Поминальный пакетик что кладут

Поминальный пакетик что кладутСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Поминальный пакетик что кладут

Написать этот пост меня заставила интересная находка из архива моего деда Намитокова Юсуфа Кадыровича. Мы с сестрой не так давно приводили в порядок семейный архив, и нам попался пожелтевший листок, адресованный Ю.К. Намитокову, с печатным текстом. В конце текста был добавлен один пункт, написанный от руки шариковой ручкой.

Содержание записки меня очень удивило…Но обо всем по порядку.

Сегодня в Адыгее говорят о необходимости упорядочивания похоронного обряда. Думаю, аналогичные проблемы есть и в других республиках, но, поскольку мне больше знакома ситуация в Адыгее, напишу об этом.

В АРИГИ (Адыгейском республиканском институте гуманитарных исследований), и об этом я уже писала в блоге дважды, провели несколько круглых столов с участием ученых, мусульманского духовенства и активистов с целью выработать рекомендации по систематизации, унификации и проведению похоронного обряда.

Намерение упорядочить похоронный обряд у современных адыгов справедливо – все прекрасно понимают, что из-за наших знаменитых кавказских понтов на тему «не хуже, чем у людей», в суете размывается главное назначение похоронного обряда – обеспечить усопшему достойные проводы в мир иной и помочь его близким родственникам пережить горе.

«Притча во языцех» похоронного обряда – знаменитые пакеты. Они раздаются на поминках, на 9 дней и на 40 дней. Каждый человек, посетивший поминальную трапезу, получает пакет с продуктами. Для пожилых людей, которые не смогли посетить поминки по состоянию здоровья, пакеты передаются через родственников. Лет 30 назад в пакеты клали стандартный набор из мяса и пшена.

Сегодня содержимое пакета определяет семья на свое усмотрение – к пшену и мясу добавляются чай, сладости, подсолнечное масло, сок, домашняя выпечка. Список открыт и может варьироваться до бесконечности. Более того, появилась индустрия похоронного обряда, частью которой является формирование содержимого пакетов – при желании можно купить специальные пластиковые пакеты зеленого цвета с мусульманской атрибутикой, предназначенные для раздачи именно поминальной еды.

Если род большой и семья покойного состоятельная, раздача пакетов не представляет проблемы, но если семья скромная, то выдержать соревнование и планку «не хуже чем у людей» непросто.

Увы, пакеты уже давно утратили свой первоначальный сакральный смысл, а именно вспомнить умершего добрым словом, поминая едой из его дома, и стали способом выражения достатка той или иной семьи и демонстрацией ее конкурентоспособности.

Возвратимся к началу моего поста. В архиве моего дедушки я нашла записку, переданную ему, судя по всему, интеллигенцией и старейшинами в одном из аулов. Мой дедушка в 1950-1970-е гг. был заведующим кафедрой педагогики и психологии Адыгейского государственного педагогического института, и, как все профессора и доценты в советское время, ездил в аулы Адыгеи с лекциями. Тематика лекций была разнообразной – от актуальной политической повестки и до обсуждения традиций и обычаев. Предполагаю, что во время такой лекции ему была передана записка, в которой было написано то, что позволяет предположить, что пакеты – это новое для 1960-х гг явление.

Вот фрагменты этой записки…

Поминальный пакетик что кладут

Поминальный пакетик что кладут

Во-первых, интересно то, что записка звучит актуально. Как будто написана не 70 лет назад, а сегодня.

Во-вторых, мы считаем, что раздача пакетов с едой – это традиция и хотим ее упоря дочить и унифицировать, а это неотрадиция, возникшая относительно недавно…

Зная, как внимательно наш дедушка относился к сохранению важных документов, думаю, он сохранил эту записку седи многочисленных архивных справок о семье Намитоковых неслучайно.

Источник

Поминальный пакетик что кладутСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Поминальный пакетик что кладут

Получится ли отменить «поминальные пакеты» на Кавказе?

Духовенство КЧР приняло решение не совершать дуа за умерших в тех семьях, где собирают и раздают поминальные сумки (пакеты) с едой. Решение вроде бы благое: действительно, в последние годы и пакеты, и поминальные столы на Кавказе превратились не в повод помянуть ушедшего, а в ярмарку тщеславия. Для обычных семей часто это обременительные расходы.

Однако есть нечто, на что нужно обратить внимание.

В-вторых, и это очевидно, обычай раздачи еды на похоронах не исчезнет в результате административных распоряжений. Советская власть боролась с некоторыми обычаями, образно говоря, «огнем и мечом», но они не исчезали, а видоизменялись или существовали в другой оболочке. В 1920-е гг., например, уплата калыма за невесту преподносилась как оформленное юридически дарение ее семье каких-то значительных подарков.

Поминальная трапеза и раздача еды в любой культуре – это не насыщение утробы, а всегда священнодействие, а еда в этом контексте – способ вспомнить об умершем, символически преломляя хлеб. И этот смысл, конечно, давно утраченный и неформулируемый в повседневной культуре, в подсознании присутствует. Предполагаю, что поэтому раздачу пакетов остановить невозможно, но можно попытаться регламентировать их содержимое каким-то скромным набором нужных, но непафосных продуктов. И ограничить раздачу кругом, например, пожилых и нуждающихся родственников и знакомых.

И, наконец, последнее. Даже отмена «пакетов» не сделает похоронный обряд необременительным для обычных семей. Есть еще много моментов, связанных с деятельностью тех же имамов на похоронах, которые тоже требуют от семей существенных расходов. Пакеты – это только верхушка айсберга.

Источник

Форум сайта Memoriam.ru

Наши приношения «на канун».

Поминальный пакетик что кладут

Наши приношения «на канун».

Сообщение Агния Львовна » 27 мар 2009, 10:36

Поминальный пакетик что кладут

Re: Булочка для голодного, пирожок для певчего.

Сообщение Кризисный психолог » 27 мар 2009, 14:59

А ОЧЕНЬ многие считают, что то что они приносят в храм из продуктов не милостыня, а как бы передача на тот свет усопшему еды. Поминальный пакетик что кладут

Поминальный пакетик что кладут

Re: Булочка для голодного, пирожок для певчего.

Сообщение Агния Львовна » 27 мар 2009, 18:33

Поминальный пакетик что кладут

Re: Булочка для голодного, пирожок для певчего.

Сообщение Кризисный психолог » 27 мар 2009, 19:18

Поминальный пакетик что кладут

Re: Булочка для голодного, пирожок для певчего.

Сообщение Агния Львовна » 27 мар 2009, 20:54

Поминальный пакетик что кладут

Re: Булочка для голодного, пирожок для певчего.

Сообщение Svetlana74 » 03 июн 2009, 19:14

Поминальный пакетик что кладут

Re: Булочка для голодного, пирожок для певчего.

Сообщение Ольга777 » 04 июн 2009, 09:59

Вот нашла с сайта П равославие и мир Поминовение усопших https://www.pravmir.ru/article_1037.html

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву. и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».
С уважением, священник Михаил Самохин.

Источник

Жители Кабардино-Балкарии согласны частично ограничить расходы на поминки

Отказаться от кормления пришедших на похороны людей жители Кабардино-Балкарии не готовы, но поддерживают необходимость ограничить раздачу поминальных пакетов с продуктами, показал опрос «Кавказского узла».

Как писал «Кавказский узел», пользователи Instagram призвали духовных лидеров Кабардино-Балкарии выступить против пышных похорон и поминок, которые, по их словам, вгоняют в долги многих жителей республики. Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарии еще в 2004 году запретило финансово обременительные поминки по умершим, но верующие продолжают их практиковать.

Муфтият своим постановлением «Об упорядочении похоронного обряда в Кабардино-Балкарии» запретил составление списков соболезнующих, которые дали пожертвование, а также раздачу милостыни (садака) согласно этим спискам. Кроме того, запрещено кормление соболезнующих в течение трех траурных дней родственниками покойного. Пришедшим на похороны после соболезнования не следует задерживаться более, чем на 10-20 минут, им также нельзя вести мирские разговоры, говорится в постановлении муфтията. Кроме того, духовное управление запретило проводить поминки на третий, седьмой, сороковой, пятьдесят второй дни после смерти, а также через полгода и в годовщину смерти.

Мнения опрошенных корреспондентом «Кавказского узла» жителей Кабардино-Балкарии о том, как следует проводить поминки по умершим, разделились. Одни считают, что традицию надо сохранить в чистом виде. Другие уверены, что пышные поминки следует отменить, так как они тяжелым бременем ложатся на семью, и так понесшую утрату близкого человека. Часть принявших участие в опросе убеждены, что традицию надо сохранить в том или ином виде.

Так, жительница кабардинского селения Малка (Зольский район КБР) Софият Шханукова считает, что если даже не устраивать пышные поминки, все равно полностью отменять их нельзя.

Сколько чего буду раздавать – буду решать я. Сколько времени оставаться в доме умершего, особенно если это мои родственники, тоже буду решать я

Что касается того, кормить или нет людей, которые пришли на похороны, по мнению Сафият Шхануковой, можно отменить забой крупного рогатого скота в этот день, но приехавших издалека стоит угостить хотя бы калмыцким чаем с лакумами (традиционные кабардинские пышки) и сыром. Этим обычно занимаются не хозяева, а их соседи, или родные, указала женщина.

Поминки обходятся в среднем от 350 тысяч рублей и больше

те, у кого нет средств на поминки, не должны брать в долг

По мнению Тутовой, пакеты с продуктами надо раздавать малоимущим. Кроме того, она считает, что те, у кого нет средств на поминки, не должны брать в долг – это не будет псапэ (милостью).

Женщина сообщила, что знает жителей республики, которые придерживаются того, что говорят имамы, и отменили раздачу пакеты с продуктами, а также не кормят соболезнующих. Однако есть и такие, кто продолжает действовать по старинке, указала Аминат Мусукова.

Деньги надо тратить на свое здоровье, а не беречь их для своих похорон. Для достойных похорон достаточно савана

Споры о том, как следует проводить поминки, идут давно, сообщил имам-хатыб Назир Ахматов, ведущий телепрограммы «Ууаз» на ВГТРК-КБР. По его словам, этот спор ведется между светским обществом и практикующими мусульманами. И даже среди практикующих мусульман на этот счет существуют разные мнения.

жертвующий не должен ждать одобрения от людей

Проведенный корреспондентом «Кавказского узла» блиц-опрос среди жителей Кабардино-Балкарии не носит характер репрезентативного и отражает только частные мнения.

Автор: Людмила Маратова источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Смертный узел: какой набор вещей должен был быть у каждого русского на случай смерти

Поминальный пакетик что кладут

В деревнях традиция собирать «смертный узел» сохранилась до сих пор. Во многом это объясняется и чисто практической стороной вопроса: чтобы, в случае неожиданной смерти пожилых родителей, облегчить последние проводы для молодежи, которая по большей части уезжает жить из деревни в город. Все необходимое для будущих похорон хозяйки хранили на дне сундука вместе с остальными домашними пожитками, завернув предварительно в платок, перевязанный с угла на угол – отсюда и название «смертный узел». С 1970-х годов вместо платков в ход пошли уже на тот момент вышедшие из моды, а потому утратившие свою повседневную ценность фанерные чемоданчики.

Традиционным цветом погребальной одежды на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере старения – чем почтеннее возраст, тем темнее наряд. Непременным условием было хоронить покойника в новом исподнем белье. Исключением были дети, умершие во младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны допущения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали все же шить обрядовую одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» принято было вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов, и движением иголки от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от того, в чем было принято ходить в повседневной жизни, тогда как с наступлением советского времени это правило утратило свою силу, одежда покойников стала идентична обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Оттого в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.

Последний наряд готовился со всей тщательностью – чтобы было не стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин было принято хоронить в рубахе, кальсонах, льняных портах и шапке. Женщин хоронили в сарафане с длинным рукавом, надетом поверх ночной рубашки, хлопчатобумажных чулках (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и в головном платке традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка чтут по-прежнему. Само погребальное платье должно было быть строгим – без лишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних дев.

Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно ходить в загробном мире, тапочки делались мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти, и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете с ноги не соскакивали».

В традиционный набор «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумагу молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки заготавливали также неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускался в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах бытовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *