Положение пояса пресвятой богородицы что за праздник
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме
Аудио
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)
Пояс Богородицы был обретен при неизвестных обстоятельствах в епархии Зела, близ Амасии в Понте. Около 530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в Константинополь [2] и положен в Халкопратийской церкви, находившейся к западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух хранившихся там драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы и Пелен Христовых.
Много лет спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI Мудрого Зоя тяжело заболела из-за наваждения нечистого духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто, что она исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император тотчас повелел сломать печати на раке с реликвией и с изумлением увидел честной Пояс сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был назван день перенесения Пояса в Константинополь и рассказано о том, как сам император положил его в эту раку и собственноручно ее запечатал. Император Лев с благоговением приложился к реликвии и передал ее патриарху. Тот возложил Пояс на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку.
По преданию, болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком II Ангелом (1190), захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса. Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он не подвергся поруганию. Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее совершаются многочисленные чудеса.
Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
[1] Праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2 июля и 1 октября).
[2] Данные агиографических источников весьма туманны и противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря», подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и построил часовню для честного Пояса. 12 апреля в «Синаксаре» поминается другое перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах, и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя.
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы
Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года 21 сентября, а Успение – в конце 28 августа. Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 13 сентября – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, Своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих Богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.
Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах и Пояс Богородицы – в Халкопратии.
Согласно преданию, отраженному в Минологии императора Василия II, датируемом X в., великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью после Ее Успения, была отдана двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавалась из поколения в поколение.
При императоре Аркадии (395-408), сыне Феодосия I Великого Пояс Пресвятой Богородицы, который хранился в кафедральном соборе города Зилы в Каппадокии, был перенесён архиерейской процессией в Константинополь и, вложенный в драгоценном ковчеге, установлен в церкви, расположенной в Халкопратии.
Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).
По влечению благочестиваго сердца, святая царица Пульхерия установила в Халкопратийской церкви по средам всенощные бдения и молебствия, которые «она сама возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую она заправляла».
Риза Пресвятой Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).
Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.
Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина. Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.
«По сей причине, – повествует святитель Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.
Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»
Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность.
После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии.
В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть.
Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.
Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372–1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.
В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.
Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. В 1871-1872 годах султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители. Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.
Части этого пояса из верблюжьей шерсти, связанной Самой Девой Марией, доныне хранятся на Святой Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодисса).
Тысячи паломников посещают Ватопедскую обитель только для того, чтобы помолиться перед этой святыней, облобызать часть одежды Пресвятой Богородицы. Люди молятся перед поясом Богородицы об исцелении от болезней. Многие неизлечимые болезни, в том числе онкологические, отступают по горячим молитвам людей перед этой святыней.
Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детишек, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее честного пояса.
В Ватопедском монастыре изготавливаются небольшие копии этого пояса, и известно, что некоторые женщины, страдающие безплодием, носят такие пояски. И если это ношение сопровождается покаянием, горячей молитвой, крепкой верой, то в очень многих случаях, которые зафиксированы, молитва достигала Престола Царицы Небесной и женщины могли родить детей.
В 2011 году Пояс Пресвятой Богородицы был привезен в Россию настоятелем монастыря Ватопед архимандритом Ефремом, который не раз приезжал в Троице-Сергиеву Лавру. Монастырь Ватопед связывает с обителью Преподобного Сергия большая дружба, начало которой положил Патриарх Константинопольский Филофей (Коккин), приславший Преподобному Сергию в подарок облачение и письмо, в котором советовал святому игумену ввести в своей обители общежительный устав – им до сих пор руководствуются монастыри России.
Но Сама Царица Небесная в эти дни благословила наше Отечество и русский народ.
Чудотворные иконы и святыни не приходят без особого благословения Богородицы. Явление иконы, или святыни — особая милость Божия. Вспомним, как чудесно пришла на Русь из Константинополя чудотворная Тихвинская икона Матери Божией. Как была чудесно обретена Казанская икона Богородицы. И то, как св. прав. Иоанн Крондштадтский пророчески предрек великие беды и испытания России, узнав, что Царица Небесная позволила похитить чудотворную икону в Казани. Вскоре во время страшного лихолетья покинул Русскую землю и Тихвинский образ Матери Божией. Несколько лет назад чудотворная Тихвинская икона вернулась в возрожденный Тихвинский монастырь. В восстановленном храме Христа Спасителя православная Москва могла поклониться древней чудотворной иконе Царицы Небесной. Из зала Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах перенесена чудотворная Владимирская икона. В 1991 году в Коломенское вернулся Державный образ Царицы Небесной. Верим и надеемся, что и Казанская икона будет вновь обретена по милости Богородицы.
Пояс Пресвятой Богородицы не случайно привезен в Россию именно этой осенью. Все кризисы и войны, потрясающие современный мир в последнее время — начало грозных и великих событий. Эксперты предрекают глобальное переустройство мира, говорят о столкновении цивилизаций, о грядущей мировой войне. На Святой Горе Афон перед грозными испытаниями всегда начинает чудесно раскачиваться лампада у чудотворной Иверской иконы Богородицы. В России в последние десятилетия т.н. «элита» занята распределением «финансовых потоков». А русскому народу ставят «великую» цель — добиться «комфортной жизни» и, наконец, догнать по уровню экономического развития Португалию. В экономике и политике все более значительную роль играет могучий Китай, Индия, Бразилия. Но всем серьезным экспертам ясно, что судьбы мира вновь будут решаться именно в России.
Почему Пречистая изволила нас благословить в эти дни, мы не знаем. Может быть, Богородица перед грядущими испытаниями укрепляет русских людей. Но может быть, избавляет от грядущих бед и напастей. Молятся о нас все святые, в земле Российской просиявшие, святые Царственные мученики, все исповедники и новомученики Российские, чье небесное воинство продолжает прибывать и в наши дни, пополняясь Оптинскими братьями, воином Евгением и другими убиенными за Христа. Возможно, Заступница Усердная по их молитвам отводит от нас праведный гнев Божий.
Следующий 2012 год — 200 лет победы над нашествием галлов и двунадесят языков, 400 лет подвигу ополчения Минина и Пожарского. Это не просто юбилейные даты, но особая молитва русских героев о своих земных сродниках. 2012 год может быть переломным в истории современного Российского государства. Судьба России будет решаться не на выборах, не в парламентских дебатах. Но спасти Россию могут лишь подвиг и молитва «последних людей Русской земли», как называл свято патриарх Ермоген героев, что в Смутное время ХVII века остались верными Богу и Отечеству.
В это грозное время, как в 1612 году, в 1812 году, как было всегда в Русской истории, вся надежда и упование русских людей — на Матерь Божию, Заступницу Усердную рода христианского.
«К Богородице ныне прилежно притецем, грешные и смиренные…»
По милости Божией мне удалось несколько дней дежурить у ковчега с Честным Поясом Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя. Впечатление от увиденного и пережитого полностью передать невозможно.
Часы дежурства у ковчега с поясом Пресвятой Богородицы пролетали как один миг. За это время мимо тебя проходила настоящая людская река. Проходили юноши и девушки, и согбенные, с трудом опираясь на палочку, подходили к святыне 90-летние бабушки. Проходили сотрудники МЧС и врачи в халатах, бойцы ОМОНа и седые ветераны Великой Отечественной, священники и монахини, дамы в роскошных мехах и бородатые паломники с котомками за плечами, высоченные плечистые богатыри в спортивных куртках и инвалиды на костылях. И, конечно же, очень, очень много было детей. Несли совсем крохотных младенцев, вели к святыне отроков и отроковиц. Видно было, как идут группы прихожан во главе со своими священниками, но заметно было и много людей, которые судя по всему, первый раз пришли в храм, чтобы поклониться православной святыне.
На лицах большинства очень разных людей в этом нескончаемом потоке было написано одно чувство — благоговения и радости. Даже я бы сказал, некой изумленной радости, которая свойственна детям. У многих людей, после того, как они прикоснулись к святыне, лица озарялись радостью. Даже немолодые люди в это время становились похожи на доверчивых детей. И это несмотря на то, что дежурным приходилось безжалостно торопить паломников, не позволяя сосредоточиться, постоять хотя бы мгновение у святыни.
Невозможно забыть светлые детские лица. Какие же у нас в России красивые детки! Белокурые светленькие головки, смышленые, умные голубые и серые глазенки. Когда мимо тебя проносят сотни младенцев, одни за другими проходят с родителями отроки и отроковицы, то не заметить эту красоту русских детишек, не возрадоваться и не благодарить Бога невозможно.
В эти дни Матерь Божия призвала к Себе всех живущих в России. И те, кто услышал этот призыв получили во дни Богородичной Пасхи благословение Царицы Небесной. Не все смогли попасть к святыне, ковчег со святым Поясом Богородицы не во всех городах и весях побывал. Но каждого, кто с верою и надеждой обратился к Богородице, Она увидела и благословила.
Святой праведный Иоанн Крондштадский писал: «Помни, что Пресвятая Богородица еще ближе твоему сердцу, чем сама икона твоим очам. Матерь Божия не только все слова твои слышит, не только Ей все твои помышления открыты, но Преблагословенная Владычица каждый вздох твоего сердца приемлет!» Святой Иоанн Крондштадский пишет, что молиться и думать, что Господь и Матерь Божия тебя не слышат — грех. А значит всех, кто вздохнул от всего сердца услышала Всеблагая Скоропослушница.
В некоторые дни паломникам разрешали целовать ковчежец со святыней, в другое время благословляли только проходить, не задерживаясь у ковчежца, лишь прикоснувшись к святыне ладошкой. Одно время ковчег с поясом поставили на арку украшенную цветами, и людская река проходила под святыней, как на Успение мы проходим под плащаницей Богородицы. Но равную благодать получили все. И кто прикоснулся устами, и кто ладошкой, и кто прошел под святым Поясом Пречистой Девы, вознесенным на арку.
Ведь и чудотворные иконы над нами проносят, как когда-то пронесли образ Богородицы Курской-Коренной над болящим отроком Прохором. И будущий батюшка Серафим в тот день «сподобился посещения Пресвятой Богородицы».
Сама Царица Небесная незримо благословляла всех, кто пришел поклониться святыне. Благословила Матерь Божия и паломников, что не сумели достоять до конца в многочасовой очереди, и тех, кто по немощи телесной, в силу разных обстоятельств не смог прийти к храму Христа Спасителя. Не зря мы слышим: «Господь и намерения целует». Благодать получили те, кто простоял на холодном ветру, больше 20 часов. Царица Небесная не могла не благословить и не принять с радостью их молитвенный труд, понесенный ради любви к Богородице. Но и паломники, что пришли по пригласительным билетам, не остались без милости Пречистой.
Все получили благословение и благодать Пресвятой Девы. Богородичная Пасха — «и первого приемлет и последнего не оставляет». Всех приняла Матерь Божия, «и постившихся, и не постившихся», и «трудившихся с первого часа, и работников единодесятого часа». Всех, кто сердцем прикоснулся к святыне.
Кто-то из миллионов прикоснувшихся поясу Матери Божией, наверное, в первый раз пришел к великой святыне, впервые с надеждой обратился к Богородице, и это, может быть, еще дороже Царице Небесной, чем молитвы постоянных прихожан московских храмов. Лишь бы лампадка, что впервые затеплилась в сердце человека в эти дни, не погасла. Лишь бы подливали теперь в свою лампадку елей, бывая в храме, только бы не оставляли молитву к Богородице. «Молитва веры — магнит, привлекающий чудеса и благодеяния милости Божией» — слова митрополита Филарета Московского, чьи святые мощи пребывают в храме Христа Спасителя.
Светские журналисты, милиционеры и работники МЧС были поражены, тем, что в огромной очереди царил необыкновенно мирный и спокойный дух, удивлены доброжелательностью людей друг к другу.
Русских людей постоянно обвиняют в пассивности и лени. «Вот на Западе — только чуть тарифы и цены повысят, как на улицы сотни тысяч выходят! А у нас…» — горько вздыхают любители демократии. Действительно, из-за повышения тарифов русские на улицы не выходят. А к Поясу Пресвятой Богородицы на холоде и морозе в русских городах стояли миллионы. Вот он, так ненавистный либералам «русский менталитет».
Русские люди — в Народ, в родную единую Семью могут собраться только вокруг святыни. Мы в этом это еще раз убедились во дни Богородичной Пасхи.
Русский народ жив. Все тот же великий своей жертвенностью и верой, «святой и грешный» Русский народ, который не сломал ни атеистический большевизм, и никак не могут сломать и переделать либеральные «общечеловеки». Лоб себе расшибут, а Русский народ останется.
Сегодня многократно увеличится к России ненависть бесов и их служителей, что строят глобальный Новый Мировой Порядок, который, как надеется кощей безсмертный Бжезинский, будет построен «против России, на развалинах России и за счет России». Лютая ненависть и злоба к тем, кто шел сам и вел своих детей к Пресвятой Богородице, заставит бесов прилагать новые усилия, чтобы поскорее забыли люди светлые дни Богородичной Пасхи. Все у них рационально просчитано, программы уничтожения России и русских внедряют неутомимо, методично и планомерно. И кажется им, что сила на их стороне. То, что не удалось совершить в ХХ веке, успешно завершат в ХХI.
Мы же верим, что Взбранная Воевода не оставляет Россию, и потому ничего не страшно. Укрепит Благая Заступница, восполнит нашу немощь. Поможет и с «нашествием иноплеменных» справится, если придется, как помогла в 1612, и в 1812, и в 1941 году. И вразумит, как избавиться от «мирного нашествия иноплеменных» под видом мигрантов.
От всех бед и напастей сохранит Богородица. «Умолкает ныне всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорбях сердца обретают утешение и небесной любовию озаряются светло» поется в тропаре перед чудотворной иконой Богородицы Споручница грешных.
Пусть вспомнят те, кто мечтает о гибели России, как в 45-м году было модно в мире рассуждать о «русском чуде». А начиналось это чудо Победы в мае 45-го 70 лет назад, когда разгромили непобедимые германские войска в «белоснежных полях под Москвой». «Нерушимой стеной обороны стальной разгромим, уничтожим врага». «Нерушимая Стена и Предстательство» — Пресвятая Богородица.
В самые страшные дни осени 41-го уходили добровольцами на фронт вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская и студентка первого курса МАИ Наталья Малышева. Они не ходили в храм, были комсомолками, но эти русские девушки очень любили свою Родину. Наталья Малышева, приняв первый бой в дивизии народного ополчения, прошла всю войну, сражалась в Сталинграде, разведчица-диверсант, капитан Советской Армии, награжденная орденами и медалями, научный работник после войны, сегодня Наталья Малышева — монахиня Адриана, насельница Пюхтицкого подворья. Многая и благая лета дорогой матушке Адриане и благодарный поклон от всех нас в эти дни 70-летия разгрома под Москвой немецко-фашистских войск. Самоотверженная любовь к Отечеству — чувство святое. Чтобы не говорили всякие «уранополиты». И это чувство у русских людей уничтожить невозможно.
Пресвятая Богородица может изгнать из России «либеральных бесов» и исцелить, уврачевать все раны России.
Нет, не только одним холодным расчетом была создана победа: корни победы здесь, в этой радости сомкнутых дыханий…»
И эту великую «радость сомкнутых дыханий» чувствовали те, кто стоял в многокилометровой очереди к поясу Пресвятой Богородицы. Не только о своих близких молились паломники. Мы с другом, который тоже дежурил у ковчежца, иногда слышали, как из уст женщин тихо доносилось: «Матерь Божия! Спаси Россию!», «Матерь Божия спаси нашу страну!».
Покров Царицы Небесной — то «русское чудо», которому удивлялся мир в 45-м. И сегодня многие удивлены тем, как русские люди потянулись к святыне. Кто удивляется с радостью и восхищением. Кто со страхом и ненавистью. Мы же видим, что Русский народ остался все тем же. Израненный, с помутненной, неясной памятью, как бывает после тяжелой болезни — но это все тот же Русский народ. И он потянулся, как дитя к Матушке Пресвятой Богородице, вспоминая, как под Небесным Омофором Всеблагой Заступницы жил веками. Все кто стоял в этой очереди желали одного — материнской всепрощающий любви Царицы Небесной. Как детки обиженные, упав и поранившись, спешат к родимой матушке, чтобы обняла и согрела, пожалела и утешила: «Милосердия двери отверзи нам благословенная Богородица, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского.
Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! Пресвятая Богородице спаси нас!»
Более трех миллионов русских людей приложились к великой святыне, среди которых великое число людей получило исцеление и помощь от Царицы Небесной.
Тропарь, глас 5:
Яко некрадомо богатство, пояс твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстивого врага разруши, спасение верным Чистая.
Кондак, глас 6:
Богоприемное твое чрево Богородице, объемший пояс твой честный, держава стаду твоему необоримая, и сокровище есть благих неоскудное, едина рождшая Приснодева.
О Пречестная Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумение, всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих!
Приими смиренныя моления наша и принеси яко Всещедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию.
Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства, мы, окаянные, не возможем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближается жатвы Христовой в день Страшнаго Суда приспе.
Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго по плоти жития: яко последний монаси нерадением жития своего уподобятся мирским людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает житием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в прахе пребывают грехов ради наших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос, тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити.
О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, разсеянное стадо Христово, во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.
***
В Москве есть храм, где хранится частица пояса Богородицы. Это церковь пророка Илии в Обыденном переулке, которая расположена рядом с метро «Кропоткинская», по адресу 2-й Обыденский переулок, дом 6.
Частица пояса положена в мощевик, находящийся в приделе апостолов Петра и Павла. Кроме этого, в храме есть чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость», частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня, мощи многих святых.
В храме Христа Спасителя всегда пребывают частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа и частица Ризы Богородицы.
Есть и еще один храм в Москве, где можно помолиться перед частицей Ризы Божией Матери. Это церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, она расположена в 10 минутах ходьбы от метро «Автозаводская», улица Восточная,6.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС! ИСЦЕЛИ И НАШИ ДУШЕВНЫЕ И ТЕЛЕСНЫЕ БОЛЕЗНИ.