Политическое устройство что это
География
План урока:
Страны, государства и территории на политической карте мира
Политическая карта мира является достаточно емким понятием, отражающим место стран в мире, форму государственного правления и устройства, все перемены, происходящие в мире в политическом плане.
В начале нашего века на политической карте мира насчитывается около 210 стран.
Их все можно классифицировать по нескольким признакам:
Политической карте мира присуща высокая динамичность, которая бывает количественной и качественной.
Примером количественных изменений могут послужить приобретения и потери территорий в результате военных действий либо добровольные уступки одними странами другим территориальных участков, распад или объединение стран, присоединение открытых новых земель.
Качественные же изменения – это приобретение какой-либо страной независимости, а также перемены в форме правления или государственном устройстве, образование политических союзов и др.
В современном мире преобладают качественные изменения.
Типология стран мира
О типологии стран говорят, когда в основе классификации лежит деление стран на группы со сходным уровнем социально-экономического развития.
Показателями данного развития являются экономические и географические критерии:
Страны-лидеры современного мира формируют три основных центра мирового хозяйства:
Противоположный полюс – наименее развитые страны – это 50 стран (по данным ООН) Азии, Африканского континента, а также стран Латинской Америки и Океании. В них ВВП иногда на 2 порядка ниже, чем в развитых странах.
В последнее время ключевые страны (крупные по численности населения и площади занимаемой территории – Китай, Индия, Бразилия, Россия) постоянно инвестируют в хозяйство менее развитых стран для пополнения своей ресурсной базы и расширения рынка сбыта. Данные инвестиции способствуют развитию этих стран.
Формы правления государством
Формы правления разнообразны. Преобладающей является республика.
Данная форма государственного правления принята в 75% всех государств мира.
В наше время только 30 стран (16% из 100) имеют монархическую форму правления.
Государства могут быть простыми (унитарными) или состоять из 2 и более образований (федерация).
Существует еще одна форма территориального устройства, называемая конфедерацией.
Она представляет собой союз государств.
Как формировалась политическая карта мира
Политическая карта мира формировалась не одно тысячелетие. Выделяются следующие этапы этого процесса, совпадающие с историческими эпохами:
Древний этап охватывает период рабовладельческого строя от появления первых форм государственности и примерно до 5 века нашей эры. В это время образовывались, развивались и распадались многие государства: Древние Египет, Греция, Рим, Карфаген, государства, располагавшиеся на территории современных Индии и Китая и другие. Тогда перемены на политической карте мира сопровождались разрушительными войнами, захватами новых земель, порабощением народов.
Средневековье (5-15 века) – эпоха феодализма. Функции государства в этот период стали более разнообразными:
Рисунок «Политическая карта мира в Средние века»
Некоторых государств Средневековья в наше время уже не существует, а какие-то есть до сих пор и даже сохранили свое название.
Серьезные перемены на политической карте мира возникли в период ВГО(Великих географических открытий), в 15-17 века, положивших начало образованию колониальных империй.
Первые колонии были созданы Португалией и Испанией. Позднее (в 17-19 вв) к ним присоединились Франция и Великобритания, а также Нидерланды, Германия, а затем и США.
Особенно непостоянной карта мира стала на рубеже 19-20 веков. В это время между ведущими государствами обострилась борьба за территориальный передел мира. К примеру, в 1876 году между странами Западной Европы было поделено лишь 10% Африканского континента, а к 1900 – уже 90%.
К началу 20 века мир был поделен, и теперь возможен был только его насильственный передел. Первая мировая война в результате военных действий внесла серьезные изменения в политическую карту мира.
В 20 веке политическая карта мира формировалась в три этапа:
На первом этапе хорошо расширились колониальные владения Франции, Италии, Великобритании, Бельгии, Японии. Германия же, наоборот, потеряла свои колонии.
В 1922 году произошло образование Союза Советских Социалистических республик (СССР).
К 1939 году на политической карте мира насчитывалось 71 независимое государство. А к 1945 году к ним присоединилось еще 10 стран.
На данном этапе началась национально-освободительная борьба в колониях. В первые годы после войны получили независимость крупнейшие азиатские колонии:
На месте бывшей Германии после II мировой войны образовалось 2 самостоятельных государства – ГДР и ФРГ.
С 1945 по 1950 формируется мировая социалистическая система. А к 1950 году на карте мира было уже 12 социалистических стран.
Также важным событием этапа стало создание ООН (Организации Объединенных наций) – учредительная для Организации конференция состоялось весной (апрель) 1945 года.
В середине 20 века началась деколонизация Африки:
А 1960 даже был назван Годом Африки – в этот год независимыми стали сразу 17 государств самого жаркого континента, которые ранее являлись колониями Франции, Бельгии и Великобритании. На протяжении 60-х годов 20 века еще 15 колоний Африки получили суверенитет.
На этом процесс деколонизации Африки завершился.
В 1986 году получением суверенитета Федеративными штатами Микронезии и Республикой Маршалловы острова закончилась деколонизация Океании.
Этот период знаменит развалом мировой социалистической системы, распадом СССР на 15 независимых государств, изменением в восточноевропейских странах политического устройства, объединением ГДР и ФРГ. А также на этом этапе разделилась на отдельные государства Югославия.
1 января 1993 года на Чехию и Словакию распалась Чехословакия. На 3 этапе прекратила свое существование Организация Варшавского договора, который был заключен в 1955 году и являлся ответной мерой на создание НАТО и присоединение к нему Западной Германии (ФРГ).
Основанный на противоборстве СССР и США биполярный мир канул в прошлое.
В настоящее время на мировой арене возникли новые ведущие страны, которые стали основой многополярного мира наряду с такими государствами, как США, Канада, страны ЕС, Япония, Россия. Это Индия и Китай в Восточной полушарии, Бразилия – в Западном.
Особенности политической карты мира в наше время
По сравнению с началом 20 века количество стран на политической карте мира увеличилось почти в 4 раза. В 1901 году насчитывалось 61 государство, сейчас – более 200 государств.
В настоящее время в мире существует в пределах 40 колониальных владений (Гибралтар, Виргинские острова и др.), а также спорных территорий, к которым относятся Западная Сахара, Фолклендские острова и др. Большая часть этих территорий небольшие по площади и численности населения и ничем не выделяются в мировой политике и хозяйстве.
Менялись не только политическая принадлежность стран, но и площади государств, причем значительно, например, Бразилия, Индия, Эквадор. Изменение размера территорий связано с войнами, мирными договоренностями, увеличением суши за счет уменьшения площади моря.
Переменами в политической карте мира можно считать также перенесение столиц. С 18 по 19 век они были перенесены в 69 странах.
Государственно-политическое устройство: основные режимы. Государственно-политическое устройство России
Что такое политическое устройство? Это совокупность институтов и идеологий, которые формируют политическую деятельность в обществе. При этом политическим устройством государства называют структуру власти именно в федерации, а не в унитаризме. К данному типу относятся такие страны, как РФ, США, Германия и др. Кстати, федерации также бывают разного вида и у каждой из них есть своя форма политического устройства.
Осуществление управления обществом в доисторические времена
“Эволюция” госстроя
Форма государственного правления
Основные формы правления
К ним относятся республика и монархия. Первая – это такая форма правления, при которой источником власти является большинство народа, а органами власти становятся члены общества, избранные народом. При монархии же государством единолично управляет монарх – король, император, царь и т. д. При этом после смерти правителя на престол поднимается его наследник. Однако и здесь не все однозначно.
Монархия может быть следующих видов:
Республика также бывает нескольких видов:
Государственное устройство
Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Унитарное государство
Как мы уже поняли, есть государства, которые состоят из нескольких автономных территориальных единиц, а есть единые государства. Это и есть унитарные, в которых присутствует всего лишь один субъект. В них деление на территориальные единицы – условные. Это районы, области, провинции, губернии и т. д. Примером унитарных государств являются большинство европейских стран, например Франция, Литва, Финляндия, Эстония, Армения, Норвегия, Румыния, Швеция и т.д. В унитарных государствах система законодательства одноуровневая. Страны подразделяются на АТЕ (административно-территориальные единицы), все граждане имеют только одно гражданство. По характеру взаимодействия местных и центральных органов власти унитарные государства бывают двух видов: централизованные (нет автономных образований и все территориальные части имеют одинаковый правовой статус) и децентрализованные (в их состав входят автономные образования).
Федеративное государство
Это те страны, которые образованы в результате объединения союзных государств или государственных образований, например штатов, республик, кантонов, земель и т. д. Признаками такого политического устройства, формой правления которого является федерация, являются:
Классификация федерации
Данный тип политического устройства может классифицироваться по следующим принципам:
1. По формированию субъектов. Ввиду этого они могут быть административно-территориальными, национально-государственными и смешанными.
2. По юридической основе. Исходя из этого, федерации бывают договорными и конституционными.
3. По равенству статусов. Классификация по данному признаку приводит к формированию типов симметричных и асимметричных федераций.
А чем этот тип политического устройства отличается от предыдущего. Конфедерация — это не постоянный, а временный союз государств, который создается для совместного решения тех или иных политических или экономических задач. Конфедерация не имеет суверенитета, поскольку в данном случае и речи не может быть об общем центральном государственном аппарате и единой системе законодательства.
Конфедерация бывает следующих типов:
Политический режим
Немного истории
Характеристика Российского государства
Политическое устройство России следующее: в ее состав входят равноправные субъекты РФ, так как у каждого из них имеется собственное законодательство. В этом и заключается федеративное устройство страны в целом, и оно основывается на целостности государственности страны и на единой системе государственной власти. Поэтому в конституции отмечено, что федеральные, то есть общие для всей страны законы имеют верховенство для всех граждан РФ, вне зависимости от того, в каком субъекте федерации они проживают.
В чем проявляется правовой характер права и государства России? Все общественные отношения, обязанности и права граждан определяются правом и фиксируются на уровне закона. Соблюдение закона обязательно как для граждан и организаций, так и для всех органов власти, в том числе и высших.
Россия – республика
Несмотря на то что РФ – федерация, она придерживается республиканской формы правления. Это определяется наличием трех ветвей власти: судебной, законодательной и исполнительной. Все они взаимосвязаны и находятся в единстве.
Принципы экономической жизни страны также закреплены в Конституции. Это в первую очередь относится к единству экономического пространства, то есть возможности свободного перемещения услуг, товаров и финансовых средств, а также поддержанию конкуренции, обеспечению свободы экономической деятельности для предпринимателей.
В основе экономических отношений лежат нормы, которые касаются собственности вообще. В России признаются, а также получают равную защиту как частная, так и государственная, муниципальная и другие формы собственности. Этот принцип, который относится к собственности, применяется и к одному из важнейших, если не самому главному богатству страны — земле. Земля и другие природные ресурсы распределены между частной, муниципальной, государственной и другими формами собственности.
Россия является страной с идеологическим и политическим многообразием. Ни одна из них не может быть провозглашенной в качестве обязательной. То же самое касается и религии, так как РФ – провозглашено как светское государство.
Политическое устройство что это
1. Понятие политической системы и её функции
2. Структурные элементы политической системы
3. Основные типы современных политических систем
Основные понятия: политическая система, политическая организация, политические отношения, политические институты, политические нормы, политическое сознание, политическая культура, типологии политических систем.
Всякий иной социальный процесс протекает в рамках определенных социальных институтов, отношений и норм. Политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального механизма. В политической науке совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется политической системой общества
Первым аналогом понятия «политическая система общества» было древнегреческое слово политик (politeia). Вначале оно означало принадлежность к полису, т.е. гражданство и связанное с ним участие в политике через единство прав и обязанностей. Затем оно получило также значение политического устройства. Так, Аристотель называет политией известную организацию обитателей или граждан полиса. В качестве важнейших элементов организации полисного сообщества он рассматривает суд и народное собрание. Гражданами же считает тех, кто имеет право и одновременно обязанность участвовать в деятельности этих политических институтов. Указанное значение слова «полития» и составляет исконный, корневой смысл современного понятия «политическая система общества».
Разумеется, любое современное общество имеет гораздо более сложную систему социальных институтов и норм, посредством которых осуществляются политико-властные отношения. Понятно, что познание этого механизма имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение. Соответственно и проблема политической системы общества, включающая вопросы ее структуры, сущности, функций, типологии и другие, является одной из центральных проблем курса политологии.
1 Понятие политической системы и её функции
Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.
Политическая система является одной из систем общества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой деятельности. Специфика политической системы проявляется, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки общества, которая предопределяется экономическим базисом. В-третьих, она имеет относительную самостоятельность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, функций и ролей. Отношения в ней регулируются специальными правовыми и политическими нормами.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.
Политическая система общества — это система политических организаций и институтов, политических взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.
Определяющим в понятии политической системы является возможность граждан принимать участие в управлении. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Политическая система, будучи компонентом или подсистемой более общей социальной системы, каковой выступает общество, выполняет по отношению к нему и другим его подсистемам определенные функции. Поэтому анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением ее функционального назначения.
Надо отметить, что среди политологов существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Видимо, это является отражением того акта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки. Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин, например, разделяют подход, согласно которому в качестве основных функций политической системы признаются следующие: властно-интеграционная, целеполагающая, организаторская и регулятивная.
Властно-интеграционная функция политической системы находит свое выражение в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы.
Целеполагающая функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития
Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом господствующие социально-политические силы.
Регулятивная функция состоит прежде его в легитимации политики, т. е. в обеспечении общественного признания политики и власти, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, их изменения и обновления. Эта функция находит свое выражение также в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть.
М. Настюк считает, что политическая система имеет следующие функции.
Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.
Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
Дистрибутивная функция. Распределение ресурсов среди групп внутри общества.
Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.
В.А. Бобков и И.Н. Браим утверждают, что сущность политической системы выражается в следующих функциях:
определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;
мобилизацию материальных и духовных ресурсов и его общества на выполнение социально-политических целей и задач;
политическую социализацию общества;
формирование политического сознания граждан;
политическую связь элементов системы, системы и среды;
укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;
легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
Таким образом, мы видим, что однозначного ответа на вопрос о функциях политической системы нет, т. к. мнения политологов расходятся.
2 Структурные элементы политической системы.
После рассмотрения вопроса о понятии политическая система общества и ее функции следующим аналитическим действием является рассмотрение ее структуры, т.е. её внутренней организации, способа взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.
В структуре политической системы выделяются следующие ее основные элементы:политические организации и институты; политические и правовые нормы; политические отношения, политическое сознание и политическая культура. В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.
Составной частью, фундаментом политической системы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая организация цементирует политическую систему в целостный организм, придает ей устойчивость, формирует средства воздействия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечиваются необходимые организационные формы и возможности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.
Для общества должна быть характерна разветвленная политическая организация в силу того, что класс, нация и другие социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации. Их интересы могут быть выражены и обеспечены только создаваемыми ими общественными объединениями.
Наряду с реализацией воли и интересов классов, наций, всего народа в политической организации общества находят выражение интересы различных слоев населения, различающихся и демографическими, и иными признаками (пенсионеры, молодежь, дети, женщины, город, деревня, регионы, интеллигенция и т.д.), У этих социальных слоев могут быть свои организации.
Возьмем такой элемент политической системы, как политические институты. Понятие «институт» (от лат. institutum – установление, учреждение) имеет несколько значений: совокупность норм в какой-либо области общественных отношений (институт брака, собственности); название высших учебных заведений или НИИ.
Политический институт — это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, политические партии, общественные организации, коллективы, избирательные системы).
Важный признак политических институтов состоит в том, что они активно взаимодействуют в процессе осуществления власти и социального управления, причем как по горизонтали (государство, партии, избирательные системы и т.д.), так и по вертикали (политические институты страны, области, района).
Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимостью за их пределами.
Институтом любой развитой политической системы являются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Политические партии не являются непосредственными органами власти. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Однако, вне всякого сомнения, основным назначением политической партии являются достижение политической власти, борьба за овладение органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы социальных слоев. Характерным для деятельности партий является их стремление объединить различные социальные группы вокруг своих идеалов и программ, привлечь на свою сторону широкие слои граждан. Став правящей, политическая партия проводит свою политическую линию также не непосредственно, а через органы государства. Она участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных я судебных органов.
На политическую жизнь того или иного общества сильное влияние оказывают такие элементы политической системы, как общественные организации и движения, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации. Без них невозможны ни эффективное управление, ни развитие демократии. Чем более развиты в обществе разнообразные политические институты, тем благоприятнее их влияние на общественное развитие. И те и другие являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, профессиональные» молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, общественной организацией является также церковь. Политическая роль каждой из этих объединений выражается в оказании влияния на ход избирательных кампании, а также давления на политические партии и органы государства. Некоторые из общественных объединений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР.
Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, основу которых образует право. Именно право служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций. Политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы, они призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики — как первичными, так и вторичными. Политическая норма — это образец, правило, принцип деятельности, признанный субъектом политики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформальные, устные и письменные, явные и латентные, универсального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются одновременно и правовыми нормами. Совокупностью политических и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.
Эти нормы регулируют политические отношения в обществе, через них официально признаются и закрепляют
3 Основные типы современных политических систем.
В отечественной политической литературе длительный период выделялись два типа политических систем: буржуазная и социалистическая. Однако в наше динамичное время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда обстоятельств, новых явлений жизни. В частности, многие капиталистические Государства в настоящее время могут быть с достаточными на то основаниями по ряду признаков разделены на государства капиталистического классического типа и социал-демократической направленности.
Во многих буржуазных странах уровень социализации капитала и обобществления производства достиг такой степени, что явно просматриваются элементы социализма. И поэтому анализировать и оценивать социально-экономические структуры как чисто капиталистические было бы неправильно.
В свою очередь важно отметить и то, что большие трудности и сложности наблюдаются и в определении критериев социализма. Это вызвано рядом причин, и в первую очередь искажениями и деформациями социалистического строительства во всех бывших странах социализма.
Политическая система советского общества с первых дней образования мыслилась глубоко демократичной, при которой все трудящиеся смогут выполнять государственные и общественные функции. Однако процесс соединения демократий с социализмом шел очень трудно, болезненно, противоречиво, был заторможен и во многом деформирован. Причины этого различны. Они коренятся в конкретно-исторических особенностях политического развития народов СССР, во внешних и внутренних условиях, в уровне их политической культуры и других политических факторах. При этом следует учитывать и причины субъективного характера, в первую очередь установление режима личной власти. Он базировался на безраздельном господстве административно-командных методов руководства, когда решения принимались единолично, узким кругом людей, без учета мнений и предложений масс.
Во второй половине 50-х гг., когда были осуждены культ личности и массовые нарушения законности, предпринимались попытки осуществления ряда демократических преобразований. Однако начатые преобразования проводились непоследовательно, а главное — в рамках сохранившейся административно-командной системы. В результате были устранены лишь некоторые явные беззакония и нарушения. В последующем в политической жизни страны еще большее распространение получили формализм и заорганизованность.
В постсоветский период переход от командно-административной системы к демократическому обществу я соответственно формирование новой демократической, стабильной и эффективной политической системы оказались также чрезвычайно сложными. И это естественно. Не сразу могут возникнуть демократические политические институты и организации, сформироваться и утвердиться новые политические и правовые нормы и отношения, политический режим свободного общества, идеология политического плюрализма. Во многом трудности этого процесса сводятся к проблемам взаимоотношения граждан и государства, формирования личности с высоким политическим сознанием, чувством гражданственности, развитой политической культурой.
Современные политологи классифицируют политические системы по различным критериям. В зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные системы. Распространено деление политических систем на традиционные, модернизированные и переходные. Основу традиционных систем составляет неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок политические системы, трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования, ориентирующие на реформы.
Трансформирующийся политические системы могут быть реакционными, ориентирующимися на прошлое, и прогрессивными, берущими курс на формирование общества нового типа.
По признаку участия в политическом процессе выделяют либеральную демократию, где высока степень добровольного, но пассивного участия, коммунистическую, характеризующуюся высокой степенью принудительности, развивающуюся с низким участием в политике.
Политические системы подразделяются на открытые и закрытые в зависимости от связей с внешней средой и другими странами.
Выделяют завершенные и незавершенные политические системы, имеющие место особенно в развивающихся странах, централизованные и децентрализованные в зависимости от концентрации или распределенности власти и ряд других.
В литературе встречается и формационный (марксистский) подход к делению политических систем на типы – рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические.
Такое множество типологий политических систем определяется сложностью политического мира, многообразием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.
Основные понятия: политическая система, политическая организация, политические отношения, политические институты, политические нормы, политическое сознание, политическая культура, типология политических систем.
Политическая система – это система политических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на неё, это совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.
Политическая организация – это совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определённых социальных групп.
Политические отношения – это отношения политических субъектов, разновидность общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления политической власти.
Политические институты – это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы (государство, политические партии, общественные организации, коллективы, избирательные системы).
Политические нормы – это важный элемент политической системы, основу которых образует право; эти нормы регулируют политические отношения в обществе, через них официально признаются и закрепляются определённые социальные интересы и политические устои.
Политическое сознание – это элемент политической системы, куда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и политические убеждения людей, на процесс формирования общественного мнения, а всё вместе – на политические отношения и процесс функционирования политической системы.
Политическая культура – это элемент политической системы, определяющий уровень, характер и содержание политических знаний, идеологию, ценности, традиции, убеждения, навыки и действия.
Типология политических систем:
в зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима: демократические, тоталитарные и авторитарные системы.
Традиционные, модернизированные, переходные.
Консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок политические системы, трансформирующиеся.
По признаку участия в политическом процессе: либеральная демократия, коммунистическая, развивающаяся.
В зависимости от связей с внешней средой и другими странами: открытые и закрытые.
Завершенные и незавершенные.
Рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические.