Получено сообщение о судебном акте принятом в пользу налогового органа что это
Судебное разбирательство с налоговой
Иногда возникают ситуации, когда конфликт с налоговой можно решить только через суд, поскольку досудебные разбирательства не приводят ни к какому результату. В этом случае компания должна тщательно подготовиться к рассмотрению дела, собрать необходимые доказательства и выбрать лицо, ответственное за присутствие в суде. В таком случае нужно обратить внимание на несколько важных моментов, которые позволят пройти судебное разбирательство с максимальной пользой для хозяйствующего субъекта.
Подготовка документов и доказательств
Компания должна сформулировать четкую позицию, которую будет доказывать при судебном разбирательстве. Ее нужно подкрепить соответствующими документальными доказательствами и положительной судебной практикой.
Что касается документального подтверждения, то это могут быть самые разные бухгалтерские и налоговые документы, которые можно распечатать из программы 1С или из сервиса 1СПАРК Риски. Кроме того, в ней можно подготовить различные доказательства, которые будут аргументированно подтверждать точку зрения компании. Например, к ним можно отнести акты сверки с налоговой инспекцией, регистры синтетического и аналитического учета по счетам 51 «Расчетные счета» (оплата налогов и сборов), 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Важно! Эффективное действие оказывает представление на рассмотрение каких-либо судебных решений по аналогичным спорам, вынесенным в пользу налогоплательщика. Если такая практика существует, обязательно нужно воспользоваться ее результатами.
Для доказательства своей правоты можно использовать акты судов различных инстанций, поскольку они помогут укрепить позицию компании и повысить шансы выиграть судебное разбирательство по налоговым спорам.
Активно отстаиваем свою позицию
Разбирательство может и не дойти до суда. Например, налоговая инспекция выявила какие-либо ошибки или неточности и доначислила налог, выставив требование об уплате. Если налогоплательщик не начнет самостоятельно разбираться, почему это произошло и правомерны ли действия налоговиков, то считается, что он согласен с мнением ИФНС. Дело в том, что результаты проверки налоговой инспекции вступают в действие в течение месяца. Если в этот период компания не приняла никаких действий для обжалования решения, то считается, что она с ним согласилась и, соответственно, должна исполнить.
Если при судебном разбирательстве налогоплательщик не защищает свою позицию, то суды ориентируются на материалы, представленные налоговой инспекцией. При этом они не будут назначать проведение дополнительной проверки, экспертизы и т.д., если об этом не заявит сам налогоплательщик. Соответственно, суд будет принимать решение на основании той информации, которую представят налоговики, а она, конечно же, будет не в пользу хозяйствующего субъекта.
Обеспечиваем наличие всех документов
При судебном разбирательстве нельзя отстаивать свою точку зрения, если нет документально оформленных доказательств. В этой связи необходимо тщательным образом подготовить все документы, которые будут иметь юридическую значимость и законность.
Некоторые документы можно подготавливать в обычном порядке, составляя их в произвольном виде. Однако большинство бухгалтерских и налоговых документов проще сформировать в программе 1С, выгрузив их и подписав главным бухгалтером и директором. В таких документах указываются реквизиты компании и основная информация по документу, а также есть строки для проставления подписей. Представление официальных документов из программы 1С в большинстве случаев положительно влияет на мнение судебных органов о налогоплательщике.
Кроме того, при судебном разбирательстве обязательно нужно представить документы, поступившие от самой налоговой инспекции. Конечно, налоговики и сами будут готовить эти документы. Однако лучше, если у налогоплательщика будет на руках полный пакет всех документов, которые помогут подтвердить свою позицию в суде.
Возражаем против новых доказательств
Иногда налоговики при судебных разбирательствах представляют новые доказательства, которых ранее не было при проведении налоговой проверки. Компания имеет право возражать против их приобщения к материалам дела. В судебном разбирательстве могут быть представлены только те доказательства, которые были получены на стадии налогового контроля и проверки, то есть до вынесения решения налоговой инспекцией.
Важно! При таких обстоятельствах и сам налогоплательщик не сможет представить новые доказательства в суде. Поэтому нужно подбирать и представлять документы, которые действительно относятся к делу и были рассмотрены налоговой инспекцией до судебного разбирательства.
Однако законодательством не запрещено представление в суде новых доказательств, если они действительно влияют на исход дела и помогут суду принять верное решение. Суд может их как принять, так и отклонить, и это уже зависит непосредственно от судей. Как показывает судебная практика, этот вопрос достаточно спорный, а потому возможны оба варианта при разбирательстве.
Проверяем, как ИФНС получила доказательства
Документальные доказательства могут напрямую свидетельствовать против налогоплательщика. Однако он может доказать неправомерность их использования в судебном разбирательстве, если они были получены с процессуальными нарушениями. В этом случае есть возможность доказать, что действия налоговой инспекции были неправомерными по формальным основаниям.
Необходимо обратить внимание на то, что процедура проведения налоговой проверки строго регламентирована законодательством. Этот момент касается как камеральных (ст. 88 НК), так и выездных (ст. 89 НК) проверок. Если при проверке было допущено нарушение сроков, форм документов, правил извещения налогоплательщика, эти моменты можно использовать для отмены решения, вынесенного налоговой инспекцией.
Как правило, суды принимают во внимание существенные процессуальные нарушения. Если будет доказано, что такие нарушения ущемили права налогоплательщика, то суд может отменить решение налоговой инспекции.
Нюансы налогового разбирательства в суда
Следует помнить о таких особенностях судебного разбирательства по налогам:
Получено сообщение о судебном акте принятом в пользу налогового органа что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание земельного и транспортного налогов с физических лиц возможно и по истечении 5 лет с окончания налогового периода.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
— Энциклопедия решений. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов;
— Энциклопедия решений. Удержание по исполнительным документам;
— Энциклопедия решений. Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание;
— Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 4 марта 2019 г. по делу N 2а-1546/2019;
— Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 15 июля 2019 г. по делу N 2а-127/2019.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика (письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12690@). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения п. 1 ст. 70 НК РФ не приводят к произвольному и неограниченному увеличению сроков для принудительного взыскания налогов (определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-О).
Согласно п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания, либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом.
*(2) Кроме того, в силу ч. 3 ст. 123.8 КАС РФ судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 КАС (смотрите Апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 20 мая 2019 г. по делу N 33а-2689/2019).
*(3) На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, вступившей в силу с 29.12.2017, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании, признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Для целей ст. 12 Федерального закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015-2017 годов (определение ВС РФ от 22.11.2018 N 306-КГ18-10607 по делу N А65-26432/2016).
Начисленная задолженность за 2014 год (обязанность по уплате которой возникла у налогоплательщика в 2015 году) и последующие налоговые периоды не может быть признана безнадежной к взысканию и подлежать списанию. Оснований для списания недоимки, образовавшейся после 01.01.2015, не имеется (письмо Минфина России от 15.03.2019 N 03-02-08/17196).
Вместе с тем задолженность физического лица по уплате земельного и транспортного налогов за 2014 год и пеней может быть признана безнадежной к взысканию и списана по основаниям, установленным в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, в частности, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Взыскание налоговой задолженности с физических лиц
На физических лиц возложена обязанность самостоятельно оплачивать налоги: НДФЛ, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц. Налоговики направляют физическим лицам единое налоговое уведомление в установленный срок. Имущественные налоги физлица должны оплатить до 1 декабря следующего года. Если физлица не оплатят в срок налоги, то со 2 декабря начнут исчисляться пени с суммы долга.
Действия налоговиков в случае неуплаты налога
Этап 1. Выставление требования физлицу
В случае если сумма долга физлица превышает 3 тысячи рублей, то налоговики направят ему требование не позднее трех месяцев с момента выявления недоимки. А если сумма долга меньше 3 тысяч рублей, то срок направления требования увеличивается до года (п. 1 ст. 70 НК РФ).
При этом предельные сроки направления требования могут быть продлены на 6 месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).
Этап 2. Исполнение требования физлицом
Физлицу дается на погашение долга 8 рабочих дней с момента получения требования, если иной срок добровольного исполнения не указан в самом требовании.
Этап 3. Обращение в суд за взысканием недоимки (п. 1 ст. 48 НК РФ)
Если физлицо в установленный срок не погасило долги, то налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица. Срок обращения зависит от суммы совокупного долга, т.е. долга по всем налогам и санкциям (п.2 ст.48 НК РФ).
Налоговики могут обратиться в суд в течение:
Как исчисляется трехлетний срок?
Данный срок следует отсчитывать с даты уплаты налога, которая указана налоговиками в самом раннем требовании.
Этап 4. Рассмотрение дела о взыскании долга
Дела о взыскании налоговых долгов рассматривает мировой судья и в течение пяти дней со дня поступления заявления выносит судебный приказ. Копия судебного приказа направляется в адрес физлица в течение трех дней с момента его издания. Физлицу дается 20 дней на представление своих возражений (ст. 17.1, 123.5 КАС РФ). Например, если налоговики предъявляют требования по «старым» налогам.
Если физлицо уложилось в этот срок, то в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговикам будет отказано и судебный приказ будет отменен. Тогда налоговики уже будут предъявлять требования в порядке искового судопроизводства. А по времени это значительно дольше. Так, районный суд должен рассмотреть дело до истечения трех месяцев со дня поступления заявления в суд (п.1 ст.289 КАС РФ).
Если физлицо не представит возражения, то налоговики получат второй экземпляр судебного приказа с гербовой печатью суда.
Этап 5. Предъявление исполнительного документа к оплате
Далее долг могут уже взыскивать судебные приставы либо налоговики. Налоговые долги могут быть взысканы на основании исполнительного документа, предъявленного в банк, за счет средств, имеющихся на банковских или депозитных счетах физлица.
Налоговики могут получить исполнительный лист или судебный приказ и в случае, если задолженность физлица не превышает 100 тысяч рублей, направить его работодателю должника, минуя судебного пристава. Последний способ позволяет налоговикам быстро и без особых хлопот взыскивать долги через компанию или ИП-работодателя должника.
Письма от налоговиков о долгах работников компании
С целью привлечь работодателя к проблемам налоговиков, налоговики делают рассылку о сумме долга его работников. Такие рассылки налоговики делают по специально установленной форме (приложение № 1 к письму №ГД-4-8/18401@ от 21.10.2015 г.). В указанной рассылке указывается общая сумма долга по работникам компании и содержится просьба известить работников об имеющейся у них задолженности.
Важно! Подобные письма не являются для работодателя основанием для удержания долгов с работника и не требует ответных действий в адрес налоговой инспекции.
Конечно, при желании, работодатель может напомнить своим сотрудникам о долгах и обязанности своевременно их гасить.
Взыскание задолженности по налогам
Одним из самых значимых действий при проведении налогового контроля, наряду с выявлением недоимок по налогам и страховым взносам, является последующее взыскание с налогоплательщика налоговым органом соответствующей задолженности по недоимкам, пеням и штрафам.
Действующее налоговое законодательство предусматривает, что взыскание указанных выше доначислений может производиться двумя путями: в виде бесспорного взыскания доначисленных сумм и путем обращения налогового органа в суд с соответствующим заявлением.
Содержание:
1. Бесспорное взыскание налоговой задолженности налоговым органом с налогоплательщика
Процедура взыскания задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам, начинается с направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В настоящее время Правительство РФ увеличило предельный срок направления требования на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. Следовательно, указанный срок составит, в частности, девять месяцев со дня выявления недоимки либо шесть месяцев и 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения, вынесенного налоговым органом по результатам проверки.
Положение о продлении сроков имеет срочный характер и действует до 31.12.2020 г. (пп. 5 п. 3 ст. 4 НК РФ).
Следует учитывать, что в первую очередь налоговый орган обратит взыскание на денежные средства налогоплательщика в банке. И если этих средств будет недостаточно, взыскание будет обращено на имущество налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
Порядок взыскания задолженности по налогам
Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:
Процесс взыскание долгов по налогам со стороны налогового органа
Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:
При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;
Увеличение предельного срока принятия решения о взыскании налогов
В нынешних условиях Правительство РФ увеличило предельный срок принятия решения о взыскании на шесть месяцев, что следует из п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409.
Налоговый орган доводит это решение до организации-налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения и направляет поручение на списание и поручение на перевод электронных денежных средств в банк.
Необходимо иметь в виду, что после вынесения решения о взыскании налоговый орган вправе приостановить операции налогоплательщика по счетам в банке и переводы электронных денег (п. 8 ст. 46, пп. 1, 2 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, как было указано выше, если денежных средств на счетах в банке будет недостаточно для уплаты доначислений, налоговый орган вправе произвести арест имущества налогоплательщика (пп. 1, 3 ст. 77 НК РФ).
Как списывается задолженность налоговым органом
В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.
Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.
Как банк производит списание
Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:
Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.
Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).
Отзыв поручений на списание
Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:
Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.
Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).
Подготовим жалобу на решение налогового органа
Срочно
Грамотно
Конфиденциально
2. Взыскание налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика
Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.
Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.
Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.
При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.
Как судебный пристав исполняет решение налогового органа
Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.
Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).
Очередность изъятия имущества судебным приставом
Изымать имущество для реализации пристав будет в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ:
Срок на совершение указанных действий составляет два месяца с даты, когда пристав получил постановление налогового органа о взыскании (п. 4 ст. 47 НК РФ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия фактически не совершались.
Как показывает практика, указанный двухмесячный срок почти никогда не выдерживается, поскольку процедура взыскания представляет собой сложный многоступенчатый механизм, связанный с установлением, изъятием и продажей имущества должника, с целью соблюдения баланса интересов, как кредиторов, так и должника.
Пристав оканчивает исполнительное производство и выносит постановление, копии которого направляет должнику и в налоговый орган не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Окончание исполнительного производства происходит тогда, когда, например:
3. Взыскание налоговой задолженности налоговым органом в судебном порядке
Законодательство о налогах и сборах, представляющее собой, по сути, административную отрасль права, и построено таким образом, что взыскание соответствующей налоговой задолженности с юридических лиц производится в бесспорном порядке. При несогласии налогоплательщика с таким взысканием, он вправе оспорить ненормативные акты налогового органа действия или бездействие их должностных лиц (п. 12 ст. 21 НК РФ).
При этом в соответствии со ст. 79 НК РФ излишне взысканные налоговым органом с налогоплательщика денежные средства подлежат возврату с начислением процентов, что является компенсацией потерь налогоплательщика.
Вместе с тем, из этого правила о бесспорном взыскании налоговой задолженности с налогоплательщика, имеются исключения. Налоговый орган осуществляет взыскание такой задолженности через суд в следующих случаях:
Требование об уплате налога
Прежде чем обратиться в суд, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ).
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налоговым органом налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Тем самым, налоговый орган информирует налогоплательщика об имеющихся у него суммах недоимок, штрафов и пени.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Изменение квалификации сделки
Наиболее часто применяемым на практике случаем является ситуация, связанная со взысканием с налогоплательщика денежных средств, предусмотренная под. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, а именно: с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Иными словами, налоговые органы при проведении налоговых проверок, изменив квалификацию совершенных налогоплательщиком сделок, не вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки по налогам, штрафы и пени в бесспорном порядке.
Законодатель, предоставляя налогоплательщику дополнительную защиту при совершении налоговым органом такой переквалификации, посчитал, что основания подобной переквалификации сделок и доначисления налогоплательщику налогов, начисления пеней и привлечения к ответственности подлежат особой проверке, осуществляемой исключительно в судебном порядке, поскольку при вынесении налоговым органом ненормативного акта между сторонами уже существует спор, связанный с определением налоговым органом действительной сущности хозяйственной операции, совершенной налогоплательщиком.
Указанные отношения можно рассматривать, как некую дополнительную форму контроля за правомерностью действий налогового органа при проведении налоговой проверки юридических лиц, наряду с административным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов.
В НК РФ отсутствуют понятия «юридическая квалификация сделки» и «юридическая переквалификация сделки». Законодатель решил не стеснять себя в этом случае какими-либо рамками закона.
В ГК РФ предусмотрена возможность переквалификации сделок, например в ст. 170 ГК РФ установлено право переквалификации притворной или мнимой сделки.
В ситуации с притворной сделкой одна сделка выдается за другую. В случае, когда имеет место быть мнимая сделка, то совершенная сделка в налоговых целях является нереальной (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).
При переквалификации сделки налоговый орган самостоятельно, по своему усмотрению, выбирает вид обязательства который, как ему кажется, наиболее соответствует данным правоотношениям, заменяя волю сторон своей волей.
Налоговый орган, переквалифицируя сделку, определяет, какая сделка должна быть совершена вместо той, которую заключили стороны.
В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 «ОБ ОЦЕНКЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ОБОСНОВАННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ» указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Пунктом 4 Постановления также предусмотрено, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 7 Постановления, если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Таким образом, если налоговый орган во время проведения проверки придет к выводу о том, что налогоплательщиком был заключен и исполнен, например, договор поставки, а сам налогоплательщик считает совершенную им сделку – договором комиссии, то налоговый орган производит изменение юридической квалификации сделки, т.е. он переквалифицирует договор комиссии на договор поставки.
В этом случае налоговый орган вправе доначислить налогоплательщику налоги, начислить пени и привлечь к ответственности, исходя из условий договора поставки.
Обращение с заявлением в суд
Но взыскание указанных налоговых начислений он может произвести только путем обращения в суд с соответствующим заявлением, поскольку имеется переквалификация налоговым органом договора по сравнению с тем, как этот договор был заключен и исполнен самим налогоплательщиком.
За взысканием недоимки, которая образовалась в результате переквалификации сделки, налоговый орган должен обратиться в суд (Письмо Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3089). Именно суд определит обоснованность переквалификации сделки и законность налоговых доначислений. Об этом же говорится в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 8728/12.
Без вмешательства в эти отношения суда налоговым органом взыскиваются соответствующие налоговые доначисления только при мнимых сделках, т.е.тех, которых фактически не было (п. 2 ст. 170 ГК РФ). К примеру, в случае, рассмотренном Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.06.2010 N 16064/09, налоговый орган установил, что документы, которыми оформлена сделка, недостоверны и противоречивы, и сделал вывод, что на самом деле этой сделки в действительности не было. Налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении НДС и исключил затраты по этой сделке из расходов по налогу на прибыль, а доначисленные налоги взыскал в бесспорном порядке, без обращения в суд с соответствующим заявлением. ВАС РФ признал решение налогового органа законным и обоснованным.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 г. N 3372/13 говорится, что судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера его деятельности, призван обеспечить судебный контроль, прежде всего за законностью доначисления таких налогов.
Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.
Думается, что такой подход является оправданным, поскольку ведет к процессуальной экономии в вопросе, который уже был до этого рассмотрен в судебном порядке, что полностью исключает повторное его рассмотрение.
Самый простой пример переквалификации сделки – это договор комиссии. По одному из дел налоговый орган объявил заключенный налогоплательщиком договор комиссии договором поставки (Постановление АСВСО от 29.05.2019 N Ф02-1926/2019 по делу N А19-18267/2018).
При рассмотрении спора суды поддержали налогоплательщика, подчеркнув, что налоговый орган должен не высказывать мнение о характере сделки, осуществляемой проверяемым лицом, а представить доказательства того, что комиссионер фактически осуществлял продажу товаров самостоятельно, а не по поручению комитента. Вместе с тем, таких доказательств налоговый орган в настоящем деле не представил.
Козлов С.Ю., адвокат МКА «Юлова и партнеры»