Положение о скидках для сотрудников
Документы
Директор ООО «Проектная среда»
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СКИДОК ЗАКАЗЧИКАМ
1.1. Настоящее Положение о предоставлении скидок заказчикам Общества с ограниченной ответственностью «Проектная среда» (далее по тексту «Положение» и «Организация» соответственно) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определяет порядок предоставления скидок заказчикам услуг, в том числе образовательных услуг, Организации.
Для целей Положения под заказчиками понимаются:
· юридические лица – организации, осуществившие оплату услуг для обучения, информирования и развития своих сотрудников;
· физические лица – лица, осуществившие оплату услуг и лично получившие результат оказанных услуг.
1.2. Экономическое обоснование предоставления скидки заказчикам утверждено Руководителем Организации.
1.3. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми сотрудниками Организации, в должностные обязанности которых входит проведение переговоров и заключение договоров по реализации услуг Организации.
2. Цели и задачи разработки Положения
2.1. Настоящее Положение разработано в целях: ускорения оборачиваемости оборотных средств; увеличения объема продаж; расширения рынка сбыта; повышения лояльности заказчиков.
2.2. Задачи Положения: определение условий договоров с заказчиками услуг Организации, содержащих условия о предоставлении скидок, бонусных баллов, а также включение в них законодательно установленных требований и исключение условий, противоречащих законодательству, а также исключение неполных, двусмысленных и противоречивых требований; заключение договора на условиях, которые могут быть надлежащим образом выполнены Организацией и заказчиком.
3. Общие положения о бонусах и скидках
3.1. Заказчикам – юридическим лицам предоставляются скидки и бонусы (раздел 4, 6 настоящего Положения). Физическим лицам предоставляются только бонусы (раздел 5, 6 настоящего Положения).
3.2. Бонусы предоставляются как для юридических, так и для физических лиц. Цель бонусов – поддержка действий Заказчиков, направленных на продвижение услуг Организации.
3.2. Бонусы предоставляются (начисляются и используются) в рублях РФ.
3.3. Заказчик имеет право оплатить бонусами любую услугу Организации, но не более 60% от ее полной стоимости.
3.4. Бонусы зачисляются на виртуальный счет заказчика по факту наступления условия начисления. О начислении бонусов Организация сообщает Заказчику через электронное письмо, смс, или через личный кабинет Заказчика на сайте Организации.
3.5. Срок действия бонусов – 1 (один) год с момента начисления бонуса. По истечении 1 (одного) календарного года с даты начисления бонуса, если он не был использован заказчиком, бонус аннулируется.
3.6. В случае использования бонуса для оплаты услуг Организации, сумма использованного бонусы списывается с виртуального счета заказчика по письменному обращению на почту academy@scout-academy.ru. Бонусы списываются в момент получения Организатором всей оплаты за услугу (за вычетом размера используемого бонуса).
3.6. Бонусы нельзя обменять на деньги и другие материальные ценности.
3.7. Бонусы для физических лиц могут суммироваться с акционными ценами, объявленными на сайте или в другом источнике. При этом суммарная скидка от базовой стоимости мероприятия не может превышать 60%.
3.8. При вступлении в силу данного Положения, бонусы, полагающиеся физическим и юридическим лицам за прошедший с 01.01.2018 года период, автоматически начисляются на дату настоящего положения.
4. Скидки для Заказчиков – юридических лиц и порядок их начисления:
4.1 Заказчикам – юридическим лицам предоставляется накопительная скидка на оплату услуг Организации, а также бонусы (раздел 4, 6 настоящего Положения). Скидка устанавливается в процентах от установленной в прайсе стоимости услуги. Размер скидки устанавливается в зависимости от суммарной стоимости оплаченных ранее услуг Организации за последние 2 года от текущей даты, далее именуемой «сумма накопления»:
4.3. Перерасчет размера скидки производится по факту завершения оплаченного обучения или оказания информационно-консультационных услуг. Факт завершения обучения (оказания услуг) подтверждается подписанием Акта сдачи-приемки выполненных работ / оказанных услуг).
4.4. Скидки юридических лиц и бонусы физических лиц не суммируются между собой.
4.5. Скидки и бонусы одного юридического лица могут использоваться вместе. При этом скидки юридических лиц не суммируются с акционными ценами, объявленными на сайте или в другом источнике.
