Половецкая баба это что

Половецкие каменные бабы: зачем им поклонялись донские казаки

Половецкая баба это что

О культуре исчезнувших народов можно судить по дошедшим до наших дней памятникам, захоронениям, монетам, оружию и произведениям древних мастеров. Загадочные половцы, населявшие обширные степи Евразии в IX-XIII веках, оставили после себя многочисленные статуи, получившие общее название «каменные бабы». Довольно часто такие изваяния встречаются на Дону и в других регионах юга России. Предки современных казаков поклонялись этим каменным бабам, сочиняя о них различные легенды.

Таинственные статуи

Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов более полувека назад посвятил данной теме статью «Остолбенев до немоты. », которая вошла в сборник его работ «Курганы. Идолы. Монеты» (Москва, 1968 г.). Ученый сравнил эти таинственные статуи со знаменитыми истуканами острова Пасхи и отметил, что каменные бабы встречаются по всему югу России, их можно увидеть в музеях Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Азова, Краснодара и Ставрополя.

Речь идет о статуях, изготовленных преимущественно из серого песчаника и установленных на степных курганах. Высота каменных баб варьируется от 1 до 4 метров. Они представляют собой схематичные изображения людей, которые двумя руками держат у живота некий сосуд или чашу. Причем, пропорции человеческого тела заметно искажены: статуи имеют массивные плечи, короткие ноги, большие головы с плоскими лицами. Некоторые исследователи полагают, что древние мастера при создании каменных баб стремились, чтобы они были узнаваемы с большого расстояния, этим и объясняется нарушение пропорций.

Среди статуй встречаются как изображения женщин, так и мужчин. Это можно понять по деталям одежды, прическам, оружию и длинным усам. Поэтому многие ученые считают, что название каменных истуканов произошло от тюркского слова «баба» (ударение на втором слоге), которое означает «старший, уважаемый мужчина или предок».

Интересно, что в степях Северного Причерноморья наряду с половецкими статуями ученые находят и более древние, создание которых большинство специалистов приписывает скифам, населявшим эти земли с VIII века до н. э. по IV век н. э. Многие из скифских каменных истуканов также держат у пупка некую чашу или рог для питья. Правда, они прижимают этот сосуд к животу только одной рукой.

Откуда они взялись

Далеко не все исследователи считают, что авторами каменных баб, много веков назад установленных на степных курганах юга России, являются именно половцы. Различные авторы «подозревали» в изготовлении этих статуй сарматов, гуннов, монголов, печенегов, болгар или предков современных казаков. Само по себе наличие столь древних исторических объектов на Дону свидетельствует о том, что в здешних местах тысячу лет назад существовала достаточно развитая культура, оставившая после себя многочисленные объекты материального наследия.

Интересно заметить, что францисканский монах Вильгельм де Рубрук, посетивший Монгольскую империю в 1253-1254 годах, в своей знаменитой работе «Путешествие в восточные страны» написал: «Команы [так в Западной Европе называли половцев – прим. автора] насыпают большой холм над усопшими и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу».

Поэтому многие исследователи полагают, что каменные бабы устанавливались на курганах, где находились захоронения представителей половецкой родовой знати или знаменитых воинов.

Предок, враг или божество

Спорят ученые и о том, с какой целью древние мастера создавали эти странные статуи. Одни полагают, что каменные бабы являлись изображениями божеств, которым поклонялись местные жители. Другие видят в данных изваяниях неких сверхъестественных покровителей конкретных родов или семей. Третьи – уважаемых предков или прародителей. Четвертые – убитых врагов, которые теперь мистическим образом связаны со своими победителями и должны оказывать им поддержку из мира духов.

Кандидат философских наук Ренарт Шарипов считает половецкие статуи неотъемлемой частью погребальной культуры тюркских народов. Об этом он рассказал в статье «К проблеме генезиса традиции древнетюркских каменных изваяний и ее связи с трансформацией культа предков», которая вышла в журнале «Вестник Академии наук Республики Башкортостан» (том 23, № 2 за 2017 г.).

По мнению исследователя, каменные изображения солидных, дородных и величавых мужчин и женщин отражают происходившую в сознании кочевников эволюцию культа предков, когда душа покойного сначала символизировала собой уважаемого прародителя, затем – семейно-родового покровителя, а на более позднем этапе развития религиозных представлений – местное божество.

«Таким образом, генезис каменных изваяний напрямую связан с ранними этапами этногенеза тюрков, и вполне вероятно, что самые древние носители традиции создания каменных изваяний в степях Евразии эпохи бронзы и раннего железного века генетически связаны с тюркоязычными племенами эпохи каганатов», – отметил Р.Г. Шарипов.

Ученый считает, что авторами более древних статуй, приписываемых ираноязычным скифам, на самом деле являлись предки тюркских племен. При этом исследователь ссылается на явное сходство между статуями разных эпох, которые изначально изображали умершего родственника. Так покойный, высеченный из камня, мог символически присутствовать на собственных поминках. Поэтому в руках каменных изваяний, независимо от времени их создания, имеется сосуд для питья, из которого мертвец должен как бы пить алкогольный напиток вместе с живыми сородичами на пиру, устроенном в его честь.

Не исключено, что впоследствии половцы поклонялись каменным изображениям своих предков, совершали перед ними жертвоприношения.

Легенды донских казаков

У казаков имеются собственные легенды и предания, объясняющие происхождение древних статуй. Об этом аспирант исторического факультета Донецкого национального университета Денис Нехаенко рассказал в статье «Половецкие каменные бабы: история, происхождение, современный вид», которая опубликована культурно-просветительским порталом «Этнографический Донбасс» 6 сентября 2014 года.

«Некоторые легенды дошли до нашего времени. И на Днепропетровщине, и на Харьковщине, и в Донских степях некогда жили богатыри, они рассердились на солнце и стали плевать на него, солнце же превратило их за это в камень», – написал Денис Нехаенко.

Очевидно, мифическими богатырями предки современных казаков считали статуи, изображающие мужчин-воинов. А женские изваяния воспринимались жителями донских степей как языческие божества плодородия. По крайней мере, такой вывод можно сделать из другой группы легенд.

Полагая, что окаменевшие богатыри способны наделить воина своей могучей силой, а богини плодородия могут повлиять на урожай, казаки с древних пор поклонялись статуям. Они даже верили, что древние изваяния наказывают людей за непочтительное отношение к ним и прочие неблаговидные поступки.

Среди некоторых казаков даже бытовало мнение, что каменных баб создала богиня семьи и домашнего очага. Она наделила статуи душами людей, погибших от несчастной любви, и поручила им охранять мир и гармонию в жизни каждой супружеской пары. Поэтому каменные бабы способны даровать людям счастье, если их хорошенько задобрить. При этом древние духи статуй еще и наказывают всех, кто разлучает или ссорит влюбленных.

Предки современных казаков также считали, что древние статуи обладают чудесной целительной силой, и различные раны заживают рядом с ними быстрее, чем обычно.

Что с ними стало

Эпоха Средневековья с ее мистическими табу давно прошла, и уже в XVIII веке люди, далекие от суеверных опасений, начали использовать каменные статуи в своих целях. Сначала их устанавливали на перекрестках торговых путей вместо верстовых столбов и указателей направления, затем и вовсе стали растаскивать по дворам.

Одни каменные бабы были раздроблены, а их осколки использовались при строительстве. Другим истуканам повезло больше – их установили возле частных домов, в парках и местах отдыха. Некоторые статуи попали в музеи или стали частью городского ландшафта. Остальные просто лежат, сброшенные с курганов, на вершинах которых теперь располагается геодезическое или телекоммуникационное оборудование.

Впрочем, отголоски древних верований все еще сохраняются в народе. Некоторые люди, в чьих населенных пунктах стоят каменные бабы, моют и украшают их перед праздниками, желая тем самым задобрить древних духов.

Источник

В поисках. XI век. «Половецкие» каменные бабы. Часть девятая.

Половецкая баба это что

История полна загадок, над которыми и усердно ломают головы историки. Нужно признать, подавляющему большинству ученых это удается, в смысле «сломать голову», в результате чего рождаются перекрученные, перевернутые, искореженные взгляды на прошлое, которое невольно, после ознакомления с исследовательскими работами, иначе как «темным» не назовешь. Однако верно ли это, было ли оно темным всегда? Цикл статей «В поисках. XI век», на основе имеющихся задокументированных сведений и фактов, предлагает взглянуть на прошлое совершенно с иной стороны. Напомним, мы рассматриваем удивительный XI век.

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

КАМЕННЫЕ (ПОЛОВЕЦКИЕ) БАБЫ

Для начала, привычно из «Википедии»:

Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими.

Не буду вдаваться в подробности истории зарождения каменных истуканов, скажу лишь, в большинстве официальных источников «каменные бабы» именно постройки XI-XIII веков, разбросанные по южным степям Украины, ныне называются » половецкими «, в честь кочевого тюркоязычного народа, якобы в начале одиннадцатого века передвинувшегося из Заволжья в причерноморские степи. Почему якобы? Потому что когда перебираешь информацию, сталкиваешься с массой противоречивых утверждений, в итоге становится непонятно, где правда, а где вымысел. И был ли вообще такой народ, как половцы? Поэтому говорить однозначно, что именно половцы являлись родителями этих таинственных, причудливых и почти одинаковых древних идолов, видимо, не стоит.

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

. с чашей изображали умершего предка для его участия в культовом пиру.

Историк Г. Федоров Давыдов пишет:

Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много. Сотни каменных статуй… Они не менее таинственны и не менее монументальны, чем загадочные идолы острова Пасхи… Исследователи спорили и спорят до сих пор о том, кому принадлежали эти статуи наших степей, кто их поставил, и с какой целью» Оказывается, «стояли эти каменные идолы сначала на курганах и сопках, потом были перевезены на крестьянские межи и в помещичьи имения, а затем помещены в музеи, или поставлены на потеху… в провинциальных городских садах.

Так, до XVІІ ст. каменные бабы стояли на всех заметных в украинских степях местах, на известных путях и их разветвлениях. И только в конце ХІХ — начале ХХ ст. отношение к ним кардинально изменилось. Крестьяне начали использовать древние статуи как строительный материал, а помещики — украшать ими парки своих усадьб. Почти все «каменные бабы» были перемещены со своих первобытных мест. Они использовались в качестве межевых знаков, угловых опор в жилищных и хозяйственных сооружениях, как столбы в ограждениях или как точила для сап, топоров и ножей. Вследствие этого много мелких деталей в изображениях потеряны навсегда.

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Как видим, существовало некое знание, объединяющее народы, культуры и эпохи.

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Пояснение из книги «АллатРа» (стр. 379):

Ригден: Если равносторонний крест был символом просто человека, то косой крест (провёрнутый крест) и его вариации (часто с кругом в центре) уже обозначали Личность, движущуюся по пути Знания, ведающую сакральную информацию о человеке и медитативных практиках на четыре Сущности. Я подчёркиваю, человека, ведающего Знания, а уж как он их использует (с какой доминантой в сознании), это уже его личный выбор.

Половецкая баба это что

Равносторонний косой крест с кругом в центре — символ Знаний о четырёх Сущностях человека и Душе. Косой крест — символ движения в познании, условного разделения пространства на поля (зоны) влияния Сущностей; круг — обозначение Души. Трактовка схемы символа приведена по типу «печати».

Или может, знак на спине «половецкого» истукана появился случайно? По этому случаю вспоминаются Тур Хейердал и его раскопки на острове Пасхи, когда он раскопал статую одного из моаи, оказалось, во-первых, у исполина существует закопанное в землю туловище как продолжение, а во-вторых, на спине у моаи также были интересные знаки. Едва эти фотографии увидел научный свет, сильные мира сего наложили на остров Пасхи «большущий замок», запретив вообще какие-либо археологические изыскания.

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)

Комментарии

мария

Дато, спасибо большое за проделанную работу и собранную информацию. За то, что помогаете расширять наш кругозор) А мне эта статья еще и подчеркнула весомость медитации “Кувшин”, которую мое сознание всячески пытается сделать маловажной.

О, еще про одну интересную тетку нашел.

Имя ей Золотая баба.Расположена на Алтае. Описывать не буду (ниже ссылки) Весьма любопытная барышня.

Половецкая баба это что

(может не все, описанное в приведенных статьях истина, но разобрать детальней стоит)

Половецкая баба это что

Это фото вроде тоже к золотой бабе относится

Половецкая баба это что

Lada ✎ Александр Н

Очень интересные экспонаты ”Каменных баб” в коллекции Днепропетровского исторического музея:

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Бюро добрых услуг и информации всегда к Вашим услугам. :)))))

Раз в теме стоит ХІ век, то картина не будет полной без вот этой, очень известной находки, именуемой Збручанский идол. Археологи ее как раз и датируют 10-13 вв. Его реплика находится в Национальном музее истории Украины. Оригинал же находится в Археологическом музее в Кракове (Польша).

Вот фото реплики из НМИУ

Половецкая баба это чтоПоловецкая баба это что

Национальный музей истории Украины. Вот такой симпатичный товарищ и. достаточно древний.

Половецкая баба это чтоПоловецкая баба это что

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Каменные бабы в заповеднике Каменные Могилы Донецкой области

Половецкая баба это что

Изюм, Донецкая область.

Вспомнились слова Данилова И.М. с передачи: “зачем тебе искать Баба если ты сам себе Баб”, и далее поясняется, что в древности Бабом называли врата.

Интересно, древние значения слова “баба”: женщина, Врата, Мать, духовный учитель (Восток), каменное изваяние.

В Евпатории возле Краеведческого музея

Половецкая баба это что

Половецкая баба это чтоПоловецкая баба это что

Половецкая баба это что

А это уже Краеведческий музей в Бердянске

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Балбал в Монголии:Половецкая баба это что

Вроде в России, Тыва:

Половецкая баба это что

Половецкая баба это что

Каменная баба в Польше:

Половецкая баба это что

Дато 24.09.2017

Видео в довесок, Запорожье, подъем каменной бабы из протока Днепра осенью 2008 года:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

9. «Половецкие бабы» как старые надгробные памятники наших предков в XIV–XVI веках

9. «Половецкие бабы» как старые надгробные памятники наших предков в XIV–XVI веках

Историк Г. Федоров-Давыдов пишет: «Древние каменные, изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много. СОТНИ КАМЕННЫХ СТАТУЙ. Они не менее таинственны и не менее монументальны, чем загадочные идолы острова Пасхи… Исследователи спорили и СПОРЯТ ДО СИХ ПОР о том, кому принадлежали эти статуи НАШИХ степей, кто их поставил и с какой целью» [871], с. 74.

Оказывается, «стояли эти каменные идолы сначала на КУРГАНАХ и сопках, потом были перевезены на крестьянские межи и в помещичьи имения, а затем помещены в музеи, или поставлены на потеху… в провинциальных городских садах» [871], с. 74.

«В XVIII веке их называли „человек камен“ или „девка камена“» [871], с. 74. Такие статуи находили не только на юге. Их обнаруживали, например, в Москве: в Кунцеве и Зенине (Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1870, кн. III). Кунцево — это запад Москвы, а Зенино — в 21 версте на восток от Москвы, по состоянию на 1870 год. Одна из каменных статуй сегодня стоит в Российской государственной библиотеке, в зале записи. Любой желающий может ее посмотреть, рис. 180. Ее привезли в Москву из Харьковской губернии в 1839 году по поручению Императорского Общества истории и древностей российских (см. ссылку выше).

Характерная черта этих изваяний — они держат в руках «прижатый к животу сосуд, чашу или рог» [871], с. 76. Такой сосуд есть и у статуи, выставленной в зале государственной библиотеки, рис. 181. На спине статуи высечен большой косой крест, рис. 182. Это — Андреевский крест (крест святого Андрея Первозванного). На боку статуи изображены кривая сабля и колчан с луком и стрелами. Такое вооружение было обычно для русских воинов вплоть до XVII века.

Историки считают эти статуи следами ЧУЖЕЗЕМНОГО завоевания Руси половецкими племенами. Историк пишет: «Для русского человека эти каменные чудовища были олицетворением господства половцев над степями. Поэтому статуи стремились УНИЧТОЖАТЬ И ПОРТИТЬ» [871], с. 76. Эта картина — систематическая порча древних надписей и изваяний — нам уже известна: пострадали русские саркофаги, египетские статуи и каменные надписи и т. д. Кому они не понравились? Вряд ли местным жителям.

Половецкая баба это что

Рис. 180. Ордынская каменная статуя воина, именуемая сегодня историками «половецкой бабой». В наше время находится в зале записи Российской Государственной Библиотеки, г. Москва. Фотография сделана А.Т. Фоменко в 1995 году.

Считается, будто завоеватели-половцы, поставившие все эти статуи, пришли на Русь издалека, из степей Монголии, Тувы и Алтая [871], с. 75. Затем, говорят нам, «каменные бабы», вместе с продвижением половцев, распространились дальше на запад и в конце концов ПОКРЫЛИ ВСЕ ПРОСТРАНСТВО.

По нашему мнению, никакой «загадки каменных баб» не существует. Она возникла лишь из-за того, что Романовы заменили многие старые русские обычаи на новые. В том числе и погребальные обычаи. И внушили нам ложную мысль, будто русские обычаи ВСЕГДА были такими. Что неправильно. Кроме того, при Романовых были написаны и существенно отредактированы русские летописи. Многие документы были уничтожены. Остался сравнительно небольшой набор летописей, объявленных «очень древними». И стало считаться, что если в этих «романовских древностях» какие-то обычаи не отражены, «следовательно», обычаи эти — не русские, на Руси их якобы не было. А если их следы все-таки находят, «следовательно», они следы какого-то ЧУЖЕЗЕМНОГО завоевания, не русские.

Половецкая баба это что

Рис. 181. Каменный сосуд, прижатый к животу ордынской статуи Фотография 1995 года.

Половецкая баба это что

Рис. 182. Русский Андреевский военный крест (косой крест) на спине ордынской каменной статуи. Фотография 1995 года.

Половецкая баба это что

Рис. 183. Каменная статуя скифского воина с мечом. Курган Цыганка, Нижний Дунай. Археологи относят ее к V–IV векам до н. э. Как мы теперь понимаем, они ошибаются. Взято из [975], с. 736, илл. 57.

Половецкая баба это что

Рис. 184. Половецкое изваяние. Вид сбоку, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография 2000 года.

Вот пример такого «рассуждения». Известно, что огромное число каменных статуи — о которых сейчас идет речь — найдено в основном на Руси. Однако они «встречаются и далеко на Востоке, в бескрайних степях Казахстана, Алтая, Монголии, Тувы» [871], с. 75. «Следовательно», говорят историки, Русь была завоевана пришельцами из Монголии, то есть из самой дальней страны. По пути «монголы» якобы захватили Казахстан, Алтай и т. д. Так и пишут: «В начале второго тысячелетия половцы ПРОРВАЛИСЬ НА ЗАПАД, Быстрым маршем прошли они Казахстан, а к середине одиннадцатого века появились на Волге» [871], с. 75.

Наша реконструкция все ставит на свои места Направление завоевания было обратным — из Руси в разные стороны. В частности — и на Восток. Что можно понять даже из следующего простого наблюдения.

Оказывается, «половецкие» каменные изваяния в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы «как правило… ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО МУЖЧИНЫ, часто с ОТВИСЛЫМИ УСАМИ (заметим — как у казаков — Авт.)» [871], с. 75. А вот на территории Руси «среди наиболее ранних западных (то есть русских, а не восточных — Авт.) половецких статуй БОЛЕЕ 70 ПРОЦЕНТОВ СОСТАВЛЯЮТ ЖЕНСКИЕ СТАТУИ. Перед нами загадка, на которую НАУКА ОТВЕТИТЬ ПОКА НЕ В СИЛАХ (! — Авт.)» [871], с. 76.

Половецкая баба это что

Рис. 185. Половецкое изваяние. Голова статуи. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фотография 2000 года.

Мы, признаться, никакой загадки тут не видим. Указанный факт просто показывает нам, где была родина тех воинов, которые ставили статуи. НА РОДИНЕ, ЕСТЕСТВЕННО, СТАВИЛИ КАК ЖЕНСКИЕ, ТАК И МУЖСКИЕ СТАТУИ НА МОГИЛАХ. Ибо здесь жили и мужчины, и женщины (семьи) этого народа.

Половецкая баба это что

Рис. 186. Старинное каменное скифское изваяние, выставленное сегодня в Государственном Историческом Музее города Москвы. Статуя — женская. Прижимает к животу предмет, называемый сегодня чашей. На голове — шляпа. Похоже, что волосы заплетены в косы.

То есть — на Руси. А в дальних военных походах в войске женщин было очень мало. А мужчины погибали. Их хоронили здесь же, в походе. На далекую родину тела обычно не отвозили. Поэтому в тех землях, куда народ пришел как завоеватель, должны были остаться почти исключительно МУЖСКИЕ статуи. Что мы и видим в Казахстане, Алтае, Туве, Монголии и т. д. Кстати, само название этих статуй «половецкими» вполне могло означать просто «полевые», то есть стоящие в ПОЛЕ.

Итак, по нашему мнению, «половецкие» каменные изваяния — это СТАРЫЕ РУССКИЕ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ.

Между прочим, нельзя не обратить внимание на странный факт. На доступных нам фотографиях каменных изваяний, а также на статуе в Российской государственной библиотеке, СБИТЫ ИМЕННО ЛИЦА ИЗВАЯНИЙ, а в остальном они хорошо сохранились. Почему уничтожали ИМЕННО ЛИЦА? Не потому ли, что они часто имели ярко выраженный славянский тип?

Сохранилось прямое средневековое свидетельство, что эти каменные изваяния ставились народами «Монголии», то есть, как мы понимаем, народами Руси-Орды. Г. Федоров-Давыдов пишет: «Любопытное свидетельство оставил в середине XIII века западноевропейский монах Вильгельм Рубрук, который отправился к монгольскому хану в далекий Каракорум, в ЦЕНТРАЛЬНУЮ МОНГОЛИЮ (то есть, по нашей реконструкции, в центральную Русь — Авт.)… В числе прочих сведений Рубрук сообщает нам: „Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему СТАТУЮ, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу“» [871], с. 75.

Половецкая баба это что

Рис. 187. Старинные каменные скифские изваяния из округа Алтай. Взято из [772:1], с. 28.

Половецкая баба это что

Рис. 188. Старинное каменное изваяние бога Chac Moot, Америка, Юкатан. Практически тождественно скифским-половецким статуям, изображающим человека, прижимающего к животу чашу. Взято из [1056], с. 9.

Трудно не согласиться с мнением историков, что Рубрук имеет здесь в виду именно «половецкие бабы» (чаша перед пупком у статуи). А что касается «монгольских команов», то это, скорее всего, КОННИКИ, так как слово КОНЬ в старом русском языке звучало и писалось как КОМОНЬ. См., например, «Слово о полку Игореве».

Каменные скифские изваяния стояли не только на востоке. Они есть и в Европе. На рис. 183 показан мужской каменный «идол скифского святилища… устроенного в древнем кургане Цыганча над Новосельской переправой через Нижний Дунай» [975], с. 736.

Половецкая баба это что

Рис. 189. Каменная статуя бога Chac Mooly входа в «Храм Воинов» в Чичен-Ице. Человеческая фигура, прижимающая к пупку чашу. Взято из [1056], с. 34.

Половецкая баба это что

Рис. 190. Увеличенное изображение статуи бога Майя и Тольтеков. Основной признак тот же, что и у скифских изваяний — чаша, прижатая к животу. Взято из [1056], с. 34.

На рис. 185 показана женская каменная статуя, находящаяся сегодня в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Музейная табличка гласит: «Половецкое изваяние XII век. Краснодарский край». Лицо статуи сильно повреждено. К животу прижата чаша. Сзади, на спину, свисает башлык.

На рис. 186 показана каменная статуя из Государственного Исторического музея Москвы. Женская фигура, прижимающая к животу «чашу». Между прочим, почему-то здесь нет никакой музейной таблички, сообщающей, где была) обнаружена статуя. Не найдена ли она в Москве? Может быть, табличек не вешают потому, что с точки зрения скалигеровско-миллеровской истории «половцы в Москве никогда не жили», а потому находить здесь подобные статуи считается как бы даже неприличным. Вот и стоят скифско-ордынские изваяния безымянными, без табличек.

Половецкая баба это что

Рис. 191. Каменное изваяние во дворе Таганрогского музея. Взято из [870:1], с. 25.

Половецкая баба это что

Рис. 192. Стоящая каменная «баба». Взято из [870:1], с. 26.

Половецкая баба это что

Рис. 193. Сидящая каменная «баба». Взято из [870:1], с. 27.

Половецкая баба это что

Рис. 194. Статуи, приписываемые сегодня «древним» алтайским тюркам. № 1 — Сарыг-Булун, Тува. № 2 — Кожээлиг-Хову, Тува, Кара-Холь. № 3 — Бай-Тайга, Тува. № 4 — долина Суглуг-Аксы-Холь, правобережье реки Каргы, в 25 км. от Мугур-аксы, Тува [817:1], с. 99. Согласно нашей реконструкции, это ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 17.

На рис. 187 представлены старинные каменные ордынские статуи из округа Алтай, Синьцзян, КНР.

Отметим весьма характерную деталь подавляющего большинства скифских изваяний — они прижимают руками к животу, к пупку, некий предмет, считающийся чашей. Очень интересно, что ПРАКТИЧЕСКИ ТОТ ЖЕ СЮЖЕТ изображают и некоторые каменные статуи в далекой Америке, например, на территориях, где когда-то жили «древние» майя. На рис. 188 приведена фотография одной из таких статуй в Юкатане, музей Merida. Считается, что подобные каменные изваяния делали майя и тольтеки [1056], с. 9. Здесь человеческая фигура полулежит-полусидит. ОБЕИМИ РУКАМИ ПРИЖИМАЕТ к животу плоскую чашу.

Другая старинная каменная статуя, высеченная тольтеками, представлена на рис. 189. Она также изображает полусидящего-полулежащего человека, бога Chac Mool, прижимающего к пупку, к животу, чашу, рис. 190. Статуя находится в Чичен-Ице, у входа в большой «Храм Воинов» [1056], с. 34–35. Обратим внимание, что подобные статуи изображали БОГОВ, то есть к подобным изваяниям в Америке относились с большим уважением.

Половецкая баба это что

Рис. 195. Статуя, приписываемая сегодня культуре тюркоязычных кочевников Казахстана и Средней Азии. Жаксы-Арганаты. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкое изваяние XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 20.

Половецкая баба это что

Рис. 196. Статуи, считаемые сегодня изображениями «древних» тюрок. № 1 — Тенгеньбулак, Южный Казахстан. № 2 — Корумды на озере Иссык-Куль, Киргизия. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 22.

Позы скифских статуй и сохранившихся американских слегка различны, но главный мотив — ЧАША, ПРИЖАТАЯ К ПУПКУ РУКАМИ, — в точности один и тот же. Объяснение подобным дубликатам, скорее всего, очень простое. Мы наталкиваемся на следы общности культур, возникшей в результате завоевания Русью-Ордой и Османией-Атаманией Американского континента в XV веке. Ордынские колонизаторы принесли с собой свои обычаи.

Для полноты картины приведем здесь значительное количество редких изображений ордынских старинных надгробных изваяний, рис. 191–215. Прорисовки статуй взяты нами из академического издания [817:1]. Сегодня историки относят изваяния к неведомым кочевым народам, жившим в Средние века, а потом якобы бесследно исчезнувшим. Хотя они оставили нам в память о себе тысячи и тысячи курганов и памятников, разбросанных по всей Евразии. Вплоть до острова Пасхи в Тихом океане, где до сих пор стоят знаменитые каменные статуи, рис. 216. Вплоть до Восточной и Западной Полинезии, рис. 217, рис. 218. Вплоть до Америки с ее «индейскими идолами», рис. 219. См. также [ХРОН5], гл. 3:6. Как справедливо отмечается в книге [420:1], «деревянные идолы индейцев Северной Америки и жителей Полинезии очень похожи. Что это — результат случайного сходства или нечто большее?» [420:1], вклейка между с. 96–97. Наша реконструкция, по-видимому, отвечает на вопрос. Статуи похожи потому, что создавались на территории Великой = «Монгольской» Империи в рамках единой идеологии, под влиянием, конечно, местных особенностей.

Половецкая баба это что

Рис. 197. Статуи, считаемые сегодня изображениями «древних» тюрок. № 1 — урочище Тете в Курайской степи, Алтай. № 2 — Кызыл-Тей, Тува. № 3 — река Хам-Дыт, Тува. № 4 и № 5 — река Шеми, Тува. № 6 — Бижиктиг-Хая. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 22.

Половецкая баба это что

Рис. 198. Статуи, именуемые сегодня изображениями «древних» тюрок якобы VI–X веков. № 1 — урочище Тотбанак близ села Точка, Уланский район Восточного Казахстана. № 2 — Восточный Казахстан. № 3 — село Сергеевка Алма-Атинской области. № 4 — село Точка Уланского района Восточного Казахстана. № 5 — село Пугачеве Курчумского района Восточного Казахстана. № 6 — река Туура-Су, Иссык-Кульская котловина. № 7 — Таарбол, левый берег реки Таргалок, близ села Арыг-Бажи, Тува. № 8 — левый берег реки Шеми близ впадения в реку Хемчик, Тува. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 23.

Половецкая баба это что

Рис. 199. Статуи, именуемые сегодня изображениями «древних» тюрок якобы. VI–X веков. № 1 — Курайская степь, Алтай. № 2 — село Кызыл-Мажалык, Тува. № 3 — совхоз Мичуринский Зайсанского района Восточного Казахстана. № 4 — река Талды-Су, Семиречье. № 5 — Иссык-Кульская котловина, № 6 — Каркаралинск, Казахстан. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 23.

Половецкая баба это что

Рис. 200. Статуи, именуемые сегодня изображениями «древних» кимаков и карлуков якобы IX–X веков. № 1,№ 2, № 3, № 4 — Уш-Биик, Семипалатинская область. № 5 и № 6 — Точка, Уланский район Восточного Казахстана. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 26.

Половецкая баба это что

Рис. 201. Статуя, приписываемая сегодня «древней» культуре чаатас. Тюрки-тугю в Хакасии. Река База. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкое изваяние XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 28.

Далее, об изваяниях на территории России историки сообщают следующее: «ЕЩЕ В XVII В. ТЫСЯЧИ КАМЕННЫХ ИЗВАЯНИЙ СТОЯЛИ НА ДРЕВНИХ КУРГАНАХ И ВООБЩЕ НА ВСЯКИХ ВОЗВЫШЕННОСТЯХ, ЗАМЕТНЫХ ИЗДАЛИ УЧАСТКАХ СТЕПИ (НА ВОДОРАЗДЕЛАХ, ПРИ СЛИЯНИИ РЕК, НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ДОРОГ). Как правило, изваяния стояли по двое, а то и по пять-десять штук на каждом кургане. В период освоения русскими степи курганы начали распахивать, а „каменных баб“ стали в массовом количестве уничтожать или в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для практических нужд, а в помещичьи — для украшения парков. УНИЧТОЖЕНИЕ БЫЛО СТОЛЬ АКТИВНЫМ, что русские ученые, обеспокоенные этим, сумели в конце XIX в. добиться от правительства охраны этих замечательных произведений степного искусства. Впрочем, к тому времени подавляющее большинство сохранившихся статуй было уже сосредоточено в музеях южных городов нашей страны. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗ ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ СТАТУЙ, ПОСТАВЛЕННЫХ КОГДА-ТО НА СТЕПНЫЕ КУРГАНЫ, СЕЙЧАС ДО НАС ДОШЛО НЕ БОЛЕЕ 1500» [817:1], с. 219.

Итак, сегодня нас уверяют, что в XVII–XVIII веках подавляющее большинство статуй погибло «из-за распахивания степей». Однако, спрашивается, кому мешали статуи, стоявшие, как сообщают историки, «на всяких возвышенностях, заметных издали участках степи (на водоразделах, при слиянии рек, на перекрестках дорог)» [817:1], с. 219. Скорее всего, дело не в «освоении степей». В XVII–XVIII веках новая романовская администрация России активно и с упоением громила старинную ордынскую культуру.

Половецкая баба это что

Рис. 202. Статуя, приписываемая сегодня «древнему» Уйгурскому каганату. Культура тюрок-тугю. Урочище Эрги-Бархык, Бурун-Хемчикский район. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкое изваяние XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 30.

Половецкая баба это что

Рис. 203. Статуя, приписываемая сегодня «древней» тюхтятской культуре, деревня Знаменка. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкое изваяние XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 28.

Половецкая баба это что

Рис. 204. Статуи, именуемые сегодня изображениями восточно-европейских кочевников. Раскопки могильников Поросья, могильника у Саркела — Белой Вежи, курганов в нижнедонских и нижневолжских степях. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 26.

Половецкая баба это что

Рис. 205. Половецкие статуи Восточной Европы. Название половцев, скорее всего, произошло от слова ПОЛЕ. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 87.

Как мы теперь понимаем, старинные каменные изваяния — это изображения наших предков, создавших Великую Империю и в общем-то современную цивилизацию. В XVIII–XIX веках подавляющее большинство «баб» было уничтожено. Как нам кажется, уцелевшие остатки представляют большой интерес. Это память о нашем не столь уж давнем прошлом. Вглядитесь в них.

Половецкая баба это что

Рис. 206. Половецкие статуи Восточной Европы. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 87.

Половецкая баба это что

Рис. 207. Половецкие мужские воинские статуи на территории России. Запорожский, днепропетровский, херсонский, московский и краснодарский музеи. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 87.

Половецкая баба это что

Рис. 208. Половецкие мужские воинские статуи на территории России. Эти статуи украшены более богато, чем изваяния из Азии и Китая. Согласно нашей реконструкции, перед нами — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. В центре Империи статуи делали более тщательно. Взято из [817:1], илл. 87.

Половецкая баба это что

Рис. 209. Половецкие мужские воинские статуи. Россия. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 87.

Половецкая баба это что

Рис. 210. Половецкая мужская воинская статуя. Вид спереди, сбоку, сзади. Россия. Согласно нашей реконструкции, это — ордынско-казацкое изваяние XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 87.

Половецкая баба это что

Рис. 211. «Изваяния женщин-половчанок в роскошных головных уборах и кафтанах» [817:1], подпись к илл. 23. Россия. Согласно нашей реконструкции, перед нами — ордынско-казацкие изваяния XIV–XVII веков. Взято из [817:1], илл. 87.

Половецкая баба это что

Рис. 212. Женские «половецкие» каменные изваяния. Богато украшены. Россия. Взято из [817:1], илл.87. По-видимому, перед нами — изображения женщин Руси-Орды XIV–XVII веков.

Половецкая баба это что

Рис. 213. Женские «половецкие» статуи в богатых нарядах. Россия Взято из [817:1], илл. 87. По-видимому, перед нами — изображения женщин Руси-Орды XIV–XVII веков.

Половецкая баба это что

Рис. 214. Женские «половецкие» статуи в дорогих кафтанах. Россия. Взято из [817:1], илл. 87. По-видимому, перед нами — изображения женщин Руси-Орды XIV–XVII веков.

Половецкая баба это что

Рис. 215. Женская «половецкая» статуя. Россия. Между прочим, теперь можно заново писать подлинную историю русского костюма. Уцелевшие каменные изваяния помогут понять нам — как одевались наши предки в XIV–XVI веках. На некоторых статуях хорошо видны украшения, узоры и т. п. Взято из [817:1], илл. 87.

Половецкая баба это что

Рис. 216. Каменная статуя с тихоокеанского острова Пасхи. Находится в Британском музее. Обратите внимание, что руки статуи сложены на животе — как у подавляющего большинства ордынских статуй в Евразии. Сегодня эта часть тихоокеанской статуи заметно повреждена. Не исключено, что перед нами — ордынско-казацкое изваяние XIV–XVII веков. Взято из [420:1], вклейка между с. 96–97.

Половецкая баба это что

Рис. 217. Каменное изваяние на острове Восточной Полинезии. Как и у евразийских ордынских статуй, руки прижаты к животу. По мере удаления от центра «Монгольской» Империи вид каменных статуй постепенно меняется. На первоначальную общую «монгольскую» идею накладываются местные мотивы. Взято из [420:1], вклейка между с. 96–97.

Половецкая баба это что

Рис. 218. Каменные изваяния на островах Тонго в Западной Полинезии. Их именуют «тритилон», гигантскими каменными воротами. Взято из [420:1], вклейка между с. 96–97. Скорее всего, созданы ордынскими колонизаторами XIV–XVI веков или их потомками.

Половецкая баба это что

Рис. 219. Деревянные идолы Северной Америки. Взято из [420:1], вклейка между с. 96–97. Скорее всего, созданы ордынскими колонизаторами XIV–XVI веков или их потомками

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

16. Каменные изваяния на старых русских курганах. («Половецкие каменные бабы»)

16. Каменные изваяния на старых русских курганах. («Половецкие каменные бабы») Историк Г. Федоров-Давыдов пишет: «Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их

Языческие верования наших предков

Языческие верования наших предков Вопрос 1.45Мы до сих пор иногда говорим не «небо», а «небеса».А почему «небеса» во множественном числе? Как это объясняют историки древнерусской языческой мифологии?Вопрос 1.46В Новгороде были найдены древние гусли. На них изображены ящер,

Языческие верования наших предков

Языческие верования наших предков Ответ 1.45В древности бытовало представление о «небесной тверди», разделяющей всё надземное пространство на два яруса. В верхнем ярусе находились «хляби небесные» (запасы дождевой воды), а в нижнем, под гигантским куполом «тверди», ходило

Борьба наших предков с Русью.

Борьба наших предков с Русью. «Русская» история Беларуси начинается с захвата Полоцка князем Владимиром. При этом летописи и историки дружно пишут о многочисленных походах Владимира на ятвягов. Например, в сборнике «От Корсуня до Калки. Век X—XIII» (Москва, 1990) под

Что именно не устраивало в истории наших предков.

Что именно не устраивало в истории наших предков. Каждый новый общественный строй, и каждая правящая династия бывали недовольны историографией своих предшественников. В принципе, это вполне естественное положение вещей, но оно обычно касается недавнего прошлого.

ГЛАВА XVII Образ мыслей наших предков

ГЛАВА XVII Образ мыслей наших предков Как не удивляться тому, что наши предки ставили, таким образом, честь, благосостояние и жизнь граждан в зависимость от обстоятельств, имевших отношение не столько к рассудку, сколько к случайности; что они беспрестанно прибегали к

Каким был язык наших предков?

Каким был язык наших предков?

Флора и фауна: что окружало наших предков

Флора и фауна: что окружало наших предков Мифы «Авесты» и «Ригведы» указывают на северную прародину ариев и прямо, и косвенно. Гора Меру под тогдашней Полярной звездой и десятимесячная жестокая зима – это прямые указания. Косвенных также можно найти десятки, но не все из

6. Каменные изваяния на старых русских курганах «Половецкие каменные бабы»

6. Каменные изваяния на старых русских курганах «Половецкие каменные бабы» Историк Г. Федоров-Давыдов пишет: «Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много.

7. «Половецкие бабы» как старые надгробные изваяния наших предков XIV–XVI веков

7. «Половецкие бабы» как старые надгробные изваяния наших предков XIV–XVI веков В [PAP], ХРОН4, гл. 14, 6–7 и в [ИМП], ХРОН5, мы много говорили о том, что русские погребальные обычаи были изменены в XVII веке. Старые надгробные плиты выглядели совсем по-другому. Кроме того, мы обратили

ГОСУДАРСТВА НАШИХ ПРЕДКОВ. Олег Прусов

ГОСУДАРСТВА НАШИХ ПРЕДКОВ. Олег Прусов Долгое время советские историки уверяли беларусов, что никогда раньше у них не было своего государства, и что самая первая беларуская держава появилась на свет только 1 января 1919 года. Правда, о размерах «советской Белоруссии»,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *