Пользовательское соглашение что это
Пользовательское соглашение: для чего нужно и как правильно составить
Поговорим о том, как обезопасить себя и пользователя от недоразумений и недопониманий при использовании сайта. Речь пойдет о пользовательском соглашении: что это, зачем нужно и как его, собственно, правильно составить. Кстати, полезен этот материал будет не только владельцам сайтов, но и активным пользователям.
Вы, как просвещенный пользователь интернета (а мы предполагаем, что вы именно такой, раз читаете эту занимательную статью), очевидно в курсе, что практически каждое ваше действие в сети сопровождается заключением договора.
Одним из таких договоров и является Пользовательское соглашение. В таком договоре предусматриваются все нюансы использования сайта или мобильного приложения: права и обязанности пользователя и владельца ресурса, порядок использования функционала и контента ресурса, ограничение ответственности владельца ресурса и многое другое.
Дело в том, что многие пользователи зачастую пренебрегают чтением таких договоров и попросту соглашаются с его правилами банально не ознакомившись. И, заметим, очень зря. Скажите, вы способны подписать договор займа, предварительно не изучив его? Да? Тогда мы уже выезжаем к вам. Но если вы человек в здравом уме, то никогда не согласитесь на условия договора, не прочитав его хотя бы один раз. Договоры в Интернете не исключение. Во избежание неприятных казусов такие соглашения стоит читать.
Верно, они не были в курсе ситуации, потому что не посчитали нужным потратить 5 минут своего времени, прежде чем нажать кнопочку «согласен с правилами Пользовательского соглашения».
Подобная ситуация должна послужить отличным примером, который показывает, насколько важно быть ознакомленным с любым документом, который вы подписываете (даже если это происходит нажатием кнопки).
Мы ждали этого вопроса!
Дело в том, что такие контракты в сети по сути своей являются публичной офертой. Это означает, что соглашаетесь вы с таким документом путем совершения определенных действий. Об этом нам говорит пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правило, в большинстве Пользовательских соглашений акцепт, то есть согласие с условиями, происходит с момента начала использования сервиса или сайта. Фактически, с начала использования возможностей интернет-сайта вы уже согласны с Соглашением. Именно по этой причине с ним стоит ознакомиться сразу, как только вы зашли на сайт. Найти его можно в «подвале» сайта, то есть в самом низу страницы. Чаще всего именно там вы можете увидеть кнопку «Пользовательское соглашение».
Но у Соглашения есть еще несколько занимательных свойств:
– Позволяет уберечь ресурс или пользователя от рекламы, не отвечающей моральным нормам или нормам закона;
– Ограничивает ущемление неимущественных прав кого-либо. Данное основание в первую очередь связано с распространением недостоверной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию третьего лица. Здесь же могут быть претензии в связи с нарушением права на изображение гражданина, авторского права на имя и т.п.;
– Предотвращает использование недобросовестной конкуренции. Позволяет избежать ответственности за распространение на ресурсе сведений, порочащих честь конкурентов;
– Фиксирует нарушение условий договора. Если Соглашение заключено, за любое действие, которое ему не отвечает, пользователя можно будет наказать. Данный нюанс особенно важен для тех сайтов, которые занимаются распространением платной продукции.
Пользовательское оглашение – один из самых простых публичных документов по своей структуре.
1.
В начале документа стоит указать его статус и предупредить пользователя с чем ознакамливается. Также не забудьте указать владельца сайта, а точнее ваше юридическое лицо или ИП
2.
Если на сайте требуется регистрация – обязательно пропишите порядок действий, совершение которых необходимо пользователю для регистрации на сайте.
3.
Помним, что основная задача Пользовательского соглашения – защитить владельца сайта и его контент. Именно поэтому пункту «Условия использования сайта» надо уделить особое внимание. В таком пункте вы должны разъяснить пользователю, что он может делать на вашем сайте и с его наполнением, а что нет.
4.
Помимо этого, вы должны четко отграничить круг возможных пользователей. Например, если на вашем сайте представлен контент, который подразумевает возрастные ограничения – вы должны упомянуть об этом в Пользовательском соглашении. Такое упоминание снимает с вас ответственность.
5.
Стоит не забывать и про законодательство о персональных данных. Если на сайте осуществляется сбор персональных данных, то предупредите об этом пользователя и предоставьте ссылку на вашу Политику конфиденциальности.
Вообще-то каких-либо конкретных требований к документу не выдвигается. То есть, не существует единой формы, по образцу которой должны быть составлены все Пользовательские соглашения.
Единственное условие – соответствие условий Пользовательского соглашения нормам действующего законодательства.
Но все-таки несмотря на то, что документ является несложным по своей структуре, за созданием такого документа стоит обратиться к юристам, ведь ошибка может стоить вам очень дорого.
Хотели бы вы «двойник» вашего интернет-магазина, но с некачественной продукцией? Сомневаемся. При отсутствии грамотно составленного пользовательского соглашения остановить негодяев будет очень трудно. Не экономьте на любимых, а особенно на любимом деле!
Пользовательское соглашение: инструкция по составлению
Пользовательское соглашение определяет права и обязанности владельцев сайтов, мобильных приложений и их пользователей при взаимодействии в Интернете.
Соглашение имеет два вида целей: заявленные и реальные.
К заявленным целям относятся намерение бизнеса рассказать о возможностях продукта, описать порядок работы с клиентами и дать исчерпывающие представления о средствах юридической защиты. Реальные цели более прагматичны – компаниям необходимо ограничить ответственность и защитить интеллектуальную собственность.
С юридической точки зрения пользовательское соглашение является смешанной, непоименованной гражданским законодательством сделкой, которая заключается в виртуальном пространстве. Содержательно правоотношения между сторонами оформляются известными текущему правопорядку обязательствами. Как правило, в соглашении найдется место купле-продаже (Lamoda), оказанию услуг (Wildberries), агентированию и доставке (Delivery Club), даже лицензированию (все вышеперечисленные). И это далеко не предел.
Какие сайты и приложения должны иметь пользовательские соглашения? Правильный ответ – все, если их владельцы оказывают услуги, собирают данные, предоставляют доступ или что-либо продают. Некоторые юристы скажут, что не стоит тратить время на создание правил пользования: существуют прецеденты, шаблоны и, на худой конец, готовые документы конкурирующих компаний. Но логика работы интернет-сервисов может иметь настолько гибридные, не известные до настоящего момента формы, что разрабатывать юридическую обвязку приходится каждый раз с нуля. Поэтому создание пользовательского соглашения – это всегда творческая задача.
В настоящей колонке разберем процесс структурирования пользовательского соглашения на примере интернет-платформы по удаленному запуску компьютерных игр: определимся с бизнес-моделью, выберем надлежащие юридические инструменты и приступим к написанию текста.
Платформа – стриминговая технологическая онлайн-площадка для геймеров и любителей киберспорта, которая предоставляет возможность зарегистрированным пользователям организовывать и участвовать в компьютерных играх высокого качества. Платформа позволяет пользователю найти владельца производительного персонального компьютера и дистанционно запустить игру с высокими техническими требованиями даже на маломощном ноутбуке. Владелец сдает в аренду не используемые мощности своего компьютера за плату. Монетизация осуществляется за счет взимания комиссии от денежных переводов, которые осуществляют пользователи обладателям компьютеров.
Нулевой этап составления пользовательского соглашения – интервью идеологов проекта. Выбор правильных правовых инструментов возможен исключительно благодаря внимательному опросу владельцев продукта.
Кто ваши клиенты: частные лица или организации? Из каких стран ваши клиенты? Создаются ли учетные записи? Какие возможности получает пользователь с регистрацией и без? Может ли пользователь создавать собственный контент на платформе? Если да, то кому принадлежат права? Существует ли внутренняя коммуникация пользователей? Участвует ли компания в модерации общения? Имеется ли возможность пользователям оценивать действия друг друга? Какие способы монетизации предусмотрены? Могут ли пользователи зарабатывать деньги или баллы лояльности? Участвует ли платформа в расчетах или действует как посредник? Какие действия запрещены на платформе?