4.6. В нестандартных ситуациях принимает решение о предоставлении скидок и утверждает размер индивидуальных скидок исключительно Руководитель Организации.
5. Виды бонусов для физических лиц и порядок их начисления:
Установлены следующие бонусы для физических лиц:
· Бонус за участие (п.5.1)
· Бонус за отзыв (п. 5.2.)
· Бонус за рекомендацию (п. 5.3.)
5.1. Бонусы за участие определяются и начисляются Организацией физическому лицу, прошедшему обучение с 01.01.2018 года, в размере 5 (пять) % от суммы оплаченных услуг, в рублях. Процент рассчитывается от суммы фактической оплаты. Такой бонус начисляется на личный счет Заказчика (в учетной системе Организации) на следующий день после окончания оплаченного обучения.
5.2. Бонусы за отзывы, оставленные о полученной (принятой) услуге:
5.2.1. За письменный отзыв размером не менее 1500 знаков с пробелами начисляется бонус в размере 2% от стоимости услуги (в размере заявленной базовой стоимости услуги, согласно прайсу);
5.2.2. За видео-отзыв размером не менее 40 секунд начисляется бонус в размере 3,5% от стоимости услуги;
5.2.3. Отзыв должен содержать ФИО, должность и название компании Заказчика, а также полученную услугу и ее результат для Заказчика;
5.2.4. Отзыв необходимо прислать на почту academy@scout-academy.ru или разместить текст отзыва в личном кабинете на сайте Организации;
5.2.5. За каждую услугу (на которую оставлен отзыв) может быть начислен только один бонус.
5.2.6. Отзывы принимаются за услуги, оказанные не ранее 01.06.2019 года;
5.2.7. Бонусы начисляются на следующий день после получения материалов отзыва;
5.2.8. Предоставление отзыва заказчиком означает его согласие с тем, что Организация оставляет за собой право размещать полученные отзывы на сайтах своей компании и использовать в других источниках и средствах информации, с указанием имени автора отзыва, должности и названия Компании.
5.3. Бонусы за рекомендацию услуг Организации: Заказчику начисляется бонус в размере 2000 рублей за предоставление рекомендации «Второму заказчику» при следующих условиях:
5.3.1. Бонус начисляется физическому лицу (заказчику), получавшему любую услугу Организации ранее и порекомендовавшему любую услугу другому физическому или юридическому лицу (Второму заказчику), ранее не получавшему услуги у Организации.
5.3.2. Бонус начисляется за рекомендацию услуги, полная (или заявленная) стоимость которой составила более 3000 рублей.
5.3.3. Бонус начисляется заказчику на следующий день после окончания обучения (получения услуги) «Вторым заказчиком».
5.3.4. Бонус начисляется в случае оплаты услуги самим «Вторым заказчиком», или в случае оплаты работодателем Второго заказчика впервые. В случае оплаты услуг Организации работодателем Второго заказчика не первый раз (повторно) – бонус не начисляется.
5.3.5. Условием предоставления бонуса за рекомендацию является Информация о заказчике, как о порекомендовавшем лице, зафиксированной Вторым заказчиком в анкете при получении услуги.
5.3.6. Заказчик получает Бонус за рекомендацию единожды за каждого привлеченного «Второго заказчика», в соответствии с указанными правилами.
5.3.7. Бонусы начисляются за рекомендации посетить мероприятия Организатора начиная с 01.01.2020 г.
6. Виды бонусов для юридических лиц и порядок их начисления
6.1. Юридическому лицу начисляются бонусы за оставленный отзыв о полученных услугах его сотрудниками:
6.1.1. За письменный отзыв размером не менее 2500 знаков с пробелами начисляется бонус в размере 3000 рублей;
6.1.2. За видео-отзыв размером не менее 40 секунд начисляется бонус в размере 6000 рублей;
6.2. Отзыв от юридического лица принимается по схеме брифа, предоставленного Организацией по просьбе заказчика заранее;
6.3 Отзыв принимается от лица Руководителя Компании, Директора по персоналу, Директора департамента, Руководителя подразделения или иной аналогичной должности;
6.4. Бонус начисляется в случае оплаты юридическим лицом услуг Организации на общую сумму более 30 000 рублей за период с 01.01.2018 года;
6.5. Для начисления бонуса, заказчик должен прислать отзыв на почту academy@scout-academy.ru;
6.7. Отзывы принимаются за услуги, оказанные не ранее 01.06.2019 года;
6.8. Бонусы начисляются на следующий день, после получения Организацией материалов отзыва от Заказчика;
6.9. Предоставление отзыва означает согласие Заказчика на то, что Организация оставляет за собой право размещать отзывы на своем сайте и использовать в других источниках и средствах информации, с указанием имени автора отзыва, должности и названия Компании.
6.10. Условия о скидках согласно настоящего Положения не распространяются на услуги Организации, в том числе образовательные, которые оказываются исключительно одному юридическому лицу в формате индивидуального (закрытого) корпоративного обучения, без объявления открытого набора участников.
6.11. Организация оставляет за собой право начислять дополнительные бонусы (не описанные в настоящем документе) в рамках каких-либо акций, условия которых отдельно публикуются на сайте Организации, в рассылках и в других открытых источниках информации.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение утверждается Приказом Руководителя Организации и вступает в силу с момента его утверждения.
7.2. Решение о внесении изменений или дополнений в настоящее Положение принимается Руководителем Организации.
Как безопасно применять скидки и бонусы магазину и предприятию услуг
Чтобы применять систему лояльности, мало выпустить скидочные карточки и начислять бонусы за покупки. Нужно прописать правила, по которым копятся скидки и тратятся баллы. Такой документ вправе потребовать ваши покупатели и сотрудники контролирующих органов.
Ваши клиенты и налоговая должны знать правила игры
Когда применяете систему лояльности, нужно соблюдать сразу несколько юридических норм.
1. Правильно печатать в чеке информацию о скидках и бонусах. Об этом есть Приказ ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@.
В приказе указаны реквизиты, которые кассовая программа обязательно должна добавлять в чек в виде тегов. Фактически номер тега в чеке не видно, он зашит в фискальные данные чека, которые поступают в налоговую.
Что должно быть в чеке:
Например, вот как кассовая программа Контур.Маркета формирует чек при оплате бонусами.
2. Предоставлять достоверную информацию клиентам. Если стоимость товара в чеке не соответствует ценнику, это нарушение.
Нормы Закона РФ 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей»:
Нормы Гражданского кодекса РФ:
Вывод такой. Руководству магазина, предприятия услуг или общепита нужно составить положение о системе лояльности. Этот документ позволит покупателю ознакомиться с условиями предоставления скидок или бонусов и понять, почему цена в чеке не равна стоимости по ценнику. А налоговой такой документ позволит узнать условия начисления скидок и бонусов, а главное, логику оплаты бонусами вместо денег.
Как составить положение о системе лояльности
Строгого регламента по составлению такого документа нет. Назвать документ можно, как хотите, например, «Положение о системе лояльности», «Условия предоставления накопительной скидки», «Правила накопления и использования бонусов».
Главное, чтобы название отражало суть и в документе были прописаны все условия, по которым можно копить баллы или скидки и оплачивать покупку баллами.
Если применяете фиксированные скидки, составлять положение не нужно, потому что чек дает исчерпывающую информацию, какова сумма покупки без скидки и с учетом скидочных процентов.
Если применяете накопительные скидки, обязательно напишите в положении такие условия:
Если используете бонусную систему, тоже важно прописать все детали:
Вам помогут шаблоны для скачивания: «Пример положения по накопительной скидке» и «Пример положения по бонусной системе». Эксперты Контур.Маркета показали, как можно заполнить информацию, на примере продуктового магазина. Синей заливкой выделены окна, на которые стоит обратить внимание в первую очередь: размеры скидок и другие условия там написаны только для примера.
В шаблоне вы можете менять под свой формат и нумерацию, и формулировки пунктов. Например, зоомагазину не понадобится пункт о продаже табачной продукции и не придется указывать возрастное ограничение для начисления бонусов при покупке алкоголя. А парикмахерская может удалить упоминание о товарах, оставив только услуги.
Если пользуетесь системой лояльности в Контур.Маркете, обратите внимание, что в шаблонах уже указан эквивалент: 1 балл = 1 рубль. Некоторые условия описывают логику работы именно сервиса Контур.Маркет. Например, способы получения информации о бонусном и накопительном счете, логика работы с отрицательным балансом.
Удерживайте клиентов бонусами и скидками
Применяйте систему лояльности в Контур.Маркете, чтобы повышать количество покупок и средний чек.
Где разместить положение о системе лояльности
Самое простое — опубликовать документ на сайте своего магазина, автосервиса или кафе. Можно вложить правила на вашей страничке в соцсетях или телеграм-канале.
Если не используете в продвижении интернет-площадки, поместите документ в уголке потребителя. Так принято называть стенд для информирования покупателей и клиентов. Обычно на нем еще размещают режим работы и контакты предприятия, копию свидетельства о госрегистрации, книгу отзывов и предложений.
Особенности оформления скидок, дисконтов, накопительных программ и сертификатов
В погоне за дополнительной прибылью индивидуальные предприниматели используют различные средства. Это и предоставление скидок, и использование накопительных программ, и рекламные бонусы, и обеспечение покупателей подарочными сертификатами. При этом необходимо учитывать, что такие акции могут повлечь налоговые риски. О том, как их избежать, а также об особенностях оформления скидок, дисконтов, накопительных программ и т.п. читайте в статье.
Публикация
Перед многими индивидуальными предпринимателями часто возникает вопрос увеличения количества заказчиков товаров, услуг, расширения сферы обслуживания, а следовательно, и получения дополнительных доходов. Ведь основной задачей любого бизнеса является повышение рентабельности, получение прибыли. В погоне за дополнительной прибылью индивидуальные предприниматели используют различные средства. Это и предоставление скидок, и использование накопительных программ, и рекламные бонусы, и обеспечение покупателей подарочными сертификатами.
На практике скидки могут использоваться в качестве рекламной кампании совместно с раздачей каталогов, проведением дегустации и т.д. Дисконтные карты рассматриваются как дополнительный механизм привлечения посетителей и представляют собой документ, по которому покупателю предлагается второй раз заказать услугу по более выгодной цене. Главное отличие накопительных карт от дисконтных состоит в том, что на них копятся баллы или информация о приобретенных товарах, услугах. Подарочные карты и сертификаты удобны для тех, кто хочет сделать подарок близкому человеку, но не знает, что подарить. Также они могут вручаться постоянным клиентам с целью привлечения друзей и знакомых, а следовательно, с целью расширения круга обслуживания.
Итак, разберемся, в чем кроются основные опасности для индивидуального предпринимателя и какие механизмы лучше использовать.
Предоставление скидок и бонусов
Согласно гражданскому законодательству заказчик оплачивает товар, работы услуги в порядке, предусмотренном договором. Следовательно, стороны могут самостоятельно установить цену услуг или порядок ее определения. В том числе заказчик и исполнитель вправе предусмотреть случаи уменьшения цены в зависимости от тех или иных обстоятельств (скидку).
Вместе с тем отличие скидок от бонусов и других механизмов привлечения клиентов в законодательстве четко не определено. Однако ФНС России в Письме от 01.04.2010 N 3-0-06/63 признает, что договор на реализацию товаров (работ, услуг) может предусматривать систему поощрения путем предоставления:
скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре;
бонуса как дополнительного вознаграждения (премии), предоставляемого продавцом покупателю за выполнение условий сделки, например за приобретение определенного количества и (или) ассортимента товаров.
Скидка чаще всего представляет собой изменение ранее заявленной цены, произошедшее после заключения договора, или же согласование новой цены договора. Предоставление скидок может быть заранее заложено индивидуальным предпринимателем в прейскурант исходя из количества приобретаемого товара, работ, услуг. Иногда скидки могут восприниматься окружающими в качестве рекламной акции, например, когда мы видим объявления «при покупке двух третья вещь в подарок».
Ограничения и риски в предоставлении скидок и бонусов
1. Скидки и бонусы должны быть документально подтверждены. В качестве подтверждающих документов могут служить договор, предусматривающий условия предоставления скидок или бонусов, расчет, калькуляция предоставляемых скидок, документы, подтверждающие выполнение условий согласно договору (Письмо Минфина России от 24.01.2005 N 03-03-01-04/1/24).
2. Скидка не должна предоставляться более чем на 20% от общей установленной цены. Если скидка превышает 20%, налоговые органы могут проверить, на каком основании отклонение от рыночной цены превышает предельное в соответствии со ст. 40 НК РФ. В этом случае согласно п. 3 ст. 40 НК РФ индивидуальный предприниматель должен мотивировать применение скидок сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги); потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки; реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
3. Во избежание претензий со стороны покупателей товаров, работ, услуг механизм установления скидок и бонусов должен быть максимально прозрачным. В противном случае покупатели могут предъявлять претензии. Поэтому рекомендуется разработать единый документ, которым смогут воспользоваться все потенциальные покупатели, и поместить его на сайте, в торговом зале и других общедоступных местах.
4. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут столкнуться с проблемой учета в целях исчисления налога скидок и бонусов. В Письме от 25.05.2010 N 03-11-06/2/80 Минфин России указал, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не вправе учитывать расходы при определении объекта налогообложения. Таким образом, если скидки учитываются в цене, то есть до предоставления товаров, доход образуется исходя из стоимости со скидкой. А вот если индивидуальный предприниматель решил предоставить покупателю услуги бонус после ее приобретения, то размер бонуса не будет уменьшать доходы. Если индивидуальный предприниматель применяет объект налогообложения «доходы минус расходы», то он должен обратить внимание на то, что скидка не поименована в качестве расхода (ст. 346.16 НК РФ). Поэтому лучше учесть бонус или скидку в цене оказываемых работ, услуг, уменьшив их стоимость до момента реализации.
5. Не забудьте отразить предоставление скидки в первичных документах. Унифицированная форма первичного документа по оформлению предоставления скидок не предусмотрена, поэтому налогоплательщик вправе ее разработать и использовать в целях отражения операций в учете. Например, можно отразить в счете, акте выполненных работ, что товар или услуги предоставляются со скидкой. Накопительные бонусы, которые покупатель получает в течение какого-то времени (месяц, квартал, год), необходимо также отразить в итоговом документе, что позволит избежать споров с контрагентом и налоговой инспекцией. При этом рекомендуется использовать единообразные документы.
6. При изменении стоимости товара или услуг после их реализации необходимо внести исправления в Книгу учета доходов и расходов и пересчитать налоговую базу. Если ошибки (искажения) выявлены в исчислении налоговой базы за прошлый налоговый период, корректировка доходов и расходов для целей налогообложения и, соответственно, пересчет налоговых обязательств могут быть произведены в уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями в связи с применением упрощенной системы.
Мнение. Ирина Штукмастер, старший юрист компании «Пепеляев Групп»:
Обратите внимание на п. 1 ст. 54 НК РФ в действующей в настоящее время редакции, согласно которой налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Если цена товара изменилась после реализации, дополнительным аргументом учета в текущем периоде может быть то, что в период реализации налоговая база была сформирована верно исходя из применения цены реализации товара без учета скидки.
Дисконтные программы и дисконтные карты
Индивидуальный предприниматель может предусмотреть целые дисконтные программы или выпустить дисконтные карты.
Отличие дисконтных программ заключается в том, что предоставление такой программы зависит в основном от продолжительности заключаемого договора. Например, индивидуальный предприниматель предоставляет услуги по проведению занятий оздоровительной физкультурой, услуги по ведению бухучета в организациях или иные виды услуг. В качестве меры, привлекающей клиентов, он может предусмотреть дисконтную программу в зависимости от сроков предоставления услуг (квартал, полгода, год).
Соответственно, при предоставлении клиентам дисконтных программ у индивидуального предпринимателя чаще всего возникают затраты на изготовление пластиковых дисконтных карт.
Ограничения и риски в предоставлении дисконта
1. Как и в случае со скидками и бонусами, индивидуальные предприниматели должны документально подтвердить предоставление дисконта, а также оформить первичными документами предоставление дисконтных программ. Кроме того, индивидуальные предприниматели должны учитывать ст. 40 НК РФ и не предоставлять дисконт более чем на 20% или подготовить мотивированное оправдание дисконту на основании п. 3 ст. 40 НК РФ.
2. Одной из главных особенностей является то, что, в отличие от скидок, предоставление дисконта предполагает в большинстве случаев изготовление дисконтных карт. Минфин не дает конкретных разъяснений в отношении признания расходов на изготовление дисконтных карт. Вместе с тем в Письме ведомства от 13.02.2007 N 03-03-06/1/84 сообщается, что применение дисконтных карт связано с реализацией товара покупателям, являющимся их владельцами, по ценам с учетом скидок и направлено на увеличение сбыта продукции и получение дохода, а следовательно, учитывается при налогообложении.
4. Если предприниматель хочет ввести индивидуальные карты с указанием паспортных данных, фамилии, инициалов, даты рождения и таким образом вести базу данных клиента, то во избежание споров необходимо получить от клиента разрешение на использование его персональных данных. Данное согласие может быть прописано в анкете заявителя-клиента или в договоре с клиентом о предоставлении дисконтной программы. В этом состоит особенность индивидуальных дисконтных программ, вместе с тем при такой дисконтной программе владелец карты может получать дополнительные бонусы к дням рождения, праздникам. Но если владелец не захочет больше пользоваться картой, то он не сможет передать ее другу или родственнику, что сужает круг пользователей картой. При применении дисконтных карт лучше использовать одно из двух направлений (индивидуальное или на предъявителя), что позволит избежать путаницы.
6. Дисконтные карты можно выдавать за плату либо бесплатно, второе чаще встречается на практике. В первом случае расходы на изготовление дисконтных карт можно считать экономически обоснованными, так как они направлены на получение дохода при выдаче карт покупателям на возмездных условиях. При этом при выдаче дисконтной карты индивидуальный предприниматель должен выдать чек или иной подтверждающий документ. Однако данные карты будут менее востребованы.
Накопительные программы
Накопительные программы могут использоваться и в рамках предоставления скидочных программ, и в рамках дисконтных программ. В рамках накопительной программы могут начисляться баллы за покупку или суммы покупок клиента, которые должны отражаться в электронной накопительной системе. Это может быть как специализированная программа учета баллов, так и учет баллов в стандартных офисных приложениях, например MS Word, MS Excel, что является наиболее простым вариантом. В качестве поощрения в накопительной системе могут использоваться как скидки, так и конкретные подарки.
В рамках накопительных карт можно предусмотреть карты различного уровня. Например, накопительная карта будет выдаваться всем гостям при первом посещении. Она обменивается на «серебряную карту», предусматривающую скидку в размере 5%, если общая сумма счетов за год достигнет определенной суммы или при оплате разового счета, например, на две персоны, сумма свыше 5000 руб. «Золотая карта» предусматривает десятипроцентные скидки при накоплении на карте суммы, превышающей в два раза сумму на «серебряной карте» за год, или при разовой покупке на сумму 50 000 руб.
Ограничения и риски в организации накопительных программ
1. В отличие от разовых скидок и дисконтных карт, накопительная программа требует ведения более детальной документации, подтверждающей предоставление конкретному клиенту накопительной скидки или вручения подарка, иначе могут возникнуть проблемы с проверяющими органами.
2. В законодательстве предусмотрено требование заключения договоров в письменном виде, если подарок сделан на сумму 5 МРОТ (500 руб.) согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ. Но это касается только подарков юрлицам. Если подарок сделан физическому лицу или ИП, то договор не нужен. Обратите внимание: речь идет о юридических лицах, индивидуальных предпринимателей данное положение не затрагивает. Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ с 1 января 2001 г. МРОТ равен 100 руб.
3. Доходов при дарении, конечно, не возникает. Значит, налоговая база не увеличивается. Обычно уменьшить ее тоже нельзя, так как, например, при УСН принято учитывать только расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, а стоимость подарков среди них отсутствует. Поэтому лучше вместо подарков использовать скидочную накопительную программу.
4. Если деловым партнерам или клиентам вручаются предметы с фирменной символикой, затраты на покупку (изготовление) можно отразить как расход на рекламу (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Рекламой является информация об организации или предпринимателе, виде деятельности, товарах, идеях, распространяемая в любой форме с помощью любых средств среди неопределенного круга лиц для поддержания интереса к рекламируемому объекту (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ). Небольшие вещи (фигурки, посуда, игрушки, канцелярские принадлежности) с логотипом фирмы подходят по всем критериям и могут считаться рекламой. Однако имеются налоговые риски. Дело в том, что реклама не ориентирована на кого-то конкретно, поэтому при оформлении конкретного списка держателей индивидуальных карт налоговые органы могут посчитать это нарушением.
Мнение. Ирина Штукмастер, старший юрист компании «Пепеляев Групп»:
Суды иногда отмечают, что если какая-либо продукция даже и с логотипом налогоплательщика распространяется среди определенного круга лиц (сотрудников, клиентов), то такая продукция не является рекламной. В частности, к такому выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 01.03.2007, 09.03.2007 N КА-А40/1026-07. Однако расходы на такие цели можно считать расходами на продвижение продукции, соответственно, они могут учитываться в составе расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ без учета норматива.
Мнения. Ирина Штукмастер, старший юрист компании «Пепеляев Групп»:
В п. 4 ст. 264 НК РФ дается лишь примерный перечень расходов, которые рассматриваются в качестве рекламных. Иными словами, перечень рекламных расходов является открытым. К таким расходам могут быть отнесены любые затраты, связанные с проведением мероприятий, подпадающих под определение рекламы. В частности, если в кафе на столах раскладываются предметы (салфетки, зубочистки) с логотипами кафе, то затраты на изготовление таких предметов могут быть отнесены к рекламным расходам, поскольку в полной мере удовлетворяют критериям именно рекламных расходов. В данном случае продукция является средством рекламирования, с помощью которого у посетителей формируется поддержание интереса к услугам кафе, такая продукция содержит наглядную информацию об объекте рекламирования, способствует узнаваемости компании (кафе) и при этом направлена неопределенному кругу лиц. Вместе с тем, поскольку такие расходы не названы в ст. 264 НК РФ как ненормируемые (такие расходы не относятся к наружной рекламе в терминах Закона N 38-ФЗ «О рекламе»), для целей налогообложения они будут признаваться в размере, не превышающем 1% от выручки.
Подарочные сертификаты
Подарочные сертификаты могут использоваться индивидуальным предпринимателем для увеличения, например, продаж на праздники, могут продаваться мужчинам для приобретения подарков женщинам. Также сертификаты могут предлагаться корпоративным клиентам. Их могут использовать рестораны, магазины, салоны красоты и т.д.
Ограничения и риски в предоставлении подарочных сертификатов
Мнение. Оксана Гусалова, бухгалтер GSL Law & Consulting:
Подарочный сертификат удостоверяет право его держателя приобрести у продавца товары (работы или услуги) на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата.
Расходы на изготовление подарочных карт при общем режиме включаются в прочие расходы, связанные с реализацией товаров (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В перечне расходов для УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) прямо не указаны расходы, связанные с изготовлением подарочных сертификатов, поэтому некоторые налогоплательщики учитывают данные расходы в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако, по мнению налоговых органов, данные расходы не могут уменьшать налоговую базу по единому налогу. Следовательно, во избежание споров при проверке лучше не учитывать их при расчете единого налога.
Также при продаже сертификатов не может использоваться договор возмездного оказания услуг, поскольку по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, то есть совершить определенные действия или осуществить конкретные действия, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Подарочный сертификат на практике заменяет денежные средства при оплате товаров и услуг.
Мнение. Ирина Штукмастер, старший юрист компании «Пепеляев Групп»:
Действительно, отношения по купле-продаже товаров с использованием подарочных сертификатов представляют собой специфический комплекс отношений, который не подпадает под прямое регулирование гражданского законодательства. На практике высказываются несколько точек зрения к квалификации операций по перечислению денежных средств для приобретения сертификата и дальнейшего его погашения. Однако каждый из возможных подходов имеет свои недостатки.
Первый подход предполагает, что покупатель приобретает имущественные права на покупку, удостоверенные сертификатом. Второй предусматривает, что сертификат передается как товар. Но сам по себе сертификат не имеет потребительской ценности, он служит лишь подтверждением перечисления денежных средства, следовательно, не может рассматриваться как товар. Третий подход определения отношений по «продаже» подарочных сертификатов как уплаты аванса в счет предстоящего приобретения товаров также не лишен недостатков, т.к. п. 1 ст. 487 ГК РФ предполагает, что аванс уплачивается в рамках заключенного договора купли-продажи. В свою очередь, согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ в договоре купли-продажи должны быть определены наименование и количество товаров. Таким образом, поскольку товары, подлежащие передаче в обмен на сертификат, изначально не конкретизированы, формально такой сертификат не может рассматриваться в качестве предварительной оплаты. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, именно такой подход наиболее соответствует природе отношений и используется на практике.
Затраты на изготовление (приобретение) подарочных сертификатов, на наш взгляд, могут быть учтены для целей налогообложения в качестве расходов на рекламу при выполнении общих требований ст. 252 НК РФ. Признавать такие расходы как рекламные следует в том периоде, когда соответствующие сертификаты были переданы покупателям. Основанием для признания расходов могут быть отчеты о количестве переданных сертификатов, составляемых на протяжении акции, в рамках которой такие сертификаты передаются. Существует риск, что налоговый орган не признает экономически обоснованным расход на изготовление сертификатов, которые не были использованы покупателями. Однако такой подход налоговых органов может быть успешно оспорен, поскольку ст. ст. 264, 346.16 НК РФ не предусматривают каких-либо ограничений для признания расходов в зависимости от особенностей рекламных акций. Иными словами, НК РФ не ставит возможность признания рекламных расходов в зависимость от дальнейшего использования сертификатов, переданных покупателям. Кроме того, предприниматели могут ссылаться на позицию КС РФ, выраженную в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, в котором отмечено, что для признания затрат экономически обоснованными в первую очередь необходимо принимать во внимание изначальные намерения хозяйствующего субъекта получить экономический эффект, но не конкретные результаты.
2. При внедрении подарочных сертификатов необходимо разработать локальный акт, в котором нужно определить номинал, срок действия и порядок предоставления подарочных сертификатов, учесть затраты на изготовление сертификатов.
3. У индивидуального предпринимателя могут возникнуть проблемы в налогообложении. Предприниматели, применяющие «упрощенку» и, следовательно, признающие доходы кассовым методом, должны сразу включать суммы, получаемые от продажи подарочных сертификатов, в состав своих доходов. Когда клиент отоваривает сертификат повторно, признавать доход не нужно.
5. При продаже подарочного сертификата индивидуальный предприниматель должен предоставить клиенту чек. Согласно Письму УФНС России по г. Москве от 04.08.2009 N 17-15/080428 сумма, полученная организацией при продаже подарочного сертификата, является предварительной оплатой в счет розничной продажи товаров (оказания услуг, выполнения работ), которые будут приобретены (оказаны, выполнены) в будущем. При этом Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров (работ, услуг) до их предоставления покупателю. Следовательно, при предоставлении подарочного сертификата индивидуальный предприниматель должен провести его реализацию по кассе.
6. Если сумма покупки выше стоимости сертификата, то покупатель должен доплатить деньги в кассу или внести их на расчетный счет. Соответственно, эти суммы индивидуальный предприниматель должен провести в качестве дохода. Если же стоимость выбранного покупателем товара или оказанных ему услуг будет ниже номинальной стоимости сертификата, а возникающая разница по правилам обращения сертификатов не возвращается («сгорает»), обычно выручку признают исходя из фактической продажной стоимости товаров и услуг, а разницу нужно включить в состав доходов индивидуального предпринимателя как безвозмездно полученную сумму.
В заключение хочется отметить, что все рассмотренные методы позволяют увеличить продажи товаров, работ и услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем необходимо помнить о нюансах, правовых и налоговых рисках. Подытожив все выводы, обратите внимание на следующее:
разработайте внутренний документ о предоставлении скидок, дисконтов, подарочных сертификатов, который будет доступен для клиентов;
определите, будут ли у вас расходы по изготовлению карт, листовок, скидочных флаеров и т.д., а также каким образом вы будете признавать расходы и изготавливать данные документы;
заключите договор с клиентом и выдайте ему первичные документы, которые в дальнейшем могут быть предъявлены проверяющим;
отразите доходы, подсчитав отдельно увеличение прибыли при использовании скидок, бонусов и т.д., что может служить оправданием для налоговых органов. При этом нужно помнить, что скидки и бонусы не должны быть больше 20% от установленной цены, в противном случае необходимо подготовить документы, свидетельствующие о правомерности снижения цены (сезонные факторы, истечение срока хранения и пр.).
1 Письмо УФНС России по г. Москве от 14.11.2006 N 20-12/100238
2 Письмо Минфина России от 07.05.2009 N 03-11-06/2/89.
3 Например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2006 N А74-3508/04-Ф02-898/06-С2.
Автор статьи: Е.Шестакова, руководитель экспертного отдела Правового управления МОСИК