Полиция не принимает заявление о мошенничестве что делать
Нарвался на мошенника, а полиция ничего не делает
У детской коляски сломалась деталь. Я попробовал поискать ее в авторизованных сервис-центрах. Оказалось, что необходимо покупать целый блок, который стоит дороже, чем новая коляска. Поэтому я решил посмотреть запчасть по сообществам во «Вконтакте», разместил объявление с фото в нескольких группах. Где-то получил отказ, где-то не ответили.
Спустя некоторое время я получил посылку, но приехало совершенно не то, чего я ожидал. Я написал об этом — получил ответ, что склад что-то напутал и деталь смогут заменить. Ту, что получил я, надо было отправить обратно за мой счет. Я это сделал.
После этого я стал публиковать посты в группах по ремонту колясок, что есть вот такой мошенник. Мне ответили в личные сообщения несколько человек — оказалось, что в такую же ситуацию попало достаточно много людей.
Также со мной связался владелец одного из сообществ, который рассказал, что эта женщина из Перми, что она давно промышляет таким образом, но никто с ней ничего не делает. Он даже назвал имя мошенницы. При этом со мной вроде бы общался мужчина, а запчасть обратно я отправил в Ижевск.
Через сайт МВД я написал обращение, но прошло уже почти два месяца, а реакции никакой.
Я понимаю, что совершил много ошибок и сам виноват, что потерял деньги. Но может, вы что-то посоветуете в такой ситуации?
Валерий, ваши намерения привлечь нерадивого продавца к ответственности справедливы и обоснованны. Вы согласовали с ним покупку конкретной вещи по конкретной цене и вправе рассчитывать получить именно то, о чем договаривались. Вас обманули, и это похоже на мошенничество.
По факту правоохранительные органы не торопятся возбуждать такие уголовные дела: по их мнению, тяжесть совершенного преступления не соответствует усилиям, которые нужны, чтобы найти виновного и привлечь его к уголовной ответственности. Поэтому распространена практика формальных отказов в возбуждении уголовных дел о мошенничестве. Аргументы такие: заявитель и потенциальный обвиняемый находятся в гражданско-правовых отношениях, что юридически переключает способ защиты прав с уголовно-правового на гражданско-правовой.
Другими словами, сотрудник полиции может не возбуждать уголовное дело, потому что не усматривает признаков преступления. А между вами и обвиняемым, по его мнению, сложились гражданско-правовые отношения, которые вы можете урегулировать самостоятельно через суд. Расскажу, что можно сделать, чтобы повлиять на сотрудников полиции.
Что произошло
Точно квалифицировать ситуацию, в которую вы попали, должны правоохранительные органы. По описанию это похоже на мошенничество. Наказание за него зависит от размера причиненного вреда.
В вашем случае продавец решил манипулировать тем, что правоохранительные органы стараются не вмешиваться в отношения между гражданами, если их можно урегулировать в суде или до него. Для подстраховки мошенник все-таки выслал вам запчасть от коляски, пусть и не ту, о которой вы договаривались. Этим он создал иллюзию, что исполнил свои обязательства, а значит, обмана якобы нет. Из-за этого доказать преступный умысел продавца на хищение ваших денег будет непросто.
Полиция не хочет или не может ловить мошенников? О чем говорит статистика
На сегодняшний день мошенничество в нашей стране набрало такие обороты, что даже кажется, что хуже уже быть и не может. Но. пока государство никак не реагирует на эту проблему, ситуация будет только усугубляться.
По данным МВД РФ ущерб от действия мошенников в 2018 году составил более 45 млрд рублей.
Официальная статистика
Сумма просто феноменальная. Каждое пятое сообщение о преступлении, зарегистрированное в МВД РФ, – это сообщение о мошенничестве. И это официальная статистика, которая всегда слегка «лукавит». Кроме того, стоит учитывать и то обстоятельство, что многие потерпевшие от действий мошенников по разным причинам просто не обращаются с заявлениями в компетентные органы. Что уж там говорить, если даже крупные отечественные банки, став жертвами мошенников, пытаются скрыть этот факт, чтобы не испортить свою репутацию у клиентов. Соответственно, эти преступления статистикой не охвачены, а их далеко не единицы.
Дальше ещё интереснее: процент, раскрытых преступлений о мошенничестве составляет 25%. Но «раскрытых», не означает «направленных в суд». Таких же уголовных дел уже 20% от всех уголовных дел о мошенничестве.
То есть, только каждое 4-е уголовное дело о мошенничестве раскрывается, а до суда доходит лишь каждое 5-е. Остальные же уголовные дела приостанавливаются в связи с неустановленнием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Здесь опять-таки важно помнить, что официальная статистика далеко не всегда объективна и чаще всего специально завышается.
Не всегда возбуждаются уголовные дела
Также стоит учитывать, что полицейские возбуждают уголовные дела, мягко говоря, не по всем заявлениям о мошенничестве. Такой статистики я, к сожалению, не нашёл, но думаю, что она куда более удручающая, чем вышеприведенная. Хорошо, если хоть из каждого 10-го заявления по факту мошенничества возбуждается хоть одно уголовное дело.
Дело в том, что сотрудникам полиции намного легче и удобнее «загнать в отказной» заявление о мошенничестве, чем, возбудив уголовное дело, получать взыскания в связи с тем, что оно остаётся нераскрытым.
В итоге получаем, что полицейские не хотят работать, когда речь заходит о преступлениях, связанных с мошенничеством.
Почему так происходит?
На самом деле все очень банально: низкая квалификация правоохранителей в области пресечения и расследования преступлений о мошенничестве. Главная проблема заключается в том, что руководство МВД РФ продолжает «закрывать глаза» на мошенничество в нашей стране.
Сотрудников полиции не направляют на курсы повышения квалификации по расследованию данной категории преступлений, методики расследования данных уголовных дел также бесконечно устарели, а новых никто не разрабатывает и не внедряет. На выходе получается, что заявлениями о мошенничестве полицейские не хотят заниматься, так как просто не умеют их расследовать, поскольку не обладают достаточной квалификацией.
Спасти и изменить ситуацию с мошенниками могло бы создание отдельного подразделения в составе МВД РФ по борьбе с мошенничеством.
Действительно, сейчас в составе МВД РФ существует подразделение БЭПиПК, которое фактически и занимается расследованием данных преступлений, но дело в том, что помимо преступлений о мошенничестве, данное подразделение занимается также всеми экономическими и коррупционными преступлениями. В итоге получаем, что из-за большого объёма работы полицейские занимаются расследованием только тех преступлений, по которым «уже набита рука» и есть действующие и качественные методики расследования. На преступления о мошенничестве просто элементарно уже не остаётся ни сил, ни желания.
Конечно, МВД РФ возбуждает и расследует дела о мошенничестве. Но это те дела, где ущерб, причинённый преступлением, исчисляется как минимум сотнями тысяч и миллионами рублей. Данные уголовные дела, как правило, имеют повышенный общественный резонанс, в связи с чем вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – означает лишиться карьеры. Да и возбудив такие уголовные дела, раскрыть их получается далеко не всегда (статистика уже приведена выше).
Интернет-мошенничество
Преступлениями в интернете полиция и вовсе старается не заниматься, ссылаясь на то, что нет возможности установить злоумышленников и регулярно отказывая в возбуждении уголовных дел.
Это чистой воды отговорки. В наше время МВД РФ располагает всеми необходимыми техническими ресурсами для того, чтобы установить личности и доказать причастность интернет-мошенников к совершенным ими преступлениям в сети. Проблема в том, что многие полицейские «на земле» даже не представляют, какими возможностями обладает их ведомство в борьбе с преступлениями в интернете. Существует даже целое обособленное подразделение в составе МВД РФ по борьбе с киберпреступностью – отдел «К». Однако отдел «К» также идёт по пути меньшего сопротивления и в основном занимается привлечением к ответственности людей за «экстремистские посты», «лайки» в социальных сетях и за приобретение и продажу «шпионских ручек». Интернет-мошенники ими практически не разрабатываются.
Как же заставить полицию работать?
Только целенаправленная и консолидированная позиция потерпевших от интернет-мошенников может хоть как-то изменить ситуацию в этой сфере. Ждать помощи от государства в этом вопросе, к сожалению, не приходится.
В среднем ущерб от действий интернет-мошенников составляет около 10 тысяч рублей. Однако существуют целые форумы в интернете, где жертвы интернет-мошенников и просто бдительные граждане обмениваются информацией об известных им схемах мошенничества в сети. На этих форумах достаточно просто найти «товарищей по несчастью».
Очевидно, что мошенниками движет жажда легких денег и жадность, поэтому обманув одного человека в сети, они никогда не остановятся, поскольку убеждены в своей безнаказанности. Поэтому потерпевшим следует написать коллективное заявление в МВД РФ.
Полицейским гораздо проще вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, где один потерпевший. Если же потерпевших будут десятки или даже сотни, то не возбудить здесь уголовное дело будет крайне сложно. Плюс это несомненно вызовет большой общественный резонанс. Кроме того, данное уголовное дело с большой долей вероятности попадёт на особый контроль руководства ведомства, что не позволит следователям допускать волокиту по уголовному делу.
Целесообразно также продублировать данное заявление в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации, поскольку именно прокуроры осуществляют надзор за расследованием уголовных дел в нашей стране.
Что делать, если вы стали жертвой мошенников?
1) Постараться собрать как можно больше фактов, указывающих на то, что в отношении вас совершено преступление. Это могут быть скрины переписки в интернете, аудиозаписи телефонных переговоров, выписки со счёта, договоры, заключенные с мошенниками и т.п. Помните, что чем больше у вас будет доказательств, тем больше вероятность на успех в дальнейшем.
2) Обратиться с заявлением в полицию. Целесообразнее найти людей, которые так же, как и вы, стали жертвами мошенников по аналогичной схеме. После чего обратиться с коллективным заявлением в компетентные органы. Ни в коем случае не нужно замалчивать факт, того что вас обманули. Мошенники именно на это и рассчитывают. Таким образом, не обратившись с заявлением о совершённом в отношении вас преступлении, вы фактически способствуете деятельности преступников.
3) После обращения с заявлением в полицию внимательно следить за его «судьбой». Необходимо показать правоохранителям, что вы настроены решительно и не отступитесь, пока мошенники не понесут заслуженное наказание за содеянное.
4) Постараться предать вашему делу общественный резонанс. Этого можно добиться, в том числе размещая информацию о совершённом в отношении вас преступлении в интернете: в социальных сетях и на специализированных форумах. Также есть смысл обратиться в СМИ для освещения вашей проблемы. Кроме того, есть смысл написать министру внутренних дел Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации мотивированные письма с просьбой взять ход расследования преступления, совершенного в отношении вас, на личный контроль.
Никто, кроме граждан РФ, не сможет заставить полицию грамотно и качественно работать. Пока все молчат, смирившись с происходящем, ситуация с мошенничеством в России никак не изменится, а только усугубится.
Можно ли победить мошенничество в России?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Да, но нужно заставить полицию работать.
Да, но необходимо ужесточить наказание за мошенничество.
Да, нужно оставить все как есть, и мошенничество вымрет само.
Нет, потому что все уже смирились с этим.
Нет, мошенничество в России непобедимо.
Свой вариант (в комментариях)
Да, но нужно привлечь к борьбе с мошенничеством общественность.
Куда обращаться по факту мошенничества?
Если вы стали жертвой обмана, придется сообщить об этом правоохранительным органам. Некоторые считают, что необходимо обращаться в прокуратуру. Сотрудники прокуратуры могут принять заявление, но затем передадут его в полицию. Поэтому при совершении обмана лучше сразу обратиться в полицию для принятия срочных мер.
Уголовный кодекс РФ называет мошенничеством кражу чужого имущества при помощи лжи и втирания в доверие.
Пострадавшее от преступления лицо добровольно передает свое имущество злоумышленнику, поддавшись на хитрые уловки. Уголовно-наказуемым деянием считается также интернет-мошенничество.
Интернет-мошенники действует следующим образом:
Отправить заявление о преступлении можно следующими способами:
Анонимное заявление не является основанием для возбуждения уголовного дела.
Куда писать заявление о мошенничестве в полицию или прокуратуру?
При обнаружении обмана мы рекомендуем срочно писать заявление в территориальное отделение полиции. Если мошенничество произошло в интернете, обратитесь в управление «К» МВД России, которое занимается киберпреступлениями.
Учтите, что увеличить шанс поимки афериста вы можете только быстрой реакцией на происходящее. Не медлите, сообщайте о мошенничестве в полицию как можно скорее!
Как правильно составить заявление о мошенничестве?
Заявление о мошенничестве пишется в свободной форме, но оно должно содержать минимальный стандартный набор реквизитов:
В заявлении вы просите возбудить уголовное дело против гражданина такого-то, прислать вам письменный ответ в установленный законом срок.
Если мошенничество совершено в интернете, сообщите в заявлении:
Образец заявления в полицию при обмане со стороны физического лица
При обмане со стороны физического лица вы можете использовать образец заявления в полицию, доступный для скачивания и просмотра.
Заявление о преступлении рассматривается в течение 10 дней, по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Отрицательное решение можно обжалось, обратившись:
При обжаловании отказа в возбуждении уголовного дела следует указать причины несогласия с доводами полиции, приложить дополнительные доказательства, копии бумаг, подтверждающих факт мошенничества.
Наиболее эффективным является обжалование отказа в возбуждении уголовного дела в прокуратуру.
Если сумма причиненного мошенником ущерба кажется вам не столь значительной для обращения в полицию, мы рекомендуем все же заявить в правоохранительные органы. Возможно, ваша информация поможет найти преступника, которого давно ищут.
Как написать заявление в суд при обмане со стороны юридического лица?
Если вас обманул индивидуальный предприниматель или организация, нужно направить письменную претензию на юридический адрес компании или по месту регистрации ИП. Если заключен договор, необходимо потребовать его расторжения и возврата денег в полном объеме, а затем обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения и защите прав потребителей.
Такой иск не облагается госпошлиной.
По действующим правилам, в исковом заявлении о защите прав потребителей и взыскании неосновательного обогащения указывают:
Что такое отдел по борьбе с мошенничеством и как в него обратиться?
Если мошенничество произошло с помощью интернета, оно должно быть наказано. Степень наказания определяется размером ущерба от преступления, поэтому может повлечь для виновного лица штраф, арест, обязательные работы или лишение свободы. Отдел компьютерной информации или «отдел К» МВД занимается борьбой с интернет-мошенничеством. Если вы подаете заявление об интернет-мошенничестве в полицию, сотрудники сами направят ваше заявление в нужный отдел.
При выходе на злоумышленника будет возбуждено уголовное дело. Виновное лицо накажут штрафом, а пострадавшему выплатят компенсацию, размер которой установят в судебном порядке.
Как могут обмануть клиентов в интернет-магазине?
Сегодня удобно совершать покупки, не вставая с дивана. Но виртуальный шопинг имеет свои особенности: велик риск недобросовестной торговой деятельности. Способов обмана покупателей товаров в интернет-магазинах очень много:
Если товар не подошел по размеру или фасону, возврат или обмен покупки возможен в течение 7 дней. Если интернет-магазин внезапно закрылся, переехал на другой домен, телефон продавцов не отвечает, подобные действия могут быть квалифицированы как обман.
Чтобы наказать мошенника, его нужно найти. Если интернет-магазин не указывает свой ИНН, юридический адрес, его поиск будет затруднен. На квитанции могут быть указаны реквизиты организации, оформившей покупку: название, адрес и ИНН. По этим сведениям можно выяснить местоположение злоумышленника.
Что делать, если обманули пенсионера?
Доверчивых граждан часто ловят возле касс банков. Мошенник жалуется на то, что забыл дома карту или не смог ее оформить, отстал от поезда или иное, просит сделать перевод с вашего счета, а в награду предлагает ту же сумму наличными. Таким образом, вы можете помочь пострадавшему, а дома обнаружить, что купюры фальшивые.
В подобных ситуациях лучший выход – не общаться со «страждущими» лицами, злоупотребляющими доверием граждан. А если вас обманули, срочно звонить в полицию!
Чтобы защитить себя от мошенничества, необходимо внимательно относиться к просьбам чужих людей. Поддаваясь на уловки злоумышленников, доверчивые и добрые люди часто отдают деньги, ценности. Если незнакомые люди просятся в квартиру, предложите им предъявить документы, удостоверяющие их личности, попросите телефон руководства для уточнения их полномочий. Мошенники будут стремиться поскорее покинуть квартиру, если владелец активно выясняет их личности. Не отдавайте чужим людям свои ценные вещи и деньги даже на время.
Если вы попались на крючок мошенника, незамедлительно обращайтесь в территориальное отделение полиции с заявлением о преступлении любым удобным способом.
При быстром реагировании на происшествие у вас имеется шанс вернуть похищенное злоумышленником и наказать его по закону.
Важно знать, как правильно подать заявление в полицию, и как действовать, если заявление подано, а ответа на него нет.
Подавать заявления могут как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и лица без гражданства. Образец заявления в полицию прилагается
Сообщения принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления. Любой гражданин (и даже лицо без гражданства) может подать заявление лично, через своего представителя (в таком случае необходимо предоставить соответствующую доверенность), по почте, информационным системам общего пользования или любым другим видом связи.
Как писать заявление
В заявлении необходимо указать дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав фабулу. Обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба. Если причинен физический вред, нужно написать, от каких именно действий вы пострадали (кто, куда и каким предметом нанес удар), какие и где остались следы, обращались ли вы за медицинской помощью. Обязательно в заявлении должен быть указан адрес, телефон и другие сведения, как с вами связаться.
Заявление о совершенном или готовящемся преступлении (причем как устное, так и письменное) можно передать в дежурную часть оперативному дежурному ОВД или сотруднику полиции, даже если он находится вне служебного помещения.
Как правильно подать заявление?
Вся информация об адресе и справочном телефоне ОВД, порядке и сроках рассмотрения обращений, времени личного приема граждан руководством подразделения вывешена у дежурной части в здании ОВД. Кроме того, в доступном для граждан местах (при входе) установлен ящик для приема письменных обращений, причем выемка корреспонденции производится не реже двух раз в день. При подаче заявления гражданина предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (статья 306 УК).
Дежурный сотрудник полиции также регистрирует обращение в специальной Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП). Регистрационный номер, присвоенный обращению, должен совпадать с тем, который стоит на талоне-уведомлении о подаче заявления.
Получив талон и расписавшись в журнале, можно вздохнуть спокойно: заявление зарегистрировано.
Как должно быть зарегистрировано заявление в полицию
Оперативный дежурный, принявший заявление, должен выдать так называемый талон-уведомление, заполненный корешок от которого остается в дежурной части. Такие талоны сшиты в книжки и пронумерованы. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
Руководство ОВД принимает решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления.
По сообщению о преступлении принимается одно из следующих решений:
• о возбуждении уголовного дела;
• об отказе в возбуждении уголовного дела;
• о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения).
По сообщениям о иных происшествиях:
• о возбуждении дела об административном правонарушении;
• о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
• о передаче на рассмотрение по подведомственности;
• о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
• о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.
При этом материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальном журнале, и в течение 24 часов вместе с копией постановления об отказе направляются прокурору для проверки обоснованности и законности его вынесения.
Как в полиции рассматривают заявления от граждан
Проверка обращения не проводится, если оно признано анонимным, некорректным по содержанию или изложению, а также многократным, то есть содержащим вопрос, на который автору неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и в котором не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этих случаях автору направляется мотивированный ответ об оставлении его обращения без рассмотрения.
Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему полицейскому руководителю. Можно прийти на личный прием. Это первая инстанция, куда можно обратиться, если после подачи заявления ничего не происходит.
Начальник органа внутренних дел осуществляет ежедневный контроль и несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях.
Личный прием граждан, согласно законодательству, ведут все полицейские начальники, вплоть до министра внутренних дел и его заместителей.
В подразделениях системы МВД прием граждан другими сотрудниками осуществляется во все рабочие и в один из выходных дней недели, причем не менее двух раз в неделю— после 18 часов. Информация об этом расположена при входе в ОВД, также сотрудники должны ответить на любой вопрос, касающийся личного приема граждан, по телефонам дежурной части.
Если и после личного обращения к руководителю ОВД ничего не произошло, заявитель вправе обратиться в надзорный орган— прокуратуру.
Здесь все также, как при обращении в ОВД: необходимо оставить свои данные (иначе обращение может быть оставлено без ответа), избегать нецензурных и оскорбительных выражений, а также угроз в адрес кого бы то ни было. В течение трех дней обращение будет направлено исполнителю.
Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации оно будет переправлено в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. При этом автора обязаны уведомить о переадресации.
1. Заявления о преступлениях должны принимать в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления.
2. В заявлении укажите дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав фабулу. Обязательно укажите, какой вред причинен преступлением: что именно похищено или повреждено, в рублях оцените размер ущерба.
3. Убедиться в том, что заявление зарегистрировано правильно, помогут талон-уведомление и запись в специальном журнале.
4. Руководство ОВД обязано в течение семи дней принять решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления.
5. Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему полицейскому руководителю. Лучше всего прийти на личный прием.
6. На действия любого сотрудника полиции, включая руководителей, можно пожаловаться в специально для этого созданные подразделения собственной безопасности. Они есть при каждом ОВД.
7. Если и после личного обращения к руководителю ОВД, и после заявления в ДСБ ничего не произошло, стоит обратиться в надзорный орган— прокуратуру.
8. Любой ответ из официальных органов можно обжаловать в суд, в том числе отказы в возбуждении уголовного дела.
ТЕЛЕФОН, КОТОРОМУ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ
02, 8 (343) 358-71-61
Электронная почта доверия: mvd66_request@mvd.ru
Сайт: 66.mvd.ru
По телефону доверия вы можете сообщить:
о готовящихся или совершенных правонарушениях и преступлениях, а также иные сведения, способствующие предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений и правонарушений;
о нарушениях законности и не реагировании на обращения граждан со стороны сотрудников полиции;
о нарушении общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения избирательной кампании.