Политика в области охраны труда что это

Энциклопедия решений. Политика в области охраны труда

Политика в области охраны труда

В Политике по охране труда отражаются (п. 11 Типового положения):

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.

Перед определением Политики по охране труда работодатель обеспечивает предварительный анализ состояния охраны труда и ее обсуждение совместно с работниками и иными уполномоченными органами, а сама Политика должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя (п. 12, п. 13 Типового положения).

В связи с этим работодателю целесообразно издать отдельный приказ о введении в действие Политики организации в области охраны труда, организовать ознакомление всех работников с ее содержанием и разместить текст Политики в доступном для всех работников месте (доска объявлений, информационный уголок, уголок охраны труда и т.п.).

Помимо этого, Политика по охране труда является разделом положения о СУОТ в организации (п.п. «а» п. 8 Типового положения), поэтому ее основное содержание обязательно включается в данное положение.

Источник

Политика работодателя в области охраны труда

Политика работодателя в области охраны труда — это публичная декларация работодателя о намерениях выполнять обязанности по обеспечению государственных нормативных требований охраны труда (см. Приказ Минтруда 438н от 16.08.2016г.).

Политика работодателя в области охраны труда образец СКАЧАТЬ

Политика в области охраны труда что это

В политике в области охраны труда организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.

Например, декларируется цель о недопущении профзаболеваний. Для этого работодатель обязуется проводить консультации с работниками по охране труда, проводить оценку рисков на рабочих местах, обучать работников и проч. Ну а для достижения этих целей вместе с политикой по охране труда разрабатывается еще один документ: «План мероприятий по охране труда«, в котором четко указано, что и когда будет сделано.

Политика работодателя в области охраны труда является составной частью системы управления охраной труда (СУОТ), которую обязан обеспечить работодатель любой организации России согласно ст. 212 ТК РФ.

Политика должна быть оформлена в виде отдельного локального документа организации, либо являться одним из разделов СУОТ.

Политика в области охраны труда должна быть доступна для всех работников предприятия! Поэтому ее целесообразно оформить на 1- 2 страничках, и разместить на сайте организации, на стенде или уголке по охране труда.

Нормативные документы для разработки политики

— ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления ОТ. Общие требования.

— ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления ОТ в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.

— Статья 210 ТК РФ «Основные направления государственной политики в области охраны труда».

Этапы разработки политики в области охраны труда

Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:

1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.

На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.

Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.

2) Непосредственная концепция охраны труда

На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.

3) Цели

Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.

4) Достижение целей

В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.

Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.

Какие цели должны быть заявлены в политике?

Основные цели политики в области охраны труда, выполнение которых работодатель принимает на себя, могут быть:

Что должна обеспечивать политика работодателя в области охраны труда?

Подробно изучим положения приказа №438н, где указано, что политика по охране труда обеспечивает:

а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

Данный приоритет зафиксирован на законодательном уровне и является одним из фундаментальных принципов, на основе которого выстраивается вся система охраны труда в любой организации.

б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

Помимо того, что данный порядок зафиксирован на государственном уровне, следование данному принципу позволяет не только избежать штрафа, если рассматривать данный вопрос в плоскости соблюдения законодательства, но и является профилактикой развития профессиональных заболеваний и травматизма на рабочих местах.

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

Данный пункт подразумевает не только формальное соблюдение законодательства в сфере охраны труда, но и постоянное совершенствование процессов внутри организации, которое позволит сводить негативные ситуации на минимум или вообще исключит их возникновение.

г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

Индивидуальный подход всегда является преимущественным, и вопросы охраны труда не являются исключением. Чем больше факторов будет учтено, чем подробнее будет изучен тот или иной вопрос, тем более эффективное решение можно будет подобрать.

д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности системы управления ОТ;

Управление охраной труда постоянно совершенствуется, соответственно и совершенствуется политика работодателя в вопросах охраны труда. Достижение новых целей, изменения законодательства, смена сферы деятельности и многие другие факторы — все это влияет на охрану труда, и она должна учитывать все текущие изменения.

е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

Любая инициатива работодателя не будет эффективной без получения обратной связи от сотрудников, на условия труда которых, собственно, и направлена политика организации. Именно их предложения, отзывы, критика и прочие формы связи позволяют работодателю понимать, насколько хорошо и правильно реализуется политика организации в области охраны труда.

ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

В любой организации подход к охране труда не должен быть формальным “для галочки” или направленным лишь на исключение возможности получения штрафов. На первом месте должна быть самодисциплина сотрудников в вопросах охраны труда. Если подход работодателя будет формальным, то и отношение работников будет соответствующее. Если же работодатель будет действительно проводить качественную работу в части охраны труда, находиться в постоянном взаимодействии с сотрудниками в части данных вопросов, то они ощутят всю важность данного аспекта их работы и их отношение будет более ответственным.

з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.

Многие работники отвечают за целые этапы в работе организации, и порой для обеспечения полноценного контроля требуется привлечение дополнительных сил, в том числе в лице сотрудников, которые хорошо знакомы с этими этапами. Выстраивание системы контроля, обучения и так далее с правильным распределением обязанности более эффективно, чем работы по так называемым “шаблонам”.

Что должно отражаться в политике по охране труда?

В политике отражаются:

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования системы управления ОТ.

Все это выполняется благодаря контролю и качественному проведению мероприятий по охране труда работодателем. Однако реализует он это все не в одиночку, а посредством механизмов, которыми он располагает в рамках организации. Именно разработка политики является руководством по работе этими механизмами.

ВЫВОД:

Таким образом, политика в области охраны труда – это обязательный документ, в котором работодатель декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда. Ее правильная разработка и, самое главное, реализация позволяют достичь высоких результатов, показателем которых будет снижение негативных воздействий на работников в процессе их трудовой деятельности.

Источник

Политика в области охраны труда что это

С 01.03.2022 ст. 210 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

ТК РФ Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Ст. 210 ТК РФ. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Источник

Как составить положение об организации работы по охране труда

Организация безопасных условий работы — это одно из первоочередных обязательств предприятия по отношению к персоналу. Законодательство, в свою очередь, требует от работодателя надлежащего ведения соответствующей документации. Зафиксировать все, что необходимо в связи с обеспечением процесса охраны труда, призвано соответствующее положение.

Для чего необходимо

Главным предназначением, которое выполняет положение об организации работы по охране труда в организации (ОТ), является описание всех аспектов обеспечения безопасности жизни и здоровья сотрудников предприятия: организационного, правового, технического, социального, реабилитационного, профилактического. Таким образом, в локальном нормативном акте фиксируется:

Порядок утверждения

Обязанность по составлению и утверждению на предприятии правил по ОТ продиктована ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В Письме Минтруда от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняется, что организация вправе самостоятельно устанавливать, какие разделы и требования включать в документ в зависимости от специфики ее деятельности.

Следовательно, локальный нормативный акт, который утвердит образец положения по охране труда в организации на 2019 год, подписывает руководитель предприятия.

Что касается разработки документа, то ответственное за нее лицо назначается на усмотрение работодателя. Обычно эта обязанность закрепляется за специалистом по ОТ. Наиболее эффективной является коллегиальная схема разработки положения, задействующая представителей бухгалтерии, кадровой, юридической службы и, самое главное, представителей производственных подразделений. Это позволит учесть все возможные нюансы, в том числе производственного характера, и минимизировать вероятность замечаний от различных контролирующих органов.

Типовое положение

При разработке документа по ОТ рекомендуется придерживаться структуры, предложенной Приказом от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».

РазделСодержание
Общие положенияЦель, нормативная база
Политика по ОТПринципы обеспечения безопасности рабочих условий
Цели предприятияЦели работодателя в области ОТ
Обеспечение функционирования системы управления ОТРаспределение обязанностей по ОТ между должностными лицами
Процедуры по обеспечению ОТПорядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков
Планирование мероприятий по реализации процедурПорядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур
КонтрольОписание мероприятий по оценке условий труда
Планирование улучшенийПлан по усовершенствованию системы ОТ
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаиАлгоритм действий в чрезвычайной ситуации
Управление документамиПравила ведения и хранения документов по ОТ

Образец положения

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.

Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, которое подчиняется непосредственно директору Общества.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.

Должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевыми), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.

Основные задачи должностного лица, ответственного за организацию работы по охране труда:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления, обеспечивающая управление рисками и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью Общества.

Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.

Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Объектом управления является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:

Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:

ЦЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Основные цели работодателя в области охраны труда содержатся в Политике в области охраны труда, определенной разделом 2 настоящего Положения, и достигаются путем реализации работодателем соответствующих процедур.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

Структура системы управления охраной труда. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Общества.

Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет должностное лицо, ответственное за организацию работы по охране труда.

Управление охраной труда на третьем уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет комиссия по охране труда.

Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ОБЩЕСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Директор Общества в порядке, установленном законодательством:

Где хранится и сколько

Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2019 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.

Что касается срока хранения документа, то он регламентирован законом — Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В соответствии с этим законодательным актом, положение об ОТ подлежит хранению в течение 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных и опасных условий труда — в течение 75 лет.

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Источник

Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года

Политика в области охраны труда что это

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Расскажем, как работодателям применять положения новой редакции раздела Х Трудового кодекса РФ на практике

Переход к адресной политике

Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.

Разберем основные поправки:

Выявление профессиональных рисков

В главу 36 «Управление охраной труда» ТК РФ введена новая редакция ст. 218 «Профессиональные риски». Теперь они подразделяются на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний в зависимости от того, что стало причиной. Воздействие опасного производственного фактора может привести к травме, а длительное или периодическое негативное воздействие — к профзаболеванию.

Пример. Если работник разово получил дозу радиации, значительно превышающую предельно допустимую концентрацию, и ему был поставлен диагноз «острая лучевая болезнь», на него воздействовал опасный фактор. Вибрация или шум, влияющие на сотрудника в течение нескольких лет, к немедленной травме или гибели не приведут. Но при нарушении требований охраны труда и санитарных нормативов из-за них у человека может развиться хроническое профессиональное заболевание.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест.

Оценку рисков для всех технологических процессов, запущенных до 1 марта 2022 года, проведите в ближайшее время, постфактум. Это позволит зарезервировать финансовые и временные ресурсы для оценки процессов, организуемых после 1 марта.

Техническое перевооружение, модернизация оборудования, изменение состава орудий труда — это тоже основание, чтобы заново провести оценку рисков на отдельных рабочих местах.

Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению Минтруд должен опубликовать до 1 марта 2022 года. Сейчас проект рекомендаций размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Два принципа обеспечения безопасности труда

В обновленной редакции ТК РФ появится статья 209.1, в которой описаны два основополагающих принципа обеспечения безопасности труда:

Предупреждение и профилактика

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

Вид несчастного случая с тяжелыми последствиямигрупповыхтяжелыхсо смертельным исходом
1Падение с высоты831663
2Падение на ровной поверхности одного уровня01728
3Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр.914657
4Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр.631677
5Попадание инородного предмета в тело человека0293
6Воздействие электрического тока01513
7Воздействие дыма, огня и пламени102311
8Воздействие вредных веществ2115
9Повреждения в результате противоправных действий других лиц2556

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Минимизация повреждения здоровья

В идеальном мире, если все меры по предупреждению и профилактике травматизма исполнены, травматизм будет нулевым. Но все равно остаются два фактора:

Пример. Предприятие много лет закупало запасные части для оборудования у официального представителя завода-изготовителя. Но затем по экономическим причинам стало пользоваться услугами фирм-посредников, а из-за пандемии стажеры не прошли очную подготовку в авторизованном учебном центре. Все это в совокупности увеличило вероятность травм.

Кроме того, работодатель должен обеспечить постоянную готовность локализовать, минимизировать и ликвидировать последствия реализованных опасностей, выявленных в ходе оценки профессиональных рисков. Но ведь и не все риски могут быть в полной мере распознаны. Оценка рисков напрямую зависит от квалификации эксперта.

Если компания провела оценку рисков, но сработал негативный фактор, который не был выявлен, а значит, и минимизирован, она очень сильно рискует. Меру ответственности в этом случае будут определять следственные органы по ст. 143, 216 или 217 Уголовного кодекса РФ.

Запрет на работу в опасных условиях труда

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

Расследование микротравм

Микротравма — это поверхностное нарушение целостности кожных покровов или слизистых, при котором больничный лист не оформляется, но работодатель может перевести работника на другое рабочее место. Ежедневно микроповреждения происходят в любой отрасли экономики. Стружка попала в глаз, работник порезался или прищемил руку, все это — микротравмы.

После 1 марта 2022 года работодатели будут вести учет микротравм и составлять по ним справки. Как организовать эти мероприятия, указано в проекте Приказа Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников».

Порядок действий может выглядеть следующим образом:

Пострадавший работник имеет право лично или через своих законных представителей участвовать в рассмотрении причин и обстоятельств микротравмы.

По сути, справка — это и есть акт расследования микротравмы. В проекте Приказа Минтруда даны рекомендуемые образцы справки и журнала. В положении о СУОТ пропишите процедуру рассмотрения обстоятельств: будет этим заниматься один специалист или комиссия, где конкретно будут храниться журнал и справки.

Единые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

Пример

В п. 12 Типовых норм выдачи № 997н (Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н) для водителя погрузчика установлена выдача следующих СИЗ на год:

Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий1 шт.
Сапоги резиновые с защитным подноском1 пара
Перчатки с полимерным покрытием6 пар
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующеедо износа

Эти нормы не учитывают, на каком конкретно погрузчике будет работать водитель, в каких условиях: на открытой площадке или в закрытом складе. Очевидно, что в сухом обогреваемом помещении носить сапоги резиновые с защитным подноском тяжело и нецелесообразно. В этом случае эффективными станут ботинки с защитным подноском, изготовленные из кожи или композитных материалов.

Кроме того, работодатель обязан выдать водителю погрузчика противогаз или респиратор фильтрующий или изолирующий. Такие меры безопасности необходимы для перевозки вредных веществ. Однако часто водители загружают продукты питания или пиломатериалы, не выделяющие в воздух окружающей среды химические аэрозоли.

Получается, что типовые нормы сравняли водителя погрузчика, перевозящего опасные грузы, с водителем на заводе детского питания. Этих недостатков будут лишены Единые нормы выдачи, основанные на СОУТ и оценке профессиональных рисков, адресные нормы для конкретного работника.

Обучение по охране труда

Политика в области охраны труда что это

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Минтруд опубликовал проект нового порядка обучения (ID проекта 02/07/01-21/00112477). Планируется, что новый документ, как и поправки к ТК РФ, вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Порядок предусматривает следующие виды обучения:

Обучение по охране труда обязательно для всех, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ — только для тех, кто непосредственно выполняет работы повышенной опасности и отвечает за организацию, выполнение и контроль таких работ.

Работодатель должен составить и утвердить приказом перечень сотрудников, которым положено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, с указанием тех, кто должен пройти подготовку в учебном центре, а кто — внутри организации.

Еще одна новинка — обучение использованию СИЗ. Оно может проводиться в рамках обучения по охране труда или отдельно. При этом не менее 50% времени обучения надо уделить практическим занятиям по формированию умений и навыков использования средств индивидуальной защиты.

Сотрудники, которые только устраиваются на работу или переводятся на другую работу, проходят обучение по использованию СИЗ в установленные работодателем сроки, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода. Проводите такое обучение не реже одного раза в три года.

Проект Порядка обучения и проверки знаний вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Самообследование

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Дистанционное видеонаблюдение

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.

Электронный документооборот

У работодателей появилось новое право — вести электронный документооборот (ЭДО) в области охраны труда. Это только часть электронного документооборота организации, действующего в отношении его участников.

Если вы планируете ввести ЭДО в сфере охраны труда, пропишите механизм его реализации в положении о СУОТ. Отраслевые правила, которые уже вступили в силу в 2021 году, допускают возможность ЭДО в области охраны труда.

Для идентификации личности работника следует использовать цифровую подпись или любой другой способ. Например, электронная почта может стать официальным каналом приема-передачи необходимой информации, если это будет прописано в положении о СУОТ. По электронке можно передавать работнику его комплект инструкций и другую информацию. Ответ, что информация принята, будет подтверждением ознакомления, а скриншот станет доказательством наряду с фотографией или видеозаписью занятия по охране труда и других обязательных мероприятий.

Нельзя вести в электронном виде документы, которые:

Пример. Нельзя в электронном виде вести учет и расследование профзаболеваний или несчастных случаев, потому что нужны подписи привлеченных членов комиссии, очевидцев НС или доверенных лиц пострадавших, которые работают в организации, следовательно, не включены в ее электронный документооборот.

Изменений нас ожидает, действительно, много. Всем, кто отвечает за охрану труда, и руководителям организаций проекты документов помогут подготовиться к новшествам.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *