Полученный результат оценки до применения дополнительных скидок и премий является стоимостью на базе
Премии и скидки в фактической себестоимости запасов по ФСБУ 5/2019
Новшеством в учете запасов по ФСБУ 5/2019 является то, что премии, льготы, предоставленные покупателю согласно условиям договора поставки, учитываются в фактической себестоимости запасов. В письме от 18 марта 2021 г. № 07-01-09/19540 Минфин разъяснил, какими должны быть эти скидки.
Новшество в оценке запасов по ФСБУ 5/2019
Суммы, уплаченные или подлежащие уплате поставщику, должны включаться в фактическую себестоимость запасов за минусом скидок, уступок, вычетов, премий, льгот независимо от формы их предоставления. Это новшество в оценке запасов установлено подпунктом «б» пункта 12 ФСБУ 5/2019.
Главное, чтобы организации приобретенные товары обошлись дешевле. Тогда к учету товары принимаются уже с учетом скидки.
Какие скидки учитываются в фактической себестоимости запасов
Минфин в письме от 18 марта 2021 г. № 07-01-09/19540 уточнил, что преференции, предоставленные покупателю по условиям договора, учитываются в фактической себестоимости запасов при условии, что они непосредственно связаны с приобретением конкретной единицы учета запасов, признанных в бухгалтерском учете. Что это означает?
Речь идет о ретроскидках, которые могут уменьшить цену конкретных запасов.
Если же льготы за выполнение определенных условий договора не меняют цену ранее приобретенного товара, а предоставляются в виде поставки дополнительной бесплатной партии товара или денежной премии (бонуса), то они в фактическую себестоимость запасов включаться не должны. С приобретением конкретной единицы учета запасов они не связаны.
Как принять решение об учете материалов с учетом скидок
Чтобы принять решение о том, учитывать ли скидку в фактической себестоимости запасов, бухгалтер должен уметь определить, на сколько уменьшится стоимость запасов.
Во-первых, нужно быть уверенным, что скидка будет предоставлена:
В этом случае учитывать запасы по стоимости, уменьшенной на величину будущей скидки, нужно сразу.
Отсутствие уверенности в получении премий, бонусов, скидок, льгот освобождает бухгалтера от обязанности вычитать их в момент оприходования запасов.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Часть 4. Законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности
Часть 4. Законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности
Количество часов (полная программа)
Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Система регулирования и стандартизации в оценочной деятельности. Функции надзорных и регулирующих органов, контроль за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Контроль за осуществлением оценщиками оценочной деятельности в части соблюдения ими требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики. Порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, состав сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, порядок предоставления информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков, заинтересованным лицам и ее размещения в информационных системах общего пользования.
Договор на оценку и задание на оценку. Понятие объекта оценки.
Общая теория и практика оценки. Теория стоимости денег во времени.
Методы оценки, опирающиеся на сравнительный подход. Алгоритм действий по подготовке информации, выбор аналогов. Анализ и подготовка ценовой информации. Методы прямого сравнения и статистического моделирования цены.
Методы оценки, опирающиеся на доходный подход. Метод дисконтирования денежных потоков. Метод прямой капитализации дохода.
Методы оценки, опирающиеся на затратный подход.
Введение в оценку рыночной стоимости машин и оборудования. Особенности оценки стоимости машин и оборудования.
Оценка рыночной стоимости основных фондов, машин, оборудования и транспортных средств. Классификация основных фондов, их учет и амортизация. Первоначальная, восстановительная, остаточная стоимости, алгоритм их определения. Объекты, не подлежащие амортизации. Способы начисления амортизационных отчислений. Остаточная стоимость как функция износа машин и оборудования. Различия балансовой и рыночной стоимостей. Виды износа. Методы расчета износа.
Затратный и сравнительный подходы к оценке машин, оборудования и транспортных средств. Особенности использования методов доходного подхода в оценке машин и оборудования.
Введение в теорию и практику оценки недвижимости. Методология оценки недвижимости.
Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования. Метод прямого сравнительного анализа продаж. Методы затратного подхода в оценке недвижимости. Метод капитализации дохода и другие методы доходного подхода, используемые в оценке недвижимости.
Методология анализа инвестиций в недвижимость. Ипотечно-инвестиционный анализ. Оценка привлекательности инвестиционных проектов.
Оценка рыночной стоимости зданий и сооружений, не завершенных строительством. Особенности оценки рыночной стоимости земельных участков, свободных от улучшений.
Внесение итоговых корректировок, применение скидок и премий к стоимости, полученной в рамках применения использованных в оценке подходов к оценке недвижимости.
Оценка рыночной стоимости долей участия, акций и паев (бизнеса).
Основы оценки долей участия, акций и паев (бизнеса). Введение в теорию и практику оценки бизнеса.
Доходный подход к оценке бизнеса. Определение ставки капитализации и ставки дисконтирования.
Сравнительный подход в оценке бизнеса.
Затратный подход в оценке бизнеса. Методология оценки активов. Методы оценки оборотных активов и внеоборотных активов.
Внесение итоговых корректировок, применение скидок и премий к стоимости, полученной в рамках применения использованных в оценке подходов к оценке бизнеса.
Согласование результатов применения различных подходов и методов оценки.
Особенности оценки в процедурах банкротства. Отчет об оценке.
Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета
Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета.
Любая организация, реализующая свои товары, работы или услуги, заинтересована в увеличении объемов продаж. Наиболее эффективным методом привлечения и стимулирования клиентов в настоящее время является предоставление им скидок и бонусов.
Стимулирующие выплаты не только привлекают новых покупателей, но и побуждают действующих клиентов к увеличению объемов закупок.
Действующее законодательство не содержит определения понятий скидок и бонусов (премий). Согласно экономической терминологии:
1. Скидка – сумма, на которую снижается продажная цена товара, реализуемого покупателю. По сути, это уменьшение базисной цены товара или услуги с учетом состояния рынка, условий контракта и др. Наиболее распространенными ценовыми скидки могут быть:
Предоставление скидки ведет к уменьшению договорной цены.
В соответствии с п.2 ст.424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
2. Бонус (премия) – премия*, дополнительное вознаграждение, дополнительная скидка, предоставляемая продавцом клиенту в соответствии с условиями договора или отдельного соглашения.
*Премия является денежным или материальным поощрением за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.
Обычно понятием «премия» оперируют, если стимулирующая выплата предусмотрена в виде денежной премии. Бонусами называют бесплатные:
Предоставление бонуса или премии не изменяет первоначальную цену товара (работы, услуги).
Таким образом, основное отличие скидок от бонусов (премий), заключается в следующем: скидки – изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги), а бонусы (премии) – не изменяют первоначальную цену товара (работы, услуги).
Данное различие приводит к тому, что скидки и бонусы по разному отражаются в регистрах бухгалтерского и налогового учета.
В данной статье будут рассмотрены особенности налогообложения НДС, предоставляемых клиентам скидок и бонусов.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ
При оформлении договора, предусматривающего получение клиентом скидок и бонусов, очень важно уделить внимание формулировкам:
Так, в соответствии с п.4 ст.9 закона №381-ФЗ, соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением определенного количества товаров.
Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.
При этом, в соответствии с п.6 ст.9 закона №381-ФЗ, включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения не допускается.
Условиями, на которых предоставляются скидки и бонусы, могут быть, например, следующими:
Документами, подтверждающими выполнение договорных условий могут быть:
Налогообложение НДС скидок и бонусов зависит от момента их предоставления:
1. До отгрузки (либо в момент отгрузки) товаров покупателю.
В этом случае сумма задолженности покупателя перед продавцом за полученные товары (работы, услуги), сразу уменьшается на сумму скидок.
2. После отгрузки товаров покупателю (оказания услуг, выполнения работ).
Поставщик товаров (работ, услуг) возвращает покупателю оговоренную в договоре сумму или уменьшает задолженность покупателя (признает аванс) по акту взаиморасчетов.
1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ДО ОТГРУЗКИ (В МОМЕНТ ОТГРУЗКИ) ТОВАРА
Скидки, предоставляемые до отгрузки товара (или в момент его отгрузки) часто связаны с сезонными скидками и распродажами.
Кроме того, такие скидки могут предоставляться:
При предоставлении скидки до отгрузки (или в момент отгрузки), товары (работы, услуги) сразу приходуются по цене приобретения (с учетом скидки).
Цена реализации товара (работы, услуги) поставщиком, отражается в учете с учетом предоставленных скидок.
Такой вид скидок не вызывает сложностей при отражении в бухгалтерском и налоговом учете.
У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ, как стоимость реализованных товаров.
Стоимость товаров будет учитываться в соответствии с первичными документами (накладными, актами, счетами-фактурами), составленными с учетом предоставленных скидок.
У покупателя налоговая база по НДС уменьшается на установленные ст.171 НК РФ вычеты.
В соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса, вычетам подлежат предъявленные покупателю суммы НДС.
Так как покупателю выставлены документы (товарные накладные, акты, счета фактуры) с учетом предоставленных скидок, то к вычету принимается соответственно уменьшенный с учетом скидок и указанный в документах НДС.
2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДКИ ПОСЛЕ ОТГРУЗКИ ТОВАРА
Скидки, предоставленные после отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ), вызывают куда больше вопросов при их учете и налогообложении.
Так как скидка является уменьшением цены товара (работ, услуг), то происходит пересмотр в меньшую сторону цены товара, который уже отгружен поставщиком и оприходован покупателем.
Скидка может быть предоставлена как до оплаты товара покупателем, так и после такой оплаты.
В первом случае, сумма задолженности покупателя уменьшается на величину скидки. Во втором случае деньги либо возвращаются покупателю, либо сумма скидки признается переплатой и учитывается, как аванс поставщику в счет предстоящих отгрузок (тогда с этой суммы поставщик обязан начислить НДС с полученного аванса в соответствии с п.1 ст.154 НК РФ).
Необходимо обратить внимание, что с 01.01.2011г. в силу вступила новая редакция п.3 ст.168, регламентирующая порядок начисления НДС, в случае предоставления скидок после отгрузки товаров.
В соответствии с п.3 ст.168, при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены или уточнения количества отгруженных товаров, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п.10 ст.172 Налогового Кодекса.
(данный абзац введен законом от 19.07.2011г. №245-ФЗ)
Обратите внимание:Форма корректировочного счета-фактуры и Правила его заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137.
Скидка, предоставляемая после отгрузки товара (работ, услуг), изменяет цену отгруженных товаров.
В этом случае продавец должен выставить покупателю корректировочный счет – фактуру не позднее 5 дней с момента уведомления поставщиком покупателя об изменении цены товаров.
Датой уведомления поставщиком покупателя будет являться дата:
Первичные документы, подтверждающие реализацию товара, продавцу придется выставить заново с учетом предоставленной скидки. Кроме того, и покупателю и продавцу придется вносить корректировки в регистры бухгалтерского учета.
У поставщика налоговая база определяется в соответствии с п.13 ст.171.
При изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.
Корректировочный счет-фактура вносится поставщиком в книгу покупок.
У покупателя налоговая база в соответствии с п.10 ст.172 НК РФ, увеличивается на сумму разницы, указанной в п.13 ст.171 НК РФ, на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), при наличии:
Корректировочный счет-фактура вносится покупателем в книгу продаж.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ПРЕМИЙ
Предоставление денежной премии, в отличии от предоставления скидок, не влияет на договорную цену товаров, в том числе – ранее отгруженных.
А значит, в регистрах бухгалтерского и налогового учета стоимость товаров никак не изменяется. Так же не нужно переделывать первичные документы, которые подтверждают реализацию товаров (работ, услуг).
Соответственно, не возникает оснований:
Денежные премии не только просты в учете и оформлении, они так же не облагаются НДС, в случае, если договорными отношениями не предусмотрено встречное оказание услуг (от покупателя – поставщику).
Если покупатели одновременно с получением от поставщиков премии, оказывают поставщику услуги:
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав), на территории РФ.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.162 НК РФ, налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде:
Так, в своем Письме от 16.07.2010г. №03-01-10/2-62, Минфин рекомендует руководствоваться своим же Письмом от 26.07.2007г. №03-07-15/112, которое гласит:
«Следует также отметить, что во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями могут применяться различные премии и вознаграждения, выплачиваемые продавцами товаров их покупателям, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров, например:
Плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей передать продавцам товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Перечисленные выше операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров.
В связи с этим на суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оплатой товаров, не распространяются требования пп.2 п.1 ст.162 Налогового кодекса (то есть указанные суммы не облагаются налогом на добавленную стоимость как суммы, связанные с оплатой товаров).»
При этом в своем Письме от 13.11.2010г. №03-07-11/436, Минфин высказал мнение, что при предоставлении премий цена договора также может изменяться. В таком случае премии следует считать формой скидок, а значит, продавцу и покупателю необходимо скорректировать суммы НДС, подлежащие уплате и вычету.
Большая часть судебных решений выражает согласие с такой позицией.
Например, в соответствии с Постановлением от 21.05.2009г. №КА-А40/4338-09, ФАС Московского округа указано, что премии, полученные за выполнение объемов закупки, не являются выручкой от реализации услуги, поэтому не увеличивают налоговую базу по НДС.
В соответствии с Постановлениями от 04.06.2010г. №А26-8794/2009, от 24.07.2009г. №А13-10612/2008, ФАС Северо-Западного округа, подобные премии НДС не облагаются, поскольку не связаны с возникновением у налогоплательщика обязанности выполнить работы или оказать услуги.
Такого же мнения придерживаются и другие суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 02.08.2011г. №А55-22303/2010, ФАС Центрального округа от 26.07.2011г. №А68-8136/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010г. №А33-20390/2009).
При этом, есть Постановление от 26.05.2011 N КА-А40/4206-11-2 ФАС Московского округа, в котором суд пришел к выводу, что премии (бонусы), полученные за выполнение обязательств по дистрибьюторскому соглашению, НДС облагаются.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС БОНУСОВ
Необходимо отметить, что порядок учета и налогообложения бонусов отличается от порядка учета и налогообложения денежных премий.
Предоставление бонусов означает получение подарков (дополнительной партии товара, услуг, работ) покупателем от поставщика, при выполнении предусмотренных договором условий.
При этом, с точки зрения налогового законодательства, предоставление подарков является безвозмездной передачей, что влечет за собой определенные налоговые последствия.
Именно таким образом налоговые органы трактуют предоставление бонусов поставщиками.
У поставщика возникает обязанность начислить НДС, в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса.
НДС начисляется исходя из рыночной стоимости безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) в соответствии с п.2 ст.154 НК РФ.
Счет-фактура при безвозмездной передаче выставляется в единственном экземпляре и регистрируется в книге продаж поставщика.
У покупателя НДС с безвозмездно полученного товара к вычету не принимается в соответствии с п.1 ст.171 НК РФ.
Таким образом, предоставление бонусов один из самых невыгодных видов стимулирующих выплат, с точки зрения налогообложения.
Чтобы избежать подобных налоговых последствий, можно оформить передачу бонусных товаров совместно с реализуемыми, как продажу товаров со скидкой в размере цены «подарочных» товаров.
В этом случае сумма выручки от проданного товара будет уменьшена на сумму бонуса. Например, партия из 110 единиц товара может быть продана по цене за 100 единиц товара.
В этом случае безвозмездной передачи не возникает и платить НДС дополнительно не потребуется.
Первичные документы (накладные, акты, счета-фактуры) оформляется в таком случае на уменьшенную (в размере цены бонуса) сумму.
Ссылки по теме:
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Учет скидок и программ лояльности в соответствии с МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»
Автор: Боева Екатерина Сергеевна, FCCA старший менеджер по МСФО, Департамент аудита ООО «Кроу Русаудит»
В данной статье рассматриваются отдельные аспекты нового стандарта, связанные с учетом скидок, переменного возмещения и программ лояльности.
Скидки могут иметь различные формы: скидки за объем, за оплату раньше установленного срока платежа, за выполнение определенных условий, ваучеры на следующую покупку и многое другое. Предлагаемые покупателям скидки напрямую влияют на признание различных статей финансовой отчетности, включая выручку, и их учет. Скидки можно условно разделить на три категории:
снижение цены сделки;
опционы в отношении дополнительных товаров или услуг, предоставленные покупателю.
Перед тем как рассмотреть учет разных видов операций, обратимся к терминологии стандарта МСФО (IFRS) 15 (Приложение А. Определение терминов).
Договор — соглашение между двумя или несколькими сторонами, которое создает юридически защищенные права и обязательства.
Покупатель — сторона, заключившая договор с организацией на получение товаров или услуг, являющихся результатом обычной деятельности организации, в обмен на возмещение.
Обязанность к исполнению — обещание в договоре с покупателем передать покупателю товар или услугу (или пакет товаров или услуг), которые являются отличимыми, либо ряд отличимых товаров или услуг, которые являются практически одинаковыми и передаются покупателю по одинаковой схеме.
Цена обособленной продажи (товара или услуги) — цена, по которой организация продала бы покупателю обещанный товар или услугу в отдельности.
Цена сделки — сумма возмещения, право на которое ожидает получить организация в обмен на передачу обещанных товаров или услуг покупателю, исключая суммы, полученные от имени третьих сторон.
Снижение цены сделки
МСФО (IFRS) 15, как и ранее действовавший МСФО (IAS) 18, говорит о том, что выручка отражается за вычетом скидок, то есть сумма выручки уменьшается на сумму предоставленных скидок.
Компания распродает оставшиеся в наличии лыжи, которые до распродажи стоили100 руб., по цене 80 руб. В учете компания признает выручку в размере 80 руб.
Дт «Денежные средства» («Дебиторская задолженность») — 80 руб.
Кт «Выручка» — 80 руб.
Скидка (20 руб.) не является частью себестоимости или маркетинговых расходов компании, а представляет собой уменьшение выручки.
В рассмотренном простом примере нет неопределенности в отношении времени признания и определения суммы выручки: в момент заключения договора с покупателем размер скидки был определен.
Переменное возмещение
Следующим типом изменения цены сделки является переменное возмещение. Оно возникает в том случае, когда организация заранее не может точно определить сумму возмещения, право на которое она ожидает получить в обмен на передачу обещанных товаров или услуг, то есть когда существует неопределенность в получении возмещения по договору. Сумма возмещения может изменяться в зависимости от специальных скидок и бонусов (например, скидка за объем приобретенных товаров, определяемая в конце года; бонус за досрочное завершение работ), а также если право организации на возмещение зависит от наступления или ненаступления будущего события (например, продажа товара с правом на возврат). Такой характер возмещения может быть прямо указан в договоре или подразумеваться сложившейся деловой практикой. К переменному возмещению можно также отнести и штрафы, которые не являются скидками, но приводят к снижению цены сделки при невыполнении организацией каких-либо условий договора.
Переменное возмещение организация оценивает, используя метод ожидаемой стоимости или метод наиболее вероятной величины, — в зависимости от того, какой из способов лучше прогнозирует сумму возмещения, право на которое она получит.
Компания заключает договор на строительство подсобного помещения на сумму 1 000 000 руб. В договоре указан штраф в размере 100 000 руб. в случае, если строительство не будет завершено в течение 3 месяцев с даты заключения договора.
Компания считает, что возмещение, право на которое она получает по договору, состоит из фиксированной части (900 000 руб.) и переменного возмещения (100 000 руб.), которое компания получит, если строительство будет завершено вовремя. Переменное возмещение оценивалось методом наиболее вероятной величины, то есть определялось единственное наиболее вероятное значение из диапазона возможных (то есть единственный наиболее вероятный результат договора). Такая оценка является надлежащей, если у договора есть только два возможных результата, в нашем случае — будет ли учтен штраф.
Соответственно, выручка в размере 900 000 руб. признается согласно условиям договора в определенный момент времени или в течение периода времени, а 100 000 руб. признается при завершении работ в установленный срок.
В данном примере компания определяла переменное возмещение методом наиболее вероятной величины. Метод ожидаемой стоимости предполагает оценку переменного возмещения как суммы взвешенных с учетом вероятности возможных значений ожидаемого возмещения из диапазона его возможных значений. Такая ожидаемая стоимость может быть надлежащей оценкой величины переменного возмещения, если у организации имеется большое количество договоров с аналогичными характеристиками, то есть такую ожидаемую стоимость можно рассчитать на основе исторических данных.
Переменное возмещение должно быть учтено и в том случае, когда организация передает контроль над товаром покупателю и предоставляет ему право на возврат продукции.
Компания продает велосипеды. Цена каждого велосипеда — 2000 руб., себестоимость — 1500 руб., контроль к покупателю переходит в момент оплаты. Компания предоставляет покупателю право вернуть велосипед и получить полный возврат средств в течение 30 дней после покупки при условии сохранения товарного вида. 31 декабря компания продала 20 велосипедов.
В качестве упрощения практического характера, предусмотренного МСФО (IFRS) 15, компания применяет стандарт к портфелю договоров, обладающих аналогичными характеристиками, то есть рассматривает не каждый договор в отдельности, а все договоры в совокупности. Так как договор предоставляет покупателю право на возврат, возмещение, полученное от покупателя, является переменным. Используя метод наиболее вероятной величины для оценки переменного возмещения, компания считает, что 18 велосипедов не будут возвращены. В цену сделки компания включает переменное возмещение только в той части, в которой в высшей степени вероятно, что при последующем разрешении неопределенности, присущей такому переменному возмещению, не произойдет значительного уменьшения суммы признанной накопительным итогом выручки. Другими словами, компания не должна признавать выручку в сумме большей, чем она с высокой степенью вероятности рассчитывает получить. Стандарт не подразумевает сторнирование выручки.
Соответственно, компания считает, что может признать выручку в размере 36 000 руб. (18 × 2000 руб.). Также компания считает, что возвращенные велосипеды можно будет продать, и это не повлечет дополнительных расходов.
31 декабря компания сделает следующие записи в учете:
Дт «Денежные средства» («Дебиторская задолженность») — 40 000 руб.
Кт «Выручка» — 36 000 руб.
Кт «Обязательство по возврату товаров» — 4000 руб.
Одновременно с признанием выручки и обязательства по возврату товаров отражается актив, представляющий собой право получить те велосипеды, которые покупатели предположительно вернут, то есть велосипеды по себестоимости, так как дополнительных затрат по возврату не ожидается:
Дт «Себестоимость» — 27 000 руб.
Дт «Актив по договору» — 3000 руб.
Кт «Запасы» — 30 000 руб.
В том случае, когда компания не может оценить вероятность возврата, она не должна признавать выручку. Признание откладывается до момента надежной оценки возврата, то есть до конца срока, в течение которого покупатель может вернуть товар.
Опционы в отношении дополнительных товаров или услуг, предоставленные покупателю
Предоставляемые покупателям опционы (то есть возможность) на приобретение дополнительных товаров или услуг бесплатно или со скидками могут иметь различные формы. Это могут быть программы лояльности, бонусные баллы, право на продление договора, ваучеры на следующую покупку со скидкой и другие виды скидок на приобретение будущих товаров или услуг.
Учет программ лояльности клиентов ранее был описан в разъяснении КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности покупателей», подход в МСФО (IFRS) 15 в целом сохранился, однако с некоторыми изменениями. Ранее организация должна была оценивать предоставляемые опционы (или бонусные баллы) по справедливой стоимости, а с момента введения в действие МСФО (IFRS) 15 оценка таких баллов происходит исходя из относительной цены обособленной продажи.
Для того, чтобы определиться со способом учета таких опционов, необходимо рассмотреть, предоставляет ли данный опцион покупателю существенное право, которое покупатель не получил бы, не заключив договор. Если это так, то опцион обуславливает возникновение обязанности к исполнению, и цена сделки должна быть распределена между товарами или услугами, обещанными по договору, и будущими товарами или услугами.
Существенное право — это выгода, предоставляемая покупателю, которую он не получил бы, не заключив договор на покупку товаров или услуг.
Покупатель заключает договор на пользование услугами связи на один год с оплатой 1000 руб. в месяц, а 13-й месяц предоставляется бесплатно. В этом случае покупателю предоставляется существенное право, так как, не заключив договор, он не получил бы один месяц бесплатно, и этот дополнительный бесплатный месяц является отдельной обязанностью к исполнению.
Покупатель заключает договор на пользование услугами связи на один год с оплатой 1000 руб. в месяц, в эту сумму включены 1000 минут разговоров и 500 смс. В договоре указана цена на дополнительную минуту разговора и смс, которые являются ценами обособленной продажи для всех абонентов. В этом случае покупателю не предоставляется существенное право, так как купить эти минуты и смс можно без заключения указанного договора.
Таким образом, для определения наличия существенного права необходимо ответить на два вопроса:
Может ли покупатель получить дополнительные товары или услуги без заключения договора? Если да, то существенное право не предоставляется. Если нет, то надо перейти ко второму вопросу.
Покупатель приобретает дополнительные товары или услуги по ценам, равным ценам обособленной продажи? Если да, то существенное право не предоставляется. Если нет, то существенное право предоставляется.
Если опцион предоставляет покупателю существенное право, то покупатель фактически авансом оплачивает организации товары или услуги, которые будут переданы в будущем, соответственно, организация должна признавать выручку тогда, когда контроль над этими товарами или услугами будет передан либо по истечении срока опциона.
Вернемся к примеру 4 — про покупателя, который заключает годовой договор на услуги связи с компанией и получает один месяц обслуживания бесплатно. Как уже было определено, бесплатный (13-й) месяц является предоставленным существенным правом. Соответственно, у компании существует две обязанности к исполнению: услуги связи в течение 12 месяцев и 1 месяц бесплатного обслуживания.
Цена сделки: 1000 руб. × 12 месяцев = 12 000 руб. Цену сделки следует распределить на обязанности к исполнению на основе относительной цены их обособленной продажи. Цена обособленной продажи услуг связи в месяц известна и составляет 1000 руб. Для определения цены существенного права (бесплатного месяца) необходимо оценить вероятность использования этого опциона, то есть вероятность того, что покупатель захочет пользоваться услугами связи 13-й месяц бесплатно. Предположим, что в рассматриваемом случае такая вероятность составляет 100 %. Результаты распределения цены сделки представлены в таблице.
Распределение цены сделки на обязанности к исполнению
Распределение цены сделки рассчитано следующим образом:
12 000 / 13 000 × 12 000 = 11 077 руб. (или 923 руб. в месяц)
1000 / 13 000 × 12 000 = 923 руб.
По мере оказания услуг покупателю компания признает выручку на основании распределенной цены сделки. От покупателя компания будет получать оплату в размере 1000 руб. в месяц. Компания будет делать ежемесячно следующие записи:
Дт «Денежные средства» («Дебиторская задолженность») — 1000 руб.
Кт «Выручка» — 923 руб.
Кт «Обязательство по договору» — 77 руб.
После окончания годового периода будет признана выручка в сумме 11 077 руб., и обязательство по договору составит 923 руб. (то есть 77 руб. × 12 месяцев). Когда покупатель использует свое право и воспользуется месяцем бесплатного обслуживания, необходимо признать оставшуюся часть выручки следующей записью:
Дт «Обязательство по договору» — 923 руб.
Кт «Выручка» — 923 руб.
Будет неправильно не учитывать дополнительную обязанность к исполнению. В этом случае в течение 12 месяцев будет признана выручка, а в 13-м месяце выручка признана не будет, тогда как себестоимость услуг будет признаваться все 13 месяцев.
Рассмотрим в качестве другого примера учет программы лояльности. Сеть магазинов косметики предоставляет карты постоянного покупателя для увеличения продаж. За каждые потраченные в магазине 100 руб. покупателю начисляется на карту 1 балл, который равен 1 руб. и может быть потрачен на следующую покупку.
В августе покупатели совершили покупки на 500 000 руб., на карты постоянных покупателей было начислено 5000 баллов (для упрощения расчетов не будем учитывать то, что покупки могут быть не на полные 100 руб., а также покупки, совершенные за полученные баллы уже в августе). На основании имеющейся информации и прошлого опыта компания оценила, что 90 % баллов будут использованы.
У компании существуют две обязанности к исполнению:
продажа косметических товаров;
баллы (существенное право, предоставляемое покупателям).
Цена сделки равна цене обособленной продажи товаров и составляет 500 000 руб. Так как компания считает, что 90 % баллов будут использованы, то есть оценивает вероятность использования предоставленных покупателям опционов, цена их обособленной продажи составляет 5000 руб. × 90 % = 4500 руб.
Как и в предыдущем примере, распределяем цену сделки пропорционально: