Политика гласности в чем проявлялась
Политика гласности
Урок 31. История Новейшего времени. 1945 – начало XXI века
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Политика гласности»
«Гласность – это правда, умноженная на безнаказанность». Сергей Довлатов.
В эпоху перестройки было принято решение сделать деятельность высшего руководства открытой для всех граждан СССР. Дело в том, что реформаторы хотели опереться на мнение общества, чтобы продемонстрировать правильность своей политики. Гласность стала обновлением идеологии, попыткой созданиями «социализма с человеческим лицом». Однако свобода выражения мнений была неполной. Разрешалось говорить только то, что выгодно правительству, были чётко обозначены пределы допустимой «гласности». В это время сократилась государственная поддержка культура, её пытались перевести на самообеспечение.
В ходе урока вы узнаете о литературе, кинематографе и театре, телевидении эпохи перестройки, отношении государства к церкви и процессах реабилитации.
Литература. В период перестройки в литературе произошли большие перемены. Она освободилась от жёсткой цензуры. Появилась возможность издать всё то, что раньше было запрещено для печати. Книги появлялись в большом количестве и в сжатые сроки. Казалось, что советские люди хотели прочитать как можно больше, все то, что раньше появлялось как «самиздат» или являлось запрещённой литературой. Нужно было наверстать упущенное, шагать в ногу со всем миром.
Появились книги, которые раньше были под запретом. В 1987 году издан роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», в 1988 году «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Настоящим событием стало появление книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В этих произведениях описывалась судьба представителей интеллигенции в годы правления Сталина. Рассматривалось положение евреев в СССР.
В печать вышли книги, написанные в 1920-е – 1930-е годы. Роман-антиутопия «Мы» Евгения Замятина, описывающий общество будущего, которое живёт при жёстком тоталитарном контроле.
Антиутопия «Котлован» Андрея Платонова, критикующая тоталитаризм.
Опубликованы произведения Владислава Ходасевича, Ивана Шмелёва, Владимира Набокова.
Появилась возможность познакомиться с трудами философов, раскрывающих в своих трудах истоки и смысл коммунистической идеологии, изучающих проблемы истории России. Среди них были Николай Бердяев, Владимир Соловьёв, Василий Розанов.
В годы перестройки разрешили опубликовать работы писателей-эмигрантов, лишённых гражданства СССР при Брежневе. Люди снова стали читать Иосифа Бродского, Виктора Некрасова, Василия Аксёнова.
Среди литераторов велись дискуссии о дальнейшем развитии советского общества. С одной стороны, подвергались критике те, кто выступал за преобразования. С другой стороны, те, кто хотел сохранить традиционное развитие. Таким образом, среди интеллигенции не существовало единого мнения о том, какой выбрать путь.
Жизни интеллигенции 1980-х годов, поиску ими истины посвящён роман Юрия Бондарева «Игра».
В СССР появились произведения зарубежных авторов, в которых критиковался тоталитарный режим. Это, например, роман «1984» Джорджа Оруэлла.
Британский историк Роберт Конквест в 1968 году написал книгу «Большой террор». Она подвергалась критике других ученых-историков за преувеличение фактов. В годы перестройки её смогли прочитать жители СССР. События Октябрьской революции подробно описаны в книге «Большевики приходят к власти» американского историка Алекса Рабиновича.
Развитие получила публицистика – это литература, посвящённая проблемам жизни общества.
Её основными направлениями в конце 1980-х годов стали:
анализ «деформаций социализма»;
разоблачение политики сталинизма;
критика системы, как причины всех неудач.
Кинематограф и театр. Гласность коснулась и кинематографического искусства. Летом 1986 года прошёл Пятый съезд союза кинематографистов. Было переизбрано всё его правление. Союз покинул Сергей Бондарчук.
На экранах появились ранее запрещённые к показу фильмы. «Комиссар» Александра Аскольдова. После этого фильма в 1960-е годы Аскольдова исключили из партии и запретили снимать кино.
«Проверка на дорогах» Алексея Германа. В 1970-е годы режиссёра обвинили в незнании партизанской жизни и запретили фильм.
Снимались и новые кинофильмы, носившие антисталинский характер. В 1987 году приз Каннского фестиваля получил фильм «Покаяние» Тенгиза Абдуладзе. В нем показаны не только ужасы режима тирании, но и опасность затишья, которое всегда сменяет диктатуру.
Популярными стали «Завтра была война» Юрия Кара, «Холодное лето пятьдесят третьего» Александра Прошкина, документальный фильм «Власть Соловецкая» Марины Голдовской.
В эпоху перестройки появились новые театры и студии. Ставили спектакли, которые по-новому трактовали революционные события и Гражданскую войну. Например, «Дальше…Дальше…Дальше…» и «Брестский мир» по пьесам Михаила Шатрова.
Большой резонанс вызвали спектакли «Говори» Валерия Фокина и Надежды Марусаловой. «Диктатура совести» Михаила Шатрова.
В то же время в СССР быстрыми темпами развивалась массовая культура, что сказывалось на посещаемости театров.
Телевидение. Значительные изменения произошли на телевидении. Все чаще программы выходили в прямом эфире. Новшеством стали прямые трансляции заседаний съездов народных депутатов, девятнадцатой партийной конференции.
Вообще, телепередачи были своеобразным двигателем преобразований. Часто в них происходили обсуждения острых проблем общества.
В 1987 году вышла в эфир передача «Взгляд». У её истоков находились Владислав Листьев, Александр Политковский, Александр Любимов. Эти журналисты перевернули представление зрителей о телевизионной журналистике. На программу приглашали гостей, среди которых были политики, популярные люди. Ведущие и гости обсуждали насущные для общества вопросы. Только представьте, 26 декабря 1990 года запретили выход новогоднего выпуска передачи, в ответ на это возле гостиницы «Москва» пятьсот тысяч москвичей провели манифестацию.
С 1987 по 1989 год выходила передача «Прожектор перестройки», созданная для освещения проводимых в государстве реформ.
Популярной была передача Владимира Молчанова «До и после полуночи». Её показывали ночью и только раз в месяц. Репортажи в ней освещали политические события.
Церковь. В конце 1980-х годов изменилось отношение руководства к религии. Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призвала СССР отметить тысячелетие крещения Руси. В 1988 году Горбачёв по этому вопросу встретился с патриархом Пименом. Это стало началом отказа от политики государственного атеизма.
В СССР началось восстановление монастырей и церквей. Представители церкви получили возможность стать участниками общественной жизни, а патриарха Пимена избрали народным депутатом.
Реабилитация. В СССР в годы перестройки были возобновлены процессы реабилитации.
В 1987 году начала работу Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Согласно её решению, доброе имя было восстановлено Николаю Бухарину, Алексею Рыкову, Льву Каменеву, Григорию Зиновьеву.
В 1989 году отменили решения, принятые «тройками» и «особыми совещаниями», их действия признали антиконституционными.
В ноябре 1989 года незаконными признаны репрессии крестьян периода коллективизации.
В 1990 году руководство СССР объявило незаконными репрессии народов, которые подверглись переселению во время правления Сталина.
Результаты политики гласности. Действия Горбачёва имели как своих сторонников, так и противников.
В марте 1988 года было опубликовано письмо жительницы Ленинграда Нины Андреевой, которое называлось «Не могу поступиться принципами». В нем автор обвиняла политиков в фальсификации истории, очернению марксизма-ленинизма. Она призывала защитить личность Сталина. Такая реакция объяснялась тем, что общество пока не было готово к переменам и переоценке ценностей, к которым все привыкли. Советские люди были растеряны и не понимали, как относиться к происходящему.
С другой стороны, всё больше выказывали недовольство системой советской власти. Жителям СССР показали Запад, с его ценностями и образом жизни. Открылось своеобразное окно в мир.
Происходило столкновение социальных, национальных, политических и религиозных течений.
Гласность стала средством преобразования советского общества.
Давайте подведём итоги.
Литература освободилась от жёсткой цензуры, издавались ранее запрещённые книги.
Снимались кинофильмы, носившие антисталинский характер.
Стали вестись прямые трансляции съездов народных депутатов.
Появились телепередачи, в которых обсуждались вопросы общественной и политической жизни.
Произошёл отказ от политики государственного атеизма.
В СССР в годы перестройки были возобновлены процессы реабилитации.
Политика гласности в период перестройки (20 век)
Вы будете перенаправлены на Автор24
Политика гласности во времена перестройки подразумевала открытость информации для населения, отсутствие цензуры в печати и частичную свободу слова.
Сущность и основные идеи политики гласности
Политика гласности – это веяние в культурной и духовной жизни страны, подорвавшее устои советского общества. В результате этой политики были созданы условия, в которых в сознании общества зародилась и укрепилась мысль о том, что на Западе все лучше.
Ключевые идеи политики гласности СССР в 1980-е годы:
Целью критики власти было оправдание реформ. Главные причины развития гласности в период перестройки заключались в том, что элита готовила план по смене режима, для чего были необходимы перемены и реформы. Реформы проводили с 1985 по 1991 гг. В результате таких перемен СССР рухнул.
Все СМИ начали заострять внимание на проблемах в социальном развитии и экономике. У населения сформировалось мнение, что без помощи западного «рынка» страна обречена, так как социализм зашел в тупик. Публиковались произведения с критикой советского режима, а сознательное распространение «Архипелаг ГУЛАГ» привело к тому, что вера общества в систему и власть серьезно пошатнулась.
Кроме того, стали активно снимать фильмы и ставить спектакли, в которых пересматривалась история СССР. Так начался культ Николая II и критика большевизма. Большинстволюдей, пострадавших от репрессий, были реабилитированы. Общество поверило, что советский режим был кровавым. Во всех республиках стали создаваться националистические объединения, неподконтрольные государству. Это привело к началу национальной вражды, что в скором времени вылилось в так называемый «парад суверенитетов». В результате таких мероприятий гласность из политических лозунгов переросла в социальную идею, которая захватила общество.
Готовые работы на аналогичную тему
Изменения в СМИ и в литературе
Первый этап политики гласности затронул печатные издания. Пресса с этого момента начала активно обсуждать неудачи советской власти, акцентировать свое внимание на темах, которые раньше не поднимались. Например, в прессе, в том числе и в государственной, активно обсуждались последствия Чернобыльской катастрофы.
Были опубликованы такие литературные произведения, как «Дети Арбата» (Рыбаков), «Зубр» (Гранин), «Белые одежды» (Дудинцев). Во всех этих произведениях критиковалось советское общество, сталинизм, советская модель управления. Также в СССР была издана книга Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Можно сказать, что она активно пропагандировалась властями и навязывалась как книга для обязательного прочтения.
Самыми популярными ежедневными печатными изданиями в 1989 году были:
«Аргументы и факты» вошли в книгу рекордов Гиннеса – еженедельники таким тиражом не издавались ни до этого, ни после ни в одной стране.
Роль телевидения
Телевидение в политике гласности сыграло практически определяющую роль. Все началось с массовых трансляций заседаний Съездов народных депутатов, за которыми люди внимательно следили – все менялось очень быстро, звучали лозунги, которые еще пару лет назад были под строжайшим запретом. Политика гласности разрешила многое. В этот период появились первые публицистические телепередачи: «600 секунд», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи» и т.д. Каждый день на этих программах обсуждалось, как хорошо на Западе и как плохо в СССР. Однако они замалчивали факт сильнейшего кризиса в Европе и США 1987 года.
В конце 1980-х годов появилась серия документальных фильмов: «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли». Основной идеей этих документальных фильмов было то, каким замечательным царем и человек был император Николай II, а Революция разрушила лучшую державу мира. Эта идея была необходима элите, чтобы объяснить и обосновать переход к рынку и последующий за этим развал страны.
В конце 80-х годов на экран вышло две кинокартины – «Асса» и «Маленькая вера». Эти фильмы отражают события того времени и царившие в обществе настроения. Фильм «Асса» был очень популярен, главную роль в фильме исполнял В. Цой, герой своего поколения. В 1988 году на экраны вышла картина «Собачье сердце» по роману М. Булгакова. В фильме тонко высмеивались недостатки пролетариата. Этот фильм был разрешен цензурой, а еще несколько лет назад за него можно было понести уголовное наказание.
Буквально за один год СМИ и литература изменили сознание людей. Нравственные и моральные устои советского общества рухнули. Это во многом стало основой для проведения мероприятий по реабилитации. В 1987 году была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, действовавшая при Политбюро. Сразу же были реабилитированы Каменев, Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Рыков.
Основная волна реабилитаций пришлась на 1989 год. Были признаны незаконными решения «Троек» и «Особых совещаний», а все пострадавшие от этих органов лица были реабилитированы.
Неформальные движения
Изменения в культуре и обществе привели к возникновению неформальных движений. Это были группы людей, которые имели активную позицию и не контролировались государством. Они собирались, как правило, на базе институтов и других учреждений. Объединяло этих людей желание осуществить перемены в стране. Если раньше любые организации в СССР создавались «сверху», но в период гласности они стали формироваться «снизу».
Как целенаправленная политика, гласность привела к тому, что страна покатилась вниз, причем это было сделано сознательно. Власть внушила обществу идею о необходимости перемен, однако никто точно не понимал, какими эти перемены должны быть. Люди верили, что необходимо ввести свободу слова, многопартийность, внести элементы рынка и все сразу станет намного лучше.
Гласность в период Перестройки
Основные идеи гласности СССР в 80-е годы:
Предыстория вопроса
Основные лозунги гласности:
Причины и предпосылки гласности
Поэтому мы должны видеть, что главные причины развития гласности в годы перестройки связаны с тем, что элита готовила планы по смене режима, а для этого были нужны реформы и перемены. Их и обеспечивали с 1985 по 1991 годы, в результате чего великая страна рухнула.
Отличие от свободы слова
Гласность себя оправдала полностью и Конференция считает, что ее нужно развивать дальше. Мы должны создать систему полного информирования трудящихся о происходящих событиях. Нужно пересмотреть пределы секретности информации. Она должна совпадать с интересами советского общества.
Резолюция «О гласности»
Изменения в литературе и СМИ
Первый этап гласности и перестройки затронул печатные издания. Теперь пресса, в том числе и государственная, активно обсуждала неудачи советской власти, а также акцентировала внимание на темах, которые ранее не поднимались. Например, активно обсуждались особенности и последствия Чернобыльской аварии.
Лучшим доказательством того, насколько народ на это подсел, являются цифры по печатной прессе в 1989 году. Три самых популярных ежедневника страны издавались тиражами:
Роль телевидения
Реабилитации
Основная волна реабилитации пришлась на 1989 год. Тогда были признаны незаконными все решения «Особых совещаний» и «Троек», которые не были вынесены в суде. Все лица, пострадавшие это этих органов, были реабилитированы. В ноябре 1989 году Правительство осудило действия сталинского правительства, устроившего переселение людей.
В 1990 году Президент СССР подписывает Указ об осуждении репрессий, которые затронули крестьян в результате коллективизации.
Реабилитация репрессий это хорошо и историческая справедливость важна, но тут опять же гласность выступила не с точки зрения поиска объективных причин, а с точки зрения осуждения революции, Гражданской войны и Сталина. Практически все начинания, благодаря которым СССР стал сверхдержавой, были осуждены! Это немыслимая практика ни в одной стране мира! Это приводило к серьезным противоречиям: у нас как бы советское государство, но правительство этого государства критикует саму идею создания советского государства и методов его становления. Дуристика полная, но именно ее и делал Горбачев, Ельцин и другие политики.
Создание политических партий
Одно из важнейших начинаний, к которому привела гласность, это создание многопартийной системы. Показательна реакция КПСС. Весной 1988 года начинается фактическое создание различных политических учреждений, неподконтрольных КПСС, но никакой реакции со стороны властей нет. Летом того же года Горбачев выступил с заявлением, что должна создаваться система разделения власти. Уже в 1990 году была отменена 6-ая статья Конституции СССР, закрепляющая права монополии Коммунистической партии в СССР. Тем самым был официально взят курс на многопартийность.
Неформальные движения
Неформалы часто создавали дискуссионные клубы. Самый известный был создан в 1988 году в Москве под названием «Московская трибуна». Стали появляться правозащитные организации. Только в Москве к концу 1989 года насчитывалось 200 неформальных организаций.
Результаты политики
Гласность, как целенаправленная политика государства в СССР, привела к тому, что вся страна покатилась в пропасть. Это происходило сознательно. Людям внушили идею необходимости перемен, но какие это должны были быть перемены, не понимал никто. Люди наивно полагали, что нужно внести элементы рынка, дать многопартийность и свободу слова и от этого все сразу начнут жить намного лучше. Не стали…
Антисоветская и антисталинская политика КПСС привели к перелому в сознании граждан. Людям открыли факты, которые раньше скрывались, и немногие смогли это принять правильно. Тут важно отметить, что многие факты сознательно искажались, чтобы выставить Революцию, Сталина и СССР монстрами, которых нужно зачеркнуть, уничтожить и дальше все реформировать. При этом шла тотальная пропаганда Запада. Все газеты, книги, телепередачи рассказывали насколько великолепная страна США и насколько здорово там живут люди. Никто не рассказывал, что там есть безработица, сильная инфляция, начался кризис, большинство людей не могут себе позволить образование и жилье, медицина платная и дорогая, отопление зимой стоит безумно дорого и так далее. Все недостатки западного общества замалчивались.
Общие итоги политики гласности в годы перестройки:
Политика гласности в чем проявлялась
Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни её лейтмотивом стала гласность.
Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Её лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.
Документ
ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ XIX ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КПСС «О ГЛАСНОСТИ»
Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, её нужно всемерно развивать и дальше. Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Чётко определить пределы необходимой секретности. Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства.
Какие противоречия в понимании гласности партийным руководством отражены в этом документе?
Как и во времена хрущёвской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.
Литература
Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 — начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20—30-х и более поздних годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилёва, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелёва, В. Набокова.
Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.
Были опубликованы работы эмигрантов 70—80-х гг. — И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, В. Аксёнова, B. Войновича, за которые они были лишены советского гражданства. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.
Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач — в самой общественной системе.
Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства»: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.
Кино, театр
Гласность обновила и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.
Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.
В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше. Дальше. Дальше. », по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны.
Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей.
Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.
Реабилитация
В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи.
В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х — начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осуждённые ими лица реабилитированы.
В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осуждённых по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20—50-х гг.
В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.
Результаты политики гласности
Критика сталинизма и борьба с его последствиями не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступаться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм.
Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определённую социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции.
Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.
Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и Запад с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обречённости.