Политические акции в школе

Школа ограждена от политики законом…

Мосгордума пытается заставить этот закон работать

Перед выборами любого уровня в образовательных учреждениях начинается политическая агитация. Скрытно или гласно, в самых разных формах. Об этом стараются не говорить и не писать, но это знает каждый, кто причастен к школе.

В теории школа ограждена от политики законом. На практике закон не просто не исполняется: не созданы даже механизмы его исполнения. Исправить эту ситуацию попыталась комиссия по образованию Московской городской думы.

Школа – вне политики. Этот принцип закреплен как минимум в трех российских законах.

Статья 9 Закона «О гарантиях прав ребенка» гласит, что не допускается создание всякой детской общественной организации по инициативе политических партий. Статья 50 Закона «Об образовании» запрещает принуждение обучающихся к вступлению в общественные организации, движения, партии и привлечение их к участию в агитационных кампаниях и политических акциях. А статья 9 Закона «О политических партиях» запрещает вмешательство партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Но попробуйте прийти с распечатками этих статей к начальнику районного отдела образования, когда в его районе по школам идет агитация. Реакцию представить несложно: ну что вы, дети, в самом деле? Не понимаете? Что и говорить о таких мелочах, как раздача дневников с логотипом «Единой России» или журнала «Единороссик», где описываются приключения медвежонка, который идет в школу…

Но если вы не отступитесь и решите бороться с агитацией сами, тут же выяснится, что статьи законов, на которые вы станете ссылаться, как бы «висят в воздухе». Написано «запрещается и не допускается», но нигде не определена ответственность лиц и организаций за нарушение закона.

Возможно, вскоре эта ситуация изменится. Председатель комитета Мосгордумы по науке и образованию, депутат от фракции «Яблоко» Евгений Бунимович выдвинул законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этот законопроект уже принят Мосгордумой в первом чтении и в случае дальнейшего одобрения будет выдвинут на рассмотрение Думы федеральной.

– Фактически мы просто предложили механизм исполнения законов, которые уже существуют, – говорит Евгений Бунимович. – Например, пресловутые дневники с эмблемой «Единой России», которые распространяли в Москве, можно считать вмешательством в учебный процесс. Или агитация во время классного часа – потому что классный час обязателен, его ученик не может прогулять.

В проекте предлагается дополнить КоАП РФ статьей, которая устанавливает «административную ответственность за принуждение обучающихся к вступлению в общественные объединения, преследующие политические цели, а также за принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях».

Стоит отметить, что ответственность не маленькая – от полутора тысяч рублей для граждан до пятисот тысяч для юридических лиц. Помимо этого в законопроекте предлагается разрешить рассматривать такие дела руководителям органов надзора за образованием и главам регионов во внесудебном порядке.

Второе чтение по законопроекту состоится в конце ноября.

– Главное, вокруг чего развернутся споры, – это вопрос привлечения к ответственности не физических лиц, то есть исполнителей, а именно организаций, – считает Евгений Бунимович. – Нам бы хотелось, чтобы партии отвечали за своих членов и опасались нанести ущерб своей репутации.

Вообще суть поправок не в том, чтобы оштрафовать, например, директора школы. Главное – напомнить людям, что мы все-таки живем не в Советском Союзе, где партия власти могла делать что угодно и никого не спрашивать. Напомнить о том, что у нас условия несколько иные. Я считаю, это важно и об этом сейчас необходимо говорить.

Источник

Методические рекомендации «Акция. Социальная акция.»

Методические рекомендации по организации и проведению акций, направленных на пропаганду бесконфликтного общения.

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на развитие личности, является активная общественная деятельность.

Данный вид деятельности можно организовать во внеурочном пространстве школы. И тем самым оживить и приблизить, с точки зрения подростковой культуры. Существуют современные формы социальной активности и современного искусства, которые обогащают внеклассную школьную жизнь. Одними из форм, являются акции и флешмобы. Рассмотрим акции.

Акция – активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом – проведение ОУ тематического дня, в третьем – участие в телевизионной передаче.

1. Привлечение внимания к существующей проблеме (актуализация). Это может быть проблема, волнующая определенную группу учащихся школы, либо проблема, обозначенная взрослыми для проработки с профилактической целью. Таким образом, ключевым моментом акции является деятельность по привлечению внимания субъектов образовательного процесса к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации.

2. Создание условий для формирования толерантного поведения подростков;

3. Распространение среди субъектов образовательного процесса информации о правилах конструктивного общения.

4. Изучение отношения учащихся (учителей, родителей), к существующей проблеме.
Социальная акция – это реклама возможности повлиять на окружающий мир. Во время проведения социальной акции участники не просто получают информацию о проблемах и бедах, они вместе ищут пути решения этих проблем и методы выживания внутри них, если проблемы неразрешимы.

В школе (классном коллективе) можно проводить следующие виды акций:
— исследовательские: проведение опроса разных групп учащихся, педагогов и родителей;
— рекламные: реклама нравственных и социальных ценностей и т. п.;
— социально–педагогические, воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения ученика (учителя, родителя) к чему – либо;
— профилактические, содержанием которых является предупреждение развития кризисных ситуаций, зависимого поведения, формирования вредных привычек и т.п.;

В подготовке и проведении акции можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительный этап.

При разработке и подготовке акции целесообразно определить на решение какой проблемы она направлена, кто является ее целевой группой, какова цель и какие задачи она решает. Дети и молодёжь могут быть для взрослых очень ценными консультантами. (Никто так хорошо не объяснит, в чём состоит дефект обуви, как тот, у кого натёрта нога.)

Начиная акцию, организаторы акции должны четко ответить на 3 вопроса.

Первый вопрос: «Чего мы хотим добиться?» (перед началом акции)

— повышения информированности учащихся в вопросах …;

— признания важности продвигаемой акцией идеи;

— привлечения внимания к …;

— вовлечения учащихся в решение социальных проблем;

— увеличения количества участников акции (по сравнению с прошлой акцией);

Второй вопрос : «Что целевая аудитория должны понять?» (в ходе акции)

Третий вопрос : «Какие действия люди должны предпринять?» (после акции).

Также следует уточнить такие организационные моменты как, место и время проведения, форму.

Желательно, чтобы цель акции была сформулирована в виде слогана, девиза – легко и надолго запоминающегося.

В нашей гимназии реализованы акции, в рамках данной темы: «Стоп-Хандра», «Бегом от стресса».

Организационная подготовка любой акции обеспечивается изучением проблемной ситуации и формулировкой проблемы, формированием команды исполнителей, распределением обязанностей и зон ответственности между членами команды.

