Получение эмульсии моторного масла что наблюдали
Опыт № 2. Получение эмульсии моторного масла
Запишите сведения по элементам №3-№9 в таблицу.
Химический символ | Порядковый номер элемента | Относительная атомная масса элемента | Электронная формула элемента |
Li | |||
Be | |||
В | |||
С | |||
N | |||
O | |||
F |
Сформулируйте выявленную вами закономерность в виде закона.
Лабораторная работа №2
Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Цели работы :изучить способы приготовления эмульсий и суспензий ;научиться отличать коллоидный раствор от истинного; отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Ход работы:
1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.
Опыт № 1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.
Внешний вид и видимость частиц:
Опыт № 2. Получение эмульсии моторного масла
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз.
Внешний вид и видимость частиц:
Добавьте каплю ПАВ (эмульгатора) и перемешайте ещё раз.
Внешний вид и видимость частиц:
Опыт № 3. Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки(или желатина), тщательно перемешать Наблюдали:
Внешний вид и видимость частиц:
Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги. Наблюдается ли эффект Тиндаля?
Лабораторная работа №3
Тема:«Приготовление раствора заданной концентрации.»
Оборудование: Химические стаканы (или конусообразные колбы), стеклянные шпатели, мерные цилиндры, технохимические весы с разновесами, дистиллированная вода, кристаллические соли
Ход работы
1 Инструктаж по ТБ
Меры безопасности:
Осторожно использовать стеклянную посуду.
Правила первой помощи:
При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте края раны раствором йода и перевяжите бинтом. При необходимости обратиться к врачу.
2 Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества
Сделайте вывод по лабораторной работе.
Лабораторная работа №4
Тема: Реакции ионногообмена в рас творах электролитов.
Цель: Провести реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Ход работы:
1 Методические указания
Реакции ионного обмена — реакции, протекающие между ионами в растворе электролитов.
Для составления уравнений реакций ионного обмена необходимо помнить следующее:
Диссоциации не подвергаются: оксиды, газообразные вещества, вода, нерастворимые в воде соединения
Реакция ионного обмена идёт до конца если образуется: газ, осадок, вода
2Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :
2 Меры безопасности :
Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду
Осторожно использовать стеклянную посуду
3 Правила первой помощи
При необходимости обращаться к врачу
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Во второй пробирке наблюдаете ___________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
К полученным в предыдущем опыте осадкам добавьте раствор HCl.
Наблюдаете ___________________________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Во второй пробирке наблюдаете _______________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
В пробирку налейте 1 мл раствора K2CO3 и добавьте 1-2 мл раствора HCl.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Сделайте вывод по лабораторной работе.
Лабораторная работа 5
Тема : Химические свойства кислот на примере H2SO4
Цель: Изучить химические свойства кислот на примере серной кислоты
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Ход работы:
2 Инструктаж по ТБ
1 Физиологическое действие используемых реактивов :
2 Меры безопасности :
Не допускать попадания кислоты и щелочи на руки или одежду. Осторожно использовать стеклянную посуду
3 Правила первой помощи
При необходимости обращаться к врачу
3 Выполнение работы
Опыт 1Действие кислоты на индикаторы.
К раствору серной кислоты добавьте раствор метилового оранжевого.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Опыт 2 Взаимодействие серной кислоты с металлами.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
А) растворимыми в воде.
К раствору гидроксида калия добавьте несколько капель фенолфталеина.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Добавьте немного серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Затем добавьте немного раствора серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Опыт 4 Взаимодействие серной кислоты с солями
К раствору карбоната калия добавьте раствор серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
К раствору хлорида бария добавьте немного серной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Лабораторная работа 6
Цель: Изучить качественные реакции на карбонат, сульфат, хлорид, фосфат анионы.
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.
Реактивы : растворы карбоната калия, сульфата натрия,хлорида натрия, фосфата калия, азотной кислоты, хлорида бария, нитрата серебра
Ход работы:
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Опыт1 К раствору карбоната калия добавьте раствор азотной кислоты.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Опыт2 К раствору сульфата натрия добавьте раствор хлорида бария
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Опыт3 К раствору хлорида натрия добавьте нитрат серебра.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Опыт4 К раствору фосфата калия добавьте нитрат серебра.
В пробирке наблюдаете _______________________________________________________________
Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Сделайте вывод по лабораторной работе.
Лабораторная работа 7
Тема :Обратимость химических реакций
Цель: Изучить признаки необратимых реакций, научиться определять необратимые химические реакции.
Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.
Ход работы:
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Задание 1 Необратимость ионных реакций а) образование малорастворимых веществ.
Пробирка №2 Наблюдения:______________________________________________________________
Пробирка №3 Наблюдения:______________________________________________________________
б) реакции с образованием газов. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия, Добавьте к ней раствор азотной кислотыВ пробирке наблюдаете __________________________________________
в)реакции, идущие с образованием малодиссоциирующих веществ. В пробирку добавьте 1 мл сульфата железа (II) и немного гидроксида калия. Запишите наблюдения. В пробирке наблюдаете __________________
Прилейте в пробирку азотной кислоты до растворения осадка. В пробирке наблюдаете ____________________
Сделайте вывод по лабораторной работе.
Лабораторная работа 8
Тема :Получение, собирание и распознавание газов.
Цель: Научиться опытным путем получать, собирать и распознавать различные газы.
Оборудование: пробирки, штатив, газоотводные трубки, лучинка, спиртовка, спички, пробки.
Реактивы : железо, соляная кислота, известняк, известковая вода, пероксид водорода, оксид марганца (IV ), растворы сульфата аммония, гидроксида калия, лакмус.
Ход работы:
Инструктаж по ТБ
Выполнение работы.
Лабораторная работа Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
Тема: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
Цель: изучить способы приготовления суспензий; отработать навыки экспериментальной работы, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Оборудование: пробирка с порошком мела, пробирка с водой.
Краткие теоретические сведения
Дисперсные системы – это системы, в которых мелкие частицы вещества, или дисперсная фаза, распределены в однородной среде (жидкость, газ, кристалл), или дисперсионной фазе
Суспензия относится к дисперсной системе ВЗВЕСИ, и состоит из жидкости и распределенного в ней твердого вещества с размером частиц более 100 нм. Если порошок поместить в жидкость и перемешать, то получится суспензия, а при высушивании суспензия снова превращается в порошок.
Концентрированные суспензии (пасты) могут быть получены как в результате оседания более разбавленных суспензий, так и непосредственно растиранием порошков или массивных твердых тел с жидкостями.
Последовательность выполнения работы:
1. К порошку мела в пробирке добавьте 1-2 мл воды и энергично взболтайте.
2. Опишите наблюдаемое явление. Записи внесите в таблицу по форме:
3. Сформулируйте вывод
1. Укажите, что в полученной вами дисперсной системе «суспензия» является дисперсионной средой, а что дисперсной фазой?
2. Разделяются ли со временем дисперсионная среда и дисперсная фаза в данной суспензии?
Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. М. Издательский центр «Академия». 2011
Лабораторная работа №2
Тема: Получение эмульсии моторного масла.
Цель:изучить способы приготовления эмульсий, ознакомиться с областями их применения.
Оборудование: пробирка с маслом, пробирка с водой.
Краткие теоретические сведения
Эмульсия относится к дисперсной системе ВЗВЕСИ. Эму́льсия (новолат. emulsio, от лат. emulgeo — дою, выдаиваю) — дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой. Эмульсии состоят из несмешиваемых жидкостей. Например, молоко — одна из первых изученных эмульсий, в нём капельки жира распределены в водной среде. Они постепенно поднимаются на поверхность, поскольку их плотность меньше, чем плотность воды. В молоке за несколько часов образуется слой сливок. Молоко является не устойчивой эмульсией. Получение устойчивых концентрированных эмульсий возможно только в присутствии специальных эмульгаторов.
К эмульгаторам, способным образовывать прочные защитные пленки, относятся высокомолекулярные соединения, например, сапонин, белки (желатин, казеин), каучук, смолы, соли жирных кислот (мыла) и др. Наибольший интерес представляют собой желатированные или твердые эмульсии.Желатированные эмульсии характеризуются большой устойчивостью, прочностью и другими механическими свойствами. Примерами таких эмульсий являются консистентные смазки, маргарин, сливочное масло, густые кремы. Обычными эмульсиями являются жидкости, применяемые при обработке металлов.
Эмульсии играют большую роль при мыловарении, в технологии пищевых продуктов (сливочное масло, маргарин), при переработке натурального каучука, в живописи. В виде эмульсий получают смазочно-охлаждающие жидкости, битумные материалы, пропиточные композиции, пестицидные препараты, лекарственные и косметические средства.
Последовательность выполнения работы:
1. К маслу в пробирке добавьте 1-2 мл воды и энергично взболтайте.
2. Опишите наблюдаемое явление. Записи внесите в таблицу по форме:
3. Сформулируйте вывод
1. Укажите, что в полученной вами дисперсной системе «эмульсия» является дисперсионной средой, а что дисперсной фазой?
2. Разделяются ли со временем дисперсионная среда и дисперсная фаза в данной эмульсии?
3. Каково значение эмульсий в повседневной жизни?
Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля. М. Издательский центр «Академия». 2011
Лабораторная работа №3
Тема: Систематизация природных и бытовых дисперсных систем на основе анализа состава их компонентов
Цель:изучить компонентный состав различных естественных и искусственных дисперсных систем
Оборудование:примеры дисперсных систем
Краткие теоретические сведения
Дисперсной называется гетерогенная (неоднородная) система, в которой одно вещество в виде очень мелких частиц относительно равномерно распределено в объеме другого.
Дисперсная фаза – это вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределяется в объеме другого.
Организмы животных и растений, гидросфера, земная кора и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном, состоянии. Большинство веществ окружающего нас мира существует в виде дисперсных систем: почвы, ткани живых организмов, пищевые продукты и др. Химия дисперсного состояния довольно новая наука
Диспе́рснаясисте́ма — это образования из двух или более фаз (тел), которые совершенно или практически не смешиваются и не реагируют друг с другом химически. Первое из веществ (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионная среда). Если фаз несколько, их можно отделить друг от друга физическим способом (центрифугировать, сепарировать и т. д.).
Наиболее общая классификация дисперсных систем основана на различии в агрегатном состоянии дисперсионной среды и дисперсной фазы. Сочетания трех видов агрегатного состояния позволяют выделить девять видов дисперсных систем. Для краткости записи их принято обозначать дробью, числитель которой указывает на дисперсную фазу, а знаменатель на дисперсионную среду, например для системы «газ в жидкости» принято обозначение Г/Ж.
Дисперсная фаза Дисперсионная среда Название и пример
Г/Г Газообразная Газообразная Дисперсная система не образуется
Ж/Г Жидкая Газообразная Аэрозоли: туманы, облака
Т/Г Твёрдая Газообразная Аэрозоли (пыли, дымы), порошки
Г/Ж Газообразная Жидкая Газовые эмульсии и пены
Ж/Ж Жидкая Жидкая Эмульсии: нефть, крем, молоко
Т/Ж Твёрдая Жидкая Пульпа, ил, взвесь, паста
Г/Т Газообразная Твёрдая Пористые тела
Ж/Т Жидкая Твёрдая Жидкость в пористых телах, грунт, почва
Т/Т Твёрдая Твёрдая Сплавы, бетон,
Дисперсные системы с газообразной дисперсионной средой называют аэрозолями. Туманы представляют собой аэрозоли с жидкой дисперсной фазой (Г1 — Ж2), а пыль и дым — аэрозоли с твердой дисперсной фазой (Г1 — Т2); пыль образуется при диспергировании веществ, а дым — при конденсации летучих веществ.
Пены — это дисперсия газа в жидкости (Ж1 — Г2), причем в пенах жидкость вырождается до тонких пленок, разделяющих отдельные пузырьки газа. Эмульсиями называют дисперсные системы, в которых одна жидкость раздроблена в другой, нерастворяющей ее жидкости (Ж1 — Ж2). Низкодисперсные системы твердых частиц в жидкостях (Ж1 — Т2) называют суспензиями, или взвесями, а предельно-высокодисперсные — коллоидными растворами, или золями, часто лиозолями, чтобы подчеркнуть, что дисперсионной средой является жидкость (от греч. «лиос» — жидкость). Если дисперсионной средой является вода, то такие золи называют гидрозолями, а если органическая жидкость — органозолями.
В твердой дисперсионной среде могут быть диспергированы газы, жидкости или твердые тела. К системам T1—Г2 (твердые пены) относятся пенопласты, пенобетон, пемза, шлак, металлы с включением газов. Как своеобразные твердые пены можно рассматривать и хлебобулочные изделия. В твердых пенах газ находится в виде отдельных замкнутых ячеек, разделенных дисперсионной средой. Примером системы T1—Ж2 является натуральный жемчуг, представляющий собой карбонат кальция, в котором коллоидно-диспергирована вода.
Большое практическое значение имеют дисперсные системы типа T1—Т2. К ним относятся важнейшие строительные материалы (например, бетон), а также металлокерамические композиции (керметы) и ситаллы.
К дисперсным системам типа T1—T2 относятся также некоторые сплавы, цветные стекла, эмали, ряд минералов, в частности некоторые драгоценные и полудрагоценные камни, многие изверженные горные породы, в которых при застывании магмы выделились кристаллы.
Цветные стекла образуются в результате диспергирования в силикатном стекле примесей металлов или их оксидов, придающих стеклу окраску. Например, рубиновое стекло содержит 0,01—0,1% золота с размером частиц 4—30 мкм. Условия получения ярко-красных рубиновых и других окрашенных стекол изучались еще М. В. Ломоносовым. Эмали — это силикатные стекла с включениями пигментов (SnO2, TiO2, ZrO2), придающих эмалям непрозрачность и окраску. Драгоценные и полудрагоценные камни часто представляют собой оксиды металлов, диспергированные в глиноземе или кварце (например, рубин — это Сr2О3, диспергированный в Аl2О3).
Последовательность выполнения работы:
2. Перечертите таблицу в тетрадь и заполните графу «Примеры природных и бытовых дисперсных систем» используя прилагаемый список.
Примеры природных и бытовых дисперсных систем
Опыт 1. Определение скорости седиментации суспензии по измерению объема осадка
Готовят 250 мл 11% водной суспензии крахмала. В мерный цилиндр на 100 мл наливают 100 мл суспензии, в другой такой же цилиндр наливают 95 мл суспензии и 5 мл 2% –ного раствора желатины, взбалтывают смесь и через 5 мин начинают производить отсчеты объемов осадка в обоих цилиндрах. Первые 3 отсчета делают с интервалами через 5 мин, а последующие через каждые 10 мин. Всего делают 6-7 отсчетов объема осадка в каждом цилиндре. Результаты заносят в таблицу 28.
№ отсчета | Суспензия | Суспензия с добавкой желатины | |
Время от начала опыта, мин | Объем осадка, см | Время от начала опыта, мин | Объем осадка, см |
Опыт 2. Получение эмульсии подсолнечного масла.
Объясняется это тем, что растительные (и животные) жиры содержат некоторое количество свободных жирных кислот, которые образуют со щелочью соответствующие соль – мыла. Молекулы мыла диссоциируют в водном растворе на ионы:
Капельки жира адсорбируют на своей поверхности анионы жирной кислоты, обращенные радикалом к частице, а карбоксильной группой к водной среде, что обеспечивает образование прочного защитного слоя вокруг жировой капельки. В чистой воде (без добавки к смеси щелочи) свободной жирной кислоты, имеющейся в масле, недостаточно для образования прочного двойного слоя и устойчивой жирной эмульсии.
Полученную эмульсию разливают в три пробирки и в каждую из них прибавляют осторожно по каплям, 1 н раствор соляной кислоты для нейтрализации щелочи. После этого к нейтральной эмульсии добавляют растворы солей: в одну – хлорида натрия, во вторую хлорида кальция, в третью хлорида алюминия. Происходит разрушение эмульсии.
Отметьте, какая из указанных солей вызывает более быстрое и полное расслаивание эмульсии и объясните причину этого явления.
Опыт 3. Получение разбавленных эмульсий различных масел в воде по методу замены растворителя.
Готовят приблизительно 1% растворы различных масел: оливкового, подсолнечного или машинного в этиловом спирте или ацетоне. 3 мл спиртового раствора прибавляют по каплям в воду при энергичном помешивании. При этом образуютсяэмульсии масел в воде.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия»
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по химии для 1 курса СУЗ.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия»»
Данные методические рекомендации по дисциплине «Химия» для студентов профессии технического профиля 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации помогут Вам организовать свою работу на лабораторных занятиях.
Лабораторные задания выполняются в тетрадях для лабораторных занятий по учебной дисциплине. Все записи в процессе выполнения ведутся аккуратно.
Приступая к выполнению лабораторных заданий, Вам необходимо внимательно прочитать цель занятия, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме лабораторного занятия.
Наличие положительной оценки по лабораторным занятиям необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Химия», который проводится по окончании изучения дисциплины.
Пропуски лабораторных занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии на лабораторном занятии лабораторные задания выполняются в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем.
Если в процессе подготовки к лабораторным занятиям или при их выполнении у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.
Желаем Вам успехов!
Лабораторное занятие №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде
Лабораторное занятие №2 Получение эмульсии моторного масла
Лабораторное занятие №3 Ознакомление со свойствами дисперсных систем
Лабораторное занятие №4 Приготовление ненасыщенного раствора
Лабораторное занятие №5 Приготовление насыщенного раствора
Лабораторное занятие №6 Приготовление раствора заданной концентрации
Лабораторное занятие №7 Испытание растворов кислот индикаторами
Лабораторное занятие №8 Взаимодействие металлов с кислотами
Лабораторное занятие №9 Взаимодействие кислот с оксидами металлов
Лабораторное занятие №10 Взаимодействие кислот с основаниями
Лабораторное занятие №11 Взаимодействие кислот с солями
Лабораторное занятие №12 Испытание растворов щелочей индикаторами
Лабораторное занятие №13 Взаимодействие щелочей с солями
Лабораторное занятие №14 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса
Лабораторное занятие №15 Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды
Лабораторное занятие №16 Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы
Лабораторное занятие №17 Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации
Лабораторное занятие №18 Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры
Лабораторное занятие №19 Взаимодействие солей с металлами, с солями
Лабораторное занятие №20 Получение, собирание и распознавание газов
Лабораторное занятие №21 Изготовление моделей молекул органических веществ
Лабораторное занятие №22 Ознакомление с коллекцией образцов нефти
Лабораторное занятие №23 Ознакомление с коллекцией продуктов переработки нефти
Лабораторное занятие №24 Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины
Лабораторное занятие №25 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II)
Лабораторное занятие №26 Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот
Лабораторное занятие №27 Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II)
Лабораторное занятие №28 Качественная реакция на крахмал
Лабораторное занятие №29 Растворение и осаждение белков
Лабораторное занятие №30 Цветные реакции белков
Список рекомендуемых источников
Лабораторное занятие №1
ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУСПЕНЗИИ КАРБОНАТА КАЛЬЦИЯ В ВОДЕ
Лабораторное занятие №2
ПОЛУЧЕНИЕ ЭМУЛЬСИИ МОТОРНОГО МАСЛА
Лабораторное занятие №3
ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СВОЙСТВАМИ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ
уметь: проводить эксперимент, соблюдая технику безопасности; получать дисперсные системы и исследовать их свойства;
знать: определение, виды, способы приготовления суспензий;
иметь сформированные компетенции: использование достижений современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.
Оборудование и реактивы: дистиллированная вода; вещества и растворы: карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин; фарфоровая чашка; пробирки, штатив.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные(растворы) и гетерогенные (дисперсные) системы.
Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы:
Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм. Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это золи (коллоидные растворы- «клееподобные» ) и гели (студни).
Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля.
При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции.
Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок. При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса Различают 8 типов дисперсных систем (д/с + д/ф):
Г+Ж→аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВС.
Г+ТВ→аэрозоль (дым, смог, пыль в воздухе).
Ж+Г→пена (газированные напитки, взбитые сливки).
Ж+Ж→эмульсия (молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма).
Ж+ТВ→золь, суспензия (речной и морской ил, строительные растворы, пасты).
ТВ+Г→твердая пена (керамика, пенопласт, поролон, полиуретан, пористый шоколад).
ТВ+Ж→гель (желе, желатин, косметические и медицинские мази, помада).
ТВ+ТВ→твердый золь (горные породы, цветные стекла).
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. С помощью краткого теоретического материала по теме занятий выполните предложенные задания:
Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз.
*Внешний вид и видимость частиц:____________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции ___________
Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина.
*Внешний вид и видимость частиц: _________________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции _________________________________
*Внешний вид после добавления глицерина _______________________
Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги
*Внешний вид и видимость частиц
*Способность осаждаться и способность к коагуляции__________
*Наблюдается ли эффект Тиндаля
Сформулируйте и запишите общий вывод о проделанных опытах.
Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия
Что такое суспензии? Приведите 3 примера суспензий.
Что такое агрегатное состояние веществ? Приведите по 2 примера каждого агрегатного состояния веществ.
Перечислите составляющие дисперсных систем.
Охарактеризуйте грубодисперсные системы. Приведите 3 примера.
Дайте определение эффекту Тиндаля. Приведите пример явления коагуляции.
Лабораторное занятие №4
ПРИГОТОВЛЕНИЕ НЕНАСЫЩЕННОГО РАСТВОРА
Лабораторное занятие №5
ПРИГОТОВЛЕНИЕ НАСЫЩЕННОГО РАСТВОРА
Лабораторное занятие №6
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА ЗАДАННОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
уметь: совершать лабораторные операции: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление раствора;
знать: правила техники безопасности при обращении с химическими реактивами, понятия массовая доля, раствора, вещества;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и инструменты: стеклянная лопаточка; стакан объемом 50 мл; стеклянная палочка с резиновым наконечником; мерный цилиндр; весы; холодная кипяченая вода, соли.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторных занятий 4 – 6
Раствор- это однородная система, состоящая из растворителя, растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке.
По агрегатному состоянию различают растворы: жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества: разбавленные, концентрированные, насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.
Массовая доля (безразмерная величина) – это отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора:
Процентная концентрация (%) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества cсодержится в 100 гр. раствора:
Молярная концентрация, или молярность (моль/литр)- это величина показывающая сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора:
Содержание отчёта по выполнению лабораторных заданий 4 – 6
1. Напишите название, тему, цель лабораторных занятий.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторных занятий 4 – 6, выполните предложенные задания:
Задание 1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.
Приготовьте раствор. Для этого:
Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.
Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.
Задание 2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.
Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторных занятий 4 – 6
Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта
Какой объем (в литрах, н. у.) метаналя необходимо растворить в 500 мл воды, чтобы приготовить 30 %-ный формалин.
Приготовлен раствор из 219 г кристаллогидрата СаCl2 6Н2O и 1 л воды. Рассчитайте массовую долю (в %) безводной соли в этом растворе.
Определите количество гидроксида калия (моль), содержащееся в 3 л 25 %-ного раствора (плотность 1,24 г/мл).
Определите массовую долю (%) нитрита железа (II), если из 4 кг 15% раствора выпарили 1 кг.
Лабораторное занятие №7
ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ КИСЛОТ ИНДИКАТОРАМИ
Цель занятия: научиться определять реакцию среды с помощью индикаторов, проводить реакции взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов, гидроксидов с кислотами, солей со щелочами, металлами и солями.
уметь: совершать лабораторные операции: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление раствора;
знать: правила техники безопасности при обращении с химическими реактивами, виды индикаторов;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и инструменты: штатив с пробирками, индикаторная бумага, стеклянная палочка, вода, растворы лакмуса, фенолфталеина, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, магний (порошок), оксид магния,
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Лакмусовая бумага является дешевым быстродействующим средством для определения кислой или основной среды.
Лакмусовая бумага получается путем нанесения лакмуса на обыкновенную пористую бумагу. Лакмус добывается непосредственно из определенного вида лишайников, которые являются симбиозом водорослей и грибков.
Лакмус бывает трех видов:
Основное применение фенолфталеин нашел в процессах титрования, когда концентрация кислоты (основания) определяется путем реакции нейтрализации основанием (кислотой) известной концентрации.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия, выполните предложенные задания:
Задание 1. Налейте в 3 пробирки по несколько капель воды и прибавьте в каждую раствор лакмуса до хорошо заметной окраски. Какой цвет имеет лакмус в водной среде? В одну из пробирок добавьте 2-3 капли серной кислоты, а в другую- 2-3 капли гидроксида натрия. Третью пробирку оставьте без изменения для сравнения полученных результатов. Как изменилась окраска растворов? Наблюдения за изменением окраски занесите в таблицу.
Повторите опыт, используя вместо лакмуса фенолфталеин.
Задание 2. Налейте в 2 пробирки по 2-3 капли соляной кислоты. В одну пробирку добавьте немного порошка магния, а в другую- оксида магния. Как взаимодействуют кислоты с металлами и оксидами металлов? Запишите наблюдения. Составьте уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с магнием и оксидом магния.
Задание 3. Налейте в пробирку 2-3 капли гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Как изменилась окраска раствора? Добавьте в пробирку 2-3 капли раствора соляной кислоты. Запишите наблюдения. Составьте уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия с соляной кислотой.
Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Какие химические индикаторы Вы знаете? Перечислите изменение их окраски в растворах кислот и щелочей.
Охарактеризуйте фенолфталеин и лакмус.
Напишите химическую реакцию взаимодействия серной кислоты и оксида магния.
Сравните реакции кислот с металлами и оксидами металлов.
Приведите примеры химических реакций кислот с оксидами неметаллов.
Лабораторное занятие №8
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С КИСЛОТАМИ
Цель занятия: изучить восстановительные свойства металлов, их взаимодействие с кислотами.
уметь: совершать лабораторные операции: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление раствора;
знать: правила техники безопасности при обращении с химическими реактивами, понятия восстановительных свойств, формулы кислот, металлов;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и инструменты: пробирки, раствор соляной кислоты, порошок железа, медь, цинк, магний.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Металлы, являясь проводниками первого рода, обладают высокой электропроводностью и теплопроводностью. Эти свойства связаны со строением кристаллической решетки, в узлах которой находятся ионы металлов, между которыми перемещаются свободные электроны. Перенос электричества и тепла происходит за счет движения этих электронов.
Химические свойства металлов. Все металлы являются восстановителями, т.е. при химических реакциях они теряют электроны и превращаются в положительно заряженные ионы.
Соляная и разбавленная серная кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода. При этом образуется соответствующая соль и выделяется водород.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия, выполните предложенные задания:
Задание 1. Сравнение восстановительных свойств металлов
В четыре пробирки поместите по 8 капель разбавленной соляной кислоты. В первую пробирку внесите кусочек магния, во вторую – железа, в третью – меди, в четвёртую – цинка. Опишите наблюдения; напишите уравнения реакций.
Задание 2. Взаимодействие железа с разбавленной и концентрированной соляной кислотой В две пробирки внесите по 8–10 капель разбавленной соляной кислоты и немного порошкообразного железа. Для ускорения реакции пробирки слегка подогрейте. Затем в первой пробирке проведите качественную реакцию на ионы железа (II):
а во второй – на ионы железа (III):
При наличии в первой пробирке ионов Fe 2+ образуется темно-синий осадок турнбулевой сини, а во второй пробирке при наличии ионов Fe 3+ – кроваво-красный раствор роданида трёхвалентного железа (при малой концентрации ионов Fe 3+ наблюдается слабое окрашивание раствора). Затем повторите опыт от начала до конца, заменив разбавленную соляную кислоту на концентрированную. Опишите опыт.
Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Объясните, почему в 1 задании при проведении опыта в третьей пробирке реакция не происходит?
Составьте уравнения двух возможных реакций железа с соляной кислотой и объясните, какая из них более вероятна и как влияет увеличение концентрации HCl на её протекание.
В чем отличие реакции железа с соляной и серной кислотами?
Напишите уравнение химической реакции меди с угольной кислотой.
Сформулируйте правила взаимодействия металлов с кислотами.
Лабораторное занятие №9
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С ОКСИДАМИ МЕТАЛЛОВ
Цель занятия: изучить свойства оксидов металлов, их взаимодействие с кислотами.
уметь: совершать лабораторные операции: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление раствора;
знать: правила техники безопасности при обращении с химическими реактивами, понятия кислот, оксидов, свойств оксидов металлов;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и инструменты: пробирки, раствор соляной кислоты, серной кислоты, оксид меди (II).
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Кислоты взаимодействуют с оксидами металлов с образованием растворимой соли и воды.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия, выполните предложенные задания:
Задание 1. Проведите реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидом меди. Запишите уравнение проделанных Вами реакций в молекулярной и ионной формах.
Задание 2. Проведите реакцию взаимодействия серной кислоты с оксидом меди. Запишите уравнение проделанных Вами реакций в молекулярной и ионной формах.
3.Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Напишите структурные формулы серной и соляной кислот.
Охарактеризуйте химические свойства оксида меди (II).
Какие химические соединения образуются в результате взаимодействия оксидов и кислот?
В чем отличие между взаимодействием оксида меди с серной и соляной кислотами?
Напиши уравнение реакции взаимодействия серной кислоты и оксида лития.
Лабораторное занятие №10
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С ОСНОВАНИЯМИ
Цель занятия: изучить свойства кислот, их взаимодействие с щелочами.
уметь: составлять уравнения химических реакций;
знать: химические свойства кислот, оснований; принципы составления уравнений химических реакций;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Кислоты взаимодействуют с основаниями, образуя соль и воду.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия и учебником, выполните предложенные задания:
Задание 1. Составьте уравнение химической реакции соляной кислоты и гидроксида бария. Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Задание 2. Составьте уравнение химической реакции взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия. Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
3.Сформулируйте и запишите вывод о химических свойствах кислот.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Как называется химическая реакция между кислотой и гидроксидом?
Какие продукты получаются в результате реакции между кислотой и гидроксидом?
В каком случае кислота способна вытеснять другую кислоту из соли?
С помощью каких реакций можно различить соляную, серную и азотную кислоты?
Напишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида магния и соляной кислоты. Расставьте необходимые коэффициенты.
Лабораторное занятие №11
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С СОЛЯМИ
Цель занятия: изучить взаимодействие кислот с солями.
уметь: составлять уравнения химических реакций;
знать: химические свойства кислот, солей; принципы составления уравнений химических реакций;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Реакции обмена между кислотами и солями возможны, если в результате образуется практически нерастворимое в воде вещество (выпадает осадок), образуется летучее вещество (газ) или слабый электролит.
А) Кислоты реагируют с растворами солей, если в результате реакции один из продуктов выпадает в осадок.
Например, при взаимодействии раствора серной кислоты с раствором хлорида бария в осадок выпадает сульфат бария, а при взаимодействии раствора силиката натрия с раствором азотной кислоты в осадок выпадает кремниевая кислота:
Б) Продукт реакции при обычных условиях, либо при нагревании улетучивается.
Например, при действии концентрированной серной кислоты на кристаллический хлорид натрия, образуется газообразный хлороводород, а при действии соляной кислоты на сульфид железа(II) выделяется газ сероводород:
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия и учебником, выполните предложенные задания:
Задание 1. Составьте уравнение химической реакции соляной кислоты и хлорида магния. Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Задание 2. Составьте уравнение химической реакции взаимодействия серной кислоты с хлорида натрия. Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
3.Сформулируйте и запишите вывод о взаимодействии кислот с солями.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
В каких случаях возможно взаимодействие солей с кислотами?
Перечислите продукты реакции кислоты и соли.
Напишите уравнение химической реакции нитрата бария и соляной кислоты.
Приведите примеры взаимодействия кислоты и соли.
Напишите формулы карбоната натрия, сульфата лития, фосфата бария.
Лабораторное занятие №12
ИСПЫТАНИЯ РАСТВОРОВ ЩЕЛОЧЕЙ ИНДИКАТОРАМИ
Цель занятия: научиться проводить испытания растворов щелочей различными индикаторами.
уметь: совершать лабораторные операции: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление раствора;
знать: правила техники безопасности при обращении с химическими реактивами, виды индикаторов;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и инструменты: NаOH 1N р-р лакмус красный р-р микропробирки 3 шт, Fe CI3 1N р-р лакмус синий р-р, пробиркодержатель, NH4CI 1N р-р фенолфталеин сп. р-р, горелка спиртовая, CuSO4 1N р-р, метиловый оранжевый, сп. р-р.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Лакмусовая бумага является дешевым быстродействующим средством для определения кислой или основной среды.
Лакмусовая бумага получается путем нанесения лакмуса на обыкновенную пористую бумагу. Лакмус добывается непосредственно из определенного вида лишайников, которые являются симбиозом водорослей и грибков.
Лакмус бывает трех видов:
Основное применение фенолфталеин нашел в процессах титрования, когда концентрация кислоты (основания) определяется путем реакции нейтрализации основанием (кислотой) известной концентрации.
Основания –это электролиты, которые диссоциируют на катионы и анионы гидроксильных групп.
Взаимодействие основания с солями. Эта реакция подчиняется общему правилу: взаимодействие между электролитами имеет место, если в результате образуется осадок, или газ, или малодиссоциирующее вещество (вода).
Нерастворимые гидроксиды металлов могут быть получены взаимодействием их солей с щелочами:
Примером реакции между щелочью и солью, протекающей с образованием газа, может служить качественная реакция на соли аммония, т.е. качественная реакция на катион аммония:
Выделяющийся аммиак обнаруживают либо по запаху, либо по посинению влажной красной лакмусовой бумажки, либо по появлению белого «дыма» при поднесении палочки, смоченной концентрированной соляной кислотой.
Разложение нерастворимых оснований. При нагревании нерастворимые основания и амфотерные гидроксиды разлагаются на соответствующий оксид металла и воду:
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия, выполните предложенные задания:
Задание 1. В три пробирки налейте по 5 капель раствора едкого натрия. Добавьте в первую пробирку 1-2 капли лакмуса красного, во вторую – 1- 2 капли фенолфталеина, в третью 1-2 капли метилового оранжевого. Что наблюдаете? Напишите уравнение диссоциации щелочи
Задание 2. Налейте в одну пробирку 4 капли раствора хлорного железа, во вторую пробирку – 4 капли хлорида аммония. В каждую из пробирок добавьте 4-6 капель раствора едкого натрия. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
Задание 3. В пробирку налейте 4 капли раствора сульфата меди и добавьте 5-6 капель раствора едкого натрия до выпадения осадка. Что наблюдаете? Содержимое пробирки нагрейте в пламени горелки до изменений окраски осадка. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
3.Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Гидроксид кальция Са(ОН)2 реагирует с веществом, формула которого:
Все основания реагируют:
б) основными оксидами;
Гидроксид цинка Zn(OH)2 образуется при взаимодействии:
а) оксида цинка с водой;
б) оксида цинка с гидроксидом натрия;
в) хлорида цинка с гидроксидом железа (II);
г) растворов нитрата цинка и гидроксида натрия.
Общим свойством щелочей не является:
а) изменение окраски индикаторов;
б) взаимодействие с кислотными оксидами;
в) разложение при нагревании;
г) взаимодействие с кислотами.
Сокращённое ионное уравнение реакции водных растворов гидроксида лития и бромоводородной кислоты:
Лабораторное занятие №13
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧЕЙ С СОЛЯМИ
Цель занятия: изучить взаимодействие щелочей с солями.
уметь: составлять уравнения химических реакций;
знать: химические свойства щелочей, солей; принципы составления уравнений химических реакций;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Основания – электролиты диссоциирующие в воде на ионы металлов и гидроксогрупп.
Основания бывают растворимые в воде (щелочи) и нерастворимые в воде.
Они называются основания гидроксидами: Ca (OH)2 – гидроксид кальция; Fe (OH)2 – гидроксид железа (II); Fe (OH)3 – гидроксид железа (III).
Химические свойства оснований.
1. Щелочи взаимодействуют:
— с кислотами NaOH + HCl = NaCl + H2O;
Основания разлагаются при нагревании:
Основания взаимодействуют с кислотами:
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия и учебником, выполните задание:
В пробирку поместите 2 мл раствора соли FeCl3 и прилейте щелочи до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
3.Сформулируйте и запишите вывод о взаимодействии щелочей с солями.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Перечислите химические свойства щелочей.
Приведите три примера щелочей.
В каких случаях образуются нерастворимые основания?
Напишите реакцию взаимодействия гидроксида магния и карбоната меди.
Закончите реакцию: CuCl2+ NaOH = NaCl +?
Лабораторное занятие №14
РЕАКЦИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ МЕДИ ЖЕЛЕЗОМ В РАСТВОРЕ МЕДНОГО КУПОРОСА
Лабораторное занятие №15
РЕАКЦИИ, ИДУЩИЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ ОСАДКА, ГАЗА ИЛИ ВОДЫ
Лабораторное занятие №16
ЗАВИСИМОСТЬ СКОРОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ С МЕТАЛЛАМИ ОТ ИХ ПРИРОДЫ
Лабораторное занятие №17
ЗАВИСИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИНКА С СОЛЯНОЙ КИСЛОТОЙ ОТ ЕЕ КОНЦЕНТРАЦИИ
Лабораторное занятие №18
ЗАВИСИМОСТЬ СКОРОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОКСИДА МЕДИ (II) С СЕРНОЙ КИСЛОТОЙ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ
Цель занятий 14 – 18: изучить реакции замещения, присоединения, обмена.
уметь: составлять уравнения химических реакций; проводить химические эксперименты; соблюдать технику безопасности при работе с химическими веществами;
знать: химические свойства щелочей, солей; принципы составления уравнений химических реакций;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и материалы: растворы: медного купороса (CuSO4 · 5 H2O), BaCl2, H2SO4, NaOH, HCl, NaHCO3(хлебная сода), скрепка или кнопка, фенолфталеин, раствор азотной кислоты; раствор уксусной кислоты; раствор карбоната натрия; раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, CuO (II) (порошок); пробирки, пипетки, спиртовка, штатив.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Существует несколько видов химических реакций. Самые распространенные:
реакции одинарного замещения.
1. Реакции соединения
В реакциях соединения хотя бы два элемента образуют один продукт:
Если же количество кислорода недостаточно, то образуется смертельно опасный угарный газ: 2C(т) + O2 (г) → 2CO(г).
2. Реакции разложения
Эти реакции являются, как бы, противоположными по сути, реакциям соединения. В результате реакции разложения вещество распадается на два (3, 4. ) более простых элемента (соединения):
3. Реакции одинарного замещения
В результате реакций одинарного замещения, более активный элемент замещает в соединении менее активный:
Цинк в растворе сульфата меди вытесняет менее активную медь, в результате чего образуется раствор сульфата цинка.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия и учебником, выполните задания:
Задание 1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку. Опишите свои наблюдения и уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
Задание 2. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски. Что наблюдается после добавления фенолфталеина в пробирки? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксусной кислоты. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
К 1—2 мл соляной кислоты в пробирке добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
В две пробирки прилейте по 1 мл раствора медного купороса, а затем добавьте в каждую столько же раствора гидроксида натрия. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
К 1 мл раствора серной кислоты в пробирке добавьте 5—10 капель раствора хлорида бария. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Задание 3. Изучение влияний на скорость химических реакций. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10). Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Что происходит после добавления фенолфталеина в раствор гидроксида натрия?
Что произойдет после добавления хлорида бария в раствор серной кислоты?
Как влияет на скорость химической реакции увеличение концентрации исходных веществ?
Перечислите факторы, влияющие на скорость химических реакций?
Приведите примеры взаимодействия металлов с кислотами при повышении температуры.
Лабораторное занятие №19
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЕЙ С МЕТАЛЛАМИ, С СОЛЯМИ
Цель занятия: овладеть навыками проведения химических опытов, с соблюдением правил техники безопасности, подтверждающих свойства солей.
уметь: составлять уравнения химических реакций; проводить химические опыты;
знать: химические свойства солей; принципы составления уравнений химических реакций;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и материалы: металлы Zn, Fe; растворы солей Pb(NO)3, CuSO4, Na2CO3, ZnSO4, BaCl2, KI, штатив с пробирками, индикаторы фенолфталеин и метиловый оранжевый.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Соли – электролиты диссоциирующие на ионы металла и кислотного остатка.
— с солями, если образуется нерастворимая соль 3Na2S + 2FeCl3 = 6NaCl + Fe2S3↓
— с металлами, более активный металл вытесняет из раствора соли менее активный CuCl2 + Zn = ZnCl2 + Cu
— со щелочами 2NaOH + ZnCl2 = 2NaCl +Zn(OH)2↓
— с более сильными кислотами, чем кислота, образующая соль FeS + 2HCl = H2S + FeCl2.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия и учебником, выполните задания:
Задание 1. Взаимодействие солей с металлами.
1.1. В пробирку поместите 2мл раствора соли Pb(NO3)2 и опустите гранулу цинка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
1.2. В пробирку поместите 2мл раствора соли CuSO4 и опустите немного железных опилок. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
Задание 2. Взаимодействие солей с солями.
2.1. В пробирку поместите 2мл раствора соли ZnSO4 и прилейте раствора соли BaCl2 до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
2.2. В пробирку поместите 2мл раствора соли Pb(NO3)2 и прилейте раствора соли KI до образования осадка. Запишите наблюдения и химическую реакцию в молекулярном и ионном виде.
3. Гидролиз солей различного типа.
3.1.В две пробирки поместите по 2 мл раствора соли ZnSO4, в одну добавьте каплю индикатора фенолфталеина, а в другую метилового оранжевого. Укажите среду раствора соли и запишите химическую реакцию гидролиза соли.
3.2. В две пробирки поместите по 2 мл раствора соли Na2CO3, в одну добавьте каплю индикатора фенолфталеина, а в другую метилового оранжевого. Укажите среду раствора соли и запишите химическую реакцию гидролиза соли.
3.3. В две пробирки поместите по 2 мл раствора соли BaCl2, в одну добавьте каплю индикатора фенолфталеина, а в другую метилового оранжевого. Запишите наблюдения
3. Сформулируйте и запишите общий вывод.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Какие соединения называются солями?
Запишите названия солей: ZnSO4; BaCl2.
Допишите предложение: Гидролизом соли называется?
Запишите формулы солей: сульфата меди (II); нитрата кальция.
Какие типы солей подвергаются гидролизу?
Лабораторное занятие №20
ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ГАЗОВ
Цель занятия: проверить правильность усвоения знаний о газообразных веществах, способах их получения и распознавания.
уметь: составлять уравнения химических реакций; проводить химические опыты;
знать: химические свойства солей; принципы составления уравнений химических реакций;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и материалы: • гранулы цинка, серная кислота, хлорид цинка и азотная кислота; сульфит натрия и серная кислота; сульфат меди (II) и соляная кислота; карбонат калия и соляная кислота.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:
Помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду) СО2 + Са (ОН)2 = СаСО3 + Н2О;
Горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.
Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный газ, не имеет запаха.
Вытеснением водорода металлами из растворов кислот: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 ↑.
1.Разложением перманганата калия:
2.Разложением пероксида водорода:
Распознание: Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.
Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия и учебником, выполните задания:
Задание 1: Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
В химический стакан поместите кусочек мела (мрамора) и прилейте раствор соляной кислоты.
Через 1 мин внесите в стакан горящую лучинку. Что наблюдаете?
Уравнение реакции получения оксида углерода (IY) запишите в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Задание 2. Получение, собирание и распознавание аммиака
В пробирку положите 1-2 мг хлорида аммония. 1-1 мг гидроксида кальция
Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете?
К отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?
Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?
Что обозначают цифры на рисунке
Уравнение реакции получения аммиака запишите в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
3. Сформулируйте и запишите общий вывод.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Какие физические свойства углекислого газа вы наблюдали при проведении опыта?
Опишите способ собирания углекислого газа. Почему для собирания углекислого газа используется именно этот способ?
Составьте уравнение реакции взаимодействия оксида углерода (IY) с известковой водой в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Запишите уравнение реакции получения аммиака в лабораторных условиях: из гидроксида кальция и хлорида аммония в молекулярном и ионном виде.
Лабораторное занятие №21
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ МОЛЕКУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Цель: закрепить теоретический материал о строении молекул органических веществ.
уметь: изготавливать модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных; составлять структурные формулы изомеров органических веществ;
знать: названия органических веществ по систематической номенклатуре; понятия изомеров и гомологов;
иметь сформированные компетенции: химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Оборудование и инструменты: деревянные стержни, материал для лепки (пластилин), набор шаростержневых моделей.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия выполните предложенные задания:
Задание 1. По формуле органического соединения напишите пространственную структуру:
Задание 2. Напишите структурные формулы всех возможных изомеров веществ:
пентана, гексана, этана, дихлорметана CH2Cl2, в соответствии с ними сделайте шаровидные модели изомеров на примере бутана и изобутана
Н Н H H
| | |
Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Какие соединения называют предельными? Приведите 3 примера.
Какие темы теоретических занятий необходимо знать для выполнения данных практических заданий?
С помощью каких материалов можно изготовить пространственные структуры молекул органических соединений?
Какие виды номенклатур Вы знаете? Приведите по 2 примера названий соединений по каждой из номенклатур.
От каких факторов зависит длина связи, угол связи в строении молекул органических соединений?
Лабораторное занятие №22
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ ОБРАЗЦОВ НЕФТИ
Лабораторное занятие №23
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ
Цель занятий 22-23: закрепить теоретические знания о нефтепродуктах.
уметь: определять свойства органических соединений для выбора методов синтеза углеводородов;
знать: природные источники, способы получения и области применения органических соединений;
иметь сформированные компетенции: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий, коллекции образцов нефти и продуктов нефтепереработки.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Нефть – это маслянистая жидкость от желтого или светло-бурого до черного цвета с характерным неприятным запахом. Нефть легче воды и не растворима в ней. Она встречается во многих местах земного шара, пропитывая пористые горные породы на различной глубине.
Нефть – смесь газообразных, жидких и твердых углеводородов. Кроме углеводородов в нефти еще содержатся в небольшом количестве органические соединения, содержащие O, N, S и др. Имеются также высокомолекулярные соединения в виде смол и асфальтовых веществ (всего более 100 различных соединений).
Состав нефти еще зависит от месторождения. Но все они обычно содержат три вида углеводородов:
-парафины, в основном нормального соединения,
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия выполните предложенные задания:
Задание 1. Рассмотрите выданную вам коллекцию. Письменно объясните, почему все нефтепродукты (кроме мазута) называют светлыми. Запишите формулы углеводородов, образующих фракции светлых нефтепродуктов. Какие физические процессы лежат в основе их получения?
Задание 2. Познакомьтесь со смазочными маслами, получаемыми перегонкой мазута. Какие процессы лежат в основе их получения?
3.Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Как мировые цены на нефть влияют на бюджет нашей страны?
Предложите свои варианты уменьшения зависимости экономики России от колебаний мировых цен на нефть.
Как утечки нефти при ее добыче и транспортировке влияют на состояние экологии?
Приведите примеры последних сообщений из средств массовой информации о катастрофах, связанных с разливами нефти.
Как связана ваша будущая профессия с добычей и переработкой углеводородного сырья?
Лабораторное занятие №24
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОЛЛЕКЦИЕЙ КАУЧУКОВ И ОБРАЗЦАМИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РЕЗИНЫ
Цель занятия: познакомиться с коллекциями каучуков и образцами изделий из резины.
уметь: давать характеристику органическим соединениям;
знать: свойства каучуков;
иметь сформированные компетенции: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий, коллекция каучуков и образов изделий из резины.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Каучуки — это высокомолекулярные соединения, которые используются для получения резин, эбонитов и лаков, клеев, вяжущих веществ. Каучуки имеют линейное строение, обладают высокой эластичностью, широким диапазоном рабочих температур. При температуре 100° С они становятся хрупкими, а при температуре 200° С разжижаются.
Натуральный каучук (ПК) получают из млечного сока каучуконосных тропических растений. Сок обрабатывают кислотами и затем вальцуют образующийся продукт.
Синтетические каучуки (СК) получают полимеризацией непредельных соединений. В зависимости от вида исходного материала и условий их обработки изготавливают каучуки с различными свойствами и стойкостью.
Резина и эбонит — продукты вулканизации каучука. Ее проводят в присутствии веществ-вулканизаторов (часто серы, оксидов металлов) при повышенной температуре. В зависимости от количества введенного вулканизатора получают мягкую резину (2-Л % 8), полужесткую (12-20% 8) и жесткую резину (30-50% 8). Последняя носит название эбонит.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия выполните предложенные задания:
Задание 1. Выданные вам образцы каучуков распределите на две группы – природные (натуральные) и синтетические.
Задание 2. Опишите свойства одного представителя каждого типа каучуков.
3.Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Какие вещества называют алкадиенами?
Дайте характеристику гомологического ряда алкадиенов согласно плану: а) общая формула; б) родовые суффиксы; в) виды изомерии; г) номенклатура; д) характерные реакции.
Какие виды каучуков вы знаете?
Перечислите химические и физические свойства резины.
В начале XIX в. в Англии стали модные плащи из водонепроницаемой ткани, называемые макинтошами. Это название они получили в честь английского химика и изобретателя Ч.Макинтоша, предложившего пропитывать плащевую ткань раствором натурального каучука. Однако на солнце такие плащи становились липкими, а в морозную погоду – ломкими. предложите свой способ устранения этих недостатков, повторив тем самым открытие другого выдающегося англичанина – Ч.Гудьира.
Лабораторное занятие №25
РАСТВОРЕНИЕ ГЛИЦЕРИНА В ВОДЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИДРОКСИДОМ МЕДИ (II)
Цель занятия: исследовать свойства глицерина.
уметь: проводить химические опыты с органическими соединениями;
знать: свойства глицерина, номенклатуру органических соединений;
иметь сформированные компетенции: анализировать, обобщать полученную информацию.
Реактивы и оборудование: штатив с пробирками (3 шт.), глицерина, вода, гидроксид натрия, раствор сульфат меди (II).
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Спирты (алкоголи) – класс органических соединений, содержащих одну или несколько группировок С–ОН, при этом гидроксильная группа ОН связана с алифатическим атомом углерода (соединения, у которых атом углерода в группировке С–ОН входит в состав ароматического ядра, называются фенолами)
Классификация спиртов разнообразна и зависит от того, какой признак строения взят за основу.
1. В зависимости от количества гидроксильных групп в молекуле спирты делят на:
а) одноатомные (содержат одну гидроксильную ОН-группу), например, метанол СН3ОН, этанол С2Н5ОН, пропанол С3Н7ОН
б) многоатомные (две и более гидроксильных групп), например, этиленгликоль
Соединения, в которых у одного атома углерода есть две гидроксильных группы, в большинстве случаев нестабильны и легко превращаются в альдегиды, отщепляя при этом воду: RCH(OH)2 ® RCH=O + H2O
Спирты, содержащие три группы ОН у одного атома углерода , не существуют.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия выполните опыты:
Опыт № 1. Растворение глицерина в воде.
Налейте в пробирку 1-2 мл глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше воды.
Опыт № 2. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте немного раствора сульфата меди (II) до выпадения осадка. К осадку прилейте глицерин и взболтайте.
3.Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Какая реакция характерна для глицерина и других многоатомных спиртов? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Какие вещества называются спиртами?
Какой объём углекислого газа выделяется при сгорании 40 г этанола?
Перечислите химические свойства глицерина.
Дайте названия органическим соединениям по международной номенклатуре:
а) СН3 – СН – СН – СН2 – СН3
б) СН3 – СН2 – СН – СН – СН2 –СН2ОН
Лабораторное занятие №26
СВОЙСТВА УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ, ОБЩИЕ СО СВОЙСТВАМИ МИНЕРАЛЬНЫХ КИСЛОТ
Цель занятия: изучить свойства карбоновых кислот.
уметь: проводить химические опыты с органическими соединениями;
знать: свойства карбоновых кислот, номенклатуру органических соединений;
иметь сформированные компетенции: анализировать, обобщать полученную информацию.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками (3 шт.), пробка с длинной стеклянной трубкой-холодильником, химический стакан, уксусная кислота (70%), магний, цинк, фенолфталеин, гидроксид натрия, этанол, серная кислота (конц.), вода, хлорид натрия.
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия выполните опыты:
Опыт № 1. Взаимодействие уксусной кислоты с некоторыми металлами.
В две пробирки влейте по 1 мл раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного стружек магния, а во вторую – несколько гранул цинка. В первой пробирке происходит бурная реакция, а во второй – реакция протекает спокойно (иногда она начинается только при нагревании).
Опыт № 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
Влейте в пробирку 1-1,5 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. При добавлении уксусной кислоты происходит обесцвечивание.
Опыт № 3. Взаимодействие уксусной кислоты со спиртами.
В пробирку налейте 2 мл раствора уксусной кислоты. Прилейте 2 мл этанола. Затем в пробирку осторожно добавьте 1 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с длинной стеклянной трубкой-холодильником. Смесь осторожно подогрейте. Жидкость налейте в сосуд с насыщенным раствором хлорида натрия.
3.Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала лабораторного занятия
Как уксусная кислота реагирует с магнием и цинком?
Сравните скорость этих реакций и напишите уравнения в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами минеральных кислот?
Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты со спиртами? Напишите уравнения всех этих трёх опытов.
Составьте уравнения реакций муравьиной кислоты:
б) с гидроксидом калия;
Лабораторное занятие №27
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЛЮКОЗЫ И САХАРОЗЫ С ГИДРОКСИДОМ МЕДИ (II)
Цель занятия: исследовать химические свойства углеводов и объяснить причины, обуславливающие эти свойства.
уметь: проводить химические опыты с органическими соединениями;
знать: химические свойства, номенклатуру углеводов;
иметь сформированные компетенции: анализировать, обобщать полученную информацию.
Оборудование и реактивы: металлический штатив, спиртовка, пробирки, стеклянная палочка, химический стакан вместимостью 50 мл, электроплитка, водяная баня; 1 % раствор глюкозы, 1 % растворы сахарозы, спиртовой раствор йода, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия (10-12 %), раствор серной кислоты (1:5).
Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению лабораторных заданий.
Краткие теоретические материалы по теме лабораторного занятия
Глюкоза С6Н12О6 – моносахарид, не гидролизующийся с образованием более простых углеводов.
Глюкоза является одновременно многоатомным спиртом и альдегидом, то есть альдегидоспиртом. В водных растворах глюкоза может принимать циклическую форму.
Глюкоза – бесцветное кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде. По сравнению со свекловичным сахаром менее сладкая.
она встречается почти во всех органах растения: в плодах, корнях, листьях, цветах;
особенно много глюкозы в соке винограда и спелых фруктах, ягодах;
глюкоза есть в животных организмах;
в крови человека ее содержится примерно 0,1 %.
Содержание отчёта по выполнению лабораторного задания
1. Напишите название, тему, цель лабораторного занятия.
2. Пользуясь кратким теоретическим материалом по теме лабораторного занятия выполните опыты и задания:
Опыт 1. Внесите в пробирку 3 капли раствора глюкозы, одну каплю раствора соли меди и прибавьте при взбалтывании несколько капель гидроксида натрия до образования светло-синего раствора (щелочь должна быть в избытке). Что доказывает появление такой окраски раствора? Вспомните реакцию образования глицерата меди.
Полученный раствор нагрейте. Что наблюдается? Наличие какой функциональной группы в молекуле глюкозы подтверждает этот опыт?
Опыт 2. Взаимодействие сахаров с гидроксидом меди (II).
Опыт проводят одновременно с растворами различных сахаров.
К 2 мл раствора сахара добавьте 1 мл разбавленного раствора щелочи и 3‑4 капли раствора сульфата меди (II). Встряхните пробирку и перемешайте содержимое пробирки стеклянной палочкой до растворения осадка. Жидкость при этом окрашивается в интенсивно-синий цвет.
Затем поместите все пробирки в нагретую водяную баню. Если сахар окисляется, то, вынув пробирку через 2-3 минуты, вы увидите изменения окраски и появление красного или коричневого осадка.
Заполните следующие таблицы:
Результаты опыта, проведенного при нормальных условиях