Помчали красных девушек половецких что значит

Чьрленъ стягъ, бела хирюговь, чрьлена чолка

Слово о полку Игореве, который шел к Христу, а пришел к Богу.

Давайте, наконец-то разберемся, что здесь сказано Христом.

Вроде бы простые слова, да?

Но до сих пор их никто не понял.

Для начала, полностью этот отрывок:

Что здесь происходит?

Это смешно, но ни ученые, ни поэты до сих этого не знают, хотя думают, что знают.

Начнем с Д.С.Лихачева

» Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, разлетевшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото,
и паволоки,
и дорогие оксамиты.

Покрывалами,
и плащами,
и кожухами
стали мосты мостить но болотам
и топким местам,
и всякими узорочьями половецкими.

Червлен стяг,
белая хоругвь,
червлена чёлка,
серебряно древко –
храброму Святославичу!»

Объяснительный перевод Д.С. Лихачева:

«Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев. Богатая добыча досталась войску Игоря; сам же Игорь берет себе только боевые знаки врагов.

Это что за нелепость?

Какая может быть добыча на поле боя?

И откуда взялись девки с золотом на поле боя?

Догнали, сорвали с них покрывала, плащи, кожухи и бросили всё это в болото.

Игоря тоже прибарахлили, как-будто он пахан во главе банды.

Чем тут гордиться-то?

А тем, что происходит на самом деле.

А на самом деле здесь нет никакого боя с половцами, а есть только бегущие девки половецкие!

И нет никаких полков половецких, а есть только пОлки половецкие.

Это деревянные пОлки для торговли на рынке (я уже давно писал об этом, но сегодня будет добавка) с нашей стороны пограничной реки Сулы.

И это не какая-то лихачевская добыча, а это барахло с рынка, которым торговали половецкие девки и которое полетело в болото, чтобы пройти войску.

Чем торговали девки половецкие?

«Орьтъмами, и япончицами, и кожухы»

Это видимо то, что производили сами половцы и всё это могло быть с узорами половецкими.

А что там с золотом, паволокы(шелк) и дорогими оксамитами(камнями)?

А это, думаю, было на самих девках в качестве украшения.

А если тот же нищий и тоже лапти, но во фраке и золотыми перстнями, то другая.

А почему только девки? А не парни, например?

А девки потому, что для торговли надо знать русский язык, и взрослые его не знают, а молодежь знает.

Это как с компьютером, когда младенец в пеленках уже шарится в нем, а родители нет.

Также и здесь, потому что половцы пришли на Русь недавно и русские дети под половцами, всё равно будут общаться с половецкими детьми, а поэтому половецкие, когда подрастут, смогут торговать.

Когда половцы пришли на Русь?

Это требует отдельной статьи и я её напишу.

У ученых-историков они пришли на Русь в начале 11 века.

У Христа они пришли не раньше, чем лет через 10 после Рождения Христа в 6660 лето (1152) в Володимире (Боголюбово) а это вторая половина 12 века.

И прогнали половцев с Руси не мифические монголы, и было это не в 1223 году на Калке, когда, якобы, русские объединились с половцами против монголов и проиграли. Не было ни монголов, ни Калки, ни объединения русских с половцами(это маразм).

И было это не позже конца 12 века. С половцев это началось, а закончится завоеванием Европы и Азии Христом во главе русских войск.

Причем, Мстислав был мужем царицы Тамары и от них пошел род

БОГ-РАТионов-Бога рать. О чем даже не догадывался полководец Петр Багратион-потомок Христа на русской земле.А были еще и не на русской.

Итак, почему ученые не поняли, что это не бой с половцами, а разгром половецкого базара на нашей стороне Сулы?

«Наутро же, в пятницу, в обеденное время, встретились с полками половецкими»

Так и тянет добавить: Наутро же, в пятницу, в обеденное время, сразу после ужина в субботу.

Как один негодяй мог задурить всем головы?

И почему это продолжается до сих пор?

37. На рассвете, в пятницу, в туманах,
Стрелами по полю полетев,
Смяло войско половцев поганых
И умчало половецких дев.
Захватили золота без счета,
Груду аксамитов и шелков,
38. Вымостили топкие болота
Япанчами красными врагов.
39. А червленый стяг с хоругвью белой,
Челку и копье из серебра
Взял в награду Святославич смелый,
Не желая прочего добра
Копье из серебра? У Лихачева это серебряно древко, но одна хрень.

И Игорь перестал быть мародером!

Сначала статьи будут появляться в моем блоге на телетайпе. Там больше возможностей для оформления и там никто меня не удалит, если я поругаю Лихачева.

Источник

Помчали красных девушек половецких что значит

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?

5.2. Е. В. Барсов считал автора «Слова о полку Игореве» истинным патриотом: «Его глубочайшая любовь к русской земле, к ее славе, к ее чести, делают бессмертным его произведение». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

А половцы непроторенными дорогами

помчались к Дону Великому.

Кричат телеги в полуночи,

словно лебеди вспугнутые.

А Игорь к Дону войско ведёт!

Уже беду его подстерегают птицы

волки грозу накликают

орлы клёкотом зверей на кости зовут,

лисицы брешут на червлёные щиты.

О Русская земля! Уже ты за холмом!

Долго ночь меркнет.

щёкот соловьиный уснул,

говор галочий пробудился.

Русичи великие поля

червлёными щитами перегородили,

ища себе чести, а князю славы.

Спозаранок в пятницу

потоптали они поганые полки половецкие

и, рассыпавшись стрелами по полю,

помчали красных девушек половецких,

а с ними золото, и паволоки,

и дорогие оксамиты.

Покрывалами, и плащами, и кожухами

стали мосты мостить по болотам

и дорогими нарядами половецкими.

Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.

(«Слово о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачёва)

Укажите слово (прилагательное), которым обозначается русская литература Средневековья.

Литературу эпохи Средневековья объединяет период древнерусской литературы.

Первая битва с половцами — важный момент в цепи событий «Слова…». Каким термином обозначается последовательность событий в художественном произведении?

Сюжет — последовательность событий в художественном произведении. Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Ответ: сюжет ИЛИ фабула.

В «Слове…» противопоставлены два войска: Игорева дружина и половецкие полки. Каким термином обозначаются подобные противопоставления?

Антитеза (контраст) — это противопоставление, сочетание резко противоположных понятий и представлений.

Ответ: антитеза ИЛИ контраст.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответа № 1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином ___________, и выразительными художественными ___________ (телеги, щиты, стяг).

Напряженность момента подчёркнута описанием природы, которое обозначается термином «пейзаж», и выразительными художественными деталями (телеги, щиты, стяг).

Ответ: пейзаж ИЛИ деталями.

Что в приведённом фрагменте «Слова…» указывает на грядущую беду?

В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:

Уже беду его подстерегают птицы

волки грозу накликают

орлы клёкотом зверей на кости зовут,

лисицы брешут на червлёные щиты.

Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены ратные подвиги. Чем оно схоже (или чем различается) со «Словом о полку Игореве»?

Тема подвига и образы истинных защитников отечества предстают перед нами в русской литературе, начиная со «Слова о полку Игореве». Неизвестный автор славит мужество и храбрость русских воинов, готовых сражаться на смерть:

Русичи великие поля

червлёными щитами перегородили,

ища себе чести, а князю славы.

Таким образом, в произведениях разных эпох в русской литературе созданы образы защитников отечества, людей смелых, мужественных, готовых на подвиг, настоящих патриотов своей страны.

5.1. В приведённом фрагменте при внимательном прочтении нельзя не заметить, с какой тревогой автор повествует о предстоящем походе. Описание природы подчеркивает эту тревогу. Настораживает поведение животных:

Уже беду его подстерегают птицы

волки грозу накликают

орлы клёкотом зверей на кости зовут,

лисицы брешут на червлёные щиты.

Даже телеги «кричат», предчувствуя беду! С тоской звучат слова, обращённые к родной земле, которая осталась за холмом и ничем уже не сможет помочь воинам. Все эти детали указывают, что с дружиной Игоря приключится беда.

5.2. В приведённом фрагменте «Слова» автор использует обращение к родной земле, одновременно тоскуя о ней и взывая о помощи: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» В каждой строке произведения слышится тревога за исход похода. Даже природа пытается предупредить русское войско о надвигающейся беде. Так писать мог только настоящий патриот своей страны. Такому отношению к Родине нужно учиться у неизвестного автора. Поэтому прав был Е. В. Барсов, считая «Слово о полку Игореве» бессмертным произведением именно потому, что каждая строчка в нём проникнута «глубочайшей любовью к русской земле».

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник

Помчали красных девушек половецких что значит

Приглашаем к сотрудничеству заинтересованные издательства для полного печатного издания представляемых нами уникальных произведений. Пресс-центр ЗоВУ. 2006

Предупреждение: Здесь оставлены только архивные материалы.

Российский культурный портал «Золотые Врата Урала» с декабря 2010 года находится по адресу http://www.zovu.ru!

Старый текст первого издания: Съ заранiя въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя; и рассушясь стр™лами по полю, помчаша красныя д™вкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты; орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ м™стомъ, и всякыми узорочьи Полов™цкыми. Чрьленъ стягъ, б™ла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружiе храброму Святьславличю.

Перевод Мусина-Пушкина: На заре в Пятницу разбили они Половецкие нечестивые полки, и разсыпавшись как стрелы по полю, увезли красных Половецких девиц, а с ними золото, богатая ткани, и дорогая бархаты. Охабнями, плащами, шубами и всякими Половецкими нарядами, по болотам и грязным местам начали мосты мостить. Багряное знамя, белая хоругвь, багряная чолка и серебреное древко достались отважному Святославичу.

И все в строке понятно. Половцы, напуганные приближением Игорева войска и страшным солнечным затмением, бросились в бега. Русичам пришлось их догонять и громить с тыла, с «пяток», вдогон. Об этом и говорит звучная строка:

Спозаранку по пятам потоптали поганые полки половецкие.

Надо заметить, что «погаными» в те времена называли всех иноверцев. И оттенка презрения или брезгливости в этом слове было не больше, чем в словах, «чужак» или, допустим, «мухомор».

Далее в тексте идет перечисление трофеев, в которых специалисты, надо признать, разобрались неплохо.

Картина 11. Сбегаются половецкие стаи

Старый текст первого издания: Дремлетъ въ пол™ Ольгово хороброе гн™здо далече залет™ло; небылонъ обид™ порождено, ни соколу, ни кречету, ни теб™ чръный воронъ, поганый Половчине. Гзакъ б™жить с™рымъ влъкомъ; Кончакъ ему сл™дъ править къ Дону великому.

Перевод Мусина-Пушкина: Дремлет в поле Ольгово храброе гнездо, далеко залетев. Не родилось оно обид терпеть ни от сокола, ни от кречета, ни от тебя, черный ворон, нечестивый Половчанин! Бежит Гзак серым волком, а в след за ним и Кончак спешит к Дону великому.

Перевод Лихачева: Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец! Гзак бежит серым волком, а Кончак ему путь указывает к Дону великому.

Дремлетъ въ пол™ Ольгово хороброе гн™здо.

«Олегово хороброе гнездо» это, разумеется, княжье семейство, отправившееся в поход: князь Игорь, его младший брат Всеволод, их племянник, сын умершего Олега, Святослав, сын Игоря Владимир. Старшим в этом семействе был Игорь. А до него старшим был Олег, старший брат Игоря и Всеволода, умерший за несколько лет до похода.

Три особенности имеет идущая далее фраза:

Не было нъ обид™ порождено ни соколу, ни кречету, ни теб™, чръный воронъ, поганый половчине!

В картине 15 нам встретится сообщение о погибшем «за обиду Олегову» князе.

Бориса же Вячеславича слава на судъ приведе… за обиду Олгову

Может показаться, что пострадал Борис Вячеславич за то, что он нанес Олегу обиду. Но из летописи точно известно, что погиб Борис, выступая на стороне Олега, то есть погиб за обиду, нанесенную Олегу.

Третья особенность очень типична для старой русской речи: в предложении отсутствует местоимение «оно». Встарь, если о предмете разговора можно было догадаться по контексту, по окончаниям глаголов, предмет лишний раз не называли и местоимением зачастую не обозначали тоже. Так и здесь: на «оно», на «гнездо» указывают слова «было», «порождено».

