Политический памфлет что это
Что значит слово памфлет. Это ругательство? За что не любят памфлеты?
Девушка с корзинкой брошюр-памфлетов. Wikimedia
История памфлета
Слово «памфлет» появилось в XIV веке. Первоначально оно означало непереплетенную брошюру без обложки.
Генезис памфлета как жанра публицистической литературы относится к эпохе Реформации. Одним из первых мастеров памфлета считается Эразм Роттердамский (1466-1536), автор «Похвалы глупости», направленной против феодалов и священнослужителей.
А Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо», создал сатирический памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами». В нем Дефо от имени недалекого ультра-консерватора призывал наказывать вольнодумцев. За это издевательское произведение Дефо отправили под суд, поставили к позорному столбу и посадили в тюрьму.
Даниэль Дефо у позорного столба. Художник Айра Кроу
Французские просветители XVIII века, в том числе Вольтер и Дидро, также писали антицерковные, антидворянские и антимонархические памфлеты.
Александр Радищев. Портрет работы неизвестного художника. 1790
Памфлетами можно назвать «философическое письмо» Петра Чаадаева, приведшее к размежеванию российских либералов на западников и славянофилов, а также «Письмо к Гоголю» Виссариона Белинского.
Однако на дворе был XIX век, и газетные статьи уже вытеснили классический памфлет-брошюру. В дальнейшем к этому жанру возвращались лишь изредка.
Почему это слово используют как ругательство?
Памфлет в чистом виде теперь практически не существует. Данное слово чаще используют в переносном смысле.
Н.В. Устрялов. «Медный всадник»
Открытие памятника Александру III работы Паоло Трубецкого. Фото 1909 года. Многие расценили этот памятник как «карикатуру и памфлет»
Памфлет. Примеры употребления
Судит о таком-то не как Наполеон, а как парижский памфлетёр.
А.С. Пушкин. Письмо Л.С. Пушкину (1825)
Что же Гете тогда толковал, что политика ниже его, а теперь пустился в памфлеты?
А.И. Герцен. «Записки одного молодого человека» (1840)
Его пригласили к сотрудничеству в лучшие журналы, и он начал то тут, то там печатать свои критические и памфлетические статьи.
А.Ф. Писемский. «В водовороте» (1871)
Прекратилась война физическая, но моральная продолжалась по-прежнему: партии перестреливались памфлетами и пасквилями.
Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин). «Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий» (1871)
Это, конечно, схематическое, памфлетное изображение настроений, но франк в этой схеме все же играет первенствующую роль.
В.В. Маяковский. «Семидневный смотр французской живописи» (1923)
Его лучшие книги были в прошлом; он сделался автором памфлетов.
Н.Н. Берберова. «Железная женщина» (1978-1980)
Не успел он еще толком напечататься в трех номерах «Столицы» со своими псевдолитературными памфлетами, стилизованными под папуасскую письменность, как читательские массы уже прошиб леденящий ужас.
Иван Охлобыстин. «Горе от ума» // «Столица» (1997)
Памфлет
Памфле́т (от англ. pamphlet ) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.
Содержание
Специфика
Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста — к работе писателя, создающего «типический характер», причем в отличие от художественного обобщения Памфлет имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (то есть прежде всего устраняет элемент художественного вымысла).
Естественно, что памфлет определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, которые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, — его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, — роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: памфлет ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется ещё и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.
Таким образом памфлет является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Таким образом отношение памфлета и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о памфлете является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (см. «Публицистика»).
История
Слово «Памфлет» (англ. pamphlet) появилось в XIV веке и первоначально означало непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр публицистической литературы памфлет сложился в эпоху Реформации. Однако присущие памфлету как жанру черты — тенденционзность, злободневность, полемическая направленность — складываются ещё в древности в обличительных речах, т. н. диатрибах и инвективах.
Диатриба (от гр. растирание, уничтожение, распря, разговор) — жанр античной литературы, созданный философами-киниками в III в. до н. э. — беседа на философские, главным образом моральные темы, включающая уничтожающую полемику с воображаемым противником, с резкими нападками личного характера. Жанр диатрибы впоследствии лёг в основу христианской проповеди. Творчество киников, отрицавших основные устои и привычные ценности античного сообщества, имело резко выраженный сатирический уклон. Своеобразную сатиру создал киник Менипп из Годары (2-я пол. III в. до н. э.). Его философско-сатирические диалоги были обрамлены фантастическим повествованием (полёт на небо, нисхождение в преисподнюю), что позволяло остроумно и едко высмеивать различные философские школы и человеческие слабости. Произведения Мениппа не сохранились, но ссылки на них и подражания многочисленны. Мениппову сатиру создавали римские писатели — Марк Теренций Варрон (116-27 до н. э.), мотивы сочинений Мениппа ощутимы в творчестве Петрония, Сенеки Младшего и особенно Лукиана (120—190 гг). Литературная сатира дала и ответвление памфлетно-публицистическое.
В Риме обличительно-публицистическое начало проявляется в инвективе (от лат. invehere — бросаться, нападать) — поношении лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграммы, полемические статьи и речи. Политическая полемика в инвективе принимает характер очернительства конкретного лица. Таково сочинение Саллюстия «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» (54 г до н. э.). Инвектива старается уничтожить Цицерона морально как человека и семьянина, как политического деятеля и продажного защитника в суде. «Ничтожнейший человек, проситель, заискивающий перед недругами, а друзей склонный оскорблять, стоящий то на той, то на другой стороне, не сохраняющий верности никому, ничтожнейший сенатор, наёмный защитник в суде, человек, у которого нет ни одной неосквернённой части тела: язык лживый, руки загребущие, глотка бездонная, ноги беглеца; то, чего из стыдливости не назовёшь, тяжко обесчещено». Инвектива обычно выявляет порочность всего рода, нечестивость предков, и Саллюстий издевается над Цицероном как над «новым человеком» и пришельцем в Риме. Цицерон ответил Саллюстию не менее резкой и оскорбительной инвективой.
Памфлет-инвектива — распространённая форма политической борьбы в Риме. В 61 г до н. э. после оправдания Публия Клодия в суде по обвинению в кощунстве, Цицерон выпустил в свет инвективу против Клодия, в 55 г — инвективу против бывшего консула Луция Кальпурния Писона. После самоубийства Марка Порция Катона в Утике Цицерон и Марк Брут выпустили в 45 г памфлеты под название «Катон» с прославлением его заслуг. Цезарь и его сторонник Авл Гирций ответили на них памфлетами под названием «Антикатон».
(По материалам «Очерков истории зарубежной журналистики», часть 1, М. К. Бронич, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород)
Классический П. создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией. Одним из первых выдающихся мастеров П. был Эразм Роттердамский (1466—1536). Его «Похвала глупости» (Lob der Torheit, 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же «Письма темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517) — памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина. Гуттену (1488—1523) сверх того принадлежат памфлеты «Булла» (Bulla), «Советчики» (Consilia, 1521), «Разбойники» (Praedones, 1521).
Собранием памфлетов по существу были первые политические газеты, рождённые Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Révolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла Демулена была лишь продолжением его памфлета «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple, 1789—1792) Марата.
Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать — в журналы революционной буржуазной демократии. Русский памфлет был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом.
Примером политического памфлета является работа В. И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Характер П. носят некоторые литературные выступления Максима Горького против капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как «Город жёлтого дьявола», «Русский царь», «Прекрасная Франция». Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных памфлетов дает книга К. Радека — «Памфлеты и портреты» (I и II тт.).
Значение слова «памфлет»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПАМФЛЕ’Т, а, м. [фр. pamphlet]. Произведение (статья, брошюра и т. п.) злободневного характера, направленное против какого-н. лица, общественного или политического явления и т. п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
памфле́т
1. художественно-публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо, чего-либо ◆ Лев Каменев вынес рукописи окончательный вердикт: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: средоточие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «памфлет»
Синонимы к слову «памфлет»
Предложения со словом «памфлет»
Цитаты из русской классики со словом «памфлет»
Сочетаемость слова «памфлет»
Каким бывает «памфлет»
Понятия со словом «памфлет»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «памфлет»
Вот тебе случай писать политический памфлет, и даже его напечатать, ибо правительство действует или намерено действовать в смысле европейского просвещения.
Можно ещё упомянуть его многочисленные памфлеты на политические и другие темы.
Почти все написаны в виде памфлетов и изображают его в самых мрачных тонах.
Синонимы к слову «памфлет»
Ассоциации к слову «памфлет»
Сочетаемость слова «памфлет»
Каким бывает «памфлет»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Политический памфлет
Смотрим дальше. Что это сползает на голову Тульскому губернатору, такое иссиня-мертвенное? Вглядевшись, понимаешь, что это медведь, изображенный на знамени партии «Единая Россия», название которой губернатор закрывает своей головой. Правее еще торчит морда медвежья, но побольше и посветлее. Тут же, под фотографией группы партийцев, в белом круге напечатан этот символ. Видимо, для разъяснения загадки. Хотя и не для полного.
Медведь нарисован по контуру, как бурый, а цвета он белого, как полярный, или еще сине-голубого, как на флаге. Конечно, это условность. Но во всякой условности должна быть мера. Вообще в символике не бывает мелочей, каждая деталь имеет смысл. Все имеет значение: цвет, фактура, общее впечатление. Очень важны, например, направление символа и его ракурс. Вверх поднимается или спускается, смотрит направо, налево или прямо. Так, в свое время, поправили Георгия Победоносца, поражающего копьем змею. Он оказался обращенным не в ту сторону, в какую ему надо быть обращенным по смыслу, вложенному в символ.
Считается, что символика кодирует подсознание людей, потому такого рода вещи требует особенного и пристального внимания. Понятно, что группа партийцев не снималась на фоне флагов, фотография компилятивная. Тогда вопрос: чем вызвана такая небрежность при изготовлении этого коллажа? При таких-то возможностях компьютерной обработки, какая доступна уже школьникам, что за необходимость была в создании именно такого образа команды?
По содержательной и смысловой части буклета тоже есть вопросы. Написано: «Тульская область – уникальный регион. У нас есть высокий инвестиционный и научный потенциал, богатые исторические и культурные традиции, трудолюбивые и образованные люди. Только сплоченная команда может гарантировать стабильность в регионе, эффективно работать и справляться с реалиями времени».
Далее делается попытка эту фразу наполнить содержанием. Вот интересно, знают ли составители текста, что слово «традиция» переводится, как «передача»? Передача может быть устойчивой, крепкой, ее можно сохранять, укреплять, ею можно дорожить, с нею считаться или прервать ее, но вот «богатой» быть она не может. Богатым может быть наследство, наследие. В том числе – историческое и культурное, которое сохраняется и преумножается, если есть традиция, то есть происходит передача ценностей накопленных предыдущими поколениями поколению последующему.
Далее в тексте говорится о стабильности. Стабильности чего? Кризиса, в котором сейчас находится экономика? Таким образом, получается, что команда может гарантировать стабильность кризиса. Вы это хотели сказать?
Слово «реалии». Оно в переводе не русский означает «действительность», «сущность», то, что есть на самом деле. Как можно и, главное, нужно ли, справляться с действительностью? Справляться можно с трудностями жизни, но не с самой же действительностью. Это что, нечаянно так вышло? Что значит: «справляться с реалиями времени»? Это вообще пониманию не доступно.
Особенно страшным выглядит пункт «Сохранение традиций героической Тульской земли». Понятно, что сказано для красного словца. Но не дай нам, Бог, жить в такое время, когда нужно проявлять героизм. Традиция эта страшная. Особенно, когда приоритетная.
Чемпионка мира по велоспорту вдруг говорит, что «никто в одиночку не сможет сделать столько, сколько мы все вместе». Надо полагать, соревнуясь с другими, на велосипеде она ехала все же как раз одна. Как в одиночку сочинял свои романы Лев Толстой. Далеко ведь не все в жизни требует коллективных усилий. Конечно, как писал Маяковский: «Партия – рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак», а «единица, кому она нужна, голос единицы тоньше писка». Это мы уже проходили.
Мысль следующего депутата областной Думы, в общем-то, понятна. Раньше говорилось, что вот с таким, например, замечательным человеком я бы пошел в разведку. Фраза осовременивается, депутат говорит: «Я нахожусь в команде людей, с которыми можно выйти на орбиту». Но следующее предложение очень вредит сложившемуся образу. «С такой командой мы смело можем продолжать движение вперед». На орбите «вперед» не получится. Там придется двигаться по кругу либо по эллипсу.
Еще один однопартиец и депутат высказался так: «Наша команда – это слаженный механизм, который мыслит стратегически и работает без перебоев». Где это ему приходилось наблюдать «механизм, который мыслит», не знаю, но само сравнение напоминает сталинские времена, когда человек считался винтиком государственного механизма, и на возражения этому сравнению уже столько копий поломано, что даже странно вновь читать это выражение.
То, о чем вы пишите «достойная цель для России», и приводите слова В.В. Путина «Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной!», это настолько странно выглядит, что просто диву даешься. При таком вымирающем населении, о чем все, безусловно, знают, (что-то около миллиона в год?) для чьей жизни должна стать привлекательной Россия? Пропустим тут слово «должна». Есть вопросы, но, ладно, не суть. Привлекательной для жизни Россия была во все времена. И монголов привлекла на триста лет, еле отбились, и Наполеона с его «двунадесятью языками» очень привлекала, и Гитлера, раздававшего германцам наделы захваченных территорий. В этом ли ее счастье?
Если имеется в виду именно сами россияне, то призыв просто страшен. А какою, как не привлекательной, может быть еще родина, даже во времена бедствий? Вечно воюющий Израиль для евреев, постоянно подвергающаяся всем видам стихийных бедствий Япония для японцев – они всегда самые привлекательные для жизни. Почему для России такое исключение? Почему еще только предстоит «стать»? Это кому мы столько задолжали, чтобы теперь старались привлечь их для жизни в нашей стране?
Нам повезло с президентом, а потом еще и премьером Путиным. Ни разу он не сказал глупость, за которую было бы стыдно. Но эта фраза! Она, видимо, только будучи вырванной из контекста, звучит так зловеще? Это не может быть целью! Это для россиян, как ломиться в открытые ворота. Эта фраза желанна разве что для захватчиков, которые теперь принимают формы инвесторов, для них надо подсуетиться, что ли, привлечь их для жизни в России?
Пункт: «Защитить наших граждан» сам по себе был бы хорош, но, вроде, как на это действие есть милиция и армия, судебные и прочие органы государства. Вы-то здесь при чем? Также как и «Укрепить нашу экономику» вряд ли вам по силам, вот разве что будете укреплять свою личную, что вполне резонно.
Вызывающим особенное раздражение выглядит и последний пункт: «Сохранить курс развития страны». Сколько люди себя помнят, как раз этот пункт был буквально во всех намерениях наших рулевых. Ни один не сказал, что правит к гибели и выморочности. Ничего нового вы не сказали и этим пунктом! Понятно, что хотели как лучше, конечно, но получилось… далее по тексту В.С.Черномырдина.
Памфлет
Описание
Таким образом памфлет является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Таким образом отношение памфлета и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о памфлете является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (публицистика).
История
Примером политического памфлета является работа В.И.Ленина « Пролетарская революция и ренегат Каутский ». Характер памфлета носят некоторые литературные выступления Максима Горького против капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как « Город жёлтого дьявола », « Русский царь », « Прекрасная Франция », статья « С кем вы, мастера культуры? », опубликованная 22 марта 1932 года одновременно в двух центральных советских газетах « Правда » и « Известия ». Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных памфлетов дает книга К. Радека — « Памфлеты и портреты » (I и II тт.).
Таким образом, каждый класс на том или ином этапе своего развития создает свой памфлет, насыщая его таким содержанием и придавая ему такую форму, какие подсказывают ему условия классовой борьбы. Отсюда — конкретно-историческое классовое качество памфлета как одного из средств идеологической борьбы класса.