодолеет малодушия, он может потерять себя в угоду людям с чуждым ему мировоззрением и стать зависимым от них, уступив им вопреки своей внутренней правде, своей совести и представлениям о добре и зле. (5)Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой! (6)Это непередаваемое ощущение головокружительно!
(7)Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции. (8)В разгар праздника я вспомнил, что обещал позвонить маме, и решил поискать место, где можно будет спокойно поговорить по телефону. (9)Я вышел из гостиной и заглянул в комнату именинника. (Ю)Несколько парней столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от чего- то, что их живо интересовало. «(11)Ага, смотри-ка! (12)Лезет! (13)Сейчас укусит!» (14)0ни ржали, визжали и, чуть отпрянув, вновь наседали на что-то, для меня невидимое.
(15)Я подошёл, привстал на цыпочки и заглянул через плечо одного из парней. (16)Оказывается, их привлекли зелёные существа, которые в виде недвижных веточек обычно покоились в прозрачной пластмассовой коробке. (17)Один из парней, белозубый и азартный, пшикал раз за разом из флакона с одеколоном внутрь коробки.
— (18)Дай теперь мне, слышь! — требовал другой, настойчиво оттесняя товарища. — (19)3аткни им воздух, перекрой весь кислород!
(20)Я смотрел и молчал, весь ватный от малодушия. (21)3аворожённый этим зрелищем и заколдованный своим малодушием, я замер: не мешаю, не вмешиваюсь. (22)Наконец, всё-таки сделав над собой усилие, я выдавил:
— Что вы делаете? (23)3ачем?!
(24) Меня не услышали.
(25) Жалость к живому перекрывало малодушное сомнение: зачем препятствовать?
(26) Нарываться на насмешки? (27)Идти на конфликт? (28)Не лучше ли уйти из комнаты? (29)Просто выйти? (ЗО)Подумаешь, это же всего-навсего насекомые, даже названия которых я не знаю.
— (ЗЗ)Эй, вы что?! (34)Это моё! — завопил я и, резко и уверенно растолкав парней, точным движением выхватил у них коробку и бросился в гостиную.
— (35)Твоё? (Зб)Как твоё? (37)Стой! — неслось вслед растерянно-злое.
— (38)Алёша, смотри! — (39)3адыхаясь от волнения, я подскочил к имениннику. — (40)Их мучают. (41)Как называются? — (42)Я поднял к его лицу коробку. — (43)Одеколоном поливают!
— (44)Это палочники, — обронил именинник, скользнув равнодушным взглядом по насекомым. — (45)Да пускай развлекаются. (46)Всё равно выбросить хотел.
(47)Я не поверил своим ушам. (48)Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь. (49)Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги. (50)Правой рукой я заботливо прижимал широкий карман полушубка, в котором была коробка с живыми зелёными веточками. (51)Ущербный месяц, казалось, извивался в небе, суетном от снежинок. (52)Радость странной победы кружила мне голову.
* Сергей Александрович Шаргунов (род. в 1980 г.) — российский писатель, журналист, общественный и политический деятель, радио- и телеведущий.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Парни без разрешения взяли коробку с насекомыми, а рассказчик считал недопустимым брать чужое даже на время.
2) Рассказчику было жаль насекомых, которых мучили парни, прыская на них одеколоном.
3) Парни столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от коробки с палочниками, чтобы рассмотреть получше, что происходит в коробке в результате их жестоких опытов.
4) Рассказчик давно хотел иметь таких палочников, чтобы наблюдать за ними в любое время.
5) Рассказчик унёс с собой прозрачную пластмассовую коробку с палочниками — зелёными существами в виде веточек.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля.
2) Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции.
3) Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь.
4) Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги.
5) Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой!
8. Лексический анализ.
В первом абзаце текста найдите слово со значением «система взглядов, воззрений на природу и общество».
Выпишите это слово.
Часть 3
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: «Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Радость странной победы кружила мне голову».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3. Как Вы понимаете значение слова МАЛОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое малодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Средства выразительной устной речи, способы тренировки.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Средства выразительной устной речи, способы тренировки. Восемнадцатое декабря. Классная работа.
Выразительно прочитайте высказывания. Объясните, почему важно владеть интонацией. Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души (Б. Головин). Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский). Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный (Ю. Трифонов).
Выразительность — это свойство не только письменной, но и устной речи. Важно уметь использовать богатство русского языка при создании высказываний, но не менее важно уметь эти высказывания выразительно произнести, то есть правильно и уместно использовать интонационные средства.
передаёт смысловые и эмоциональные оттенки высказываний. Интонация складывается из движения голоса вверх или вниз (тона), его окраски (тембра голоса), силы (громкости) звучания, темпа речи (скорости произнесения), небольших перерывов (пауз) между отрезками речи. С помощью интонации в предложении может выделяться важное по смыслу слово. Интонация
Произнесите следующие высказывания, передавая с помощью интонации разные эмоции. Объясните, как «интонация эмоций» влияет на смысл высказываний. Менялось ли место логического уда-рения в зависимости от того, какие эмоции вы передавали? Объясните почему. Завтра мы идём в театр. Я люблю не лето, а зиму. Мне очень хочется мороженого. Вам ни о чём не нужно волноваться. Застегните пальто: на улице холодно. За диктант я получил четыре. Звонит телефон, нужно ответить. Я не ожидал от вас такого ответа. Какая красивая птичка сидит на ветке!
Выделение голосом какого-либо слова, важного по смыслу с точки зрения говорящего, называется логическим ударением.
Тон может быть восходящим, нисходящим или ровным. В русском языке для повествовательных предложений характерна интонация конца предложения — понижение тона в конце высказывания. Сравните: Сверкнула молния, и раздался гром. Сверкнула молния. Раздался гром. Для вопросительных предложений, которые не включают вопросительные слова, характерен восходящий тон: Сверкнула молния? Раздался гром? В предложениях с вопросительным словом тон к концу высказывания понижается: Где сверкнула молния? Когда раздался гром?
это специально придуманное высказывание с труднопроизносимым подбором звуков, шуточная прибаутка. Скороговорку трудно произнести в быстром темпе: Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали. Скороговорка —
Прочитайте скороговорки Михаила Давидовича Яснова сначала медленно, а затем в быстром темпе. Старайтесь отчётливо проговаривать все звуки. 1. Пели в поле у просёлка перепел и перепёлка, а перепелёнок плакал: вся пелёнка полиняла, и перепелёнка перепёлка перепеленала. 2. Ежели вы жили возле ежевичника и ежели вы не жили возле земляничника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье земляничное. 3. Если к таксе с таской, станет такса плак-сой, станет славной такса, если к таксе с ла-ской: чтоб не тосковала такса от досады и не так совала нос куда не надо!
Д/з: записать 3-4 скороговорки, подготовиться к к/р
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1580292
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по учебной дисциплине «Родной язык» «Интонационное богатство русской речи».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Русский язык
Тема: Интонационное богатство русской речи.
Тип занятия: комбинированный урок
• Образовательные : дать представление об интонации как ритмико-мелодической стороне языка, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи;
овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;
• Развивающие : развитие и совершенствование речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского языкы);
• Воспитательные : воспитывать уважительное отношение к языку, умение сплочённо и дружно работать в коллективе, культуру общения, ответственность за свое учение.
• обеспечиваемые: русский язык и культура речи, философия, история
Обеспечение занятия : презентация, дидактический материал.
Литература: Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.
уметь: осуществлять речевой самоконтроль, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
знать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Структура учебного занятия
Содержание основных элементов занятия
Приемы и методы обучения
1. Адаптация к условиям проведения зан-я (Орг. этап)
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Психологический настрой обучающихся
Нацеливание на работу
2. Актуализация опорных знаний
Запись высказывания учёного-биолога, исследователя физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П. Морозова.
— О чём размышляет учёный – биолог?
Метод контроля знаний
Выполнение письменной работы с взаимопроверкой
3. Создание целевой системы (Сообщение темы и целей урока) .
Формулировка темы и целей урока.
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока, делают записи в тетради.
4. Мотивация учебной деятельности.
Работа над интонацией.
Обучающиеся выполняют задание (самоконтроль)
5. Создание развивающего пространства
Интонационное богатство русской речи. (сообщение материала)
Метод обобщения и систематизации новых знаний
метод усвоения новых знаний
Обучающихся делают записи в тетради.
6. Моделирование рефлексорного пространства.
Выполнение практических заданий Работа в мини-группах.
Частично-поисковый метод Интегрированный метод
Обучающиеся выполняют задание
7. Подведение итогов урока.
– Что интересного было на уроке?
– Какие творческие работы вы выполняли?
Анализ оценивания знаний и умений обучающихся
Обучающиеся анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
8. Домашнее задание.
Выполнить письменно упражнение 265
Инструктаж к домашнему заданию
Записывают домашнее задание
1. Адаптация к условиям проведения занятия (Организационный этап)
2. Актуализация опорных знаний.
Запишем высказывание учёного-биолога, исследователя физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П. Морозова.
3. Создание целевой системы (Сообщение темы и целей урока).
Формулировка темы и целей урока.
4. Мотивация учебной деятельности.
Работа над интонацией.
Простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.
Это простое слово можно произнести на тысячу ладов.
5. Создание развивающего пространства
Интонационное богатство русской речи. (сообщение материала)
Грамотное владение интонацией – признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.
Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК).
В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.
ИК-1 нейтральная конструкция. (Сегодня хорошая погода. (Предложение с нейтральной интонацией.)
ИК-2 конструкция, в котором выделяется голосом значимое слово. (У нас сегодня занятия.)
ИК-3 вопросительные конструкции без вопросительных слов (Он умеет плавать?)
ИК-4 конструкции, имеющие официальный тон, требовательность. (Плавать он умеет?)
ИК-5 конструкции, имеющие восклицания с нейтральной оценкой. (Как он умеет плавать!)
ИК-6 конструкции с положительной оценкой. (Как он умеет плавать!)
ИК-7 конструкции с отрицательной оценкой . (Как он умеет плавать!)
Один и тот же тип ИК может восприниматься по-разному в зависимости от синтаксической конструкции и лексического состава предложения.
Например: ИК-2 она может выражать: вопрос: Как тебя зовут? просьбу: Дай мне, пожалуйста, попить. приказ: Закройте дверь! противопоставление: Меня зовут Аня. (А не Катя.)
Использование той или иной ИК может быть чисто индивидуальным, зависит от стиля речи говорящего.
Интонация передаёт не только смысловые, но и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.
И этим прекрасно пользовались русские писатели, тонкие знатоки богатства русской речи.
6. Моделирование рефлексорного пространства.
Выполнение практических заданий
Интонационный анализ фрагмента из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
Мы, конечно, не раз будем говорить об этом на уроках литературы. А сегодня обратимся к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» на первый разговор Стивы Облонского с женой после того, как она узнала о его измене.
— Прочитаем его. Обратите внимание на характеристику темпа речи героев, тембра голоса, интенсивность и высоту звучания голоса.
— Какое внутренне состояние героев раскрывает писатель?
— Как, не слыша голоса героев, мы догадываемся об интонации их голоса?
— Сделайте вывод о роли интонации в художественном произведении.
— Посмотрите фрагмент из кинофильма «Анна Каренина». Сумели ли артисты передать авторский замысел?
Ответ: передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой Долли проявляется в темпе ее речи, влияет на тембр ее голоса («сказала быстрым, не своим, грудным голосом»); раздражение, безысходное горе повышает высоту и интенсивность звучания (вскрикнула, закричала еще пронзительнее). У Стивы, наоборот, сознание своей вины и желание примирения заставляет его снизить высоту и интенсивность речи (сказал тихим, робким голосом).
По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.
Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
«Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.
«Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.
«Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.
«Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.
Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.
— У меня нет. Дай альбом.
— Да! Верно. Вот альбом.
Сегодня, благодаря научному подходу к изучению этого сложного явления и достижением техники, по интонации устанавливается идентификация личности, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.
7. Подведение итогов урока.
– Что интересного было на уроке?
– Какие творческие работы вы выполняли?
8. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов». (В. Набоков)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Русский язык
Тема: Интонационное богатство русской речи.
Тип занятия: комбинированный урок
Вид занятия: урок
Система целей:
• Образовательные: дать представление об интонации как ритмико-мелодической стороне языка, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи;
овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;
• Развивающие: развитие и совершенствование речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского языкы);
• Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к языку, умение сплочённо и дружно работать в коллективе, культуру общения, ответственность за свое учение.
Межпредметные связи:
• обеспечиваемые: русский язык и культура речи, философия, история
Обеспечение занятия: презентация, дидактический материал.
Литература: Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.
уметь: осуществлять речевой самоконтроль, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
знать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Структура учебного занятия
Элементызанятия
Содержание основных элементов занятия
Приемы и методы обучения
Деятельность обучающегося
1. Адаптация к условиям проведения зан-я(Орг. этап)
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Психологический настрой обучающихся
Нацеливание на работу
2.Актуализация опорных знаний
Запись высказывания учёного-биолога, исследователя физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П. Морозова.
— О чём размышляет учёный – биолог?
Метод контроля знаний
Выполнение письменной работы с взаимопроверкой
3. Создание целевой системы(Сообщение темы и целей урока).
Формулировка темы и целей урока.
Обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока, делают записи в тетради.
4. Мотивация учебной деятельности.
Работа над интонацией.
Обучающиеся выполняют задание (самоконтроль)
5. Создание развивающего пространства
Интонационное богатство русской речи. (сообщение материала)
Метод обобщения и систематизации новых знаний
метод усвоения новых знаний
Обучающихся делают записи в тетради.
6. Моделирование рефлексорного пространства.
Выполнение практических заданий Работа в мини-группах.
Частично-поисковый метод Интегрированный метод
Обучающиеся выполняют задание
7. Подведение итогов урока.
– Что интересного было на уроке?
– Какие творческие работы вы выполняли?
Анализ оценивания знаний и умений обучающихся
Обучающиеся анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
8. Домашнее задание.
Выполнить письменно упражнение 265
Инструктаж к домашнему заданию
Записывают домашнее задание
Ход урока
1. Адаптация к условиям проведения занятия(Организационный этап)
2.Актуализация опорных знаний.
Запишем высказывание учёного-биолога, исследователя физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П. Морозова.
3. Создание целевой системы(Сообщение темы и целей урока).
Формулировка темы и целей урока.
4. Мотивация учебной деятельности.
Работа над интонацией.
Простое слово «здравствуйте»можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.
Это простое слово можно произнести на тысячу ладов.
5. Создание развивающего пространства
Интонационное богатство русской речи. (сообщение материала)
Виды интонации:
Грамотное владение интонацией – признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.
Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК).
В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.
ИК-1 нейтральная конструкция. (Сегодня хорошая погода. (Предложение с нейтральной интонацией.)
ИК-2 конструкция, в котором выделяется голосом значимое слово. (У нас сегодня занятия.)
ИК-3 вопросительные конструкции без вопросительных слов (Он умеет плавать?)
ИК-4 конструкции, имеющие официальный тон, требовательность. (Плавать он умеет?)
ИК-5 конструкции, имеющие восклицания с нейтральной оценкой. (Как он умеет плавать!)
ИК-6 конструкции с положительной оценкой. (Как он умеет плавать!)
ИК-7 конструкции с отрицательной оценкой. (Как он умеет плавать!)
Один и тот же тип ИК может восприниматься по-разному в зависимости от синтаксической конструкции и лексического состава предложения.
Например: ИК-2 она может выражать: вопрос: Как тебя зовут? просьбу: Дай мне, пожалуйста, попить. приказ: Закройте дверь! противопоставление: Меня зовут Аня. (А не Катя.)
Использование той или иной ИК может быть чисто индивидуальным, зависит от стиля речи говорящего.
Интонация передаёт не только смысловые, но и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.
И этим прекрасно пользовались русские писатели, тонкие знатоки богатства русской речи.
6. Моделирование рефлексорного пространства.
Выполнение практических заданий
Интонационный анализ фрагмента из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
Мы, конечно, не раз будем говорить об этом на уроках литературы. А сегодня обратимся к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» на первый разговор Стивы Облонского с женой после того, как она узнала о его измене.
— Прочитаем его. Обратите внимание на характеристику темпа речи героев, тембра голоса, интенсивность и высоту звучания голоса.
— Какое внутренне состояние героев раскрывает писатель?
— Как, не слыша голоса героев, мы догадываемся об интонации их голоса?
— Сделайте вывод о роли интонации в художественном произведении.
— Посмотрите фрагмент из кинофильма «Анна Каренина». Сумели ли артисты передать авторский замысел?
Ответ: передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой Долли проявляется в темпе ее речи, влияет на тембр ее голоса («сказала быстрым, не своим, грудным голосом»); раздражение, безысходное горе повышает высоту и интенсивность звучания (вскрикнула, закричала еще пронзительнее). У Стивы, наоборот, сознание своей вины и желание примирения заставляет его снизить высоту и интенсивность речи (сказал тихим, робким голосом).
По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.
Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
Упражнение
Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.