Полимодальный подход в психологии что это
Полимодальная психология — что это такое и зачем может быть нужно
Об этом мы поговорили с основателем школы полимодальной психологии. Сергей Логинов – специалист в необычной науке, являющейся синтезом психологии и ряда областей знаний, которые принято называть эзотерическими. Синтез классической психологии и понятия кармы, по мнению автора этого направления работы, позволяет более полно ответить на встающие перед человеком вопросы и помочь ему разобраться со своими проблемами.
— Сергей, в чем суть полимодальной психологии, что она в себя включает и как это работает?
— Суть в разложении, расчленении и разборе психики на модальности священных высших законов реальности фокусом сборки внимания, благодаря чему становятся видны частные обстоятельства внешнего и внутреннего мира человека.
Полимодальная психология – теоцентрическая система, она рассматривает мир как порожденный Богом, а все проявления мира как частные флуктуации божественной воли (т.е. порождающего, поддерживающего и завершающего Высшего начала), в этом смысле можно сказать, что полимодальная психология является религией. А комплексное профессиональное применение этой совокупности методов чем-то может быть похоже на шаманские техники. И тем не менее, я считаю, что это наука, пусть и опирающаяся на непривычные для многих области знаний.
— Расскажите, пожалуйста, об истории появления полимодальной психологии.
— Всё началось с того, что в бытность астрологом Авессалому Подводному задавали один и тот же вопрос. «Уважаемый астролог, я всё понял, всё осознал, мне всё ясно, отчего да почему, и как так получилось и что за факторы повлияли, многое стало понятно, а непонятно лишь одно… Что мне теперь со всем этим делать?!».
И остаток своих дней он потратил на разработку механизмов, отвечающих человеку, что со всем этим делать. То есть полимодальная психология изначально создавалась как механизм целительской помощи людям. Будущий Авессалом до начала активного занятия астрологией получил 2 диплома МГУ, и уже только после этого решил пойти в эзотерику. Чтоб вы понимали: эту науку создал великий ум, легко покоривший мехмат и психфак МГУ в советские времена, когда с обучением все было очень строго. Создание полимодальной заняло приблизительно 50 лет.
— В чем отличие полимодальной психологии от классической психологии?
— Никакой единой классической психологии не существует. Есть огромное количество различных школ, подходов и методов, каждый из которых рассматривает человеческую психику со своей стороны. И часто взгляд одних школ противоречит другим школам и подходам.
Если вы отправитесь на поиски классической психологии – вы ничего не найдёте. Её не существует. Метафора с ощупыванием слона по частям слепыми специалистам, увы, точно описывает состояние современной популярной «психологии». Одному слепому кажется, слон похож на широкое шершавое полотнище. Другой утверждает, слон это длинная извивающаяся труба. Третий клянется, что слон маленькое милое вихлявое животное, напоминающее хлыст.
Полимодальная психология – это единая система, та самая, которая, на мой взгляд, единственная имеет право именоваться психологией. То есть психология может быть только полимодальной. Мономодальная (обычная) психология – малоэффективна.
Скажем так, ноу-хау полимодальной психологии – работа с личностью в комплексе и с учетом тех её граней и сфер, которые не охватывают другие психологические школы.
Ещё одно ноу-хау полимодальной психологии – работа с кармой. Тут всё просто: карма это груз предназначения, спускающийся из Абсолюта (из миссии человека)
— Какие вопросы решает ПМП, как в жизни практически может помочь?
— Полимодальная психология решает огромное множество вопросов. Труднее выдумать, чего бы она не сумела сделать. Всё, что связано с внутренним миром человека – она решает, связанное с внешним – тоже решает, с духовностью и душевными болями – тоже.
Великолепно с помощью ПМП удаётся решать вопрос ускоренного исполнения мечты.
Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»
Профессиональное признание авторских методик
(заявительная регистрация)
Полимодальная мотивационная психотерапия
Автор методики
Катков Александр Лазаревич
д.м.н., профессор, ректор Международного института социальной психотерапии
Определение.
Под полимодальной мотивационной психотерапией (ПМП) понимается использование специфических подходов, методов и технологий полимодальной психотерапии с целью формирование первичной и устойчивой мотивации у клиентов на достижение конструктивных психотерапевтических и жизненных целей.
Сущность методики.
Сущность ПМП заключается в доказанной возможности формирования в форсированном режиме первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиентов с использованием механизмов, методов и технологий полимодальной психотерапии; доказанного факта существенно более высокой скорости и вероятности достижения психотерапевтических и жизненных целей у клиентов, при условии форсированного развития у них таких мотивационных комплексов.
Основные принципы.
Основные принципы построения ПМП заключается в возможностях:
Основные процессы.
Последовательность основных процессов в ПМП, таким образом, заключаются в том, что в результате продуманной диагностической и собственно психотерапевтической работы в охватываемых группах клиентов:
1) достигается прояснение в отношении всего комплекса переживаний, так или иначе касающихся мотивационной сферы, понимание ситуации и особенностей формирования мотивационных комплексов, в существенной степени управляющих их состоянием и поведением;
2) формулируются основные «проблемные» узлы, подлежащие разрешению; а так же представления о ресурсах, с использованием которых возможно эффективное продвижение к желаемому результату;
3) выстраивается проект терапии (от экспресс-форматов, до среднесрочных психотерапевтических форматов, в зависимости от сложности заявляемой проблемы), ясно демонстрирующий последовательность терапевтических «шагов», которые необходимо сделать для достижения искомого результата и обеспечения устойчивости этого результата во времени;
4) реализация проекта терапии в режиме трехуровневой коммуникации, которая обеспечивает максимальную степень усвоения и скорость трансформации в поведенческие навыки необходимой терапевтической информации у клиента;
5) формирование, в ходе реализации проекта терапии, первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиента, способствующих скорейшему достижению собственно терапевтических или жизненных целей.
Структура процедуры в формате ПМП.
Последовательность использования континуума разработанных психотерапевтических технологий ПМП в работе с клиентами зависит от особенностей изначальной терапевтической ситуации. Последние могут быть представлена в трех типичных вариантах:
В связи со всем сказанным, выделяются следующие основные этапы ПМП.
Начальный, диагностический этап: на данном этапе используются специально разработанные диагностические технологии ПМП, проясняющие типологию терапевтической ситуации и разворачивающие терапевтический процесс по одной из трех идентифицированных и проработанных магистралей ПМП.
Основной терапевтический этап: реализуются специальные технологии полимодальной психотерапии, в зависимости от идентифицированных вариантов типичной терапевтической ситуации: 1) по всему спектру актуальных и универсальных мишеней, включая мишени-стадии терапевтических изменений в модели Прохазки-ДиКлементе; 2) по всему спектру актуальных биологических и психологических мишеней, оказывающих влияние на дисфункцию, главным образом, первичных мотивационных комплексов; 3) по всему спектру первичных и устойчивых мотивационных комплексов, включая особенность их взаимодействия.
Пролонгированный этап: реализация специально разработанной технологии групповой психотерапии с включением элементов социально-психологического тренинга, проводимой с акцентом на формированное устойчивых мотивационных комплексов. Данный этап реализуется при наличии осознанного клиентского запроса на эффективную самоорганизацию и понимании приоритетной роли в этом процессе устойчивых мотивационных комплексов.
Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов).
1. Теория и общая методология построения ПМП учитывают достижения психологической науки в области изучения мотивационной сферы и сферы волевых процессов (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // «Питер». 2000. — 508 с.; Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание // «Питер». 2003. — 351 с.; Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего // «Смысл». 2004. — 607 с.; Вилюнас В. Психология развития мотивации // «Речь». 2006. — 457 с.; Макклелланд Д. Мотивация человека // «Питер». 2007. — 669 с.; Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций // «Астрель». 2009. — 704 с.; Ильин В.П. Психология воли // «Питер». 2000. — 288 с.).
Согласно перечисленным здесь и другим авторам мотивационная сфера психики человека может быть представлена как функциональная система: 1) поддерживающая и направляющая поведение (К. Мадеен, 1959; Ш. Бодфруа, 1992); 2) обеспечивающая побуждение, вызывающее активность организма и определяющая ее направленность (Платонов, К.К. 1986); обеспечивающая процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед — Эминов М.Ш., 1998); представляющая динамический процесс формирования мотива (комплекса, определяющего и направляющего поведения) от уровня первичных влечений и потребностей к личностно-опосредованным конструкциям (Леонтьев А.Н., Ильин Е.П., 1998).
Другими словами, мотивация, во-первых, обеспечивает энергетику и направленность психических процессов, а во-вторых — имеет ступенчатую, иерархическую структуру. В сложной структуре мотивации, согласно вышеприведенным определениям, есть смысл различать первичные (т.е. непосредственные, зависящие от обстоятельств и обращенные в большей степени к биологическим программам живой системы) и устойчивые (т.е. не зависящие или в существенно меньшей степени зависящие от внешних обстоятельств и опосредованные сформированными личностными конструктами) мотивационные комплексы. Довольно простая схема иерархического соотношении и взаимозависимости первичных и устойчивых мотивационных комплексов, складывающаяся в ходе их формирования, представлена в известной «пирамиде» потребностных циклов Абрахама Маслоу. И далее, такого рода соотношения и модели принятия решений в пользу первичных (эгоистических), либо устойчивых (альтруитсических) мотивационных комплексов изучались стремительно развивающимся в настоящее время научным направлением — нейроэкономикой (Гличмер П., Рангел А., Мантегю Р., Зак П. и др.). В частности, исследователями данного научного направления было убедительно продемонстрировано доминированием простых или первичных мотивов над более сложными моделями экономического поведения в ситуации фрустрации базисных потребностей в жизнеобеспечении, безопасности, определенности и пр.; ослаблении данных тенденций в ситуации доминирования потребностей в эффективной самоорганизации и возможности удовлетворения этих потребностей.
2. Проведенные нами исследования в период 2001-2014 гг. подтвердили конструктивность идеи дифференциации мотивационных комплексов на первичные и устойчивые применительно к целям и задачам профессиональной психотерапии. Эти исследования позволили прояснить сложную динамику соотношения первичных и устойчивых мотивационных комплексов в ходе прохождения клиентом полноценной психотерапевтической программы. В частности, был исследован и продемонстрирован механизм практически неизбежной актуализация первичных мотивационных комплексов с включением стереотипов защитно-конфронтационного поведения в условиях фрустрации базовых потребностей в безопасности клиента на старте и в продолжении психотерапевтической или консультативной сессии. Откуда, собственно, и выводятся почти все препятствия и сложности в формировании конструктивных, долговременных мотивационных комплексов, обозначаемые как «сопротивление», «защита» и пр. И далее, был детально исследован алгоритм актуализации диаметрально противоположной синергетической стратегии формирования первичной и устойчивой мотивации, направленной на сотрудничество, пластичность, эффективное усвоение терапевтической информации и существенное расширение ресурсных возможностей клиентов. Что, в конечном итоге, существенно повышает шансы клиентов на достижение желаемых терапевтических и жизненных результатов.
Еще одним, важнейшим направлением реализованной нами исследовательской программы явилось уточнение психических свойств, процессов и состояний, лежащих в основе устойчивых мотивационных комплексов. Что, в свою очередь, позволило ясно сформулировать универсальные мишени полимодальной мотивационной психотерапии и разработать технологии форсированного развития данных психических конструктов в ходе ПМП.
3. Собственно психотехническая составляющая ПМП базируется, в том числе, на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.
Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них. В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.
4. Общая теория психотерапии, разработанная нами в период 2001-2016 гг. дополняет идею полимодальной психотерапии проработанными универсальными компонентами психотерапевтической коммуникации. В частности, особое внимание здесь уделяется следующим мета-факторам, существенно повышающим эффективность психотерапевтического процесса:
Все эти позиции представлены в теоретической и практической части предлагаемого метода ПМП.
6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).
ПМП в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии:
Базовые техники и в еще большей степени формируемые технологические проекты ПМП, как правило, включают компоненты нескольких психотерапевтических модальностей.
Основные отличия от родственных методов.
Основное отличие ПМП от близких или родственных методик профессиональной психотерапии — например, аверсивных методов поведенческой психотерапии, мотивационного консультирования по У. Р. Миллеру, С. Роллнику — заключается в следующем:
Все вышеприведенные отличия свойственны исключительно ПМП и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.
Показания, противопоказания и границы применения методики.
Показания, противопоказания и границы применения метода ПМП четко разработаны и представлены следующим образом.
Показания:
Противопоказания:
Единственным противопоказанием к использованию ПМП является наличие интеллектуальных расстройств такого уровня, который препятствует осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента.
Границы применения метода:
ПМП используется в границах сектора населения с наличием показаний и к использованию данного метода (по нашим данным, это, как минимум, около 20% популяции), при наличии подготовленных специалистов-психотерапевтов и возможностей отслеживания объективной динамики состояния клиентов.
9. Основные используемые труды.
Апробация ПМП проводилась на:
Перинатальная и репродуктивная психотерапия
Печникова Е.Ю., Филиппова Г.Г.
Перинатальная психотерапия и психология и психология репродуктивной сферы как модальность является современным отечественным направлением психологической и психотерапевтической работы, направленным на оптимизацию и коррекцию условий развития личности в раннем онтогенезе, на психологическую коррекцию и психотерапию проявлений в психике взрослого человека нарушений перинатального периода развития и их последствий, а также на оптимизацию, психотерапию и психокоррекцию нарушений репродуктивной сферы женщин и мужчин.
Расширенное определение модальности
Перинатальная психотерапия и психология и психология репродуктивной сферы как модальность является современным отечественным направлением психологической и психотерапевтической работы, направленным на оптимизацию и коррекцию условий развития личности в раннем онтогенезе, на психологическую коррекцию и психотерапию проявлений в психике взрослого человека нарушений перинатального периода развития и их последствий, а также на оптимизацию, психотерапию и психокоррекцию нарушений репродуктивной сферы женщин и мужчин. Направление разрабатывается в России и в зарубежной психотерапии с середины ХХ века. В России получило научное обоснование и практическое применение с 1990-х годов [1,2, 3,5]. В 2010 году в рамках перинатальной психологии и психотерапии выделилось новое направление — психология репродуктивной сферы, что было связано с запросом теории и практики на углубленную психологическую и психотерапевтическую работу с нарушениями репродуктивного здоровья [4,5]. В 2014 году для объединения психологической и психотерапевтической работы со всеми этапами и аспектами реализации репродуктивной функции стало использоваться определение «репродуктивная психология» [5,6]. В рамках этого общего направления сформировалась как специфическая область репродуктивная психосоматика [7].
Перинатальная психотерапия и психология и психология репродуктивной сферы включает в себя: психологию и психотерапию раннего развития человека; психологию и психотерапию родительства и репродуктивной сферы в целом; системную семейную психологию и психотерапию, ориентированную на проблемы репродукции, ожидания и раннего развития ребенка; психосоматику и психофизиологию раннего развития ребенка; психофизиологию репродуктивной сферы родителей и репродуктивную психосоматику; психологическую и психотерапевтическую помощь при лечении нарушений репродуктивного здоровья у женщин и мужчин; а также изучение влияния пре — и перинатального опыта на психику взрослого человека и психотерапевтическую работу с возникающими при этом проблемами.
В теоретическом плане перинатальная психотерапия и психология и психология репродуктивной сферы имеет собственную развитую теоретическую базу, опирающуюся на классические и современные теории раннего развития личности, теорию функциональных систем, концепции психологии и психосоматики репродуктивной сферы и другие разработки.
Психологические механизмы воздействий в перинатальной психотерапии и психологии и психологии репродуктивной сферы, лежащие в основе личностных изменений клиента.
В перинатальной психотерапии и психологии и психологии репродуктивной сферы особое внимание уделяется существующему в психике клиента раннему опыту и его преобразованию последующим жизненным опытом, ориентация на перинатальные и диадические проблемы клиента. Основой применения практических методов и приемов работы является представление о человеке как системном образовании, включающем три подсистемы: физиологию, тело, психику. При работе с диадой это представление опирается на закон дифференциации — как основной закон развития, согласно которому на ранних этапах онтогенеза структура системы еще не является дифференцированной, и ребенок проявляет себя интегрально, реагируя на любое воздействие среды (физическое и психическое) целостно всем организмом. Разделение физиологи, телесности и психики и формирование механизмов их взаимодействия (психосоматические и психотелесные взаимосвязи) происходит в перинатальном периоде и в процессе диадических отношений и имеет ряд сензитивных периодов. Это означает, что нарушение ранних этапов развития сказывается на всех составляющих человека как системы и механизмах взаимодействия этих составляющих, то есть определяет особенности индивидуального психотипа (психосоматического, психотелесного, эмоционального, личностного). С другой стороны, репродуктивная сфера человека также включат физиологическую, телесную и психическую составляющие. Репродуктивная сфера является функциональной системой, в которой задействованы соматические органы, нейро-гуморальная регуляция, поведение (телесная составляющая), ценностно-смысловая сфера личности, сознательные и неосознаваемые компоненты психики. Кроме того, реализация репродуктивной функции является культурно и социально обусловленной, что требует ориентации в культурных моделях половых и родительских отношений и их учет в практической работе с клиентом. Таким образом, во всех случаях специалисту приходится работать со всеми компонентами человека как системы и с его вертикальными (филогенетическими, культурно-историческими и семейно-родовыми) и горизонтальными (конкретно-культурными, социальными и внутрисемейными) межсистемными взаимосвязями. Эти обстоятельства требуют включения методов, ориентированных на все слои личности, архитипические модели, психосоматические и психотелесные взаимосвязи, межличностные отношения.
Структурирование процесса воздействия, краткое описание этапов и направлений работы в модальности.
Психотерапевтический процесс ориентируется на терапевтический контракт, соглашение психотерапевта и клиента о целях психотерапии, в рамках которого они являются равноправными партнерами, в ряде случаев контракт заключается при участии лечащего врача (в практике клинической работы с проблемами репродуктивной сферы). При работе с диадой психотерапевт сам определяет цели и задачи, связанные с оптимизацией развития ребенка и формирует у родителей мотивационный запрос «в пользу ребенка». Психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция и психологическое сопровождение при работе с перинатальными и репродуктивными проблемами применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами, при работе с семьей в период беременности, рождения и раннего развития ребенка, психологами и психотерапевтами в женских консультациях, роддомах, при использовании вспомогательных репродуктивных технологий.
При работе с диадой ребенок рассматривается как клиент и участник психотерапевтического процесса. Методы диагностики и воздействия различаются на разных этапах существования диады. Основной целью является оптимизация условий развития ребенка. Определяется возможность со стороны матери обеспечивать необходимые условия для развития психики ребенка, делается прогноз формирования базовых психических структур у ребенка. Для диагностики используются специально разработанные вербальные и невербальные методики (опросники, рисунки, графические и эмоционально-образные методики), клиническая беседа, наблюдение, организованное взаимодействие (родителей с ребенком и в супружеской паре). Используется системная семейная психотерапия, при необходимости — личная терапия и консультирование матери, а также программы развивающей и коррекционной работы с диадой.
На этапе подготовки к родительству (до зачатия) информативное значение имеют образы родителей о будущем родительстве, готовность жизненной ситуации, наличие неблагоприятных компонентов родовых сценариев, содержание онтогенеза репродуктивной сферы. Воздействия осуществляются в различной форме и направлены на преобразование неблагоприятного онтогенетического опыта, перестройку родовых сценариев, разрешения проблем сепарации и полоролевой идентичности, повышение ценности ребенка и родительства, формирование адекватных образов будущего, построения плана преобразования жизненной ситуации.
В период беременности определяются стиль переживания беременности, содержание психологического компонента гестационной доминанты, проявление материнской компетентности и материнской позиции при контакте женщины с внутриутробном ребенком, перестройка отношений привязанности у беременной, изменение супружеских позиций, готовность к родам и другие показатели. Воздействия направлены на формирование материнской компетентности и родительской позиции супругов, оптимизацию психологического компонента беременности, коррекцию мотивационного компонента родительской сферы. В индивидуальной работе используются техники позитивной и ресурсной психотерапии и консультирования, системной семейной психотерапии, сипмтоматическая работа с состояниями тревоги и страха. Осуществляется коррекция психического состояния матери с целью оптимизации условий формирования нервно-психических механизмов адаптации ребенка.
При подготовке к родам диагносцируется психическая и физическая готовность к родам. Обращается внимание на семейные сценарии и собственный перинатальный опыт родителей (особенно при подготовке к партнерским родам). Формируются необходимые навыки поведения, работы с телом, взаимодействия с участниками процесса родов.
При работе с проблемами репродуктивного здоровья женщин и мужчин психодиагностика, психотерапия и консультирование используются для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений. В этом направлении преимущественно осуществляется клиническая работа. Диагносцируются составляющие репродуктивной сферы: физиология (состояние соматических органов и нейро-гуморальная регуляция), телесная составляющая (телесная организация, готовность тела к предоставлению места для ребенка, расширению своих границ, изменению), психическая составляющая (готовность психологического пространства, актуальность мотивации рождения ребенка, мотивационные конфликты, принятие ребенка и родительской позиции, образ будущего родительства и т.п.). В беременности диагносцируется стиль переживания беременности, вероятность психосоматических и психотелесных нарушений, прогноз родов и послеродового периода. Разработаны методы совместного медико-психологического лечения бесплодия и невынашивания, ведения беременности, послеродового восстановления. Психотерапевтическое и психологическое воздействие направлено на мотивационную сферу личности, преобразование диадических интроектов, коррекцию архитипических и семейных моделей и сценариев, активно используется психосоматический подход, который реализуется с помощью проективных, эмоционально-образных и психодраматических техник.
При работе с перинатальными проблемами взрослых клиентов осуществляется психотерапевтическая и консультационная работа с личностными проблемами, имеющими своим источником осложнения развития базовых психических образований в пре — и перинатальном периоде и нарушения диадических отношений: базовая позиция «Я-Мир», психосоматические проблемы, проблемы супружеских и партнерских отношений, детско-родительские отношения.
Характеристика методов и техник, используемых в модальности.
Методы практической консультационной и терапевтической работы базируются на принципах полимодальной психотерапии и консультирования. В практике перинатальной психотерапии и психологии и психологии репродуктивной сферы используется интеграция основных модальностей психотерапии (клиент-центрированная психотерапия, психодинамическая психотерапия, системная семейная психотерапия, когнитивная психотерапия, трансактный анализ, гештальт-терапия, эмоционально-образная терапия, поведенческая психотерапия, психодрама и символдрама, сказкотерапия, арттерапия и др.) и применяются приемы практической работы, модифицированные для задач перинатальной психотерапии (эмоционально-образные, рисуночные, символические вербальные и невербальные, телесные, интерактивные). В психологическом консультировании — клиент-центрированный подход, позитивная и ресурсная терапия, опирающиеся на когнитивные и эмоциональные приемы воздействия. В диагностике перинатальных и диадических проблем используются проективные вербальные и невербальные методы, с помощью которых обнаруживается возникновение ранних конфликтов и их содержание, затем в парадигме психодинамического подхода анализируется трансформация этих переживаний и их влияние на актуальное состояние личности. В практике используются основные психотерапевтические методы и их модификации, а также оригинальные методы, разработанные в модальности, направленные на диаду и систему диада-отец, на индивидуального клиента и супружескую пару. Практика работы в перинатальной психотерапии и психологии и психологии репродуктивной сферы осложняется тем, что многие компоненты репродуктивной сферы личности, в первую очередь ее родительской части, являются неосознаваемыми и замаскированными социально-санкционированными и архитипическими образованиями. Это затрудняет как сам анализ данных, так и возможность их доказательного представления клиенту, а также врачам и другим специалистам, в контакте с которыми работает психолог и психотерапевт.
Продолжительность консультирования, коррекционных программ и психотерапии определяется глубиной и содержанием психологических и психосоматических проблем клиента, содержанием контрактов с клиентами и может варьировать от единичных сессий до многомесячной регулярной работы. Особое место занимает краткосрочная психотерапия в рамках медицинского лечения проблем репродуктивного здоровья, использования вспомогательных репродуктивных технологий, ведения беременности.
Самостоятельной группой методов является психодиагностика, направленная на выявление перинатальных проблем, диагностику отношений в диаде, готовности женщин и мужчин к родительству, причин бесплодия и невынашивания, особенностей переживания беременности, формирующегося родительского отношения в дородовый период, прогноза родов и особенностей послеродового периода для матери и ребенка. В настоящее время можно выделить три направления психодиагностики:
Клиническая психодиагностика, используемая при лечении нарушений репродуктивного здоровья и ведении беременности. В этой области разработаны и применяются методики диагностики психологических причин нарушений репродуктивной сферы, прогноза темпов и успешности лечения, готовности к родительству, успешности применения репродуктивных технологий, нарушений развития ребенка, скрининговые методики психологической диагностики течения беременности по триместрам.
Психодиагностика при психологической подготовке к родам и родительству имеет целью выявление психологической готовности к родительству, сформированности родительской позиции и родительской компетентности, принятия ребенка и своего родительства, прогноз родов и особенностей послеродового взаимодействия с ребенком, а также оценки эффективности проводимой психологической работы.
Психодиагностика при индивидуальной терапии и консультировании по запросу клиента выявляет наличие перинатальных и диадических проблем, позволяет наметить пути их решения и отследить получаемые эффекты. Помимо перечисленных выше методик, используется анализ жизненного пути и особенностей жизненной ситуации, использования индивидуальных стратегий реагирования, включенность в семейные сценарии и т.п.
По формату психотерапия может быть индивидуальной, парной, семейной, групповой или комбинированной. Применяются психотерапия и психологическое консультирование, тренинги, развивающие и коррекционные занятия для родителей и родителей с детьми.
Противопоказаний к применению перинатальной психотерапии, видимо, нет. Практика показала необходимость ограничения в применении суггестивных, психодраматических и глубинных техник при работе с диадой, особенно в дородовый период ее формирования.
Конечные цели воздействия, позитивные личностные изменения, происходящие в результате воздействия.
Цели воздействия: повышение качества жизни, оптимизация базовых отношений «Я-Мир», оптимизация условий раннего развития ребенка, оптимизация репродуктивной функции семьи, профилактика, психотерапия и психокоррекция нарушений репродуктивной сферы, психологическая подготовка к рождению ребенка и сопровождение родительства. Особенностью работы в модальности является научно обоснованная и выверенная в практике взаимосвязь между перинатальными и диадическими проблемами развития человека — и нарушениями в его репродуктивной сфере. Таким образом, перинатальная психотерапия и психология и психология репродуктивной сферы направлена не только на психологическую помощь и улучшение качества жизни взрослых и детей в настоящем, но и на профилактику нарушений раннего развития и репродуктивного здоровья будущих поколений.
Результаты психотерапевтической и психологической работы. При работе с диадой результатом является оптимизация диадических отношений и формирование адекватной среды развития ребенка. Осуществляется профилактика и коррекция нарушений пре — и постнатального развития базовых личностных структур, преобразование диадических интроектов родителей, коррекция родительской позиции и компетентности. Для беременной женщины осуществляется коррекция течения беременности, психосоматических и психотелесных нарушений, налаживание семейных отношений.
При работе с проблемами репродуктивной сферы результатом является формирование адекватной мотивации рождения детей, коррекция психосоматических нарушений репродуктивной сферы у женщин и мужчин, оптимизация лечебного процесса.
При работе с диадическими проблемами взрослого клиента достигается изменение позиции «Я-Мир», коррекция невротический и психосоматических нарушений, супружеских и детско-родительских отношений.
Важной особенностью достигаемых результатов является их пролонгированный эффект, реализуемый в двух направлениях. Во-первых, результаты оптимизации и коррекции среды развития ребенка помимо актуального эффекта (непосредственное устранение симптомов и улучшение показателей развития ребенка) обнаруживаются в более поздние возраста, когда происходит адаптация к социуму, реализация своих партнерских и родительских позиций и т.д. Во-вторых, коррекция репродуктивной сферы человека оказывает воздействие на формирование репродуктивной сферы его будущих детей (и последующих поколений), так как ведущую роль в этом формировании играет опыт, полученный в собственной семье и детско-родительских отношениях (становление базовых составляющих репродуктивной сферы в сензитивные периоды развития: потребностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-оценочного, телесного, психосоматического).