Полное собрание законов российской империи о чем
Полное собрание законов Российской империи
Выполняя волю державного руководителя, М.М. Сперанский выработал следующие задачи выполнения первого этапа общего плана. Полное собрание законов необходимо (1) для уяснения истинного смысла узаконений, помещаемых в Свод, (2) для работ законодательных по дополнению законов (восполнению обнаружившихся пробелов), (3) для научных целей (познание истории России, ее учреждение и права), (4) собрание должно послужить базой для дальнейшей работы.
В основу составления Собрания, как мы уже говорили, был положен хронологический метод. Вместе с тем, и это отмечалось в литературе, Собрание не в полной мере оправдывало свое название как Полного. В него не включались явно устаревшие акты, а также те, которые «в уважение особых исключительных обстоятельств признано было неудобным оглашать во всеобщее сведение». Такая обтекаемая формулировка указывала на политические мотивы, за которыми скрывались события прошедших времен, по тем или иным причинам считавшиеся секретными (хотя во многом это был секрет Полишинеля). Например, в первое издание ПСЗРИ не вошли 5115 узаконений, датируемых периодом с 1725 по 1741 г., среди них: Форма присяги от 21 февраля 1730 г., которой Анна Иоанновна отрекалась от самодержавной власти в пользу ВТС, Манифесты от 5 и 17 октября 1740 г., Указы от 17 октября 1740 до 25 ноября 1741 г., охватывавшие царствование несчастного Иоанна VI Антоновича и регентство Анны Леопольдовны, Манифест от 6 июля 1762 г. о воцарении Екатерины II. В Собрание не включались также акты, регулировавшие внутренний распорядок правительственных учреждений; не было отражено в нем и местное право, те акты, которыми определялся статус отдельных местностей Империи: Царства Польского, Великого княжества Финляндского и др.
Для третьего издания Собрания законов устанавливались следующие правила: 1) внесению подлежат обнародованные соответствующим образом узаконения как по гражданской, так и по военной сфере управления; 2) секретные акты публикуются только с Высочайшего разрешения в силу настоятельной государственной необходимости; 3) «Узаконения и Высочайшие повеления помещаются в полном собрании законов в порядке хронологическом, соответствующем времени их утверждения, с указанием нумерации издаваемого Правительствующим Сенатом Собрания узаконений и распоряжений правительства»; 4) не подлежат обнародованию в ПСЗРИ уставы акционерных обществ и акты министерств и ведомств. Особенностью третьего издания Полного собрания было то, что в него могли теперь помещаться мотивы законодателя. Последний, 33-й том третьего издания ПСЗРИ вышел в 1916 г. и охватывал материал за 1913 г.
Надо заметить, что система Полного собрания законов оказалась не совсем удачной для использования, в связи с чем Указом от 22 декабря 1862 г. (ПСЗРИ. 2-е изд. Т. XXXVII. N 39070) велено было начать издание хронологического собрания узаконений и распоряжений правительства. Со временем официальные издания текущего законодательства только умножаются, в добавление к прежним появляются новые. Важно при этом иметь в виду, что многие министерства и ведомства Российской империи имели собственные официозы в виде газет или журналов, в которых также помещались важные нормативные акты.
Полное собрание законов Российской империи
Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), наиболее полный сборник законодательных актов, расположенных в хронологическом порядке, по номерам утверждения каждого акта царём. Кодификация законов в России началась во 2-й четверти XIX в. и связана с попытками царизма в условиях кризиса феодально-крепостнического строя и усиления буржуазных отношений укрепить государственный и общественный строй России. Составлением и изданием ПСЗ занимались 2-е отделение собственной его императорского величества канцелярии (1826-1882), Кодификационный отдел Государственного совета (1882-1893) и Отделение свода законов Государственной канцелярии (1893-1917).
ПСЗ включало все разновидности законодательных актов дореволюционной России: манифесты, «учреждения», положения, уложения, уставы, рескрипты, «высочайше утвержденные» мнения Государственного совета, журналы Комитета и Совета министров, именные указы и пр. Не включались акты церковного управления (предполагалось издание отдельного «Собрания узаконений» церковного ведомства), а также законодательные акты, касавшиеся императорского двора и придворного ведомства вообще (из-за нежелания огласки). В дореволюционной России было 3 издания ПСЗ.
3-е издание ПСЗ выпускалось ежегодно до 1916 и охватывало период с 1 марта 1881 до конца 1913. Состояло из 33 тт. (по 2 «отделения» в каждом томе) и включало более 40 тыс. законодательных актов. Не имело общих указателей (кроме хронологического и алфавитно-предметного указателей во 2-м «отделении» каждого тома).
Издание ПСЗ прекратилось с падением самодержавия, однако большинство помещенных в них актов действовало вплоть до Октябрьской революции 1917.
Лит.: Корево Н., Об изданиях законов Российской империи, 1830-1899, СПБ, 1900; его же, то же, 1830-1906. Дополнение к изданному в 1900 г., СПБ, 1907; его же, то же, 1830-1911. Второе дополнение к изданному в 1900 г., СПБ, 1912; Майков П. М., Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии, СПБ, 1906; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.
Большая советская энциклопедия. Н. П. Ерошкин.
© Российская национальная библиотека, 2007-2019
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
(ПСЗ), официальный и наиболее полный сборник законодательных актов Русского государства и Российской империи за 1649-1913 годы. Издавалось Вторым отделением Собственной Е.И.В. канцелярии (1830-1882), Кодификационным отделом при Государственном совете (1882-1893), Отделением Свода законов Государственной канцелярии (1893-1916). Состоит из трёх собраний. Представляет собой хронологическую инкорпорацию разнообразного законодательного и иного материала: именных указов, Высочайших повелений, манифестов, рескриптов; «учреждений», положений, уложений, уставов; Высочайше утверждённых «журналов» (постановлений) Комитета министров и Совета министров, а также мнений Государственного совета, положений Военного совета; Высочайше утверждённых законов, одобренных Государственной думой и Государственным советом; международных соглашений и прочее. В ПСЗ не включались акты по церковному управлению (однако вошли постановления о религиозно-нравственной жизни мирян), императорскому двору и придворному ведомству. Каждое собрание имеет отдельную нумерацию законодательных актов.
Подготовка к изданию 1-го и 2-го собраний законов начата по распоряжению императора Николая I, который видел одну из главных задач своего царствования в систематизации отечественного законодательства. Он признал неудовлетворительной работу Комиссии составления законов, созданной для кодификации законодательства, в 1826 году упразднил её и образовал Второе отделение Собственной Е.И. В. канцелярии. Фактическим руководителем работ по подготовке ПСЗ стал М.М. Сперанский. Для выявления законодательных актов проведены изыскания в архивах ряда центральных государственных учреждений и составлены реестры узаконений (эта работа ранее частично была выполнена Комиссией составления законов), по ним из около 3,6 тысяч ведомственных сборников собраны сами узаконения и проведена их проверка по подлинникам законодательных актов, которая выявила, что многие из них имели двойные заглавия и даты, некоторые являлись фрагментами различных актов или же не носили законодательного характера и не подлежали изданию.
Третье собрание (33 тома) выпускалось ежегодно в 1885-1916 годы, включает 40846 законодательных актов с 1(13).3.1881 года (дня восшествия на престол императора Александра III) до конца 1913 года. По структуре аналогично 2-му собранию, но общие указатели к собранию не были подготовлены. Подготовка ПСЗ прекратилась после Февральской революции 1917 года.
Цифровая копия всех трёх полных собраний законов Российской империи доступна на сайте РНБ.