Полимодальный подход что это

Полимодальная психология — что это такое и зачем может быть нужно

Полимодальный подход что это

Об этом мы поговорили с основателем школы полимодальной психологии. Сергей Логинов – специалист в необычной науке, являющейся синтезом психологии и ряда областей знаний, которые принято называть эзотерическими. Синтез классической психологии и понятия кармы, по мнению автора этого направления работы, позволяет более полно ответить на встающие перед человеком вопросы и помочь ему разобраться со своими проблемами.

— Сергей, в чем суть полимодальной психологии, что она в себя включает и как это работает?

— Суть в разложении, расчленении и разборе психики на модальности священных высших законов реальности фокусом сборки внимания, благодаря чему становятся видны частные обстоятельства внешнего и внутреннего мира человека.

Полимодальная психология – теоцентрическая система, она рассматривает мир как порожденный Богом, а все проявления мира как частные флуктуации божественной воли (т.е. порождающего, поддерживающего и завершающего Высшего начала), в этом смысле можно сказать, что полимодальная психология является религией. А комплексное профессиональное применение этой совокупности методов чем-то может быть похоже на шаманские техники. И тем не менее, я считаю, что это наука, пусть и опирающаяся на непривычные для многих области знаний.

— Расскажите, пожалуйста, об истории появления полимодальной психологии.

— Всё началось с того, что в бытность астрологом Авессалому Подводному задавали один и тот же вопрос. «Уважаемый астролог, я всё понял, всё осознал, мне всё ясно, отчего да почему, и как так получилось и что за факторы повлияли, многое стало понятно, а непонятно лишь одно… Что мне теперь со всем этим делать?!».

И остаток своих дней он потратил на разработку механизмов, отвечающих человеку, что со всем этим делать. То есть полимодальная психология изначально создавалась как механизм целительской помощи людям. Будущий Авессалом до начала активного занятия астрологией получил 2 диплома МГУ, и уже только после этого решил пойти в эзотерику. Чтоб вы понимали: эту науку создал великий ум, легко покоривший мехмат и психфак МГУ в советские времена, когда с обучением все было очень строго. Создание полимодальной заняло приблизительно 50 лет.

— В чем отличие полимодальной психологии от классической психологии?

— Никакой единой классической психологии не существует. Есть огромное количество различных школ, подходов и методов, каждый из которых рассматривает человеческую психику со своей стороны. И часто взгляд одних школ противоречит другим школам и подходам.

Если вы отправитесь на поиски классической психологии – вы ничего не найдёте. Её не существует. Метафора с ощупыванием слона по частям слепыми специалистам, увы, точно описывает состояние современной популярной «психологии». Одному слепому кажется, слон похож на широкое шершавое полотнище. Другой утверждает, слон это длинная извивающаяся труба. Третий клянется, что слон маленькое милое вихлявое животное, напоминающее хлыст.

Полимодальная психология – это единая система, та самая, которая, на мой взгляд, единственная имеет право именоваться психологией. То есть психология может быть только полимодальной. Мономодальная (обычная) психология – малоэффективна.

Скажем так, ноу-хау полимодальной психологии – работа с личностью в комплексе и с учетом тех её граней и сфер, которые не охватывают другие психологические школы.

Ещё одно ноу-хау полимодальной психологии – работа с кармой. Тут всё просто: карма это груз предназначения, спускающийся из Абсолюта (из миссии человека)

— Какие вопросы решает ПМП, как в жизни практически может помочь?

— Полимодальная психология решает огромное множество вопросов. Труднее выдумать, чего бы она не сумела сделать. Всё, что связано с внутренним миром человека – она решает, связанное с внешним – тоже решает, с духовностью и душевными болями – тоже.

Великолепно с помощью ПМП удаётся решать вопрос ускоренного исполнения мечты.

Источник

Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»

Профессиональное признание авторских методик
(заявительная регистрация)

Полимодальная мотивационная психотерапия

Автор методики
Катков Александр Лазаревич
д.м.н., профессор, ректор Международного института социальной психотерапии
Полимодальный подход что это

Определение.

Под полимодальной мотивационной психотерапией (ПМП) понимается использование специфических подходов, методов и технологий полимодальной психотерапии с целью формирование первичной и устойчивой мотивации у клиентов на достижение конструктивных психотерапевтических и жизненных целей.

Сущность методики.

Сущность ПМП заключается в доказанной возможности формирования в форсированном режиме первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиентов с использованием механизмов, методов и технологий полимодальной психотерапии; доказанного факта существенно более высокой скорости и вероятности достижения психотерапевтических и жизненных целей у клиентов, при условии форсированного развития у них таких мотивационных комплексов.

Основные принципы.

Основные принципы построения ПМП заключается в возможностях:

Основные процессы.

Последовательность основных процессов в ПМП, таким образом, заключаются в том, что в результате продуманной диагностической и собственно психотерапевтической работы в охватываемых группах клиентов:

1) достигается прояснение в отношении всего комплекса переживаний, так или иначе касающихся мотивационной сферы, понимание ситуации и особенностей формирования мотивационных комплексов, в существенной степени управляющих их состоянием и поведением;

2) формулируются основные «проблемные» узлы, подлежащие разрешению; а так же представления о ресурсах, с использованием которых возможно эффективное продвижение к желаемому результату;

3) выстраивается проект терапии (от экспресс-форматов, до среднесрочных психотерапевтических форматов, в зависимости от сложности заявляемой проблемы), ясно демонстрирующий последовательность терапевтических «шагов», которые необходимо сделать для достижения искомого результата и обеспечения устойчивости этого результата во времени;

4) реализация проекта терапии в режиме трехуровневой коммуникации, которая обеспечивает максимальную степень усвоения и скорость трансформации в поведенческие навыки необходимой терапевтической информации у клиента;

5) формирование, в ходе реализации проекта терапии, первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиента, способствующих скорейшему достижению собственно терапевтических или жизненных целей.

Структура процедуры в формате ПМП.

Последовательность использования континуума разработанных психотерапевтических технологий ПМП в работе с клиентами зависит от особенностей изначальной терапевтической ситуации. Последние могут быть представлена в трех типичных вариантах:

В связи со всем сказанным, выделяются следующие основные этапы ПМП.

Начальный, диагностический этап: на данном этапе используются специально разработанные диагностические технологии ПМП, проясняющие типологию терапевтической ситуации и разворачивающие терапевтический процесс по одной из трех идентифицированных и проработанных магистралей ПМП.

Основной терапевтический этап: реализуются специальные технологии полимодальной психотерапии, в зависимости от идентифицированных вариантов типичной терапевтической ситуации: 1) по всему спектру актуальных и универсальных мишеней, включая мишени-стадии терапевтических изменений в модели Прохазки-ДиКлементе; 2) по всему спектру актуальных биологических и психологических мишеней, оказывающих влияние на дисфункцию, главным образом, первичных мотивационных комплексов; 3) по всему спектру первичных и устойчивых мотивационных комплексов, включая особенность их взаимодействия.

Пролонгированный этап: реализация специально разработанной технологии групповой психотерапии с включением элементов социально-психологического тренинга, проводимой с акцентом на формированное устойчивых мотивационных комплексов. Данный этап реализуется при наличии осознанного клиентского запроса на эффективную самоорганизацию и понимании приоритетной роли в этом процессе устойчивых мотивационных комплексов.

Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов).

1. Теория и общая методология построения ПМП учитывают достижения психологической науки в области изучения мотивационной сферы и сферы волевых процессов (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // «Питер». 2000. — 508 с.; Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание // «Питер». 2003. — 351 с.; Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего // «Смысл». 2004. — 607 с.; Вилюнас В. Психология развития мотивации // «Речь». 2006. — 457 с.; Макклелланд Д. Мотивация человека // «Питер». 2007. — 669 с.; Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций // «Астрель». 2009. — 704 с.; Ильин В.П. Психология воли // «Питер». 2000. — 288 с.).

Согласно перечисленным здесь и другим авторам мотивационная сфера психики человека может быть представлена как функциональная система: 1) поддерживающая и направляющая поведение (К. Мадеен, 1959; Ш. Бодфруа, 1992); 2) обеспечивающая побуждение, вызывающее активность организма и определяющая ее направленность (Платонов, К.К. 1986); обеспечивающая процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед — Эминов М.Ш., 1998); представляющая динамический процесс формирования мотива (комплекса, определяющего и направляющего поведения) от уровня первичных влечений и потребностей к личностно-опосредованным конструкциям (Леонтьев А.Н., Ильин Е.П., 1998).

Другими словами, мотивация, во-первых, обеспечивает энергетику и направленность психических процессов, а во-вторых — имеет ступенчатую, иерархическую структуру. В сложной структуре мотивации, согласно вышеприведенным определениям, есть смысл различать первичные (т.е. непосредственные, зависящие от обстоятельств и обращенные в большей степени к биологическим программам живой системы) и устойчивые (т.е. не зависящие или в существенно меньшей степени зависящие от внешних обстоятельств и опосредованные сформированными личностными конструктами) мотивационные комплексы. Довольно простая схема иерархического соотношении и взаимозависимости первичных и устойчивых мотивационных комплексов, складывающаяся в ходе их формирования, представлена в известной «пирамиде» потребностных циклов Абрахама Маслоу. И далее, такого рода соотношения и модели принятия решений в пользу первичных (эгоистических), либо устойчивых (альтруитсических) мотивационных комплексов изучались стремительно развивающимся в настоящее время научным направлением — нейроэкономикой (Гличмер П., Рангел А., Мантегю Р., Зак П. и др.). В частности, исследователями данного научного направления было убедительно продемонстрировано доминированием простых или первичных мотивов над более сложными моделями экономического поведения в ситуации фрустрации базисных потребностей в жизнеобеспечении, безопасности, определенности и пр.; ослаблении данных тенденций в ситуации доминирования потребностей в эффективной самоорганизации и возможности удовлетворения этих потребностей.

2. Проведенные нами исследования в период 2001-2014 гг. подтвердили конструктивность идеи дифференциации мотивационных комплексов на первичные и устойчивые применительно к целям и задачам профессиональной психотерапии. Эти исследования позволили прояснить сложную динамику соотношения первичных и устойчивых мотивационных комплексов в ходе прохождения клиентом полноценной психотерапевтической программы. В частности, был исследован и продемонстрирован механизм практически неизбежной актуализация первичных мотивационных комплексов с включением стереотипов защитно-конфронтационного поведения в условиях фрустрации базовых потребностей в безопасности клиента на старте и в продолжении психотерапевтической или консультативной сессии. Откуда, собственно, и выводятся почти все препятствия и сложности в формировании конструктивных, долговременных мотивационных комплексов, обозначаемые как «сопротивление», «защита» и пр. И далее, был детально исследован алгоритм актуализации диаметрально противоположной синергетической стратегии формирования первичной и устойчивой мотивации, направленной на сотрудничество, пластичность, эффективное усвоение терапевтической информации и существенное расширение ресурсных возможностей клиентов. Что, в конечном итоге, существенно повышает шансы клиентов на достижение желаемых терапевтических и жизненных результатов.

Еще одним, важнейшим направлением реализованной нами исследовательской программы явилось уточнение психических свойств, процессов и состояний, лежащих в основе устойчивых мотивационных комплексов. Что, в свою очередь, позволило ясно сформулировать универсальные мишени полимодальной мотивационной психотерапии и разработать технологии форсированного развития данных психических конструктов в ходе ПМП.

3. Собственно психотехническая составляющая ПМП базируется, в том числе, на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.

Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них. В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.

4. Общая теория психотерапии, разработанная нами в период 2001-2016 гг. дополняет идею полимодальной психотерапии проработанными универсальными компонентами психотерапевтической коммуникации. В частности, особое внимание здесь уделяется следующим мета-факторам, существенно повышающим эффективность психотерапевтического процесса:

Все эти позиции представлены в теоретической и практической части предлагаемого метода ПМП.

6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).

ПМП в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии:

Базовые техники и в еще большей степени формируемые технологические проекты ПМП, как правило, включают компоненты нескольких психотерапевтических модальностей.

Основные отличия от родственных методов.

Основное отличие ПМП от близких или родственных методик профессиональной психотерапии — например, аверсивных методов поведенческой психотерапии, мотивационного консультирования по У. Р. Миллеру, С. Роллнику — заключается в следующем:

Все вышеприведенные отличия свойственны исключительно ПМП и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.

Показания, противопоказания и границы применения методики.

Показания, противопоказания и границы применения метода ПМП четко разработаны и представлены следующим образом.

Показания:

Противопоказания:

Единственным противопоказанием к использованию ПМП является наличие интеллектуальных расстройств такого уровня, который препятствует осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента.

Границы применения метода:

ПМП используется в границах сектора населения с наличием показаний и к использованию данного метода (по нашим данным, это, как минимум, около 20% популяции), при наличии подготовленных специалистов-психотерапевтов и возможностей отслеживания объективной динамики состояния клиентов.

9. Основные используемые труды.

Апробация ПМП проводилась на:

Источник

Полимодальный подход что это

Полимодальный подход что это

Вот уже 26 лет как фактически существует школа «Человек среди людей». Начало ее было положено 4 декабря 1986 года, когда Авессалом Подводный начал читать цикл лекций по введению в астрологию.
Официальное открытие школы в ее нынешнем виде состоялось 1 октября 2002 года. С тех пор обучение в школе прошло много людей; нами было проведено много семинаров, лекций и других мероприятий на самые различные темы.

Полимодальный подход что это
© Johnathon Chi

В этом году мы подвели очередные итоги, стремясь понять, как правильнее и точнее доносить до наших настоящих и будущих учеников и соратников то, чем мы занимаемся и чем отличаемся от других школ, изучающих человека, его психику и тело.

В этой своей публикации я хочу рассказать о психологической концепции школы Авессалома Подводного; эту концепцию он предложил называть полимодальной психологией. Я попытаюсь вкратце ответить на следующие вопросы:
— Чем подход, методы и практики полимодальной психологии отличаются от подходов других направлений в психологии?
— Какими темами мы занимаемся?
— Каковы принципы нашей работы с людьми?

При мономодальном подходе люди делятся на классы в рамках определенной классификации: например, на экстравертов и интровертов; или на меланхоликов, сангвиников, холериков и флегматиков; или на визуалов, аудиалов и кинестетиков.

Полимодальный подход что это
© blackcoffee@KeisukeIkeda

При этом каждый конкретный человек считается принадлежащим ровно одному классу в пределах данной классификации и рассматривается как обладающий соответствующим качеством (модальностью) как доминирующим. Например, визуал – это человек, для которого основной, наиболее важный канал восприятия информации из внешнего мира – зрительный. Это не означает, что визуал начисто лишен слуха и телесных ощущений, но имеется в виду, что они для него в целом менее значимы.
Психолог, исповедующий мономодальный подход, выбирает удобную для себя и ситуации классификацию, диагностирует по соответствующей методике клиента и рассматривает его проблемы как проблемы его типа. Если, например, он отнесет клиента к визуалам, то он может предложить клиенту опираться на свою наблюдательность или, наоборот, сочтет, что зрительный канал восприятия у клиента перегружен и предложит развивать слух и кинестетику, отправляя такого клиента на концерты, курсы иностранных языков, танцы и фитнесклуб.

Полимодальный подход отличается от мономодального тем, что человек рассматривается как обладающий несколькими субличностями, каждая из которых может быть отнесена к определенному классу в пределах данной классификации. При этом разные субличности могут принадлежать к разным классам, то есть иметь различные доминирующие качества (модальности). Например, один и тот же человек может на работе проявляться как экстраверт, а в семье – как интроверт; или в бою быть визуалом, а на пляже – кинестетиком. При этом жизнь человека в целом рассматривается как «игра» коллектива (или толпы) субличностей, сменяющих друг друга у Главного Микрофона психики.

Полимодальный подход что это
© Calle Hoglund

Если говорить совсем просто, то мономодальный подход заключается в приклеивании на человека определенного ярлыка (качества, модальности), который характеризует этого человека целиком и проявляется в (почти) любой ситуации. Полимодальный же подход предполагает, что человек может, в зависимости от обстоятельств, обладать разными качествами (модальностями) в пределах данного спектра. Цель полимодального подхода – научить человека это осознавать, этим управлять и умело пользоваться.

Полимодальный подход является более сложным, так как он предполагает выявление и описание субличностей человека и областей их активности в его психике и жизни, и анализ подчас весьма сложных отношений между субличностями. Но этот подход оказывается куда более продуктивным при решении многих сложных и запутанных проблем психики и внешней жизни человека.

Предлагаю в качестве примера несколько проблемных тем, часто возникающих в жизни человека и поддающихся решению с помощью инструментов полимодальной психологии.

Проблема возникает именно тогда, когда ваша «банальная» (читай – групповая) субличность вынуждена заниматься вашими творческими делами, а индивидуальная – деятельностью в группе. Тогда получается одно расстройство, перегрузка, недовольство собой и как вероятный результат – поход к психологу с вопросами из начала этой главки.

При полимодальном взгляде в человеке может уживаться «человек банальный» и «человек, ни на кого не похожий». Проблема «как жить вообще» теперь сформулируется иначе: «как оформить две такие субличности и наладить между ними отношения». Согласитесь, звучит более конструктивно. Можно браться за задачу.

За подобными частными случаями и проблемами выборов чаще всего стоит нерешенная общая задача формирования индивидуальной этики, настроенной на проживание своей уникальной жизни данным конкретным человеком.

Выстроить работающую этическую систему сложно без учета часто противоречивых ценностей и установок человека, которые, с точки зрения полимодального подхода, принадлежат зачастую различным его субличностям. Зато именно такой подход позволяет учесть их пожелания и выстроить живую, динамичную, но в то же время весьма устойчивую этику.

Какой может быть такая цель? Например, стремление к счастью – но каждый понимает его по-своему, и обычно просто не знает, что такое для него счастье – и тем более как организовать свою жизнь «под свое счастье».

Человеку в действительности чаще всего нужны не счастье, а интерес, полнота, осмысленность жизни, уменьшение в ней хаоса, ликвидация ложных (не нужных ему) программ и обстоятельств и (нередко) увеличение нагрузки – но в интересных для него программах. Но как на них выйти, как научиться их правильно сочетать друг с другом и как отойти от явно неинтересных, паразитических, откровенно портящих жизнь сюжетов? Полимодальный подход может здесь оказаться весьма конструктивным.

Где взять ресурсы? Часто именно ресурсов остро не хватает человеку для того, чтобы осуществить желаемые изменения в жизни или хотя бы понять, где эти изменения необходимы.
Есть несколько вариантов работы с имеющимися и потенциальными ресурсами. Например:
— пересмотреть свои потребности и уменьшить расходы;
— увеличить доходы;
— перераспределить имеющиеся ресурсы.

Сталкиваясь с проблемой ресурсов, мы часто работаем на уменьшение внутренних конфликтов человека, развивая внутреннюю дипломатию в психике, что на языке полимодальной психологии звучит как налаживание отношений между субличностями человека.

Другая тема: экономия имеющихся у человека психических ресурсов или, говоря другим языком, наведение порядка у Главного Микрофона. Нужно жить так, чтобы в любой ситуации к Главному Микрофону выходила адекватная ей субличность. Так мастер берет в руки большой молот для наковальни и пинцет для работы под микроскопом.

С темой поиска новых ресурсов связана тема обретения человеком новых умений и навыков, которые помогают ему эти ресурсы открывать и использовать. В частности, это изучение языка высших архетипов и его свободное использование. Это дает человеку не только новые возможности поведения в окружающем мире, но и большую устойчивость среди его бурь и потрясений.

© Amin Roshan Afshar

Почему понимание так важно (нужно) для человека – вопрос в психологии пока не решенный; однако замечено, что без надлежащего понимания некоторых ситуаций у человека часто возникает не ясная по своей природе неудовлетворенность. Я думаю, что человеку развивающемуся важно не только решить насущные (или «вечные» ) проблемы, но и глубоко знать и понимать собственное устройство.
«Что со мной происходит?» – вопрос, актуальный далеко не всегда, как и вопросы: «Кто я?», «Каким я должен быть и чем заниматься?». Обычно за этими вопросами сто и т совсем другой интерес, и консультанту важно бывает понять, какой именно, и здесь полимодальный подход часто незаменим.

Полимодальный подход что это

Наши принципы работы с клиентами
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда, а тем более – проблемы из клиента.
Мы не навязываем клиенту своей картины мира, но и не скрываем ее от него.
Мы можем подсказать вам пути решения ваших проблем, но основная работа всегда лежит на вас.
Невозможно решить серьезную проблему, не изменив своего видения мира и себя самого.

Наши принципы обучения в школе
Мы учим вас обращению с острыми инструментами, но работаете ими вы сами и на свою ответственность.
Мы учим не столько новым понятиям (хотя их приходится осваивать во множестве), сколько устойчивым навыкам видения мира и поведения в нем, что требует существенного времени и прилежания.

Кого мы приглашаем в обучение? Это люди, которые понимают и чувствуют, что мир устроен не плоско и не просто, и совсем не так, как учили в средней школе. Но дополнительно к этому пониманию нашим будущим ученикам необходимо активное желание узнать, что же стоит за этим «не плоско и не просто». Другими словами, нашим ученикам необходим достаточно высокий уровень пытливости : желание приложить усилия и быть готовым потратить время и силы на само- и миропознание.
Наверное, вы себе легко представите простого крестьянина, который сидя вечером на завалинке и глядя на звездное небо, прикоснется душой к тонкому переживанию смысла жизни, от которого вздохнет или крякнет. Но утром, забыв о ночных бдениях, он спокойно погрузится в реалии своей деревенской жизни и до следующего подобного вечера спокойно (и часто уютно) будет существовать в жизни простой и не изобилующей тонкостями. Вряд ли обучение у нас даст такому человеку что-то серьезное. Наша школа рассчитана на людей, для которых понимание тонкостей мира является главенствующим интересом.

Полимодальный подход что это
© Gusti Yogiswara

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *