Полисубъектный характер социальной работы что это
Полисубъектный характер социальной работы что это
Рейтинг:
В связи с этим надо отметить, что социальная работа — многопрофильная деятельность. Подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на базовую (т. е. социальную работу), углубляя и дополняя ее различные разделы и подразделы.
В настоящем учебном курсе «Основы социальной работы» рассмотрены не только главные положения социальной работы, но и социальные аспекты, связанные с данным видом деятельности и с содержанием близких к социальной работе дисциплин.
Курс «Основы социальной работы» включает в себя лекционные, семинарские и различные формы практических занятий. При этом предпочтение отдается самостоятельной практической работе, без чего не может состояться социальный работник как специалист, профессионал.
§ 1.4. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной дисциплины находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.
Понятия, категории социальных, гуманитарных наук — это ступеньки познания социальной действительности, социальных процессов, основа знания социальных отношений.
В повседневной жизни мы пользуемся словами, теми или иными терминами, понятиями, категориями. Слово служит для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Термин как слово имеет оттенок специального научного значения. Система терминов, называемая терминологией, служит основой какого-либо научного знания. Понятие (с философской точки зрения) — это форма мышления, которая отражает существенные свойства и связи предметов и явлений. Наиболее важные, ключевые, фундаментальные понятия какой-либо науки называются категориями.
Каждая наука имеет свою терминологию, свой понятийно-категориальный аппарат.
Понятийно-категориальный аппарат вбирает в себя как понятия, выработанные в процессе возникновения и развития данной науки, так и понятия других (особенно близких) научных дисциплин. Это относится и к социальной работе. В то же время, используя понятия родственных научных дисциплин, каждая отдельная наука придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета. Достаточно, например, сравнить такие термины, как «адаптация», «взаимоотношения», «голодание», «группа», «диагностика», «конфликт», «личность», «общение», «реабилитация» и др. При совпадении сущностного содержания они тем не менее имеют свой подтекст, свои оттенки в философии, социологии, социальной работе, психологии, социальной медицине, педагогике и других науках.
Как в любой научной дисциплине, в социальной работе предпринимаются попытки классифицировать используемые понятия.
Одну группу составляют термины и понятия, которые не являются специфическими категориями социальной работы как науки. Среди них можно выделить понятия, связанные преимущественно с конкретными дисциплинами. Например, социальная сфера, социальные отношения — с социологией, педагогикой и психологией; реабилитация — с социальной медициной и т. д.
Вторая группа понятий относится преимущественно к социальной работе и в то же время используется другими науками. Это понятия, которые определяют прежде всего объекты и основные направления социальной работы, социальные службы и учреждения. Среди них группы риска, социально слабо защищенные слои населения, лица и группы с девиантным поведением, социальная защита, социальная защищенность, социальная поддержка, социальная помощь, приюты для детей и подростков, территориальные центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, управления социальной защиты населения и др.
Рассмотрим некоторые ключевые для курса «Основы социальной работы» понятия и категории. Прежде всего это понятие «социальная работа» и примыкающие к нему, близкие, пересекающиеся с ним, но не тождественные ему понятия «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» и др.
Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная помощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.
Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.
Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. Причем, как правило, он имеет тенденцию к расширению. Вот как, например, развивалась социальная помощь в Швеции за последние 70—80 лет. Вначале в стране оказывалась помощь только по дому и хозяйству престарелым и семьям с детьми. Потом к этим услугам прибавились услуги по уходу за больными детьми и детьми работающих родителей, а еще позже — такие сферы обслуживания, как доставка престарелым и инвалидам продовольствия на дом; помощь в мытье больных, престарелых и инвалидов; стирка; уборка помещений; выполнение тяжелых хозяйственных работ; стрижка, маникюр и педикюр на дому; организация развлекательных мероприятий, лечебной и спортивной гимнастики; экскурсионное обслуживание; открытие дневных центров разнообразного назначения (лечебных, спортивных, игровых, для умственно отсталых, для алкоголиков, наркоманов и т. д.)[4].
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Основы социальной работы: Шпаргалка
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Основы социальной работы:
1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, изменение среды их обитания. Задачи социальной работы как научной дисциплины: анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов.
Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, и с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками – с другой.
Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы» (ныне называется «Отечественный журнал социальной работы»), подготовлено и издано немало учебных пособий и учебников по теории, истории и методике социальной работы.
Однако ВАК РФ еще не признал социальную работу в качестве научной дисциплины.
Особенность социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип.
Основные закономерности социальной работы:
• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;
• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;
• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;
• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ Основные принципы теории социальной работы:
1) общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;
2) общие принципы социальных (общественных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;
3) специфические принципы социальной работы: Содержательные. Включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.
Психолого-педагогические. К ним относят модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.
Группа методических принципов, которые составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.
Организационные принципы, которые определяют всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг; добровольное согласие граждан на получение услуг; доступность социального обслуживания; соблюдение конфиденциальности в работе; преемственность всех видов и форм социального обслуживания адресность; приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактическая направленность; содействие социальной реабилитации и адаптации; межведомственность и междисциплинарность; деятельностныи подход; территориальная организация социальной службы; государственная поддержка добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.
3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С введением в 1991 г. в России новой профессии – специалиста по социальной работе – базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.
В связи с разработкой и принятием Государственного стандарта по образованию в области социальной работы данный учебный курс был включен в цикл обшепрофессиональных дисциплин и представлен в нем сразу несколькими предметами: теорией социальной работы;технологией социальной работы; социальной работой за рубежом; методикой исследования социальной работы; управлением в социальной работе и др.
В программу подготовки социальных работников входит и цикл специальных дисциплин, который включает как предметы собственно социальной работы, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками.
Поскольку социальная работа – многопрофильная деятельность, подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, социальной экологии и др. При этом каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на социальную работу, углубляя и дополняя ее различные разделы и подразделы.
4. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.
Ключевые понятия и категории
Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека, населения в целом.
Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. В широком смысле социальную работу можно определить как научную, учебную и практическую деятельность, направленную на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.
Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций
История и теория социальной работы – часть 3
3. Составление плана.
4. Работа над текстом.
5. Оформление работы.
Основные правила содержательного контекста работы:
- Тема выбирается студентом самостоятельно, согласно рекомендованной тематике, которая включает в себя наиболее актуальные проблемы истории социальной работы. Составление библиографии на основе поиска литературных источников по данной теме. При цитировании или использовании различных экспериментально-психологических данных необходимо обязательно указать источник. Ссылки на источник могут быть даны либо сразу в тексте в скобках, либо внизу страницы. План должен отражать логическую структуру контрольной работы, а сама работа должна отличаться строгой последовательностью изложения. Во введении, которое должно предшествовать изложению основного материала, необходимо раскрыть теоретическое и практическое значение рассматриваемой темы, ее актуальность, степень разработанности, источниковедческую базу, цели и задачи самостоятельной работы. В заключении подводится итог и делаются выводы и обобщения, полученные в результате самостоятельного изучения выбранной проблемы.
Оформление контрольной работы.
— Титульный лист (См. Приложение 1)
— Первая страница – Содержание контрольной работы (См. Приложение 2)
— Объем работы не менее 20 и не более 25 страниц. Объем рассчитывается исходя из компьютерного набора 14 кеглем, через один интервал. Шрифт – только Times New Romans. Обязательно соблюдение размера полей: верхнее и нижнее по 2 см, левое – 3,5 см, правое – 1,5 см. Работу желательно набирать на компьютере или можно написать от руки разборчивым почерком. Поля обязательны и в рукописном варианте. Страницы необходимо пронумеровать. Нумерация начинается с третьей страницы – с введения. В конце каждой структурной части работы необходимо делать вывод.
— Список литературы.(Строго по алфавиту)
— Контрольная работа должна быть выполнена и представлена студентом в соответствии со сроком, установленным учебным планом в ходе СРСП.
Уважаемые студенты, прежде, чем приступить к оформлению самостоятельной работы, имеет смысл законспектировать изучаемые литературные источники, чтобы затем логически выстроить содержание излагаемого материала. При конспектировании, прежде всего, Вам следует обращать внимание на те положения, которые имеют прямое отношение к содержанию темы. При работе с литературой обязательно записывайте все исходные библиографические данные источника, с которым вы работаете. Это облегчит вам дальнейшие этапы по написанию работы.
Тематика контрольных и самостоятельных работ
1. Этнокультурные предпосылки развития СР в РК
2. Система социального обеспечения в РК
3. Общественная и благотворительная практика социальной поддержки а РК
4. Оформление теоретической СР в РК на рубеже 20-21 веков
5. Тенденции и проблемы развития СР в РК
6. Сущность новых подходов к организации и методике социальной работы в пореформенном Казахстане.
7. Особенности социального призрения и обеспечения взрослых.
8. Помощь детям в РК: теория и практика.
9. Проблема переселенцев и беженцев: актуальные технологии социальной поддержки.
10. Инновационные модели трудовой помощи в Казахстане.
11. Итоги “золотого века” российской благотворительности.
12. Большевистская социальная доктрина: проекты и реалии.
13. Достижения в области социального обеспечения разных категорий населения в послереволюционном Казахстане(1917 — середина 1980-х годов).
14. Социальные катастрофы в советском Казахстане: причины, масштабы, последствия для РК
15. Современные взгляды на сущность социальной политики и практики советского времени: от ностальгии до отрицания.
16. Социальная история Казахстана. Особенности социальной работы в РК. Основные исторические модели социальной работы.
17. Истоки, причины, условия и формы возникновения благотворительности в Казахстане.
18. Этнокультурные факторы социальной работы в Казахстане.
19. Зависимость форм и методов благотворительности от государственного устройства.
20. Социальные механизмы формирования благотворительности как ценность и образ жизни. Традиционное и инновационное в социальной работе.
21. Виды благотворительности на разных этапах развития Казахстана.
22. Основные представители благотворительного движения допетровской эпохи.
23. Земские учреждения общественного призрения. Причины, истоки, условия, виды и формы. Основные представители.
24. Государственный институт управления общественного призрения. Истоки, причины, формы и виды.
25. Церковно-приходское попечительство в царский период
26. Причины появления частной благотворительности.
27. Условия существования и развития благотворительности в Казазхстане
28. Виды частной благотворительности.
29. Полисубъектный характер социальной работы.
30. Организационно-правовые механизмы обеспечения социальной защиты (благотворительности).
31. Супруги царствующих монархов в организации, развитии и преобразовании различных форм общественного призрения и благотворительности.
32. Причины появления указов Петра I, ограничивших “слепую милостыню”.
33. Формирование Петром I государственного контроля и управления общественным призрением.
34. Формы общественного призрения при Петре I.
35. Государственная деятельность Петра I, направленная на реформирование форм и методов благотворительности.
36. Виды общественного призрения в послепетровскую эпоху.
37. Причины, истоки, формы и виды государственной системы общественного призрения при Екатерине II.
38. Императрица Мария Федоровна и ее вклад в развитие благотворительной деятельности в России.
39. Деятельность княгини Н. С. Трубецкой.
40. “Дамское попечительство о бедных”. Истоки формирования и создания.
41. Истоки возникновения Общества Красного Креста.
42. Причины учреждения Императорского человеколюбивого общества.
43. Формы деятельности Попечительства о домах трудолюбия и работных домах.
44. Виды помощи Ведомства православного исповедания и военного духовенства.
45. Формы благотворительной деятельности Союза учреждений, обществ и делателей по общественному и частному призрению.
46. Виды профессионального нищенства и причины их распространения.
47. Истоки социальной патологии.
48. Российский опыт и мировые тенденции развития социальной работы.
49. Социальная работа в РК в условиях повышенного социального и экологического риска.
50. Нищенство и нищелюбие в XI—XVII веках
51. Церковно-монастырская благотворительность.
52. Социальное призрение в допетровскую эпоху: законодательство, направления, формы и методы помощи ближнему.
53. Казахское милосердие: корни и традиции.
54. Социальная политика от Петра Великого до Екатерины II.
55. Филантропия в сфере воспитания и просвещения.
56. Меценаты и благотворители XVIII века.
57. Формирование государственной системы социального призрения.
58. Альтернативные идеи и деятельность в социальной сфере.
59. Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны.
60. Императорское человеколюбивое общество.
61. Благотворительные общества дореформенной России.
62. Реформы 1860—1880 годов и новые принципы социальной работы.
63. Основные направления и формы “открытого” и “закрытого” призрения взрослых и детей.
64. “Золотой век” российской благотворительности.
65. Российские земства и социальная помощь сельскому населению.
66. Система городской благотворительности и социального призрения.
67. Трудовая помощь в царский период
68. Земское и городское самоуправление в социальной сфере.
69. Социальное призрение и обеспечение детей.
70. Проблема сиротства в российском обществе.
71. Социальная помощь нищенствующим детям и малолетним преступникам.
72. Социальная политика государства “диктатуры пролетариата”.
73. Голод 1921—1922 годов: причины, масштабы и помощь голодающим.
74. Помощь голодающим: голод и помощь конфессий
75. Голод 1932—1933 годов как результат социальной политики тоталитарного государства.
76. Борьба с голодом в советский период и его последствия для Казахстана.
77. Специфика государственной социальной политики в годы войны.
78. Социальная помощь военнослужащим, членам их семей, вдовам и сиротам.
79. Социальные проблемы эвакуированных и беженцев.
80. Социальное обеспечение инвалидов.
81. Судьбы военнопленных: вымыслы и действительность.
82. Система социального обеспечения в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
83. Ликвидация последствий культа личности Сталина в стране.
84. Социальные реформы 1950—1960-х годов.
85. Социальная политика в период “оттепели”.
86. “Застой” в СССР: причины и масштабы проявления.
87. Борьба с инакомыслием в СССР. Казахстанский аспект.
88. Социальные проблемы казахстанского общества в 1970-х — первой половине 1980-х годов.
89. Социальная структура общества в современных условиях.
90. Реорганизация управления социальной сферой и новая сеть социальных служб.
91. Попытки решения социальных проблем новейшего времени.
92. Социальная политика в “посткоммунистической” пространстве РК.
93. Сущность новых подходов к организации социальной работы в РК.
94. Проблема переселенцев и беженцев. Актуальные технологии социальной поддержки.
95. Современный взгляд на сущность социальной политики и практики в Казахстане
Вопросы для подготовки к экзамену
Опыт решения социальных проблем в Казахстане; Основные школы социальной работы за рубежом; Становление и развитие социальной защиты населения; Социальная помощь и ее особенности в отдельных странах; Приоритеты в социальной работе; Организационные формы социальной работы; Социальные услуги и социальные службы; Кадровое обеспечение социальной работы. Становление и развитие социальной работы в Казахстане;
10.Исторические модели социальной работы;
Этнокультурные факторы и условия социальной работы в Казахстане; Гуманистическая природа православного христианского учения и его роль в развитии благотворительности как феномена общественного сознания и социальной практики; Социальные механизмы формирования благотворительности как ценности и образа жизни; Социальная работа в условиях социально-политических и экономических реформ Полусубъектный характер социальной работы и организационно-правовой механизм ее обеспечения; Казахстанский опыт и мировые тенденции развития социальной работы. Социальная работа как наука, вид деятельности и академическая дисциплина Основные системы призрения и виды социальной помощи в истории социальной работы. Общие принципы благотворительности и милосердия Периоды истории социальной за рубежом Основные модели социальной помощи ХХ века Периодизация истории социальной работы в СНГ Периодизация истории социальной работы в Казахстане Архаический период благотворительности Сергей Михайлович Соловьев о благотворительности Описание благотворительности у В. О.Ключевского и И. Н.Ионова Формы общинного призрения в деревне конца XIХ века Римское право о проблемах усыновления и попечительства Ислам и его роль в развитии благотворительности Христианство и его роль в развитии благотворительности Особенности христианизации восточных славян и благотворительности (Киевская Русь) Профессиональное нищенство на и княжеская благотворительность. Важнейшие черты княжеской благотворительности Оценка нищелюбия историками: Ключевский В. О. и Прыжов И. Г. Феномен юродства. Культ блаженных и юродивых в древнерусской жизни. Институт колдовства и черной магии на евразийском пространстве. Культ икон, как объект домашнего и личного культа Церковно-монастырская благотворительность Обитель как форма социальной организации людей по уставу монастырей 11 века Оценка благотворительности мечети Оценка благотворительности церкви Факторы способствующие церковно-монастырской благотворительности Духовенство о благотворительности и милосердии в 16 веке. Причины отсутствия законов о благотворительности до середины 16 века Ситуация с общественным призрением в период царствования Ивана Грозного Новые тенденции в развитии благотворительности в рекомендациях Стоглавого собора Отличительные особенности взаимодействия государства и церкви в 16 веке. Проблема попечения о пленных в Стоглавом соборе Меры по улучшению нравственности русского духовенства и повышение его авторитета согласно Стоглавого собора Осуждение алкогольных злоупотреблений на Стоглавом соборе Забота о нравственном здоровье в «Домострое» Специфика социально-политической обстановки и форм благотворительности в период Бориса Годунова Ключевский В. О. о примерах благотворительности и нищелюбия в период правления Годунова Новые признаки общественного призрения с началом правления династии Романовых Соборное уложение 1649 года об общественном призрении Меры по ограничению пьянства в начале царствования Алексея Михайловича Подвижническая деятельность духовного лидера старообрядцев Аввакума Благотворительность в царствование Федора Алексеевича Оценка петровских преобразований в отечественной исторической науке Изменения в системе призрения в период совместного царствования Ивана V и Петра I Развитие системы государственного призрения в период единоличного правления Петра I: указы о строительстве богаделен и больниц Развитие системы государственного призрения в период единоличного правления Петра I: меры по борьбе с детской безнадзорностью Развитие системы государственного призрения в период единоличного правления Петра I: меры по борьбе с нищенством Развитие системы государственного призрения в период единоличного правления Петра I: организация государственных работ для здоровых нищих и система надзора за нищими Развитие системы государственного призрения в период единоличного правления Петра I:борьба с «безразборчивой» милостыней и поиски источников финансирования система государственного призрения. Общий анализ социальной помощи в петровское время Состояние благотворительности в эпоху дореволюционных переворотов (1725-1801): Мероприятия по призрению в период правления Анны Иоанновны Дела благотворительные при Петре III Создание системы государственного участия в попечении больных и неимущих в правление Екатерины II. Основные тенденции государственного общественного призрения в России XIX века и начале ХХ века Государственная система общественного призрения в XIX веке Земская благотворительность во 2-ой половине XIX века I съезд деятелей по общественному и частному призрению (март 1910)
75. Монополизация социальной политики и практики в после октября 1917 года. Создание новой сети учреждений социальной помощи и обеспечения.
Репрессированные народы на земле Казахстана.
77. Социальные последствия Великой Отечественной войны для России и Казахстана.
78. Социальные реформы периода “хрущевской оттепели”.
Специфика социальной политики во второй половине 60-х — начале 80-х годов Перестройка и социально-экономические реформы: намерения и результаты.
81. Реформирование сети учреждений социальной сферы и общественная благотворительность в условиях суверенитета Казахстана.
82. Предмет цели и задачи курса «История социальной работы»
Предпосылки институционализации социальной работы; Опыт решения социальных проблем в Казахстане; Основные школы социальной работы за рубежом; Становление и развитие социальной защиты населения; Социальная помощь и ее особенности в отдельных странах; Приоритеты в социальной работе; Организационные формы социальной работы; Социальные услуги и социальные службы; Кадровое обеспечение социальной работы. Становление и развитие социальной работы в Казахстане;
93.Исторические модели социальной работы;
Этнокультурные факторы и условия социальной работы в Казахстане; Гуманистическая природа православного христианского учения и его роль в развитии благотворительности как феномена общественного сознания и социальной практики; Социальные механизмы формирования благотворительности как ценности и образа жизни; Социальная работа в условиях социально-политических и экономических реформ Полусубъектный характер социальной работы и организационно-правовой механизм ее обеспечения; Казахстанский опыт и мировые тенденции развития социальной работы.