О хане Гзе (Гзаке) русские летописи почти ничего не сообщают. Может быть в «Слове» о нём сказано даже больше, чем в них. Зато об «окаянном, безбожном, треклятом» Кончаке сказано много. Давайте воспользуемся обобщением, сделанным С.А.Плетневой в ее работе «Донские половцы» (Л.11-г).

Удары Кончака и его постоянного верного союзника и, видимо, друга Кобяка были направлены на Киевское, а более того на прикрывавшее Киев Переяславское княжество. С черниговскими же князьями Кончак поддерживал дружественные отношения. Так, насколько помните, в 1180 году половцы входили в войско Святослава, выступившего в поход за утверждение своих прав на Киевский злат стол.

В том походе, в неожиданном сражении под Киевом с Рюриком, половцы понесли большие потери. Кончак в этой битве потерял брата Елтука, а два его сына попали в плен. Сам же он вместе с Игорем Святославичем «вскочивше в ладью, бежа на Городец к Чернигову». Таким образом, в 1180 г. Кончак и Игорь хорошо в этом совместном приключении узнали и смогли оценить друг друга.

После мартовского поражения Кончак, похоже, отошел далеко от границ Руси. По крайне мере воевода Роман Нездилович с берендеями, посланный киевским Святославом в середине апреля в степь, сопротивления не встретил и спокойно пограбил кочевавшие поблизости вежи. И тогда Святослав, успокоенный, покинул Киев ради своих дел в Смоленске и Корачеве. А кони половецкие тут же начали «ржать за Сулою».

В этот момент, 23 апреля, как мы знаем, из Новгорода-Северского выступил в поход князь Игорь.

Александр Минаев (Новосибирск, 2006)

Здесь мы прерываем публикацию в надежде вскоре порекомендовать вам полную печатную версию, но уже в изданной книге, со всеми старинными шрифтами, как и положено, которые тут не удалось передать. С уважением, Команда ЗоВУ

Помчали красных девушек половецких что значит

Послесловие к публикации от Пресс-центра ЗоВУ:

НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»!

Словно робкие, нежные, но вместе с тем сильные, ростки жизни пробиваются к нам с вами знания, проникая в нашу современную реальность. Мы заново открываем для себя хорошо забытое, и порой даже утерянное. По-новому узнаем о настоящей жизни и настоящей истории. И таких «цветов на асфальте» сегодня становится все больше и больше. Пока они просто удивляют и радуют, оживляя разваливающуюся систему цивилизации, а завтра эти нежные ростки живого знания превратятся в сильный и мощный сад настоящей жизни и живой культуры. Мне очень приятно, что работа нашей Команды создает такую атмосферу, в которой эти живые цветы забытого знания могут раскрываться. Это один из наших вкладов в возрождение живой культуры и творчества.

Наверное, у каждого на слуху такое произведение, как «Слово о полку Игореве». Его уже переводили на современный русский несколько раз, и, похоже, каждый раз не очень удачно. Что-то существенное из содержания ускользало. И вот перед нами еще одно прочтение «Слова о полку Игореве»!

Событие такой значимости в культурной жизни случается очень редко и каждый раз «тянет» на сенсацию! Речь идет в данном случае о любительском, но сделанном с большой старательностью новом переводе с комментариями такого значительного историко-культурного памятника, как «Слово о полку Игореве».

Уже среди первых читателей прозвучало мнение, что новый перевод сделан с такой любовью и заботой, как будто сам неизвестный автор пришел к потомкам, дабы сделать понятным и доступным для всех нас это великое произведение! И пускай это фантастическая идея! Но она нисколько не мешает нам наслаждаться искусным творением в новом прочтении, в прочтении нашего современника, и глубоко прочувствовать русский дух почти тысячелетней давности.

Автор работы « А ИГОРЕВА ХРАБРОГО ПОЛКА НЕ ЗАБЫТЬ!» (Заново прочитанное «Слово о полку Игореве») Александр Минаев, пока еще не издана вся книга, разрешает познакомиться с рукописью всем желающим.

Анонсы от «Пресс-центра ЗоВУ» можно посмотреть на стр. http://www.zovu.ru/yaz/m1.htm, а также http://www.zovu.ru/yaz/m12.htm (в статье Наталии Зориной «Новое прочтение «Слова о полку Игореве»»).

Пресс-центр «Золотые Врата Урала» (ЗоВУ), выполняя просьбу автора перевода, ожидает от всех заинтересованных пользователей уважительного отношения к результату многолетнего грандиозного творческого замысла и авторским правам. А также рассмотрит все отзывы и пожелания читателей, включая и предложения по содействию издания книги А.Минаева.

С уважением и пожеланием полезного чтения,

Команда ЗоВУ

© Пресс-центр «Золотые Врата Урала» (ЗоВУ). Россия. Екатеринбург. 2006г.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Минералов Юрий Иванович

Книга «Введение в славянскую филологию»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Уже в конце первого тысячелетия н. э. у славян зафиксированы и специальные помещения для мытья, т. е. бани, которые по-древнерусски именовались « лазьня» (от «лазать»), « мы льня» (от «мыть») и « истоб ка» (от вышеобъясненного «истъба»).

В отличие от «черной» (или «курной») избы изба позднейших времен (так называемая «белая») имеет печь с трубой, выведенной наружу над крышей, благодаря чему дым не распространяется в помещении. Забегая вперед, укажем, что слово терем, с которым обычно ассоциируется древнерусский архитектурный стиль, не славянское, а греческое (teremnon — «кров»).

Комнат, перегородок и даже кухни в старинной избе не было уже потому, что они мешали бы равномерно распределяться в помещении драгоценному теплу. Вторая печь и так называемая «пятая» внутренняя поперечная стена, разделяющая на две половины большие богатые избы, — явления позднейших времен. Относительно позднее образование — и так называемая клеть («холодная изба»). В клеть на теплое время года могли отселяться из общей избы молодожены; кроме того, она была местом хранения имущества. Кладовая (от. ст.-слав. кладѫ, класти; отсюда же клад) как отдельное помещение для хранения вещей и утвари также появилась относительно поздно.

В связи со словами из ряда «кладовая», «клад» и т. п. приходит на память весьма интересный феномен — славянские клады эпохи родового строя, периода, когда еще не существовало товарно-денежных отношений. Маврикий Стратег писал о славянах этой эпохи:

«Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют».

В XX в. в различных ситуациях (например, при проведении мелиоративных работ) иногда обнаруживали клады, относящиеся к I тыс. н. э., в самых неожиданных (и притом заведомо недоступных для спрятавшего свой клад древнего славянина) местах — на дне водоемов, осушаемых при мелиорации топких болот и т. п. Утопить клад в болоте — это, скорее всего, сознательно утопить навсегда.

Маврикий Стратег знал лишь внешнюю сторону такого рода деяний и не понимал мистической стороны действий славян, скрывавших клады в местах, недоступных для всех (в том числе и для себя). Нечто очень похожее делали в аналогичную эпоху своего историко-культурного развития скандинавские викинги, которые топили клады в глубоких местах на дне моря и фиордов. Исследователь, изучавший соответствующий обычай у древних германцев и скандинавов-викингов, писал:

«Согласно представлениям, бытовавшим у этих народов, в сокровищах, которыми обладал человек, воплощались его личные качества и сосредоточивались его счастье и успех. Лишиться их значило погибнуть, потерять свои важнейшие свойства и боевую удачу. Вспомним борьбу, развернувшуюся из-за «золота Рейна» — богатств, потопленных легендарными Нифлунгами (нем. Нибелунгами) и в конечном счете их погубивших: в золоте, по верованиям скандинавов и германцев, материализовалось счастье его обладателей. Руководствуясь этими представлениями, норманны старались спрятать накопленные ими монеты, не рассчитывая на то, что впоследствии они их выкопают: клад, пока он лежал нетронутым в земле или на дне болота, хранил в себе удачу своего хозяина и поэтому был неотчуждаем. Серебро и золото обладали сакрально-магической силой в глазах варваров»[73].

Иными словами, завоеванное в бою — как бы мистическое продолжение личности воина. Чем более оно прибавляется, тем более нарастает магически его будущая военная удачливость. Это завоеванное надо было поместить так, чтобы никто не мог, в свою очередь, его у воина отнять. Болото, дно реки и т. п. — как раз такие места.

Другая сторона дела состояла в том, что к своей добыче, какой-то ее части следовало еще и проявить публичное пренебрежение. Цитированный выше исследователь напоминает любопытные факты, сообщавшиеся на этот счет Тацитом относительно германцев-варваров. Касательно славян аналогичные данные содержит следующий эпизод из «Слова о полку Игореве», на который в свое время указал Ю.М. Лотман[74]:

«Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя; и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты; орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи Половѣцкыми. Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе храброму Святьславличю».

То есть, в переводе Д.С. Лихачева: «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и по топким местам, и всякими узорочьями половецкими. Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко — храброму Святославичу!».

Победив половцев в первом сражении, дружинники Игоря стали метать под копыта своих коней и колеса повозок «по болотам и по топким местам» захваченные покрывала, плащи, кожухи «и всякие узорочья половецкие», демонстрируя свое презрение к материальной, «вещевой» стороне военной добычи. При этом Игорь Святославич вообще не принял участия в дележе добычи (это было бы ниже его полководческого достоинства и статуса), взяв себе лишь знаки победы (стяг, хоругвь и пр.).

В эпоху родового строя славяне жили в небольших поселках-городищах, тщательно вписывавшихся в рельеф местности. Вокруг городища обычно выкапывался глубокий ров. Земля из рва шла на насыпку вала (с внутренней стороны в нем могли делаться различные ниши военного и хозяйственного назначения и даже жилые землянки). На вершине вала располагался высокий бревенчатый частокол. Все это вместе создавало внушительную защиту от нападающего противника, и враги стремились подобраться незаметно, чтобы не дать славянам времени укрыться за частоколом и закрыть ворота. Вражеская разведка стремилась также отследить момент, когда большинство мужчин по какой-то причине (например, охота) покинет городище, чтобы напасть именно тогда.

Становление государственности у славян привело к созданию крупных поселений — городов (город — огороженное пространство). Город располагался в хорошо защищенном по природным условиям месте (на слиянии рек, на высоком обрывистом берегу и т. п.). Именно так был расположен Киев и центры древнерусских республик — Великий Новгород и Псков.

Город окружался укрепленной стеной. Западные и южные славяне, жившие близко к горам, строили каменные стены, поскольку вокруг изобиловал именно этот материал. Восточные славяне, проживавшие в лесной зоне (например, Владимиро-Суздальская Русь), окружали город бревенчатым срубом с башнями по углам и периметру[75]. Внутренность его засыпалась землей. Когда земля внутри сруба окаменевала и превращалась в монолит, стена приобретала исключительную твердость. Понимая трудноуязвимость стены, враг стремился, как правило, разрушить наиболее слабую часть сооружения — ворота. Впрочем, до ворот надо было еще добраться: перед городской стеной, каменной ли, деревянной ли, как правило, проходил глубокий и широкий ров, заполнявшийся водой, а мост через него обычно был подъемным.Идеальным способом захвата города было опять-таки внезапное нападение в момент, когда местный князь со своей дружиной находился в каком-либо походе.

Разрастаясь, город менял структуру[76]. Вышеописанное укрепление иногда становилось внутренней крепостью — детинцем (замком), в котором располагались терема; в детинце проживал князь с дружиной. Выплеснувшийся за пределы этой стены торгово-ремесленный окольный город (посад), состоящий в основном из простых изб, окружался частоколом на валу (острогом). Например, в Киеве посад располагался на месте нынешнего Подола.

Лишь иногда вокруг посада тоже строилась стена. Примером такого устройства может служить Москва времен позднего средневековья, в которой Кремль (детинец) был окружен даже двойным кольцом мощных каменных стен — Китай-города и Белого города.

Ворвавшиеся в посад враги далеко не всегда оказывались затем в состоянии взять гораздо лучше укрепленный детинец и вынуждены бывали ограничиться грабежом окрестностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0
Максимальный балл6