Политика и положение о персональных данных в чем отличие
В чем отличие политики обработки персональных данных от положения о защите ПД?
Компания занимается оптовыми продажами, есть свой сайт, в настоящее время там размещена политика «в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств». Больше ничего не указано, хотя есть вкладка размещения резюме для соискателей работы.
Новых же сотрудников компании мы знакомим с положением о защите персональных данных.
В чем отличие политики обработки персональных данных от положения о защите ПД? Должна ли политика касаться и сотрудников и клиентов?
Порядок работы с персональными данными урегулирован ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного закона под персональными данными понимается
любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии со ст. 7 этого же закона
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Это означает, что то лицо, которое получило и обрабатывает персональные данные (организация или конкретное должностное лицо), должно обеспечить защиту этих данных, не распространять и не обнародовать эту информацию без полученного на то согласия.
У Вас персональные данные обрабатываются в трех направлениях: информация о клиентах, о соискателях на работу, о сотрудниках организации. Значит, и работа должна вестись в трех направлениях.
Организация, разрабатывая политику персональных данных, тем самым гарантирует, что информация будет сохранена. А также разрабатывает шаги, каким образом будет сохраняться информация. Такая политика, например, может быть разработана отдельно в отношении клиентов. Или в целом по предприятию. Разрабатывается она на основании ФЗ «О персональных данных»
В целом структура локальных актов, касающихся персональных данных, устанавливается самой организацией. Так, организация может разработать один большой документ (например, назвать его Политика о персональных данных) и включить в него отдельной главой порядок защиты персональных данных работников. Или разработать несколько «маленьких» документов.
Коллеги в целом уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел дополнительно от себя еще раз обратить внимание на полный перечень требований законодательства по персональным данным.
Действующее законодательство, и в первую очередь 152-ФЗ устанавливает ряд требований, касающихся обработки персональных данных.
Основные требования:
1. На своем сайте Вы должны разместить Политику конфиденциальности. При этом нужно обратить внимание, что подойдет не каждая политика, то есть вариант «взять у конкурента» (который, как правило, сам откуда-то «взял») или просто «с интернета» не самый лучший, поскольку многие политики сделаны некачественно и основное — Вам нужна Политика, которая конкретно будет подходить под Вас.
К Политике есть ряд требований. Если говорить о самых общих моментах (перечень не исчерпывающий), то Политика должна содержать:
1.1. Перечень персональных данных, которые Вы обрабатываете.
1.2. Сведения о способах обработки персональных данных.
1.3. Должно быть прописано, что, проставляя галочку о согласии с политикой конфиденциальности Пользователь тем самым Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, указанных в Политике конфиденциальности.
1.4. Цели использования персональных данных.
1.5. Принципы обработки персональных данных, которыми Вы руководствуетесь.
1.6. Меры, применяемые для защиты персональных данных.
1.7. Очень важный момент, про который многие забывают – если в процессе использования персональных данных, эти данные становятся доступны третьим лицам, в том числе в автоматическом режиме, например, лицам, которые просто помогают Вам в управлении сайтом, маркетинговому партнеру и т.д., то об этом обязательно (!) должно быть указано в политике. Это частая ошибка, которая приводит к тому, что Вам могут вменить незаконное разглашение персональных данных, несмотря на то, что Вы даже не думали ничего не нарушать. С этим мне неоднократно приходилось сталкиваться лично, Роскомнадзор за это активно штрафует.
1.8. Также в политику конфиденциальности нужно обязательно включить положение о том, что Вы вправе в любой момент изменить условия политики конфиденциальности в одностороннем порядке. Про это тоже часто забывают.
1.9. Еще нужен ряд положений, которые касаются того, что мол проставлением отметки Пользователь подтверждает, что он согласен со всеми условиями Политики конфиденциальности, что положения ему ясны и т.д.
1.10. Также в Политике отдельное внимание должно быть уделено файлам cookie, про это тоже часто забывают, хотя это тоже важный момент.
Это самый общий ряд требований, при этом стоит отметить, что каждый пункт должен быть сформулирован грамотно и должен учитывать конкретно Ваши нюансы.
2. На сайте должно быть Пользовательское соглашение (либо договор-оферта, либо лицензионное соглашение – в принципе это все одно и тоже).
Стоит отметить, что с одной стороны ничто не мешает «запихать» положения о персональных данных (политику конфиденциальности) в пользовательское соглашение. Однако лично я рекомендую эти документы разделять, поскольку мне лично уже приходилось сталкиваться с тем, что Роскомнадзор при проверке сайта нескольких моих клиентов просто не разглядел положения про персональные данные в пользовательском соглашении и повесил штраф. И хотя все это дело мы успешно оспорили, но лишний раз «давать повод» я не рекомендую, лучше перестраховаться.
В ситуации же когда Политика сделана отдельно, то ее пропустить уже невозможно и соответственно риск того, что кто-то просто не разглядит эти пункты в пользовательском соглашении, отпадают. Плюс ко всему если делать нормальную качественную политику конфиденциальности, то она получается не на 1 и не на 2 страницы, не говоря уже о пользовательском соглашении и если все совмещать, то Пользовательское соглашение вполне вероятно получится чрезмерно раздутым, что не очень удобно и при этом не стоит также забывать, что на Вас лежит обязанность по доведению до клиентов всей необходимой информации о реализуемых товарах/услугах и для целей выполнения этой обязанности делать плохо читаемые раздутые и неструктурированные документы не самая лучшая идея (например, по банкам есть судебная практика когда суды не признают написанное в документах мелким шрифтом, что мол нельзя в таком виде доводить информацию до клиентов, здесь может быть применена та же логика).
Что касается требований к Пользовательскому соглашению (договору-оферте, лицензионному соглашению), то это предмет отдельного разговора, требований очень много и здесь они уже полностью зависят конкретно от Вашей ситуации и как следствие их нужно каждый раз обсуждать отдельно. Общая цель Пользовательского соглашения – расписать условия предоставления доступа к сервису и/или условия продажи товаров/услуг, описать предмет договора, права и обязанности сторон, порядок расчетов, порядок разрешения споров, ограничить Вашу ответственность (настолько, насколько это позволяет закон, частая ошибка – вопросам ответственности в Пользовательском соглашении изначально уделяют очень мало внимания и возвращаются к ним только после того как столкнутся с конкретной претензией от клиента или еще хуже с судебным иском, я всегда рекомендую все риски (настолько насколько это позволяет закон) закрывать изначально при подготовке документации).
Также в Пользовательском соглашении можно прописать условие о договорной подсудности по месту Вашего нахождения (кстати в способе описания условия о договорной подсудности очень часто допускаются ошибки, и суды потом признают пункт о договорной подсудности не согласованным, если хотите, чтобы в случае чего судебные споры были по месту Вашего нахождения (не во всех случаях применимо), то нужно к описанию этого пункта подойти максимально ответственно и с учетом судебной практики).
3. Помимо непосредственно наличия самих документов, есть требования к самому сайту, а именно:
3.1. На сайте на абсолютно всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением. Частая ошибка – делается политика конфиденциальности, а в окошечке Пользователь просто дает согласие с «обработкой персональных данных», а не с условиями Политики конфиденциальности и как следствие в этом случае фактически у Вас не будет подтверждения, что Пользователь согласился соблюдать условия политики конфиденциальности. Надо понимать, что цель политики конфиденциальности – в том числе получение от Пользователя согласия с обработкой его персональных данных, поэтому еще отдельно брать с него согласие на саму обработку уже не нужно, только согласие с политикой конфиденциальности.
3.2. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные. Это касается в том числе случаев даже если он Вам передает только имя, номер телефона или адрес электронной почты (это все относится к персональным данным – ст. 3 152-ФЗ).
4. Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение касаются урегулирования вопросов обработки персональных данных Ваших клиентов/Пользователей сервиса. Однако если у Вас есть работники, то дополнительно также нужно, чтобы был комплект документов, регулирующих вопросы обработки персональных данных Ваших сотрудников. Основным документом, который выполняет эту задачу является положение об обработке персональных данных, либо часто его называют положением о коммерческой тайне (хотя коммерческая тайна это другое, многие называют его именно так, а в содержании все равно прописывают вопросы обработки персональных данных), название тут не принципиально, строгих требований к нему нет, главное содержание. Я как правило предпочитаю объединять эти документы в один общий и именовать его «Положение о коммерческой тайне и обработке персональных данных» и в нем сразу урегулировать как вопросы коммерческой тайны, так и вопросы обработки персональных данных. Что касается требований к содержанию положения, то оно должно включать в себя:
4.1. Информацию о том, какие данные сотрудников обрабатываются.
4.2. Цели обработки персональных данных.
4.3. Порядок ознакомления сотрудников компании с положением.
4.4. Порядок и сроки уведомления работниками работодателя об изменении своих персональных данных.
4.5. Меры по защите персональных данных.
4.6. Порядок доступа отдельных работников к персональных данным сотрудников компании.
4.7. Порядок хранения персональных данных.
4.8. Условия предоставления третьим лицам персональных данных сотрудников компании.
Стоит отметить, что данное положение представляет собой локальный нормативный акт работодателя (ст. 8 Трудового кодекса РФ) и к нему применяются соответствующие требования, в частности: 1. Данное положение должно быть утверждено приказом единоличного исполнительного органа (директора) компании. 2. Работники должны быть ознакомлены под подпись с содержанием указанного положения (п.6 ч.1 ст. 18.1 152-ФЗ).
5. Помимо приказа об утверждении положения, регулирующего вопросы обработки персональных данных, также у Вас должен быть принят приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных (ст. 22.1 ФЗ № 152-ФЗ). Чаще всего им выступает сам директор компании, но это не обязательно. Каких-либо специфичных требований к приказу здесь нет, требования к нему общие – такие, как и к любому другому внутреннему приказу.
6. Помимо указанных документов также, как правило, Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление направляется по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/и плюс должно быть продублировано в письменном виде по обычной почте.
Здесь частая ошибка – люди считают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор.
С точки зрения закона действительно далеко не все компании должны направлять уведомление в Роскомнадзор. Например, если Вы обрабатываете персональные данные только своих контрагентов по договорам, то у Вас нет обязанности по направлению уведомления в Роскомнадзор (это лишь один пример, исключений больше).
Однако на сегодняшний день позиция Роскомнадзора такова, что уведомление нужно направлять практически всегда, поскольку практически всегда компании помимо обработки данных, которые подпадают под исключение о необходимости направления уведомления, также осуществляют иные формы обработки персональных данных. Например, если Вы храните персональные данные потенциальных или бывших клиентов (в маркетинговых, рекламных или иных целях) – то это уже не подпадает под исключение, поскольку у Вас с ними нет действующего договора. Поскольку, как правило, все хранят данные о тех клиентах, которые обратились, но еще не заключили договор или с которыми у Вас уже закончились договорные отношения, то в любом случае с точки зрения закона Вы уже не подпадаете под исключение и как следствие должны направить уведомление в Роскомнадзор по указанной выше форме.
Многие к сожалению, ошибочно полагают, что они подпадают под исключение и им не нужно направлять уведомление в Роскомнадзор, за что потом Роскомнадзор их привлекает к ответственности.
7. Необходимо отметить, что приведенные выше требования касаются ситуации, когда Вы обрабатываете данные граждан РФ в соответствии с 152-ФЗ. Однако не стоит забывать, что если Сервис ориентирован также на международный рынок, в частности на европейских клиентов или клиентов из США, то тут возникают дополнительные требования. Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR), который вступил в силу с 25.05.2018 г. Описывать все его требования в данном случае я думаю не совсем уместно, так как это тема отдельного полноценного разговора, но суть в том, что если Вы ориентированы на европейский рынок, то Ваша политика конфиденциальности должна быть составлена в полном соответствии со всеми требованиями GDPR. В отношении других стран также следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, обязательно следует учесть требования Children’s Online Privacy Protection Act (COPPA).
В целом нюансов и требований в части иностранного законодательства много, но их следует прорабатывать уже индивидуально и смотреть на кого ориентирован сервис.
8. Также еще частной ошибкой является хранение персональных данных граждан РФ на зарубежных сервисах, что запрещено законом (ст. 18 152-ФЗ). Хранить персональные данные граждан РФ можно только на российских серверах, про это ни в коем случае нельзя забывать.
Что касается ответственности, то за любое нарушение установленного законом порядка сбора, хранения или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет за собой ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (там большой перечень видов нарушений, всего 7 частей в данной статье). При этом каждое нарушение рассматривается отдельно и, соответственно наказание за каждое нарушение также назначается отдельно, максимальный размер штрафа на текущий момент – 75000 руб.
Также если речь идет о нарушении обязанностей по хранению и использованию персональных данных работников, то может грозить ответственность по ст. 5.27 КоАП, здесь помимо штрафа уже предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Также непредставление в органы Роскомнадзора уведомления об обработке персональных данных влечет ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
Помимо прочего стоит отметить, что Роскомнадзор неоднократно обращал внимание, что существует и уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни – ст. 137 УК РФ.
Стоит отметить, что в целом это основной набор требований по 152-ФЗ, однако не стоит забывать, что в зависимости от ситуации набор требований может расширяться или наоборот сужаться. При этом стоит обратить внимание, что если, например, есть требование о наличии на сайте политики конфиденциальности, то это не значит, что к нему можно подходить формально и использовать любую политику, так как просто наличие формальной бумажки на сайте с названием «политика конфиденциальности» не имеет ничего общего с выполнением требований законодательства об обработке персональных данных.
(. ) Также обращаю ваше внимание, что, если что-то останется непонятным БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ УСТНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по ЛЮБЫМ вопросам обработки персональных данных, в том числе по требованиям 152-ФЗ, GDPR, COPPA, Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
(. ) Также обратившись в чат ЛЮБОЙ может получить ПОМОЩЬ В РАЗРАБОТКЕ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, касающейся исполнения требований российского и/или иностранного законодательства в сфере обработки персональных данных, в том числе помощь в разработке Политики конфиденциальности, Пользовательского соглашения (договора-оферты, лицензионного соглашения), положения о коммерческой тайне и обработке персональных данных, заполнении уведомления в Роскомнадзор, проведении аудита сайта/мобильного приложения на предмет соответствия требованиям законодательства о персональных данных. Буду рад помочь.
Политика оператора персональных данных
Автор: Данилова В. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С июля 2017 года была изменена ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. Один из новых составов правонарушений – невыполнение оператором персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки таких данных (далее – Политика). Причем названная обязанность существует еще с 2011 года, но специальная ответственность за ее невыполнение установлена только сейчас. Расскажем, что это за документ, как его составлять, все ли работодатели должны его иметь и где он должен быть опубликован.
Что это за документ?
В соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) к обязанностям оператора персональных данных относится в том числе издание документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, что позволяет обеспечить реализацию принципов законности, конфиденциальности и безопасности информации. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к указанному документу и к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей сети.
Контроль исполнения этой обязанности осуществляют органы Роскомнадзора. И по их требованию оператор обязан представить перечисленные документы и локальные акты и (или) иным образом подтвердить выполнение обязанностей, установленных ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ.
Что же это за документ? Не стоит путать его с положением о персональных данных. У оператора персональных данных в силу той же ст. 18.1 помимо Политики должны быть отдельные локальные акты по вопросам обработки таких данных и локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий нарушений.
К сведению: к обозначенным локальным актам относятся различные положения (об обработке персональных данных, об обеспечении безопасности персональных данных и т. п.), перечни (должностей и лиц, допущенных к обработке персональных данных, применяемых средств защиты и др.), инструкции и регламенты.
Многие организации этот документ так и называют – «Политика в отношении обработки персональных данных». До недавнего времени он составлялся в произвольной форме, но в августе 2017 года Роскомнадзор разработал Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Законом № 152-ФЗ (далее – Рекомендации).
О том, какие положения рекомендовано включать в документ, определяющий эту политику, мы расскажем далее. Но прежде следует разобраться, все ли работодатели являются операторами персональных данных и соответственно все ли должны утверждать и опубликовывать его для неограниченного доступа.
Кто является оператором персональных данных?
Согласно ст. 3 Закона № 152-ФЗ оператор персональных данных – это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели их обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с данными.
Общим признаком оператора персональных данных для всех организаций является обработка персональных данных работников. Организации, оказывающие услуги населению, обрабатывают еще и персональные данные клиентов. То есть, по сути, операторами персональных данных являются все без исключения организации.
Однако не все операторы должны исполнять требования Закона № 152-ФЗ в полном объеме. Так, не все операторы должны исполнять обязанность по уведомлению уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ст. 22 Закона № 152-ФЗ. Исключения, в частности, установлены для организаций, осуществляющих обработку персональных данных:
обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если они не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта данных используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими объединением или организацией, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
сделанных субъектом персональных данных общедоступными;
включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Все остальные операторы такие уведомления направляют, после чего включаются в реестр операторов.
Обратите внимание: сведения об операторе, содержащиеся в реестре, являются общедоступными. Они размещаются для ознакомления на официальном сайте и портале персональных данных Роскомнадзора.
Соответственно, организации, не подающие уведомления, в реестр операторов не включаются.
Что же касается обязанности по составлению Политики и других локальных документов, здесь исключений никаких не установлено. Соответственно документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных, должен быть в каждой организации.
Причем если организация осуществляет сбор персональных данных граждан с использованием Интернета (регистрация на сайте, форма обратной связи, куда необходимо внести персональные данные), этот документ должен быть размещен на сайте организации. К таким организациям, в первую очередь, относятся интернет-магазины, социальные сети и другие сайты, государственные и муниципальные органы, а также медицинские учреждения, образовательные организации, налоговые и другие регистрирующие органы, организации в сфере социальных услуг, банки, турагентства. Это могут быть и просто организации, которые проводят конкурсы на занятие определенных должностей и на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить анкету.
Если органы контроля установят, что оператор не опубликовал или не обеспечил иным образом неограниченный доступ к своей Политике или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных, организация будет оштрафована в соответствии с ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ, предусматривающей штраф для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., а для юридических – от 15 000 до 30 000 руб.
К сведению: в целях ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Формирует данный реестр Роскомнадзор (ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Рекомендации по составлению Политики
Итак, поскольку обязанность по созданию Политики существует давно, в большинстве организаций она разработана, правда, не факт, что опубликована. Иногда Политику публикуют так, что ее сложно найти. Поэтому организациям следует рассмотреть этот документ с учетом Рекомендаций и при необходимости внести изменения путем утверждения нового документа, разместив его в соответствии с требованиями законодательства. А работодателям, у которых этого документа нет, следует его срочно составить, руководствуясь Рекомендациями.
Обратите внимание: рекомендации изданы в целях выработки унифицированного подхода к структуре и форме документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных.
Итак, исходя из Рекомендаций, в Политику надо включить такие разделы:
1. Общие положения.
Здесь нужно описать назначение Политики, привести основные понятия, используемые в ней (обработка персональных данных, оператор, субъект персональных данных, конфиденциальность персональных данных и т. д.), перечислить основные права и обязанности оператора и субъекта(ов) данных.
2. Цели сбора персональных данных.
Следует помнить, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Цели обработки персональных данных, перечисляемые в этом разделе, могут происходить в том числе из:
анализа правовых актов, регламентирующих деятельность оператора;
целей фактически осуществляемой оператором деятельности;
деятельности, которая предусмотрена учредительными документами оператора;
конкретных бизнес-процессов оператора в конкретных информационных системах персональных данных (по структурным подразделениям оператора и их процедурам в отношении определенных категорий субъектов персональных данных).
3. Правовое основание обработки персональных данных.
Таковым является совокупность правовых актов, во исполнение которых и в соответствии с которыми оператор осуществляет обработку персональных данных. В качестве правового основания обработки этих данных могут быть указаны:
федеральные законы и принятые на их основе нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с деятельностью оператора;
уставные документы оператора;
договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;
согласие на обработку персональных данных (в случаях, прямо не предусмотренных законодательством РФ, но соответствующих полномочиям оператора).
Обратите внимание: Закон № 152-ФЗ не может служить правовым основанием обработки персональных данных оператором, поскольку регулирует отношения, связанные с обработкой этих данных, и закрепляет требования, предъявляемые к операторам при обработке этих данных.
4. Объем и категории обрабатываемых персональных данных, категории субъектов персональных данных.
Содержание и объем обрабатываемых данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
К категориям субъектов персональных данных могут быть отнесены в том числе:
работники оператора, бывшие работники, кандидаты на замещение вакантных должностей, родственники работников;
клиенты и контрагенты оператора (физические лица);
представители и работники клиентов и контрагентов оператора (юридических лиц).
В рамках каждой из категорий субъектов и применительно к конкретным целям рекомендуется перечислить все обрабатываемые оператором персональные данные, а также, если применимо, отдельно описать все случаи обработки специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных.
5. Порядок и условия обработки персональных данных.
В этом разделе Роскомнадзор рекомендует указывать перечень действий, совершаемых оператором с персональными данными субъектов, а также используемые оператором способы и сроки обработки данных.
В случае необходимости взаимодействия с третьими лицами в рамках достижения целей обработки персональных данных рекомендуется указывать условия передачи данных в адрес третьих лиц – например, наличие договора поручения на обработку персональных данных, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации (трансграничная передача). При этом рекомендуется указать конкретное наименование и местонахождение соответствующих третьих лиц, цели осуществляемой (трансграничной) передачи, объем передаваемых данных, перечень действий по их обработке, способы и иные условия обработки, включая требования к защите обрабатываемых персональных данных.
Кроме того, оператор вправе передавать персональные данные органам дознания и следствия, иным уполномоченным органам по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Рекомендуется указывать сведения о соблюдении требований конфиденциальности персональных данных, установленных ст. 7 Закона № 152-ФЗ, а также о принятии оператором мер, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19 Закона № 152-ФЗ.
Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки, истечение срока действия согласия или отзыв согласия субъекта данных на их обработку, выявление неправомерной обработки персональных данных.
Хранение персональных данных рекомендуется осуществлять в форме, позволяющей определить субъекта данных, и не дольше, чем требуют цели обработки персональных данных, кроме случаев, когда срок хранения данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.
Рекомендуется указывать сроки хранения (конкретная дата (число, месяц, год)) персональных данных и основание, наступление которого повлечет прекращение обработки данных.
К сведению: при осуществлении хранения персональных данных оператор обязан использовать базы данных, находящиеся на территории РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ.
Также рекомендуется указывать иные условия хранения персональных данных, в том числе при их обработке без использования средств автоматизации.
6. Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным.
В случае подтверждения факта неточности данных или неправомерности их обработки персональные данные подлежат их актуализации оператором, а обработка должна быть прекращена (ст. 21 Закона № 152-ФЗ).
При достижении целей обработки персональных данных, а также в случае отзыва субъектом данных согласия на их обработку они подлежат уничтожению, если:
иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;
оператор не вправе осуществлять обработку без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Законом № 152-ФЗ или иными федеральными законами;
иное не предусмотрено другим соглашением между оператором и субъектом персональных данных.
Оператор обязан сообщить субъекту персональных данных или его представителю информацию об осуществляемой им обработке персональных данных такого субъекта по запросу последнего (ст. 20 Закона № 152-ФЗ).
Кроме этих разделов, в Политику рекомендуется включать регламент(ы) реагирования на запросы, обращения субъектов персональных данных и их представителей, уполномоченных органов по поводу неточности персональных данных, неправомерности их обработки, отзыва согласия и доступа субъекта персональных данных к своим данным, а также соответствующие формы запросов, обращений.
Политика утверждается приказом работодателя. Если принимается новая Политика, приказом следует отменить предыдущую и утвердить новую редакцию Политики.
С Политикой необходимо ознакомить всех работников организации под подпись.
В связи с постоянным развитием компьютерных технологий защите персональных данных уделяется все больше внимания. Сейчас практически каждая организация имеет свой сайт и не просто размещает на нем те или иные сведения, но и осуществляет через него обмен информацией, в том числе персональными данными. При этом на сегодняшний момент Политика мало кем из организаций опубликована.
Еще раз обращаем внимание, что Политика – это отдельный документ, который должен быть у каждого оператора персональных данных, не считая других обязательных локальных актов в сфере обработки и защиты персональных данных. Если у вас еще его нет, его следует разработать, а если есть – привести в соответствие с Рекомендациями. И не стоит относиться к этому формально, ограничиваясь общими нормами Закона № 152-ФЗ, поскольку при проверке будет учитываться не только сам факт наличия Политики, но и то, насколько она соответствует реальному положению дел в области обработки персональных данных в конкретной организации.