Методическая подготовка акции обеспечивается определением целей и задач, выбором формы ее проведения, разработкой сценария акции, подготовкой необходимых материалов и атрибутов.

Информационная подготовка социальной акции обеспечивается проведением PR─мероприятий социальной акции. Созданием и тиражированием информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, плакаты, транспаранты, листовки.

Рекомендации к оформлению информационного материала:

листовка может содержать фразы из молодежного сленга,

составляя призывы к действию можно использовать различные мотивы, которые могут повлиять на выбор ребенка (например: ты хочешь проявить свои лидерские качества, интересно провести свой досуг, научиться новому делу…)

информационный материал, представленный в листовке, должен быть изложен кратко и лаконично, так как человек должен получить максимум информации за короткий промежуток времени.

Психологическая подготовка акции обеспечивается проведением инструктажа для ведущих и команды исполнителей. Важно, чтобы дети (команда) знали общий сценарий проведения акции, ответственных за каждый ее этап.

Основной этап – реализация сценария социальной акции.

Аналитический этап подразумевает подведение итогов акции, определение ее дальнейших перспектив.

Команда проекта подводит итоги и осуществляет анализ социальной акции. Предметом обсуждения является деятельность команды на всех этапах социальной акции. Изучаются успешные и не успешные стороны ее подготовки и проведения, уточняются причины и факторы, повлиявшие на ее результативность, обрабатываются и озвучиваются материалы обратной связи, рассматривается, насколько адекватны были содержание, форма проведения социальной акции ее целям и задачам.

Важно определить дальнейшие перспективы развития сценарного плана акции: целесообразно ли ее повторить, что необходимо усовершенствовать в содержании и технологии ее проведения, можно ли апробированную форму социальной акции «наполнить» иным содержанием.

При проведении акции следует руководствоваться следующими принципами.

Принцип учета возрастных, индивидуальных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.

специальной одеждой участников команды акции (футболка, кепка, галстуки, жилеты, сценарные костюмы);

плакатным, музыкальным и иным оформлением;

другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк).

Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения социальной акции.

При организации акций участие является средством для развития. Подростки и их сообщества не развиваются, будучи пассивными наблюдателями. Только через непосредственное участие они могут развивать способности и навыки, формировать стремления и достигать самоутверждения. Компетенция появляется в результате полученного опыта. Чем значительнее чьё-либо участие, тем более опытным, компетентным и уверенным становится этот человек, что побуждает его к ещё более эффективному дальнейшему участию.

Что помогает, что мешает подросткам самим организовывать акции

Большее понимание проблемы

Личностный рост, развитие

Самоопределение, самореализация, профориентация

Возможность реализовать свою гражданскую позицию

Приобретение навыков, профориентация

Повышение общественного статуса

Приобретение круга общения

Нет доверия со стороны взрослых

Их не воспринимают серьёзно

Нет традиций добровольной работы

Нет организаторских навыков

Страх, что их используют в личных целях

Источник

Волонтеры «Единой России» помогут детям подготовиться к учебному году

Политические акции в школе

Активисты единого волонтерского штаба партии «Единая Россия» запустили всероссийскую акцию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке детей к учебному году. К волонтерам присоединились представители бизнеса и просто неравнодушные люди, говорится в сообщении пресс-службы партии.

В каждом регионе уже определен список нуждающихся в помощи семей. Для них волонтеры собирают школьные принадлежности и канцелярские товары. До конца августа сформированные комплекты будут переданы в органы соцзащиты или детям.

Так, в Магадане жители приносят ранцы, пеналы, альбомы и все необходимое для учебы в организованный пункт сбора.
«Собранная канцелярия будет рассортирована в наборы и передана детям-сиротам, а также детям из неблагополучных и малообеспеченных семей», — рассказала депутат фракции «Единой России» Магаданской облдумы, региональный координатор партпроекта «Крепкая семья» Виктория Голубева.

Активисты «Молодой Гвардии Единой России» доставляют рюкзаки с канцтоварами адресно школьникам во всех муниципалитетах Чеченской Республики. Помощь уже получили более 500 детей.

В Татарстане в целях оказания адресной помощи школьникам крупные работодатели определили для себя подшефные муниципалитеты. Один из заводов, находящихся на территории региона, взял на себя шефство над учащимися Верхнеуслонского района. Портфели с набором канцелярских принадлежностей уже получили почти 100 будущих первоклассников. Школьникам из Казани, нуждающимся в помощи, все необходимое к 1 сентября приготовил коллектив Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова.

Канцелярские наборы, школьные ранцы и принадлежности будущим первоклашкам из многодетных, опекунских и малоимущих семей Дзержинского района Волгограда вместе с добровольцами передала председатель Волгоградского регионального отделения Российского детского фонда, депутат облдумы Ирина Соловьева (фракция «Единой России»).

Активисты единого волонтерского штаба в Курске собрали комплекты для учебы ребятам из многодетных и малообеспеченных семей, которые посещают бесплатные детские занятия по фитнесу. Добровольцы также запустили акцию в Кирове, Туле, Иваново, Махачкале, на Ставрополье.

В Орле к акции присоединятся сетевые магазины, в которых будут организованы благотворительные полки. Необходимые канцелярские принадлежности получили многодетные семьи Заводского района Саратова и Железнодорожного и Башмаковского районов Пензы и Липецка, чьи дети в этом году впервые пойдут в школу.

Акция «Собери ребенка в школу» проходит и в Москве. Активисты столичного отделения «Молодой Гвардии Единой России» одной из первых навестили многодетную семью, в которой воспитываются четверо детей.

«Для семей с детьми август — один из самых активных и без преувеличения затратных месяцев. Эта акция стала существенной поддержкой для них и из года в год набирает обороты», — отметила сенатор Инна Святенко.

Ежегодная благотворительная акция «Собери ребенка в школу» в рамках партийного проекта «Новая школа» призвана помочь многодетным семьям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, подготовить детей к началу учебного года.

Источник

Социальные акции

Политические акции в школе Политические акции в школе Политические акции в школе

Политические акции в школе

«Батарейка, сдавайся»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

В каждом дошкольном и школьном здании организованы места сбора батареек с использованием мотивирующих плакатов о вреде батареек для окружающей среды. Дети и взрослые приносят батарейки, после батарейки отвозят или сдают в места переработки.

В акции может принять участие любой желающий.

Организовать ее может тоже каждый, у себя в многоквартирном доме или в офисе.

Политические акции в школе Политические акции в школе

«Я помню! Я горжусь!»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

Педагоги образовательной организации связываются с Советом Ветераном своего района/города, с домами престарелых и хосписами.

Дети, родители, педагоги изготавливают открытки своими руками к празднику 9 мая, приносят сладкие угощения для ветеранов.

В назначенный день волонтеры забирают открытки и передают ветеранам в хоспис.

Также дети совместно с педагогами и родителями идут в Совет ветеранов и поздравляют лично участников ВОВ с праздником.

Также в рамках данной акции волонтеры-дошколята устраивают праздничный концерт в здании детского сада, на который приглашают ветеранов.

Педагоги, дети, родители.

Образовательная организация предлагает и жителям района поучаствовать в акции разместив ящик для открыток на заборе, куда желающие могут опустить свой сувенир.

Политические акции в школе

«Бумажный бум»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

В каждом дошкольном и школьном здании объявляется период сбора макулатуры и день ее сдачи.

Макулатуру необходимо перевязать для удобства и взвесить, чтобы знать какое количество будет сдано в общей массе от образовательной организации.

Принять участие может каждая образовательная организация.

Родители также могут организовать сбор макулатуры среди своих соседей, знакомых и коллег.

Политические акции в школе

«Добрые крышечки»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

«Добрые крышечки» – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением «ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

В местах общего пользования/группах/классах устанавливаются контейнеры для сбора ТОЛЬКО пластиковых завинчивающихся крышечек от питьевых продуктов (включая питьевую воду) и крышечки от «Иммунеле».

Каждый неравнодушный человек.

Принять участие можно и отдельно от образовательной организации, просто принести крышечки в пункт их приема.

Политические акции в школе

«Дари добро»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

Декабрь/ предновогодняя пора

Педагоги ищут детские дома/интернаты, нуждающиеся в помощи.

В местах общего пользования/группах/классах организуются места для сбора необходимых средств.

Далее назначается день, когда волонтеры приюта забирают помощь и отвозят ее детям.

В ответ дети из приюта присылают участникам акции благодарственное видео.

Дети, родители, педагоги.

Данную акцию сможет организовать каждый неравнодушный человек, связавшись с детскими домами и организовав сбор помощи.

Политические акции в школе

«Зеленая планета»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

Приурочена к празднику 8 марта

Дошкольники вместе с взрослыми сажают семена первоцветов либо лука. Ждут, когда растение даст зеленый росток. Выходят на улицу и дарят свои проростки прохожим, поздравляя их с пробуждением природы от зимнего сна.

Акция проходит в каждом дошкольном здании.

Акция может быть проведена и дома с родителями.

Политические акции в школе

«Из рук в лапы»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

В течение месяца/ месяц проведения может быть выбран по желанию организаторов.

Из рук в лапы» — это благотворительная акция, организованная для сбора корма и игрушек для приюта бездомных животных.

Перед тем, как начать организацию данной акции необходимо найти волонтеров приюта, которые смогут передать собранные средства животным.

В местах общего пользования развешиваются фото животных, устанавливаются контейнеры для сбора помощи.

Также, по договоренности с волонтером из приюта, к детям может прийти собака, чтобы дети увидели, для кого проходит данная акция.

Любой неравнодушный человек.

Каждый может найти приюты для животных и помогать им по мере возможности, независимости от акции в образовательной организации.

Можно устроить сбор помощи в своем доме или на работе.

Политические акции в школе

«Озелени свой район»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

(акция может быть проведена 2 раза в год)

Родители совместно с воспитателями и детьми организуют посадку деревьев, кустарников в своем районе.

Высадка организуется и на территории детских садов и школ.

Объявления размещаются на информационных стендах жилых домов для привлечения добровольцев.

Данная акция может совместно быть организовано совместно с сезонной уборкой территории осенью или весной.

В акции может принять участие любой желающий и неравнодушный житель района.

Сделаем свой район лучше!

Политические акции в школе

«Открытки в хоспис»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

Организаторы акции связываются с волонтерами хосписа своего города.

Педагоги совместно с детьми, дети совместно с родителями изготавливают открытки к 23 февраля и 8 марта, собирают продукты питания (чай, конфеты, сладости), что будет являться знаком внимания для тяжело больных людей в нелегкий для них период.

В назначенный день волонтер забирает помощь и отвозит ее в хоспис.

Педагоги, дети, родители.

Политические акции в школе

«Покормите птиц зимой»

Политические акции в школе

Срок проведения

Содержание акции

Кто может принять участие

Перед началом проведения акции с детьми проводятся беседы и просмотры фильмов о жизни птиц зимой.

Педагогами с детьми и родителями изготавливают кормушки, развешивают их на территории и детского сада, школы.

Каждый неравнодушный человек.

Источник

Права студентов на политические акции

Позиция университета заключается в том, что политические пристрастия студентов — их личное дело, сказала зам. декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Валерия Касамара.

К. ЛАРИНА: 13:13, начинаем мы передачу следующую, она у нас без всякого названия, просто у нас время образовалось свободное в эфире, и мы решили не ставить повторы, а поговорить о текущем моменте. «Права студентов на политические акции» — тема нашей сегодняшней встречи, в которой принимают участие от имени студентов Алексей Курмашов, студент факультета политологии ВШЭ, добрый день.

А. КУРМАШЕВ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Евгений Бунимович, председатель комиссии по науке и образованию МГД. Добрый день.

Е. БУНИМОВИЧ: Добрый день.

К. ЛАРИНА: И Александр Кутузов, ректор МГПИ. Здравствуйте.

А. КУТУЗОВ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Нашим слушателям напомню средства связи. Смс — +7-985-970-45-45, можно смс-ки отправлять. И телефон 363-36-59, если будет время, то мы вас обязательно послушаем. Давайте так, с повода начнём. Вчера уже очередной день несогласных у нас был, 31 числа. И многие товарищи нашего сегодняшнего гостя, Алексея, находятся до сих пор в эти самых… как называется? В КПЗ?

А. КУРМАШЕВ: Из тех, кто участвовал со мной в одной акции, находятся только под административным арестом, только Роман Доброхотов, остальных отпустили со штрафом. Но при этом задержано большое количество «лимоновцев» и остальных. Были отдельные провокации, когда выступающих пытались спровоцировать на драку, на них нападали, очевидно, что ещё многие задержаны.

К. ЛАРИНА: Алексей знаменит уже тем, что попал в число тех самых неблагонадёжных студентов ВШЭ, чьего исключения из института требовали представители ГУВД. Я напомню историю. Просто процитирую письмо, которое отправили представители ГУВД в ВШЭ. Письмо из ГУВД по г. Москве подписано первым заместителем начальника ГУВД генерал-майором Александром Ивановым. В письме сообщается, что 14 декабря 2008 года «в центральной части города зафиксирован факт проведения массового мероприятия, несогласованного в установленном порядке с органами исполнительной власти». В означенном мероприятии, говорится в письме, принимали участие шесть человек, представившихся студентами ГУ-ВШЭ.

Генерал-майор заявляет, что «проведение несанкционированных массовых акций является одним из видов экстремистской деятельности, имеет высокую степень общественной опасности и требует от правоохранительных органов адекватных мер реагирования». В связи с этим он «просит» Кузьминова «рассмотреть вопрос об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений» То есть, проще говоря, милиция фактически рекомендует вузу отчислить неблагонадежных студентов. То есть, милиция рекомендует ВУЗу отчислить этих студентов из ВШЭ.

Комментариев было более чем достаточно. Но нас интересует позиция руководства института. Она, по-моему, была однозначно выражена. Позиция университета заключается в том, что политические пристрастия студентов — их личное дело, это сказала зам. декана факультета прикладной политологии, где учится как раз Алексей Валерия Косомара. Вот и весь прецедент. Насколько я знаю, это история, которая вышла на поверхность, потому что их угораздило письмо прислать, которое все опубликовали. Но в принципе, можно это считать прецедентом. Нужно понимать, что каждый студент государственного российского ВУЗа, выходя на такого рода политические акции, на митинги, рискует быть отчисленным из стен учебного заведения.

Это действительно так. Я знаю, что с нацболами тоже не церемонится, и очень часто им приходится прощаться с учебным заведением, в котором они учатся после такого рода акций. Давайте попробуем поразмышлять на эту тему. Имеет ли право студент, как гражданин РФ на свободное выражение своих чувств, мыслей по отношению к государственной власти, прежде всего. Евгений Абрамович, Вам слово.

Е. БУНИМОВИЧ: На самом деле момент довольно серьёзный. И то, что это вышло на поверхность важно. Я понимаю, что любой ректор получает огромное количество писем. Особенно такой большой организации, как ВШЭ. Да, конечно, Вы сейчас сказали, что Валерия Косомара что-то ответила. Но вообще-то, письмо было не ей, а ректору ВШЭ. И поэтому, конечно, важен сам текст этого письма, но хотелось бы услышать, что ответит ректор в такой ситуации. Что ответит союз ректоров и зачем он существует, если он не ответит.

Я не буду сейчас говорить о других, у меня есть некоторые данные, что это было не единственное письмо, но поскольку другие не озвучены, ясно, что это не единственное письмо, и очень важно, как сейчас отреагирует наше академическое сообщество союза ректоров и все остальные. Потому что я посмотрел, кроме всего прочего, на это письмо, всё-таки, я законодатель, кроме образования. Поэтому я посмотрел, на что они ссылаются. Закон о милиции я не стал смотреть, потому что не очень понятно, почему они предлагают ректору смотреть закон о милиции. Пусть милиция его и смотрит. А вот закон о высшем послевузовском образовании, на который они ссылаются, я посмотрел. Статья 16, п. 9. Возможно исключение за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом ВУЗа и правилами внутреннего распорядка.

Какое отношение это имеет к тому, что происходило, что студент участвовал в какой-то политической акции? Не думаю, что в Уставе ВШЭ или какого-то другого ВУЗа написано это запрещение. Мне кажется, что это очень важно. Важно не само заявление даже, ну, милиция, как она думала раньше — есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы, так они, видимо, и продолжают думать.

К. ЛАРИНА: Ну это же фиксируется где-то? Алексей нам скажет. У него уже зафиксировано два правонарушения. Что это означает? Вас ставят куда-то на учёт?

А. КУРМАШЕВ: Да. После вчерашней акции меня однозначно поставят на учёт. Это означает, что я попадаю в какие-то списки неблагонадёжным, и перед каждым днём или маршем несогласных мне будут звонить из милиции и они обязаны дать формальные разъяснения мне о недопустимости участия в противоправных действиях. В частности, в пятницу, за день до Дня несогласных, снова вызывали в милицию и сказали подписать бумагу, что мне разъяснена недопустимость противоправных действий. И, насколько мне известно, были ситуации, когда человека задерживали дома у себя. Это было с Сергеем Удальцовым, лидером АКМ, чтобы он не мог поучаствовать в акции.

К. ЛАРИНА: То есть, мы тебя предупреждали, да?

Е. БУНИМОВИЧ: Да. Но это взаимоотношение гражданина и милиции. Мы можем об этом сегодня говорить, и совершенно ясно, это политически абсолютно очевидные вещи. Вся политика выталкивается на улицу, она фактически была выжата из Государственной Думы, из всех наших официальных государственных структур, она, естественно, в такой ситуации выходит на улицу. Не нужно даже заканчивать факультет политологии, чтобы быть в курсе этого. Что если никакой политической жизни не дают вести в реальной, официальной сфере, то она, естественно, выталкивается в другие формы.

И то, что постоянно запрещают, хотя у нас есть право на все выступления в Конституции, и на всё остальное, так что же, конечно, если постоянно запрещают эти акции, то, естественно, они будут запрещённые.

К. ЛАРИНА: Послушайте, у нас Рому Доброхотова забирали, когда он читал стихи Пушкина около памятника Пушкина. Причём, он читал те стихи, которые мы проходим в школе. Когда я сыну показала фрагмент в Интернете этого забора, Доброхотов возле памятника, он сказал: «Мама, мы это стихотворение в школе проходим. Его нельзя публично исполнять?» Получается, что нельзя. В этот раз Алексей принимал участие в этой акции, поскольку мы уже давно живём на этом свете, мы этот анекдот знаем с советских времён, когда человек разбрасывает листовки на Красной площади, на которых ничего нет, чистая бумага. И когда спрашивают: «Почему здесь ничего не написано?» «А что писать, и так всё ясно».

Вчера по классическому анекдоту движение «Мы» эту акцию совершило у стен Белого дома. Расскажите, что вы там сделали?

А. КУРМАШЕВ: Эта акция проходила в час дня на Горбатом мосту. На мост вышло 8 человек в окружение журналистов, с видеокамерами. Сразу подошёл ОМОН, мы стали доставать большие листы белой бумаги…

К. ЛАРИНА: На которых ничего не было написано.

А. КУРМАШЕВ: Сначала, когда ОМОНовцы спросили, что это такое? Роман ответил, что мы настраиваем телекамеры на белый цвет, потом начали заклеивать рты. Что это такое? Роман ответил, что мы показываем, что мы не хотим ничего скандировать, мы законопослушные граждане. Мы просто стояли с грустным видом и молчали. Подошёл ОМОН и стал требовать прекратить противоправные действия. Мы спрашивали, в чём дело, у нас нет никаких лозунгов, мы просто стоим и молчим. У нас нельзя стоять и молчать на мосту? У нас свобода передвижения. Нас не стали слушать, затащили в ОМОНовский автобус, потом в отделении после ряда формальных процедур, ребят отправили в суд. Я там один был несовершеннолетний, меня отпустили без суда.

Это спустили в районное отделение по вопросам несовершеннолетних правонарушителей. Всех отпустили с административном штрафом, кроме Романа Доброхотова. Рома сейчас находится под административным арестом, пять суток. Ему вменили то, что он выкрикивал нецензурные отношения в адрес милиции в публичном месте. Это в принципе невозможно. Я не представляю, как Рома мог употреблять нецензурные выражения в публичном месте. Он ведёт себя предельно грамотно в отношении с милицией и вообще, на публичных акциях. Он в жизни не мог такого допустить. Причём, обвинение, которое было предъявлено в момент задержания — это нарушение установленного порядка пикетирования.

И прямо в зале суда ему ещё приписывают нецензурную брань и сажают на пять суток.

А. КУТУЗОВ: Я вот сижу и думаю…

К. ЛАРИНА: У Вас же таких молодых людей целый институт!

А. КУТУЗОВ: Дело вот в чём… Евгений Абрамович сказал очень правильно. Нужно разводить понятие. То, что сейчас рассказывается, никакого отношения к высшему образованию не имеет. И слава Богу, что не имеет. Александр Сергеевич, «наше всё», он ведь восславил свободу. Поэтому человек, когда он свободен, он туда идёт, если он совершил преступление, я не знаю, милиционера ударил, или урну сбил, это касается той стороны его жизни, которая не может и не должна контролироваться институтом. В институт он приходит для того, чтобы получать знания, чтобы развиваться. А его личные пристрастия — это его личные пристрастия.

Если сейчас начать это смешивать, то мы дойдём до того, что у нас было в советское время. Мне бы этого очень не хотелось, потому что высшее образование становится высшим по-настоящему, когда человек свободен, когда он ищет и находит. Тем более, если это прикладная политология.

К. ЛАРИНА: У вас гуманитарный ВУЗ, это самые опасные ВУЗы с идеологической точки зрения.

Е. БУНИМОВИЧ: Не надо обижать ВУЗы.

Е. БУНИМОВИЧ: Я хочу напомнить, что Сахаров и Солженицын… Сахаров был…

А. КУТУЗОВ: И Евгений Абрамович тоже закончил…

Е. БУНИМОВИЧ: Преподавал математику и физику, между прочим.

А. КУТУЗОВ: Гуманитарные ВУЗы не опасны. Это те ВУЗы, которые создают ауру, в которой живёт народ.

К. ЛАРИНА: Так они же свободу восславляют, тем и опасны.

А. КУТУЗОВ: Не надо просто смешивать. Если какой-то милицейский начальник оказался, мягко говоря, не совсем в курсе той законодательной базы, в рамках которой он работает, мне кажется, нет необходимости делать так, чтобы другие начальники… Если бы мне пришло такое письмо, я бы ему написал, что по закону высшем и послевузовском образовании, и по Уставу нашего института мы не имеем права, того самого права, о котором идёт речь, отчислить студента. Вот и всё. Мы имеем право отчислить его, и это везде прописано, прежде всего в Уставе, за неуспеваемость, прогулы, академические задолженности.

За его выступления политические мы не имеем права этого делать. И, естественно, мы этого делать, если ректор уважаем себя и свой учёный совет, он этого делать не будет. Я уверен, что и ВШЭ не будет отчислять.

К. ЛАРИНА: А как же профилактические меры? А если в стенах вашего института зреет фашистская группировка? Вы же должны, как ректор, отвечать в том числе и за политические взгляды ваших студентов. А если они противоречат нормам Конституции РФ, а если скинхеды, не дай Бог, свили своё гнездо в соседней аудитории?

А. КУТУЗОВ: Ну, понятно. А «лимоновцы» где-то на хорах. Это понятно. Ужастики — это хорошо. Если позволите, маленькая история. Я недавно был на конференции в Италии. Включаю телевизор, показывают блестящую сцену — идёт заседание учёного совета Римского университета. Антураж весь необходимый, барокко, мантии, всё очень здорово. И врывается человек 40—50 студентов, которые говорят ректору, отодвигают его с трибуны, отодвигают учёный совет, достают мегафон и начинают что-то говорить. Вот о чём это свидетельствует? О том, что есть какие-то вещи, которые нельзя допускать.

В рамках университета не должно быть никаких политических объединений. Вот это не должно быть, потому что идеология…

К. ЛАРИНА: А что за пределами университета — это его дело. И вы никакой ответственности за это не несёте?

А. КУТУЗОВ: Нет. И не должны нести. У человека есть личное пространство. И он в этом личном пространстве должен находиться. Если его не устраивает методология, которая заложена в деятельности ВУЗа, если говорить о гуманитарном, он имеет полное право из этого ВУЗа уйти. Он в ВУЗе не может и не должен организовывать эти самые объединения, о которых Вы говорили. Я буду категорически против этого. Но если он выходит, он человек свободный. Если он перестанет быть свободным, он не будет специалистом никогда. Поэтому милиция пусть и разбирается, если за это им деньги платят. Пусть она разбирается. Если они считают, что он нарушил уголовный кодекс, ещё какие-то… пожалуйста. Вот разбирайтесь, есть суд. Но ВУЗ здесь не должен присутствовать.

К. ЛАРИНА: Хорошо. Поговорим на эту тему. Мне интересно, как слушатели к этому относятся. Есть какие-то вещи спорные у меня. Пока не могу сказать, что полностью с вами согласна. Поговорим. Сейчас Новости, потом продолжим.

К. ЛАРИНА: Я тут открыла наш сайт, потому что наши слушатели подсказывают, что Ярослав Кузьминов был у нас в передаче «Лукавая цифра» 27 числа, в том числе комментировал письмо, о котором мы сегодня говорим. Но чёткого ответа нет. Я могу просто вам процитировать. «В «Вышке» учатся самые разные студенты. У нас есть избирательные штабы левых сил, был глазьевский штаб несколько лет назад, есть молодежное «Яблоко», самые разные есть, сторонники «Единой России» в большом количестве. Нацболы — нет, пока не отмечалось в Высшей школе экономики. Наверное, слишком тяжело учиться. А классовая борьба в жестких формах, она отвлекает. Участники ДПНИ есть. Как к ним относится руководство, — спрашивает ведущий. «Мы плохо относимся к такого рода движениям. Но мы не видели никаких выступлений такого рода в стенах университета, и мы не получали соответствующих данных. Если кто-то имеет убеждения, это его дело. Мне кажется, в университете человек учится для того, чтобы научиться аргументам и правильно выбирать».

И последний вопрос, связанный с официальным ответов ГУВД. «По-моему, один из моих заместителей, Сергей Рощин, направил письмо в ответ на письмо от начальника ГУВД, что мы рассмотрим такого рода ситуацию в должном порядке, установленном в университете, если будут предъявлены какие-то доказательства неправомерного поведения». Во всяком случае там конкретного ответа я не вижу. Но, возвращаясь к этому спорному моменту, мне интересно, что Евгений Абрамович скажет. Ректор должен быть в курсе политических взглядов своих студентов или совсем нет?

Е. БУНИМОВИЧ: Здесь два разных вопроса. В курсе он должен быть. А как он может быть в курсе? У него 2 тысячи студентов. Дело в том, что давайте не заниматься этими размытыми формулировками закона об экстремистской деятельности, а чётко понимать, что фашистские высказывания, призывы к войне, есть масса вещей, которые уголовно наказуемы. Это запрещено. Фашистская литература и т.д. Это очень серьёзно. Такого рода человек, если это нормальная судебная система, должен наказываться, в том числе и уголовно, и может оказаться за решёткой.

Но я обращаю ваше внимание вот на какой вопрос. А каким образом вообще, не просто хватать за руки и говорить: «Ах ты фашист!» А каким образом пытаться воспитывать? К сожалению или к счастью, ничего, кроме образования не придумано. Поэтому мы сейчас занимаемся большой программой дистанционного образования в тюрьмах. Я считаю, что если этот человек будет дальше учиться, то есть некоторый шанс, что они изменятся. А вот если он не будет учиться, если его только взяли, арестовали, он будет в этой среде, то я боюсь, что эти воззрения у него не изменятся. Это не так просто.

Что касается нашего юного собеседника сегодняшнего, то я предложил бы ему следующий раз выйти со следующим плакатом, текст я хочу предложить.

К. ЛАРИНА: Советы бывалого.

Е. БУНИМОВИЧ: Да. С Пушкиным уже выходили, давайте со следующими плакатом. «Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем — Россия будет процветающей демократической страной, сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, самостоятельных и критически настроенных граждан».

К. ЛАРИНА: Хорошая мысль!

Е. БУНИМОВИЧ: Пусть они выйдут с этим плакатом, и посмотрят, как будет реагировать наша милиция. Я почему говорю об этом? Эти истории были всегда. И в советское время. К вопросу об обучении в университете. Как с другими какими-то воззрениями учиться было даже в советское время? Я помню, когда в университете был большой скандал, когда после исторического факультета один из студентов пошёл в священники. У него спросили, как он сдавал научный атеизм? Зачем такое двоедушие? Он говорит: «Никакого у меня не было двоедушия. Меня никто никогда не спрашивал, что я думал по этому вопросу. Меня спрашивали, что по этому вопросу думал Маркс, Энгельс и Ленин».

Это более шутливый вариант. Но я хорошо помню, как меня дважды из комсомола выгоняли. И ректор — это ректор. Почему мы сейчас говорим только о ректоре? Есть профессура, академическое сообщество. Я прекрасно помню, как первый раз тот человек, который меня и моих товарищей не сдал, потому что был донос, что мы что-то не то говорили на семинаре, и он это всё опроверг, Василий Яковлевич Перминов, преподаватель. И результатом было то, что его отстранили от преподавания на мехмате. Когда в конце за какие-то такие вещи, на старшем курсе меня выгоняли из комсомола, и что самое удивительное, что человек, который это делал, он выходил при этом в коридор и плакал в мою же жилетку, и говорил: «Ты математик, ты найдёшь себе работу, а я журналист, пойми…»

Вот до такого доводилось это. Но мой научный руководитель, математик Сергей Васильевич Фомин покойный, которого математики знают прекрасно, прежде всего по книжке Колмагоров и Фомин, хрестоматийной книге, замечательный учёный, сделал всё, чтобы этого не было. И я никогда не забуду его помощь. Это его личное. Это не вопрос декана. Это не вопрос ректора, это вопрос гражданской позиции нашей профессуры.

К. ЛАРИНА: Мы с вами встречались и по поводу школьных проблем похожих, когда мы обсуждали, когда из ГУВД присылали разнарядки выявить лиц с грузинскими фамилиями по школам. И какие-то школы послали, а какие-то приняли к сведению, и начали исполнять.

Е. БУНИМОВИЧ: Сейчас шла реклама «Новой газеты», что будет в понедельник. Я помню, как «Новая газета» напечатала, полный чувства полного достоинства ответ одного из директоров, который сказал: «Извините, уважаемый ГУВД, но не вы являетесь нашими учредителями, а Департамент образования, который ничего подобного от нас не просил». И послали. Это момент очень важный, ответа образовательного сообщества. Потому что тогда руководитель Департамента образования Кезина очень внятно сказала через 2—3 дня, что ничего подобного не будет, что никаких разделений по национальностям, никаких списков мы не делаем.

Сказала с большевистской прямотой. И что произошло с ГУВД? Начальник московского ГУВД сказал, что это была ошибка. Поэтому очень важно поставить внятно все акценты. Не просто говорить, что мы рассмотрим, ответим, а очень ясно сказать, что ваше дело, а что не ваше дело, а что наше дело. Я хочу напомнить, что академическая автономия, не пускали полицию в стены университета даже в средние века в Европе.

А. КУТУЗОВ: В Греции не пускали, не можем проект подвинуть, потому что полиция не может войти на территорию афинского университета.

К. ЛАРИНА: Женя, а вы отслеживаете среди «яблочников», у вас же полно, наверняка, молодёжное «Яблоко». Бывали такие прецеденты, когда вызывали на беседу, просили не афишировать свои политические пристрастия?

Е. БУНИМОВИЧ: На беседы вызывали. На беседы могут вызывать, вести диалоги, почему нет? Это нормально. Это могут. Но нет такого специального, вроде бы как не было… Но вы знаете прекрасно, что один из лидеров молодёжного «Яблока» Иван Большаков, зампред московского «Яблока» условно осуждён на 5 лет за то, что он ОМОНовцу сломал руку. Я очень люблю Ивана, если вы посмотрите на него, и посмотрите на средний размер наших ОМОНовцев, то всё становится понятно.

К. ЛАРИНА: Про это и речь. Мы с вами пытаемся в рамках закона разговаривать об этом. И действительно, если говорить о законодательстве, то у каждого человека есть свои права, будь то студент, преподаватель, пенсионер или пионер. Но закон отдельно, а контекст отдельно. И мы ещё не говорили, что у нас большинство ректоров члены «Единой России», а не «Яблока».

А. КУТУЗОВ: Это тоже их право.

К. ЛАРИНА: Вы член «Единой России»?

Е. БУНИМОВИЧ: Обращаю ваше внимание. К вопросу о ректорах. Я учился в советское время в московском университете. Ректор Иван Георгиевич Петровский в советское время был беспартийный. Я хочу напомнить это нашим ректорам, которые, задрав штаны, бегут…

А. КУТУЗОВ: Зачем про всех-то?

Е. БУНИМОВИЧ: Я не про всех.

К. ЛАРИНА: А письма не приходили к вам с просьбой обеспечить митинг с участием «Единой России»?

А. КУТУЗОВ: Нет. У меня есть ребята, которые работают в молодёжном отделении «Единой России».

К. ЛАРИНА: А откуда Вы это знаете?

А. КУТУЗОВ: Ну, откуда… Я же знаю.

К. ЛАРИНА: А каким образом Вы узнаёте? Опрашиваете?

А. КУТУЗОВ: Нет. У меня очень активное студенческое самоуправление, это не скрывается. У нас договорённость в этом смысле достаточно жёсткая. Ребята, пожалуйста, но это никаким образом не должно влиять на вашу учёбу. Если вы придёте и скажете, что вы были на митинге, на любом, и при этом не сдадите или не выполните какую-то работу, это не может быть оправданием для вас. В этом смысле достаточно чётко, жёстко и ребята прекрасно понимают это. Они просто не смешивают внешнюю политику и внутреннюю. Я активно призываю их заниматься внутренней политикой института. Самоуправление работает и мы хотим, чтобы они были как можно активнее.

К. ЛАРИНА: Лёша, а у вас политика в ВУЗе присутствует? Не как наука политология, а именно политика, которой Вы занимаетесь.

А. КУРМАШЕВ: Конкретно объединения по политическим убеждениям у нас вроде как нет, но мы очень много об этом говорим, и формируются какие-то группы интересов, которые обсуждают волнующие проблемы. Большое внимание уделяется происходящим событиям, всё это обсуждается. Естественно, студенты факультета прикладной политологии и должны интересоваться тем, что происходит в стране.

К. ЛАРИНА: А почему Вам тогда не идти по закону, действительно? У нас же законодательство есть какое-то? Получить разрешение на акцию, после этого на неё выходить. Зачем нарушать закон? По сути они правы, это несанкционированный митинг, не имеете права.

А. КУРМАШЕВ: Конечно, есть приоритет законных акций, нужно бороться за законные формы протестных выступлений. Нужно отстаивать наше право на законные выступления. Но если наша возможность выступлений ограничивается, то можно пойти и на подобные акции, даже в случае, если они не санкционированы, нужно иметь в виду ответственность. Административный штраф — 500 рублей. Это выбор человека. Он считает, что нужно отстаивать, потому что если нам запрещают санкционированный митинг, а мы в ответ ничего не делаем, можно долго молчать, а права людей будут всё дальше урезаться и урезаться. Нужно как-то реагировать, что-то делать.

В идеале нужно бороться за законные права, нужно добиваться того, чтобы власть не смела препятствовать мирным выступлениям граждан, даже если они протестные. В частности, что касается вчерашней акции, она мне показалась очень подходящей именно по формату, поэтому я пошёл, несмотря на историю с письмом, потому, что она заостряет внимание на том, что крайне актуально. И эта проблема решаема, потому что одно дело — выйти с лозунгами «Долой кризис, правительство в отставку», это в конкретный момент бессмысленно и вряд ли что-то изменит.

А другое дело — заострить внимание на то, что нам затыкают роль, не дают выражать свою позицию. Наша возможность хоть как-то влиять на происходящее в стране, хотя бы выражая свою протестную позицию, существенно ограничена. Именно об этом во вчерашнем мероприятии мы попытались заострить внимание. Нужно бороться за право отстаивать свою позицию.

К. ЛАРИНА: Вы сказали «несмотря на историю с письмом». Значит этот факт Вас напугал?

А. КУРМАШЕВ: Она скорее удивила, она не напугала, потому что я ни сколько не сомневался в руководстве своего ВУЗа. Но она удивила. И по началу я думал, что если это дело замнётся, ничего страшного. Но конечно, когда наш деканат, в частности, Валерия Косомара, приняли решение, что молчать нельзя, нужно запустить эту бумагу в СМИ, я решил, понял, что это правильное решение, в такой ситуации лучше не молчать. После этого я решил дальше участвовать в протестных акциях.

Почему сомневался? Во-первых, родители очень сильно расстраиваются, на учёт поставят, как же так. По-моему, это естественное желание, не хочется лишний раз связываться с отечественным правосудием. Но я считаю, что я поступил правильно.

К. ЛАРИНА: А кто-нибудь из руководства института Вас вызывал, беседу проводили?

А. КУРМАШЕВ: После того, как пришла бумага, мы поговорили с деканатом, но не было никаких неприятностей, просто какие-то сухие формальные вопросы. Просто пришло письмо, так и так… У нас не было никаких неприятностей в ВУЗе с деканатом. Я не мог ожидать другого. Это ВШЭ.

Е. БУНИМОВИЧ: Во-первых, я хотел сказал, мы стараемся внимательно отслеживать, что можно по закону делать. Действительно, многие запреты мало объяснимы. Говорят, что на этом месте уже кто-то другой….

К. ЛАРИНА: Но если отказывают — значит нельзя. Не ходи.

Хотя могу сказать, когда тоже самое было перед московской Думой, когда речь шла о Конституции, был одиночный пикет от «Яблока» на улице, а я выступал с трибуны, говорил, что как же так, американская Конституция, первая поправка — это о свободе собраний, слова, вероисповедования. В России первая поправка, это же пойдёт в учебники, удлинение сроков президентства. Хотя бы из исторических соображений давайте не с этого начинать. В это время на улице было тоже самое. Но я там был, было всё нормально. Я дошёл до зала, и мне Митрохин говорит, что уже взяли. «Как взяли?» Три минуты прошло! И нужно было, чтобы мы заявили об этом, председатель московской Думы куда-то там звонил, его отпустили. Ну что же это такое?!

Ну так думайте, правоохранительные органы, находитесь в рамках своих действий. Это на самом деле гораздо серьёзнее, чем просто вопрос об отчислении или не отчислении. Надеюсь, что ничего не произойдёт. Но это очень серьёзный политический вопрос, когда правоохранительные органы в данных ситуациях сознательно, внятно нарушают и вот такие вещи делают… Само письмо — это нарушение. Потому что не имеют права вмешиваться в институтские дела и говорить о целесообразности обучения. Сообщить, наверное, имеет право.

К. ЛАРИНА: Вопрос принципиальный. Политика в стенах ВУЗа. Насколько она допускается? Я обращаюсь опять к ректору.

А. КУТУЗОВ: Политика — понятие очень широкое. Я уверен, что обсуждение политической проблематики на различного рода занятиях необходимо.

К. ЛАРИНА: А представители партий к вам имеют право приходить и каким-то образом устраивать встречи со студентами? Жириновский захочет встретиться со студентами, а?

А. КУТУЗОВ: Я могу сказать, ещё раз повторить. Если Владимир Вольфович изъявит такое желание, он постоянно нас поздравляет…

К. ЛАРИНА: О! Уже началось!

А. КУТУЗОВ: …и если студенты захотят, то я не буду этому противиться, потому что он депутат ГД, и почему я должен противиться?

Е. БУНИМОВИЧ: Просто официально зарегистрированная партия.

А. КУТУЗОВ: Да. Почему я должен противиться, если он хочет? Заставлять студентов идти туда я не буду, потому что это политика уже. Точно таким же образом, если приедут коммунисты, «яблочники».

К. ЛАРИНА: А «Единая Россия»?

А. КУТУЗОВ: Пожалуйста! Но к счастью, ВУЗ чаша сия минует. Как-то у нас очень хорошо складывается.

К. ЛАРИНА: То есть, у вас аполитичные студенты?

А. КУТУЗОВ: Если Евгений Абрамович приезжает, то он приезжает не как один из лидеров московского «Яблока», а как поэт, как депутат Московской ГД. Вот это мне очень приятно.

К. ЛАРИНА: А если как «яблочник» приедет?

А. КУТУЗОВ: Пожалуйста. Но тогда я активно участвовать в этом процессе не буду. Естественно, объявления, разрешения — пожалуйста. Но активного участия я принимать не буду. Это неправильно.

Е. БУНИМОВИЧ: Между прочим, это очень юридически грамотная позиция ректора. Я хочу напомнить, что в законе запрещено принуждать. Когда говорят студентам, что если ты не пойдёшь на этот митинг, и если ты не будешь, как писал покойный Кормильцев, как наёмные гопники, махать флагом…

К. ЛАРИНА: Мало того — освобождают от занятий в этот день.

Е. БУНИМОВИЧ: Вот это нарушение законодательства, любое принуждение — это прямо написано в законах, что это запрещено. Это очень важный момент. И нельзя официально ячейки устраивать. По производственному принципу.

К. ЛАРИНА: Ну как нельзя? Разве нельзя?

Е. БУНИМОВИЧ: Нельзя.

К. ЛАРИНА: А как же «Единая Россия», глава ячейки институтской… Мы знаем таких ректоров.

Е. БУНИМОВИЧ: Вот это политическая деятельность внутри ВУЗов. Принуждение запрещено и структурирования не должно быть.

А. КУТУЗОВ: Ячейка может быть, но она не ВУЗовская.

Е. БУНИМОВИЧ: А если встречаться, собираться… Вернёмся к ВШЭ. Может ли быть политика в ВУЗе или не может быть? Как она может не быть, когда в одном и том же ВУЗе преподаёт профессор Поляков…

К. ЛАРИНА: Притча во языцех…

Е. БУНИМОВИЧ: Который написал, что лучшего периода, чем период Путина в России вообще никогда не было.

К. ЛАРИНА: Лучше был только Сталин.

Е. БУНИМОВИЧ: Ну, это ещё не дотянул как-то, Сталин. Между прочим, Явлинский тоже профессор ВШЭ. В такой ситуации представить себе, что политики нет в ВУЗе довольно трудно. Другое дело — запрещено принуждение. Я же не говорю, что этого не происходит. Я говорю, что по закону это запрещено. Теперь у нас президент юрист, и даже когда соболезнование выразить, он говорит, что опирается на свои юридические представления. Вот пусть и здесь обопрётся на свои юридические представления, и более ясно прояснит, что если он хочет, чтобы в стране были самостоятельные, критически настроенные граждане, то принуждения по поводу правящих партий особенно, потому что принуждений по поводу неправящих партий не бывает, должно быть не просто запрещено, а ещё тоже административно наказуемо.

Когда я предлагал сделать административное наказание за принуждение, к сожалению, это не прошло. То есть, сам текст есть, но конкретного наказания за это не существует. Здесь какое-то полдела произошло.

К. ЛАРИНА: Лёша, для Вас имеет значение политические взгляды друзей, преподавателей? Ваши отношения каким-то образом меняются?

А. КУРМАШЕВ: Наши отношения меняются незначительно. Знать мне интересно. Мы много говорим на эти темы. Если человек придерживается противоположных взглядов со мной, с ним просто есть о чём поговорить, есть о чём поспорить. На личные взаимоотношения это влияет несущественно.

К. ЛАРИНА: А эти протестные настроения насколько популярны в студенческой среде. Даже не в Вашем ВУЗе, Вы же общаетесь со своими сверстниками.

А. КУРМАШЕВ: Да, они достаточно популярные. Но они вялые. То есть, плохо закручиваются гайки, так нельзя, кошмар… Это слова, пришедшие в привычку.

К. ЛАРИНА: То есть, ничего не собираются по этому поводу предпринимать, рисковать карьерой…

А. КУРМАШЕВ: Здесь я думаю, речь идёт даже не о риске. Просто нежелание активно действовать. А зачем? Всё равно ничего не изменишь.

К. ЛАРИНА: Это такой пофигизм.

А. КУРМАШЕВ: У многих это присутствует.

К. ЛАРИНА: А откуда же Вы такой взялись?

К. ЛАРИНА: Кто Вас воспитывал?

А. КУРМАШЕВ: Таких как я, у нас тоже много. У нас разные люди. Есть те, которые принимают активное участие в политической деятельности, есть те, кто считает, в частности, мою вчерашнюю акцию, бессмысленной. Зачем? Это просто пиар, это ничего не даёт. Я так не считаю. Я считаю, что даёт. Это вопрос, какое ты значение придаёшь акции. Если ты считаешь, что это просто пиар — не ходи.

К. ЛАРИНА: Алексей, Вы собираетесь политикой заниматься всерьёз, профессионально?

А. КУРМАШЕВ: Скорее всего да.

К. ЛАРИНА: Здесь, в России?

А. КУРМАШЕВ: Надеюсь.

К. ЛАРИНА: Вполне возможно, что мы беседуем с будущим президентом, почему нет? Спасибо большое. Наши гости — Евгений Бунимович, Алексей Курмашов и Александр Кутузов. Продолжаем! Спасибо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *