положение о дресс коде в организации роснефть

Роснефть ввела дресс-код для своих сотрудников

Сотрудникам следует использовать один из 4 стилей во внешнем виде: Business Best, Business Traditional, Business Casual и Business Friday.

По сообщению Интерфакса, при участии в официальных мероприятиях на высшем уровне сотрудники должны выбрать стиль Business Best.

Во время визитов с официальными делегациями, встречах с иностранными делегациями, на торжественных мероприятиях и на собраниях акционеров мужчинам необходимо носить строгий деловой костюм только темного цвета, желательно темно-синего или темно-серого.

Из обуви следует выбрать кожаные туфли темного цвета со шнурками.

Носки должны быть обязательно черные.

Допускается брючный костюм, но он должен быть темного цвета (лучше синий, черный или темно-серый).

Летом допустимы светлые цвета. Блузка или сорочка должна быть светлая.

При этом во всех стилях не рекомендуется появление в офисе без колгот (чулок) независимо от времени года.

Стиль Business Traditional обязателен при деловых встречах и переговорах с клиентами, партнерами как в офисе компании, так и за его пределами.

Business Friday применим к работникам Роснефти в том числе и для неформальных встреч, корпоративных неофициальных мероприятий.

Business Friday предполагает для мужчин: пиджак нестандартных расцветок (оливковый, светло-коричневый, в клетку), твидовый пиджак.

Брюки могут отличаться по цвету от пиджака, допустимы брюки из вельветовой ткани.

Рубашка может быть в клетку или яркую полоску. Допустимо ношение рубашки без галстука.

Мужская деловая обувь исключает кожу рептилий, также запрещается носить галстук черного цвета.

Руководители структурных подразделений компании должны контролировать и оценивать соблюдение работниками требований дресс-кода.

Мужчинам запрещено ношение белых шарфов.

Правила Роснефти по гигиене.

Работник всегда должен быть опрятен. Не допускается неумеренное использование одеколона и духов. Рекомендуется пользоваться одеколоном и духами, имеющими «легкий» аромат.

Не следует приходить на работу в одном костюме более 2-х дней подряд.

Для женщин. Юбка должна соответствовать возрасту и комплекции, скрывать имеющиеся недостатки фигуры и подчеркивать достоинства.

Недопустимы видимые контуры нижнего белья и заминающиеся складки спереди.

Для мужчин в дневное время помимо обручального кольца допустимы только классические запонки геометрических форм, к которым обязателен галстук. Запонки должны гармонировать с часами.

Цепочки на шее не должны быть видны. Не должны быть видны нательные кресты.

Женщинам рекомендуется надевать золотые, серебряные или жемчужные украшения.

Волосы должны выглядеть аккуратно, но натурально, запрещены дреды, растрепанные пучки, аксессуары для волос ярких тонов, перья, бусинки, банты.

Для мужчин недопустимы длинные волосы (ниже уровня скул).

Запрещены вечернее декольте, открытые живот, спина и плечи; спортивная и пляжная одежда, джинсы; прозрачные или полупрозрачные ткани; белые или яркие носки; накладные ресницы, неестественный (чрезмерный) татуаж бровей, тени ярких цветов, использование помады ярких цветов, яркая и насыщенная подводка для глаз.

Источник

Дресс-код в «Роснефти». Под запретом дреды, крупные бриллианты, черные галстуки

Юбка должна соответствовать возрасту и скрывать имеющиеся недостатки фигуры…
В «Роснефти» появился строгий дресс-код, требования к которому являются обязательными для всех сотрудников нефтяной компании. Согласно материалам «Роснефти», с которыми ознакомился «Интерфакс», дресс-код должен обеспечить соответствие сотрудников стратегическим планам компании — переходу к статусу лидера мировой нефтегазовой отрасли.

Представитель «Роснефти» подтвердил «Ведомостям» наличие обязательного дресс-кода. По его словам, это «является важной составляющей корпоративной культуры и имиджа компании». От комментария, какие существуют санкции за несоблюдение дресс-кода, представитель отказался. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на слова сотрудников «Роснефти», документов, регламентирующих внешний вид сотрудников, до настоящего времени не было. Представитель компании это не комментирует.

Согласно материалам компании, работникам госкомпании следует использовать один из четырех стилей во внешнем виде: Business Best, Business Traditional, Business Casual и Business Friday. При участии в официальных мероприятиях на высшем уровне сотрудники должны выбрать стиль Business Best. Во время визитов с официальными делегациями, встречах с иностранными делегациями, на торжественных мероприятиях и на собраниях акционеров мужчины должны носить строгий деловой костюм только темного цвета, желательно темно-синего или темно-серого. Из обуви следует выбрать кожаные туфли темного цвета со шнурками. Носки должны быть обязательно черные.

Строгий деловой костюм для женщин должен состоять из жакета и юбки или жакета и платья. Допускается брючный костюм, но он должен быть темного цвета (предпочтительно синий, черный или темно-серый). Летом допустимы светлые цвета. Блузка или сорочка должна быть светлая. Из обуви следует выбрать туфли темного цвета зимой, светлых оттенков — летом или сочетающиеся с цветом костюма или аксессуаров, на каблуке не выше 7-10 см. Также женщины должны носить прозрачные колготы (чулки) телесного или серого цвета. При этом во всех стилях не рекомендуется появление в офисе без колгот (чулок) независимо от времени года.

Стиль Business Traditional обязателен при деловых встречах и переговорах с клиентами, партнерами как в офисе компании, так и за его пределами. Он менее строгий, чем Business Best: для мужчин возможно использование темных костюмов в неяркую полоску, а летом — костюмы светлых оттенков серого. Женщины могут носить деловой костюм любого темного цвета в зимнем варианте и любых светлых оттенков — в летний период.

Business Friday применим к работникам «Роснефти» в том числе и для неформальных встреч, корпоративных неофициальных мероприятий.

Мужчины могут надеть пиджак нестандартных расцветок (оливковый, светло-коричневый, в клетку), твидовый пиджак. Брюки могут отличаться по цвету от пиджака, допустимы брюки из вельветовой ткани. Рубашка может быть в клетку или яркую полоску. Допустимо ношение рубашки без галстука. Мужская деловая обувь исключает кожу рептилий, также запрещается носить галстук черного цвета. Руководители структурных подразделений компании должны контролировать и оценивать соблюдение работниками требований дресс-кода. Мужчинам запрещено ношение белых шарфов.

Для сотрудников компании также установлены общегигиенические требования, сообщает «Интерфакс». В частности, работник всегда должен быть опрятен. Не допускается неумеренное использование одеколона и духов. Рекомендуется пользоваться одеколоном и духами, имеющими «легкий» аромат. В соответствии с дресс-кодом, не следует приходить на работу в одном костюме более двух дней подряд. Из рекомендаций для женщин: «Юбка должна соответствовать возрасту и комплекции, скрывать имеющиеся недостатки фигуры и подчеркивать достоинства», — говорится в материалах. Недопустимы видимые контуры нижнего белья и заминающиеся складки спереди.

Отдельное внимание уделяется украшениям. Так, для мужчин в дневное время помимо обручального кольца допустимы только классические запонки геометрических форм, к которым обязателен галстук. При этом важно, чтобы запонки гармонировали с часами. «Цепочки на шее не должны быть видны. Также не должны быть видны нательные кресты. Браслеты исключены», — приводит «Интерфакс» цитаты из документа.

Женщинам рекомендуется надевать золотые, серебряные или жемчужные украшения. Крупные бриллианты и цветные драгоценные камни днем в офисе неуместны, а на каждую руку следует надевать не более одного кольца. «Не допускаются висячие длинные сережки и звенящие браслеты. Серьги не должны быть в диаметре больше 2,5 см. Броши носят на левой стороне, не рекомендуется, чтобы они были броскими», — сказано в материалах. В деловом дресс-коде исключен пирсинг (несколько сережек в одном ухе, пирсинг носа, губ), ношение цепочек на ноге, татуировки в качестве украшения и т. п.

Волосы должны выглядеть аккуратно, но натурально, запрещены дреды, растрепанные пучки, аксессуары для волос ярких тонов, перья, бусинки, банты. Для мужчин недопустимы длинные волосы (ниже уровня скул).

В дресс-коде «Роснефти» есть и запрещенные элементы стиля. В частности, запрещены вечернее декольте, открытые живот, спина и плечи; спортивная и пляжная одежда, джинсы; прозрачные или полупрозрачные ткани; белые или яркие носки; белые шарфы (для мужчин); накладные ресницы, неестественный (чрезмерный) татуаж бровей, тени ярких цветов, использование помады ярких цветов, яркая и насыщенная подводка для глаз.

Стоит отметить, что и в других нефтяных компаниях есть определенные правила. Так, например, в «Лукойле» запрещено появляться в джинсах, даже журналистам. А в «Газпром нефти» сотрудницы компании не должны носить дешевую бижутерию, висячие серьги, звенящие браслеты и кольца с крупными камнями.

Не оставлена без внимания и прическа женщин. Кроме «учительского пучка», сотрудницам разрешено носить короткие волосы, но «короткую стрижку надо обновлять раз в месяц». Главное требование — прическа должна быть фиксированной. При этом из документа непонятно, как женщинам следует фиксировать свою прическу: «большое количество лака» категорически запрещено. Как и «длинные распущенные волосы» и «креативная стрижка».

Источник

Дресс-код в компании: подробности от Роструда

положение о дресс коде в организации роснефть

Для удобства собрали разъяснения в таблицу.

Вопрос

Ответ

Какими документами работодатель может установить дресс-код?

Вопрос о соблюдении определенной формы одежды в коммерческой компании трудовым законодательством в настоящее время не урегулирован. При этом ТК РФ не содержит запрета работодателю на установление правил о необходимости соблюдения дресс-кода. Работодатель вправе требовать от работников соблюдения дисциплины труда, то есть подчинения правилам поведения, предусмотренным федеральным законодательством, трудовым договором, а также локальными актами организации.

Требования к форме одежды могут быть закреплены в локальном нормативном акте организации, который может называться по-разному: должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, кодексом корпоративной этики и т.п., с которым работники должны быть ознакомлены под подпись. Указанный выше локальный нормативный акт подлежит утверждению уполномоченным работодателем лицом. В случаях, установленных трудовым законодательством, до принятия такого акта необходимо согласовать его с представительным органом работников (при его наличии в организации). Например, такое требование установлено в отношении правил внутреннего трудового распорядка

Обязан ли работодатель обеспечить сотрудников одеждой, соответствующей требованиям (выдать или компенсировать покупку)?Нормами действующего законодательства не установлена обязанность работодателя обеспечивать работников одеждой с целью соответствия работников требованиям дресс-кода, установленными в организации. Правила дресс-кода обычно прописывают в трудовом, коллективном договорах, соглашении и (или) локальном нормативном акте организацииВправе ли работодатель лишать премии за несоблюдение дресс-кода?Если в трудовом, коллективном договорах, соглашении и (или) локальном нормативном акте организации установлено, что премия работнику может быть выплачена в неполном размере или не выплачена совсем за несоблюдение дресс-кода, то это не будет нарушением действующих норм трудового законодательстваВправе ли работодатель отстранить от работы и (или) оштрафовать работника за несоблюдение дресс-кода (использование своей, более удобной одежды вместо выданной ему в организации)?

Закон не устанавливает право работодателя на отстранение работника от работы в случае неиспользования сотрудником средств индивидуальной защиты, одежды, выданной работодателем.

ТК РФ устанавливается обязанность работодателя отстранить работника от работы в строго определенных случаях. Штраф не является видом дисциплинарной ответственности, поэтому применение подобной меры является нарушением трудового законодательства

Коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, которые являются приложением к коллективному договору, дресс-код не установлен. Если будет издан приказ генерального директора о запрещении входа в компанию, например, в шортах и шлепанцах, то что будет иметь бОльшую юридическую силу?

Распоряжение генерального директора о введении дресс-кода без закрепления данного правила в локальных нормативных актах и без ознакомления с ними работников неправомерно. Требование работодателя о соблюдении дресс-кода (ношении определенной одежды) допустимо, если работодатель за свой счет создал условия, необходимые для соблюдения работниками данного требования

На заводе с пропускной системой охраны запрещают проходить на территорию завода в шортах, даже в самый жаркий период. У охраны есть приказ не пропускать через проходные сотрудников в такой одежде. Дресс-код не прописан ни в каких документах, приказах, это устное распоряжение руководства. Правомерно ли оно?Нет, устное распоряжение о введении дресс-кода неправомерно. Требование работодателя о соблюдении дресс-кода (ношении определенной одежды) допустимо, если работодатель за свой счет создал условия, необходимые для соблюдения работниками данного требования

Информация с сайта Роструда Онлайнинспекция.рф

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.

Источник

Дресс‑код в компании: плюсы и минусы

положение о дресс коде в организации роснефть

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

положение о дресс коде в организации роснефть

Как закрепляются нормы по дресс-коду

В Трудовом кодексе нет ни обязывающих ни запретительных норм в отношении дресс-кода в негосударственных компаниях. Так что решение по этому вопросу полностью зависит от руководства организации. Решение закрепляется внутренними актами компании, и оспорить его можно только на основании заключенного трудового или коллективного договора.

Что относится к дресс-коду, а что к нему не относится

«Дресс-код» — это неформальное понятие, в него входят только добровольно принятые организацией ограничения на внешний вид и характер одежды сотрудников — и только в их рабочее время.

К дресс-коду не относится:

Все остальные ограничения на характер и внешний вид одежды сотрудника относятся к сфере действия дресс-кода.

В каком порядке вводят дресс-код в негосударственных организациях

Описание корпоративного дресс-кода и требования по его соблюдению прописывают во внутренних дисциплинарных актах организации. К ним относятся:

Трудовой Кодекс РФ не регулирует само содержание внутренних актов, но во многих случаях обязывает до подписания согласовывать их с представительным органом работников организации.

Обязанности и права по дресс-коду могут содержаться в трудовом и коллективном договорах и соглашениях.

В каких случаях сотрудник может оспорить дресс-код

Если устные и письменные требования работодателя по дресс-коду не приняты во внутренних дисцпилинарных актах и не содержатся в договорах, заключенных с работником, тогда сотрудник негосударственной организации легко может оспорить их в суде.

Трудовой Кодекс не предусматривает штраф или увольнение за нарушение дресс-кода, даже введенного в установленном порядке. Так что сотрудник имеет формальное право игнорировать любой дресс-код. Дисциплинарные взыскания, которые работодатель может законно применять в таких случаях, — это выговор, понижение в должности, лишение премии и другие ухищрения в рамках правового поля.

Какое преимущество дает дресс-кода компании и сотрудникам

Дресс-код эффективно подчеркивает разделение рабочего и нерабочего времени, трудовой деятельности и личной жизни. В результате выигрывают все стороны: работодатель — от повышения концентрации и дисциплины работника, работник — от чувства определенности, общество в целом — от роста продуктивности.

Еще дресс-код, подобно униформе, повышает чувство защищенности сотрудника в рабочих процессах, особенно на должностях, связанных с прямой общественной коммуникацией и переговорными процессами. Он развивает чувство принадлежности к общему делу, упрощает подготовку к рабочему дню, повышает узнаваемость и формирует «лицо» компании. Все это ведет к росту корпоративной культуры.

Дресс-код отсеивает “анархических” кандидатов, может свидетельствовать о солидности организации, несмотря на все культурные и социальные сдвиги последнего времени.

Каковы недостатки дресс-кода для компании и сотрудников

Строгий дресс-код иногда ассоциируют с «сектантской» дисциплиной в компании, это вызывает негативные сравнения с тоталитарными организациями, завышенными требованиями, низким вознаграждением и негуманным отношением к сотрудникам. Такие ассоциации, к сожалению, возникают не на пустом месте и могут отпугнуть креативного кандидата со свободными привычками, который мог бы стать полезным и лояльным сотрудником компании.

Работники, одетые в соответствии со строгим дресс-кодом, могут отказаться от проявлений инициативы, поскольку воспринимают себя, скорее, как “армию”, которая выполняет указания руководства. Поэтому дресс-код должен быть логически связан с характером работы и должностью: например, вряд ли деловой костюм нужен веб-дизайнеру или программисту.

Работодатель, идущий на применение дресс-кода в своей организации, должен не только организовать его в соответствии с правовым полем, но и позаботиться об удобстве для всех своих сотрудников, вкусы и характеры которых часто совершенно различны. Это может стать для него дополнительной нагрузкой и привести к юридическим и финансовым рискам.

Наконец, классический дресс-код слишком часто элементарно не комфортен и не полезен с точки зрения здоровья работников, например, это приводит к отказу от него в регионах с жарким летним климатом. Физические особенности сотрудников и их здоровья вызывают наибольшее число жалоб на корпоративный дресс-код и судебных исков в мировой и российской деловой практике.

Поэтому рекомендуется не строгий, а умеренный и гибкий дресс-код, который позволит сбалансировать все отрицательные и положительные стороны.

Устарел ли дресс-код

Есть мнение, что дресс-код в офисах — это устаревшее «конторское» явление из «золотого века» индустриальной эпохи (1880 — 1980-е). Но отказ от дресс-кода связан, в основном, с евро-американским веянием, причем в наибольшей степени — калифорнийским и южно-европейским. В то же время приверженность дресс-коду сохраняют страны Азии, включая наиболее развитые и постиндустриальные (Япония, Южная Корея), а также лондонский Сити и французские корпорации, т.е. законодатели деловой моды. А значит нельзя говорить о «смерти» корпоративного дресс-кода, другое дело, что сам офис рискует стремительно исчезнуть из деловой жизни в связи с революцией удаленной работы.

Источник

Особенности российского корпоративного дресс-кода

Деловой отчет корреспондента GQ о том, как одеваются в крупнейших российских корпорациях.

Свою первую серьезную работу я получил в Канаде – меня приняли в местный суд на должность помощника судьи. Первым делом мне следовало одеться по правилам. Если судья, для которого я составлял резюме и отчеты по текущим делам, ходил в двубортном пиджаке с очень широкими лацканами, как у японского императора, то я в темно-­синем костюме, таком, чтобы меня не замечали в переговорной комнате и спрашивали: «А где Иван? Ах, вот он все еще здесь сидит, как славно». Теперь я работаю в газете, а журналисты, по идее, вообще редко задумываются о своем внешнем виде – считается, что степень растрепанности говорит о том, насколько мало вни­мания они уделяют посторонним ве­щам и насколько много главному – творчеству. Звучит, несомненно, красиво, од­нако как бывший служитель Фемиды я предпочитаю судить строго тех, кто с та­ким расхожим мнением согласен. Ведь текст – это стилистика, точно так же как и одежда, поэтому ваш внешний вид, скорее, говорит о том, насколько вы умеете сочетать разные элементы. А это, в свою очередь, частично дает ответ на вопросы «Кто вы? Что вы?». И даже больше: внешний вид – это код, расшифровав который можно многое узнать о мире, в котором вращается личность.

Итак, давайте же вплотную перейдем к нашей истории.

УЧЕНИЯ «ТАНКИСТОВ»

После того как в октябре 2012 года «Роснефть» объявила о покупке компании ТНК-BP, которая тогда считалась одной из самых демократичных в России, «танкистов», как сотрудников ТНК-BP называли в корпоративном мире, стали перевоспитывать.

Новый владелец разослал многочисленные инструкции о том, как изменятся порядки в новой объединенной компании. Среди них был документ под названием «Положение о внешнем виде сотрудника компании ОАО «НК «Роснефть», в котором в деталях, от длины рукава пиджака до объема манжеты рубашки и ширины галстука, оговаривалось, как должен выглядеть сотрудник главной государственной нефтяной компании в России.

В документе допустимый дресс-код­ был разделен на четыре категории: Business Best, Traditional, Casual и Business Friday.

В первом случае допускались только однотонный темный галстук и светлая рубашка, в последнем же позволялись вольности: «профессорский пиджак» с накладными заплатками на локтях, рубашка в яркую полоску. Помимо этих категорий в инструкции описывались общие правила: черный галстук надевают только на траурные церемонии, никаких модных цветных носков, остроносой обу­ви, браслетов и нательных крестов.

Черный галстук надевают только на траурные церемонии. Никаких модных цветных носков и остроносой обу­ви.

В ТНК-BP в одежде не было формальных ограничений, сотрудники вспоминали про деловой костюм только во время важных встреч. Дресс-код «Роснефти» же был призван обозначить новую корпоративн­ую культуру и ценности, к которым «танкисты» должны были приготовиться. Многие из них не выдержали натиска и ушли в другие компании, разослав друзьям фотографии нового офиса «класса Ж» и промзоны неподалеку, обнесенной колючей проволокой. Те же, кто остался, говорят сегодня: разосланная инструкция­ была лишь сигналом, что в компанию пришел новый хозяин, и на практике ее положения не исполняются.

В КАЖДЫЙ ДОМ

Дресс-код существует практически во всех российских корпорациях. В больших бюрократических машинах, например в «Газпроме» и его подразделениях, есть формальные инструкции. Но в большинстве случаев это лишь дисциплинарный документ, призванный обозначить некий стандарт и выразить ценности и миссию компании, а на ­практике же дресс-код имеет неформальный характер. Например, в Сбербанке принято носить сиреневые­ рубашки, а в «Газпроме» ярко-синие пиджаки. На большинстве официальных фотографий глава компании Алексей Миллер в насыщенно-синем­ пиджаке и светло-синем галстуке. В таких же цветах часто можно увидеть главу «Газпромнефти» Александра Дюкова или главу «Газпромэкспорта» Александра Медведева. В светском петербургском ресторане «Мансарда», который находится над головным офисом «Газпромнефти» у Исаакиевского собора, вечером половина посетителей в пиджаках разных оттенков корпоративного ­цвета. В самом­ же «Газпром­е» на ­запрос о дресс-коде, принятом в корпорации, ответили подчеркнуто строго: «В «Газпроме» принят деловой стиль одежды». Во многих других вопрос о дресс-коде просто проигнорировали.

В главный офис «ЛУКОЙЛа» охран­ники могут не пустить без галстука­. Единственное исключение – если вы виц­е-президент этого самого «ЛУКОЙЛа­»: господина Леонида Федуна можно увидеть без галстука чаще, чем большинство других топов нефтяных компаний. В «Башнефти»­ можно­ позволит­ь себе прийти без пиджак­а, но не в джинсах, что допускается, например, в ТНК-BP.

В «Яндексе» не принято носить каблуки, чтобы не нарушать тишину офиса и не мешать программистам писать код, а многие сотрудники одеваются «под Джобса». Наиболее продвинутые из них покупают пять пар одинаковых джинсов и пять одинаковых черных свитеров, чтобы смена внешнего вида не отвлекала их коллег в переговорн­ых комнатах от мозговых штурмов.

«Политики носят исключительно Brioni, юристы — Ralph Lauren, творческие — Armani и Etro, молодые топ-менеджеры предпочитают Gucci и Dolce & Gabbana», — обобщает Никита Поздняков, независимый эксперт по мужской моде, работавший ранее в московском Ralph Lauren.

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Помимо этого дресс-код корпораций можно разделить и по степени их продвинутости и принятия западной корпоративной культуры. Например, в «МегаФоне» носят Uniqlo, а в «Ростелекоме» – Modis, утверждает сотрудник, близкий к обеим компаниям.

С другой стороны, неформальный «западный» дресс-код бывает гораздо жестче протокольных правил госкорпораций. Если в «Сургутнефтегазе» излишнюю «демократичность» внешнего вида могут принять за неопытность или пижонство, то в продвинутых IT-компаниях сотрудника «с иголочки» посчитают чужаком. Когда я пришел в «Яндекс» в белой рубашке, мне разрешили не надевать карточку «гость» на нагрудный карман – все и так поняли, что я извне.

УМНЫЙ КОД

У спортивного комплекса «Олимпийский», в офисе «Системы Масс-медиа», одного из подразделений АФК «Система», несмотря на недавние трудности (главу компании Владимира Евтушенкова только в середине декабря выпустили из-под домашнего ареста по делу о хищении и легализации акций компании «Башнефть». – Прим. GQ), работа ­кипит вовсю. Наблюдая за сотрудниками, сказать, что здесь присутствует какой-то определенный корпоративный стиль, довольно сложно. Глава ­«Системы Масс-медиа» и одна из самых ярких бизнес-леди России Гульнара Хасьянова объясняет ситуацию тем, что в последнее время происходит явный переход от делового дресс-кода к условно-деловому. Вместо цельных костюмов мужчины выбирают отдельно брюки и отдельно пиджак, которые могут быть даже разных цветов, что еще несколько лет назад было немыслимо в деловом этикете. Галстук перестает быть обязательным атрибутом, его завязывают только перед важными встречами, а в остальное время основным элементом становится рубашка. И именно­ поэтому помимо классических белых и голубых тонов теперь можно увидеть рубашки практически любого из пастельных оттенков, а у некоторых рубашка может стать таким­ же индивидуальным маркером, как, например, усы или очки. Некоторые руководители часто надевают неформальные рубашки с мягкими или контрастными воротниками (например, в такой рубашке часто можно увидеть главу Сбербанка ­Германа ­Грефа).

ЭПОХИ РУССКОГО ДРЕСС-КОДА

1965-1975

Первые модники

«Берегись автомобиля!» — Герой Миронова щеголяет в хороших костюмах и пальто «в елочку».

1975-1985

Советский шик

Басилашвили в «Служебном романе» не боится сочетать яркие галстуки с цветными рубашками.

1985-1995

«Пацанский» стиль

Фильм «Жмурки». Плащи oversize, кожаные куртки и, конечно, те самые ­«малиновые пиджаки».

1995-2005

Тренды и бренды

«Духless». Главное правило эпохи гламура — чем лучше выглядишь, тем больше видишь».

2005-2015

Умный код

Неизвестные марки, русские дизайнеры, костюмы на заказ — качество становится важнее количества. Скоро на экранах.

Хасьянова выделяет два типа дресс-кода: так называемые гармонический и акцентный. В первом случае главное – сочетание разных оттенков одного тона, где развитие цвета от темного к светлому идет снизу вверх – от ботинок к галстуку – или же, наоборот, сверху вниз. Во втором случае есть только один ярки­й элемент, будь то галстук, рубашка или красный портфель, для которо­го остальная одежда служит лишь фоном, оттеняющим этот акцент.

«Дресс-код госкомпаний России ­традиционно наиболее консервативен, что отражает корпоративную культуру, манеру управления и коммуникаций в таких компаниях», – рассказывает Хасьянова. В то же время в любой компании по манере одежды можно легко выделить человека, который мотивирован и хочет продвинуться по карьерной лестнице: он будет одеваться так, как его руководитель. Например, амбициозный клерк будет одет как руководитель ­отдела.

Главная российская особенность – неискоре­нимая приверженность статусу и дорогим аксессуарам. Одежда в бизне­с-сообществе характеризует человека как личность, идентифицирует его принадлежность к определенному кругу. Причем если раньше основным аксессуаром были часы, то сейчас у серьезного человека должны быть и гаджеты последней модели.

«Дресс-код сегодня становится более «умным», но не менее обязательным», – резюмирует Хасьянова.

А МЫ УЙДЕМ НА ЗАПАД

Не может не радовать, что стиль отечественного бизнес-класса все-таки движется в верном направлении: «Несколько лет назад самой популярной посадкой костюма была life – восточноевропейский, не очень тесный, достаточно длинный костюм, – рассказывает Евгений Калмыков, управляющий компании Bosco по классической мужской одежде. – Сейчас же появилось много менеджеров, которые предпочитают быть ближе к итальянскому стилю – мягкое, завышенное плечо, более плотная посадка по фигуре, укороченный рукав, укороченная длина пиджака». Хотя, как выясняется на деле, выглядит это зачастую следующим образом: «В нашей стране до сих пор в силе советская уравнительная система. То есть если появляется возможность продемонстрировать свой новый статус, делать это нужно непременно с помощью дорогой одежды и часов, но по-прежнему не важно, как костюм сидит, лишь бы бренд был известный», – рассказывает не без печали в глазах Артем Засурский, генеральный директор компании «Стрим», мультимедийного бизнеса, также входящего в группу «Система».

Пока в России дресс-код избавляется от остатков ненавистного многим ­советского прошлого, в западных странах разыгрывается другое проти­востояние. В Америке идет условная война между дресс-кодом Силиконовой долины и Уолл-стрит.

Нужно понимать, что толстовки и кеды — это теперь тоже дресс-код и что даже в России есть компании, в которые лучше не приходить в пид­жаке и галстуке — прежде всего в IT и телекоме. Например, многие IT‑миллионеры еще и заядлые мод­ники и надевают толстовку как униформу на публичные встречи, так же как стратегический консультант — модный приталенный костюм.Когда Олег Левчук, один из разра­ботчиков новых продуктов «Яндекса», пришел в компанию, ему пришлось сменить стиль своей одежды: «Я носил сорочки, я мог носить пиджак и галстук. Здесь же я ни разу не приходил в пид­жаке или в классических ботинках. Вот, скажем, если бы мы сейчас обсуж­дали с вами какую-нибудь идею в переговорной комнате, то ваши запонки и рубашка меня бы отвлекали». Отсутствие дресс-кода — тоже дресс-код.

ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ

Униформа в том виде, как ее понимают в США, прижилась в России только отчасти. Например, в Штатах принято, что банковские работники, в особен­ности инвестиционные банкиры, ­фи­­нан­совые консультанты и юристы, одеваются так, как одеваются их клиенты. У нас же такая культура только начинает просачиваться, что в первую очередь заметно на примере передовых ­юридических компаний: «Нам, ­конечно, не хочется, чтобы все [сотрудники] выглядели, как Харви Спектер из сериала про юристов Suits (в российском прокате «Форс-мажоры». – Прим. GQ), – рассказывает Ия Новикова, директор по персоналу адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и парт­неры», одного из крупнейших и самых­ заслуженных в России. – Поскольку наши ­юристы общают­ся с деловой элитой, представленной разными крупны­ми компаниями, их внешний вид должен отвечать принятому именно в этих кругах стилю. Требования к внешнему виду прописаны подробно отдельной политикой. Для новичков у нас проводят внутренний тренинг, как надо выглядеть не только в плане одежды, но и внешнего вида в целом. Время от времени приглашаем западных консультантов по имиджу».

Помимо рабочей униформы в России развивается так называемый спонсорский дресс-код, запрещающий работникам компании одеваться в бренды ­конкурирующих компаний. Например, во время Олимпиады в Сочи сот­рудникам оргкомитета было запре­щено показывать лейблы, которые не были спонсорами Игр в той или иной категории. За соблюдением этих правил следили специально назна­ченные люди.

В целом в России дресс-код становится более умным и утонченным, причем во многом западная эстетика служит проводником ценностей и корпоративной культуры. По внешнему виду можно действительно судить, к какой эстетике и, соответственно, культуре стремится тот или иной руководитель.

«По фотографиям не всегда можно сказать, что руководители наших больши­х предприятий одеваются в костюмы высокого качества, которые хорошо сидят. Но уровень, безус­ловно, растет. Люди начали понимать, что такое стиль и дресс-код», – резюмирует Калмыков, директор направления классической мужской одежды в Bosco.

Когда я жил в Лондоне, мне казалось важным регулярно посещать Джермин-стрит или Сэвил-роу, чтобы не забывать, как должен выглядеть джентльмен. В то же время самые талантливые студенты в моем университете выглядели неряшливо. Хотя некоторые из них до этого учились в Итоне и знали, как нужно одеваться на прием королевы Елизаветы II. Казалось, для них все это было мишурой – внешней и незначительной стороной их насыщенной жизни, а все основное время они наверняка посвящали написанию очередного программного кода, чтобы озолотиться.

Сегодня кто-то из этих ребят, воз­можно, уже метит в разряд новых мил­лиардеров в толстовках, создающих передовые продукты, которыми пользуются белые воротнички во всем мире.

Однако когда нынешний глава компании Apple Тим Кук пришел в 2011 году на свою первую большую презентацию в черной классической рубашке с острым воротником, для многих наблюдателе­й это ­стало главным знаком, что эпоха Стива Джобса с его культовыми черными водо­лазками закончилась. Так что весьма вероятно, что скоро и IT‑миллионеры отправятся на Сэвил-роу освежить в голове­, как должен выглядеть джентльмен.

Фото: Иллюстрации: Лена Кер; Фото: East news; Vostock photo; Legion-media

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *