социокультурные факторы здорового образа жизни это
Медицинские интернет-конференции
Языки
Социокультурные факторы здорового образа жизни в представлениях молодежи
Чернышков Д.В., Фадеев Д.А.
Социокультурные факторы здорового образа жизни в представлениях молодежи
Чернышков Д.В., Фадеев Д.А.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра физического воспитания
Мотивация здорового образа жизни детерминирована социокультурными факторами, связанными с формированием представлений о привлекательном внешнем виде и разнообразными аспектами жизни.
Социокультурные факторы здорового образа жизни в представлениях молодежи
Чернышков Д.В., Фадеев Д.А.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра физического воспитания
Мотивация здорового образа жизни детерминирована социокультурными факторами, связанными с формированием представлений о привлекательном внешнем виде и разнообразными аспектами жизни.
Для определения достаточно общих и устойчивых социокультурных параметров отношения к здоровому образу жизни было проведено фокус-групповое интервью с врачами-интернами и ординаторами (N=12) Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского.
Большинство участников фокус-группы поддержали мнение о том, что чтобы соответствовать стандартам современного молодого человека (девушки) необходимо заниматься спортом, фитнессом, правильно питаться. При обсуждении вопроса о том, посредством какой информации происходит интериоризация образцов здорового поведения и физической привлекательности лиц соблюдающих его, большинство указали на средства масс-медиа. Несколько человек высказали мнение о том, что образы масс-медиа не могут сравниться по силе влияния с воздействиями ближайшего окружения или референтной группы. На вопрос о том, насколько образ жизни самих участников фокус-группы соответствует на практике формуле «хорошая физическая форма – залог успешности в делах», мнения участников разделились. Девушки высказались в пользу того, что привлекательность – это генетически заложенная особенность и думать о здоровом образе жизни в молодости нет времени. Часть участниц обсуждения однозначно считают, что мода является важнейшим социкультурным фактором здорового образа жизни, так как акцентирует внимание на эталонах здорового человека, занимающегося спортом.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
В результате изучения главы студент должен:
знать факторы риска и их доли влияния на здоровье человека – образ жизни, генетика человека, внешняя среда, природно-климатические условия и здравоохранение; биосоциальные факторы (физическое развитие, физическая работоспособность); основные причины заболеваний;
уметь применять теоретические знания в повседневной жизни; избегать вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотических средств, злоупотребление лекарствами, неправильное питание, чрезмерный стресс);
владеть навыками применения психологических методов и всевозможных упражнений для развития выдержки и самообладания при устранении вредных привычек.
Социокультурные факторы здорового образа жизни
Социокультурные факторы здорового образа жизни – это интегральная качественная характеристика среды жизнедеятельности населения, основывающаяся на общественном здоровье как результате влияния экономического развития региона, экологического состояния, климатогеографических особенностей.
Приведенные в табл. 2.1 данные показывают, что наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни.
Таблица 2.1
Факторы риска и их доли влияния на здоровье человека
Факторы, влияющие на здоровье
фактора, %
Группы факторов риска
Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации
Генетика, биология человека
Предрасположенность к наследственным болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия
Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения
Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания
От него зависит почти половина всех случаев заболеваний. Второе место по влиянию на здоровье занимает состояние среды жизнедеятельности человека (не менее 1/3 заболеваний определяется неблагоприятными воздействиями окружающей среды). Наследственность обусловливает около 20% болезней.
При оценке здоровья населения учитывается фактор региональной особенности, который складывается из целого ряда элементов: климата, рельефа, степени антропогенных нагрузок, развития социально-экономических условий, плотности населения, промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий и т.п. Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояние здоровья.
Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей.
Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Природные элементы влияют своими физическими свойствами: гипобария, гипоксия; усиление ветрового режима, солнечной и ультрафиолетовой радиации; изменение ионизирующей радиации, электростатического напряжения воздуха и его ионизации; колебание электромагнитного и гравитационного полей; усиление жесткости климата с высотой и географическим положением, динамика осадков; частота и разнообразие стихийных явлений.
Природные геохимические факторы оказывают влияние на человека аномалиями качественного и количественного соотношения микроэлементов в почве, воде, воздухе, а следовательно, уменьшением разнообразия и аномалиями соотношений химических элементов в сельскохозяйственных продуктах местного производства. Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических очагов болезней животного и растительного мира, а также в появлении новых аллергенов естественно-природного происхождения.
Выбросы загрязняющих веществ, получаемые в процессе производственной деятельности, образование токсичных отходов производства и потребления, сброс загрязненных сточных вод в природные водоемы создают значительную антропогенную нагрузку на окружающую среду.
Отставание строительства канализационных очистных сооружений, низкий технологический уровень очистки сточных вод на действующих очистных сооружениях, неудовлетворительное содержание берегов приводят к интенсивному бактериологическому и химическому их загрязнению. В результате продолжает ухудшаться качество воды из поверхностных источников водоснабжения (реки и озера). Преобладающими загрязнителями водных объектов являются фенолы, нефтепродукты, железо общее, легкоокисляемые органические вещества. В результате до 40% водоисточников не отвечают нормативным показателям.
Характеризуя влияние примесей (элементов) различной физико-химической природы в организме человека, можно констатировать следующий факт этого воздействия:
Больше всего в организме человека накапливаются: кадмий, хром – в почках; медь – в желудочно-кишечном тракте; ртуть – в ЦНС; цинк – в желудке, двигательном аппарате; мышьяк – в почках, печени, легких, сердечно-сосудистой системе; селен – в кишечнике, печени, почках; бериллий – в органах кроветворения, нервной системе. Избыток солей кальция в воде приводит к нарушению обменных процессов в организме, атеросклерозу, мочекаменной болезни; фтора – эндемическому флюорозу, при котором поражаются печень, почки и ЦНС.
Нитраты, попадая в организм человека, под влиянием микрофлоры кишечника образуют нитриты, которые, в свою очередь, приводят к образованию в крови метгемоглобина, в результате чего снижается снабжение тканей кислородом. Нитриты и нитраты в организме человека могут трансформироваться в канцерогенные нитрозоамины.
В результате хлорирования питьевой воды образуются вещества (их около сорока), известные высокой биологической активностью, оказывающие канцерогенное действие на организм человека и являющиеся причиной обменных, аллергических, ревматических и других заболеваний. Среди наиболее распространенных заболеваний можно назвать эндемический зоб, вызванный низким содержанием йода; кариес – следствие низкого содержания фтора; железодефицитные анемии – низкое содержание железа и меди. Особо негативное влияние на организм человека оказывает низкое содержание в питьевой воде кальция и магния.
Загрязнение атмосферного воздуха – ведущий фактор окружающей среды, оказывающий негативное влияние на здоровье населения Российской Федерации. В структуре заболеваемости населения преобладают болезни органов дыхания.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
В результате изучения главы студент должен: знать факторы риска и их доли влияния на здоровье человека — образ жизни, генетика человека, внешняя среда, природно-климатические условия и здравоохранение; биосоциальные факторы (физическое развитие, физическая работоспособность); основные причины заболеваний;
уметь применять теоретические знания в повседневной жизни; избегать вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотических средств, злоупотребление лекарствами, неправильное питание, чрезмерный стресс);
владеть навыками применения психологических методов и всевозможных упражнений для развития выдержки и самообладания при устранении вредных привычек.
Социокультурные факторы здорового образа жизни
Социокультурные факторы здорового образа жизни —
это интегральная качественная характеристика среды жизнедеятельности населения, основывающаяся на общественном здоровье как результате влияния экономического развития региона, экологического состояния, климатогеографических особенностей.
Человек в течение всей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды — от экологических до социальных. Помимо индивидуальных биологических особенностей все они непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и в конечном итоге на продолжительность жизни. Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика и биология человека, внешняя среда и здравоохранение (Л. В. Михайлова, Н. Г. Лету- нова).
Приведенные в табл. 2.1 данные показывают, что наибольшее влияние па состояние здоровья оказывает образ жизни.
Факторы риска и их доли влияния на здоровье человека
Факторы, влияющие на здоровье
Группы факторов риска
Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации
Генетика, биология человека
Предрасположенность к наследственным болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия
Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения
Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность се оказания
От него зависит почти половина всех случаев заболеваний. Второе место по влиянию на здоровье занимает состояние среды жизнедеятельности человека (не менее 1/3 заболеваний определяется неблагоприятными воздействиями окружающей среды). Наследственность обусловливает около 20% болезней.
При оценке здоровья населения учитывается фактор региональной особенности, который складывается из целого ряда элементов: климата, рельефа, степени антропогенных нагрузок, развития социально-экономических условий, плотности населения, промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий и т.п. Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояние здоровья.
Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей.
Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Природные элементы влияют своими физическими свойствами: гинобария, гипоксия; усиление ветрового режима, солнечной и ультрафиолетовой радиации; изменение ионизирующей радиации, электростатического напряжения воздуха и его ионизации; колебание электромагнитного и гравитационного полей; усиление жесткости климата с высотой и географическим положением, динамика осадков; частота и разнообразие стихийных явлений.
Природные геохимические факторы оказывают влияние на человека аномалиями качественного и количественного соотношения микроэлементов в почве, воде, воздухе, а следовательно, уменьшением разнообразия и аномалиями соотношений химических элементов в сельскохозяйственных продуктах местного производства. Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических очагов болезней животного и растительного мира, а также в появлении новых аллергенов естественно-природного происхождения.
Выбросы загрязняющих веществ, получаемые в процессе производственной деятельности, образование токсичных отходов производства и потребления, сброс загрязненных сточных вод в природные водоемы создают значительную антропогенную нагрузку на окружающую среду.
Отставание строительства канализационных очистных сооружений, низкий технологический уровень очистки сточных вод на действующих очистных сооружениях, неудовлетворительное содержание берегов приводят к интенсивному бактериологическому и химическому их загрязнению. В результате продолжает ухудшаться качество воды из поверхностных источников водоснабжения (реки и озера). Преобладающими загрязнителями водных объектов являются фенолы, нефтепродукты, железо общее, легкоокисляемые органические вещества. В результате до 40% водоисточников не отвечают нормативным показателям.
Характеризуя влияние примесей (элементов) различной физико-химической природы в организме человека, можно констатировать следующий факт этого воздействия:
Больше всего в организме человека накапливаются: кадмий, хром — в почках; медь — в желудочно-кишечном тракте; ртуть — в ЦНС; цинк — в желудке, двигательном аппарате; мышьяк — в почках, печени, легких, сердечно-сосудистой системе; селен — в кишечнике, печени, почках; бериллий — в органах кроветворения, нервной системе. Избыток солей кальция в воде приводит к нарушению обменных процессов в организме, атеросклерозу, мочекаменной болезни; фтора — эндемическому флюорозу, при котором поражаются печень, почки и ЦНС.
Нитраты, попадая в организм человека, под влиянием микрофлоры кишечника образуют нитриты, которые, в свою очередь, приводят к образованию в крови метгемоглобина, в результате чего снижается снабжение тканей кислородом. Нитриты и нитраты в организме человека могут трансформироваться в канцерогенные нитрозоамины.
Загрязнение атмосферного воздуха — ведущий фактор окружающей среды, оказывающий негативное влияние на здоровье населения Российской Федерации. В структуре заболеваемости населения преобладают болезни органов дыхания.
Здоровый образа жизни как социокультурные компетенции
Почему же о здоровом образе жизни говорится все с большим напором и осознанием важности проблемы? Здесь можно выделить несколько основных факторов, повлиявших на неблагоприятное изменение здоровья современного человека. Изменение двигательной активности человека. Теперь для обеспечения себя и своей. Компонентами социокультурной компетенции здорового образа жизни являются: ценностно-ориентировочный, который состоит из знаний об общечеловеческих ценностях, нравственных и моральных нормах поведения, умений применять культурные нормы и традиции в поведении, опыта овладения навыками толерантного поведения, ответственности; информационно-когнитивный, состоящий из знаний основ поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, умений применять средства информационных технологий в стандартных и нестандартных ситуациях, опыта овладения навыками поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, рефлективности и креативности; коммуникативно-деятельностный, представленный знаниями основ продуктивного взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, умениями организовать взаимодействие с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, опытом овладения вербальными и невербальными способами взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, эмпатией и инициативностью.
Просмотр содержимого документа
«Здоровый образа жизни как социокультурные компетенции»
Город Нижнекамск, МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» имени И.Х. Садыкова НМР РТ»
Здоровый образа жизни как социокультурные компетенции
Почему же о здоровом образе жизни говорится все с большим напором и осознанием важности проблемы? Здесь можно выделить несколько основных факторов, повлиявших на неблагоприятное изменение здоровья современного человека. Изменение двигательной активности человека. Теперь для обеспечения себя и своей семьи всем необходимым вовсе не обязательно активно двигаться, как это было еще столетие назад.
Офисная работа, компьютерные технологии, автоматизация производства, передвижение на автомобиле существенно снижают потребность человека в движении. Техногенные и экологические аспекты современной жизни. Политические и военные нюансы общественной жизни. Особенности психологического статуса современного человека.
Интересные данные приводит ВОЗ относительно злоупотребления алкоголем: заболевания и травмы, связанные с употреблением алкоголя, ежегодно уносят жизни около 2,5 млн. человек – это больше общего количества погибших в вооруженных конфликтах и умерших от СПИДа и туберкулеза.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье [10, 158].
Овладевая компетенциями здорового образа жизни и реализуя их в повседневной действительности, человек реализует свою умственную, эмоциональную и физическую энергию, тем самым, организуя здоровую «среду обитания» и существенно продлевает свою жизнь.
Компетенция, согласно определения Ю.В. Фролова, Д.А. Махотина – это открытая система, прежде всего процедурных и ценностно-смысловых знаний, включающая взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции.
Для понимания сущностной характеристики компетенций являются значимым интересы личности к укреплению своего здоровья, актуализация желаний и стремлений к активной жизненной позиции, идентификация личности пожилого человека с Я- реальным, Я- достигнутым, Я- перспективным [14].
Социокультурные компетенции предполагают умения:
— владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
— уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
— определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
— владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
— осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
— владеть эффективными способами организации свободного времени;
— иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
— действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
— владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Термин «социальный» понимается как «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе» [13, 452]. В обыденном сознании принято считать, что социально некомпетентный человек – это тот, кто не адаптировался к требованиям социального этикета, не соблюдает общепринятых норм и правил.
Наиболее значимой в этом вопросе является позиция Н.Г. Муравьевой: «Социокультурная компетенция – это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [9, 141].
Обратим внимание на структуру социокультурной компетенции, рассматриваемую многими исследователями как сложное образование в единстве четырех компонентов:
а) когнитивный (знание содержания компетенции);
б) мотивационный (готовность к проявлению компетенции);
в) ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетенции и
объекту его приложения);
г) поведенческий (опыт проявления компетенции) [5].
Анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция» позволяет говорить о том, что в основе данной компетенции лежат следующие моменты:
— умение выделять общее и культурно специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций,
— готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом возможной культурной интерференции со стороны слушателей, предвосхищая причины возможного недопонимания и снимая их за счет выбора адекватных средств речевого взаимодействия. К таким средствам можно отнести использование не просто перевода, а антонимичного перевода/перевода-толкования; сравнения и противопоставления культурных реалий/фактов/единиц информации, поиск оригинальных и понятийных метафор, создание ярких образов и т.д.
— признание права на существование разных культурных моделей, а значит, и формируемых на их основе представлений, норм жизни, верований и т.д.
— готовность конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.
Исследователи отмечают, что в каждом возрастном периоде формируются особенные компетенции. В дошкольном детстве – личностные и коммуникативные; в школьный период – общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь. Мы принимаем во внимание позицию И.Е. Шишовой в той части, что компетенции формируется на основе имеющегося опыта. При этом формирование компонентов компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода [15, 28].
Принимая во внимание позицию И.Е. Шишовой в той части, что компетенции формируется на основе имеющегося опыта, при этом формирование компонентов компетенции зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода [15, 32].
Соответственно, для выявления особенностей социокультурной компетенции здорового образа жизни нужно учитывать возрастные особенности:
— самоопределение личности (создание идеала семьи, общества, профессии);
— активность мышления (направленность на логическое упорядочивание, систематизацию, обобщение, поиск необходимой информации);
— избирательное отношение к учебным предметам за счет потребности в значимых для жизненного успеха знаниях;
— формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Исходя из вышеизложенного, социокультурная компетенция здорового образа жизни – это интегративная характеристика, проявляющаяся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности старшеклассников, которая обеспечивает их эффективную социализацию в поликультурной среде.
Здоровый образ жизни определяют, как типичные для данной общественно – экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптационные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия. Кроме того, тот или иной способ жизнедеятельности может быть охарактеризован как здоровый только в том случае, если социальное и биологическое в целостной истории человека взаимно уравновешивают и дополняют друг друга. Ценностно-ориентационный компонент обладает эмоционально-ценностной направленностью, поскольку присвоение продуктов культуры предполагает их эмоциональное восприятие и ценностное отношение к ним.
Подводя итог, можно сказать, что компонентами социокультурной компетенции здорового образа жизни являются: ценностно-ориентировочный, который состоит из знаний об общечеловеческих ценностях, нравственных и моральных нормах поведения, умений применять культурные нормы и традиции в поведении, опыта овладения навыками толерантного поведения, ответственности; информационно-когнитивный, состоящий из знаний основ поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, умений применять средства информационных технологий в стандартных и нестандартных ситуациях, опыта овладения навыками поиска, анализа, отбора, обработки и передачи информации, рефлективности и креативности; коммуникативно-деятельностный, представленный знаниями основ продуктивного взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, умениями организовать взаимодействие с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, опытом овладения вербальными и невербальными способами взаимодействия с участниками социальной микро-, мезо-, макросреды, эмпатией и инициативностью.
1. Белоцерковец, Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения – Карачаевск, 2002. – 229 c.
2. Бондарев, П. Б. Развитие социальной компетентности учащихся различной этнической принадлежности в условиях реализации образовательной модели поликультурной школы /Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – 17-18 с.
3. Гордеева, Н.Н. Организация индивидуальной учебно-познавательной деятельности – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 374 с.
6. Иванова, Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа [Текст] / Н.Л. Иванова // Психологический журнал. № 1 – 2004. – 52-60 с.
7. Каримова, Л. Ш. Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов – Самара, 2011. – 207 с.
8. Лымарь, Н. А. Процесс формирования социальных компетенций учащихся в образовательных учреждениях адаптивного типа – Москва, 2004. – 190 с.
9. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике /Вестник тюменского государственного университета. – 2011. – №9. –141 с.
10. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни – М.: Сфера, 2012 – 153 с.
12. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях[Текст] / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб: Речь, 2007. – 256 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2003. – 452 с.
14. Цодикова, Д. С. Ключевые компетенции менеджера ХХ века./Практический курс. [Электронный ресурс] – http:/www.buk.irk.ru/chairs/management/programs /zodikova.htm
15. Шишова, И. Е. Мониторинг развития социальной компетенции учащихся – Москва, 1999. – 28 с.