Полный соц пакет что входит
Насколько важен соцпакет при выборе нового места работы?
Сначала несколько основных выводов:
Теперь обо всем подробнее.
Значение соцпакета при выборе нового работодателя
Мы спросили участников опроса, насколько важно для них наличие соцпакета при выборе нового места работы. Для большинства (69%) это важно, но для тех, кто в данный момент работает, важнее, чем для тех, кто не работает (75% против 63%).
Если у работающего человека на текущей работе есть соцпакет, то наличие соцпакета при выборе нового места работы для него более важный фактор, чем для того, у кого в данный момент соцпакета на работе нет.
В разрезе разных возрастных групп тех, кому соцпакет не важен, больше всего среди представителей старшего поколения, то есть среди возрастной группы от 55 лет (соцпакет не важен для 37% опрошенных в этой группе) и представителей молодого поколения от 18 до 24 лет (у них соцпакет не важен для 31%).
В разрезе профобластей самые требовательные к наличию соцпакета при выборе нового места работы — юристы (наличие соцпакета важно для 87% опрошенных представителей этой профобласти), а также представители сферы добычи сырья (у них наличие соцпакета важно для 84% опрошенных и самая высокая доля тех, для кого наличие соцпакета не просто важно, а крайне важно — 33%). Замыкают топ-3 сфер, представителям которых наличие соцпакета особенно важно, HR-специалисты (соцпакет важен 80% опрошенных из сферы управления персоналом).
«Лучше деньгами»: зарплата важнее соцпакета
Мы также задали такой вопрос: если бы вам поступило два предложения о работе — в одном предлагают хороший социальный пакет, а в другом социального пакета нет вообще, но зарплата на 25% выше, чем в первом, то какой вариант вы, скорее всего, выбрали бы? Вот как распределились ответы:
Предпочтения белых и синих воротничков почти не отличаются, но у белых воротничков на 5%, чем у синих, больше доля тех, кто предпочел бы более высокую зарплату соцпакету.
Если смотреть в разрезе конкретных профобластей, то доля тех, кто предпочел бы соцпакет, превысила долю тех, кто предпочел бы более высокую зарплату, только у рабочего персонала, да и то незначительно: 43% против 40%. Во всех остальных профобластях опрошенные сделали бы выбор в пользу более высокой зарплаты без соцпакета. Даже юристы и сотрудники сферы добычи сырья, которые в предыдущем вопросе отметили, что наличие соцпакета для них очень важно.
Больше всего доля тех, кто предпочел бы более высокую зарплату соцпакету, среди высшего менеджмента (73%), бухгалтеров и финансистов, а также сотрудников сферы «Безопасность» — это прежде всего охранники (в обеих профобластях более высокую зарплату предпочли бы по 68% опрошенных).
В сфере ИТ 65% сделали бы выбор в пользу более высокой зарплаты.
Какой соцпакет хотели бы сотрудники
Если говорить о составе соцпакета, то на первом месте по значимости у опрошенных оказалось ДМС, на втором и третьем местах — оплата проезда для работы (42%) и компенсация затрат на питание (41%).
По мнению трети респондентов, в соцпакет должны входить абонементы в спортзал и оплата мобильной связи. Еще 31% заинтересован в том, чтобы в соцпакет входили путевки на отдых для сотрудников и их семей, а каждый четвертый считает, что соцпакет должен включать в себя предоставление жилья иногородним сотрудникам.
Это общие результаты, но у разных возрастных групп есть свои предпочтения.
ДМС на первом месте по важности для всех возрастных групп, кроме молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. У нее ДМС на втором месте, а на первом — оплата проезда до работы (ее назвали 56% респондентов от 18 до 24 лет). Для остальных возрастных групп оплата проезда не так важна: у респондентов 25–34 лет она на втором месте, у респондентов 35–54 лет — на третьем, у респондентов старше 55 лет — на четвертом.
Абонементы в спортзалы меньше всего интересуют представителей возрастных групп от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет — эту составляющую соцпакета отметили как важную только по 30 и 28% представителей этих групп, тогда как в остальных возрастных группах ее отмечали по 36–38% представителей, в том числе среди респондентов старше 54 лет. Зато в возрастных группах от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет чаще, чем в других, отмечали важность оплаты мобильной связи — по 40 и 42% респондентов соответствующего возраста. Меньше всего оплата мобильной связи важна молодежи от 18 до 24 лет — ее отметил всего 21% респондентов такого возраста.
Путевки на отдых особенно интересуют самую старшую возрастную группу (от 55 лет) — у них этот вид компенсации на втором месте после ДМС, его отметили 47% представителей этого возраста.
В разрезе профобластей можно выделить следующие особенности:
Какой соцпакет распространен в реальности
Социальный пакет есть на текущей работе только у 23% опрошенных. Его главная составляющая — ДМС (есть у 84% процентов тех, кто ответил, что у них есть соцпакет). На втором и третьем местах — оплата мобильной связи и компенсация затрат на питание.
Должна ли компания предоставлять соцпакет?
Нет, не должна. В подробном ответе эксперт по кадрам объясняет, что такое соцпакет, что можно в него включить и надо ли с него платить налоги
Ольга Семенова
Читательница Карина спрашивает: «Я открываю салон и планирую нанять в штат пятерых человек. В вакансиях часто пишут про соцпакет для сотрудников. Я заметила, что содержимое соцпакета сильно отличается, а и вовсе его не предлагает. Не понимаю, должна ли компания предоставлять сотрудникам соцпакет? Что туда входит?»
Нет, не должна
В трудовом кодексе нет определения социального пакета работника. Состав и условия соцпакета закон не регламентирует.
Что такое социальный пакет. По сути, это дополнительные бонусы, которые компания дает сотрудникам по своему усмотрению.
Отличие от социальных гарантий. Важно не путать соцпакет с обязательными выплатами — гарантиями и компенсациями. Они перечислены в трудовом кодексе. Гарантии и компенсации получают сотрудники, работающие по трудовому договору.
Примеры обязательных гарантий и компенсаций: | Примеры дополнительных бонусов в соцпакете: |
---|---|
— оплата больничных; | — ДМС; |
— выплата отпускных; | — оплата спортивных занятий и обучающих курсов; |
— выплата выходного пособия; | — оплата питания; |
— выплаты по беременности и родам; | — материальная помощь при рождении ребенка, вступлении в брак, смерти близких родственников; |
— выплаты по уходу за ребенком; | — путевки в санаторий; |
— компенсация расходов во время командировок; | — подарки детям сотрудников; |
— отчисления в пенсионный фонд; | — бесплатная вакцинация; |
— предоставление учебного отпуска с сохранением места работы и среднего заработка | — проезд на служебном транспорте до места работы и обратно |
Гарантии и компенсации, описанные в трудовом кодексе, — это обязанности компании, а не соцпакет. Если их не предоставить, компания нарушит закон и будет наказана.
Компания предлагает сотрудникам бесплатный проезд на служебном автобусе утром и вечером. Офис находится в неудобном районе города. может добраться сам, желающие — на автобусе. Это соцпакет.
Сотрудник выезжает в течение дня к клиентам, чтобы оказать им услуги компании. Например, ремонт техники, заключение договора на обслуживание, осмотр пациентов. Поездки напрямую связаны с выполнением должностных обязанностей. Оплачивать или компенсировать проезд — обязанность компании. Это не соцпакет.
Компания перевела сотрудника в филиал в другом городе. Оплатить проезд сотруднику и членам его семьи — обязанность компании, а не соцпакет.
Соцпакет не обязателен, а потому компания может изменить или отменить соцпакет в любое время. Соцпакет для компании — это ее конкурентное преимущество в борьбе за привлечение и удержание кадров, не больше.
Что обычно входит в соцпакет
Работодатель сам решает, что включить в соцпакет. Главный критерий — бюджет компании. Компания определяет, сколько денег она может выделить на бонусы сотрудникам в течение года, и выбирает состав соцпакета исходя из этого.
В соцпакет можно включить ДМС, оплату занятий английским, фитнеса или питания, путевки в санаторий, билеты в театр, подарки детям сотрудников, оплату детского сада, подарки сотрудникам на личные праздники, материальную помощь и многое другое.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Как оформить соцпакет в компании
Обычно состав и условия соцпакета записывают в одном из двух документов:
Компания может перечислить бонусы для сотрудников в трудовом договоре. Например, в разделе об условиях работы. При этом нужно подробнее описать условия их получения в положении об оплате труда или других положениях компании.
В положении компания перечисляет бонусы и условия, как их получить. В тексте стоит пояснить, что компания предоставляет соцпакет только при наличии финансов. Это избавит работодателя от возможных претензий.
Для денежных бонусов уточните, до какой суммы возможна выплата. Например, не «2000 ₽ при рождении ребенка», а «до 2000 ₽ при рождении ребенка».
Это подстраховка компании. Ее суть — если деньги на бонусы есть, бонусам быть. Если компания не может предоставить бонус частично или в полном объеме, достаточно положения, что по решению директора этого бонуса не будет.
Что будет, если работодатель обещал, но не предоставил соцпакет
Жаловаться в трудовую инспекцию сотрудники могут, но вопросов к работодателю у инспекции не возникнет, ведь соцпакет не регламентирован в трудовом кодексе.
Если в положении было указано, что компания выплачивает материальную помощь за рождение ребенка, но в итоге не выплатила, требовать ее от компании нельзя. Компания может сослаться на отсутствие бюджета.
Заранее впишите в положение, что компания может отказать в выдаче бонуса при недостатке финансов.
Платит ли компания налоги с соцпакета
Большинство бонусов расцениваются налоговой как личный доход сотрудника. С суммы бонуса компания удерживает НДФЛ. По сути, этот налог платит сотрудник. Например, компания дает работнику материальную помощь на обучение детей — 50 000 ₽. На руки он получит 43 500 ₽, работодатель удержит налог 13% и заплатит его налоговой.
Другой пример. Компания заказывает 30 сотрудникам обеды, в месяц она платит за организацию питания 100 000 ₽. Из этой суммы 13 000 ₽ — это налог. В месяц компания удерживает с каждого сотрудника 433 ₽ — 13 000 ₽ / 30. Эти затраты компания включает в расходы и уменьшает налогооблагаемую базу.
Некоторые бонусы не учитываются в расходах компании. Например, праздник для сотрудников с едой и напитками. В этом случае с сотрудника нельзя удержать НДФЛ. Отнести затраты к расходам компании тоже не получится.
Налог зависит от вида бонуса в соцпакете и системы налогообложения компании. Если компания готова предоставлять сотрудникам соцпакет, то его содержание стоит обсудить с бухгалтером и юристом.
Юрист поможет правильно классифицировать и прописать бонусы во внутренних документах компании, а бухгалтер — разобраться с налогами и правильно оформить расходы.
Что входит в соцпакет?
Поэтому предоставление работодателем соцпакета не является его обязанностью и зависит исключительно от желания самого работодателя и его финансовых возможностей.
Важно отметить, что наличие у работодателя хорошего соцпакета является дополнительным материальным стимулом для работников. Это может привлечь новых квалифицированных специалистов, а также удержать от смены места работы опытные кадры.
В соцпакет могут входить следующие льготы и компенсации:
— доплата до среднего (фактического) заработка при временной нетрудоспособности и наступлении отпуска по беременности и родам;
— добровольное медицинское страхование (ДМС);
— негосударственное пенсионное страхование;
— оплата проезда работника (включая проезд работника до места работы и обратно);
— новогодние детские подарки и билеты на новогодние детские елки;
— путевки в оздоровительные детские лагеря, санатории, дома отдыха и т.п.;
— оплата содержания детей работников в детских садах;
— предоставление работникам беспроцентных займов, в том числе целевых на приобретение жилья;
— оплата найма жилья;
— оплата коммунальных услуг;
— оплата занятий спортом (спортивные клубы, фитнес-центры, бассейны) и культурного отдыха;
— другие льготы и компенсации.
Состав соцпакета достаточно объемен и не ограничивается перечнем, который приведен выше. Конкретный набор льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, работодатель устанавливает сам в зависимости от специфики своей деятельности и финансовых возможностей.
Установить свой соцпакет работодатель может как в трудовом, так и в коллективном договоре (ст. ст. 9, 40, 41, 56 ТК РФ). Соцпакет может быть также предусмотрен соглашениями и (или) локальными нормативными актами работодателя (ст. 5 ТК РФ).
Индивидуальный соцпакет: структура и схема расчета
Девятая часть цикла статей о внутренней социальной политике компании. Из каких элементов состоит соцпакет? Почему грамотная соцполитика экономит деньги компании? Какие преимущества есть у индивидуального соцпакета? Как рассчитать постоянную и переменную части соцпакета?
Элементы социального пакета
Совокупность четырех составляющих социального пакета определяет систему социальной поддержки персонала как комплекс гарантий, компенсаций, льгот и возможностей, которые компания предоставляет работникам в целях их мотивации, привлечения и удержания, а также заботясь об их работоспособности, возможностях самореализации, условиях труда и жизни.
Внедрение индивидуального социального пакета в комплексе с общекорпоративным позволяет систематизировать расходы компании и влияет в целом на формирование корпоративной культуры.
Реформирование системы социальной поддержки персонала и введение совокупности четырех вышеназванных элементов направлены на то, чтобы социальная поддержка стала инструментом управления персоналом — способствовала привлечению, мотивированию и удержанию ценных для компании сотрудников.
Социальная программа, или Как сэкономить на фонде оплаты труда (индивидуальный социальный пакет)
Допустим, зарплатный фонд вашего предприятия со всеми налоговыми затратами составляет порядка 4,7 млн руб. Это значит, что у вас могут работать примерно 100 человек со среднемесячной зарплатой в 35 тыс. руб. За год предприятие потратит на заработную плату более 5,5 млн руб., при этом вы можете поднять ставку необходимым вам специалистам и выплатить некоторым премии за хорошую работу, тогда затраты превысят 7–8 млн руб.
Экономия предприятия на фонде оплаты труда путем внедрения социальных программ заключается в том, что поощрение необходимых вам работников, например, путевками в Турцию, обходится компании дешевле, чем выплата премий и повышение заработной платы.
Допустим, путевка стоит 50 тыс. руб. Учитывая, что налог в 13 % берет на себя работодатель, не забывая о расходах на заключение договора с туристической фирмой и трудовых затратах, компании данная льгота обходится примерно в 60 тыс. руб.
Таким образом, даже если вы отправите отдыхать в Турцию половину своих работников, расходы компании составят около 2,5 млн руб. Взглянув на эти цифры, вы можете воскликнуть: «И ГДЕ ЖЕ ТУТ ЭКОНОМИЯ. Ее здесь практически нет». Согласна, при проведении неграмотной социальной политики — одни только траты. Поэтому вспоминаем, что у вас все организовано грамотно: в соответствии с принятой в компании социальной политикой, раз в год путевками поощряются лучшие работники компании (возможно, даже члены их семей). Проводим конкурс «Человек года». На конкурс приглашаем лучших из лучших. В вашей компании из 100 человек такой чести удостаиваются, допустим, 40 работников. Считаем затраты.
Так все же стоит проводить грамотную социальную политику и экономить на этом денежные средства компании? 🙂
А как быть с регулярными просьбами о повышении заработной платы. Если в вашей компании внедрен индивидуальный социальный пакет, то работники, шагая по ступенькам увеличения социальных льгот, реже просят прибавки. Это обусловлено чисто психологическими факторами. К тому же правильно применяемые социальные льготы работают на создание позитивной рабочей атмосферы и укрепление корпоративной культуры.
Итак, индивидуальный социальный пакет.
Система мотивации является важной составляющей обеспечения устойчивой работы компании. Эффективность управления персоналом напрямую зависит от реализации кадровой и социальной политики компании. Расходы на персонал должны рассматриваться как инструмент повышения производственно-экономической эффективности, а формирование и развитие индивидуального социального пакета и индивидуальной системы оплаты труда — как элемент системы мотивации.
Большая доля фактических затрат на исполнение обязательств по локальным нормативным актам, которые берет на себя компания, относятся к затратам сверх обязательных по законодательству. Как правило, в компании они несистематизированы. Подсчет расходов по этим социальным льготам проблематичен. Все отчетные цифры являются условными, и планирование денежных средств идет от достигнутого, с определенной индексацией (примерно в 10 %). Кому это удобно? Прежде всего — экономистам. Кому это неудобно? Руководителю компании, и, как правило, именно он является инициатором прояснений в предоставлении социальных льгот и гарантий, а также прозрачности в учете финансовых средств. Вследствие этого в компании решается вопрос о написании социальной политики, в связи с чем представляется возможным оптимизировать данный вид затрат. Оптимизация может проводиться разными методами, например, путем разработки индивидуального социального пакета, который очень популярен на сегодняшний день и позволяет обеспечить прозрачность движения затраченных денежных средств и наладить финансовый контроль по предоставляемым социальным льготам и гарантиям.
Оптимизация расходов на персонал предполагает введение новых, менее затратных форм мотивации, и здесь можно говорить о введении новой мотивационной системы, которая, в свою очередь, предполагает лучшую адресность поддержки персонала, полное исключение невостребованных работниками гарантий, компенсаций и льгот.
До сих пор не в каждой компании социальный пакет является инструментом привлечения, мотивации и удержания персонала, так как учет, контроль и анализ распределения социальных благ (и затрат на это) не предусматривает адресности и направленности на значимые категории персонала. Учет предоставляемых льгот осуществляется только в общем виде, определить то, какими именно социальными льготами и в каком объеме воспользовались различные категории работников, при существующей системе часто не представляется возможным. Т. е. система учета пока такова, что позволяет оценивать только общий объем средств, затрачиваемых на социальную поддержку персонала. При делении этой суммы на списочную численность персонала получаем средние затраты на 1 человека. А средние затраты в расчете на 1 человека не говорят о том, кто именно, в каком объеме и какими видами социальной поддержки воспользовался. Это все равно что средняя температура по больнице. Так как востребованность существующих социальных благ всеми работниками в равных долях не подтверждается проведенными исследованиями, то можно сделать вывод, что введение индивидуального социального пакета позволит воспользоваться работникам максимальным количеством из положенных социальных благ.
Вспомним пример про капризную невесту.
До реализации программ — мне ничего не нужно, ну разве что кусочек заплесневелого хлеба, в первый год после — какое хорошее у нас руководство, как заботится о компании, столько всего нового и так неожиданно, а потом — вы мне должны, почему не даете? У вас проблемы, снизились обороты, упала прибыль? А мне то что до этого? Вы мне должны!
Так вот, основная задача социальной политики и мотиваторов — сделать так, как было до свадьбы или максимум в первый год. Если налицо эффект длительной семейной жизни с нелюбимым мужем — то это плохая работа подразделения. Извините, если кого обидела. И выясняется это элементарным опросом или анкетированием.
Социальные программы для предприятия — это экономия денежных средств. Поднимая заработную плату работникам, вы должны быть готовыми к тому, что через три месяца вам опять скажут, что вы мало платите, и опять попросят поднять заработную плату. Правильно разработанные и внедренные социальные программы позволяют экономить фонд оплаты труда.
Социальные программы при грамотном грейдировании негласно определяют уровень работника в компании и показывают уровень должности. Уровень занимаемой позиции определяется не только заработной платой и громким названием, но и теми благами, которые положены работнику.
Методом влияния на работников в этом цикле статей избран индивидуальный социальный пакет, базирующийся не только на постоянных составляющих социального пакета, но и на системе грейдов, когда в зависимости от профессии, занимаемой должности и опыта работы в компании определяется лимит суммы, в рамках которой человек может выбирать компенсируемые работодателем социальные гарантии.
Данная форма предоставления социальных льгот позволяет повысить адресность социального пакета и оптимизировать социальные расходы. Используя ее, компания достигает поставленных задач по заинтересованности работников в повышении производительности труда. Каждый работник тогда точно знает, сколько «стоит» его социальный пакет. После внедрения новой формы социальной поддержки, предоставление социальных гарантий становится более прозрачным как для работника, так и для работодателя.
Практическая реализация комплекса мер по совершенствованию социальной политики позволяет в перспективе обеспечить повышение эффективности управления персоналом, удовлетворить количественную и качественную потребность компании в нем, дает значительный социальный эффект и способствует повышению качества предоставления услуг.
Структура построения индивидуального социального пакета
ИСП — индивидуальный социальный пакет;
ПЧ — переменная часть;
УПЧ — условно переменная часть;
БЛ — базовые льготы;
Х — минимальные льготы;
ДР — должность работника или коэффициент значения уровня должности для компании;
T — стаж работника.
Индивидуальный социальный пакет состоит из постоянной и переменной частей, а рассчитывается по формуле:
ИСП = ПЧ + УПЧ = (БЛ + Х) + ДР*Т.
Постоянная часть регламентируется локальными нормативными актами компании, коллективным договором и самой социальной политикой. Это то, что доступно всем и каждому в минимальном объеме на любой должности — от уборщицы до генерального директора. Например — оплата проезда до работы или выдача талонов на питание в местной столовой.
Условно переменная часть регламентируется локальными актами компании, в которых отражается то, как работник (в зависимости от качества своей работы или занимаемой должности) сможет увеличить разнообразие и объем предоставляемых ему льгот.
Постоянная часть рассчитывается по формуле:
ПЧ = БЛ + Х, где:
БЛ (базовые льготы) — минимальные льготы, положенные всем работникам компании;
Х — минимальные льготы, положенные подразделению работника. Они пересматриваются один раз за квартал или полугодие, т. к. в зависимости от текущих целей и стратегии компании приоритеты ведущих ее подразделений могут варьироваться.
Условно переменная единица = ДР*Т, где:
ДР — должность работника или коэффициент значения (уровень) должности для компании;
T — время, которое работник отработал в компании.
Условно переменная единица в идеале подразумевает, что, например, заместитель генерального директора, проработавший в компании 10 лет, может получать тот же социальный пакет, что и сам генеральный директор. В методике оплаты труда (подробнее рассматривается в моей книге «Мотивация персонала») это называется надбавкой за выслугу лет или преданность компании.
Оптимизация социальных льгот
Расходы на социальное обеспечение можно разделить на две группы:
Руководитель любой компании, вне зависимости от ее размеров, целей и стратегии, заинтересован в том, чтобы не увеличивать затраты на персонал, а еще лучше — снижать их. Да, действительно, часто мы прикрываемся красивыми «заботливыми» фразами о работниках, но всегда сопоставляем в собственной голове возможные затраты и отдачу, которая, в свою очередь, измеряется прибылью, а иначе ради чего все это?? И начинаем принимать меры по увеличению прибыли. Как показывает практика, к моему глубокому сожалению, многие делают это столь примитивно и неумело, что это приводит их предприятия к:
А в итоге вместе с условными цифрами повышения прибыли компания получает общее недовольство коллектива, увеличение числа больничных, отпускных или просто просьб по оказанию материальной помощи.
«И что же делать?» — спросите вы.
Давайте рассмотрим вопрос об оптимизации социальных льгот и гарантий. Для этого определим несколько ее принципов:
В любой компании предоставление социальных услуг должно быть регламентированным и четко просчитанным. Не стоит путать с собесом. Четкость и прозрачность предоставления социальных льгот обеспечивают лояльность персонала к компании, в то время как размытость и несвоевременность вызывают у него кучу негативных эмоций — от простой досады до злости и недоверия.
Порядок оптимизации социальных льгот и гарантий: