положение о дресс коде в медицинской организации
Дресс-код в компании: подробности от Роструда
Для удобства собрали разъяснения в таблицу.
Вопрос
Ответ
Какими документами работодатель может установить дресс-код?
Вопрос о соблюдении определенной формы одежды в коммерческой компании трудовым законодательством в настоящее время не урегулирован. При этом ТК РФ не содержит запрета работодателю на установление правил о необходимости соблюдения дресс-кода. Работодатель вправе требовать от работников соблюдения дисциплины труда, то есть подчинения правилам поведения, предусмотренным федеральным законодательством, трудовым договором, а также локальными актами организации.
Требования к форме одежды могут быть закреплены в локальном нормативном акте организации, который может называться по-разному: должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, кодексом корпоративной этики и т.п., с которым работники должны быть ознакомлены под подпись. Указанный выше локальный нормативный акт подлежит утверждению уполномоченным работодателем лицом. В случаях, установленных трудовым законодательством, до принятия такого акта необходимо согласовать его с представительным органом работников (при его наличии в организации). Например, такое требование установлено в отношении правил внутреннего трудового распорядка
Закон не устанавливает право работодателя на отстранение работника от работы в случае неиспользования сотрудником средств индивидуальной защиты, одежды, выданной работодателем.
ТК РФ устанавливается обязанность работодателя отстранить работника от работы в строго определенных случаях. Штраф не является видом дисциплинарной ответственности, поэтому применение подобной меры является нарушением трудового законодательства
Распоряжение генерального директора о введении дресс-кода без закрепления данного правила в локальных нормативных актах и без ознакомления с ними работников неправомерно. Требование работодателя о соблюдении дресс-кода (ношении определенной одежды) допустимо, если работодатель за свой счет создал условия, необходимые для соблюдения работниками данного требования
Информация с сайта Роструда Онлайнинспекция.рф
Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.
Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.
Дресс-код медицинских работников
Рекомендуемый стиль одежды для врачей/медсестер/младших медработников/сотрудников кафедр/студентов/ординаторов/:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЖЕНЩИН:
1. Чистый, белый, выглаженный халат. Платье в строгом деловом стиле. Блуза, жакет, тонкий свитер под халат в сочетании юбкой, брюками. Исключается глубокое декольте. Исключаются мини-юбки, шорты. Цвета в одежде допускаются приглушенных тонов, не яркие. Или хирургический костюм однотонный неярких цветов. Нижнее белье не должно выступать из верхней одежды и не должно просвечивать. Чистая сменная обувь на низком каблуке. Допустимы украшения небольших размеров и с учетом правил инфекционного контроля. Дневной естественный макияж неярких тонов. Запрещены длинные ногти, накладные ногти, яркий маникюр и яркая губная помада.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МУЖЧИН:
1. Чистый, белый, выглаженный халат, рубашка, брюки. Галстук приветствуется. Или хирургический костюм однотонный неярких цветов. Чистая сменная обувь.
1. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового и классического стиля и исключать вызывающие детали.
2. Волосы должны быть чистыми и иметь аккуратный вид. Не допускаются длинные несобранные волосы.
3. Запрещено иметь на медицинской одежде надписи любого характера. Обязательно наличие бейджа.
4. Запрещено ношение полупрозрачных халатов.
5. Запрещен пирсинг, татуировки на видимых частях тела.
6. Запрещено ношение очков с темными стеклами.
7. В осенне-зимний период запрещено ношение верхней одежды и головных уборов в помещениях больницы.
8. Посетители отделения выбирают одежду в соответствии с данными правилами и правилами посещения структурных подразделений.
КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УСЛОВИЙ ДРЕСС-КОДА:
1. За нарушение настоящих правил наступает моральная и дисциплинарная ответственность.
2. Контроль за соблюдением дресс-кода осуществляют администрация больницы, руководители структурных подразделений, врачи отделений, старшие медсестры, заведующие клинических кафедр, преподаватели.
ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ТРЕБОВАНИЙ:
1. Студентам, нарушившим дресс-код, врач или преподаватель должен сделать устное замечание. При систематическом нарушении может быть применено дисциплинарное взыскание в виде удаления с занятий или из отделения.
2. Преподаватели должны показывать пример студентам, поддерживая деловой и классический дресс-код в своей повседневной работе.
Введение работодателем дресс-кода для сотрудников не противоречит трудовому законодательству
Dmyrto_Z / Depositphotos.com |
Законодательство о труде прямо не предусматривает возможность установления работодателем требований к деловому стилю одежды сотрудника, или так называемого дресс-кода. В то же время не содержится в законодательстве и запрет на установление таких требований. Специалисты Роструда считают принципиально не противоречащим трудовому законодательству введение работодателем требований к внешнему виду, стилю или форме одежды работников условии, что такие требования предусмотрены трудовым договором или локальным нормативным актом (должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.), с которым работник ознакомлен под подпись. Аналогичные разъяснения по данному вопросу специалисты Роструда давали ранее (см. Ответы с информационного портала «Онлайнинспекция.РФ») (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18 марта 2021 г. № ПГ/04981-6-1).
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.
Отметим, что в судебной практике имеются примеры, когда судьи признавали правомерным привлечение работника к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований к стилю одежды, установленных локальным нормативным актом работодателя и (или) трудовым договором (см., например, определения Седьмого КСОЮ от 11 февраля 2021 г. № 8Г-20478/2020, Московского горсуда от 4 марта 2019 г. № 33-9770/2019, Верховного Суда Республики Коми от 11 апреля 2016 г. № 33-2246/2016).
Дресс‑код в компании: плюсы и минусы
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Как закрепляются нормы по дресс-коду
В Трудовом кодексе нет ни обязывающих ни запретительных норм в отношении дресс-кода в негосударственных компаниях. Так что решение по этому вопросу полностью зависит от руководства организации. Решение закрепляется внутренними актами компании, и оспорить его можно только на основании заключенного трудового или коллективного договора.
Что относится к дресс-коду, а что к нему не относится
«Дресс-код» — это неформальное понятие, в него входят только добровольно принятые организацией ограничения на внешний вид и характер одежды сотрудников — и только в их рабочее время.
К дресс-коду не относится:
Все остальные ограничения на характер и внешний вид одежды сотрудника относятся к сфере действия дресс-кода.
В каком порядке вводят дресс-код в негосударственных организациях
Описание корпоративного дресс-кода и требования по его соблюдению прописывают во внутренних дисциплинарных актах организации. К ним относятся:
Трудовой Кодекс РФ не регулирует само содержание внутренних актов, но во многих случаях обязывает до подписания согласовывать их с представительным органом работников организации.
Обязанности и права по дресс-коду могут содержаться в трудовом и коллективном договорах и соглашениях.
В каких случаях сотрудник может оспорить дресс-код
Если устные и письменные требования работодателя по дресс-коду не приняты во внутренних дисцпилинарных актах и не содержатся в договорах, заключенных с работником, тогда сотрудник негосударственной организации легко может оспорить их в суде.
Трудовой Кодекс не предусматривает штраф или увольнение за нарушение дресс-кода, даже введенного в установленном порядке. Так что сотрудник имеет формальное право игнорировать любой дресс-код. Дисциплинарные взыскания, которые работодатель может законно применять в таких случаях, — это выговор, понижение в должности, лишение премии и другие ухищрения в рамках правового поля.
Какое преимущество дает дресс-кода компании и сотрудникам
Дресс-код эффективно подчеркивает разделение рабочего и нерабочего времени, трудовой деятельности и личной жизни. В результате выигрывают все стороны: работодатель — от повышения концентрации и дисциплины работника, работник — от чувства определенности, общество в целом — от роста продуктивности.
Еще дресс-код, подобно униформе, повышает чувство защищенности сотрудника в рабочих процессах, особенно на должностях, связанных с прямой общественной коммуникацией и переговорными процессами. Он развивает чувство принадлежности к общему делу, упрощает подготовку к рабочему дню, повышает узнаваемость и формирует «лицо» компании. Все это ведет к росту корпоративной культуры.
Дресс-код отсеивает “анархических” кандидатов, может свидетельствовать о солидности организации, несмотря на все культурные и социальные сдвиги последнего времени.
Каковы недостатки дресс-кода для компании и сотрудников
Строгий дресс-код иногда ассоциируют с «сектантской» дисциплиной в компании, это вызывает негативные сравнения с тоталитарными организациями, завышенными требованиями, низким вознаграждением и негуманным отношением к сотрудникам. Такие ассоциации, к сожалению, возникают не на пустом месте и могут отпугнуть креативного кандидата со свободными привычками, который мог бы стать полезным и лояльным сотрудником компании.
Работники, одетые в соответствии со строгим дресс-кодом, могут отказаться от проявлений инициативы, поскольку воспринимают себя, скорее, как “армию”, которая выполняет указания руководства. Поэтому дресс-код должен быть логически связан с характером работы и должностью: например, вряд ли деловой костюм нужен веб-дизайнеру или программисту.
Работодатель, идущий на применение дресс-кода в своей организации, должен не только организовать его в соответствии с правовым полем, но и позаботиться об удобстве для всех своих сотрудников, вкусы и характеры которых часто совершенно различны. Это может стать для него дополнительной нагрузкой и привести к юридическим и финансовым рискам.
Наконец, классический дресс-код слишком часто элементарно не комфортен и не полезен с точки зрения здоровья работников, например, это приводит к отказу от него в регионах с жарким летним климатом. Физические особенности сотрудников и их здоровья вызывают наибольшее число жалоб на корпоративный дресс-код и судебных исков в мировой и российской деловой практике.
Поэтому рекомендуется не строгий, а умеренный и гибкий дресс-код, который позволит сбалансировать все отрицательные и положительные стороны.
Устарел ли дресс-код
Есть мнение, что дресс-код в офисах — это устаревшее «конторское» явление из «золотого века» индустриальной эпохи (1880 — 1980-е). Но отказ от дресс-кода связан, в основном, с евро-американским веянием, причем в наибольшей степени — калифорнийским и южно-европейским. В то же время приверженность дресс-коду сохраняют страны Азии, включая наиболее развитые и постиндустриальные (Япония, Южная Корея), а также лондонский Сити и французские корпорации, т.е. законодатели деловой моды. А значит нельзя говорить о «смерти» корпоративного дресс-кода, другое дело, что сам офис рискует стремительно исчезнуть из деловой жизни в связи с революцией удаленной работы.
Дресс-код и правила поведения: что разрешили и что запретили медработникам
Минтруд утвердил новые правила охраны труда в медицинских организациях
Сотрудникам скорой помощи запретят спать и читать по пути на вызов. Новые правила охраны труда в медицинских организациях прописаны в документе, который выпустило Министерство труда.
Также в приказе указаны риски заражения, сменная и ночная работа, нервно-эмоциональное и зрительное напряжение, высокая вероятность травм, опасность пожаров, ДТП, падения льда и снега с крыш.
При этом им строго запрещено пить, курить и принимать пищу на своем рабочем месте, а также выполнять другие действия, не относящиеся к трудовым обязанностям.
Правила запрещают хранить и употреблять лекарства без этикеток, с нечитаемыми названиями, в повреждённой упаковке, медикам не разрешается пробовать препараты на вкус и запах, пользоваться неисправными инструментами, оборудованием и медицинскими изделиями, не прошедшими регистрацию в России.
Во время движения машины медики не должны отвлекать водителя разговорами, подгонять, самостоятельно включать сирену и мигалку. Помимо этого, нельзя курить в салоне, принимать пищу, спать и читать что-либо, кроме медицинских документов.
Сопровождать пациента родным разрешат при наличии свободных мест в машине.
Если произойдет возгорание, медики должны эвакуироваться вместе с больным, отойти на 10-15 метров от автомобиля и вызвать экстренные службы.
Стоматологам рекомендуют повышать уровень освещённости на рабочем месте не более чем в 10 раз. При этом закреплять лампы на верёвках и нитках, а также на электрических проводах запрещено.
Также по новому дресс-коду медикам запрещается носить одежду из шерсти, шёлка, нейлона, капрона и других синтетических материалов, чтобы не допустить электрических разрядов. Металлические украшения при этом необходимо оставить за пределами операционного блока.
Приказ ведомства регламентирует также внешний вид медиков: глубину декольте, длину юбок, яркость бижутерии и косметики врачей и медсестёр в отделениях психиатрии и наркологии. Кроме того, установлена дистанция, которой они должны придерживаться во избежание эксцессов с пациентами.
Поворачиваться спиной к неадекватным пациентам также категорически запрещено. Контактировать с ними рекомендовано на расстоянии вытянутой руки и в присутствии кого-либо из медработников. В помещениях не должны находиться острые или тяжёлые предметы, в том числе ножницы, ножи для очинки карандашей, остро заточенные карандаши, стационарные телефоны, а также горшки с цветами.
Все кабинеты психиатрического отделения должны быть оснащены сигнальными кнопками. В случае тревоги медики обязаны помогать друг другу, а если справиться собственными силами нельзя, то на помощь надо вызвать наряд полиции.