В действительности вопросов намного больше. Задача юриста, как и нередко бывает с оффлайн-бизнесом, заключается в компоновке разрозненного потока идей и желаний команды. Ответы на поставленные вопросы, с одной стороны, позволяют юристу выбрать необходимые правовые инструменты, а с другой – помогают предпринимателям собрать все мысли воедино. Одно из неоспоримых преимуществ запуска интернет-проектов заключается в возможности гибко тестировать гипотезы и менять приоритеты и формы по ходу развития проекта. Вместе со сменой ориентира приходит и новая операционная модель, которая подлежит подтверждению юристами.
После проведения серий интервью с командой накапливается критический массив сведений, которые требуется перевести на юридический язык. В нашем проекте изучение ответов позволило самим основателям пересмотреть целиком финансовую модель, потому что до подключения юристов некоторые незначительные вопросы, например налогообложения, не поднимались.
В результате обсуждений мы пришли к выводу, что помимо базовых условий (преамбула, предмет, права и обязанности и прочие) пользовательское соглашение должно содержать следующие разделы:
Главной задачей проекта было подчеркнуть, что и игроки, и владельцы платформы вступают в договорные отношения непосредственно друг с другом. При этом платформа предоставляет пользователям исключительно право пользования базой данных с высокопроизводительными компьютерами, их стоимостью и доступным временем работы. Однако платформа должна была оставить за собой полномочия по разрешению конфликтных ситуаций между пользователями, действуя исключительно в качестве незаинтересованного арбитра.
Для того чтобы обезопасить компанию от возможных претензий о недоступности сервисов или несовместимости программного обеспечения, мы прописали максимально детализированные технические требования для всех компьютеров системы и правила создания и ведения учетных записей. Так как использование платформы предусматривает финансовые операции, мы предусмотрели, что пользователи должны быть старше 16 лет, то есть иметь полномочия на заключение юридически обязывающих сделок.
Иная важная и трудная задача – верификации пользователей в интернете. Мы предусмотрели необходимость предъявления официальных документов, удостоверяющих личность, а также получили согласие на проверку данных пользователей по сторонним базам данных. Но даже при наличии подобных возможностей, дополнительно прописали, что компания не несет какой-либо ответственности за подтверждение личности. Конечно, ограничение ответственности договором отнюдь не означает отсутствие ответственности по закону, но мы со своей стороны прописали все необходимое. При регистрации мы просим пользователей предоставить заверения об обстоятельствах, что они действуют исключительно от своего имени, а использование платформы осуществляется только личных интересах. Пользователи могут регистрироваться в качестве физических лиц, регистрация для ИП и компаний не доступна.
Платформа имеет элементы социальной сети, и для нас существенным было условие о создании пользовательского контента. Участники платформы могут создавать или загружать тексты, фотографии, аудио и видео, а это означает, что эти объекты подлежат охране законодательством об авторских правах. Более того, сама платформа является продуктом интеллектуальной собственности компании, которая подлежит защите от самих пользователей. Естественно, им запрещается копировать, воспроизводить какие-либо элементы или созданные на их основе производные произведения, либо предоставлять лицензии на них.
Ключевое условие – предоставление доступа к платформе «как есть», без каких-либо явных или подразумеваемых гарантий, добровольно и на собственный страх и риск.
Существует множество анекдотов про юристов, которые говорят на некоем «птичьем языке», понятном немногим. Действительно, подавляющее большинство доступных нам пользовательских соглашений составлены сухим, тяжелым языком. Допустимо использовать профессиональную терминологию в академических работах и даже, наверное, в сделках между корпорациями. По крайней мере, по сторону стола переговоров документы тоже читает юрист, и он точно должен понять смысл написанного.
Однако в сфере пользовательских соглашений ведущие интернет-компании, зная хорошо свои потребители, задают тренд на ясность, краткость и простоту изложения сложных юридических конструкций. Обратите внимание на степень доступности для понимания документов от Google, Instagram, Tunnel Bear или Survey Monkey. Возможно, если мы возьмем курс на упрощение и краткость, наши следующие договоры будут читать друг другу в гостях.
Пользовательское соглашение: лицензионный договор vs договор оказания услуг
Последнее время интернет переполнен различными платформами и сервисами, которые предлагают определенные возможности как юридическим, так и физическим лицам.
Это может быть сервис по созданию сайта, по обработке данных, графический редактор, и много других вариантов.
Напомню, что с юридической точки зрения название документа не играет ключевой роли: “договор”, “соглашение”, “контракт” (для двусторонних документов) или “оферта”, “соглашение”, “договор” (для односторонних) и иное. Такие документы с одинаковым содержанием, но разным названием не будут отличаться по юридической силе.
Что такое “Пользовательское соглашение”?
А вот оферта на заключение какого договора больше подходи сервису мы рассмотрим далее.
Иногда на сайте Пользовательское соглашение и Оферта представлены как разные документы. В таком случае, как правило, Пользовательское соглашение представляет собой представляет собой общие правила использования сайта, сервиса (добросовестно использовать сервис, не нарушать права третьих лиц и иное), может включать включать в себя условия обработки персональных данных.
Это не является неверным или некорректным, т.к. напомню, наименование документа не имеет в данном случае значения. В том числе, такая ситуация может быть абсолютно оправданной, когда сервис предоставляется разным лицам на разных условиях, тогда для каждого лица должна быть своя Оферта, а Пользовательское соглашение является общим документом. Например, это может быть сервис для поиска работы и сотрудников: оферта для соискателей содержит в себе одни условия, оферта для работодателей другие; платформа для занятий иностранным языком: оферта для преподавателей одна, для учеников другая.
Пользовательское соглашение (оферта) как Лицензионный договор.
Для начала вспомним, что такое онлайн-сервис с точки зрения закона. Не вдаваясь в подробности и особенности различных сервисов, все они так или иначе, в разной совокупности представляют собой взаимодействие следующих объектов интеллектуальной собственности, которые охраняются авторским или патентным правом:
программа для ЭВМ (код программы);
алгоритм (патентное право);
интерфейс (патентное право);
программно-аппаратный комплекс (патентное право);
а также можно добавить сюда контент сайта/сервиса: это различные видео, изображения, тексты и иное.
Правами на все вышеуказанное распоряжается правообладатель. И, если рассматривать сервис как результат интеллектуальной деятельности (РИД), которым правообладатель без каких-либо дополнительных услуг дает попользоваться другим лицам, то, в таком случае, оферта заключается на условиях предоставления правообладателем пользователю неисключительной лицензии (ст. 1235 ГК РФ).
Законодательством (п. 5.1. ст. 1235 ГК РФ) строго предусмотрены условия, при которых не допускается безвозмездный характер предоставления лицензии коммерческим организациям.
Подобная оферта подходит в случае, когда использование сервиса полностью автоматизировано, когда лицо с момента входа на сайт и оплаты сервиса самостоятельно использует сервис. В данном случае правообладатель не оказывает техническую поддержку, не настраивает интеграцию систем, не помогает в регистрации личного кабинета и не выполняет иных действий, которые можно назвать услугами.
Использование Пользовательского соглашения, которое содержит в себе условия лицензионного договора выгодно в том числе плательщикам НДС, ведь согласно п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождается от налогообложения передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора.
Пользовательское соглашение (оферта) как Договор оказания услуг.
Такая оферта регулируется как обычный договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Это может быть услуга по предоставлению доступа к сервису; услуга по подключению и обеспечению доступа к сервису; услуга по предоставлению права доступа к сервису и его использование в объеме, предусмотренном функциональными возможностями сервиса; услуга по предоставлению во временное пользование, на условиях виртуального доступа, онлайн сервис; услуги, связанные с использованием принадлежащей Исполнителю компьютерной программы. Возможны и иные совершенно разнообразные формулировки, ведь свободу договора (ст. 421 ГК РФ) никто не отменял.
В данном случае РИД используются как средство оказания услуг, при этом доступ к самим РИД не является предметом договора.
Но, даже в такой оферте необходимо указывать на запрет нарушения прав правообладателя сервиса путем использования РИД, из которых состоит сервис и которые размещены на сайте.
Также, необходимо подписывать двухсторонний, или, если это предусмотрено договором, составлять односторонний Акт оказанных услуг. Подобный Акт не является обязательным для лицензионных правоотношений.
От уплаты НДС собственник сервиса в данном случае не освобождается.
Пользовательское соглашение (оферта) как смешанный Договор. Saas-платформа.
Для того, чтобы определить, какой вид договора наиболее подходящий, нужно подробно изучить функционал сервиса.
При рассмотрении споров с пользователями, в которых не оспаривается предмет договора, суды рассматривают споры по заключенным договорам и не квалифицируют верно ли выбран предмет договора или нет.
Большие риски в неправильном определении предмета договора несут плательщики НДС, чтобы не получить штраф за уменьшение налоговой базы и доначисления налога компания должна быть готова аргументировать использование лицензионного договора.
Можно заключать договор смешанного типа, который будет в себе содержать и условия предоставления лицензии и условия оказания услуг. Такой подход иногда применяется для Saas-платформ, при этом до сих пор нет единого мнения касательно Saas-платформ, а судебная практика к тому же показывает, что в зависимости от функционала можно заключать и лицензионный договор, и договор оказания услуг.
Пользовательское соглашение: инструкция по составлению
Пользовательское соглашение определяет права и обязанности владельцев сайтов, мобильных приложений и их пользователей при взаимодействии в Интернете.
Соглашение имеет два вида целей: заявленные и реальные.
К заявленным целям относятся намерение бизнеса рассказать о возможностях продукта, описать порядок работы с клиентами и дать исчерпывающие представления о средствах юридической защиты. Реальные цели более прагматичны – компаниям необходимо ограничить ответственность и защитить интеллектуальную собственность.
С юридической точки зрения пользовательское соглашение является смешанной, непоименованной гражданским законодательством сделкой, которая заключается в виртуальном пространстве. Содержательно правоотношения между сторонами оформляются известными текущему правопорядку обязательствами. Как правило, в соглашении найдется место купле-продаже (Lamoda), оказанию услуг (Wildberries), агентированию и доставке (Delivery Club), даже лицензированию (все вышеперечисленные). И это далеко не предел.
Какие сайты и приложения должны иметь пользовательские соглашения? Правильный ответ – все, если их владельцы оказывают услуги, собирают данные, предоставляют доступ или что-либо продают. Некоторые юристы скажут, что не стоит тратить время на создание правил пользования: существуют прецеденты, шаблоны и, на худой конец, готовые документы конкурирующих компаний. Но логика работы интернет-сервисов может иметь настолько гибридные, не известные до настоящего момента формы, что разрабатывать юридическую обвязку приходится каждый раз с нуля. Поэтому создание пользовательского соглашения – это всегда творческая задача.
В настоящей колонке разберем процесс структурирования пользовательского соглашения на примере интернет-платформы по удаленному запуску компьютерных игр: определимся с бизнес-моделью, выберем надлежащие юридические инструменты и приступим к написанию текста.
Бизнес-модель
Платформа – стриминговая технологическая онлайн-площадка для геймеров и любителей киберспорта, которая предоставляет возможность зарегистрированным пользователям организовывать и участвовать в компьютерных играх высокого качества. Платформа позволяет пользователю найти владельца производительного персонального компьютера и дистанционно запустить игру с высокими техническими требованиями даже на маломощном ноутбуке. Владелец сдает в аренду не используемые мощности своего компьютера за плату. Монетизация осуществляется за счет взимания комиссии от денежных переводов, которые осуществляют пользователи обладателям компьютеров.
Интервью
Нулевой этап составления пользовательского соглашения – интервью идеологов проекта. Выбор правильных правовых инструментов возможен исключительно благодаря внимательному опросу владельцев продукта.
Кто ваши клиенты: частные лица или организации? Из каких стран ваши клиенты? Создаются ли учетные записи? Какие возможности получает пользователь с регистрацией и без? Может ли пользователь создавать собственный контент на платформе? Если да, то кому принадлежат права? Существует ли внутренняя коммуникация пользователей? Участвует ли компания в модерации общения? Имеется ли возможность пользователям оценивать действия друг друга? Какие способы монетизации предусмотрены? Могут ли пользователи зарабатывать деньги или баллы лояльности? Участвует ли платформа в расчетах или действует как посредник? Какие действия запрещены на платформе?
В действительности вопросов намного больше. Задача юриста, как и нередко бывает с оффлайн-бизнесом, заключается в компоновке разрозненного потока идей и желаний команды. Ответы на поставленные вопросы, с одной стороны, позволяют юристу выбрать необходимые правовые инструменты, а с другой – помогают предпринимателям собрать все мысли воедино. Одно из неоспоримых преимуществ запуска интернет-проектов заключается в возможности гибко тестировать гипотезы и менять приоритеты и формы по ходу развития проекта. Вместе со сменой ориентира приходит и новая операционная модель, которая подлежит подтверждению юристами.
Ключевые вопросы
После проведения серий интервью с командой накапливается критический массив сведений, которые требуется перевести на юридический язык. В нашем проекте изучение ответов позволило самим основателям пересмотреть целиком финансовую модель, потому что до подключения юристов некоторые незначительные вопросы, например налогообложения, не поднимались.
В результате обсуждений мы пришли к выводу, что помимо базовых условий (преамбула, предмет, права и обязанности и прочие) пользовательское соглашение должно содержать следующие разделы:
Главной задачей проекта было подчеркнуть, что и игроки, и владельцы платформы вступают в договорные отношения непосредственно друг с другом. При этом платформа предоставляет пользователям исключительно право пользования базой данных с высокопроизводительными компьютерами, их стоимостью и доступным временем работы. Однако платформа должна была оставить за собой полномочия по разрешению конфликтных ситуаций между пользователями, действуя исключительно в качестве незаинтересованного арбитра.
Для того чтобы обезопасить компанию от возможных претензий о недоступности сервисов или несовместимости программного обеспечения, мы прописали максимально детализированные технические требования для всех компьютеров системы и правила создания и ведения учетных записей. Так как использование платформы предусматривает финансовые операции, мы предусмотрели, что пользователи должны быть старше 16 лет, то есть иметь полномочия на заключение юридически обязывающих сделок.
Иная важная и трудная задача – верификации пользователей в интернете. Мы предусмотрели необходимость предъявления официальных документов, удостоверяющих личность, а также получили согласие на проверку данных пользователей по сторонним базам данных. Но даже при наличии подобных возможностей, дополнительно прописали, что компания не несет какой-либо ответственности за подтверждение личности. Конечно, ограничение ответственности договором отнюдь не означает отсутствие ответственности по закону, но мы со своей стороны прописали все необходимое. При регистрации мы просим пользователей предоставить заверения об обстоятельствах, что они действуют исключительно от своего имени, а использование платформы осуществляется только личных интересах. Пользователи могут регистрироваться в качестве физических лиц, регистрация для ИП и компаний не доступна.
Платформа имеет элементы социальной сети, и для нас существенным было условие о создании пользовательского контента. Участники платформы могут создавать или загружать тексты, фотографии, аудио и видео, а это означает, что эти объекты подлежат охране законодательством об авторских правах. Более того, сама платформа является продуктом интеллектуальной собственности компании, которая подлежит защите от самих пользователей. Естественно, им запрещается копировать, воспроизводить какие-либо элементы или созданные на их основе производные произведения, либо предоставлять лицензии на них.
Ключевое условие – предоставление доступа к платформе «как есть», без каких-либо явных или подразумеваемых гарантий, добровольно и на собственный страх и риск.
Стилистика
Существует множество анекдотов про юристов, которые говорят на некоем «птичьем языке», понятном немногим. Действительно, подавляющее большинство доступных нам пользовательских соглашений составлены сухим, тяжелым языком. Допустимо использовать профессиональную терминологию в академических работах и даже, наверное, в сделках между корпорациями. По крайней мере, по сторону стола переговоров документы тоже читает юрист, и он точно должен понять смысл написанного.
Однако в сфере пользовательских соглашений ведущие интернет-компании, зная хорошо свои потребители, задают тренд на ясность, краткость и простоту изложения сложных юридических конструкций. Обратите внимание на степень доступности для понимания документов от Google, Instagram, Tunnel Bear или Survey Monkey. Возможно, если мы возьмем курс на упрощение и краткость, наши следующие договоры будут читать друг другу в гостях.