Политика и положение разница в чем

В чем отличие политики обработки персональных данных от положения о защите ПД?

Компания занимается оптовыми продажами, есть свой сайт, в настоящее время там размещена политика «в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств». Больше ничего не указано, хотя есть вкладка размещения резюме для соискателей работы.

Новых же сотрудников компании мы знакомим с положением о защите персональных данных.

В чем отличие политики обработки персональных данных от положения о защите ПД? Должна ли политика касаться и сотрудников и клиентов?

Порядок работы с персональными данными урегулирован ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного закона под персональными данными понимается

любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии со ст. 7 этого же закона

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это означает, что то лицо, которое получило и обрабатывает персональные данные (организация или конкретное должностное лицо), должно обеспечить защиту этих данных, не распространять и не обнародовать эту информацию без полученного на то согласия.

У Вас персональные данные обрабатываются в трех направлениях: информация о клиентах, о соискателях на работу, о сотрудниках организации. Значит, и работа должна вестись в трех направлениях.

Организация, разрабатывая политику персональных данных, тем самым гарантирует, что информация будет сохранена. А также разрабатывает шаги, каким образом будет сохраняться информация. Такая политика, например, может быть разработана отдельно в отношении клиентов. Или в целом по предприятию. Разрабатывается она на основании ФЗ «О персональных данных»

В целом структура локальных актов, касающихся персональных данных, устанавливается самой организацией. Так, организация может разработать один большой документ (например, назвать его Политика о персональных данных) и включить в него отдельной главой порядок защиты персональных данных работников. Или разработать несколько «маленьких» документов.

Коллеги в целом уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел дополнительно от себя еще раз обратить внимание на полный перечень требований законодательства по персональным данным.
Действующее законодательство, и в первую очередь 152-ФЗ устанавливает ряд требований, касающихся обработки персональных данных.
Основные требования:
1. На своем сайте Вы должны разместить Политику конфиденциальности. При этом нужно обратить внимание, что подойдет не каждая политика, то есть вариант «взять у конкурента» (который, как правило, сам откуда-то «взял») или просто «с интернета» не самый лучший, поскольку многие политики сделаны некачественно и основное — Вам нужна Политика, которая конкретно будет подходить под Вас.

К Политике есть ряд требований. Если говорить о самых общих моментах (перечень не исчерпывающий), то Политика должна содержать:

1.1. Перечень персональных данных, которые Вы обрабатываете.
1.2. Сведения о способах обработки персональных данных.
1.3. Должно быть прописано, что, проставляя галочку о согласии с политикой конфиденциальности Пользователь тем самым Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности.
1.4. Цели использования персональных данных.
1.5. Принципы обработки персональных данных, которыми Вы руководствуетесь.
1.6. Меры, применяемые для защиты персональных данных.
1.7. Очень важный момент, про который многие забывают – если в процессе использования персональных данных, эти данные становятся доступны третьим лицам, в том числе в автоматическом режиме, например, лицам, которые просто помогают Вам в управлении сайтом, маркетинговому партнеру и т.д., то об этом обязательно (!) должно быть указано в политике. Это частая ошибка, которая приводит к тому, что Вам могут вменить незаконное разглашение персональных данных, несмотря на то, что Вы даже не думали ничего не нарушать. С этим мне неоднократно приходилось сталкиваться лично, Роскомнадзор за это активно штрафует.
1.8. Также в политику конфиденциальности нужно обязательно включить положение о том, что Вы вправе в любой момент изменить условия политики конфиденциальности в одностороннем порядке. Про это тоже часто забывают.
1.9. Еще нужен ряд положений, которые касаются того, что мол проставлением отметки Пользователь подтверждает, что он согласен со всеми условиями Политики конфиденциальности, что положения ему ясны и т.д.
1.10. Также в Политике отдельное внимание должно быть уделено файлам cookie, про это тоже часто забывают, хотя это тоже важный момент.
Это самый общий ряд требований, при этом стоит отметить, что каждый пункт должен быть сформулирован грамотно и должен учитывать конкретно Ваши нюансы.

2. На сайте должно быть Пользовательское соглашение (либо договор-оферта, либо лицензионное соглашение – в принципе это все одно и тоже).
Стоит отметить, что с одной стороны ничто не мешает «запихать» положения о персональных данных (политику конфиденциальности) в пользовательское соглашение. Однако лично я рекомендую эти документы разделять, поскольку мне лично уже приходилось сталкиваться с тем, что Роскомнадзор при проверке сайта нескольких моих клиентов просто не разглядел положения про персональные данные в пользовательском соглашении и повесил штраф. И хотя все это дело мы успешно оспорили, но лишний раз «давать повод» я не рекомендую, лучше перестраховаться.

В ситуации же когда Политика сделана отдельно, то ее пропустить уже невозможно и соответственно риск того, что кто-то просто не разглядит эти пункты в пользовательском соглашении, отпадают. Плюс ко всему если делать нормальную качественную политику конфиденциальности, то она получается не на 1 и не на 2 страницы, не говоря уже о пользовательском соглашении и если все совмещать, то Пользовательское соглашение вполне вероятно получится чрезмерно раздутым, что не очень удобно и при этом не стоит также забывать, что на Вас лежит обязанность по доведению до клиентов всей необходимой информации о реализуемых товарах/услугах и для целей выполнения этой обязанности делать плохо читаемые раздутые и неструктурированные документы не самая лучшая идея (например, по банкам есть судебная практика когда суды не признают написанное в документах мелким шрифтом, что мол нельзя в таком виде доводить информацию до клиентов, здесь может быть применена та же логика).
Что касается требований к Пользовательскому соглашению (договору-оферте, лицензионному соглашению), то это предмет отдельного разговора, требований очень много и здесь они уже полностью зависят конкретно от Вашей ситуации и как следствие их нужно каждый раз обсуждать отдельно. Общая цель Пользовательского соглашения – расписать условия предоставления доступа к сервису и/или условия продажи товаров/услуг, описать предмет договора, права и обязанности сторон, порядок расчетов, порядок разрешения споров, ограничить Вашу ответственность (настолько, насколько это позволяет закон, частая ошибка – вопросам ответственности в Пользовательском соглашении изначально уделяют очень мало внимания и возвращаются к ним только после того как столкнутся с конкретной претензией от клиента или еще хуже с судебным иском, я всегда рекомендую все риски (настолько насколько это позволяет закон) закрывать изначально при подготовке документации).
Также в Пользовательском соглашении можно прописать условие о договорной подсудности по месту Вашего нахождения (кстати в способе описания условия о договорной подсудности очень часто допускаются ошибки, и суды потом признают пункт о договорной подсудности не согласованным, если хотите, чтобы в случае чего судебные споры были по месту Вашего нахождения (не во всех случаях применимо), то нужно к описанию этого пункта подойти максимально ответственно и с учетом судебной практики).

3. Помимо непосредственно наличия самих документов, есть требования к самому сайту, а именно:

3.1. На сайте на абсолютно всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением. Частая ошибка – делается политика конфиденциальности, а в окошечке Пользователь просто дает согласие с «обработкой персональных данных», а не с условиями Политики конфиденциальности и как следствие в этом случае фактически у Вас не будет подтверждения, что Пользователь согласился соблюдать условия политики конфиденциальности. Надо понимать, что цель политики конфиденциальности – в том числе получение от Пользователя согласия с обработкой его персональных данных, поэтому еще отдельно брать с него согласие на саму обработку уже не нужно, только согласие с политикой конфиденциальности.
3.2. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные. Это касается в том числе случаев даже если он Вам передает только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным – ст. 3 152-ФЗ).
4. Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение касаются урегулирования вопросов обработки персональных данных Ваших клиентов/Пользователей сервиса. Однако если у Вас есть работники, то дополнительно также нужно, чтобы был комплект документов, регулирующих вопросы обработки персональных данных Ваших сотрудников. Основным документом, который выполняет эту задачу является положение об обработке персональных данных, либо часто его называют положением о коммерческой тайне (хотя коммерческая тайна это другое, многие называют его именно так, а в содержании все равно прописывают вопросы обработки персональных данных), название тут не принципиально, строгих требований к нему нет, главное содержание. Я как правило предпочитаю объединять эти документы в один общий и именовать его «Положение о коммерческой тайне и обработке персональных данных» и в нем сразу урегулировать как вопросы коммерческой тайны, так и вопросы обработки персональных данных. Что касается требований к содержанию положения, то оно должно включать в себя:
4.1. Информацию о том, какие данные сотрудников обрабатываются.
4.2. Цели обработки персональных данных.
4.3. Порядок ознакомления сотрудников компании с положением.
4.4. Порядок и сроки уведомления работниками работодателя об изменении своих персональных данных.
4.5. Меры по защите персональных данных.
4.6. Порядок доступа отдельных работников к персональных данным сотрудников компании.
4.7. Порядок хранения персональных данных.
4.8. Условия предоставления третьим лицам персональных данных сотрудников компании.

Стоит отметить, что данное положение представляет собой локальный нормативный акт работодателя (ст. 8 Трудового кодекса РФ) и к нему применяются соответствующие требования, в частности: 1. Данное положение должно быть утверждено приказом единоличного исполнительного органа (директора) компании. 2. Работники должны быть ознакомлены под подпись с содержанием указанного положения (п.6 ч.1 ст. 18.1 152-ФЗ).

5. Помимо приказа об утверждении положения, регулирующего вопросы обработки персональных данных, также у Вас должен быть принят приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных (ст. 22.1 ФЗ № 152-ФЗ). Чаще всего им выступает сам директор компании, но это не обязательно. Каких-либо специфичных требований к приказу здесь нет, требования к нему общие – такие, как и к любому другому внутреннему приказу.
6. Помимо указанных документов также, как правило, Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление направляется по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/и плюс должно быть продублировано в письменном виде по обычной почте.

Здесь частая ошибка – люди считают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор.
С точки зрения закона действительно далеко не все компании должны направлять уведомление в Роскомнадзор. Например, если Вы обрабатываете персональные данные только своих контрагентов по договорам, то у Вас нет обязанности по направлению уведомления в Роскомнадзор (это лишь один пример, исключений больше).
Однако на сегодняшний день позиция Роскомнадзора такова, что уведомление нужно направлять практически всегда, поскольку практически всегда компании помимо обработки данных, которые подпадают под исключение о необходимости направления уведомления, также осуществляют иные формы обработки персональных данных. Например, если Вы храните персональные данные потенциальных или бывших клиентов (в маркетинговых, рекламных или иных целях) – то это уже не подпадает под исключение, поскольку у Вас с ними нет действующего договора. Поскольку, как правило, все хранят данные о тех клиентах, которые обратились, но еще не заключили договор или с которыми у Вас уже закончились договорные отношения, то в любом случае с точки зрения закона Вы уже не подпадаете под исключение и как следствие должны направить уведомление в Роскомнадзор по указанной выше форме.
Многие к сожалению, ошибочно полагают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор, за что потом Роскомнадзор их привлекает к ответственности.

7. Необходимо отметить, что приведенные выше требования касаются ситуации, когда Вы обрабатываете данные граждан РФ в соответствии с 152-ФЗ. Однако не стоит забывать, что если Сервис ориентирован также на международный рынок, в частности на европейских клиентов или клиентов из США, то тут возникают дополнительные требования. Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR), который вступил в силу с 25.05.2018 г. Описывать все его требования в данном случае я думаю не совсем уместно, так как это тема отдельного полноценного разговора, но суть в том, что если Вы ориентированы на европейский рынок, то Ваша политика конфиденциальности должна быть составлена в полном соответствии со всеми требованиями GDPR. В отношении других стран также следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, обязательно следует учесть требования Children’s Online Privacy Protection Act (COPPA).

В целом нюансов и требований в части иностранного законодательства много, но их следует прорабатывать уже индивидуально и смотреть на кого ориентирован сервис.

8. Также еще частной ошибкой является хранение персональных данных граждан РФ на зарубежных сервисах, что запрещено законом (ст. 18 152-ФЗ). Хранить персональные данные граждан РФ можно только на российских серверах, про это ни в коем случае нельзя забывать.

Что касается ответственности, то за любое нарушение установленного законом порядка сбора, хранения или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет за собой ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (там большой перечень видов нарушений, всего 7 частей в данной статье). При этом каждое нарушение рассматривается отдельно и, соответственно наказание за каждое нарушение также назначается отдельно, максимальный размер штрафа на текущий момент – 75000 руб.
Также если речь идет о нарушении обязанностей по хранению и использованию персональных данных работников, то может грозить ответственность по ст. 5.27 КоАП, здесь помимо штрафа уже предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Также непредставление в органы Роскомнадзора уведомления об обработке персональных данных влечет ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Помимо прочего стоит отметить, что Роскомнадзор неоднократно обращал внимание, что существует и уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни – ст. 137 УК РФ.
Стоит отметить, что в целом это основной набор требований по 152-ФЗ, однако не стоит забывать, что в зависимости от ситуации набор требований может расширяться или наоборот сужаться. При этом стоит обратить внимание, что если, например, есть требование о наличии на сайте политики конфиденциальности, то это не значит, что к нему можно подходить формально и использовать любую политику, так как просто наличие формальной бумажки на сайте с названием «политика конфиденциальности» не имеет ничего общего с выполнением требований законодательства об обработке персональных данных.
(. ) Также обращаю ваше внимание, что, если что-то останется непонятным БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ УСТНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по ЛЮБЫМ вопросам обработки персональных данных, в том числе по требованиям 152-ФЗ, GDPR, COPPA, Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).

(. ) Также обратившись в чат ЛЮБОЙ может получить ПОМОЩЬ В РАЗРАБОТКЕ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, касающейся исполнения требований российского и/или иностранного законодательства в сфере обработки персональных данных, в том числе помощь в разработке Политики конфиденциальности, Пользовательского соглашения (договора-оферты, лицензионного соглашения), положения о коммерческой тайне и обработке персональных данных, заполнении уведомления в Роскомнадзор, проведении аудита сайта/мобильного приложения на предмет соответствия требованиям законодательства о персональных данных. Буду рад помочь.

Источник

Как сделать стандарт за 10 дней. Часть вторая. Скучная

Как сделать стандарт за 10 дней, я рассказывал раньше. Сейчас я хотел бы рассказать о терминологии и названиях документов, их значении и разных подходах к составлению документации. Конечно, все знают, что полезно разбираться в документах, но не у всех хватает терпения вникнуть в них. Я расскажу, как меня засудили как раз за это. Эта часть будет сухой и скучной, налейте себе чая, возьмите печеньки. Поехали.

Политика и положение разница в чем

Слишком долгое вступление в тему

Любой живой язык прекрасен в своих нюансах. А русский язык прекрасен вдвойне. Имея такой мощный базис, русский канцелярит (так я называю язык, на котором пишутся законы, постановления правительства и другие официальные бумаги) пленит своими возможностями. Разумеется, если вы не пытаетесь его читать. Если нет возможности этого избежать, то читать канцелярит надо вдумчиво и размеренно, несколько раз перечитывая, вникая в каждое слово.

Шел 2008 год – лето, пятница. Я отпросился пораньше с работы, чтобы не стоять в пробках, и ехал на дачу по Дмитровскому шоссе в районе Яхромы. Было довольно плотненько, но терпимо. Меня останавливает инспектор ГИБДД, просит документы и заявляет, что я не пропустил пешехода. Я с ним не соглашаюсь.

Политика и положение разница в чем

Тогда инспектор предлагает подписать мне постановление и говорит, что у меня будет 10 дней на обжалование. Ну, уже неплохо. Я подписываю бумагу и еду дальше по своим делам. Оказалось, что инспектор воспользовался моим незнанием.

Протокол? Какой протокол?

На суде выяснилось, что я подписал не протокол, а постановление.

В случае, если представитель власти увидел признаки административного правонарушения (например, правил дорожного движения), он должен составить протокол. В протоколе вы можете написать, что не согласны с замечаниями, а вот в постановлении такой графы нет. Т.е. подписывая постановление, я фактически признал свою вину. Да, у вас есть 10 дней, чтобы обжаловать постановление. Но шансов практически нет. Таким образом, протокол – лишь фиксация нарушения, а постановление – уже назначенное наказание.

Казалось бы, две какие-то бумажки, а какие разные последствия.

Документы для информационной безопасности

Как и любая деятельность, процессы информационной безопасности рано или поздно обрастают некоторым объемом документов: политики, регламенты, инструкции, положения и т.п. Каждый из этих документов решает определенную задачу, а путаница в них (как в примере выше) в обязательном порядке губительно скажется на вашей деятельности.

Для создания документов такого рода мы можем использовать достижения как отечественной, так и западной школ.

Западная школа

Западная школа довольно свободно относится к названиям и содержанию документов. Самым ярким доказательством является серия стандартов – ISO 2700x, которую знает каждый безопасник.

Политика и положение разница в чем

В общем случае вся документация делится на четыре уровня.

Обратимся же к отечественному опыту.

Отечественная школа

Имея такую впечатляющую историю и опыт поколений в разработке конструкторской документации (ЕСКД), было бы удивительно, если бы у нас не сложились свои традиции и понимание оформления документов. Если внимательно посмотреть тот же ГОСТ 34 серии, то можно с удивлением узнать, что он вполне логичен и даже удобен. Разве перед внедрением любой системы вы не разрабатываете верхнеуровневую структуру (эскизный проект), уточняя его все детальнее и детальнее (технический проект и рабочая документация)?

Поэтому, если вы будете разрабатывать документы для русской компании, вы скорее всего будете использовать подходы отечественной школы. Основным ее отличием от западной, является внимание к терминам и названиям. Например, называя документ «Перечень входных сигналов и данных», от вас ожидают, что там будет информация о входных, возможно, даже о выходных сигналах, а не требования к информационному обеспечению или описание массива информации.

Но здесь вас может поджидать проблема. Как вы думаете, чем отличаются:

Как вы лодку назовете, так она и поплывет

Остановимся на основных документах (если будем рассматривать все – это будет совсем нудно и неинтересно). Описанный ниже подход является основным в работе Департамента информационной безопасности в одном из подразделений ЛАНИТ.

Приказ

Альфа и омега любого процесса, который вы захотите перенести на бумагу. В отличие от западного подхода, где достаточно просто утверждения уполномоченными лицами, у нас все документы вводятся приказом. Вы можете использовать в работе какие угодно инструкции и формы, но если они не введены приказом, считайте, что их у вас нет.

Это, кстати, особенно актуально для защиты персональных данных. Любая проверка регуляторов начинается с установления факта правоприменимости принятых мер. Если вы занимаетесь каким-нибудь документом, то вам, скорее всего, и готовить проект приказа.

Основными отличительными чертами Приказа являются следующие:

Политика

Наконец, мы добрались до Политики. В нашей традиции это относительно новый документ, в отличии от других, представленных здесь. Особенностью Политики является то, что она описывает процессы. Например, процесс обеспечения информационной безопасности.

Политика может и должна выдвигать требования к функционированию процесса, может описывать требуемое обеспечение и исключения.

Используя отечественный подход, вы можете создать политику любого объема. Главное, не надо превращать Политику в описание задач и распределение ответственности между исполнителями, для этого есть Положения и Инструкции.

Положение

В отличие от Политики, Положение как раз направлено на регулирование деятельности людей и подразделений. Положение, в общем случае, регламентирует порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

Т.е. фактически Положение очень редко применяется к процессам, но будет весьма уместно в виде «Положение о Департаменте информационной безопасности».

Регламент

Регламент – самый противоречивый документ. Я встречал компании, в которой были только разнообразные Регламенты. Надо понимать, что в своей сути регламент – временный документ, во всяком случае в информационной безопасности. Это то, что сейчас модно называть «дорожной картой». Регламент, в отличие от Политики и Положения, определяет конкретные шаги и сроки их исполнения.

А раз есть сроки, Регламент мало применим к непрерывным процессам, например, обеспечению безопасности всей компании или обеспечению контроля качества. Т.е. может быть «Регламент внедрения политики безопасности», но лучше не делать «Регламент информационной безопасности».

Инструкция

Инструкция – самый последний в иерархии, но не по значимости документ. Инструкция описывает конкретные шаги, что надо делать в той или иной ситуации, или наоборот, то, что делать не надо никогда. Самый знаменитый пример инструкций обоих типов – Устав внутренней службы Вооруженных Сил.

Инструкции не привязаны к какой-то конкретной структуре, и, пожалуй, главным требованием является понятность и удобство чтения.

Политика и положение разница в чем

На этом хотел бы закончить, надеюсь, вы дочитали до конца. Не повторяйте моих ошибок и знайте значение документов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *