Политехническое образование что это

Политехническое образование

Полезное

Смотреть что такое «Политехническое образование» в других словарях:

Политехническое образование — в школе, одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания; предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и… … Большая советская энциклопедия

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — принцип организации содержания, и преподавания общеобразоват.уч предметов Вариант практич.реализации идеи трудовой школы Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами совр. произ ва и лежащими в их основе законами… … Российская педагогическая энциклопедия

Образование политехническое — см. Политехническое образование … Педагогический терминологический словарь

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно… … Большая советская энциклопедия

Политехническое обучение — учебно воспитательный процесс, в ходе которого осуществляется Политехническое образование … Большая советская энциклопедия

Образование политехническое — образование, ориентированное на знакомство учащихся с основными принципами организации современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, обучение навыкам обращения с компьютерной техникой и простейшими современными орудиями … Педагогический словарь

Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

Монотехническое образование — монотехнизм (от греч. monos один), направление педагогической мысли 20 х гг. 20 в., отражавшее один из подходов к проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования (см. Политехническое образование). Термин монотехнизм возник как… … Педагогический терминологический словарь

Техническое образование — подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально технического… … Большая советская энциклопедия

Химическое и химико-технологическое образование — система овладения в учебных заведениях знаниями по химии (См. Химия) и химической технологии (См. Химическая технология), способами применения их к решению инженерно технологических и исследовательских задач. Подразделяется на общее… … Большая советская энциклопедия

Источник

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В современной пе­да­го­ги­ке политехническое образование трак­то­ва­лось как важ­ней­шее на­прав­ле­ние ком­му­ни­с­тического вос­пи­та­ния. Со­еди­не­ние политехнического образования с про­из­во­дительным тру­дом К. Маркс и Ф. Эн­гельс счи­та­ли ос­но­вой сис­те­мы вос­пи­та­ния в эпо­ху со­циа­лиз­ма и главным сред­ст­вом фор­ми­ро­ва­ния все­сто­рон­не раз­ви­тых лю­дей. В даль­ней­шем по­ли­тех­низм об­ра­зо­ва­ния как один из ру­ко­во­дя­щих прин­ци­пов, оп­ре­де­ляю­щих це­ли, со­дер­жа­ние и фор­мы обу­че­ния в советской шко­ле, по­лу­чил раз­ви­тие в ра­бо­тах В.И. Ле­ни­на, Н.К. Круп­ской, А.В. Лу­на­чар­ско­го, П.П. Блон­ско­го, С.Е. Гай­си­но­ви­ча, А.Г. Ка­лаш­ни­ко­ва и М.М. Пи­ст­ра­ка. Во 2-й половине 1950-х-1970-е годы, на­ря­ду с оз­на­ком­ле­ни­ем уча­щих­ся с на­учными ос­но­ва­ми современного про­из­вод­ст­ва в про­цес­се изу­че­ния об­ще­об­ра­зо­вательных дис­ци­п­лин, на фа­куль­та­тив­ных за­ня­ти­ях, в различных тех­нических и опыт­ни­че­ских круж­ках в шко­ле и вне­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях, бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но це­ле­на­прав­лен­ное уча­стие школь­ни­ков в об­ще­ст­вен­но-тру­до­вой дея­тель­но­сти в учеб­ных це­хах, учеб­но-про­из­водственных ком­би­на­тах, уче­ни­че­ских про­из­водственных бри­га­дах и лес­ни­че­ст­вах, ла­ге­рях тру­да и от­ды­ха и других. В этот же пе­ри­од тео­рия политехнического образования су­ще­ст­вен­но обо­га­ти­лась в тру­дах П.Р. Ату­то­ва, С.Я. Ба­ты­ше­ва, И.Д. Зве­ре­ва, В.Г. Зу­бо­ва, К.А. Ива­но­ви­ча, В.А. По­ля­ко­ва, М.Н. Скат­ки­на, П.И. Став­ско­го, С.М. Ша­ба­ло­ва, С.Г. Ша­по­ва­лен­ко, А.А. Ши­ба­но­ва, Д.А. Эп­штей­на и других.

На современном эта­пе политехническое образование осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ной об­лас­ти зна­ний «Тех­но­ло­гия», зна­ко­мя­щей школь­ни­ков с различными сфе­ра­ми об­щественного про­из­вод­ст­ва и спо­соб­ст­вую­щей их про­фес­сио­наль­ной ори­ен­та­ции. По­тен­ци­ал политехнического образования уси­ли­ва­ет­ся в ус­ло­ви­ях ин­фор­мационного об­ще­ст­ва, свя­зан­но­го с вне­дре­ни­ем но­вых тех­но­ло­гий, ком­пь­ю­те­ри­за­ци­ей и ав­то­ма­ти­за­ци­ей сфер про­из­вод­ст­ва, ко­гда предъ­яв­ля­ют­ся всё бо­лее вы­со­кие тре­бо­ва­ния к лич­но­ст­ной и профессиональной ком­пе­тент­но­сти мо­ло­дё­жи, её функ­цио­наль­ной гра­мот­но­сти и со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

Источник

Политехническое образование

Полезное

Смотреть что такое «Политехническое образование» в других словарях:

Политехническое образование — принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Вариант практической реализации идеи трудовой школы. Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами современного производства и… … Педагогический терминологический словарь

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — принцип организации содержания, и преподавания общеобразоват.уч предметов Вариант практич.реализации идеи трудовой школы Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами совр. произ ва и лежащими в их основе законами… … Российская педагогическая энциклопедия

Образование политехническое — см. Политехническое образование … Педагогический терминологический словарь

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно… … Большая советская энциклопедия

Политехническое обучение — учебно воспитательный процесс, в ходе которого осуществляется Политехническое образование … Большая советская энциклопедия

Образование политехническое — образование, ориентированное на знакомство учащихся с основными принципами организации современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, обучение навыкам обращения с компьютерной техникой и простейшими современными орудиями … Педагогический словарь

Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

Монотехническое образование — монотехнизм (от греч. monos один), направление педагогической мысли 20 х гг. 20 в., отражавшее один из подходов к проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования (см. Политехническое образование). Термин монотехнизм возник как… … Педагогический терминологический словарь

Техническое образование — подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально технического… … Большая советская энциклопедия

Химическое и химико-технологическое образование — система овладения в учебных заведениях знаниями по химии (См. Химия) и химической технологии (См. Химическая технология), способами применения их к решению инженерно технологических и исследовательских задач. Подразделяется на общее… … Большая советская энциклопедия

Источник

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

принцип организации содержания, и преподавания общеобразоват.уч предметов Вариант практич.реализации идеи трудовой школы Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами совр. произ-ва и лежащими в их основе законами развития природы и общества, формирование трудовых умений и навыков учащихся Выступает как фундамент последующей проф. подготовки

Идея П.о. была выдвинута К Марксом и Ф Энгельсом как средство общеобразоват.подготовки рабочих в условиях индустр произ-ва и получила особое развитие в марксистской педагогике.

Развитие науки и техники, их слияние в процессе произ-ва материальных и духовных ценностей объективно диктуют необходимость знания в той или иной мере науч. основ произ-ва каждым человеком. Учитывая, что эти основы содержат громадный объём знаний, непосильный для усвоения человеком в заданный отрезок времени, необходим такой подход к их рассмотрению, к-рый даёт возможность уяснить наиб. общие их стороны, присущие многообразию совр. техники и технологии. Такую возможность предоставляет П. о. В условиях технол. этапа науч.-техн. прогресса П. о. устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учётом её социальных, экон., экологич., психол., эстетич. и др. факторов. Поэтому необходимо формировать у учащихся способность комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов.

Традиц. взгляды на П. о. как требование индустр. материального произ-ва изжили себя. В совр. условиях должен преобладать подход, ориентированный не столько на то, чтобы общество или произ-во получили профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам человек чувствовал себя внутренне свободно, комфортно в условиях технически высокоразвитого общества. Такое понимание П. о. делает его важным фактором эффективной подготовки молодёжи к труду в рыночных условиях. В этом контексте рассматривается роль и место П. о. в усилении проф. мобильности, функциональной грамотности и в осуществлении ступенчатой интегрированной трудовой подготовки учащихся.

Научно-техн. революция вызвала проникновение техники во все сферы человеческой деятельности. Происходило изменение содержания труда в разл. отраслях х-ва, Значит. часть рабочих высвобождалась от непосредств. участия в производств. процессе. Их труд заменялся системами автоматич. управления и контроля. Наладка подобных систем предполагает рост теоретич. знаний и практич. умений работников, призванных обеспечить эффективное использование техники. С др. стороны, возрастают требования к уровню общеобразоват. подготовки рабочих. Комплексная механизация и автоматизация произ-ва требуют от рабочего понимания не только общих принципов организации технол. процессов, науч. основ техники и технологии, но и комплекса организационных и экономических принципов произ-ва.

Осн. задачи П. о. на совр. этапе: показ технологич. применения законов физики, химии, биологии и др. наук, сообщение знаний по основам совр. техники, технологии, экономики и организации произ-ва; вооружение учащихся умениями и навыками применения совр. орудий труда, средств механизации и автоматизации, методами управления технол. процессами.

Содержание П. о. формируется на основе анализа тенденций науки, техники, культуры, взаимоотношений изучаемой науки и соответствующего уч. предмета. Содержание П. о. составляют системы знаний о совр. произ-ве и лежащих в его основе законов природы, общества, деятельности самого человека. Структура рассматриваемых знаний определяется состоянием отражаемой предметной области. По своей природе политехн. знания представляют собой совокупность взаимосвязанных понятий естеств., техн., обществ. наук и математики и становятся собственно политехническими, когда включаются в трудовую деятельность школьников. Природа политехн. знаний, специфика науч. основ техники и технологии делают невозможным в наст. время и, вероятно, в обозримом будущем решать все задачи политехн. подготовки учащихся средствами одного уч. предмета. Система политехн. подготовки в ср. общеобразоват. школе включает в себя усвоение политехн. знаний и умений в процессе изучения основ наук, трудового обучения, лабораторных и практич. работ, производств. экскурсий, внеклассных, факультативных занятий по науке, технике, с.-х. опытниче-ству и т. д. Уч. предметы «Основы производства. Выбор профессии», «Основы информатики и вычислительной техники», «Основы экон. знаний» обогащают содержание П. о. в ср. школе.

Основы наук, изучаемые в школе, предоставляют учащимся внутренне единый комплекс теоретич. и прикладных знаний, к-рые могут быть использованы для раскрытия наиб. общих техн. и производств. принципов. В практич. работы по основам наук, в уч. и производит, труд учащихся заложена трудовая деятельность, способствующая формированию политехн. умений на репродуктивном уровне их реализации.

В совр. трактовке П. о., в т. ч. воспитания готовности к труду, Значит. роль отводится осмыслению учащимися отношений, возникающих в связи с практич. (производств.) деятельностью. В этом аспекте необходимо более широкое использование предметов гуманитарного цикла (см. Гуманитаризация образования).

Особенность политехн. знаний проявляется через соответствующие умения, к-рые развивают специфич. функции, необходимые работникам разл. отраслей х-ва, основанные на применении достижений науки. Поскольку эти функции формируются в соответствующей деятельности, к-рая организуется с помощью теоретич. и практич. задач, возникает необходимость разработки и эксперим. проверки типов и системы задач для учащихся разного возраста.

Политехн. задания представляют собой упрощённые модели типичных производств.-техн. задач, к-рые приходится решать работникам профессий, имеющих дело с техникой. П. о. создаёт условия для проф. самообразования учащихся и формирования у учащихся проф. призвания с учётом обществ. интересов. Это одна из предпосылок разностороннего развития личности и достижения высокой производительности труда.

Важное место занимает П. о. в системе экологич. образования и воспитания школьников, формирования взаимоотношений общества и природы (см. Экология и педагогика).

Рынок труда предъявляет жёсткие требования к конкурентоспособности работников разл. отраслей х-ва. В этих условиях значительна роль П. о. в поддержании функциональной грамотности человека, к-рая предполагает формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности.

Велика роль П. о. ив трудоустройстве выпускников школы. Шк. системе необходим такой набор профилей, специализаций и подготовки, к-рые могут использоваться в разнообразных сферах труда.

Овладение рядом специальностей не самоцель, а условие повышения проф. культуры, отказа от узкопроизводств. подхода в пользу общекультурного и, главное, признание в качестве ведущей развивающей функции трудовой подготовки. Одно из важнейших дидактич. условий овладения специальностями — предварит. усвоение учащимися общих науч., технико-технол., организац.-экон. и психофизиол. основ совр. сферы трудовой деятельности. Это достигается путём реализации политехн. принципа в обучении, предусматривающего выявление преподавателем, мастером этих общих основ и усвоение их учащимися.

Теоретико-методологич. исследования в области П. о. направлены на выявление разл. подходов к определению его содержания (М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповален-ко), роли и места общеобразоват. предметов в П. о. (В. Г. Зубов), политехн. содержания отраслей произ-ва (Д. А. Эпштейн, К. А. Иванович, А. А. Шибанов), разработку экологич. аспекта П. о. (И. Д. Зверев), анализ деятельности «ра-бочего-индустриала» (П. И. Ставский). Раскрыта функциональная природа политехн. знаний (П. Р. Атутов), делающая П. о. одной из сторон проф. образования.

Источник

Образование политехническое

Смотреть что такое «Образование политехническое» в других словарях:

Образование политехническое — см. Политехническое образование … Педагогический терминологический словарь

Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

Политехническое образование — в школе, одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания; предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и… … Большая советская энциклопедия

Политехническое образование — принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Вариант практической реализации идеи трудовой школы. Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами современного производства и… … Педагогический терминологический словарь

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно… … Большая советская энциклопедия

Политехническое обучение — учебно воспитательный процесс, в ходе которого осуществляется Политехническое образование … Большая советская энциклопедия

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — принцип организации содержания, и преподавания общеобразоват.уч предметов Вариант практич.реализации идеи трудовой школы Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами совр. произ ва и лежащими в их основе законами… … Российская педагогическая энциклопедия

Горное образование — система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих для горнодобывающих отраслей промышленности: угольной, рудной, горнохимического сырья, нерудных строительных материалов, нефтяной и газовой. Создание первых… … Большая советская энциклопедия

Монотехническое образование — монотехнизм (от греч. monos один), направление педагогической мысли 20 х гг. 20 в., отражавшее один из подходов к проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования (см. Политехническое образование). Термин монотехнизм возник как… … Педагогический терминологический словарь

СССР. Народное образование — Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *