Политика искусство возможного что это значит
Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика — это выбор между гибельным и неприятным (Д. Гэлбрейт)
В своем высказывании автор рассуждает о сущности политики. По Гэлбрейту, политика является той областью деятельности, где отсутствует общепризнанные принципы морали. Любое решение здесь продиктовано только холодным расчетом и целесообразностью. Именно тяжелый выбор между гибельным и неприятным чаще всего делает политик. Я согласен с данным утверждением.
Что такое политика
Политика — это деятельность государственных органов власти и должностных лиц, направленных на управление государством и регулирование вопросов общественной жизни, разрешение различных противоречий внутри общества. Различные социальные группы в государстве имеют свой взгляд на любую проблему, равно как и на пути её решения.
Естественно, что удовлетворить чаяния все граждан невозможно чисто физически. Политик в первую очередь должен руководствоваться пользой для своего государства, что порой заставляет идти его на непопулярные шаги, вопреки воле большинства. Государственный деятель обладает всей полнотой информации, недоступной остальным. Поэтому каждое его решение, неприятное или гибельное со стороны, на деле оказывается единственно возможным выходом из сложившейся ситуации.
На пенсию в 65
Деньги не пахнут
После опустошительных войн за власть, произошедших в Древнем Риме во второй половине I века нашей эры, государственная казна сильно опустела. Новоиспеченный император Веспасиан обложил налогом практически всё в империи, включая общественные уборные. Последний факт вызывал недоумение и растерянность у современников. Даже сын Веспасиана, Тит, возмущенно заявил отцу, что это просто неприлично – брать деньги с выгребных ям. В ответ на это император взял монету со стола и поднес её к носу сына и попросил принюхаться. Естественно, что не имела посторонних запахов. «Вот видишь, деньги не пахнут, каким бы способом они не были получены» — заявил Веспасиан.
Мудрые и правильные решения древних правителей, всегда находящие глубокий отклик в сердцах подданных – красивая легенда. В действительности, политик должен постоянно делать тяжелый выбор, руководствуясь пользой для государства в целом, а не для отдельных его граждан.
Новое в блогах
СкажИте, февральская революция была ВОЗМОЖНА? Нет, она была совершенно НЕВОЗМОЖНА, но она произошла.
СкажИте, большевистский переворот был ВОЗМОЖНЫМ? Нет, он был абсолютно НЕВОЗМОЖНЫМ, но он свершился.
Индустриализаационный рывок СССР, скажете, был ВОЗМОЖЕН? Конечно, нет. Он был НЕВЕРОЯТЕН, но он был осуществлен.
Так же НЕВОЗМОЖНЫМИ для тех, кто рассчитывает на ВОЗМОЖНОЕ, были и победа Советского Союзе в Великой Отечественной войне над гитлеровской Германией и мобилизованноё ею практически всей Европой, и обретение ядерной бомбы, а затем и ракетно-ядерного паритета.
НЕВОЗМОЖНЫМ нам представлялось и крушение СССР, а чьи-то политические шаги и чья-то политика сделали это ВОЗМОЖНЫМ.
Текущий кризис экономический, финансовый, цивилизационный предлагает всему миру и нам, россиянам и русским, новые ВОЗМОЖНОСТИ, которые уводят нас от вероятности осуществления НЕВОЗМОЖНОГО. От овладения НЕВОЗМОЖНЫМ и подготовки к нему. Нам, как и прежде, оставляется возможность задним умом оправдать, обосновать, объяснить свершившееся НЕВОЗМОЖНОЕ потом, после того, как кто-то это НЕВОЗМОЖНОЕ задумал, спроектировал, выразил в политике и достиг в реальности к собственной выгоде. Только не рассказывайте, что выгодоприобретатели от НЕВОЗМОЖНОГО развития событий, оказались выгодоприобретателями СЛУЧАЙНО и без собственных ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ УСИЛИЙ.
На всякий случай приведу определение из Википедии:
Политика — мастерство самоуправления общины полиса, а в последующем, — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства.
В глобальном смысле политика взаимоотношений государств, как политика каждого из государств похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
В узком смысле политика — определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.
Научное изучение политики ведется в рамках политологии.
Искусство возможного
Так определял политику «железный канцлер» Германской империи Отто фон Бисмарк: искусство возможного. Через сто с лишним лет средний писатель и мелкий политик, ставший президентом «независимой» Чехии Вацлав Гавел решил «выделиться», «в пику» Бисмарку назвав политику искусством невозможного, — как заведено в богемных кругах, с указательным пальцем на себя, любимого. Спрашивается, кто из них прав? С учётом того, что экономика Чехии на 90% скуплена немецким бизнесом, а сама эта страна стала едва ли не политическим протекторатом ФРГ, ответ, наверное, очевиден. То, что считал невозможным (или сознательно выдавал за невозможное) Гавел — свое избрание президентом — на самом деле было запрограммировано логикой политического процесса. А вот понять его и отделить действительно возможное от невозможного — это уже особенный дар, без которого в политике никуда.
Говорю это для того, чтобы логика евразийской интеграции не сводилась к примитивному «купи-продай». И — тем более — не противопоставлялась красивому лозунгу «Всё или ничего!» Политические процессы — процессы долгие, и они не сводятся только к выборам, договорам и войнам.
Они представляют собой трехмерное взаимодействие политических систем: объектное, субъектное и проектное. И только в этой трехмерности можно их более-менее непредвзято и объективно оценивать. А не требовать всего сразу, здесь и сейчас. Как говорится, разбитого не склеишь, но расклееное сколотить можно.
Советский Союз как объект мировой политики не разбился сам по себе, но был разбит совместными, изнутри и снаружи, действиями политических субъектов. Если с «врагами унешними» всё, в принципе, понятно и никаких вопросов не вызывает, то как быть с «врагами унутренними», носившими в кармане «ленинский партбилет» и занимавшими высокие посты в системе советской власти — вплоть до самого верха. Они-то откуда взялись? Вражьих «голосов» наслушались? Или разглядели для себя совсем иной политический проект, чем «победа мирового коммунизма», которая неизвестно когда и для кого настанет, а жить надо сейчас, и как можно лучше? Скажите обладателям «дворцов, заводов, газет, пароходов (ладно, яхт)», что им придется вернуться в Советский Союз — да они хоть тушкой, хоть чучелом рванут на Запад вместе со всеми своими деньгами и близкими, они и так «сидят на чемоданах», потому что в современной России, среди ограбленного ими народа, им «некомфортно». То же самое — во всех бывших союзных республиках, во всех странах бывшего «социалистического лагеря». Миллионер, а тем более миллиардер может быть самым крутым «патриотом» — пока дело не касается его бизнеса. Потому что как субъект он — вовсе не «патриот», а именно бизнесмен. Логика обстоятельств сильнее логики намерений. Так что задача политика — создавать и использовать нужные ему обстоятельства.
Чем, помимо всего прочего, являлся «олимпийский» конфликт 2008 года в Южной Осетии? Он являлся прямым выстрелом в идею проведения сочинской Олимпиады 2014 года. Как была устранена (пока не до конца) опасность нового конфликта со стороны Грузии? Ставкой на миллиардера Бидзину Иванишвили. Кто такой Иванишвили? Иванишвили — это банк «Российский кредит», созданный в Москве под крылом Эдуарда Шеварднадзе в бытность того министром иностранных дел СССР. Кому Иванишвили «сдал» свой российский бизнес, получив несколько свободных миллиардов долларов? ВТБ и «Райффайзенбанку».
Это политика? Да, это политика — создание нового политического субъекта и его посредством трансформация политического объекта под названием Грузия. Политика ли то, что делает сегодня Кремль на Украине? К сожалению, нет, это не политика, а «большой бизнес», не менее, но и не более того. Политика ли то, что связано с образованием Таможенного союза? Да, это политика. И внезапный выплеск раздражения в адрес России из официальной Астаны — точно так же, как недовольство экс-госсекретаря США Хиллари Клинтон «попытками Кремля восстановить советскую империю», — лишнее свидетельство тому. В Белоруссии сегодня нет никакой «этнократии». Дело идет к тому, что и в Казахстане скоро её не будет. Этой болезнью надо переболеть. Поможет «лечению» Таможенный союз? Еще как поможет.
В России никогда не было «этнически однородной» власти — разве что во времена до летописного «призвания Рюрика». Да и вообще, наверное, не стоит смешивать понятия этноса, нации — и политического субъекта. Царь Николай II, кайзер Вильгельм II и британский монарх Георг V вообще были ближайшими родственниками — и что, это обстоятельство предотвратило Первую мировую войну, или сделало её менее кровопролитной? Так что давайте: мухи отдельно, котлеты отдельно.
На пороге смены глобальных технологических укладов России нужен гарантированный потребительский рынок размером не менее 300-500 миллионов человек — без этого в современных условиях невозможно оставаться полноправным субъектом геостратегического развития. В одиночку современной России не выжить. В одиночку она обречена на новое поражение и развал еще на несколько квазигосударственных образований.
Но нужна ли «постсоветская», евразийская интеграция бывшим союзным республикам и странам Восточной Европы? Да, несомненно, потому что в противном случае им грозит обнищание и полная ассимиляция. Нужно ли это их правящим «элитам»? Совершенно не нужно, потому что они практически с потрохами куплены иным геостратегическим субъектом, глобальным финансовым капиталом. Точно так же, как отечественные «либералы», за тридцать сребреников обеспечивающие выкачку из страны сотен миллиардов долларов ежегодно.
В этой дилемме — корень нынешних противоречий внутри «тандемократии», причина всё более очевидного «патриотического поворота» в политике Кремля. Лично я рассматриваю Путина через призму не любимого им Петра I, а через призму Ивана Калиты, де-факто положившего начало созданию политического проекта под названием «Россия», — проекта, который принял из рук Орды Чингизидов объединенное евразийское пространство, ставшее русским, советским, а теперь и российским пространством.
Ивана Калиту ненавидело множество его современников — и тому были самые серьезные, самые неопровержимые основания. Но историческая правда была именно на его стороне, и его внук Дмитрий Донской впервые вывел объединенные полки удельных княжеств на Куликово поле. Откуда они — победители — вернулись уже русскими полками. Потом были и нашествие Тохтамыша, и сожжение Москвы, и целых сто лет подданичества Орде. Но русское политическое триединство было создано, и оно живо до сих пор.
Путин платит дань «новому мировому порядку», но Путин потихоньку скупает и присоединяет к «своей» России наши исконные земли, отошедшие от нас после развала Советского Союза. Под словом «Путин» я понимаю здесь не конкретного человека, а тот политический субъект, который он представляет в своем лице, который обеспечил его переизбрание президентом, который остановил «болотную революцию» и сегодня понемногу оттесняет проамериканскую «агентуру влияния» от ключевых государственных постов, выдавливает её на обочину политического процесса. Если этого не сделает сам Владимир Владимирович — это сделает другой лидер, которого выдвинет всё тот же политический субъект. Но пока в центре событий, у руля в Кремле, стоит именно этот человек. И, надо признать, что наш корабль плывет. Порой даже против ветра. Но куда? Вот на этот вопрос ответ нужно давать уже немедленно. Время не ждет.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Политика как искусство возможного
Как говорилось выше, гражданское общество представляет собой сферу сотрудничества и столкновения множества частных интересов. Возникает немаловажный вопрос: как достичь совместимости разнородных и противоречивых интересов всех членов общества, их общей воли и морально-этических воззрений? Способность обеспечивать такую совместимость и делает политику «искусством возможного». В жизни, особенно политической, нередки случаи, когда буквальная, бескомпромиссная приверженность принципу, диктующему всегда и всюду придерживаться его без учета возможных последствий, может привести к непредсказуемым и непоправимым последствиям. Для опытного политика из любого правила или принципа должны быть исключения.
Например, во все времена властители, да и политические мыслители отстаивали допустимость лжи во имя укрепления существующей системы, считая ложь во благо вполне допустимым средством политики. Канцлер Германии О. Бисмарк как-то заметил: «Политик может со спокойной совестью лгать в трех случаях — перед выборами, во время войны и после охоты». Было бы чистейшей воды лукавством
утверждать, что такой-то вполне респектабельный крупный политик или государственный деятель (скажем, У. Черчилль, Ф. Рузвельт, Ш. де Голль) никогда не прибегал к обману, передергиванию или искажению фактов, когда это диктовалось высшими интересами нации и государства.
Любые более или менее дееспособные политические программы в процессе своей разработки и осуществления должны приспосабливаться к изменяющимся реальностям: от чего-то отказываться, что-то заимствовать из программ других политических сил. Здесь как нельзя лучше подходит максима критического рационализма: «Кардинальная необходимость для политического деятеля — это представить самого себя на месте другого. Кто этого не может и не хочет делать, тот не подходит для мирной внешней политики, как и для демократической внутренней политики. Кто не желает всерьез принимать цели и интересы другого, тот не годится для компромисса. Кто не годен для компромисса, тот не в состоянии сохранить мир».
Иначе говоря, «искусство возможного» требует от всех сторон, вовлеченных в политику, способности и готовности идти на компромисс. Поэтому политику можно было бы охарактеризовать также как «искусство компромисса». Достижение приемлемого для всех сторон решения требует интуиции, воображения, дисциплины, опыта, умения.
Однако в морально-этическом контексте компромисс зачастую может рассматриваться как признак отступления от принципов. Исторический опыт показывает, что людям, как правило, импонируют не те государственные и политические деятели, которые славились своим умением достигать согласия, а те, которые твердо и бескомпромиссно реализовывали свои идеи и замыслы. «Искусство возможного» означает не отказ от морально-этического ценностного начала, а то, что сама политическая этика должна быть реалистичной в смысле учета реальных общественных структурных предпосылок политической деятельности и возможностей реализации того или иного политического курса. Учет этих предпосылок предполагает то, что К. Г. Баллестрем называет «моральным компромиссом».
Такой компромисс отнюдь «не означает отказ от собственных убеждений или их дискредитацию, он означает признание приоритетов того, что в конкретной ситуации является наиболее приемлемым для большинства; он оставляет право использования собственных убеждений для завоевания этого общества». Все то, что согласуется с такой
концепцией справедливости и готовности к компромиссу, представляет собой отрицание возможности определения истинности моральных убеждений, навязывание собственных суждений, стремление устранить, по выражению К.Г. Баллестрема, «скандальный плюрализм при помощи диктата добродетели и воспитания».
Здесь мораль как одно из сущностных проявлений человеческого измерения и абстрактное морализирование — совершенно разные вещи. Зачастую нельзя верить на слово тем политикам, которые строят свою карьеру, выдавая себя носителями высшей морали и нравственности, высказывая моралистические суждения и выражая негодование относительно других суждений. Нельзя верить тому, кто, уверенный в своей непогрешимости, претендует на исправление морали других.
В большинстве случаев проповедуемая ими мораль — ложная. Важно отличать практическую целесообразность, необходимость или неизбежность того или иного действия и его моральную оправданность и обоснованность. То, что химические исследования и разработки чреваты для людей и общества опасными последствиями, не значит, что они должны быть прекращены. Но действительно, опасен тот химик, который не сознает опасности. То же самое относится и к политику.
Разумеется, идеальным является такой политик, который стремится к достижению наибольшего блага для наибольшего числа людей. Но ни один политик не может гарантировать это, тем более предвидеть все возможные результаты своих действий. Политик часто оказывается перед дилеммой: либо принимать непопулярные и жесткие меры, которые не выдерживают критики с гуманистической и моральной точек зрения, либо, отказавшись от их принятия, оказаться перед перспективой еще более усугубить ситуацию.
Дата добавления: 2015-01-13 ; просмотров: 1224 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Политика — это искусство возможного, и авторы «12 шагов» исходили из того, что возможно сегодня
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
К.и.н., генеральный директор и член Президиума РСМД, член РСМД
Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам — одного из инициаторов скандального «Мюнхенского плана» по конфликту на Донбассе — прокомментировал этот документ.
В комментарии DW в Мюнхене Андрей Кортунов подтвердил, что среди инициаторов этого документа был Российский совет по международным делам (РСМД), а также европейский аналитический центр European Leadership Network и американская организация Nuclear Threat Initiative, которая занимается вопросам предотвращения ядерной угрозы.
«Понятно, что этот документ нравится не всем, но мне кажется, неверно видеть в нем какие-то зловещие политические замыслы, или, как это определили в аппарате Порошенко — „мюнхенский сговор“. Я хочу подчеркнуть, что политика — это искусство возможного, как говорил Бисмарк, и авторы этого документа исходили из того, что возможно сегодня», — отметил Кортунов.
Он также высказал мнение о наиболее спорном, последнем из 12 пунктов плана — о необходимости «национального диалога об украинской идентичности», в частности с Россией. Кортунов считает, что это «было бы полезным для Украины».
«Украина является очень плюралистическим обществом, и для нее такой диалог был бы полезен. Об участии других стран-соседей — это вопрос к украинскому руководству, насколько оно готово к такому диалогу», — сказал гендиректор РСМД.
Отдельно Кортунов прокомментировал выступление украинского президента Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности.
«Я много раз слушал выступления (Петра) Порошенко. Мне кажется, что Зеленский нашел более правильный тон и он лучше учитывает те настроения, которые сегодня есть в Европе. Нет виктимизации, нет пафосной риторики, которая уже стала традиционной. Зеленский ищет решение, и в этом смысле, мне кажется, это будет восприниматься положительно и в Европе, и в США», — заявил Кортунов в комментарии DW.